Всего на сайте:
282 тыс. 988 статей

Главная | Логопедия

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников  Просмотрен 39

Елена Анищенкова

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

 

Предисловие

 

Речь - та­кой вид де­ятель­нос­ти, для ко­то­ро­го не­об­хо­ди­ма сфор­ми­ро­ван­ность слу­хо­вых и зри­тель­ных фун­к­ций, а так­же дви­га­тель­ных на­вы­ков. Для пра­виль­но­го про­из­не­се­ния зву­ка ре­бен­ку тре­бу­ет­ся вос­п­ро­из­вес­ти ар­ти­ку­ля­тор­ный ук­лад, сос­то­ящий из слож­но­го ком­п­лек­са дви­же­ний, при этом ар­ти­ку­ля­ция, го­лос и ды­ха­ние дол­ж­ны быть ко­ор­ди­ни­ро­ва­ны в ра­бо­те. [1]

И. М. Се­че­нов пи­сал, что «… вся­кое ощу­ще­ние по при­ро­де сме­шан­ное… К не­му обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся мы­шеч­ное ощу­ще­ние, ко­то­рое яв­ля­ет­ся бо­лее силь­ным по срав­не­нию с дру­ги­ми».

Взаимосвязь меж­ду раз­ви­ти­ем ре­чи и фор­ми­ро­ва­ни­ем об­щей, мел­кой и ар­ти­ку­ля­ци­он­ной мо­то­ри­ки под­чер­ки­ва­ет­ся мно­ги­ми спе­ци­алис­та­ми.

Развитие дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та яв­ля­ет­ся фак­то­ром, сти­му­ли­ру­ющим раз­ви­тие ре­чи, и ему при­над­ле­жит ве­ду­щая роль в фор­ми­ро­ва­нии нер­в­но-пси­хи­чес­ких про­цес­сов у де­тей.

Одной из важ­ней­ших ха­рак­те­рис­тик ре­чи яв­ля­ет­ся ее темп и ритм. Пос­ло­го­вой ре­че­вой ритм яв­ля­ет­ся рав­но­мер­но пов­то­ря­ющим­ся, по сво­им ме­ха­низ­мам он яв­ля­ет­ся род­с­т­вен­ным ходь­бе, ды­ха­нию, сер­д­це­би­ению.

Логоритмические уп­раж­не­ния спо­соб­с­т­ву­ют раз­ви­тию тем­па и рит­ма ре­че­во­го ды­ха­ния, раз­ви­тию ар­ти­ку­ля­ци­он­ной мо­то­ри­ки, ук­реп­ле­нию ми­ми­чес­кой мус­ку­ла­ту­ры, фор­ми­ро­ва­нию фо­не­ма­ти­чес­кой сис­те­мы, раз­ви­тию тем­по-рит­ми­чес­ких и ме­ло­ди­ко-ин­то­на­ци­он­ных ха­рак­те­рис­тик ре­чи, раз­ви­тию уме­ния со­че­тать дви­же­ния и речь, ко­ор­ди­ни­ро­вать их, под­чи­нять еди­но­му рит­му, ока­зы­ва­ют бла­гоп­ри­ят­ное воз­дей­с­т­вие на фор­ми­ро­ва­ние прос­т­ран­с­т­вен­ных пред­с­тав­ле­ний.

Логопедическая рит­ми­ка пред­по­ла­га­ет кор­рек­цию ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний и ре­чи. Связь дви­же­ний и ре­чи нор­ма­ли­зу­ет сос­то­яние мы­шеч­но­го то­ну­са, по­мо­га­ет ос­во­бо­дить­ся от эмо­ци­ональ­ной и дви­га­тель­ной за­жа­тос­ти, спо­соб­с­т­ву­ет ко­ор­ди­на­ции про­цес­сов ды­ха­ния, го­ло­со­ве­де­ния, ар­ти­ку­ля­ции, ре­гу­ли­ро­ва­нию рит­ма ре­чи, про­фи­лак­ти­ке и пре­одо­ле­нию та­ких ре­че­вых рас­стройств, как на­ру­ше­ние тем­па ре­чи, сма­зан­ность, не­чет­кость зву­коп­ро­из­но­ше­ния, за­ика­ние.

Педагоги, вос­пи­та­те­ли мо­гут про­во­дить ло­го­рит­ми­чес­кие уп­раж­не­ния на раз­ных эта­пах за­ня­тий: пе­ред на­ча­лом, в про­цес­се (физ­куль­т­ми­нут­ка), пос­ле за­ня­тий. А так­же во вре­мя ут­рен­ней гим­нас­ти­ки, на му­зы­каль­ных за­ня­ти­ях, на за­ня­ти­ях по фи­зи­чес­кой куль­ту­ре.

Все уп­раж­не­ния прос­ты для вы­пол­не­ния. Уп­раж­не­ния нап­рав­ле­ны на сог­ла­со­ва­ние ре­чи с дви­же­ни­ем. Ре­бе­нок, соп­ря­жен­но со взрос­лым, на каж­дый слог син­х­рон­но со­вер­ша­ет дви­же­ния ру­ка­ми, но­га­ми, ла­дош­ка­ми:

Например, ре­бе­нок чи­та­ет хо­ро­шо зна­ко­мое сти­хот­во­ре­ние А. Бар­то, каж­дый слог от­х­ло­пы­вая ла­дош­ка­ми:

У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ

О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ…

Или ша­га­ет на мес­те, скан­ди­руя:

НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ

ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ…

Или плав­но ди­ри­жи­ру­ет од­ной или дву­мя ру­ка­ми:

И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ

ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…

Ребенку мож­но пред­ло­жить пред­с­та­вить се­бя ар­тис­том, ко­то­рый чи­та­ет сти­хи на сце­не в дет­с­ком те­ат­ре, и его вни­ма­тель­но слу­ша­ют ма­лень­кие де­ти. Бла­го­да­ря это­му речь ста­нет бо­лее вы­ра­зи­тель­ной и гром­кой, а за­ня­тие прев­ра­тит­ся в ин­те­рес­ную иг­ру.

 

Занятия и упражнения

 

РОБОТ

 

Стоит ро­бот на до­ро­ге,

У не­го не гнут­ся но­ги,

Может он ма­хать ру­ка­ми,

Может он мор­гать гла­за­ми,

Может го­ло­вой ки­вать,

Раз, два, три, че­ты­ре, пять.

Дети сги­ба­ют ру­ки в лок­тях, со­вер­ша­ют по­оче­ред­но дей­с­т­вия, ими­ти­ру­ющие дви­же­ния рук ро­бо­та или Бу­ра­ти­но. Текст про­из­но­сят скан­ди­ро­ван­но и чет­ко.

 

УТРО

Утром вста­нет сол­ныш­ко,

Возьму в ру­ки вед­рыш­ко,

Побегу я в ого­род,

Там мор­ко­воч­ка рас­тет,

Соберу я лов­ко соч­ную мор­ков­ку.

Угощу Ма­рин­ку - ку­шай ви­та­мин­ки!

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

 

ОБЛАКА

 

По не­бу об­ла­ка плы­вут,

Вот ко­зоч­ка, вот с щу­паль­ца­ми спрут,

А вот куд­ря­вая овеч­ка…

Все от­ра­зи­лись в быс­т­рой реч­ке.

И ти­ши­ну не на­ру­шая,

Плывут впе­ред, за­бот не зная,

Спрут, ко­зоч­ка, овеч­ка, слон,

Похожие на лет­ний сон.

 

Руки со­вер­ша­ют плав­ные встреч­ные дви­же­ния, ими­ти­руя дви­же­ния рук ди­ри­же­ра в ор­кес­т­ре.

ШОССЕ

По шос­се бе­гут ма­ши­ны,

В тем­но­те шур­шат их шш

Огоньки и там и тут,

В даль­ний путь они зо­вут.

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

 

ИГРУШКИ

Подарили мне иг­руш­ки,

Мишку, зай­ку и Пет­руш­ку,

Посажу дру­зей я в хол­ле

И нач­ну го­то­вить к шко­ле.

Дам мо­за­ику я зай­ке,

А Пет­руш­ке - ба­ла­лай­ку,

Почитаю миш­ке книж­ку.

В пер­вый класс идут де­тиш­ки!

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

 

ЩЕНОК

Папа мне ку­пил щен­ка,

Как сме­шон ма­лыш по­ка!

Очень мил ще­нок и ве­сел,

Ушки длин­ные раз­ве­сил,

Брюшко - ша­рик, мок­рый нос,

Он иг­руш­ка, а не пес.

Назову его Тре­зор,

Будем с ним хо­дить в до­зор.

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

К БАБУШКЕ

Стучат ко­ле­са - тук-тук-тук

И под ве­се­лый этот стук

Мы едем к ба­буш­ке сво­ей,

Везем по­да­роч­ки мы ей.

Бабуля вый­дет на по­рог

И вкус­ный вы­не­сет пи­рог,

Расскажет сказ­ку про зве­рей

Мы едем к ба­буш­ке сво­ей!

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

НА МОРЕ

На мо­ре штиль и ти­ши­на,

Одна лишь ло­доч­ка вид­на,

Вдруг по­яв­ля­ет­ся вол­на,

Волна проз­рач­на, зе­ле­на,

Качает ло­доч­ку она.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

НОЧЬЮ

Как ночь ти­ха! Кру­гом - по­кой,

Нам све­тит ме­сяц зо­ло­той,

И си­лу­эты строй­ных елей,

В но­чи за­мет­ны еле-еле.

Сидим с то­бою на кры­леч­ке,

И свет­ляч­ки го­рят, как свеч­ки.

И в этой чуд­ной ти­ши­не

Так хо­ро­шо те­бе и мне!

 

Руки со­вер­ша­ют плав­ные встреч­ные дви­же­ния, ими­ти­руя дви­же­ния рук ди­ри­же­ра в ор­кес­т­ре. АЛЕН­КА

Завернем Ален­ку

В теп­лую пе­лен­ку,

Колыбельную спо­ем,

Чай на кух­ню

Пить пой­дем. @

Пусть прис­нят­ся на­шей птич­ке

Желтогрудые си­нич­ки,

С крас­ным брюш­ком сне­ги­рек

 

И бра­тиш­ка Иго­рек. Ру­ки со­вер­ша­ют плав­ные встреч­ные дви­же­ния, ими­ти­руя дви­же­ния рук ди­ри­же­ра в ор­кес­т­ре.

МАРТЫШКИ

Две бес­страш­ные мар­тыш­ки

Забрались на паль­му лов­ко,

По ли­ане вниз сколь­зят

Словно в цир­ке по ве­рев­ке.

Кувыркаться им не лень,

Даже в са­мый жар­кий день.

 

Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

 

ЗАЯЦ

Сидит за­яц под кус­том,

Здесь его семья и дом,

И вер­хуш­ки длин­ных ушек

Все тре­пе­щут на ма­куш­ке.

В его до­ме нет две­рей,

Как спас­тись от злых зве­рей?

 

Поочередно раз­жи­мать и сжи­мать ку­лач­ки, ру­ки на уров­не пле­ча.

СНЕЖИНКИ

Кружатся, кру­жат­ся сне­жин­ки,

Как бе­лые перья ло­жат­ся в пе­рин­ки,

Перинки, по­душ­ки ле­жат на опуш­ке

И зай­ца сле­ды - как пе­тель­ки,

Украсили эти пос­тель­ки.

Руки со­вер­ша­ют плав­ные встреч­ные дви­же­ния, ими­ти­руя дви­же­ния рук ди­ри­же­ра в ор­кес­т­ре.

 

МОРОЗ

На дво­ре мо­роз трес­ку­чий,

Вышла Оля на крыль­цо.

Под но­га­ми снег скри­пу­чий,

Ветер бьет в ли­цо ко­лю­чий,

Рвет с пе­тель вход­ную дверь

Ведьма злю­щая - ме­тель.

Заходи ско­рее в дом!

Печка ды­шит тут теп­лом,

Ласково мур­лы­чет кош­ка

И узо­ры на окош­ке.

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

НА ДАЧУ

Мы едем в элек­т­рич­ке:

«Ура, ура, ура!»

Стучат, сту­чат ко­ле­са:

«Та-та! Та-та! Та-та!»

Мелькают ми­мо сос­ны,

И ели, и до­ма.

Стучат, сту­чат ко­ле­са

«Да-да! Да-да! Да-да!»

На да­че ждет нас Мур­ка,

Дружище вер­ный Рекс,

Приедем мы на да­чу -

Пойдем все вмес­те в лес.

 

Поочередно раз­жи­мать и сжи­мать ку­лач­ки, ру­ки на уров­не пле­ча. Че­ре­до­вать с дви­же­ни­ями ку­лач­ков пе­ред со­бой.

ПИНГВИНЫ

Идут се­бе враз­ва­лоч­ку,

Ступают впе­ре­ва­лоч­ку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сы­ниш­ка пин­г­ви­ниш­ка

В чер­ном фра­ке и ма­ниш­ке.

 

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

 

ЗА ГРИБАМИ

Вырос у до­рож­ки

Гриб на тон­кой нож­ке.

Рома ми­мо шел,

Грибок не на­шел,

Миша ми­мо шел,

Грибок не на­шел,

Пробежал Ан­тош­ка,

Гриб - в его лу­кош­ке.

Аня ми­мо шла,

Грибок не наш­ла.

Зато у Ани

Малина в ста­ка­не.

А у Миш­ки

В кар­ма­не шиш­ки.

 

Поочередно раз­жи­мать и сжи­мать ку­лач­ки, ру­ки на уров­не пле­ча. Че­ре­до­вать с дви­же­ни­ями ку­лач­ков пе­ред со­бой.

ВОРОБЕЙ

Поскорей, пос­ко­рей

Прилетай к нам, во­ро­бей!

Тебе на до­рож­ке

Мы на­сып­лем крош­ки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не ве­лик.

Прыгает, ле­та­ет.

Устали не зна­ет.

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

НА ПОЛЯНКЕ

Растут на по­лян­ке гри­бы,

Чудесные пах­нут цве­ты,

Здесь ос­лик пе­чаль­ный па­сет­ся,

От стра­ха зай­чиш­ка тря­сет­ся,

Под кус­ти­ком ма­лень­ким миш­ка,

С ним дру­жит за­бав­ный зай­чиш­ка.

Ты, Ма­шень­ка, их не пу­гай­ся!

Скорее до­мой воз­в­ра­щай­ся!

 

Руки со­вер­ша­ют плав­ные встреч­ные дви­же­ния, ими­ти­руя дви­же­ния рук ди­ри­же­ра в ор­кес­т­ре.

 

ПРЯТКИ

В гос­ти к нам приш­ли ре­бят­ки,

Поиграем с ни­ми в прят­ки,

Кто из нор­ки вы­бе­га­ет,

Корку хлеб­ную хва­та­ет?

Кто по­хож на на­шу ел­ку?

У ко­го спи­на в игол­ках?

Кто пче­ли­ный лю­бит мед,

Лапой де­ре­во скре­бет?

Кто свил гнез­дыш­ко на вет­ке?

Как зо­вут­ся эти дет­ки?

Кто от стра­ха весь тря­сет­ся,

Вокруг елоч­ки не­сет­ся?

Кто свой хвос­тик по­те­рял,

Сразу очень грус­т­ный стал?

 

Поочередно раз­жи­мать и сжи­мать ку­лач­ки, ру­ки на уров­не пле­ча. Че­ре­до­вать с дви­же­ни­ями ку­лач­ков пе­ред со­бой.

 

ЖУЧОК

Что ты де­ла­ешь, жу­чок?

Строю я до­миш­ко!

Что пле­тешь ты, па­учок?

Плету га­ма­чиш­ко!

В ма­лень­ком до­миш­ке

Будет жить жу­чок.

И ка­чать­ся в га­мач­ке

Резвый па­учок.

Ты о чем жуж­жишь, жу­чок?

О сво­ем до­миш­ке.

Как прос­тор­но ста­ло в нем

Деточкам-жучишкам!

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

КОТ ВАСИЛИЙ

В под­по­ле шур­ша­ли мы­ши,

Кот Ва­си­лий спал на кры­ше,

«Не хо­чу ло­вить мы­шей!

Жалко бед­ных ма­лы­шей!

Птичек то­же жал­ко мне!

Съем сме­тан­ку я во сне!»

Дети сги­ба­ют ру­ки в лок­тях, со­вер­ша­ют по­оче­ред­но дей­с­т­вия, ими­ти­ру­ющие дви­же­ния рук ро­бо­та или Бу­ра­ти­но. Текст про­из­но­сят скан­ди­ро­ван­но и чет­ко.

 

ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Мы - ве­се­лые ре­бя­та,

Любим мы иг­рать.

Как при­ят­но и по­лез­но

Мячик по­ка­тать!

Покидать его ру­ка­ми,

Попинать его но­га­ми,

Постучать об стен­ку,

Подкинуть ко­лен­кой.

Ах, ка­кой хо­ро­ший мяч!

За спи­ной его не прячь!

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

 

МИШКА

Эй, эй, эй, мох­на­тый миш­ка!

Помоги дос­тать нам шиш­ку!

Висит шиш­ка вы­со­ко,

Достать шиш­ку не­лег­ко!

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

НА ТРОПИНКЕ

Вприпрыжку бе­гут по тро­пин­ке

Маринка, Ка­рин­ка, Ирин­ка.

В ру­ках у под­ру­жек кор­зин­ки,

В кор­зин­ках - нем­но­го ма­лин­ки.

И бу­дет у них к вос­к­ре­сенью

Малиновое ва­ренье.

Пусть гос­ти при­хо­дят

И пьют с нас­лаж­день­ем

С ва­рень­ем ма­ли­но­вый чай.

 

Имитировать бег по дорожке, затем движения рук дирижера.

 

КИСКА

То прог­нет,

То выг­нет спин­ку,

Ножку вы­тя­нет впе­ред -

Это де­ла­ет за­ряд­ку

Наш Мар­киз -

Пушистый кот.

Чешет он се­бя за уш­ком,

Жмурит глаз­ки и ур­чит.

У Мар­ки­за все в по­ряд­ке:

Когти, шерсть и ап­пе­тит.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

ВОЛК

Серый волк ре­шил дру­зей

Поискать сре­ди зве­рей,

Будь мне, бе­лоч­ка, под­руж­кой!

Сказки раз­ные на уш­ко по­шеп­чу те­бе…

Поверь - я сов­сем не страш­ный зверь!

Ну а ты мне - как сес­т­рич­ка,

Огнехвостая ли­сич­ка!

Только ты, дру­жи­ще еж,

И на зве­ря не по­хож!

На тво­ей бы луч­ше спин­ке

Мягкие рос­ли шер­с­тин­ки!

Только пос­ле тех ре­чей

Не на­шел се­бе дру­зей

Волк сре­ди лес­ных зве­рей.

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

ЦЫПЛЯТА

Под кры­лом хох­лат­ки

Прячутся цып­лят­ки.

Ну-ка, дет­ки, вы­ле­зай­те!

Быстро лап­ки раз­ми­най­те,

Крылышками хло­пай­те,

Клювиками щел­кай­те.

Хватит, цы­поч­ки, дре­мать!

Надо чер­вяч­ков ис­кать!

Вот вкус­ная ко­зя­воч­ка,

Угощайся, ма­моч­ка!

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ВОДА

Ой, бе­да, бе­да, бе­да!

На по­лу у нас во­да!

Звоним во­доп­ро­вод­чи­ку,

Он бу­дет кран чи­нить,

Иначе не по­мыть­ся и чаю не по­пить.

Хорошо, ког­да во­дой по­лон во­до­ем лес­ной.

Там, средь во­до­рос­лей неж­ных

Стая ры­бок без­мя­теж­ных,

А хо­зя­ин - во­дя­ной

Охраняет их по­кой.

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

СКРИП СКРИПОВИЧ

Скрип Скри­по­вич Скри­пу­нов

Весел был, впол­не здо­ров,

Но скри­пел и день и ночь,

Как бед­ня­жеч­ке по­мочь?

Не бо­лел он страш­ным грип­пом

А пу­гал сво­им он скри­пом

Волка, зай­ца и ли­су,

Так как жил в глу­хом ле­су.

И ник­то не до­га­дал­ся, что

Скрип Скри­пыч не тре­щал,

Не скри­пел во сне зу­ба­ми

Он на скри­поч­ке иг­рал!

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

В ЛЕСУ

Тишина в ле­су, по­кой,

Вот и во­до­ем лес­ной,

Мощные рас­п­ра­вив крылья,

Лебедь над во­дой па­рит,

Изогнув изящ­но шею,

Как вол­шеб­ное ви­денье,

По по­вер­х­нос­ти сколь­зит,

И на сол­н­це опе­ренье

Словно снеж­ное, блес­тит.

 

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

БЕЛОЧКА

Хозяйственная бе­лоч­ка

Живет в дуп­ле на ду­бе,

Хорошая хо­зяй­ка

В за­бо­тах це­лый день.

Сорвет с кус­та оре­шек,

Засушит три ма­лин­ки,

Найдет в гри­бах-опя­тах

Замшелый ста­рый пень.

В дуп­ле-то ей не спит­ся,

На вет­ке не си­дит­ся,

И су­етить­ся бе­лоч­ке

Совсем-совсем не лень.

Ведь про­не­сет­ся ле­то,

За ним пром­чит­ся осень,

И с зим­ни­ми ме­те­ля­ми

Наступят хо­ло­да.

Ну а для на­шей бе­лоч­ки,

С бо­га­ты­ми за­па­са­ми -

Грибами и оре­ха­ми,

Морозы - не бе­да.

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. Затем имитируют движения рук дирижера.

 

 

КАТЮША

Подарили мы Ка­тюш­ке

Очень слав­ные иг­руш­ки:

Вот ко­те­нок,

Вот ще­нок,

Вот ве­се­лый Ко­ло­бок.

Рано спать лег­ла Ка­тюш­ка.

Рядом с нею все иг­руш­ки.

На по­ду­шеч­ке - ще­нок,

За спи­ною - Ко­ло­бок,

А пу­шис­то­го ко­тен­ка,

Завернув в пе­лен­ку,

На ру­ках ка­ча­ет,

Тихо на­пе­ва­ет.

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

В ДЕТСКОМ САДУ

Идут де­ти в дет­с­кий сад,

Там иг­руш­ки ждут ре­бят,

Ждет Ва­люш­ку вер­б­лю­жо­нок,

Катю ждет боль­шой сло­не­нок,

Маша с миш­кою иг­ра­ет,

Петя Ма­ше по­мо­га­ет,

Нянчит Олеч­ка мар­тыш­ку,

Ну а Ася смот­рит в книж­ку.

Детям ве­се­ло в са­ду!

С ни­ми я ту­да пой­ду.

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

МИШИНЫ СЕКРЕТИКИ

В этом па­ке­ти­ке

Мишины сек­ре­ти­ки,

Колесико, су­ха­рик,

Сломанный фо­на­рик,

Просят Ми­шу де­ти:

«Покажи сек­ре­тик,

Приоткрой па­ке­тик»,

Отвечает Ми­ша: «Нет!

Ведь на то он и сек­рет,

Чтоб ник­то не мог заб­рать­ся

В за­сек­ре­чен­ный па­кет».

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

НА ОПУШКЕ

Рано ут­ром на опуш­ке

Громко ква­ка­ли ля­гуш­ки.

То ли есть они хо­те­ли,

То ли прос­то пес­ни пе­ли,

И ве­се­лый этот хор

Оглашал зе­ле­ный бор

И бо­ло­та, и лу­жок,

Вместе с ни­ми пой, дру­жок!

 

Поочередно раз­жи­мать и сжи­мать ку­лач­ки, ру­ки на уров­не пле­ча. Че­ре­до­вать с дви­же­ни­ями ку­лач­ков пе­ред со­бой.

ГОЛУБЬ И ГОЛУБКА

Голубь и го­луб­ка,

Сели на окош­ко.

И клю­ют ста­ра­тель­но

Зернышки и крош­ки.

Чистят клю­вом пе­рыш­ки

И вор­ку­ют неж­но,

Как ус­та­ли от мо­ро­зов

И ме­те­лей снеж­ных.

Ждут, ког­да зап­ле­щет­ся

В теп­лых лу­жах сол­н­це.

И вес­не нав­с­т­ре­чу

Распахнут окон­це.

 

Поочередно раз­жи­мать и сжи­мать ку­лач­ки, ру­ки на уров­не пле­ча. Че­ре­до­вать с дви­же­ни­ями ку­лач­ков пе­ред со­бой.

СЛОН

Жил в Аф­ри­ке слон,

По име­ни Джон,

И был очень доб­рым он.

Не мог на до­ро­гу,

Поставить он но­гу,

Поскольку по этой до­ро­ге

Ползли па­уч­ки и бу­каш­ки,

И ма­лень­кие та­ра­каш­ки.

Жалел он и пта­шек, и мы­шек,

И да­же нес­нос­ных мар­ты­шек.

Слона оби­жа­ли мар­тыш­ки,

Кидали ба­на­ны и шиш­ки,

Когда он не мог на до­ро­гу

Поставить ог­ром­ную но­гу,

Поскольку по этой до­ро­ге

Ползли па­уч­ки и бу­каш­ки,

И ма­лень­кие та­ра­каш­ки.

 

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

 

ЧЕРЕПАШКА

Долго в нор­ке спа­ла че­ре­паш­ка,

Но сов­сем не по­мя­лась ру­баш­ка,

Вылезает ти­хонь­ко из нор­ки,

Поднимается мед­лен­но в гор­ку,

«Эй! - кри­чу я, - да­вай, че­ре­паш­ка,

Поиграем с то­бою в пят­наш­ки!»

Еле шеп­чет она мне в от­вет:

«У ме­ня, из­ви­ни­те, обед!»

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

МУРАВЕЙ

Стоит на го­ре до­миш­ко,

Ползет ту­да му­равь­иш­ко,

Он та­щит со­ло­мин­ки, щеп­ки,

Чтоб дом по­лу­чил­ся креп­ким.

Вокруг су­етят­ся бра­тиш­ки -

Старательные му­равь­иш­ки,

Несут в му­ра­вей­ник они чер­вяч­ка,

Букашку, жуч­ка, па­уч­ка.

Кто стро­ит, кто кор­мит де­ти­шек -

Крошечных му­равь­ишек.

Вот так - це­лый день в ра­бо­те,

В тру­дах, бес­по­кой­с­т­ве, за­бо­те.

 

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

ВОЗЛЕ РЕЧКИ

Барашки и овеч­ки

Пасутся воз­ле реч­ки,

Охраняет их Тре­зор,

Чтоб зу­бас­тый се­рый вор

Не проб­рал­ся к реч­ке,

Не ук­рал овеч­ку.

Клыкастый раз­бой­ник

Не дрем­лет в ле­су.

«Заснет пес Тре­зор,

Я ов­цу уне­су!»

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ВОВОЧКА

Лисички на по­лян­ке,

Опята на пень­ке,

Шагает ми­мо Во­воч­ка

С кор­зин­кою в ру­ке.

Вот тон­кие осин­ки,

Под ни­ми по­до­си­но­ви­ки,

А где же са­мый глав­ный?

В бе­ре­ти­ке на нож­ке.

Растет чу­дес­ный бе­лый гриб

Под ел­кой у до­рож­ки.

 

Дети шагают по кругу.

 

ГРОЗА

Встало сол­ныш­ко с ут­ра,

И уш­ли мы со дво­ра,

Мы топ­та­ли на по­лян­ке

Тонконогие по­ган­ки,

Землянику со­би­ра­ли,

Веселились и иг­ра­ли.

Вдруг все не­бо по­тем­не­ло,

Что-то страш­но заг­ре­ме­ло,

Смотрим мы во все гла­за -

Начинается гро­за!

То ли пря­тать­ся под ду­бом,

То ли прочь бе­жать от­сю­да,

Но гро­за от­г­ро­хо­та­ла,

Поплыла и с глаз про­па­ла.

Завтра мы пой­дем опять

На по­лян­ку по­иг­рать.

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ПТИЧКА

Три яй­ца в гнез­де у пти­цы.

Как пи­чуж­ке не гор­дить­ся?

Заботливая ма­моч­ка

Весь день на них си­дит.

Нельзя ни на ми­нут­ку

Оставить здесь ма­лю­ток.

Ведь хит­рый кот Ва­си­лий

За гнез­дыш­ком сле­дит.

Шуршат в под­ва­ле мы­ши.

Василий их не слы­шит.

Зовет его хо­зяй­ка,

Кот ухом не ве­дет.

Но ес­ли вдруг Ирин­ка

Покажет хво­рос­тин­ку,

Мяукнет кот Ва­си­лий,

На печ­ку спать пой­дет.

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

 

СНЕГУРОЧКА

Снег ле­жит на ули­це,

Вышли мы во двор.

«Давай ле­пить Сне­гу­роч­ку?» -

Предложил Егор.

Приделаем Сне­гу­роч­ке

Мы длин­ную ко­сич­ку,

А из тон­ких ве­то­чек -

Пушистые рес­нич­ки.

Кругленькие пу­гов­ки

Шубку ук­ра­ша­ют,

А вот щеч­ки блед­ные -

Солнышка не зна­ют.

Говорит вдруг Ма­ша:

«Чтоб Сне­гур­ка на­ша

Порумянен ста­ла,

Свеколку из пог­ре­ба

Бабушка дос­та­ла.

Ведь чу­де­са бы­ва­ют

Всегда на Но­вый год,

А вдруг на­ша Сне­гу­роч­ка

Возьмет и ожи­вет?»

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

БАРБОС

Жил на ули­це Бар­бос,

Был Бар­бос бро­дя­чий пес,

Он по ули­цам хо­дил

И из лу­жи во­ду пил.

Пес меч­тал иметь свой дом

И хо­зяй­ку в до­ме том.

Чтоб тре­па­ла по заг­рив­ку,

Наливала в мис­ку слив­ки,

Выходила с ним гу­лять,

Говорила: «Фу! Сто­ять!»

И од­наж­ды в доб­рый час

Этот пе­сик встре­тил нас,

Мы его к се­бе поз­ва­ли,

Косточку из су­па да­ли,

Потрепали по заг­рив­ку

И на­ли­ли в мис­ку слив­ки.

Охраняет он наш дом,

Всем теп­ло, уют­но в нем.

 

Дети сги­ба­ют ру­ки в лок­тях, со­вер­ша­ют по­оче­ред­но дей­с­т­вия, ими­ти­ру­ющие дви­же­ния рук ро­бо­та или Бу­ра­ти­но. Текст про­из­но­сят скан­ди­ро­ван­но и чет­ко.

ИРИНКА

У ме­ня сес­т­рен­ка есть,

Звать ее Ирин­ка.

Я Ирин­ке в день рож­де­ния

Подарю ма­шин­ку.

Пусть с ма­шин­ка­ми иг­ра­ют

Не од­ни маль­чиш­ки,

У нее си­дят на пол­ке

Куклы и зай­чиш­ки.

Я ей по­со­ве­тую,

Как сес­т­ре и дру­гу,

Посадить их всех в ма­ши­ну,

Прокатить по кру­гу.

 

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

МЫШЬ

Завелась на кух­не мышь,

Я кри­чу ей гроз­но: «Кыш!»

Но она от сы­ра кор­ку

Торопливо та­щит в нор­ку.

Мама прыг­ну­ла на стул,

Закричала: «Ка­ра­ул!»

Говорю я ма­ме: «Мыш­ка -

Очень слав­ная ма­лыш­ка.

Пусть она у нас жи­вет,

Сыр и ко­роч­ки гры­зет.

Продают мы­шей на рын­ке,

Можно гла­дить их по спин­ке,

Можно в клет­ку по­са­дить,

Можно дру­гу по­да­рить.

Но ска­за­ла ма­ма: «Нет!

Лучше кош­ке на обед

Подарю я эту мышь.

Мышь - гры­зун, а не ма­лыш­ка,

Почитай об этом в книж­ке».

 

Чередование дви­же­ний рук ро­бо­та и ходь­бы на мес­те.

ВЕСНА

Наконец се­год­ня сол­н­це

Заглянуло к нам в окон­це,

Вместо злых ме­те­лей, стуж

На до­ро­ге мно­го луж.

Очень неж­но гре­ет сол­ныш­ко,

Зачирикали во­ро­буш­ки,

И во­ро­на им в от­вет

Громко кар­к­ну­ла: «При­вет!»

Ходят лю­ди, улы­ба­ют­ся,

Ты приш­ла, вес­на-кра­са­ви­ца!

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

КОТЕНОК

Мой ко­те­нок был так мал,

На ла­дош­ке он ле­жал,

А по­том под­рос нем­нож­ко Стал по­хож на ма­му-кош­ку,

Но ша­лит ма­лыш пов­сю­ду:

Сбросил со сто­ла по­су­ду…

А заб­рал­ся на кар­низ -

И кар­низ сва­лил­ся вниз.

Он об­г­рыз цве­ток в гор­шоч­ке,

Спрятал Ма­ши­ны но­соч­ки.

Убегает да­же пес -

Поцарапан его нос.

Тут ска­за­ла те­тя Зи­на:

«Посажу его в кор­зи­ну,

А не то раз­бой­ник кот

Нам весь дом пе­ре­вер­нет!»

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

СТРЕКОЗА

Крылышки проз­рач­ные,

Круглые гла­за.

Надо мной ле­та­ет

Чудо-стрекоза.

Подставляю я ла­дош­ку,

Отдохни хо­тя б нем­нож­ко!

Расскажи, где ты бы­ва­ла,

Что на све­те по­ви­да­ла?

Но мол­чит она в от­вет,

Времени, на­вер­но, нет.

Ведь ле­тать - ее ра­бо­та,

А бол­тать ей не­охо­та.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

У БАБУШКИ

За сто­лом си­жу у ба­буш­ки,

Ем ме­до­вые ола­душ­ки,

И жур­чит, как ру­че­ек,

Ее ти­хий го­во­рок.

Называет ме­ня ба­буш­ка

Так за­бав­но - Ва­си­лек.

Подливает в круж­ку гли­ня­ную

Из ма­ли­ны ки­се­лек.

 

Руки со­вер­ша­ют плав­ные встреч­ные дви­же­ния, ими­ти­руя дви­же­ния рук ди­ри­же­ра в ор­кес­т­ре.

ОЛЯ

Купила Оле ма­ма

Пеструю па­на­му,

Купила са­ра­фан­чик -

На бо­ку кар­ман­чик.

На зе­ле­ном са­ра­фан­чи­ке,

Как на по­ле - оду­ван­чи­ки,

Колокольчики, ро­маш­ки,

На ро­маш­ках - по бу­каш­ке.

Выйдет Оля на опуш­ку,

Не най­дут ее под­руж­ки.

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

АРИНА

Огорчается Ари­на,

Все зо­вут ее - Али­на.

Как Ари­на ни ста­ра­ет­ся,

Но звук «Р» не по­лу­ча­ет­ся.

Даже пес ее Ти­мош­ка

Поучил ры­чать нем­нож­ко,

Пес ры­чит, Ари­на - нет.

Видно, ну­жен ло­го­пед.

Подошла Ариш­ка к де­ду.

«Все, по­едем к ло­го­пе­ду!

Без его уме­лых рук

Не ро­дит­ся этот звук.

Через ме­сяц всем в от­вет

Громко крик­ну я

ПР-Р-Р-РИВЕТ!»

 

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

ОХОТНИК

Вышел Ва­ся на охо­ту,

А в ру­ках его са­чок.

Видит - ба­боч­ка са­дит­ся

На го­лу­бень­кий цве­ток.

Размахнулся Ва­ся,

БАХ!

Бабочка в его ру­ках.

Но взды­ха­ет Ва­ся тяж­ко -

Очень жаль ему бед­няж­ку.

Отпустил ее Ва­сек -

Лети даль­ше, мо­ты­лек!

Вот при­дет с ра­бо­ты брат,

«Даст мне» фо­то­ап­па­рат,

Вновь пой­ду я на охо­ту,

Только бу­ду де­лать фо­то.

 

Чередование дви­же­ний рук ро­бо­та и ходь­бы на мес­те.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

У ме­ня в ак­ва­ри­уме

Золотая рыб­ка,

Я смот­рю на рыб­ку,

Говорю с улыб­кой:

«Может, ты - вол­шеб­ная,

Может, не прос­тая,

Раз зо­вут те­бя все лю­ди

Рыбка зо­ло­тая?» Хвос­ти­ком ко­лы­шет,

Смотрит не ми­гая,

Ничего не от­ве­ча­ет

Рыбка зо­ло­тая.

 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

НА МОРЕ

Этим ле­том мы на мо­ре

Отдыхали вмес­те с ма­мой.

И ва­ля­лись на пес­ке,

Прикрывая лоб па­на­мой.

Я пой­мал боль­шо­го кра­ба,

Отпустил его по­том.

Долго-долго лю­бо­вал­ся

Я во­ен­ным ко­раб­лем.

Солнца жар, мор­с­кой при­бой

Полюбил я всей ду­шой.

Не хо­те­лось воз­в­ра­щать­ся

Мне в Мос­к­ву - к се­бе до­мой.

 

Чередование скандирования в стиле робота и ходьбы на месте.

 

НА РЕЧКЕ

Мы жи­вем у са­мой реч­ки.

Только лю­бит Вась­ка-кот

Полежать на теп­лой печ­ке,

А на реч­ку - не идет.

Когда мы пой­дем ку­пать­ся, -

Я возь­му с со­бой ко­та.

Кот в во­де на­мо­чит лап­ки

И мя­ук­нет: «Кра­со­та!»

Да и в лод­ке нам вдво­ем

Будет ве­се­ло с ко­том.

Я на удоч­ку пой­маю

И плот­ву, и пес­ка­рей.

Кот, ко­неч­но, за­мур­лы­чет:

«Дай поп­ро­бо­вать ско­рей!»

 

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ТАНЯ И ВАНЯ

Дверь от­к­ры­ла де­тям мать.

Ребятишек не уз­нать!

Два чу­ма­зых по­ро­сен­ка

У две­рей сто­ят в сто­рон­ке:

«- Где тут Та­ня?

- Где тут Ва­ня?

Побегу то­пить я ба­ню!»

Долго-долго Та­ню с Ва­ней

В ба­не мы­ли­ли спер­ва.

А за­тем мо­чал­кой кол­кой

Терли, тер­ли до­бе­ла.

Вот - Ва­нюш­ка!

Вот - Та­нюш­ка!

А не две смеш­ные хрюш­ки…

 

Дети ша­га­ют на мес­те, скан­ди­руя текст сти­хот­во­ре­ния.

Приложение

Этапы раз­ви­тия дви­га­тель­ных на­вы­ков

0-1,5 мес. Ле­жа на спи­не, ре­бе­нок бес­по­ря­доч­но дви­жет ру­ка­ми, но­га­ми. Эта спо­соб­ность яв­ля­ет­ся врож­ден­ной 2 мес. На этот воз­раст при­хо­дит­ся на­ча­ло ори­ен­ти­ро­воч­ной де­ятель­нос­ти ре­бен­ка. Ре­бе­нок мо­жет при­под­ни­мать го­лов­ку, ког­да ле­жит на спи­не, под­но­сить ру­ки ко рту, схва­ты­вать пред­ме­ты, ко­то­рые при­ка­са­ют­ся к ру­кам, ос­мат­ри­ва­ет дви­же­ния сво­их рук.

3-4,5 мес. Ре­бе­нок, ле­жа на жи­во­те, вы­со­ко под­ни­ма­ет го­лов­ку (поч­ти на 90°), опи­ра­ясь в это вре­мя на пред­п­лечья, иг­ра­ет со сво­ими ру­ка­ми, вы­тя­ну­ты­ми, впе­ред, ос­мат­ри­ва­ет их. Все эти дей­с­т­вия сви­де­тель­с­т­ву­ют о том, что про­дол­жа­ет­ся раз­ви­тие ори­ен­ти­ро­воч­ной де­ятель­нос­ти. Сфе­ра ох­ва­та ок­ру­жа­юще­го прос­т­ран­с­т­ва рас­ши­ря­ет­ся.

4,5-5 мес. Про­дол­жа­ет­ся со­вер­шен­с­т­во­ва­ние фун­к­ци­они­ро­ва­ния всех дви­га­тель­ных сис­тем. Ре­бе­нок пы­та­ет­ся сесть, ког­да его тя­нут за ру­ки. Ког­да под­дер­жи­ва­ют по­яс­ни­цу - си­дит и дер­жит го­лов­ку пря­мо. Это чрез­вы­чай­но важ­ные при­об­ре­те­ния. Они го­во­рят о том, что по­яви­лась тен­ден­ция к при­ня­тию вер­ти­каль­но­го по­ло­же­ния. В это же вре­мя по­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность из­в­ле­кать зву­ки из пог­ре­муш­ки, вло­жен­ной ему в ру­ку.

Дан­ное дей­с­т­вие так­же зна­ме­на­тель­но. Оно - на­ча­ло пред­мет­ной де­ятель­нос­ти и, сле­до­ва­тель­но, соз­ре­ва­ния ко­ры моз­га.

5-5,5 мес. По­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность тро­гать ру­ка­ми ко­ле­ни, ле­жа на спи­не, пе­ре­ка­ты­вать­ся со спи­ны на бок. Так на­чи­на­ет­ся ос­во­ение схе­мы те­ла, ко­то­рая впос­лед­с­т­вии при­ве­дет к по­яв­ле­нию сво­его «Я». Ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся соз­ре­ва­ние те­мен­ных струк­тур моз­га. Это оз­на­ча­ет, что про­дол­жа­ет­ся раз­ви­тие пред­мет­ной де­ятель­нос­ти, т.е. пред­п­ри­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки взять уви­ден­ный пред­мет обе­ими ру­ка­ми, од­ной ру­кой (ле­жа на спи­не), про­вес­ти паль­цем по по­вер­х­нос­ти иг­руш­ки.

5,5-6,5 мес. Ле­жа на жи­во­те, ре­бе­нок опи­ра­ет­ся на вы­тя­ну­тые ру­ки, кис­ти рас­к­ры­ты. Грудь при этом под­ня­та, а под­бо­ро­док слег­ка опу­щен. Эта по­за удоб­на для то­го, что­бы смот­реть впе­ред. Еще удоб­нее это де­лать си­дя. По­это­му по­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность си­деть с опо­рой (ког­да по­са­дят) и по­во­ра­чи­вать в сто­ро­ны го­ло­ву. Кис­ти рук у ре­бен­ка час­то рас­к­ры­ты, по­за ру­ки бы­ва­ет пре­ду­го­то­ва­на со­от­вет­с­т­вен­но пред­ме­ту, ко­то­рый он бе­рет. Это сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как под­го­тов­ку к бо­лее слож­ной, чем схва­ты­ва­ние, пред­мет­ной де­ятель­нос­ти.

6,5-7,5 мес. Это пе­ри­од ин­тен­сив­но­го ос­во­ения схе­мы те­ла. Ле­жа на спи­не, ре­бе­нок под­ни­ма­ет но­ги вверх и тро­га­ет ступ­ни ру­ка­ми; си­дит не­ко­то­рое вре­мя без под­дер­ж­ки, но лег­ко те­ря­ет рав­но­ве­сие. Име­ет­ся прод­ви­же­ние и в пе­рек­ла­ды­ва­нии пред­ме­та из ру­ки в ру­ку. По­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность вра­щать кис­тью, в ко­то­рой на­хо­дит­ся иг­руш­ка.

7,5-8,5 мес. Пред­мет де­ла­ет­ся объ­ек­том вни­ма­ния ре­бен­ка: он си­дит без под­дер­ж­ки и сам за­ни­ма­ет­ся иг­руш­кой. Ус­лож­ня­ют­ся дви­га­тель­ные ко­ор­ди­на­ции: ре­бе­нок под­ни­ма­ет пред­мет дву­мя ру­ка­ми. Ук­реп­ля­ет­ся так­же «вер­ти­каль»: ког­да пос­та­вят на нож­ки, ре­бе­нок упи­ра­ет­ся на них и де­ла­ет по­пыт­ки пру­жи­нить.

8,5-9,5 мес. В дей­с­т­ви­ях ре­бен­ка по­яв­ля­ет­ся за­мет­ная про­из­воль­ность и вла­де­ние те­лом. Он пе­ре­во­ра­чи­ва­ет­ся со спи­ны на жи­вот, а так­же с жи­во­та на спи­ну, пол­за­ет на жи­во­те. По­яв­ля­ют­ся пер­вые неп­ред­мет­ные дей­с­т­вия, а имен­но - хлоп­ки в ла­до­ши. Это пер­вые рос­т­ки жес­то­вой ком­му­ни­ка­ции, ко­то­рой поз­же ре­бе­нок бу­дет ак­тив­но поль­зо­вать­ся.

9,5-11 мес. Ре­бе­нок ак­тив­но ос­ва­ива­ет пол­за­ние: он вста­ет на чет­ве­рень­ки и рас­ка­чи­ва­ет­ся впе­ред-на­зад, си­дит, а за­тем са­мос­то­ятель­но вста­ет на чет­ве­рень­ки.

Со­вер­шен­с­т­ву­ет­ся так­же паль­це­вый прак­сис. Пред­мет­ная де­ятель­ность дос­ти­га­ет в этот пе­ри­од дос­та­точ­но слож­ных форм. Ре­бе­нок бе­рет пред­мет дву­мя паль­ца­ми («пин­цет­ный зах­ват»).

11-12 мес. Ре­бе­нок нас­той­чив в по­пыт­ках встать и к 11 ме­ся­цам вста­ет, ес­ли за что-то дер­жит­ся. Прав­да, ос­тав­ля­ет за со­бой пра­во ме­нять по­ло­же­ние и при­са­жи­ва­ет­ся, дер­жась за опо­ру. В пред­мет­ной де­ятель­нос­ти идет со­вер­шен­с­т­во­ва­ние кис­те­во­го и паль­це­во­го прак­си­са. Ре­бе­нок ос­ва­ива­ет бро­са­ние. Он бро­са­ет пред­ме­ты в иг­ре и иног­да ки­да­ет все под­ряд, ра­ду­ясь то­му, что взрос­лые об­ра­ща­ют на это вни­ма­ние, иног­да гро­зя паль­цем: «Нель­зя!» Ре­бе­нок вос­п­ри­ни­ма­ет это как иг­ру и про­дол­жа­ет бро­сать, хит­ро пос­мат­ри­вая на ок­ру­жа­ющих.

1-1,5 го­да. Ре­бе­нок сто­ит без опо­ры нес­коль­ко се­кунд. Мо­жет сде­лать нап­ря­жен­но нес­коль­ко ша­гов, вы­тя­нув ру­ки впе­ред. Пред­ме­ты так­же за­ни­ма­ют его. Он пы­та­ет­ся ма­ни­пу­ли­ро­вать ими, вни­ма­тель­но смот­ря на них (разъ­еди­ня­ет коль­ца, раз­ни­ма­ет коль­цо и па­лоч­ку и т.д.). Боль­шие ус­пе­хи от­ме­ча­ют­ся в ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний. Ре­бе­нок вста­ет с по­ла са­мос­то­ятель­но, хо­дит, при­чем ру­ки у не­го сво­бод­ны и рас­слаб­лен­ны. В пред­мет­ной де­ятель­нос­ти на­ме­ча­ет­ся тя­га к об­ра­зу: по­яв­ля­ют­ся по­пыт­ки ри­со­вать, во­дя ка­ран­да­шом «как по­па­ло» (ка­ра­ку­ли). Ста­но­вит­ся дос­туп­ной эле­мен­тар­ная кон­с­т­рук­тив­ная де­ятель­ность: ре­бе­нок ста­вит на ку­бик еще 1-2 ку­би­ка. Раз­во­ра­чи­ва­ет за­вер­ну­тый пред­мет.

1,5-2 го­да. Дви­же­ния кор­пу­са ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ос­во­ени­ем рель­ефа. Ре­бе­нок ос­ва­ива­ет не толь­ко ров­ный, но и не­ров­ный рель­еф: прис­тав­ным ша­гом ре­бе­нок под­ни­ма­ет­ся по сту­пень­кам, дер­жась за пе­ри­ла и за ру­ку взрос­ло­го. По­яв­ля­ет­ся мел­кая мо­то­ри­ка рук: ре­бе­нок опус­ка­ет пред­мет в ма­лень­кое от­вер­с­тие.

2-3 го­да. Фор­ми­ру­ют­ся дос­та­точ­но слож­ные дви­га­тель­ные ко­ор­ди­на­ции. Это воз­раст пер­вых «трю­ков». Ре­бе­нок вста­ет со стуль­чи­ка без опо­ры, хо­дит за­дом на­пе­ред, пе­ре­ша­ги­ва­ет че­рез пре­пят­с­т­вия. Сам спус­ка­ет­ся по лес­т­ни­це прис­тав­ным ша­гом. Пы­та­ет­ся пой­мать мяч, ко­то­рый ка­тит­ся к не­му. Та­кие дей­с­т­вия тре­бу­ют дос­та­точ­но слож­ных дви­га­тель­ных ко­ор­ди­на­ции. Стро­ит ба­шен­ку из 4 ку­би­ков.

Пе­ре­ли­ва­ет жид­кость из од­но­го со­су­да в дру­гой.

3 го­да. Вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся пер­вые дви­га­тель­ные ав­то­ма­тиз­мы, что сви­де­тель­с­т­ву­ет о зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зре­лос­ти дви­га­тель­ной сфе­ры в це­лом. Ре­бе­нок сто­ит на од­ной но­ге 2-3 се­кун­ды. Вста­ет на цы­поч­ки. Под­ни­ма­ет­ся по лес­т­ни­це сам прис­тав­ным ша­гом. Под­тал­ки­ва­ет но­гой мя­чик по хо­ду. Уда­ря­ет по мя­чу но­гой с раз­ма­ху. Пы­та­ет­ся под­п­рыг­нуть, но не от­ры­ва­ет но­ги от по­ла. Кру­тит пе­да­ли трех­ко­лес­но­го ве­ло­си­пе­да. Рас­ка­ты­ва­ет плас­ти­лин, де­лая не­ров­ную «кол­бас­ку». Пы­та­ет­ся ре­зать бу­ма­гу нож­ни­ца­ми.

4-7 лет. Де­ти под­виж­ны, гра­ци­оз­ны, плас­тич­ны, им дос­туп­ны прак­ти­чес­ки лю­бые дви­га­тель­ные им­п­ро­ви­за­ции. Дви­га­тель­ное бо­гат­с­т­во про­яв­ля­ет­ся в вы­ра­зи­тель­ной, изоб­ра­зи­тель­ной и оби­ход­ной мо­то­ри­ке.

Между 7 и 10 го­да­ми, в свя­зи с окон­ча­тель­ным ана­то­ми­чес­ким соз­ре­ва­ни­ем дви­га­тель­ных ме­ха­низ­мов, у де­тей со­вер­шен­с­т­ву­ет­ся ко­ор­ди­на­ция дви­же­ний, быс­т­ро вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и зак­реп­ля­ют­ся ди­на­ми­чес­кие сте­ре­оти­пы дви­же­ний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ар­хи­пова Е. Ф. Ло­го­пе­ди­ческая ра­бо­та с деть­ми ран­не­го воз­рас­та. - М., 2006.

2. Вол­ко­ва Г. А. Ло­го­пе­ди­ческая рит­ми­ка. - М., 1985.

3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. - М., 2005.

 

Примечания

По дан­ным П.Я. Галь­пе­ри­на, Ф.И. Фрад­ки­ной, Е.Ф. Ар­хи­по­вой.

 

Предыдущая статья:Хорошие манеры ничего не стоят. Следующая статья:- Кай? Алло, Кай? Я стиснул зубы и двигался по темной крыше, разгл.. ГЛАВА 1
page speed (0.0139 sec, direct)