Всего на сайте:
248 тыс. 773 статей

Главная | Философия

ГЕРМЕНЕВТИKA  Просмотрен 29

 

Герменевтика - одно из влиятельных философских учений второй поло­вины XХ в. Герменевтикой обычно называют искусство и теорию истолко­вания текстов. Термин "герменевтика" был введен Дилътеем / одна из функций бога Гермеса в античной мифологии - он посредник между людьми и богами, сообщает людям волю богов, истолковывает их веле­ния/.

Герменевтика имеет продолжительную историю. Герменевтика как проблема правильного понимания и толкования письменных источников по сути дела возникает вслед за появлением письменности. В Средневековье герменевтика была связана с теологией. Служители церкви присвоили себе монополию на понимание и истолкование догматов веры, интерпретацию содержания "священных книг" неграмотному населению. В эпоху Возрождения сформировалась т.наз. филологическая герменев­тика, когда была поставлена задача возрождения классической антич­ной литературы, нового прочтения античных источников с целью очище­ния их смысла от наслоений и искажений.

Основы герменевтики как философского учения заложил Фридрих Шлей-ермахер /1768-1834/. Он характеризует герменевтику как метод понимания исторических памятников и текстов. Подобно умению читать, писать можно научиться и понимать. Для этого нужно изучить определенную систему правил и сознательно их применять. Шлейермахер выделяет два типа истолкования . грамматическое и психологическое. Грамматичес­кое - это искусство находить определенный смысл какой-либо речи, ис­ходя из языка и с помощью языка. В психологическом истолковании нуж­но входить в культурно-историческую атмосферу времени создания текстов, исходя из своеобразия личности автора текста; необходимо "вчувствоваться" во внутренний мир создателя текста.

Представители современной герменевтики фактически отождествляют философию с герменевтикой, считая объектом философии тексты, позна­ние и интерпретацию текстов, мы можем, иметь деле только с "лингвис­тически оформленным миром", запечатленным в языке."Мы живем внутри языка".

Эмилио Бетти /1890-1968/ в работе «Общая теория интерпретации» /1955/ говорит о 4 канонах /необходимых условиях/ интерпретации.

- В объекте интерпретапии есть смысл, он - продукт человеческого духа.

- Когерентность. Части текста могут быть поняты в свете целого, а текст в целом - в связи с его частями

- Интерпретатор идет к пониманию, отталкиваясь от собственного опыта.

- Адекватность понимания / конгениальность автора текста и интер­претатора/

Ханс Георг Гадамер(1900-2002) говорит, что подлинное понимание предполагает учет многих факторов: соотношения прошлой и сегодняшней духовной атмосферы, связи автора и текста, интерпретатора и текста и др. В отличие от Шлейермахера, который предлагал интерпретатору стать, так сказать, на позицию автора текста, отвлекаясь от исторической обусловленности самого интерпретатора, Гадамер говорит о необходимости сближения "горизонтов понимания» того и другого. Когда интерпретатор входит в процесс понимания, текста, его ум при этом не tabula rasa, в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожиданием; если это ожидание не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпретации текста. Предпонимание - предпосылка понимания. Хотя мы истолковываем текст с нашей сегодняшней точки зрения, это не мешает пониманию, так как наша точка зрения - продукт той же ис­тории, в которой находится и интерпретируемый текст.

Гадамер говорит, что к истине исследователь должен идти, ведя постоянный. "диалог" с текстом, мысля исторически. Каждый новый герменевтик открывает новые оттенки содержания текста свое интерпретирущей деятельностью.

Концепция предпонимания дает возможность для решения ряда проб­лемных ситуаций. Одна из них - так называемый герменевтический круг. Дело в том, чтобы что-то познать, нужно это понимать, а чтобы пони­мать, нужно познать. Или еще - чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого. Круг разрывается с помощью предпонимания, которое предшествует пониманию.

Некоторые полученные герменевтиками результаты имеют немаловаж­ное практическое значение. Но претензии на роль герменевтики, как единственной истинной современной философии слишком преувеличены.

 

Предыдущая статья:ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Следующая статья:САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ
page speed (0.0412 sec, direct)