Всего на сайте:
248 тыс. 773 статей

Главная | Философия

Гносеология и круг ее проблем  Просмотрен 11

Основные понятия: гносеология, гностицизм, агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, логика, познание, субъект, объект, рациональное, иррациональное, чувственное, сенсуализм, интуиция, творчество, объяснение, понимание, истина, ложь, заблуждение, вера, догматизм, релятивизм, преднаучное, научное, вненаучное, паранаучное знание; научная картина мира; парадигма; научная парадигма; сциентизм; антисциентизм, эмпиризм, рационализм.

1. Проблема познаваемости мира. Гносеология: история её становления и проблемы (проблема границ человеческого познания; античный скептицизм; агностицизм; методология в системе гносеологических исследований: методологические идеи Ф. Бэкона, Р. Декарта; традиционная и диалектическая логика - Аристотель и Гегель).

2. Субъект, объект, предмет познания. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм. Рационализм. Рациональное и иррациональное в познании. Интуиция. Творчество. Объяснение, понимание как основные процедуры познавательной деятельности.

3. Истина как цель познания. Истина в процессе познания и её характеристики: абсолютность, относительность, конкретность. Основные подходы к определению истины. Критерии истинности. Истина и заблуждение. Истина и вера.

4. Преднаука. Наука. Критерии научности. Паранаука. Уровни научного познания. Формы эмпирического и теоретического знания. Проблема исторического развития науки. Кумулятивизм. Антикумулятивизм. Научная революция.

Основная литература

К вопросу 1

1. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 375–378 (агностицизм).

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 202–216.

3. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 176–178.

 

К вопросу 2

1. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский.

– Ростов н/Д, 2005. – С. 375–388., 399–407; 432–441.

2. Новиков А.А. Интуиция // Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2001 г. – Т. – 2. – С. 140–141.

3. Касавин И.Т. Истина // Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2001 г. – Т. – 2. – С. 169–172.

 

К вопросу 3

1. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 415–425.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 217–225.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 235–254.

К вопросу 4

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 52–55.

2. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский.

– Ростов н/Д, 2005. – С. 448–461, С. 461–471, 484–502.

Дополнительная литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 300–315.

2. Кант И. Трансцендентальная аналитика // В.Н. Кузнецов Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 35–47.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 237–248.

4. Лекторский В.А. Теория познания // Философская энциклопедия. – М., 2000. – С. 47 -52.

5. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 11–14, 19–27.

6. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 3 – 15.

7. Фейерабенд П.К. Против методологического принуждения // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

– С. 362–366.

8. Хайдеггер М. О сущности истины // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 311–313.

9. Юнг К.Г. Коллективное бессознательное // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 300–303.

10.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Какие этапы можно выделить в становлении гносеологии?

2. В чем значение деятельности софистов в сфере гносеологии?

3. Почему в эпоху Нового времени гносеология приобретает особый статус?

4. Перечислите философские школы, имена философов, акцентирующих гносеологическую проблематику.

5. Кто был основателем скептицизма?

6. Какие доводы приводились скептиками против правильности чувственных восприятий и «познаний мысли»?

7. Отрицал ли скептицизм истинность любого познания?

8. Как связаны скептицизм и агностицизм?

9. Каких философов называют представителями классического агностицизма?

10. Какое определение можно дать агностицизму?

11. Согласие с какими из приведенных утверждений означает агностицизм:

а) Человечество никогда не будет знать все обо всем.

б) В науке существуют неразрешимые проблемы.

в) В науке всегда будут нерешенные проблемы.

г) «Вещь в себе» непознаваема.

д) Наше знание не может быть полностью обосновано.

е) «Существует предел тонкости наших средств наблюдения... предел, который присущ природе вещей и никогда не может быть превзойден совершенством техники или искусством экспериментатора» (П. Дирак).

12. Какие работы Ф. Бэкона и Р. Декарта посвящены методам познания?

13. Как Бэкон характеризовал эмпирический метод?

14. В чём сущность индуктивного метода?

15. Как связаны эмпирический и индуктивный метод?

16. Каковы принципы метода, предложенного Декартом?

17. Сформулируйте основные принципы логики Аристотеля. Какова их роль в познании?

18. Сформулируйте основные принципы диалектической логики. Какова их роль в познании?

 

К вопросу 2

1. Почему проблема структуры познания становится актуальной в гносеологии с переходом к рассмотрению познания как деятельности?

2. Почему для любой конкретной науки важно определить не только объект, но и собственный предмет?

3. Как бы Вы определили: что является объектом познания для физики и каков ее предмет?

4. Какие понятия гносеологии И. Канта вы выделили бы в качестве основополагающих?

5.

Что означает выражение tabula rasa? В рамках какой концепции оно вводится? С какой целью?

6. «Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой... никогда не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению. Из этого ясно, почему арифметика и геометрия гораздо более достоверны, чем все другие науки». Определите направление в гносеологии, к которому принадлежит автор.

7. «Если послушать их, то они наблюдают, говорят только то, что видят. Но это неверно: они бессознательно преобразуют увиденное с помощью понятий» (Г.В.Ф. Гегель). О какой особенности познания идет речь?

8. Что Беркли (в соответствии с традицией своего времени) называет первичными и вторичными качествами вещи?

9. Процесс объяснения – это установление внутренних связей. Можно ли осуществлять предвидение и предсказание на основе объяснения?

10. Что означает утверждение: понимание – это не единичный факт, а сложный процесс?

11. Какую роль играет интерпретация в осуществлении понимания?

12. Какие факторы влияют на процедуру понимания?

13. Чем отличается понимание от объяснения?

14. Какой основной проблемой занимается философская герменевтика?

15. Что такое герменевтический круг?

 

К вопросу 3

1. Какое определение истины дал Аристотель?

2. Какой смысл заключён в утверждении: «истина есть процесс»?

3. Истина в своём содержании субъективна? Объективна? Объективно-субъективна?

4. Какие обстоятельства обусловливают существование относительных истин?

5. В каких значениях используется понятие «абсолютная истина»?

6. Как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины?

7. Как называется концепция, в которой практика является критерием истины?

8. В чем абсолютность и относительность практики как критерия истины?

9. Почему используются различные критерии истинности?

10. Почему три концепции истины дополняют друг друга?

11. Чем различаются понятия «ложь» и «заблуждение»?

12. Всегда ли процесс постижения истины связан с заблуждениями?

13. Какова позиция Ф. Бэкона относительно заблуждений («идолов») в познании?

 

К вопросу 4

14. Каковы особенности научного познания?

15. Чем преднаука отличается от науки?

16. Какой смысл вкладывается в такие характеристики научности: точность, непротиворечивость, область приложения, простота, плодотворность?

17. Почему, с точки зрения К. Поппера, неопровержимость является не достоинством, а пороком теории?

18. Оккультные явления (магия, спиритизм), йога, тибетская медицина, телепатия, телекинез, экстрасенсорика являются предметом науки, преднауки, паранауки?

19. Почему в научном познании выделяют два уровня?

20. Что такое «эмпирия»?

21. Какие методы используются в эмпирическом познании?

22. Какие методы используются в теоретическом познании?

23. Что такое наблюдение?

24. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

25. Каковы формы научного знания?

26. Чем различаются понятия «научная картина мира», «научная парадигма»?

27. Как рассматривается развитие науки в кумулятивистской модели?

28. Какое место занимает научная революция в развитии науки, согласно некумулятивистской модели?

29. Каков смысл понятия «парадигма»?

30. Какую науку Кун называет «нормальной наукой»?

31. Какова, согласно Т. Куну, причина научной революции?

32. В чем ограниченность модели развития науки Т. Куна?

Предыдущая статья:ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР 11 страница Следующая статья:Возрастная анатомия, физиология и гигиена
page speed (0.0165 sec, direct)