Всего на сайте:
282 тыс. 988 статей

Главная | Философия

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ  Просмотрен 54

Экзистенциализм / от лат.existentiae - существование/ сформировался в первой половине ХХ века. В середине века он был заметным явлением в духовной жизни общества. В это время происходили серьез­ные изменения в общественном сознании. Люди стали разочаровываться в существующих ценностях. Войны, революции и контрреволюции, тота­литарные режимы и концлагеря - все это порождало настроения неуве­ренности, тревоги, подавленности. Поскольку в обществе существовали определенные настроения, нашлись и их философские выразители. Экзи­стенциализм ставил задачу отображения внутреннего мира личности. При этом особая роль отводилась выражению кризисных ситуаций, все­возможных форм пессимизма, отчаяния и т. п.

Исходное понятие экзистенциализма - понятие существования /экзис­тенция/. Основная проблема - определение места человеческого сущест­вования в общей структуре существования. Но здесь нужно заметить, что экзистенциалисты не дают логически корректного определения экзистен­ции. Более того, иногда говорится, что попытки выяснить содержание понятия существования погружают нас в бездну неопределенности и та­инственности. Экзистенциалисты утверждают, что существование челове­ка не определяется какой-то природной, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Человек сначала просто сущест­вует, а потом строит свою сущность. Человек делает самого себя, каж­дый строит свою мораль, моральный выбор акт свободного творчества. Но здесь возникает пессимизм, страх сделать неправильный выбор.

Мы отметили некоторые общей черты экзистенциализма. Добавим к этому некоторые идеи его главных представителей. Мартин Хайдеггер /1889-1976/ говорит о трех аспектах человеческого бытия: "брошенность" /мы находим себя уже существующими в мире, без нашего пред­варительного на то согласия/, "фактичность" и "экзистенциальность" /наше существование всегда есть "проект" выхождения за пределы дан­ного/. Единство этих аспектов образует "временность", поскольку брошенность - обнаружение прошлого, фактичность - настоящее, а экзис­тенциальность раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным. Смысл существования осознается в погра­ничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и смерти, при траги­ческих поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что - неподлинное бытие, или - принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности.

Карл Яcперc /I883 -1964/ решительно отказывается от рацуоналистической линии в философии. Философия должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция, в отличие от эмпири­ческих объектов, не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность - "экзистенциальное прояснение" /а что это такое - непонятно/.

Экзистенция не может удовлетвориться повседнев­ным бытием. "Неустойчивость бытия" заставляет человека искать проч­ное, непреходящее. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендент­ное - Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни.

Жан-Поль Сартр/1905-1980/ утверждает своеобразную "философию сво­боды". Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. У человека - "неизбежность" свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращает­ся в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти,"человек осужден быть свободным".

Альбер Камю /1913-1960/ в принципе не отрицает ценность научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии. Но не в этом главное."Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю говорит, что человек живет в каком-то абсурдном мире, где суета, беспросветность, нелепость существования, Реальности абсурдна. Но что же делать человеку в этом мире? Из абсурда могут быть разные выходы. Первый - самоубийство. Но это - ошибка. Второй -признание абсурда и жизнь в нем. Но это не все. Камю поднимает тему бунта. Обрести свободу можно лишь восстав против абсурда. Первое бунтарское движение - восстание рабов. Откзз от рабского удела ут­верждает свободу, равенство и человеческое достоинство каждого. Но здесь есть негативная сторона - мятежный раб может пожелать стать господином. Другая форма бунта - метафизический бунт - это бунт против самого устройства мироздания, фактически - бунт против Абсо­люта, владыки мира. Но это значит, что бунтующий сам желает занять место Бога. Отсюда - "все дозволено". Метафизический бунт может вес­ти в нигилизму, революциям, террору. В итоге - нигде нет позитивно­го выхода. И Камю последние годы жизни переживал творческий кризис.

 

Предыдущая статья:НЕОПОЗИТИВИЗМ Следующая статья:ГЕРМЕНЕВТИKA
page speed (0.0574 sec, direct)