Всего на сайте:
282 тыс. 988 статей

Главная | Философия

ОТДЕЛ IV 1 страница  Просмотрен 10

Скрытность Посвященных

Экзотерические и Эзотерические Учения

Ориген о «Книге Бытия»

«Затемненные Высказывания» «Заветов»

Величайшее Преступление, когда-либо совершенное

Азиатские Религии открыто провозглашают свой Эзотеризм

Религия Мудрости

ОТДЕЛ V

Некоторые Причины Секретности

Ключ Практической Теургии

Лестница Бытия

Три Пути, открытые перед Адептом

Человек есть Бог

Иисус проповедовал Перевоплощение

ОТДЕЛ VI

Опасности Магической Магии

Имена суть Символы

Три Матери

Библия и жонглирование Словами

Моисей и Евреи

ОТДЕЛ VII

Старое Вино в Новых Сосудах

Копии, которые предшествовали Оригиналам

Кто же были Воры?

Характер Библии

ОТДЕЛ VIII

«Книга Еноха» – Источник и Основание Христианства

«Книга Еноха» – и Христианство

Енох регистрирует Расы

«Книга Еноха» символична

Оккультисты не отвергают «Библии»

IX]

ОТДЕЛ IX

Герметические и Каббалистические Доктрины

«Каббала» и «Книга Еноха»

Числа и Меры

Доктрина принадлежит Всем

ОТДЕЛ X

Различные Оккультные Системы Интерпретации Алфавитов и Цифр

Числа и Магия

Боги и Числа

Всемирный Язык

ОТДЕЛ XI

Шестиугольник с Центральной Точкой, или Седьмой Ключ

Оккультное оружие

ОТДЕЛ XII

Долг Истинного Оккультиста по отношению к Религиям

Христианские и не Христианские Адепты

ОТДЕЛ XIII

Адепты Периода после Появления Христианства и их Доктрины

Несправедливая Критика

Два Вечных Принципа

ОТДЕЛ XIV

Симон и его Биограф Ипполит

Неуравновешенные Равновесия

Камни в качестве «Улик»

ОТДЕЛ XV

Св. Павел – Действительный Основатель нынешнего Христианства

Аннулирование Закона Посвященными

Павел превращен в Симона

X]

ОТДЕЛ XVI

Петр – Еврейский Каббалист, а не Посвященный

Сиденье Петра

ОТДЕЛ XVII

Аполлоний Тианский

Таинственный Учитель

Аполлоний не может быть уничтожен

Де Мирвилль об Аполлонии

Аполлоний не выдумка

ОТДЕЛ XVIII

Факты, лежащие в Основании Биографии Адептов

Иисус и Аполлоний

Биографии Посвященных

Сходство Легенд

Природа Христа

Серьезная Неправильность при Переводе

Тайная Доктрина Иисуса

Крест и Распятие

Повествование об Иисусе

Первичная Женщина

Каббалистическое Чтение Евангелий

Всеобщие Учения

ОТДЕЛ XIX

Св. Киприан Антиохийский

Магия в Антиохии

Колдун становится Святым

ОТДЕЛ XX

Восточная Гупта Видья и Каббала

Тайна в Тайне

Авторство «Зохара»

Халдейский и Еврейский

Первые Люди

Многие События не являются Историческими

Подлинные Еврейские Буквы утеряны

Еврейский Эзотеризм не Примитивен

Сокровеннейший изо Всех Сокровенных

XI]

Три-в-Одном и Четыре

Семеричная Сефира

Слепые ведут Слепых

ОТДЕЛ XXI

Еврейские Аллегории

Еврейской Библии не существует

Некоторые Евреи были Посвященными

Семь Творящих Богов

Семь Ключей ко всем Аллегориям

Джеральд Мэсси по поводу Семи Творцов

Отец и Матерь

ОТДЕЛ XXII

«Зохар» о Творении и Элохимах

Ангелы в качестве Строителей

Кто эти Элохимы?

Монада, Дуада и Триада

Боги-Творцы

Бог Сонм

ОТДЕЛ XXIII

Что должны сказать Оккультисты и Каббалисты

Тайна Солнца

ОТДЕЛ XXIV

Современные Каббалисты в Науке и Оккультной Астрономии

Место Нептуна

Само-Порождение ех nihilo?

Существуют ли в Звездах Ангелы?

ОТДЕЛ XXV

Восточный и Западный Оккультизм

Изначальная Материя

Великая Глубь

Хаос Книги Бытия

Библия Человечества

Хаос есть Теос или Космос

Сто Восемь

ОТДЕЛ XXVI

Идолы и Терафимы

Гадание посредством Терафимов

Иегова и Терафимы

Лунный Идол

ОТДЕЛ XXVII

Египетская Магия

Свидетельства Папирусов

Символы и их Чтение

Перевоплощение и Трансмиграция

Египетские Хоу

Одержание в Египте

Два Ритуала Магии

Магические Статуи

Романы – но Правдивые

ОТДЕЛ XXVIII

Происхождение Мистерий

Мгновение в Небесах

Рост Народных Верований

Истинное Жречество

Египетские Жрецы

Открывание и Закрывание

Вырождение Атлантов

ОТДЕЛ XXIX

Испытание Солнечного Посвященного

Вишвакарма и Внкарттана

Передача Света

Масонство и Иезуиты

ОТДЕЛ XXX

«Солнце Посвящения» Мистерий

Солнце, как Бог

ОТДЕЛ XXXI

Предметы Мистерий

Мистерии и Теофания

Мистерии и Масонство

ОТДЕЛ XXXII

Следы Мистерий

Христос и Хрестос

Символизм Нарады

Египетское Посвящение

Жертвующая Собою Жертва

Орфей

ОТДЕЛ XXXIII

Последние Мистерии в Европе

Алесия и Бибрактис

Ученость Египта

ОТДЕЛ XXXIV

Преемники Мистерий после Появления Христианства

Коренные Расы

«Ложный Гносис»

Учения Аммония

Трудности и Опасности

Школа Неоплатоников

ОТДЕЛ XXXV

Символизм Солнца и Звезд

Круговой Танец

Христианская Астролатрия

Михаил Победитель

Христианский Солнце-Бог

ОТДЕЛ XXXVI

Языческое Поклонение Звездам или Астрология

Планетарные Ангелы

Небесные Колеса

Прометеева Тайна

ОТДЕЛ XXXVII

Души Звезд – Всемирная Гелиолатрия

Христианское Поклонение Звездам

Исключительное Признание

XIV]

ОТДЕЛ XXXVIII

Астрология и Астролатрия

Защита Астрологии

Ее Позднее Ухудшение

Ее Выдающиеся Ученики

ОТДЕЛ XXXIX

Циклы и Аватары

Не исполнившееся Пророчество

Сокровенные Циклы

ОТДЕЛ XL

Сокровенные Циклы

Нарос

Древность Вед

Свидетельство Песни Небесной

Аргументы Макки

ОТДЕЛ XLI

Учение об Аватарах

Все Аватары Идентичны

Добровольные Воплощения

Кардинал де Куза

Семь Лучей

Особые Случаи

Высший Астрал

ОТДЕЛ XLII

Семь Принципов

ОТДЕЛ XLIII

Тайна Будды

Шанкарачарья

Будда не может Перевоплощаться

Более Полное Объяснение

Жертва

Шанкарачарья все еще Живой

XV]

ОТДЕЛ XLIV

«Перевоплощения» Будды

Ваджрадхара

Живые Будды

Завуалированный Отрывок

ОТДЕЛ XLV

Неопубликованная Беседа Будды

Ошибочный Взгляд

ОТДЕЛ XLVI

Нирвана-Мокша

Акаша

Материя всегда Живая

Слепой Веры не Ожидают

Что означает Уничтожение

ОТДЕЛ XLVII

Сокровенные Книги «Лам-Рин» и Дзиан

ОТДЕЛ XLVIII

Амита Будда Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь. – Что говорят «Книга Дзиан» и

Ламасерии Цонг-К'а-па

ОТДЕЛ XLIX

Цонг-К'а-па. – Лоханы в Китае

Утерянное Слово

Тибетские Пророчества

ОТДЕЛ L

Исправлено еще несколько Ошибочных Концепций

Ложные Толкования Буддизма

Таинственная Страна

Абсурдные Заключения

Материалистические Востоковеды

Проникновение Буддизма в Тибет

LI]

ОТДЕЛ LI

«Доктрина Ока» и «Доктрина Сердца», или «Печать Сердца»

Заявления Сведенборга

Бог «Кто»

Еще неправильные Толкования

Арьясанга

НЕКОТОРЫЕ СТАТЬИ ОБ ОТНОШЕНИИ ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ К ЖИЗНИ

Примечание

Предупреждение

Драгоценность в Лотосе

Пифагорейская Тетрада

Семь Соответственных Содержаний

Соответствие между Расами и Человеком

Человек и Логос

Космические, Духовные и Физические Центры

Женщина и Алхимия

Звук и Цвет

Дни Недели

Объяснение

Астрология и Лунные Недели

Видение Звуков и Слышание Цветов

Планетные и Человеческие Тела

Планеты и Способности

Симон Волхв Чародей

Ряды Эонов

Тройной Эон

Магия и Чудеса

Магия – Божественная Наука

Семь Иерархий

Истоки

Цвета и Принципы

Первоначальные Семеро

Иерархии и Человек

Мудрость и Истина

Оккультная Секретность

Светлая и Темная Стороны Природы

Тончайшие Силы Природы

«Семь Принципов»

XVII]

Аурическое Яйцо

Пять или Семь Таттв

Таттвы

Эзотерическая и Тантрическая Таблицы Таттв

Хатха и Раджа Йога

Пробуждение Седьмого Чувства

Главные Чакры

Человеческая Арфа

Двойственность Манаса

Живой и Мертвый

Приобретение Бессмертия

Свет и Жизнь

Два Эго

Смерть Души

Перевоплощение Низшей Души

Обитатель Порога

Слово

Божественный Свидетель

Приложение

Действенная Мантра

Цвет и Духовный Звук

Музыкальная Таблица

Заметки по Некоторым Устным Учениям

Обитатель Порога

Страх и Ненависть

Треугольник и Четверка

Прана и Антахкарана

Священные Центры

Тела Акаша – Резонатор Природы

Космическое Сознание

Деления Астрального Плана

Планы Космоса

Дифференциация

Люди и Питри

Сила Воображения

Почему Циклы Возвращаются

Талы и Локи

Состояния Сознания

Человек и Локи

Йоги в Сварлоке

Сознание и Самосознание

Степени Сознания

Вибрации и Впечатления

Распятие Христос’а

XVIII]

Вознесение выше Мозга

Христос и Аполлоний

Начала

Космические Последствия

Огонь есть Крияшакти

Ответственность и Эго

Функции Астрального Тела

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

IX]Задача приготовления этого тома к печати была трудным и тревожным заданием, и поэтому необходимо ясно сказать, что в самом деле было сделано. Рукописи, переданные мне Е. П. Б., не были подобраны и не имели заметную систему: поэтому я взяла каждую рукопись в качестве отдельного Отдела и расставила их насколько возможно последовательно. За исключением исправления грамматических ошибок и удаления очевидно неанглийских идиомов, рукописи остались такими же, какими Е. П. Б. их оставила, если не указано о противоположном. Было несколько случаев, когда я заполнила пропущенные места, но каждое такое добавление заключено в квадратные скобки, чтобы его можно было отличить от текста. В «Тайне Будды» возникло дополнительное затруднение: некоторые части были переписаны четыре или пять раз и в каждом варианте заключалось по несколько фраз, которых не было в других; я собрала все эти варианты, взяла самый полный в качестве основы, и поместила туда все, добавленное в остальных вариантах. Однако, не без некоторых колебаний я включила эти Отделы в «Тайную Доктрину». Вместе с некоторыми весьма многозначительными мыслями в них содержатся многочисленные ошибки в фактах и многие утверждения, обоснованные на экзотерических писаниях, а не на эзотерическом знании. Они были переданы в мои руки для опубликования, как части третьего тома «Тайной Доктрины», и поэтому я не чувствую себя вправе становиться между автором и публикой ни внесением изменений в утверждения, чтобы сделать их соответствующими фактам, ни изыманием этих Отделов. Она сказала, что поступает, целиком руководствуясь собственным решением, и каждому XX] осведомленному читателю станет очевидно, что она (возможно умышленно) излагает многие сообщения настолько путано, что они суть просто маскировка; другие же сообщения (возможно нечаянно) так, что в них нет более ничего, как только экзотерическое, неправильное понимание эзотерических истин. Поэтому здесь, как и везде, читатель должен пользоваться своим собственным суждением; но, чувствуя себя обязанной опубликовать эти Отделы, я не могу это сделать без предостережения, что многое в них несомненно ошибочно. Несомненно, если бы автор сама издала эту книгу, она бы целиком переписала этот раздел; в таком же состоянии, самым лучшим казалось опубликовать все, что она сказала в различных экземплярах, и оставить это в довольно незаконченном виде, так как изучающие лучше предпочтут иметь то, что она сказала, в таком виде, как она это сказала, хотя может быть в этом случае им придется углубиться в него больше, чем пришлось бы, если она сама осталась бы, чтобы закончить свой труд.

Приведенные цитаты отыскивались, поскольку это было возможно, и к ним давались точные ссылки; в этой трудоемкой работе добровольными помощниками мне послужила целая плеяда самых серьезных и старательных исследователей под руководством м-с Купер-Оукли. Без их помощи не было бы возможно давать точные ссылки, так как часто приходилось просматривать целую книгу, чтобы отыскать цитату всего из нескольких строчек.

Настоящий том завершает собою оставшиеся после Е. П.

Б. материалы, за исключением нескольких разбросанных статей, которые еще остались и будут опубликованы в ее собственном журнале «Люцифер». Ее ученики хорошо знают, что мало найдется в нынешнем поколении таких, которые воздадут должное оккультным познаниям Е. П. Б. и ее изумительному полету мысли, но как она может ждать до будущих поколений для оправдания ее величия, как учителя, так и ее ученики могут позволить себе подождать оправдания их доверия.

Анни Безант

 

 

Что касается того, что ты слышал от других, которые убеждают массы, что душа, раз освобождена от тела, не страдает... от зла и бессознательна, – я знаю, что ты слишком хорошо сведущ в учениях, полученных нами от наших предков, и в священных таинствах Диониса, чтобы поверить им, ибо мистические символы хорошо знакомы нам, принадлежащим к Братству.

Плутарх

Проблема жизни – человек. Магия или, вернее, Мудрость есть развитое знание сил внутреннего существа человека, – эти силы являются божественными эманациями, – так как интуиция есть восприятие их начала, и посвящение – наше введение в это знание. ...Мы начинаем с инстинкта, кончаем – всезнанием.

А. Вильдер

 

 

 

1]

ВВЕДЕНИЕ

«Власть принадлежит тому, кто знает»; это очень старая аксиома. Знание – первым шагом к которому является способность постижения истины, отличение действительного от ложного – существует только для тех, кто, освободившись от всех предрассудков и победив свое человеческое самомнение и эгоизм, готовы принять каждую и любую истину, если она была им показана. Таких очень мало. Большинство судит о каком-либо труде в соответствии с аналогичными предрассудками его критиков, которые в свою очередь больше руководствуются популярностью или непопулярностью автора, чем недостатками или достоинствами самого труда. Поэтому вне круга теософов этому тому обеспечен еще более холодный прием со стороны широкой общественности, чем предыдущим двум. В наши дни никакое утверждение не может рассчитывать на честное суждение или даже на выслушивание, если его аргументы не последуют по линиям узаконенных и общепринятых исследований, строго придерживаясь границ официальной Науки или ортодоксального Богословия.

Наш век – это парадоксальная аномалия. Он преимущественно материалистический и настолько же набожный. Наша литература, наша современная мысль и так называемый прогресс – оба идут по этим двум параллельным линиям, настолько нелепо несходным, и все же так популярным и так ортодоксальным, каждая по своему. Тот, кто осмелится проводить третью линию, как соединительную черточку примирения между ними, – должен целиком приготовиться к самому худшему. Обозреватели будут искажать его труд; подхалимы от Науки и Церкви будут его высмеивать; оппоненты будут неверно цитировать, и его отвергнут даже благочестивые библиотеки. Абсурдно неправильные представления, возникшие в так называемых культурных кругах общества по поводу древней Религии Мудрости (Бодхизма) после появления восхитительно ясных и научно изложенных объяснений в «Эзотерическом Буддизме», являются хорошим примером к этому. Они могли бы послужить предостережением даже тем теософам, которые, закаленные почти в пожизненной борьбе служения своему Делу, не боятся выступить со своим пером и ничуть не устрашаются догматического 2] предположения или научного авторитета. И все же, как бы не старались теософические писатели, ни Материализм, ни доктринальный пиетизм не станут честно выслушивать их Философию.

Их доктрины будут систематически отвергаться и их теориям не дадут места даже в рядах научных однодневок, вечно сменяющих одна другую «рабочих гипотез» наших дней. Для сторонника «анималистической» теории наши космогенетические и антропогенетические теории в лучшем случае только «волшебные сказки». Ибо тем, кто хотели бы уклониться от какой бы то ни было моральной ответственности, несомненно гораздо более удобно признать происхождение человека от общего обезьяньего предка и видеть своего брата в бессловесном, бесхвостом бабуине, нежели признать отцовство Питров, «Сынов Бога», и опознать в качестве своего брата голодающего из трущоб.

«Назад, не подходите!» – кричат в свою очередь пиетисты. «Из почтенных, посещающих церковь христиан, вы никогда не сделаете эзотерических буддистов!?»

По правде говоря, мы ничуть не стремимся совершить эту метаморфозу. Но это не может и не должно предотвратить теософов от высказывания того, что они должны высказать, особенно тем, кто, противопоставляя нашему учению Современную Науку, делают это не ради ее самой, но только для того, чтобы обеспечить успех своим собственным влечениям и личному прославлению. Если мы не можем доказать многих наших положений, то не более могут и они; все же мы можем показать, как, вместо указания исторических и научных фактов – для назидания тех, кто зная меньше чем они, рассчитывают на ученых, чтобы они продумали и помогли бы им сформировать их мнения, – большинство наших ученых, кажется, исключительно направляют свои усилия на уничтожение древних фактов или на искажение их с целью их превращения в подпорки своим собственным особым взглядам. Это будет совершенно не в духе злобных нападок или даже критики, так как пишущая эти строки охотно признает, что большинство из тех, в ком она обнаруживает ошибки, стоит неизмеримо выше ее самой по учености. Но большая ученость вовсе не исключает пристрастия и предрассудков и также не служит защитной стеной против самомнения, а скорее наоборот. Кроме того, только во имя законной защиты наших собственных утверждений, т. е. ради реабилитации Древней Мудрости и ее великих истин мы намереваемся испытать наши «великие авторитеты».

Действительно, если не принять предосторожности ответить заранее на некоторые возражения на основные положения настоящего труда – возражения, которые несомненно будут выдвинуты на основании утверждений того или другого ученого по поводу эзотерического характера всех архаических и древних трудов по Философии – то нашим утверждениям еще раз будут возражать и их даже будут дискредитировать. Один из главных моментов в этом Томе заключается в указании присутствия в трудах древних арийцев, греков и 3] других выдающихся философов, так же как и во всех священных писаниях мира, глубоко эзотерической аллегории и символизма. Другой целью является доказать, что ключ к толкованию, в таком виде, как он дается Восточным Индо-Буддийским каноном Оккультизма, подходящий к христианским евангелиям так же, как и к архаическим египетским, греческим, халдейским, персидским и даже еврейским Моисеевым книгам – должен быть общим для всех народов, как бы не различались их соответственные методы и экзотерические «маскировки». Эти наши претензии встречают яростный отпор со стороны некоторых передовых ученых нашего времени. В своих Эдинбургских Лекциях проф. Макс Мюллер отбросил это основное утверждение теософов, указывая на индусские Шастры и пандитов, которые ничего не знают о таком Эзотеризме[1]. Этот ученый санскритолог в столь многих словах заявил, что нет никакого эзотерического элемента, нет скрытого значения или «маскировок» ни в «Пуранах», ни в «Упанишадах». Принимая во внимание, что слово «Упанишада» означает при переводе «Тайная Доктрина», такое утверждение, мягко говоря, странное. Сэр М. Моньер Уильямс опять придерживается такого же мнения о Буддизме. Послушать его, значит признать, что Готама Будда был враг любой претензии на Эзотерические учения. Сам он никогда их не преподавал! Все такие «претензии» на оккультное знание и «магические силы» обязаны своим происхождением позднейшим Архатам, последователям «Света Азии»! Проф.

Б. Джовет, в свою очередь, так же презрительно обходит молчанием «абсурдные» толкования «Тимея» Платона и Книг Моисея неоплатониками. В Платоновских «Диалогах» нет и дуновения какого-либо восточного (гностического) духа Мистицизма или какого-либо приближения к Науке, говорит Региус – профессор греческого языка. Наконец, в довершение всему этому, ассириолог проф. Сейс, хотя он не отрицает присутствия сокровенного значения в ассирийских табличках и клинописной литературе –

Многие из священных текстов... написаны так, что понять их могут только посвященные –

все же настаивает на том, что «ключи и толкования» к ним теперь находятся в руках ассириологов. Современные ученые, утверждает он, обладают ключами к истолкованию Эзотерических Записей,

Какими не обладали даже посвященные жрецы (Халдеи).

4] Итак, по научной оценке наших современных востоковедов и профессоров, в дни египетских и халдейских астрономов Наука находилась в своей младенческой стадии. Ианини, величайший грамматик в мире, не был знаком с искусством писания. Также и Владыка Будда и все другие в Индии вплоть до 300 г. до Р. X. Величайшее невежество царствовало в дни индийских Риши и даже в дни Фалеса, Пифагора и Платона. Действительно, теософы должны быть суеверными невеждами, чтобы говорить так, как они говорят перед лицом такого ученого доказательства о противном.

Поистине, это выглядит так, как будто бы от сотворения мира всего был один век истинного знания на земле – это наш век. В мглистых сумерках, на серой заре истории стоят бледные тени Мудрецов древности, прославленных на весь мир. Они безнадежно доискивались истинного смысла их собственных Мистерий, дух которых покинул их, не раскрывшись Иерофантам, и остался латентным в пространстве вплоть до пришествия посвященных современной Науки и Исследований. Полуденная ярость света познаний только теперь пришла к «Всезнайке», который, греясь на ослепительном солнышке индукции, занимается своим Пенелоповым трудом «рабочих гипотез» и во всеуслышание заявляет о своем праве на всеохватывающее знание. Может ли тогда кто-либо удивляться, что, по нынешним воззрениям, ученость древнего философа, а иногда и его непосредственных преемников в прошлых веках, всегда была бесполезна для мира и нестояща для него самого? Ибо, как уже неоднократно и ясно было объяснено, в то время как Риши и древние Мудрецы далеко шагнули за пределы засушливых полей мифов и суеверий, средневековый ученый и даже средний ученый восемнадцатого века всегда были более или менее стеснены их «сверхъестественной» религией и верованиями. Правда, общепризнано, что некоторые древние и также средневековые ученые, такие как Пифагор, Платон, Парацельс и Роджер Бэкон, за которыми последовал сонм прославленных имен, действительно, оставили не мало вех на драгоценных рудниках Философии и неисследованных залежах Физической Науки. Но затем, действительное раскапывание их, плавка золота и серебра, шлифовка содержащихся в них драгоценных камней – всем этим мы обязаны упорным трудам современного человека Науки. И разве не его непревзойденному гению мы обязаны тем, что невежественный и до сих пор обманываемый мир теперь находится в долгу перед ним за верное знание истинной природы Космоса, действительного происхождения вселенной и человека, как это раскрыто в автоматических и механических теориях физиков, в согласии со строго научной Философией? 5] До нашей культурной эры Наука была лишь названием; Философия – заблуждением и западней. Согласно этим скромным претензиям современных авторитетов на обладание настоящей Наукой и Философией, Древо Познания только теперь выросло из мертвых сорных растений суеверия, подобно тому, как из безобразной куколки появляется прекрасный мотылек. Поэтому нам не за что благодарить наших праотцов.

В лучшем случае, древние только приготовили плодородную почву, но именно современники стали теми сеятелями, которые посадили семена знания и тщательно вырастили те прекрасные растения, имя которым тупое отрицание и бесплодный агностицизм.

Однако, воззрения теософов не таковы. Они повторяют то, что было сказано двадцать лет тому назад. Недостаточно говорить о нелепых концепциях некультурного прошлого» (Тиндаль); о «parler enfantin» ведических поэтов (Макс Мюллер); об «абсурдностях» неоплатоников (Джовет); и невежестве халдео-ассирийских посвященных жрецов в отношении своих собственных символов по сравнению со знанием тех же символов британскими востоковедами (Сейс). Такие высказывания должны быть доказаны чем-то более существенным, чем голые слова этих ученых. Ибо никакое количество хвастливого высокомерия не может скрыть тех интеллектуальных рудников, из материалов которых выточены представления столь многих современных философов и ученых. Как много тех, из числа наиболее выдающихся европейских ученых, кто приобрели почет и уважение за одно только переодевание идей этих древних философов, к которым они всегда готовы относиться с пренебрежением – об этом предоставляется судить беспристрастному потомству. Поэтому совсем недалеким от истины кажется утверждение в «Разоблаченной Изиде» о некоторых востоковедах и ученых теперь неупотребляемых языков, что в своем беспредельном высокомерии и самомнении они скорее утеряют логику и способность рассуждать, нежели согласятся, что древние философы знали что-либо такое, чего не знают наши современники.

Так как часть настоящего труда трактует о Посвященных и тайном знании, сообщаемом во время Мистерий, то в первую очередь следует рассмотреть утверждения тех, кто вопреки факту, что Платон был Посвященный, заявляют, что в его трудах невозможно отыскать какого-либо скрытого Мистицизма. Среди нынешних ученых по греческой и санскритской литературе слишком много таких, которые склонны отказываться от фактов в пользу своих собственных предвзятых теорий, обоснованных на личном предрассудке. При каждой возможности они удобно забывают не только многочисленные изменения в языке, но также и то, что аллегорический стиль писаний философов древности и секретность мистиков имели свое raison d'être; что, как дохристианские, так и 6] послехристианские классические писатели – во всяком случае, большинство их – дали священное обязательство никогда не выдавать торжественных тайн, которые сообщались им в святилищах, и что уже этого одного достаточно, чтобы досадно вводить в заблуждение своих переводчиков и профанов критиков. Но, как вскоре выяснится, эти критики ничего подобного не признают.

Более чем в течение двадцати двух веков каждый, кто читал Платона, осознавал, что он, подобно большинству других выдающихся греческих философов, был Посвященным; что поэтому, будучи связан Содальской Клятвой, он мог говорить о некоторых вещах только посредством завуалированных аллегорий. Его уважение к Мистериям безгранично; он открыто признается, что пишет «загадочно» и мы видим, как он прибегает к величайшим предосторожностям, чтобы скрыть истинное значение своих слов. Каждый раз, когда предмет речи касается высших тайн Восточной Мудрости – космогонии вселенной, или идеального предсуществующего мира – Платон окутывает свою Философию в глубочайшую тьму. Его «Тимей» настолько запутан, что никто, кроме Посвященного, не поймет его сокровенного смысла. Как уже сказано в «Разоблаченной Изиде»:

Рассуждения Платона в «Пире» о сотворении, или скорее, об эволюции первых людей, и очерк по космогонии в «Тимее» должны приниматься аллегорически, если мы вообще их принимаем. Именно, этот сокровенный пифагорейский смысл «Тимея», «Кратила», и «Парменида», и нескольких других трилогов и диалогов представляет то, что неоплатоники отважились излагать, поскольку это им позволял их теургический обет соблюдения тайны. Пифагорейская доктрина о том, что Бог есть Вселенский Разум, распространяющийся во всем сущем, и догмат бессмертия души – являются основными характерными чертами в этих, кажущихся нелепыми, учениях. Его благочестие и великое уважение, какое он испытывал по отношению к Мистериям, являются достаточными ручательствами, что Платон не позволил бы неосторожности восторжествовать над тем глубоким чувством ответственности, которое испытывает каждый Адепт. «Постоянно самоусовершенствуясь в совершенных Мистериях, человек только в них становится истинно совершенным», – говорит он в «Федре».

Он не скрывал своего недовольства, что Мистерии стали менее сокровенными, чем прежде. Вместо профанирования их допущением туда множеств, он бы охранял их собственной рьяностью от всех, кроме самых серьезных и достойных своих учеников[2]. В то время как он на каждой странице упоминает Богов, его монотеизм остается вне сомнений, так как вся нить его рассуждений указывает на то, что под термином «Боги» он подразумевает класс существ, более низких, чем Божества, и стоящих лишь степенью выше человека. Даже Иосиф ощутил и признал этот факт, несмотря на прирожденную предрассудочность его племени. В своей знаменитой атаке на Апиона этот историк говорит: «Однако, те, среди греков, которые философствовали в соответствии с истиной, не были невеждами в чем-либо ... также они не преминули ощутить потускневшие поверхности мифических аллегорий, вследствие чего они справедливо их презирали... Чем будучи затронут, Платон говорит, что нет надобности допускать кого-либо из других поэтов в «Государство», и он категорически отбрасывает Гомера после того, как увенчал его и воскурил перед ним фимиам, и это, в самом деле, для того, чтобы тот своими мифами не разрушил ортодоксального верования в единого Бога».[3]

Предыдущая статья:Из Писем Е. И. Рерих. Следующая статья:ОТДЕЛ IV 2 страница
page speed (0.0444 sec, direct)