Всего на сайте:
303 тыс. 117 статей

Главная | Рукоделие

Виды декоративно-прикладного творчества народа Донбасса. Народные традиции: символы, орнаменты  Просмотрен 80

Задание студентам группы МОЦИ-264

По дисциплине ОДБ.08. УГДД

На время дистанционного обучения

октября 2020 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить(фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

Литература: Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. – Л., 1991; Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009; Ребёнок и социум. – Минск: Красико-Принт, 2007.

 

Тема 7: «Виды декоративно-прикладного творчества народа Донбасса. Народные традиции: символы, орнаменты».

 

План

 

1. Вышивка.

2. Художественная резьба.

3. Вязание.

4. Лоскуток к лоскутку.

5. Бабушкин сундучок (рассказ об утюге).

6. Плат узорный.

7. Дымковская игрушка.

 

Цели занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве; знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства Донецкого края; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

 

Развивающая:

• продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы.

 

Воспитательная:

• формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других; привитие любви и уважение к традициям нашего народа

 

Преамбула

 

Каждый народ должен знать свои корни, свою культуру.

Только так мы можем сохранить своё национальное достояние.

Наша земля богата талантами. Во многих семьях можно найти мебель, платки, шкатулки, матрешки, тканые полотенца, которые изготовлены народными умельцами.

Мы с вами сегодня посетим наш школьный этнографический музей «Истоки» и познакомимся с разными видами декоративно-прикладного творчества народа Донбасса. Народными традиции, символами, орнаментами.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Нам хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящую в древность традиции, другие возникли в последнее десятилетие.

Термин «декор» происходит от латинского “украшаю”. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды или человека.

Прикладное искусство. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. Позднее, в ХIХ в. Эту область художественного освоения предметного мира определили, как «прикладное искусство».

 

1. Вышивка

 

Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки берет она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани.

В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар – птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища. Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа.

В южных областях вышивали разные мотивы: растения, фигуры людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка её завилась петельками и колечками. В своё время служили эти необычные узоры календарём. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

 

2. Художественная резьба

 

Художественная резьба – один из самых древних и распространенных видов декоративно – прикладного искусства. Резьбой украшали здания, предметы быта. Ажурной резьбой вырезают декоративные наличники, карнизы. При такой резьбе орнамент самый разнообразный: от простейшего геометрического до самого замысловатого растительного узора, изображений птиц, животных, различных существ. Главное достоинство её – легкий и тонкий рисунок, хорошо читающийся на просвет.

Иногда отдельные детали декоративного оформления предмета, выполненные в технике ажурной резьбы, накладывают на гладкий фон. Такой вид резьбы называется накладным.

 

3. Вязание

 

Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей.

Кто придумал вязание? Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотой статуэткой и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причем большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, он существует более трёх тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук – Арахна вечно ткет свою паутину.

Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.

 

4. Лоскуток к лоскутку

 

Лоскутное шитьё, или ПЭЧВОРК, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер, – очень модный вид рукоделия.

Техника шитья из кусочков ткани в России известна издавна. Знали у нас, как латать шелковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета.

Но как самостоятельный вид творчества лоскутная мозаика широко распространилась и стала входить в обиход только в Х1Х веке, когда в деревни начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундук, создавая затем знаменитые «бабушкины» яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную.

Если не хватало ткани – собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков. Брался простой геометрический орнамент с чередованием одних и тех же форм: полос, треугольников, квадратов, ромбов. Мастерицу не смущало, если изначально ткани было немного. Когда кончались лоскутки, готовая часть откладывалась в сторону в ожидании, когда появятся новые, чтобы дополнить и продолжить работу.

Сейчас лоскутное шитье по всему миру переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин, а нередко и мужчин своеобразным хобби. Кто– то изобретает новые абстрактные узоры, а кто – то пользуется уже готовыми устойчивыми формами, накопленными веками. Этим занятием зарабатывают на жизнь, украшают свой дом, делают подарки…

 

5. Бабушкин сундучок. История об утюге

 

Первым «устройством» для глажения, скорее всего, был плоский тяжелый камень. На ровной поверхности расстилали одежду, сверху придавливали камнем и оставляли так на некоторое время.

Второй способ глажки, дошедший к нам из глубины веков, – при помощи рубеля и валька. На Руси, например, таким способом пользовались еще семь-восемь веков назад. На ровно обструганную палку наматывали просушенное бельё и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски.

Наиболее близкий предшественник современного утюга – сковородка, а точнее – жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: “Федул, чего губы надул? Кафтан прожег…” Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.

Потом на смену жаровне пришел утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. А сверху, для лучшей тяги, добавляли даже трубу. Чтобы угли лучше горели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперед: «Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..»

Гораздо практичнее оказался сплошной утюг-болванка с приклепанной или съемной ручкой. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя. Пока один нагревался на плите, другим гладили. По мере остывания их меняли местами.

С распространением электричества нагревателем стала электрическая спираль, компактно расположенная внутри. Так на свет появились привычные ныне утюги электрические. Чтобы такой утюг ожил и заработал, необходимо подключить его к электросети.

 

Предыдущая статья:в) диктатура; Следующая статья:Плат узорный.
page speed (0.0132 sec, direct)