Всего на сайте:
282 тыс. 988 статей

Главная | Педагогика

ВЫДЕЛЕНИЕ РУК И ПАЛЬЦЕВ - 3 страница  Просмотрен 14

Рисунок 21

Рисунок 22

Рисунок 23

Рисунок 24

ВЫДЕЛЕНИЕ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это «автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную аг­рессию.

Рисунок 25

Нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным ин­теллектом, но плохо приспособленным к домаш­ней и школьной жизни. Пытается найти компен­саторное удовлетворение через пищу и владение вещами. Одной из частных проблем является склонность к воровству. Обратите внимание на прорисованные пальцы.

Рисунок 26

Нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Средний

интеллект. Застенчивый. Руки сложены на груди.

Рисунок 27

Нарисован мальчиком. Возраст 14 лет 10 месяцев. Отстает в школе. По шкале Стэнфорд—Бине и Век-слеру показал средний уровень интеллекта. Обра­тите внимание на промежность.

МАЛЕНЬКИЕ, НЕУСТОЙЧИВЫЕ НОГИ

Неуверенные дети часто изображают неустойчи­вые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не даю­щими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсут­ствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития лич­ности; постоянное чувство тревоги к тому же препят­ствует развитию эмоциональной зрелости и достиже­нию психического здоровья. Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» показал, как много зависит от установления базового чувства доверия в течение пер­вого года жизни.

Рисунок 28

Нарисован неуверенной, застенчивой девочкой 4 лет 10 месяцев. Отзывчивая, внимательная, ин­теллект выше среднего, склонна к приступам, по­теря слуха сенсорно-невральной природы. Воспи­тывается без отца. Обратите внимание на малень­кие верхние конечности и крошечные неустой­чивые ноги.

3 Зак. № 4480 Дилео

ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ РАЗМЕРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ФИГУРЫ

Если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он пред­ставляет его как деспотичного, подавляющего, агрес­сивного, пугающего человека. Также мы можем видеть рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности превышающим его по росту и весу. В конце концов ребенок прав, оценивая личность в соответствии с ее значением, а не объемом. Производя­щий наибольшее впечатление родитель может быть изоб­ражен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура. Менее значимый ро­дитель может быть изображен с маленькими руками или вовсе без них.

Рисунок 29 &

Нарисован мальчиком 6 лет 7 месяцев. Мать яв­ляется наиболее значимой фигурой. Мальчик не включил себя в семейный портрет. Средний ин­теллект, учится в первом классе.

Рисунок 30

Этот рисунок принадлежит девочке 6 лет 4 меся­цев. На изображение каждой из фигур у нее ушла одна минута. Девочка способная, но эмоциональ­но неразвитая, чрезмерно зависит от мамы, ко­торая кормит ее, одевает и присутствует при ее туалете.

У «девушки» есть зрачки и выражены руки и паль­цы. Мать девочки — деспотичная личность. Судя по выраженности рук (полностью отсутствующих у мужчины), ребенок воспринимает мать как аг­рессивного родителя.

СКРЫВАНИЕ ГЕНИТАЛЬНОЙ ЗОНЫ

Это можно наблюдать в рисунках человека дево­чек-подростков. Фигура девушки изображена с руками, стыдливо прикрывающими нижнюю часть туловища, в то время как руки мужской фигуры смело раскрыты. Одна девочка нарисовала невесту с букетом цветов в центре тела. Некоторые располагают какие-то предме­ты на уровне живота. Девочка нарисовала всю свою се­мью, члены которой были заняты какими-то делами, но она сама при этом была изображена лежащей не­подвижно в кровати, а ее нижняя часть тела была на­крыта одеялом.

Эти факторы, по-видимому, являются выражени­ем скромности и целомудрия, если не связаны с пове­денческими расстройствами. Сокрытие рук в детских рисунках рассматривается как выражение чувства вины из-за мастурбации.

Рисунок 31

Рисунок 32

Рисунки 31—33 выполнены девочкой 8,5 лет с нор­мальным интеллектом.

Выражают ее интерес к вос­производству (кошка и котята), к браку (руки неве­сты скромно сложены). Обратите внимание на то, что на рисунке семьи руки самой девочки скреще­ны спереди, на животе.

Рисунок 33

ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРОРИСОВКА ГЕНИТАЛИЙ

На детских рисунках половые различия представ­лены символично: количеством волос, ресницами, ук­рашениями, одеждой у женских фигур и короткими волосами (даже по сегодняшний день), пистолетами, сигаретами, галстуками у мужских фигур. Гениталии встречаются так редко, что их присутствие может иметь большое значение. Отсутствие на картинке половых ор­ганов вряд ли можно объяснить лишь культурными зап­ретами. Наиболее правдоподобным объяснением может быть перенос интереса от своего тела к пленительному внешнему миру, который характеризует поведение ре­бенка в латентный период. В возрасте с 6 до 12 лет адап­тированные дети активно включаются в овладение но­выми умениями и входят в крут своих одноклассников и друзей. Непристойные рисунки характерны для более старших детей.

Из многих рисунков детей латентного возраста я отобрал только полдюжины, на которых половой член или наружные женские половые органы ясно изобра­жены. Причины этого необычного дополнения кроются в переживаниях, которые стали причиной раннего осоз­нания ребенком высокой эмоциональной нагрузки, не­сомой половыми органами. Операция грыжи или обре­зание после младенчества могут вызвать страх кастра­ции. Совращение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут вызвать торможение у де­тей в латентный период развития, особенно у смышле­ных, восприимчивых детей. Чем бы это ни объяснялось, но из нескольких случаев, которые попались на глаза автору, большинство содержали свидетельства разно­образных поведенческих расстройств (агрессия, фобии), но лишь один ребенок оказался опережающим в разви­тии и хорошо адаптированным, каким и остался в под­ростковом возрасте.

Рисунок 34

Мальчик 11 лет, изображение женщины. Хотя она в брюках, ее пол очевиден по тому, как нарисо­ваны глаза, по сережкам и необычному изоби­лию волос. Внизу справа ножницы, прямая линия соединяет их с волосами. У фигуры большие, мощ­ные руки, длинные пальцы и выделенные зубы. Кажется, мальчик видит угрозу в женской фигу­ре. Ножницы выражают враждебность.

Рисунок 35

Рисуя фигуру своего пола, тот же мальчик (рису­нок 34) прибег к артистическому, высоко стили­зованному типу изображения. Рисунок впечатля­юще симметричен, идеально пропорционален и сведен к самой сути. Руки характеризует наличие огромных мускулов. Вдоль линии туловища рас­положены соски и пупок. Половой член огромно­го размера и с отверстием. Рисунок в целом, так же как и его отдельные части, служит выражени­ем агрессии.

СПУТАННОСТЬ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ

Тот факт, что дети отдают предпочтение изобра­жению людей, был отмечен исследователями многих стран как в этом, так и в прошлом веке. Другой много­кратно подтвержденный вывод заключается в том, что, когда ребенка просят нарисовать человека, он изобра­жает человека своего пола.

Вышесказанное позволяет сформулировать два следствия, имеющих важное практическое значение при интерпретации детских рисунков. Первое заключается в том, что, так как тенденция изображения фигуры че­ловека доминирует, неспособность сделать это и рисо­вать взамен неодушевленные предметы должна считаться необычным показателем, возможно, свидетельством девиации, указывающим на сложности в межличност­ных отношениях, эмоциональную отчужденность, аутизм. И второе следствие: так как большинство детей склонны изображать человека своего пола, предпочте­ние изображений противоположного пола указывает на возможность существования путаницы половой роли, трудности принятия половой роли в соответствии с биологическим полом.

Причины изображения фигур противоположного пола могут быть различны. Например, дети, воспитан­ные в специальных учреждениях, сталкивавшиеся по­стоянно исключительно с женским обслуживающим персоналом, не имеют возможности «изучить» мужчин. Мальчики в своей семье, находящиеся всецело под вли­янием матери, или девочки в семьях с тираном отцом и матерью, жалко и пассивно подчиненной отцу, могут идентифицироваться с более впечатляющим родителем. Также есть дети, которые без каких-либо очевидных причин в дошкольном возрасте проявляют преувели­ченный интерес к тому, что культура называет проти­воположным полом. Девочка с мальчишескими ухват-

Рисунок 36

Мужская фигура на рисунке изображена в мужской одежде (рубашка и брюки), с укороченными волосами, глаза без рес­ниц, рот без губ. Обратите внимание, что руки распахнуты.

ками обычно не так беспокоит родителей, как маль­чик, пристрастившийся одевать женскую одежду и иг­рать в куклы вместо паровозиков и солдатиков.

Возраст от 3 до 6 лет, вероятно, имеет решающее значение для установления маскулинности или фемин-ности. По мере взросления ребенка изображение чело­века будет в большей степени отражать психосексуаль­ную ориентацию ребенка. Сначала половые различия будут показаны длиной волос (даже сегодня, несмотря на актуальность унисекса). Позже появляется различие в одежде, хотя сейчас брюки начинают путать ситуа­цию. Различия в очертаниях тела, особое внимание к глазам, украшениям и прическам, появляются на ри­сунках женщин девочек-подростков и девочек чуть млад­ше. Мужские фигуры, нарисованные мальчиками, час­то отражают попытки изобразить движение, в то время как некоторые из них могут носить оружие, сигареты или другие предметы, символизирующие половую при­надлежность. Умные дети с развитым вниманием начи­нают изображать половые различия в более раннем воз­расте.

В рисунке 37, выполненном мальчиком 5,5 лет, выражена очевидная спутанность сексуальных ролей.

Живет почти с самого рождения в детском доме, персонал которого исключительно женс­кого пола. За исключением кратких встреч с вра­чами и социальными работниками мужского пола, мальчик живет в окружении женщин. Практичес­ки не имеющий возможности установления ус­тойчивой связи со взрослым мужчиной, ребенок спонтанно изобразил женскую фигуру, которую назвал Кейт, медсестра.

Рисунок 37

Рисунок 38

Мальчик 4 лет 6 месяцев, которого попросили на­рисовать человека, изобразил эту женскую фигу­ру. Он предпочитает играть в девчачьи куклы и одевает нижнее белье матери. Этот рисунок луч­ше следующего изображения мужской фигуры.

Рисунок 39

После того как мальчик сначала нари­совал женскую фигуру, эксперимента­тор попросил его нарисовать мальчика. Это изображение мужской фигуры усту­пает первому рисунку и по качествен­ным, и по количественным параметрам.

Многочисленные исследования показали, что в семьях без отцов или в семьях, где отцы не имеют вли­яния, мальчики не могут получить должного представ­ления о мужественности.

Рисунок 40

Рисунок 40 создан мальчиком семи лет, физически полно­ценным, со средним уровнем интеллекта, в ответ на просьбу нарисовать фигуру человека. Вместо фигуры своего пола он нарисовал женщину. Родители мальчика развелись, когда ему было 4 года. За ним присматривает бабушка, когда мама за­нята на работе. Отца он видит редко, общаться с другими взрослыми мужчинами он не умеет. Мать обеспокоена тем, что мальчик надевает ее нижнее белье и предпочитает играть в куклы вместе с девочками. На рисунке 41 в качестве трех своих самых заветных желаний он изобразил сердце, цветок и клевер, что вряд ли можно было ожидать от мальчика.

Рисунок 41

Мальчик 13 лет (рисунки 42, 43) воспитывается в семье, где мать играет доминирующую роль, проходит курс психотера­пии по поводу целого ряда проблем: энурез, лживость, пло­хая приспособленность к школе, побег из дома и пропуски занятий. Уровень IQ равен 75, а уровень вербального интел­лекта по Векслеру — 99. Тест Роршаха показал незрелость, подавленное чувство униженности, неадекватности. Воспри­ятие реальности в норме, имеет место проблема, связанная с материнской фигурой. Когда мальчика попросили нарисовать фигуру человека, он сперва изобразил впечатляющую женс­кую фигуру; затем его попросили нарисовать мужчину. У жен­щины на рисунке есть руки, а у мужчины нет. Половые раз­личия на рисунках минимальны для мальчика его возраста.

Рисунок 42

Спутанность сексуальных ролей хорошо выраже­на на двух рисунках (рисунки 44, 45), выполнен­ных девочкой-подростком, псевдогермафродитом. В первую очередь она нарисовала женщину, что подразумевает ее правильную идентификацию со своим полом. Затем она нарисовала мужчину. Обе фигуры практически одинаковы, за исключени­ем прически на голове женщины. Но в остальном у обоих фигур широкие плечи, узкие бедра и ми­нимальные различия в одежде. Оба рисунка вы­полнены неуверенными, слабыми, прерывисты­ми линиями; у фигур маленькие руки и короткие ноги — все указывает на выраженную незащищен­ность. В беседе она неохотно обсуждает свои про­блемы, в связи с этим можно обратить внимание на отсутствие рта на обоих рисунках.

Рисунок 45 84

Рисунок 46

ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Грэме (Grams) и Риндер (Rinder) попытались от­ветить на этот вопрос, изучая рисунки «гомосексуаль­но» делинквентных мальчиков, сравнивая их с рисун­ками «гомосексуально» неделинквентных мальчиков. За основу исследования они приняли оценку деталей, пред­лагаемых Маховер: рисунок женщины на первом месте; акцент на бедрах и ягодицах; неспособность нарисовать «V» в качестве промежности и другие менее определен­ные, но символические черты, такие как закрашива­ние губ, ресниц, большие уши и нос. Они не смогли доказать валидность любого из этих показателей или 15 знаков, взятых вместе.

Эти выводы перестают быть убедительными, если мы обратим внимание на критерий классификации мальчиков как гомосексуалистов или нет. Опыт гомо­сексуальных контактов в условиях специализированно­го учреждения не исключает предпочтение гетеросек­суального партнера в нормальных условиях, на свобо­де, с разнообразием возможностей.

Критерии, предложенные Маховер на основе кли­нического опыта, разумеется, весьма любопытны, мож­но даже сказать, что они имеют определенную диагно­стическую ценность.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ В РИСУНКАХ

Разрозненные части тела Нелепые, эксцентричные рисунки челове­ка

Зачеркивание изображений человека Жесткие, роботоподобные фигуры Чрезмерная штриховка Рисунки без людей

Темные облака и заштрихованное солнце Игра в закорючки

РАЗРОЗНЕННЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

Рассеивание частей тела в рисунке необычно, так как большинство детей, даже в ранних попытках изоб­ражения человека, пытаются нарисовать целостный образ. Даже если человек — это только голова, ребенок расположит его черты внутри примитивного круга, не раскидывая их за его пределами. Позже, на стадии «го­ловастиков», человек — это голова и конечности, ко­торые выходят из головы и вместе с ней образуют еди­ное целое. Очевидно, что изображение человека, части которого разбросаны по листу, не соединяясь друг с другом, — отклонение от нормы. Невозможность изоб­разить целостную фигуру отмечается у детей с серьез­ными нарушениями и показывает их личностную дез-организованность.

При благоприятных результатах терапии постепен­ная интеграция личности будет отражена в объедине­нии частей тела на рисунках. Сохранение рисунков по­зволит сравнить их с последующими творениями, та­ким образом помогая оценить изменения, которые про­исходят с личностью.

Рисунок 46

Рисунок 47

Рисунки 46 и 47 выполнены девочкой в доме при­емных родителей, где она подверглась сексуально­му насилию со стороны взрослых и села на героин. Части тела на рисунке разделены. Она сказала, что это глаза, большой нос, руки, ноги и волосы. Хро­нологический возраст 5 лет 10 месяцев.

Рисунок 48

Разъединенные части тела.

Ребенок 5 лет с эмо­циональным нарушением.

НЕЛЕПЫЕ, ЭКСЦЕНТРИЧНЫЕ РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА

Эти термины, возможно, покажутся неопределен­ными, но как еще нам можно обозначить эти поражаю­щие нелепостью и искаженностью рисунки, так оче­видно отличающиеся от обычных и нормальных.

Рисунок 49

Нарисован неуверенным мальчиком 5 лет из рас­павшейся семьи. Фигура человека разделена на части.

Рисунок 50

Нарисован девочкой 6 лет 2 месяцев. Неуверен­ная. Чрезмерно боится чужих людей.

ш

Рисунок 51

Нарисован мальчиком 9 лет. Фобии и компуль-сивное поведение (навязчивости). Также имеют место признаки мозговой дисфункции.

Рисунок 52

Нарисован тем же мальчиком, что

и рисунок 51.

Рисунок 53

Нарисован мальчиком 12 лет 10 месяцев. Очень низкая \спеваемость в школе. Ребенок воспиты­вается в плачевных условиях.

ЗАЧЕРКИВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Рисунок 54 нарисован девочкой 5 лет 6 месяцев. Сначала она нарисовала женскую фигуру с голо­вой, глазами, зрачками, носом, ртом, руками и пальцами, ногами, в платье и обуви (этот рису­нок соответствует ее хронологическому возрасту). Затем она энергичными штрихами перечеркнула нарисованное, как будто стремясь его полностью уничтожить. У девочки нарушения слуха в резуль­тате перенесенной матерью во время беременнос­ти коревой краснухи. Родители девочки разошлись, обстановка в доме была напряженная. Мать, до­минирующая и властная, сидела дома и получала социальное пособие. Наша девочка (имеет млад­шего брата) — социально отзывчивый ребенок, но проявляет излишнюю вовлеченность в болезнь. Педагогу, отвечающему за программу обучения ро­дителей, была известна атмосфера в этом доме, где эмоции просто кипят. Этот рисунок может быть интерпретирован как выражение крайне негатив­ных чувств.

Рисунок 54

ЖЕСТКИЕ, РОБОТОПОДОБНЫЕ ФИГУРЫ

Негибкие, стереотипные фигуры рисуются, как правило, детьми, трудности которых могут прини­мать различные формы и иметь различные причины. У одних детей проблемы могут быть связаны с тем, что их неудовлетворительная школьная успеваемость не соответствует их способностям, они учатся ниже своих возможностей.

В таких рисунках часто проявляется эмоциональ­ная незрелость. Проблемы также могут быть связаны с чрезмерно напряженной домашней атмосферой.

На напряженную семейную атмосферу реагиру­ет аллергией и пищевыми расстройствами

Рисунок 55 (см. на обороте) нарисован мальчи­ком 4 лет 6 месяцев. Это неагрессивный ребенок с нормальным интеллектом. На прогулке убегает прочь или со словами «Пойдем к моему другу» предлагает свернуть, если проявляют грубость по отношению к нему. В рисунке обращает на себя внимание отсутствие рук, роботоподобность фи­гуры, состоящей из квадрата и прямоугольника.

4 Зак. № 4480 Дилео

«о

Рисунок 56

Рисунок семьи, созданный мальчиком 13 лет. Успеваемость в школе резко снизилась за последний год. Враждебен по отно­шению к учительнице, утверждает, что она ненавидит его.

Рисунки 57 и 58 выполнены усыновленным маль­чиком 11 лет со средним интеллектом, низкой мо­тивацией и уровнем притязаний, неудовлетвори­тельной школьной успеваемостью, обескуражи­вающей пессимистичной позицией. Энуретик. У него обедненный образ «я», называет себя глу­пым. Знает о своем усыновлении, недавно сказал приемной матери: «Как только я стану вам не по карману, вы тут же отправите меня назад?» В на­рисованных им человеческих фигурах обнаружи­вается незрелость представлений о теле: практи­чески нет различий между мужской и женской фи­гурой (даже волосы у обоих короткие).

Рисунок 57 100

Рисунок 58

ЧРЕЗМЕРНАЯ ШТРИХОВКА

Акцент на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком постоянно встречается в рисунках тре­вожных детей. Заштриховано может быть лицо, нижняя часть тела или, что более показательно, генитальная зона.

Я уже упомянул факт того, что чернокожие дети не заштриховывают лицо, если они, как и их белые ровесники, не испытывают беспокойства и озабочен­ности своим внешним видом, идентичностью, или это может выражать тревогу по поводу родительских разно­гласий и разрыва семьи.

Маховер обнаружила чрезмерную активную штри­ховку, временами сконцентрированную на генитальной зоне, в рисунках подавленных детей в начале латентно­го периода.

Я наблюдал, как несчастные дети зарисовывают солнце и как дети с ранним сексуальным развитием закрашивают окно в комнате, в которой огромная кро­вать располагается в самом центре рисунка.

В связи со штрихованием уместно заметить, что в протоколах Роршаха оно является показателем тревож­ности. Согласно Эймсу (Ames), Метруа (Metraux) и Уолкеру (Walker), которые описывали тенденции раз­вития с раннего детства через юность, штриховка ред­ко встречается в латентном возрасте, достигая пика в 13 лет, когда ребенок становится интроспективным и задумывается над своими возможностями. Такие склон­ности в более юном возрасте могут быть показателем эмоционального расстройства.

На рисунке 59, выполненном мальчиком 6 лет, нарисована его семья. Это усыновленный ребенок. Несмотря на свой интеллект, у него были нарас­тающие трудности в школе. Он осознавал свою исключительность и свое положение в семье. Его чувства к приемной матери были крайне проти­воречивы.

В семье есть еще один усыновленный младший ребенок. Мальчики вместе уживались хо­рошо. В рисунке он изобразил своего брата, себя и мать. Он описал родительские фигуры, перечерк­нув их в конце и сказав: «Моя мама бьет моего отца».

Рисунок 59 105

РИСУНКИ БЕЗ ЛЮДЕЙ

Согласно принципу, что дети рисуют то, что для них важно, изображение человека было и продолжает оставаться их любимым предметом. Это замечание, сде­ланное во второй половине XIX в. Коррадо Риччи, Лю-кенсом (Lukens) и позднее Бэллардом (Ballard) (Анг­лия), Энгом (Eng) (Норвегия), Мюле (Miihle) (Герма­ния) и Гудинаф (Соединенные Штаты), остается зна­чимым даже в нашем веке технологических чудес.

По мере интеллектуального и личностного роста ребенка человеческой фигуре предназначено пройти ряд трансформаций, но она продолжает, по крайней мере на протяжении латентного периода, оставаться цент­ральным мотивом на пейзажах, которые могут вклю­чать домашних животных, дом, цветы, дерево, светя­щее солнце, возможно, облако или два.

Детям настолько несвойственно не изображать людей на рисунках, что это наводит на мысли о слож­ностях в межличностных отношениях.

Как отмечал Энг, дети переносят ранее составлен­ную схему человека в рисунки животных. Результат — четвероногое создание с человеческим лицом.

Рисунок 60

Нарисован усыновленным ребенком со средним уровнем умственного развития 6 лет 9 месяцев. Сказал, что изобразил «даму, которая держит собаку и гуляет». У собаки человеческое лицо.

Рисунок 61

Рисунок способной, но несчастливой девочки 12 лет 10 месяцев. Из-за преследующего ее страха смерти она отка­зывается спать дома одна. Мрачная картина с бесплодным деревом, облаками, забором. Людей на рисунке нет.

ТЕМНЫЕ ОБЛАКА

И ЗАШТРИХОВАННОЕ СОЛНЦЕ

Многие нормальные дети придают яркость рисун­ку человеческой фигуры, добавляя солнце. Обычно сол­нце рисуется в виде дуги в одном из верхних углов листа бумаги. Солнышко изображается в виде улыбаю­щегося личика, а линии, выходящие из него, пред­ставляют его лучи. Интересный факт — дети из разных уголков мира изображают солнце в одинаковой мане­ре, как будто они собрались вместе и договорились.

Детям несвойственно добавлять в рисунок грозо­вые тучи и темное солнце. Как правило, эти зловещие знаки рисуют несчастливые дети.

Рисунок 62 (см. на обороте), которому очень под­ходит название «Печаль», спонтанно нарисован не­счастной, тихой девочкой 11 лет. Она плохо успе­вает в школе, хотя у нее средний уровень интел­лекта. Она не очень ладит со сверстниками. Ее тре­вога связана с домашней ситуацией: ее родители разошлись. Она нарисовала безлюдное место, уми­рающие, опадающие листья, темные облака, от­сутствие людей.

Рисунок 62

Рисунок 63

Нарисован девочкой 9 лет. Темное небо, черное

солнце. Людей нет.

Рисунок 64 ПО

Рисунок 64 нарисован девочкой 7 лет, учится в школе глухонемых, так как не говорит, что изна­чально связывалось с сенсорно-нервной потерей слуха, но длительное наблюдение за отсутствием реакции на окружающих и безрезультатность тре­нировки речи в течение длительного периода вре­мени указали на необходимость пересмотреть ис­ходный диагноз, т. к. аудиометрия ненадежна, ре­зультаты ее сомнительны.

У ребенка крепкое стройное телосложение, отсут­ствующий взгляд, большие мечтательные глаза, ангельское выражение, которое едва меняется, за исключением слабой улыбки в ответ на интенсив­ную стимуляцию извне. Она склонна к сотрудниче­ству, но пассивна и полностью безынициативна. Несложно установить и поддерживать зрительный контакт. Ее взаимоотношения с родителями, учи­телями и ровесниками поверхностны. Общий уро­вень функционирования соответствует уровню пси­хического развития 6-летнего ребенка. Она спонтанно нарисовала этот рисунок, жестом показав, что это я. Одна из первых частей, которые она нарисовала, — это моя борода. Кроме этого на рисунке есть голова, глаза, нос, рот, уши (с отвер­стиями), тело, руки, кисти, ноги, ступни. Это на качественном уровне выражает умственное разви­тие шестилетнего ребенка. Завершая рисунок, она решительно стала закрашивать туловище и часть лица. Чрезмерное закрашивание — характерная черта всех ее рисунков. Оно интерпретируется как пока­затель тревожности. Рисунок подтверждает впечат­ление от ее поведения и в совокупности с неэф­фективностью занятий позволяет заключить, что ее задержка речи не связана с повреждением слуха (если это вообще присутствует в ее случае), а именно психобиологические факторы играют первостепен­ную роль в сохраняющемся, несмотря на коррек-ционные занятия, отсутствии речи.

Предыдущая статья:РИСУНКИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ - 2 страница Следующая статья:ИГРА В ЗАКОРЮЧКИ - 4 страница
page speed (0.0148 sec, direct)