Всего на сайте:
282 тыс. 988 статей

Главная | Социология

История развития семьи в странах Западной Европы и Азии.  Просмотрен 48

7.1. Семья в западноевропейских государствах в период средневековья.Период средневековья в Европе рассматривается от распада Римской империи (V в.) до возникновения капитализма (XVI в.). В этот период социальные проблемы семьи и воспитания решались исходя из существования строго сословной структуры европейских государств, в которую входили крестьянство и ремесленники, торговцы, рыцари и бароны, графы, цари и императоры. Средневековье – это период господства религии, когда христианство и церковь играли огромную роль во всех сферах жизни человека. Вера, Библия, Коран и Талмуд, храмы, церкви и мечети, ритуалы и обряды, ограничения и запреты определяли как социализацию личности в целом, так и семейные отношения.

Социальные проблемы средневековья сосредоточивались вокруг семьи и брака, воспитания детей в семье, отношений личности и общества, общества к семье, государственных законов о семье и детях, о сиротах и больных. В средние века сохранялся традиционный тип демографического поведения, для которого характерно раннее вступление женщины в брак (12–16 лет) и ограничение свободных половых контактов. Расторжение брака у варваров, как и в раннем Риме, было совершенно невозможно для жены и легко достаточно для мужа, который должен был всего лишь компенсировать затраты семье, в которую возвращалась отвергнутая жена. Римский историк Тацит отмечал, что прелюбодеяния среди германских женщин были очень редки и наказывались мужем на месте, который, "обрезав изменнице волосы и раздев ее донага, в присутствии родственников, выбрасывал из своего дома и, настегивая бичом, гнал по всей деревне". Согласно германским судебникам, муж имел право убить изменившую ему жену, а также ее любовника или потребовать от него компенсации.

Особую роль в становлении средневековой европейской семьи сыграло христианство. Так как Библия одобряла брак, то он начал рассматриваться как таинство и вскоре приобрел церемонию получения свадебного благословения от священнослужителя. Однако долгое время участие священника в брачной церемонии не было обязательным и не считалось важным для признания брака действительным. Но включение брака в число таинств имело несколько последствий. Христианину запрещалась полигамия (многобрачие) и конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной). В соответствии с Евангелием от Матфея порицался развод. Признание христианством брака как приемлемой формы воспроизводства потомства привело к резкому осуждению абортов и отрицательному отношению к контрацепции.

Весьма деликатной проблемой для церкви был брак священников. В VI в. синоды впервые стали отказывать в священническом сане мужчинам, женатым более одного раза и женатым на вдовах. Большинство епископов решали эту проблему двумя способами: либо они полностью расставались со своими женами, либо продолжали жить с ними под одной крышей, но официально воздерживались от сексуальных отношений. Постепенно целибат (лат. caelibatus – безбрачие мужчины) стал нормой для епископов, но низшие священнослужители, если были женаты до посвящения в сан, продолжали жить обычной семейной жизнью. В XII в. целибат стал обязателен для всего католического духовенства.

В условиях сохранения традиционных брачных отношений, подкрепленных христианской идеей о предназначении семьи исключительно для воспроизводства, многодетность воспринималась как естественное состоя­ние. Это в большей степени было характерно для трудовых низов, где мотивация многодетности зависела больше от традиций, чем от конкретной экономической целесообразности. В рыцарской среде экономическая целесообразность привела к установлению принципа майората – передачи наследства старшему сыну, что способствовало уменьшению детности в рыцарских семьях, хотя и ненамного, ибо традиция, осуждавшая не только бездетность, но и малодетность, сказывалась и на поведении рыцарей. В итоге и в крестьянских, и в рыцарских семьях в XI–XII вв. число детей совпало (до 4–5 детей).

Эпоха средневековья охватывала огромные территории с различными культурами. У народов, стоящих на разных уровнях экономического, культурного и политического развития, проблемы социального воспитания во многом совпадали. Однако были и существенные отличия, в том числе и в области семьи и семейного воспитания.

Семья у германцев носила патриархальный характер, в нее входили родные и сводные братья, их жены, другие родственники. Семьи жили под одной крышей с челядью, а в некоторых случаях и с вооруженной свитой. Браки между сословиями были запрещены, раба, женившегося на свободной – колесовали, женщину – лишали имущества, дети считались незаконнорожденными. Незамужняя женщина пользовалась самостоятельностью, но вдова не могла вторично выйти замуж. Брак под угрозой штрафа требовал согласия отца. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. Такие браки объявлялись недействительными, а дети, рожденные в них, – незаконнорожденными.

Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI–XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, серией указов отступила от церковных норм. Сам брак, хотя по-прежнему фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Повсеместно во Франции усиливается родительская власть над детьми, которые не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

Английская средневековая семья также носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Замужняя женщина не могла самостоятельно заключать договор, выступать в суде в защиту своих прав. Относительно большей дееспособностью пользовались замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях. Они могли управлять своим имуществом, заключать договора, заниматься торговлей. Внебрачные дети не признавались не только как рожденные "во грехе", но и из боязни увеличения наследников. С XII в. в Англии распространяется "рыцарское воспитание", идеалом которого была личность, обладающая высокой культурой и рыцарскими доблестями.

До конца XVII в. в Европе сохранялась терпимость к детоубийству. Разрешенной практики, как в античности, уже не было, оно считалось преступлением и сурово каралось. Но к нему прибегали тайно, маскируя несчастные случаи: дети умирали от нечаянного удушья в постели родителей. И ничего не делалось, чтобы это предотвратить. Однако массовая смертность детей способствовала постепенному распространению фиксации родившихся через обряд крещения. С XVI в. приходских священников обязали вести контроль за крещением и делать соответствующие записи, что способствовало созданию массовых источников к радости позднейших демографов. С этих записей появилась и фиксация дат рождения, чему раньше не придавали особого значения.

К концу средневекового периода в западноевропейском обществе в целом, и в семье отношение к детям изменилось в лучшую сторону. Школа заменила практическое обучение "в людях". Ребенок уже не смешивался со взрослыми и не постигал жизнь в непосредственном контакте с ними. Задачей родителей становится не только обеспечение своих детей имуществом и фамильной честью, но и внимание к их образованию и вообще к ним, что стало обычным лишь c XIX в. Семья организуется вокруг ребенка. Детей уже не рожают слишком часто, в том числе и чтобы лучше о них заботиться.

Особо выделяется раннее детство, когда ребенок требовал максимального внимания. Характерным стало появление с XVI в. изображений обнаженного ребенка (так называемого "пути" – карапуза).

Появились детские портреты и жанровые сцены с детьми, возник особый детский жаргон ("ням-ням", "вава" и др.). Образы детей становятся очень распространенными в живописи. С XVII–XVIII вв. стали оберегать детей от откровенного поведения и разговоров взрослых. В обиход вошло базовое понятие – детская невинность. С XVII в. в зажиточных слоях появляется и специальная детская одежда. Но даже в аристократической среде детский быт оставался примитивным. В описании быта Тюдоров (XVI в.) имеются такие факты: детские комнаты отапливались так, что их обитатели то мерзли, то, наоборот, страдали от перегрева и покрывались сыпью, а сквозняки то и дело вызывали кашель и насморк. К тому же донимали вездесущие блохи, от укусов которых у высокородных младенцев краснели и распухали ладони, уши и пальцы на ногах. А для подросших во дворце была в запасе такая мудрость: "Пожалеешь розгу – испортишь ребенка".

7.2. Тенденции развития западноевропейской семьи в Новое (XVIII–XIX вв.) и Новейшее (ХХ в.) время.В начале Нового времени еще продолжали существовать большие семьи – до нескольких десятков совместно проживающих родственников. Но постепенно увеличивалась доля малых семей. В XVIII– XIX вв. они становились преобладающими в индустриально развитых странах, а также распространялись и в более отсталых, аграрных. В середине XIX в. малые семьи появляются у западных и южных славян. Таким образом, малая семья становится в Европе распространенным типом брачного союза. На уменьшение детности влияло много причин. Но главная – увеличение удельного веса нуклеарных семей, в которых молодые матери были лишены постоянной помощи со стороны родственников в уходе за детьми. Отмечается также увеличение интервалов между рождениями детей и стремление к планированию количества детей. Произошло повышение возраста вступления в брак.

Новый тип брачных отношений получил название брака европейского типа, или европейского типа брачности. Для него в отличие от традиционного характерны поздние браки и высокая доля женщин вне браков. Этот тип брачности зародился в западноевропейской среде из принципа майората еще в позднем средневековье, когда в верхах общества поздние браки не считались предосудительными. Старые холостяки и девы вызывали скорее иронию, нежели всеобщее презрение. Уже в эпоху раннего Возрождения (XIV в.) непременным условием для создания семьи считалось возможность мужчин содержать семью. Постепенно вступление в брак людей несостоятельных стало больше подвергаться общественному мнению, чем холостяцкая жизнь.

Европейский тип брачности стимулировался также и секуляризацией (лат. saecularis – светский, освобожденный от церковного влияния) семейных ценностей под влиянием эпохи Просвещения и Французской революции. Новый тип брака не только способствовал замедлению роста населения. Поздние браки, высокая доля холостяков и сравнительно малый разрыв в возрасте мужей и жен (в среднем 3 года) могли влиять на изменение порядка выбора брачных партий, структуры семей и весь комплекс отношений между полами. Среди многочисленных холостяков особую остроту приобрела проблема внебрачных отношений. В Италии, например, с ее более развитыми отношениями и "продвинутыми" нравами, еще в XV в. в аптеках появилась мазь, имитирующая девственность.

В отношениях мужчин и женщин все большее место занимает чувственность. Этим подготавливалось внутрисемейное планирование рождаемости и закладывались основы современной модели сексуального поведения. Наряду с супружескими возникало немало неполных семей (матери-одиночки, холостяки). Некоторые супружеские семьи, наоборот, разрастались за счет длительного проживания в семье взрослых неженатых детей и одиноких старших родственников.

В Новое время классический европейский тип брачности был характерен лишь в ограниченном регионе северо-запада Европы (Северная Франция, Англия). На юго-западе (Южная Франция, Испания, Италия) поздний брак среди женщин был менее распространен. Здесь также существовал больший разрыв в возрасте супругов (не 3 года, как на севере, а 5–10 лет). В Польше, Прибалтике и других центрально-европейских странах европейский тип брачности стал сказываться только с середины XIХ в. В германских землях распространился так называемый пробный брак, позволяющий молодым пожить некоторое время вместе без регистрации. И лишь спустя некоторое время, обычно после рождения ребенка, такой брак регистрировался. В это время в странах Западной Европы наметилась тенденция к снижению возраста вступления в первый брак и сократилось безбрачие.

В рассматриваемый период в Западной Европе стала формироваться новая форма брака – гражданский брак. Существует распространенное заблуждение, что гражданский брак – это союз, созданный на какой-либо непродолжительный срок без участия органов власти, синонимом которого является слово "сожительство". Однако в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона понятие "гражданский брак" имело совсем иное значение: "Борьба между церковью и государством привела к установлению в большинстве европейских стран гражданской формы брака, согласно которой брак заключается без участия духовенства органами государственной власти". Следовательно, гражданский брак – это форма установления брачного союза при содействии светских органов государственной власти без участия церкви. Следует отметить, что в середине XIX в. ни церковного, ни обязательного государственного форм брака не было. Существовал брак-согласие, после которого молодожены могли, исходя из собственного желания, испросить церковного благословения.

В эпоху Просвещения (XVIII в.) в зажиточных и образованных слоях общества меняется отношение к детям. Вместо прежнего "любящего небрежения", когда на детей смотрели как на "маленьких взрослых", за ними начали признавать право на особый, детский возраст с игрушками, шалостями, правом на ласку и особое внимание. Семья начинает играть важную роль в воспитании детей. Появляется целый ряд трактатов учебного (назидательного) характера, адресованных собственно детям, распространяется домашнее воспитание и обучение, для чего приглашались домашние учителя. Сформировалась система "платной опеки", призванной не допустить каких-либо неконтролируемых ситуаций. Как правило, детям буржуа не позволяли выходить на улицы и площадки, где играли их сверстники из других социальных слоев.

Что же касается положения ребенка из бедной семьи, то оно, начиная с момента его рождения, было весьма тяжелым. Зачастую в семьях бедняков, для того, чтобы новорожденные спали спокойно и не отвлекали родителей от нелегких повседневных дел, давали им соски, подмешивая опиум, маковый отвар или водку. Самые разные формы принимало детское нищенство. В сельской местности дети обычно добывали себе пропитание воровством, а в городах прошением подаяний. К детскому попрошайничеству относились терпимо, оно не противоречило морали. В Германии и сегодня в день святого Блеза дети выпрашивают у прохожих хлеб и соль. В Англии, в Итоне, в день приема новеньких и посвящения в школяры, ученики группами разбредаются по дорогам, останавливают прохожих, заставляют их купить по довольно высокой цене щепотку соли, которой посыпают новичков. В США в ноябре есть день, когда дети ходят от дома к дому и получают подарки и сласти.

Не изменилось к лучшему положение детей из бедных семей и в XIX в., когда бедность, нищета и социальная несправедливость становятся основными понятиями общества. В городах женщины работали по 15–18 часов и у них, естественно, не находилось времени для воспитания своих детей. Часто грудные младенцы погибали от опия, который им давали как успокоительное средство, или алкоголя (им смачивали детские соски, хлеб и т. п.).

Не лучше обстояли дела и в деревнях, где женщины были перегружены сезонными работами и заботой о доме. Младенцев пеленали в длинные пеленки так, чтобы они не могли пошевелить ни руками, ни ногами. Крестьянские кормилицы спеленатых в "столбик" детей вешали на гвоздь, если им нужно было отлучиться по своим делам. Пеленки менялись редко, в результате чего были распространены воспалительные заболевания и инфекции. Уходя на работу, матери оставляли младенцев в колыбелях, положив около них немного фруктов, горбушку хлеба или же более или менее чистую тряпку для сосания.

В больших крестьянских семьях к детям относились фаталистически, по принципу: "Бог дал, Бог взял". Само рождение ребенка при отсутствии в деревнях медицинских работников таило смертельную опасность для жизни матери, обостряло проблемы пропитания семьи, угрожало потерей работы незамужней служанке. В середине XIX в. стали создаваться специальные учреждения для брошенных или нищих детей, сиротские приюты, заведения для подмастерьев и "заводы-монасты­ри" для малолетних работниц, поступивших туда в тринадцатилетнем возрасте. Дети находились на полном содержании и получали премии за усердие и хорошее поведение, которыми могли пользоваться при выходе из монастыря. В Англии получили развитие рабочие школы для уличных детей, где преобладало обучение ремеслам. Существовало три основных типа школ: детей бедноты, детей-бродяг и малолетних преступников.

С развитием общественного призрения появляются ясли и детские сады, создаваемые прежде всего для бедных. Первые ясли возникли в середине 40-х гг. XIX в. в Париже. Ясли должны были заменить ребенку мать и предохранить от вредных условий жизни среди нищеты. Уже в 1855 г. во Франции было 400 таких благотворительных заведений. Еще одним типом заведений подобного рода стали дневные приюты для обеспечения надзора за детьми, чьи родители работали. В дальнейшем приюты для детей получили название садов. Их распространение в европейских странах стало возможным благодаря немецкому педагогу Ф. Фребелю (1782–1852). В работе "Воспитание человека" он обосновал необходимость создания данного типа заведений для детей от 3 до 7 лет. Основная идея состояла в применении "образовательного" труда, который должен был подготовить детей рабочих к жизни в обществе в соответствии со своими индивидуальными способностями, и соблюдении строжайшей дисциплины. Для реализации этой идеи Ф. Фребель открыл детские сады в Гамбурге, Дрездене, Лейпциге и других городах. Во второй половине XIX в. детские сады появились во Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, США.

В Новейшее время изменения в брачно-семейных отношениях происходили под неуклонным влиянием демократических нововведений. Так, во всех странах Западной Европы получил признание гражданский брак (при сохранении по желанию и церковной формы брака). Были расширены имущественные права замужней женщины, признано ее право на развод в случае измены мужа, предусмотрена возможность узаконения (последующим браком) внебрачных детей. В середине ХХ в. была принята целая серия законов по улучшению брачно-семейных отношений (Закон о жилище семьи, Закон о порядке расторжения брака и др.). В соответствии с современным законодательством вступление в брак требует от сторон соблюдения пяти условий: добровольность; вступающие в брак не связаны другими брачными узами; достижение 16-летнего возраста; брачующиеся не должны принадлежать к одному полу, а также быть близкими родственниками. Достаточно широко толкуется в законодательстве понятие "близкого родства", препятствующего заключению брака. В их число входят не только лица, связанные кровным родством, но и лица, брак с которыми невозможен в силу моральных устоев самой семьи. Так, например, вдовец не может жениться на теще, падчерице, невестке. Но традиционно разрешаются браки между кузенами и кузинами.

В лучшую сторону изменилось положение внебрачных детей, правовой статус которых в течение долгого времени был неблагоприятным. Была признана обязанность отцов внебрачных детей выплачивать алименты на их содержание. В семейном праве сохранилась также правовая ответственность родителей за действия детей до достижения ими 18 лет. Акт об образовании возлагает на родителей ответственность за получение их детьми в возрасте от 5 до 16 лет обязательного школьного образования. При этом родителям дана возможность выбора формы образования в зависимости от возраста и способностей детей. Закон о детях и подростках предусматривает защиту детей в возрасте до 16 лет от грубого общения с ними, от оставления их родителями или изгнания из дома. Сознательное проявление родителями жестокости по отношению к детям может рассматриваться как уголовное преступление.

С начала ХХ в. в жизни западноевропейского общества значительно возрастает роль женщины и забота государства о благополучии семьи. Выплачиваются пенсии в случае потери кормильца, возрастают расходы на выплату пособий по беременности и родам или в случае усыновления ребенка, покрываются расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка. Существует натуральная помощь в виде продовольственных товаров, одежды, оплаты путевок во время отпусков, помощь на дому. Во многих странах в начале 1980-х гг. были приняты законы в пользу многодетных семей.

В 1980–1990-е гг. появляется немало нормативно-правовых актов, действующих и по настоящее время. "Детский закон" в странах Западной Европы предусматривает временное воспитание, опеку, помещение ребенка на воспитание в семью либо к взрослому воспитателю. Замещающую семью подбирают и утверждают местные власти. Семьи получают специальное пособие на содержание воспитанников. Широко распространены приюты для детей, чьи родители не в состоянии их содержать. Развивается сеть яслей и "материнских домов", а также учреждений сектора "Объединенной службы помощи семьям и детям".

7.3. Развитие брачно-семейных отношений в странах Азии.Развитие семьи в азиатских странах происходило под сильным влиянием религий. Общей особенностью брака в лоне любой религии является подчинение супругов в своей дальнейшей совместной жизни нормам и правилам исповедуемой ими религии. Религия в семье носит индивидуальный и семейный характер и выполняет ряд важных функций: духовную, мировоззренческую, воспитательную, функцию упорядочения жизненных семейных ритмов, психотерапевтическую функцию.

Положение женщины в средневековой Индии оставалось практически неизменным по сравнению с древними временами. Семейная жизнь была подчинена индийским домашним обрядам и церемониям – санскарам, которые совершались в определенные периоды жизни человека и подготавливали его к совершению следующего обряда. Широко распространенными, например, были санскары периода детства: церемония рождения ребенка; ритуал выбора имени ребенка; церемония первого выноса ребенка из дома; церемония первого кормления ребенка твердой пищей; церемония стрижки волос на голове ребенка и др.

Большим шагом вперед у индийцев был обряд "упанаяна", цель которого – посвящение мальчиков в ученики и принятие их учителем. Посвященные в ученики назывались дважды рожденными. Ученик носил священный пояс, надевал шкуру антилопы, носил длинную бороду, соблюдал целомудрие, собирал топливо, поддерживал в доме учителя священный огонь, помогал своему учителю собирать милостыню. Период ученичества продолжался от 12 до 24 лет. Учитель пользовался большим уважением. Выбор учителя определялся несколькими соображениями. Прежде всего он должен был обладать широким кругом знаний, иметь твердый характер, происходить из хорошего рода.

В последующие века семья и семейные взаимоотношения по-прежне­му определялись религиозным влиянием.

Модернизаторские тенденции в индуизме позволили переосмыслить социальную политику государства. Были пересмотрены незыблемость кастовой системы и понятия кармы. Однако социальное положение женщины в Индии даже в ХХ в. менялось крайне медленно. Так, по закону 1921 г. женщина должна была отработать на производстве не менее 11 часов в сутки, на селе же ее рабочий день был не ограничен. По данным "Малой советской энциклопедии" (1929), "в быту женщина в Индии совершенно бесправна, существует многоженство, браки с малолетними, продажа женщин, отсутствует право на развод". Вместе с тем тенденции к их эмансипации (освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков) были весьма ощутимы. В 1921 г. была созвана "Всеиндийская женская конференция". В результате в Бомбее и Мадрасе женщины получили частичные политические права. К правительству, в первую очередь, предъявлялись требования по охране женского труда и материнства.

В Китае большое влияние на развитие семьи и семейных отношений оказал буддизм с его мировоззренческой идеей реинкарнации (перерождений), по которой характер данной жизни обусловлен характером предшествующей, а будущая жизнь формируется из настоящей (закон кармы). В связи с этим семейная жизнь у китайцев занимала весьма важное место. Китайская семья строилась на основе своеобразной субординации. Все недоразумения и конфликты между членами семьи разрешались по принципу главенства старшего над младшим, родителей над детьми, мужа над женой. Глава семьи, являясь юридическим и фактическим собственником всего имущества, распоряжался доходами домочадцев. Заработанные на стороне деньги дети обязаны были пересылать родителям. Женщины в свободное время вышивали, ткали и пряли: заработок они отдавали отцу, мужу или свекру. Семейная жизнь китайцев строилась в соответствии с материальными возможностями и положением главы семьи в обществе, а также традициями, определяющими абсолютное подчинение воле мужчины.

Кроме законной жены богатый человек мог иметь несколько наложниц, которых называли "вторая жена", "третья жена" и т. д. Всеми ими управляла "первая жена" – хозяйка дома. Законная жена признавалась матерью всех детей своего мужа и вместе с ним распоряжалась их судьбой. Дети должны были всецело предаваться служению родителям, стеснять себя во всем или даже жертвовать жизнью. "Сыновья и дочери, – говорится в одном из китайских законодательных актов, – особенным образом проявившие свое благочестие по отношению к родителям, награждаются 30 ланами серебра и удостаиваются почетных арок, воздвигаемых перед воротами их домов".

Закон сурово карал детей за противодействие родительской воле, а тем более за оскорбление старших в роде. "Подвергается смертной казни через рассечение на части тот, – гласил закон, – кто ударит своего отца или мать, деда или бабку по отцу". Особо страшными были наказания за отцеубийство: убийцу четвертовали; его младших братьев обезглавливали; его дом разрушали до основания; его главного учителя удушали; чиновника, отвечавшего за район, где было совершено отцеубийство, понижали по службе; у соседей, живущих слева и справа от дома убийцы, отрезали уши, потому что они должны были слышать о преступлении и доложить куда следует; соседей, живущих впереди дома убийцы, лишали глаз – они должны были все видеть и предотвратить преступление.

Отец в равной мере отвечал за воспитание как сына, так и дочери. В одном из наставлений отцу говорилось: "Ты должен с большим вниманием воспитывать дочь. Она должна все время находиться дома, не следует позволять ей бегать и играть. Когда ей исполнится 7–8 лет, ты должен приучать ее выполнять небольшую домашнюю работу: подметать пол, чистить котел, мыть чашки, прясть. В 10 лет не разрешай ей выходить из дома и играть в игры с мальчиками твоей семьи. В 12–13 лет пусть она учится шить белье. Когда к тебе придет гость, она не должна ему показываться. Не позволяй ей болтать и громко смеяться, когда придут родственники. В 14–15 лет приучай ее прилежно трудиться. Ее одежда должна быть черного или синего цвета, очень простой и не яркой. Она должна рано вставать и поздно ложиться".

В Китае придерживались эстетического идеала женщины, который выражался в ее телесной хрупкости и утонченности. Признаком изящества женщины, особенно из состоятельных кругов общества, считались маленькие ножки и плоская грудь. По китайским обычаям женщина должна иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающие форму молодого месяца или лилию. Девушке, не обладавшей этими признаками красоты, трудно было выйти замуж. Чтобы нога имела такую форму, девочкам в 6–7-летнем возрасте подгибали все пальцы, кроме большого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами. Эта процедура вызывала у девочек сильные боли, ноги часто немели. Недаром у китайского народа сложились пословицы: "Красота требует страдания" или "Пара бинтованных ног стоит ванну слез". По размеру своей ноги благодаря процедуре бинтования ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6–8 лет.

Обычай предписывал также, чтобы женская фигура "блистала гармонией прямых линий", и для этого девочке уже в возрасте 10–14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела "изящной".

Цель семейного союза состояла не только в продолжении рода, но и в заботе об усопших предках. В женитьбе молодого человека были заинтересованы прежде всего родители, которые, с одной стороны, отвечали за судьбу рода перед духами предков, а с другой – должны были заботиться о собственной загробной жизни. Старая китайская мораль не одобряла нежных отношений между женихом и невестой, это считалось не только излишним, но и неприличным. Молодые люди вообще не должны были встречаться до помолвки. Их личные чувства никого не интересовали и не принимались во внимание. Бывали случаи, когда юноша, с детства помолвленный с какой-нибудь девушкой, умирал, не успев отпраздновать свадьбу, а невеста, так и не побывавшая замужем, объявляла себя вдовой.

Жизнь замужней женщины в доме мужа была очень тяжелой. Невестка с первого дня полностью попадала под присмотр свекрови. Заступничество мужа при конфликтах не поощрялось и осуждалось. Жестокое обращение свекрови с невесткой – одна из мрачных сторон в жизни феодальной китайской семьи. Покорность – такова главная добродетель китайской женщины. Как бы безжалостно муж ни обращался с женой, ей надлежало безропотно покоряться судьбе и молча повиноваться. Она могла вернуться в родной дом, но это считалось позором. Вторичное замужество считалось тяжким преступлением женщины перед памятью о покойном муже. Если вдова решилась бы вновь выйти замуж, она была бы обречена на изгнание из своей среды, подвергалась риску быть убитой родителями или родственниками покойного мужа, да и по закону не могла стать чьей-либо женой, а только наложницей. Древний обычай предписывал жене совершить самоубийство на могиле мужа, чтобы соединиться с ним в загробном мире.

Несмотря на суровые нравы и обычаи, китайская семья отличалась удивительной жизнестойкостью в борьбе с невзгодами, а члены семьи – небывалой привязанностью к родному дому. Старшее поколение в китайской семье пользовалось уважением, а дети – любовью родителей, и это отмечали многие наблюдатели, побывавшие в Китае в XIX – начале ХХ в. Со второй половины ХХ в. в Китае наблюдаются устойчивые тенденции не только к повышению прав женщины, но и к улучшению помощи семье. Сегодня Китай пытается решить демографическую ситуацию, связанную с перенаселением страны, но делает это с помощью запретительных мер.

Уже в 1970-х гг. в связи с бурным ростом населения страны правительство установило норму "планового деторождения". Например, при рождении второго ребенка с родителей взимается штраф в размере 800 долл. при зарплате сельского жителя в 20–50 долл. в месяц.

В Японии семья также была основана на патриархальных отношениях. Главой такой семьи мог быть только мужчина (отец, муж, сын). Обычай предоставлял ему неограниченную власть в семье. Положение семьи определялось семейным реестром, который велся в деревенских и городских управлениях и куда заносили все изменения, происходившие в семье (брак, рождение, смерть). В этом реестре записывались также все неблаговидные поступки членов семьи. Подобные записи подрывали репутацию всей семьи, и их старались избегать всеми средствами. Однако и помимо официального реестра сами семьи обычно вели запись своей генеалогии и хранили генеалогические списки.

Женщина в японской семье традиционно играла подчиненную роль. Ее зависимость от мужчины сильнее проявлялась в городах, особенно в самурайских семьях. Кодекс самурая категорически запрещал ему лично заниматься какими бы то ни было делами, связанными с домашним хозяйством, но контролировать их ведение он был все-таки обязан. Мужчина принимал решения, касающиеся главным образом взаимоотношений семьи с внешним миром, а женщина занималась воспитанием детей, решала вопрос о выборе для них супругов, делала покупки. Однако постепенно статус японской женщины в семье и в обществе повышался. Хотя мужчине по-прежнему воздавались почести как главе семьи, фактически нередко именно женщина руководила и делами семьи, и мужем.

В старой Японии женщина на другой день после свадьбы должна была сбрить или выщипать себе брови и вычернить зубы в знак того, что отныне она уже никому не желает нравиться, кроме мужа. Теперь этот обычай полностью изжит. Через три или семь дней после свадебной церемонии молодые наносили визит родителям невесты. Этим круг брачной обрядности завершался. Сын поселялся с женой у своих родителей. Молодая жена должна была повиноваться не только мужу, но и его родителям. В Японии существовало "приймачество", когда муж входил в семью своей жены, принимая ее имя и становясь членом этой семьи. Чаще всего это было тогда, когда в семье жены не было сына, который наследовал бы имя и имущество. По японским традициям наследником считался старший сын, он получал права наследования после того, как глава семьи умирал или по старости удалялся на покой. Остальные сыновья должны были искать какого-то иного применения своим способностям.

Рождение ребенка в семье отмечается как семейный праздник. В первые дни приходят родственники с поздравлениями и подарками. На седьмой день новорожденному дают имя. В месячном возрасте ребенка представляют божеству, а затем начинают показывать на людях. Мать привязывает малыша к себе на спину и выходит в таком виде на улицу, занимается хозяйством. В Японии детей привязывают к спине ремнями, а не шалью, как в других странах Азии, поэтому они могут сами выбирать себе удобную позу. На спине у матери дети приучаются спать в любом месте и при каком угодно шуме. Старшие дети также нередко носят у себя на спине малышей, в том числе и во время игр. Малыш постоянно ощущает себя в компании взрослых: мать, братья и сестры всегда с ним разговаривают. Поэтому у японских детей рано появляется осмысленное выражение лица, и они начинают говорить раньше, чем ходить. Склоняясь вместе с матерью в приветственных поклонах, ребенок получает и первое представление об этикете и субординации как абсолютном законе семейной и общественной жизни. Разговаривая с ребенком, мать сразу же приучает его соблюдать категории вежливости.

Необходимые бытовые навыки ребенку (умение сидеть, поджав под себя ноги, держать палочки для еды, правильно входить в комнату) прививаются многократным механическим повторением этих действий. Отец и мать не объясняют ребенку, как нужно действовать, а сами складывают ноги ребенка в нужную позу или же придают нужное положение пальцам малыша. Очень большое значение придавалось в старину выработке правильной позы для спанья у девочек. Их приучали спать прямо с плотно сомкнутыми ногами, для чего их попросту связывали. Хотя в принципе японским детям все разрешается, мальчики уже с самого раннего возраста начинают ощущать свое превосходство над женщинами. Им позволительно проявлять свое раздражение и даже негодование в отношении матери, бабушки, сестры, но не отца. Мальчикам всегда дарят больше подарков, чем девочкам.

Отношение японцев к маленьким детям в высшей степени терпеливое. Их никогда не наказывают и не ругают. Прямой запрет отсутствует. Считается, что если детей сурово наказывать, они станут раздражительными. Вместо этого широко распространены такие средства, как уговаривание, поддразнивание, переключение внимания. Детей стараются воспитывать на положительных примерах, большое значение придается поведению членов семьи в присутствии ребенка. Когда дети приближаются к школьному возрасту, техника обхождения с ними меняется. Если ребенок раздражителен или непослушен, мать идет с ним "просить помощи" в храм. В исключительных случаях применяется прижигание на руке, после которого остается шрам на всю жизнь. На детей это производит сильное впечатление. Так или иначе мать старается выработать у ребенка уступчивость, подчинение желаниям других. Если это ей удается, то такого ребенка называют "сунао" (прямой, честный, простодушный, послушный).

С семи лет детей начинают приучать вести себя должным образом, избегать попадания в неловкие ситуации, в которых они сами и другие люди испытали бы смущение (например, хвастовство). Если ребенок неподобающим образом ведет себя в магазине или школе, ему говорят, что он опозорил семью. Ребенку внушают, что если он нарушает требования долга чести, он не вправе рассчитывать на поддержку семьи. В качестве наказания в старые времена отец мог выгнать на ночь сына из дома. Во все времена японцы были очень чувствительны к оценке своего поведения со стороны окружающих. Это качество воспитывается у них с детства. Детям постоянно говорят, что в случае неправильного поведения над ними будут смеяться люди.

В современном обществе Японии имеется ряд существенных изменений в области помощи семье и детям. По современному японскому законодательству, если, например, на иждивении безработного находятся жена и дети моложе 18 лет, то ему полагаются дополнительные выплаты на нее и на каждого ребенка. Многие фирмы содержат комфортабельные общежития для семейных и холостых сотрудников. Молодая семья может получить от работодателя взаймы большую сумму денег под незначительный процент для приобретения жилья. Некоторые фирмы сами строят жилье для своих сотрудников. Работодатели во многом оказывают безвозмездную помощь работникам, например, учреждают стипендии на обучение детей в средних и высших учебных заведениях. В связи со свадьбой или рождением ребенка работники получают от фирм существенную финансовую помощь.

Предыдущая статья:Происхождение семьи и ее развитие в древних цивилизациях. Следующая статья:Особенности развития семьи и родительства в России и Беларуси.
page speed (0.012 sec, direct)