Всего на сайте:
303 тыс. 117 статей

Главная | Философия

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж  Просмотрен 459

Систематизированные ссылки из лекций и книг

Часть 1

 

Шрила Рагхунатха дас Госвами появился на свет в почтенной и сказочно богатой семье землевладельцев-каястх в 1494 г. в селе Кришнапур (Саптаграм), в Западной Бенгалии. Его отца звали Говардхана Маджумадар, а старшего брата отца – Хиранья Маджумадар. Хотя братья-землевладельцы жили в роскоши, они славились своей религиозностью и с огромным уважением относились к святым вайшнавам. Их дом нередко посещал прославленный преданный Господа Гауры нама-ачарья Шрила Харидас Тхакур. Их духовным учителем и семейным жрецом был приближенный ученик Адвайты Ачарьи и близкий друг Харидаса Тхакура Шри Ядунандана Ачарья, который стал дикша-гуру Рагхунатхи даса.

С ранних лет Рагхунатха дас общался с чистыми преданными – Харидасом Тхакуром и Ядунанданой Ачарьей, а в юношеские годы встретился с Нитьянандой Прабху и Его спутниками. Это общение оставило глубокий след в его душе: Рагхунатха дас вступил на путь чистого бхакти. Очень быстро он оставил всё своё богатство, которое могло сравниться разве что с богатством Индры, и прекрасную, как небесная апсара, жену, и отправился в Пури-дхаму, где вручил себя Шри Чайтанье Махапрабху. Вы знаете, какой красивой была жена Шрилы Рагхунатхи даса Госвами? Она была подобна мисс Индии, и даже более прекрасной, чем она. Пожалуй, если бы она участвовала в конкурсе мисс Вселенная, она бы получила этот титул. Для Рагхунатхи даса Госвами она была подобна высохшему дереву. Она не могла привлечь его. Почему? Потому что у него была сильная привязанность к Кришне. Шри Ядунандана Ачарья и особенно Шри Сварупа Дамодара дали ему эту привязанность. Рагхунатха дас Госвами, предавшаяся Бхагавану душа, оставил свой дом. Занимался ли он какой-либо кармической деятельностью? Конечно, нет. Это делают лишь недостаточно разумные люди, которые ничего не знают о бхакти-расе.

Существует огромное количество напитков, «Пепси-кола», например, или «Кока-кола», но не потакайте своему языку. Берите только то, что необходимо вам для поддержания своей жизни. Будьте как Шрила Рагхунатха дас Госвами, тогда мирские желания не будут посещать вас. Стать учеником рупануга-вайшнава – это намного выше. Для этого вы должны следовать Шриле Рагхунатхе дасу Госвами, Шриле Рупе Госвами и Шриле Дживе Госвами. Чтобы обрести тот тип бхакти, который дают они, требуется пожертвовать ещё большим.

Шриман Махапрабху поручил его заботам Сварупы Дамодары Госвами, которого считал Своим вторым проявлением. С того дня Рагхунатха стал известен как Сварупера Рагху, то есть «Рагху, принадлежащий Сварупе». По милости Сварупы Дамодары он начал заниматься сокровенным служением Шри Гаурасундаре. Шрила Рагхунатха дас Госвами является совершенным примером самоотверженной гуру-севы. Рагхунатха дас всем сердцем служил своему гуру. Не думайте, что он просто делал ему массаж; эта внешняя сева ничего не даёт. Делать «массаж своего сердца», чтобы доставить удовольствие гурудеву – вот что требуется. Как мы можем доставить удовольствие гуру? Как Шрила Рупа Госвами доставлял удовольствие своему Гурудеву, Шри Чайтанье Махапрабху? Он знал желания Его сердца, и он написал «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Лалита-мадхаву», «Видагдха-мадхаву» и многие другие книги.

Очень довольный его глубокой сосредоточенностью на бхаджане и строгой отрешённостью от всего мирского, Шри Гаурасундара позволил ему служить Шри Гиридхари и Шри Радхике в форме Говардхана-шилы и гунджа-малы, которую Он снял со Своей шеи. Чайтанья Махапрабху был маха-ваданьяя, самым щедрым из воплощений. Точно также Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами, Рагхунатха даса Госвами, Кришнадас Кавираджа Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакура, Баладева Видьябхушана и Бхактивинода Тхакура – все они были очень и очень щедры, ибо распространяли то, что хотел дать всем Сам Махапрабху.

Шрила Рагхунатха дас Госвами общался со Шрилой Харидасом Тхакуром и Шри Сварупой Дамодарой, и у него никогда в жизни не было желания мирских утех, даже во сне. Он постепенно развивал свою любовь к Кришне, сознание Кришны, и впоследствии он проводил свои дни в горьких рыданиях: «О Радхе, Радхе!»

тавайвасми тавайвасми на дживами твайа вина

ити вигьяйа радхе твам найа мам чаранантикам

«Я – твой, Я – твой! Я не могу жить без Тебя! О Радхе, о моя царица, пожалуйста, пойми это и укрой меня возле Своих стоп».

После того как Шри Гаурасундара завершил Свою лилу в этом мире, Рагхунатху даса охватила невыносимая боль разлуки. Он покинул Пури-дхаму и направился во Вриндавану, чтобы расстаться с жизнью, бросившись с вершины холма Говардхана. Однако Рупа и Санатана Госвами пролили на него нектар сладостной кришна-катхи и убедили его оставить это намерение. Так он стал их третьим братом и навсегда поселился на берегах Шри Радха-кунды. Живя на Радха-кунде, он погрузился в поклонение Шри Радхе-Говинде в настроении разлуки и являл пример небывалого, сурового самоотречения. В возрасте около ста лет, погруженный в бхаджану, он перенёсся в апракат-лилу Божественной Четы, войдя в воды Радха-кунды.

Он написал три книги, ставшие впоследствии очень известными: «Стававали», «Дана-чарита» («Дана-кели-чинтамани») и «Мукта-чарита». «Манах-шикша» входит в сборник молитв «Стававали».

Шрила Рагхунатха дас Госвами является главным из последователей Шрилы Рупы Госвами. Только такие преданные, как Шрила Рупа, Шрила Санатана и Шрила Рагхунатха дас Госвами следовали всем возвышенным принципам, и их последователи в нашей ученической преемственности продолжают следовать их пути вплоть до наших дней.

В книгах наших Госвами, особенно в книгах Шрилы Рупы Госвами и Рагхунатхи дасa Госвами, подробно описывается ав­торитетный процесс достижения совершенства. Нужно молиться об этом совершенстве: «О Кришна, о гурудев! Когда же придёт тот день, когда я осознаю свою сиддха-деху и сиддха-наму?» Вы можете иметь абхас, смутную идею, из «Чайтанья-чаритам­риты». Но, воспевая, памятуя и следуя по стопам Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи Госвами, вы поймёте намного больше. Поэзия Джаядевы Госвами не в силах полностью завла­деть сердцем Кришны, но Шрила Рагхунатха дас Госвами опи­сал, как Кришна украшает росписью Своих имён стопы Кишо­риджи. Более того, он описал даже то, как Шримати Радхарани сводом Своих стоп оставляет на голове Кришны знак, гласящий, что теперь Он Её собственность. В этом вайшиштья (исключи­тельность) наших Госвами. Когда Шри Кришна слышит такие возвышенные, как у Рагхунатхи даса, молитвы, Он исполняется благодарности и думает: «Смогу ли Я когда-нибудь отблагода­рить тебя?» Поэтому мы должны возносить молитвы наших Гос­вами. Цель вознесения молитв – расплавить сердце нашего ишта-дева. Тогда Он даст нам Свой даршан вместе со Своими парикарами. Мы часто не знаем, как молиться, поэтому мы должны учиться этому у нашей гуру-варги: Шрилы Бхактиви­нода Тхакура, Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, Шрилы Рагхунатха даса Госвами. Если вы едете в одно из священных мест, например, в Навадвипу, нужно помнить о наставлениях Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Нароттамы даса Тха­кура и следовать им. Просто совершения арчаны ещё не доста­точно. Но если вы следуете руководству Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, тогда в своей арчане вы будете омывать Тхакурджи (Божество) своими слезами и омахивать Его опахалом своих полных любви взглядов.

Рагануга-бхакти – это конечная цель, но нам следует приближаться к ней очень осторожно, следуя простым принципам, которым учили Прабхупада и Свамиджи. Если кому-то посчастливилось развить сильное желание вступить на путь рагануга-бхакти, он должен обязательно изучать «Манах-шикшу», написанную главным из последователей Рупы Госвами, Рагхунатхой дасом Госвами, и следовать её наставлениям. Обращаясь к своему уму, Рагхунатха дас Госвами даёт в этой книге наставления всем Гаудия-вайшнавам. Шрила Рагхунатха дас Госвами даёт наставления необузданному и беспокойному уму. Только благодаря уму обусловленная джива принимает путь бхаджаны или, наоборот, отвергает его. Спонтанная бхаджана возможна только тогда, когда ум обуздан. Поэтому Рагхунатха дас Госвами сложил эти шлоки «Манах-шикши» на благо всех садхаков. Хотя он сиддха, он играл роль садхаки.

Без милости Шри Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, вы ничего не узнаете. Без милости гопи вы не сможете стать такими, как они. И особенно вы нуждаетесь в милости Шри Нитьянанды Прабху, Шри Сварупы Дамодары, Шри Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами, Шрилы Рагхунатха даса Госвами и Шри Рая Рамананды. Без их милости вы не сможете понять Шри Кришну и Шри Чайтанью Махапрабху. Среди гопи есть разные группы: випакша, татастха, сухрит и свапакша. Свапакша-гопи и их служанки, кто они? Они тат-тад бхава-иччхамайи, это Рупа Манджари и Рати Манджари. Они пришли в этот мир в облике Рупы Госвами и Рагхунатхи даса Госвами. Садхака-рупа – это нынешнее физическое тело преданного, а сиддха-рупа – его духовное тело, которое он созерцает в медитации и которое позволяет ему служить Кришне так, как он желает. В обоих этих телах надо служить Шри Кришне под руководством Его возлюбленных, таких как Шри Радхика, Чандравали, Лалита, Вишакха, Рупа Манджари, а также их последователей: Рупы, Санатаны, Рагхунатхи даса Госвами и других. Надо следовать этим преданным, но не пытаться копировать их поведение. Мы должны стараться следовать их наставлениям и их настроению. Если вы делаете это, тогда это рагануга, в противном случае – нет.

Шачи Дэви (будущая Гангамата Госвамини) поселилась в разрушенном храме на Ямуна-гхате. Там она совершала свой садхана-бхаджан. Она никогда не беспокоилась о прасаде для себя. Она просто ходила от двери к двери и собирала мадхукари (пожертвования), совсем понемногу. Она брала только четверть чапати, не всё и даже не половину. Все очень любили её. Они старались дать ей продукты, но она никогда не брала. Она не носила добротных одежд, на ней было лишь поношенное белое сари. Она была вполне довольна этим. У неё не было ни электричества, ни каких-либо удобств. Она постоянно воспевала святое имя Бога и всегда углубляла своё сознание Кришны, так к ней пришло полное отречение. Когда ей было двадцать пять, её гурудев сказал ей: «Тебе нужно идти на Радха-кунду, в то место, где совершал свой бхаджан Рагхунатха дас Госвами, и совершать бхаджан так же, как он». Мужчины должны стараться стать такими, как Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рупа Госвами. Женщины должны быть как Гангамата Тхакурани, Джахнава Тхакурани и Хемалата Тхакурани.

Это миссия Шри Чайтаньи Махапрабху, миссия Шри Рупы и Рагхунатхи Госвами, миссия Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Кришнадасы Кавираджа, а впоследствии Шрилы Шьямананды Прабху, Шрилы Нароттамы дас Тхакура, Шрилы Шриниваса дас Тхакура, затем Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, затем Шрилы Гаура Кишоры даса Бабаджи и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакуры. Свамиджи пришёл на Запад только для того, чтобы дать их миссию. Во вступлении к «Нектару наставлений» Шрила Прабхупада написал одну строку: «Это движение сознания Кришны проходит под руководством Шри Рупы Госвами». Ничего нового; только их миссия. У Свамиджи было мало времени, поэтому он главным образом делал акцент в проповеди на ваидхи-бхакти. Существует много ступеней бхакти, но для нас, Гаудий, в конечном итоге бхакти означает только рагануга-бхакти. Он хотел проповедовать на Западе и то, о чём говорит Рупа Госвами в «Уджвала-ниламани» и то, что было написано такими ачарьями, как Рагхунатха дас Госвами и Кришнадас Кавираджа Госвами, но тогда у него не было возможности делать это. Так мало было времени – всего десять или одиннадцать лет! Чтобы идти по пути ваидхи-бхакти нужно всегда пользоваться только логикой и причинами. А когда из слушания об играх Шри Шри Радхи Кришны возникает жажда – лобха, вся логика и причины будут просто забыты. Так, Рагхунатха дас Госвами говорит:

анадих садхир ва патур ати-мридур ва пратипада
прамилат-карунйах прагуна-каруна-хина ити ва
маха-ваикунтхесадхика иха наро ва враджа-патер
айам-сунур гоштхе пратиджани мамастам-прабху-варах

«О Кришна, пусть Ты Верховная Личность Бога или просто пустой лгун, пусть Ты Верховная Личность Бога или просто обычный мальчик, сын Нанды Махараджа, пусть Ты Верховный Милостивый или очень, очень жестокий и бессердечный. Кто бы Ты ни был, меня это не волнует, я просто Тебя люблю без всяких на то причин» («Шри Сва-нияма-дашакам», стих 5).

Согласно последним наставлениям Шрилы Прабхупады (Сиддханты Сарасвати), все мы должны объединиться ради одной цели – проповеди послания Шри Рупы-Рагхунатхи. Таков путь, который принесёт нам благо. Если мы не последуем ему, то, не­сомненно, встретим свою погибель. Все ачарьи нашей сампрадаи: Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и другие – следовали в своих произведениях Рупе Госвами. Рагхунатха дас Госвами известен как величайший рупануга.

Махапрабху давал бесценные наставления Шриле Рагхунатхе дас Госвами.

Он учил Рагхунатху даса Госвами избегать грамья-катхи. Грамья значит дхарма-, артха-, кама- и мокша-катха. Гуру и вайшнавы очень милосердны: они наделяют нас способностью распознавать это. Также Он советовал Рагхунатхе дасу Госвами отказаться от всех телесных удобств: бхало на кхаибе ара бхало на парибе – «Не ешь изысканной пищи и не носи роскошных одежд» («Ч.-ч.», Антья, 6.236).

Шрила Рагхунатха дас Госвами преодолел все препятствия по милости Шрилы Рупы Госвами, поэтому он говорит: «Я медитирую на все игры Радхи и Кришны, не испытывая вожделения ни в теле, ни в уме». Он также говорит, что нужно с глубокой любовью относиться к лотосным стопам гуру, дикша-мантр, харинамы, Шри Чайтаньи Махапрабху, Сварупы Дамодара, Рупы Госвами, всех рупануг, Санатаны Госвами, Говардхана, Радха-кунды, Мадхуры, Вриндавана, всех истинных враджаваси. «Рупа Госвами научил меня контролировать ум и чувства. Он дал мне духовный разум, веру в Верховного Господа и свободу от вожделения, которое волнует ум и чувства, во время медитации на игры Шри Шри Радхи-Кришны».

Если вайшнав даёт нам бхакти, как мы назовём его? Какие чувства мы будем к нему испытывать? Он даёт нам шикшу, наставления, и хотя он, возможно, не произнёс мантру нам в ухо, он дал нам бхакти. Он дал нам нечто неописуемое. Ядунандана Ачарья дал посвящение Рагхунатхе дасу Госвами, но неужели Рупа Госвами впоследствии дал ему нечто менее ценное? Нужно всегда понимать эти моменты. Гуру несёт шакти Бхагавана, и его следует почитать, как Самого Бхагавана.

Как Рагхунатха дас Госвами занимался преданным служением? Когда один из преданных массировал ноги Рупе Госвами, Рагхунатха дас Госвами, который видел Рупу Госвами, а также себя в их вечном образе манджари, служанок Шримати Радхики, улыбнулся и, обращаясь к Рупе Госвами, произнёс следующую шлоку («Вилапа-кусуманджали», 1):

твам рупа-манджари сакхи пратхита пуре `смин
пумсах парасйа ваданам на хи пашйасити
бимбадхаре кшата манагата-бхартрикайа
йат те вйадхайи ким у тач-чхука-пунгавена?

«О дорогая подруга Рупа Манджари, ты известна во всей Врадже как необычайно целомудренная девушка. Ты никогда не позволяешь себе смотреть в лицо посторонним мужчинам. Твой муж на несколько дней отлучился в другую деревню, и всё же на твоих губах видны свежие отметины. Быть может, некий прекрасный попугай клюнул тебя в губы, спутав их с плодом бимба?» Услышав это, Рупа Госвами заулыбался.

Глубоко погружённый в это настроение, Рагхунатха дас Госвами прославлял служение, к которому он так страстно стремился («Вилапа-кусуманджали», 72):

шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-

гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах

ха модатах канака-гаури падаравинда-

самваханани шанакаис тава ким каришйе?

Шримати Радхика устала от любовных развлечений и отдыхает, положив голову на колени Шри Кришны. Он ласково гладит Её по голове, а Рупа Манджари нежно массирует Её стопы и обмахивает Её опахалом. Рати Манджари (Рагхунатха дас Госвами) наблюдает эту сцену жадными глазами и молится о том, чтобы Рупа Манджари оставила ей немного этого служения.

Радхикара даси джади хойа абхимана – если кто-то гордится, что он служанка Шримати Радхики, то сиграи милаи таба гокула-кана – он может очень скоро встретиться с Кришной в Гокуле, во Врадже. Сиграи означает «очень скоро». Когда мы узнаём, что с абхиманом «я служанка Радхи» можно очень быстро встретиться с Кришной, нас очаровывает эта идея и вдохновляет такая перспектива.

Шрила Рагхунатха дас Госвами сказал в своей «Сва-нияма-дашаке»: «Я не покину Радха-кунду во Врадже, даже чтобы увидеть Шри Кришну в Бадри-Нараяне, Двараке, Пури и других местах. Пусть расика-вайшнавы рассказывают там хари-катху, я никогда ради этого не покину Шримати Радхику. Если Радхики там нет, я не пойду, даже если Шри Кришна Сам позовёт меня: „Приходи в Двараку служить Моим лотосным стопам“. Но если я узнаю, что Радхика там, я немедленно отправлюсь туда. Конечно, Она бы никогда туда не пошла, но если Она, обезумев, оказалась в Двараке, я тут же отправлюсь туда. Я полечу туда быстрее Гаруды, который летает быстрее мысли».

В святой дхаме живут самые разные люди, в том числе и воры, которые пытаются ограбить паломников. Если мирской человек увидит это, он разочаруется и Враджа перестанет нравиться ему. Но как видел Враджу Рагхунатха дас Госвами? Его видение выражено в следующем стихе:

йат кинчит трина-гулма киката

мукхам гоштхе самастам хи тат

сарвананда-майам мукунда

дайитам лиланукулам парам

шастраир эва мухур мухах спхутам

идам ништанкитам йачнайа

брахмадер апи са-сприхена тад идам сарва майа вандйате

«Я молюсь всем обитателям Враджи, страстно желая стать одним из них, в том числе траве, кустам, мухам и птицам, ибо все они наполнены трансцендентным блаженством. Они столь удачливы, что стать одним из них стремятся даже такие великие души, как Брахма и Уддхава. „Шримад-Бхагаватам“ и другие шастры снова и снова провозглашают славу жителей Враджи. Все они безмерно дороги Шри Мукунде и участвуют в Его развлечениях» («Враджа-виласа-става», 102).

Рагхунатха дас Госвами говорит, что деревья, лианы, трава, птицы, тигры, медведи и другие звери, мухи, крысы и даже комары в вечном Врадже обладают сач-чид-ананда-сварупой и участвуют в кришна-лиле. Можем ли мы думать подобным образом? Мы не обладаем такой стойкой преданностью, какой обладал он. Предположим, на нас бросился бык. Если мы не попытаемся спастись, он поднимет нас на рога. Поэтому на нашем уровне дришьямана-пракаша вполне допустима.

Тот, кто хочет поклоняться Шримати Радхике, должен возносить Ей такие молитвы и стараться служить Ей всеми возможными способами. Шрила Рагхунатха дас Госвами выразил это настроение в «Вилапа-кусуманджали» (101–102):

лакшмир йад-ангхри-камаласйа накханчаласйа

саундарйа-биндум апи нархати лабдхум ише

са твам видхасйаси на чен-мама нетраданам

ким дживитена мама духкха-давагни-дена?

«О Пранешвари Шри Радхика! Лакшми Дэви не может мечтать даже о капле той красоты, которой блещут кончики ногтей на Твоих лотосных стопах. Если Ты не позволишь мне увидеть Твой ослепительно прекрасный образ и Твои лилы, тогда зачем мне эта полная горестей жизнь с её бесконечными муками в огне отчаяния?»

аша-бхараир амрита-синдху майаих катханчит

кало майати-гамитах кила сампратам хи

твам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме

пранаир враджена ча варору бакаринапи?

«О Варору (девушка с прекрасным станом)! Лишь благодаря единственной надежде – погрузиться в нектарный океан служения Тебе и созерцать Твои божественные лилы – мне с огромным трудом до сих пор удавалось поддерживать свою жизнь. Но если Ты прямо сейчас не прольёшь на меня Свою милость, тогда зачем мне эта жизнь, зачем мне Враджа-дхама и даже Сам Шри Кришна?»

Такое бхава-бхакти не приходит лишь благодаря впечатлениям из прошлых жизней или общению с обычными садху, обычными (каништха или ваидхи-бхактами) преданными. Его можно обрести только в общении с Раем Раманандой, Сварупой Дамодарой, Рупой и Рагхунатхой дасом Госвами. И Свамиджи прояснил этот вопрос в своих комментариях к «Упадешамрите».

Цель садханы – достичь бхавы. Санкхйа-пурвака-нама значит повторять хари-наму не меньше одного, двух или трёх лакхов. Все спутники Махапрабху, такие как Рупа и Рагхунатха, каждый день повторяли столько. Какие песни они пели?

радхе джайа джайа мадхава-дайите

гокула-таруни-мандала-махите

радхе джайа джайа мадхава-дайите

говинда-дамодара-мадхавети

говинда-дамодара-мадхавети

намами-нанда-нанданам

намами-нанда-нанданам

Два, три, четыре часа подряд каждый день они были погружены в пение и молитву.

бхаджами радхам аравинда-нетрам

смарами радхам мадхура-смитасйам

вадами радхам каруна-бхарардрам

тато маманйасти гатир на капи

«Я поклоняюсь Радхе, чьи глаза подобны лотосам, я памятую о Радхе, чьё лицо украшено нежной улыбкой, я говорю о Радхе, чьё сердце тает от сострадания. У меня нет иных занятий, ибо я отдал Ей душу и сердце» (Рагхунатха дас Госвами, «Стававали», «Вишакха-анандадабхих-стотра», 131).

Я посвящаю свою бхаджану Радхике, непрестанно помня Её лотосные стопы. Я произношу: «Радхе, Радхе, джая джая Шри Радхе». Зачем? Милость Шримати Радхики безгранична. Она даже более милостива, чем Кришна. Тавайвасми тавайвасми (о Радха, я Твой, я Твой). Всегда возносите такие молитвы. А после совершайте шаштанга-пранаму. Знаете, что это такое? Нужно коснуться земли восемью частями тела (головой, руками, стопами, коленями и грудью). И главное, сердцем, всей душой.

Где садхака пребывает мысленно? Рупа Госвами – это Рупа Манджари; Рагхунатха дас Госвами – Рати-Манджари. Они всё время служат Божественной Чете, Радхе и Кришне, то омахивая Их чамарой, то делая массаж Шримати Радхике, то поднося орехи бетеля. Иногда Кришна манит их к Себе, но они отказываются подойти, прячась за Радхику. Это и есть служение. Какое служение самое возвышенное? Рагхунатха дас Госвами в «Стававали» пишет:

тамбуларпана-пада-марддана-пайо-данабхисарадибхир

вриндаранйа-махешварим прийатайа йас тошайанти прийах

прана-прештха-сакхи-кулад апи киласанкочита бхумиках

кели-бхумишу рупа-манджари-мукхас та дасика самшрайе

«Я принимаю покровительство Рупы Манджари и других дорогих служанок великой царицы Вриндаваны, Шримати Радхики, которые ублажают Её, поднося Ей бетель, воду, массируя Ей стопы, устраивая Её встречи с Кришной. Эти служанки могут свободно, без стеснения входить туда, где Божественная Чета наслаждается Своей сокровенной лилой, поэтому Радхика дорожит ими даже больше, чем такими Своими подругами, как Лалита, которые Ей дороже жизни» (Рагхунатха дас Госвами, «Враджа-виласа-става», 38).

Они являются сат-сиддхами, и какую же севу они совершают в своей сиддха-рупе?

шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма

гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах

ха модатах канака-гаури падаравинда

самваханани шанакаис тава ким каришйе?

«Скоро ли наступит тот день, когда Рупа Манджари позовёт меня и поручит эту севу?» Рагхунатха дас Госвами, «Вилапа-кусуманджали», 72).

Итак, враджа-локанусаратах означает, что Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха дас Госвами и все ачарьи нашей преемственности являются враджаваси. Мы должны следовать за ними принимая все их наставления. Они не поклоняются Рукмини-рамане. Враджа-локанусаратах означает поклонение исключительно во Врадже, не в Двараке, Пури или где-либо ещё. Враджа-локанусаратах значит делать то, чем занимался Рупа Госвами во Вриндаване. Гоштхе гоштхалайишу: гоштхалайишу – это те, кто живёт в гоштхе: Нанда, Яшода, Шридама, Субала, Мадхумангала, все гопы и гопи. Такие преданные, как Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха дас Госвами и их последователи, – тоже гоштхалайишу. Современные жители Враджи к ним не относятся. Нужно служить истинным гоштхалайишу. Что касается нас, то мы не следуем Рупе Манджари или Рати Манджари внешне. Мы можем следовать им мысленно, погрузившись в сиддха-бхаву. Можно развивать желание стать подобными им, но в своей практике мы должны быть садхаками. В этом мире Рупа Госвами, Рагхунатха дас Госвами являются тад-анураги-джананугами. Анураги-джана здесь означает гопи. А джананугами? Это Рупа, Рагхунатха, все наши Госвами и спутники Махапрабху. Они играют роль рагануга-бхакт. Раги – это враджаваси. Мы не можем общаться с тад-анураги. Но мы желаем следовать им. Поэтому нам нужно общаться с тад-анураги-джананугами, подобными Рупе, Санатане и Рагхунатхе дасу Госвами, особенно Рупе и Рагхунатхе.

шри рупа-рагхунатха паде джара аша

чаитанйа-чаритамрита кахе кршнадаса

рупа-рагхунатха-паде хоибе акути

кабе хама буджхабо се джугала-пирити

«Когда я узнаю обо всем этом?» Когда у нас будет столько любви и привязанности к Рупе и Рагхунатхе, тогда мы что-то поймём. Когда-нибудь нам придётся стать, как Рагхунатха дас Госвами или как блудница, которая по милости Харидаса Тхакура превратилась в возвышенную преданную. Раздав всё своё имущество, она стала акинчаной-нишкинчаной и полностью погрузилась в повторение хари-намы и служение Туласи;у неё не осталось никаких других желаний. И нам надо будет стать такими же. Иначе мы не сможем служить Радха-кунде.

агха-рипур апи йатнад атра девйах прасада-

прасара-крита-катакша-прапти-камах пракамам

анусарати йад уччаих снана-севанубандхаис

тад ати-сурабхи-радха-кундам эвашрайо ме

Рагхунатха дас Госвами молится («Шри Радха-кунда-аштака», 3): «О Радха-кунда, ты – Сама Шримати Радхика. Ты приняла облик озера лишь для того, чтобы пролить милость на преданных, которые служат тебе здесь. Ты даёшь даже больше милости, чем Шримати Радхика. Любой может прикоснуться к тебе, омыться в твоих водах или вознести тебе молитвы». Даже Сам Кришна так молится.

После ухода Махапрабху, Рагхунатха дас Госвами совершал свой бхаджан на Радха-кунде. Живя возле неё, он совершал омовение в разных местах. После ежедневного утреннего омовения он омывался водой из Гопи-купа, расположенной восточнее Шри Шьяма-кунды, а затем окунался в Шри-кунду. Однажды, набирая воду в Гопи-купе, он вытащил оттуда Говардхана-шилу. Омывшись, он продолжил свой путь, а ночью, во время короткого сна увидел, что эта шила – язык (джихва) Шри Гирираджа. В этом сне Гирирадж дал ему наставление поклоняться шиле по всем правилам. Рагхунатха дас Госвами устроил для неё храм у входа в храм Шри Говиндадева и организовал поклонение. Эту шилу можно увидеть там и по сей день. После этого события Рагхунатха перестал омываться водой из Гопи-купа и построил колодец для омовения на восточном берегу Лалита-кунды. Он сохранился до наших дней.

Однажды мусульманский правитель Акбар проходил мимо Рагхунатхи даса Госвами во главе огромной армии. Люди и животные – слоны, лошади и верблюды – страдали от жажды. Увидев Даса Госвами, Акбар спросил: «Нет ли здесь поблизости какого-нибудь пруда?» Дас Госвами жестом указал на Кали Кхет и Гаури Кхет. Император подумал: «Этой воды не хватит даже для того, чтобы напоить одного слона. Что говорить о целой армии?» Однако Рагхунатха дас Госвами настаивал на том, чтобы они шли по направлению к маленьким прудам. Удивлению императора не было границ, когда вся армия вместе со слонами, конями и верблюдами утолила жажду, а воды в прудах не уменьшилось.

Рагхунатха дас Госвами захотел восстановить эти пруды, но не решался: его беспокоило то, что эти кунды чинтамани. Вода в них – сваям амритам, чистый нектар. Подумав об этом, он раскаялся в своих намерениях.

Но тут к нему пришёл один богатый торговец и сказал: «Меня прислал сам Бадринараяна. Он явился мне во сне и говорил: „Отправляйся на Радха-кунду и передай Шри Рагхунатхе дасу Госвами, что я велел тебе пожертвовать деньги на восстановление этих двух кунд“. Так что я хочу помочь тебе в этом деле». Рагхунатха дас отказался, и тогда Бадринараяна явился ему во сне и строго приказал: «Ты должен это сделать».

Итак, Рагхунатха дас взял деньги и организовал восстановительные работы. Первым делом он придал Радха-кунде простую, квадратную форму, поскольку Шримати Радхика очень проста, сарала. Перейдя к Шьяма-кунде, он хотел сделать её такой же квадратной, но на берегу росло много деревьев, которые предстояло срубить. В ту ночь эти деревья явились Рагхунатхе дасу во сне и взмолились со слезами: «О Рагхунатха, не срубай нас. Мы поклоняемся Кришне на берегу Шьяма-кунды, поэтому не губи нас». Эти деревья были пятерыми Пандавами. В этом необычном облике они совершали свой бхаджан. Некоторое время назад эти деревья ушли в непроявленное состояние, став для нас невидимыми.

В то время, когда деревья ещё можно было видеть, Рагхунатха дас заключил: «Значит, Кришна хочет, чтобы Его кунда была не простой, а такой же, как и Он Сам». Кришна очень хитёр и, даже когда стоит, изгибается в трёх местах, и всё, что связано с Ним, имеет такую же замысловатую природу. Поэтому Рагхунатха дас придал Шьяма-кунде неправильную форму, которую мы можем видеть и по сей день.

В «Сва-нияма-дашаке» Рагхунатха дас Госвами говорит: «Я хочу быть на Радха-кунде, даже если буду слушать там сплетни местных жителей. Я готов принимать остатки их пищи и слушать их мирские разговоры, грамья-катху. Я не променяю это место ни на рай, ни на Вайкунтху, ни на что другое во Врадже».

Таково величие Радха-кунды. Мы должны слушать и знать, что это высшая цель всей нашей жизни в преданном служении. Рагхунатха дас Госвами – главный из рупануга-вайшнавов, поэтому, если мы примем его покровительство, он укажет нам путь, как погрузиться в наставления Шрилы Рупы Госвами. Иначе это невозможно. Я проповедую миссию Шри Рупы-Рагхунатхи, моя миссия не отлична от неё.

Рупа Госвами – ки джая! Рагхунатха дас Госвами – ки джая! Шесть Госвами – ки джая! Гуру-парампара ки джая!

Гаура премананде! Харибол!

 

О «Вилапа-кусуманджали»

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж

Систематизированные ссылки из лекций и книг

Часть 2

Перед началом чтения «Вилапа-кусуманджали» мы должны предложить поклоны Шриле Рагхунатхе Дасу Госвами, Шриле Рупе Госвами, Шри Чайтанье Махапрабху, Шримати Радхике и Враджендра-нандане Шьямасундаре, а затем также самой «Вилапа-кусуманджали».

Нужно крайне осторожно подходить к возвышенной раса-лиле… Мы будем продолжать чтение «Вилапа-кусуманджали» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Я сегодня скажу кое-что. Я объясню лишь немногое, в общих чертах, не буду говорить вам всё. Если на первых ступенях бхакти медитировать на сокровенные игры Шри Шри Радхи-Кришны в уединённых кунджах, вожделение неизбежно пробудится в сердце. В этом нет даже никаких сомнений. Пытаясь медитировать на сокровенные игры Господа без милости или наставлений своего Гурудева, Гауранги Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами, можно наверняка отправиться в худший из адов. Пытаясь войти в эту реальность собственными силами, мы однозначно погибнем. Спасти от этого могут только наши ачарьи: Шрила Рупа Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Нароттама дас Тхакур, поэтому, начиная свой садхана-бхаджан, мы, прежде всего молим их о милости. Если мы занимаем в бхакти другое (не возвышенное) положение, то очень важно читать и слушать об этом очень внимательно, молясь нашим ачарьям и самим божественным играм защитить нас от их мирского понимания. Уровень бхакти, на котором мы находимся, не позволяет помнить о гопи и погружаться в их настроение. Если через сотни тысяч рождений по милости Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Рагхунатхи дас Госвами и других спутников Господа мы разовьём необходимые качества, мы поймём эту тему должным образом.

В «Вилапа-кусуманджали» Шрила Рагхунатха дас Госвами молится о том же бхакти, что и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Санкалпа-калпадруме». Но нам не следует пытаться сразу же бросаться в океан говинда-лиламриты – иначе мы обречены. Вдумчиво выполняя ваидхи-бхакти, мы медленно, но неуклонно будем входить в царство рагануга-бхакти.

Прежде всего, мы должны понять, кто такой Шрила Рагхунатха дас Госвами. Гопал Гуру Госвами утверждает в своём «Паддхати», что Рагхунатха дас Госвами в своей сиддха-сварупе это Рати Манджари, и её также зовут Туласи Манджари. Все сакхи зовут её именем Туласи Манджари, хотя иногда к ней обращаются также и по имени Рати Манджари. Он пришёл со Шри Чайтаньей Махапрабху с Голоки, Вриндавана-дхамы, вместе с Шри Рупой Манджари и всеми остальными сакхи. Его дикша-гуру и семейным гуру был Ядунандана Ачарья. Кроме того, он общался и с самим Харидасом Тхакуром.

С детства он сильно хотел присоединиться к Чайтанье Махапрабху, но Чайтанья Махапрабху наставил его: «Не оставляй свой дом, отца и мать так рано. Ты должен вначале созреть в своём бхакти, и потом ты сможешь оставить дом. Махапрабху сказал Рагхунатхе дасу: «Ты должен вернуться домой, не сходи с ума и не будь столь нетерпелив. Иногда видя кого-то, человек исполняется энтузиазма и готов пойти на всё. Однако позже, когда его жар понизится, он понимает, что совершил ошибку. Сейчас ты как дитя в религиозных делах. Не будь слишком горячим и нетерпеливым. Возвращайся, и люби мать и отца внешне, а внутри имей твёрдую веру в свой бхаджан. Господь однажды поможет тебе, и ты достигнешь своей высшей цели».

Он вернулся обратно и жил со своей женой, матерью и отцом. Через какое-то время он встретился с Нитьянандой Прабху в Панихати. И там Нитьянанда одарил милостью Рагхунатху даса. После этого однажды его гуру пришёл к нему рано утром, до рассвета, и сказал Рагхунатхе дасу: «Один мой ученик ушёл и некому проводить пуджу моим Божествам. Пойдём со мной к этому ученику и займём его в поклонении».

Рагхунатха был очень счастлив и вышел из дворца, никто не препятствовал ему. Там было много охранников, которые следили за ним, но они увидели, что гуру был с ним, поэтому охрана не стала волноваться. И когда они вышли из дворца, он сказал своему гуру: «Ты можешь возвращаться домой, а я пойду один к тому ученику и пошлю его к тебе». Гурудев ушёл, и Рагхунатха передал тому ученику послание. Ученик вернулся к гуру, а Рагхунатха радостный оставил свой дом и пошёл в Джаганнатха Пури. Он прошёл пешком от Кришнапура, что в Бенгалии, до Пури. Родители попытались помешать ему, но ничего не вышло. Мать говорила в отчаянии: «Мы женили его на девушке небесной красоты, окружили богатством и роскошью, но всё напрасно. Надо заковать его в цепи и приставить охранника, и тогда он уже не сбежит». Более проницательный отец лишь качал головой: «Как простые цепи могут удержать того, кого не удержали ни красавица жена, ни богатства Индры, ни любовь родителей, если он стал последователем Махапрабху?»

Итак, Рагхунатха встретился с Чайтаньей Махапрабху, а Чайтанья Махапрабху передал его на обучение в руки Сварупы Дамодары. Чем больше он видел лил Махапрабху, тем сильнее становилась его склонность к радха-дасье. Есть много историй о его вайрагье, о том, как Чайтанья Махапрабху и Сварупа Дамодара одарили милостью Рагхунатху даса Госвами.

Когда он жил в Джаганнатха Пури, Чайтанья Махапрабху дал ему две вещи: Говардхана-шилу и гунджа-малу, которые Шанкарананда Пандит дал Чайтанье Махапрабху, вернувшись из Вриндавана. Чайтанья Махапрабху поклонялся им лично водой Своих слез и цветами Своего сердца. Иногда Он держал их на Своей голове, иногда подносил к губам, иногда держал их у сердца, а иногда не знал, куда их положить.

Через три месяца Он передал их как сокровище Рагхунатхе дасу Госвами. Рагхунатха дас Госвами думал: «Чайтанья Махапрабху дал мне шилу, Он дал мне прибежище у Говардхана, таким образом Он предложил меня Говардхану, я должен служить Говардхану, и с гунджа-малой Он дал мне лотосные стопы Радхики».

Когда он поклонялся, он держал гунджа-малу на шее (обычным преданным не следует одевать гунджа-малу на шею и носить как украшение), и, приняв прибежище Радхики, он служил Говардхану как Кришне, Враджендра-нандане Шьямасундаре, и всегда думал о себе как о палья-даси Шримати Радхики в образе Манджари.

Когда Чайтанья Махапрабху оставил этот мир, Рагхунатха дас остался без прибежища. Он перестал есть рис, дал и другие зерновые. Через 3–4 месяца Сварупа Дамодар также оставил этот мир и вошёл в апракат-лилу Чайтаньи Махапрабху. Рагхунатха принял обет принимать в пищу только фрукты и молоко и отказался от всего другого. Он потерял свой сон. Единственным его прибежищем стал Гададхар Пандит, и Рагхунатха служил ему с усердием и любовью... Но огонь разлуки сжигал сердце Гададхары Пандита, и однажды он с возгласом: «Гауранга! Гауранга!» – вошёл в вечные лилы.

Рагхунатха был в полном отчаянии: «Я лишился последнего источника жизни. Мне остаётся только покончить с собой… Я брошусь в океан или разобьюсь о скалы!.. Но нет, почему в океан?! Лучше я отправлюсь во Вриндаван и утону в Ямуне! А если уж мне придётся и сброситься с горы, то пусть это будет не Чатака Парвата, а сам Говардхан!»

Когда кто-то испытывает такую же разлуку с Кришной, то можно сказать совершенно уверенно, что он совершает бхаджан. Мы даже не способны выразить, насколько Рагхунатха дас был тринад апи суничена, сколь глубоко было его смирение.

Сгорая от пламени разлуки, Рагхунатха покинул Пури и решил идти во Вриндаван, чтобы покончить с собой, бросившись с Говардхана или прыгнув в Ямуну. Сначала он решил утопиться в водах Ямуны, но увидел, что в Ямуне мало воды, поскольку Ямуна сама чувствовала разлуку с Кришной. Тогда он подумал: «Я поднимусь на Говардхан и спрыгну с его вершины – так я оставлю своё тело».

Когда он пришёл с шилой и гунджа-малой во Вриндваван, он встретился с Шрилой Рупой и Шрилой Санатаной Госвами и сказал, что собирается на Говардхан. Пав к их стопам, он сказал: «Теперь мне нет спасения». Он не раскрывал им своё намерение спрыгнуть с Говардхана, но они знали, что он хочет таким образом расстаться с жизнью. Санатана Госвами сказал ему: «Не поступай так, ты мой дорогой брат и ты брат Рупы Госвами». И рассказал свою собственную историю:

«Когда я шёл из Вриндавана в Джаганнатха Пури, по дороге я заболел кожной болезнью, и моё тело источало гной. Когда мы встречались, Шри Чайтанья Махапрабху каждый раз обнимал меня, и гной оказывался на Его божественном теле. Это причиняло мне невыносимую боль, и я стал думать, что лучше мне расстаться с этим телом, бросившись под колеса колесницы Господа Джаганнатхи. Махапрабху узнал об этом и сказал мне: „Ты вручил своё тело мне, а теперь ты стал сва-тантра, независимым. Ты только на словах себя вручил Мне, но внутри же ты не предался Мне полностью. В действительности, у тебя нет права на собственное тело, если ты являешься учеником. И второй момент, если бы Я думал, что расставшись с жизнью, Я обрету вечное служение Шри Шри Радхе и Кришне, то Я бы каждый день умирал сотни тысяч раз. Но Я знаю, что этим методом никогда не достигнешь Шри Кришны и кришна-премы. Этого можно достичь только смиренным кришна-бхаджаном“.

Поэтому и ты совершай кришна-бхаджан, – сказал Санатана Госвами, – поэтому ты не должен умирать, совершай бхаджан на Радха-кунде, возле Говардхана, во Вриндаване – во всех этих святых местах». Госвами утешили Рагхунатху даса, когда он пришёл к ним перед смертью. Они объяснили ему: «Если бы, совершив самоубийство, можно было бы получить даршан и служение Шри Шри Радхе-Кришне, мы бы первыми сделали это. Но мы знаем, что таким путём нельзя достичь Господа Шри Кришну. Тебе не следует так поступать, лучше совершай бхаджан».

Рагхунатха дас Госвами имел так много общения с Шрилой Рупой Госвами, и он получил всё от Рупы Госвами. Санатана Госвами также был его шикша-гуру, и сам в свою очередь полностью следовал Рупе Госвами. Рупа и Санатана проявили к Рагхунатхе столько много любви, что он отказался от мысли покончить с собой. Он остался с ними.

Придя из Джаганнатха Пури, Шри Рагхунатха дас первое время жил на Лаг-мохана-кунде, а позднее стал совершать бхаджан на берегу Радха-кунды прямо пол открытым небом. Порой он был настолько погружён, что не чувствовал своего тела. Потоки слёз лились из его глаз.

«О Радха! О Радха!» – шептал он. В это время Санатана Госвами как обычно пришёл проведывать его и увидел, как мимо Рагхунатхи даса прошли тигр с тигрицей. Они напились воды из кунды неподалёку и прошли назад тем же путём, словно Рагхунатхи там и не было. Шри Санатана, будучи старшим среди Госвами, подошёл к нему и посоветовал совершать бхаджан в бхаджан-кутире, после чего собственными руками соорудил для него хижину из листьев. Этой хижины больше не существует, теперь на его месте стоит кутир из бетона.

Мало кто мог понять Рагхунатху даса Госвами, медитирующего на свою сварупу. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил, что развитие бхаджана зависит от глубокой погружённости. Пример такой погружённости – это жизнь Шрилы Рагхунатхи даса Госвамипада. Он постоянно воспевал хари-наму на берегах Радха-кунды и жаждал только милости Шримати Радхики.

таваивасми таваивасми на дживами твайа вина

ити вигйайа радхе твам найа мам чаранантикам

«Я Твой, я Твой и не могу жить без Тебя. О Радха! Ты знаешь это. Одари же меня милостью служить Твоим лотосным стопам» («Шри Вилапа-кусуманджали», 96).

Шрила Рагхунатха дас Госвамипад проводил свои дни в таком глубоком погружении в это устремление, что позабыл о еде и сне. Один враджаваси регулярно приносил ему в чашке из банановых листьев немного пахты. Однажды Шрила Рагхунатха заметил, что чашка в этот раз немного больше обычного и спросил враджаваси: «Откуда ты её взял?»

– Я принёс эту чашку из Сакхистхали. – Так ты был на Сакхистхали!

Шрила Рагхунатха подумал: «Ты общаешься с Чандравали, а она соперничает с моей Шримати Радхикой». Тогда он схватил палку и стал прохаживаться ей по поэтому враджаваси. Почему он так поступил? Потому что Шрила Рагхунатха был погружён в свой внутренний образ – Рати Манджари. Не поняв внутреннего духовного настроения Рагхунатхи даса Госвами, враджаваси убежал прочь. Рагхунатха дас Госвами близкая служанка Шримати Радхики и обычный человек не может понять всю глубину его настроений и поступков.

Служение Рагхунатхи даса было настолько строгим, что никто не мог жить так, как он. Он почти ничего не ел, непрестанно плакал в разлуке, воспевая святые имена Божественной Четы, и памятовал о Ней, иногда он катался по земле на берегу Радха-кунды. Позже, когда он услышал, что Рупа Госвами оставил этот мир и вошёл в вечные игры Радхи-Кришны (апракрита-лилы), он стал чувствовать нестерпимую разлуку. День и ночь Рагхунатха дас скорбел на берегу Радха-кунды. Он выразил свои эмоции в стихе («Шри Прартханашрая-чатурдаштака», 11):

шунийайате маха-гоштхам гириндо джагарайате

вйагхра-тундайате кундам дживату рахитасйа ме

«Я не хочу жить на Радха-кунде, потому что теперь она стала похожа на раскрытую пасть тигрицы, а Гирирадж Говардхан подобен огромному питону. Всё во Врадже опустело, жизнь покинула его. Я не могу больше жить здесь».

«Вилапа-кусуманджали» была написана как раз в то время, когда Рагхунатха дас лишился своих учителей. В ней выразилось всё его отчаяние. «Вилапа-кусуманджали» – это его прощальная молитва. Закончив эти стихи, Рагхунатха предложил их лотосным стопам Радхики. В произведениях, написанных в последние годы жизни, поэты обычно выражают свою последнюю волю. Рагхунатха дас не просил ни о чём, кроме радха-дасьи.

У Рагхунатхи даса много стихов посвящённых горечи разлуки со Шрилой Рупой Госвами. Даже в «Вилапа-кусуманджали», первом стихе Рагхунатха дас написал: «О дорогая подруга Рупа Манджари, ты известна во всей Врадже как необычайно целомудренная девушка. Ты никогда не позволяешь себе смотреть в лицо посторонним мужчинам. Твой муж на несколько дней отлучился в другую деревню, и всё же на твоих губах видны свежие отметины. Быть может, некий прекрасный попугай клюнул тебя в губы, спутав их с плодом бимба

Плачет или смеётся Рагхунатха дас, говоря это? Может показаться, что он написал этот стих находясь в шутливом настроении. На самом же деле он вспоминал предыдущую игру и плакал у стоп Шри Рупы Манджари: «Ты была так милостива ко мне. Я ясно вижу, в каком ты была настроении, после того, как Кришна поцеловал тебя и оставил отметину на твоих губах. Когда же я снова увижу тебя в таком состоянии?»

Первые два стиха «Вилапа-кусуманджали» очень важны. Отношения между Рупой Манджари и Рати Манджари непостижимы обычным сознанием. Они обе очень близки и служат Радхике. Иногда Рупа и Рати хитростью уводили Шри Кришну на Радха-кунду, чтобы Он встретился с их Свамини. Мы можем рассмотреть природу отношений Рупы и Рати на основе 72 стиха из «Вилапа-кусуманджали»:

шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-
гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах
ха модатах канака-гаури падаравинда-
самваханани шанакаис тава ким каришйе

«О златоликая Радхика! Ты прилегла, положив голову Кришне на колени, а стопы – на колени Шри Рупы Манджари, и она нежно массирует их. Когда же она едва заметным взглядом подзовёт меня и передаст свою маха-прасада-севу, служение Твоим лотосным стопам, а сама возьмёт в руки опахало, чтобы обмахивать Тебя?»

«Вилапа-кусуманджали» – это откровения Рагхунатхи даса Госвами. Они предназначены как для садхак, так и для сиддх. Мы можем брать пример у Рагхунатха даса Госвами, следуя его внешней деятельности, индрия-садханы. Крити-садхйа бхавет садхйа-бхава («Б.-р.-с.», 1.2.2; «Ч.-ч.», Мадхья, 22.105). Мы также можем следовать стандартам бхава-бхакти и према-бхакти – согласно собственной адхикаре.

Если мы действительно жаждем служить Шри Радхе и Кришне, то нам обязательно нужно следовать за Рагхунатхой дасом Госвами и Рупой Госвами. Их служение отличается особенными чертами. Сварупа Дамодара, Рая Рамананда, Нарахари Саракар (он тоже является одной из восьми ашта-сакхи), Адвайта Ачарья, Шривас и даже Гададхара Пандит – к их лотосным стопам мы склоняемся сотни и сотни тысяч раз. Но почему все наши ачарьи, такие как Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами, Шрила Нароттама дас Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур, возносили такие молитвы:

рупа-рагхунатха-паде хоибе акути
кабе хама буджхабо се джугала-пирити

Почему Шрила Нароттама дас Тхакур молится не всем, а только Рупе и Рагхунатхе? Без помощи и милости Рупы и Рагхунатхи мы не способны понять, что такое югала-пирити, югала-виласа, югала-према.

рупа-рагхунатха-паде раху мора аша
прартхана коройе сада нароттама даса

Без милости Рупы и Рагхунатхи мы не сможем войти в это особое настроение. Шрила Кришнадас Кавираджа также молится в конце каждой главы «Шри Чайтанья-чаритамриты»:

шри рупа-рагхунатха-паде йара аша
чайтанья-чаритамрита кахе кришнадаса

Бхактивинода Тхакур неоднократно поднимал вопрос: «Почему он не молится всем? Сварупе Дамодаре или Раю Рамананде?» Смысл в том, что они – Сварупа Дамодара, Рая Рамананда и Гададхара Пандит (он – Сама Шримати Радхика) – могут дать югала-прему, но, как служить Радхике, – этого они дать не могут. Они служат Шримати Радхике, но Шримати Радхика не скажет им: «О сакхи! Подойди, подойди-ка сюда! Кришна забрал у Меня со стоп всю алту Себе на голову, надо срочно украсить Мои стопы». Радхика не может попросить Лалиту, Вишакху или Вринду. Сами они могут захотеть послужить Ей, но Радхика не станет просить их, потому что они на одном уровне с Ней. Но Рупа и Рагхунатха – Рупа Манджари и Рати Манджари – это палья-даси Шримати Радхики. Она может отчитать их. Она может даже дать лёгкую пощёчину (в Индии это типичный жест старших – гульча). Всё что угодно. Радхика также может сказать им: «Смени мне одежду!» Но Она не скажет этого своим сакхи, но, обращаясь к манджари, Она это скажет. Она приказывает им, ведь они как части Её тела. Манджари могут для Неё делать всё. Она может быть даже обнажённой в присутствии Рупы Манджари и Рати Манджари.

В «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатха дас Госвами описывает приготовления к омовению Радхики – сначала они массируют Её тело. Без стеснения Радхика позволяет им массировать всю Себя с головы до ног. Лалита и Вишакха не делают этого, Радхика не станет их об этом просить. Она немного смущается их. Но Она – как единое целое с Рупой, Рати, Анангой Манджари и всеми Своими палья-даси, кто так послушны Ей. Тот, кто хочет служить Радхе и Кришне, особенно Радхе, должен научиться этому у Рупы Манджари и Рати Манджари. Они расскажут всё – как служить и что делать. Шрила Вишванатха Чакравати Тхакур говорит:

шрингарайани бхаватим абхисарайани
викшайва канта-ваданам паривритйа йантим
дхритванчалена хари-саннидхим анайани
сампрапйа тар джана-судхам хришита бхавани

Смысл этого стиха так глубок, так глубок! Только Рупа Манджари, Рати Манджари и их даси, подобные Вишванатхе Чакраварти Тхакуру в его сиддха-рупе, могут возносить такие молитвы. Когда мы молимся, мы должны быть тадатмья с ними. Что такое тадатмья? Это как железный прут, помещённый в огонь. Мы должны думать: «Я – то, и, в то же время, я – не то». Думать только: «Я – то», будет майавадой. Итак, мы должны наблюдать, что делают Рупа Манджари и Рати Манджари, и быть тадатмья с ними в своём настроении. Поступая так, мы почувствуем столько ананды, счастья! Столько, сколько чувствуют они сами. Вот что такое манджари-бхава.

В этой молитве Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, как вечер подошёл к концу, и наступила ночь. На небе появилась полная луна. Весь лес омывается в её лучах и выглядит очень красивым. Множество распустившихся цветов источают сладкий, пьянящий аромат. Напоенный этим ароматом воздух словно отягощён им. Так, рано утром, проснувшись, вы в сонном состоянии с трудом бродите туда-сюда. Так же и воздух несёт в себе аромат. Дхира-самире джамуна-тире васати ване вана-мали – поёт Джаядева Госвами. Воздух наполнен приятным ароматом, сам воздух опьянел от этого аромата и не может даже шевельнуться, только лишь очень тихо-тихо – дхире-дхире. Шримати Радхика готова отправиться на абхисар, тайное свидание с Кришной. Рупа Манджари видит, что тело Радхики золотое. Ночью, в свете полной луны, тёмные предметы могут быть заметны. Поэтому она берёт камфару, смешивает с чанданой и делает пасту, белую, как лунные лучи. Этой пастой она покрывает ногти Радхики, и они тоже становятся белыми. Вдвоём с Рати Манджари они покрывают чёрные волосы Радхики белыми цветами бели и чамели. Её одежды белые и всё белое.

Радхика выходит из дома. Ей очень не терпится поскорее встретиться с Кришной, и Кришна тоже с нетерпением ждёт Радхику: «Когда же Она придёт, когда?»

Шримати Радхика отправилась только с одной-двумя близкими сакхи, не с Лалитой и Вишакхой. Приближаясь к кундже, Она заметила, что Кришна уже давно ждёт Её, и это Ей очень понравилось. Кришна заметил Её, Он уже был готов взять Её под руку и войти с Ней в кунджу. Но тут Радхика повернулась и направилась прочь: «Зачем вы привели Меня сюда? Я хочу домой!» Она едва не покинула это место, но… Вишванатха Чакраварти говорит в этой молитве: «В тот момент я, Её сакхи, ухвачу край сари Шримати Радхики и силой приведу Её к Кришне. Шримати так разгневается на меня! Она столько всего скажет, и какой Кришна нехороший, и что я ничем не лучше Его. Радхика будет бранить меня, но Её брань будет словно амрита-судха, нектар, и мне будет так приятно!» Всё это – и гнев, и брань Радхики – всё это подобно нектару.

Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей сиддха-сварупе, вечной форме манджари, медитирует таким образом, и сердцем мы стремимся быть там, рядом с ней, как палья-даси Шримати Радхики, вместе с Рупой Манджари и Рати Манджари. В таком настроении мы должны читать эти стихи.

Итак:

шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-

гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах

Этот стих имеет два значения.

Один смысл может быть такой: шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-гоштхендра-нандана – Шри Рупа Манджари служит стопам Кришны. То есть Рупа Манджари – карарчита-пада-падма Гоштхендра-нанданы. Это значит, что Рупа Манджари массирует стопы Кришны. Бхуджарпита-мастакайах – Шримати Радхика положила голову Кришне на колени, или оба Они лежат на постели, и Шри Рупа Манджари служит Кришне, а Его рука покоится на Шримати Радхике. Руки Кришны ласкают голову Шримати Радхики. И Рагхунатха дас Госвами молится: «О Свамини, о Шримати Радхика, дай мне благословение, чтобы в тот момент я мог служить Тебе!»

Здесь, в этом комментарии, описано такое настроение, но оно мне не нравится. Это далеко не лучшее объяснение. Мы следуем анугатья-дхарме. Бхакти – означает анугатья. Если Рупа Манджари просто служит стопам Кришны, а Рати Манджари – стопам Шримати Радхики, то где же здесь тогда руководство Шри Рупы Манджари? Получается, что обе Манджари равны? Важно помнить, что манджари всегда стремятся служить Радхике больше, чем Кришне. И что же, Рупа Манджари – гуру-сакхи Рати Манджари – будет служить Кришне, а Рати Манджари, будучи в подчинённом положении, будет массировать стопы Шримати Радхики? Это нелогично. Но так объясняют этот стих бабаджи на Радха-кунде. Мы же отдаём предпочтение иному объяснению: Кришна сидит, и рядом с Ним Шримати Радхика чувствует Себя очень счастливой. Она находится в настроении свадхина-бхартрика. Это означает, что если Радхика скажет Кришне: «Ну-ка встань!», то Он тут же встанет. Он полностью в Её власти. «Да, и, пожалуйста, одень Мне серёжки! А теперь уложи Мне волосы!» – Кришна будет делать всё, о чём бы Радхика Его ни попросила. Такую героиню называют свадхина-бхартрика – Её возлюбленный (приятама, наяка) полностью послушен Ей. И Он так счастлив! Рядом – только Рупа и Рати Манджари. Шримати Радхика положила голову Кришне на колени. Бхуджарпита-мастакаях: если Они оба лежат, то голова Радхики не может быть у Кришны на коленях. Он сидит, а Шримати Радхика лежит, положив голову Ему на колени. Кришна нежно проводит рукой по Её шелковистым волосам, и это придаёт ещё больше очарования их естественной красоте. Радхика очень довольна этим служением.

В это время Рупа Манджари служит лотосным стопам Шримати Радхики. Рати Манджари умоляет Рупу Манджари: «Подари мне твой прасад, остатки». Что за остатки? «Ты служишь лотосным стопам Шримати Радхики. Когда же ты подзовёшь меня и велишь мне присоединиться к тебе в этом служении?» Тогда Рупа Манджари кладёт на колени Рати Манджари одну стопу Шримати Радхики, и они вместе массируют Её стопы. Это и есть анугатья-бхава.

Мы должны всегда стремиться быть под руководством (в анугатье) нашего Гурудева. А также парам-гурудева, праптар-гурудева, Бхактивиноды Тхакура, Камалы Манджари, Наянамани Манджари, Виласы Манджари, Нароттамы даса Тхакура, Рупы Манджари, Ананги Манджари, Лаванги Манджари и всей парампары. Это линия анугатья-дхармы. Нам не следует отклоняться от этой линии. Это объяснение такое приятное (атиприет), оно так благотворно для всех! Поэтому мы принимаем его, а не первое. Именно в таком ключе мы должны стремиться понять все эти темы. Размышляйте об этих играх и склоняйтесь в поклоне перед Рагхунатхой дасом Госвами, Рупой Госвами, Санатаной Госвами, Вишванатхой Чакраварти Тхакуром и всеми ачарьями нашей парампары. Пытайтесь служить святому имени, помнить эти игры и так совершенствуйте свой бхаджан. Тот, кто серьёзно практикует всё это, никогда не будет сбит с толку кажущимися противоречиями.

Какова природа випраламбхи, если смотреть на молитвы «Вилапа-кусуманджали»? Нужно для этого детально рассмотреть десятый стих. Деви те чарана-падма-дасикам означает: «О Дэви, я служанка у Твоих лотосных стоп». Слово «прайога» во фразе випрайога-бхара-дава-павакаих, означает «встреча любого рода», а «випрайога» – «нет встречи любого рода». Другое санскритское слово, имеющее сходный смысл со словом «випрайога» – «випраламбха». Випраламбха в обычном понимании означает «разлука с возлюбленным», но более глубокий смысл этого слова – «встреча внутри». Так же как слово «прайога» включено в слово «випрайога», слово «праламбха», означающее в этом контексте «обретение» или «встреча с», включено в слово «випраламбха» («потеря» или «нет встречи с»). То же самое относится и к слову «йога» (соединение), включенному в слово «вийога» (разлука). Если чувство встречи, йога, не приходит в сердце преданного во время разлуки, вийоги, разлука такого рода не благоприятна и не может считаться истинной вийогой или випраламбхой. Если встреча с возлюбленным не происходит на внешнем плане, приходит внешняя випраламбха. Шрила Рагхунатха дас Госвами начинает плакать, повторяя эту молитву и вспоминая предыдущие игры, в которых он служил Шримати Радхике. Это называется випраламбха. Человек может думать во сне: «Я так богат. Я властелин всего мира. Я приказываю всем, и они выполняют мои приказы». Однако, проснувшись, он видит, что спит на земле, укрытый старым рваным одеялом. Подобно этому Шрила Рагхунатха дас Госвами памятует о служении, которое он совершал в медитативном трансе, до того как он прервался. В трансе, в своём образе Туласи Манджари, он только что забрал кисточку из рук Кришны, чтобы нанести узоры на лотосные стопы Шримати Радхики. И только он собрался начать своё служение, как вдруг обнаружил, что в его руках ничего нет. Он понял: «О, я не Туласи Манджари, я Рагхунатха дас. Где Кришна? Здесь нет ни Кришны, ни моей Свамини Шримати Радхики. Ведь я Её служанка, Её палья-даси. Где же та кунджа во Вриндаване?» Чувствуя разлуку со Шримати Радхикой, он так плачет и молится, что, кажется, будто вот-вот расстанется с жизнью.

Дава-павакаих означает: «Сильнейший, разрушительный лесной пожар, бушующий на сотни тысяч километров вокруг». Огонь пылает со всех сторон, и Рагхунатха находится в его эпицентре. Такой пожар можно сравнить только с пожарами в Бхандираване или Мунджатави, где проходили игры Кришны. Вокруг бушевал такой пожар, что все мальчики-пастушки и коровы чуть было не сгорели и не погибли.

Так же и Рагхунатха дас Госвами, не видя Шри Кришны и Шримати Радхики вместе с сакхи и лишённый возможности выполнять служение, которого он так жаждал, чувствует себя горящим в неистовом пламени лесного пожара. Это подобно огненной гирлянде. В гирлянде много цветов, так и при лесном пожаре, огонь там, здесь – повсюду. Рагхунатха дас Госвами молится: «Я не могу вырваться из этой пылающей гирлянды. Несомненно, я сгорю в ней, я не смогу остаться в живых». У него был такой вид, будто он только что держал в руках что-то самое ценное, чинтамани (камень, исполняющий желания), и теперь вдруг потерял его.

В «Шри Удджвала-ниламани» утверждается, что все бедствия и страдания этого мира, вместе взятые, или всё счастье Сварги (райских планет) и этого мира невозможно сравнить даже с биллионной частью страданий от этой разлуки и с биллионной частью счастья от этой встречи. Чувствуете ли вы что-то, хотя бы искорку этого огня? Кто может осознать это? Только тот, у кого есть опыт встречи, может осознать настроение разлуки, иначе невозможно. Такой опыт не придёт просто благодаря слушанию. Даже если какие-то анартхи (нежелательные привычки и мысли) покинут наше сердце, это можно ощутить лишь в слабой степени, как часть атомарной частички. Сначала мы должны почувствовать разлуку с нашим гурудевом и вайшнавами. Если у нас есть хоть небольшое чувство разлуки с ними, появится шанс, что однажды мы ощутим огонь разлуки и со Шримати Радхикой. Если мы способны плакать по нашему духовному учителю и тем вайшнавам, которые дали нам хоть каплю милости, тогда по их милости мы сможем когда-нибудь обрести настроение разлуки со Шримати Радхикой. Когда же мы почувствуем эту разлуку, у нас больше не останется и следа материальных эмоций. Тогда будет только постоянный плач.

Шрила Рагхунатха дас Госвами испытывает такого рода разлуку, поскольку он обрёл милость Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и других спутников Господа. О чём мечтает Шрила Рагхунатха дас Госвами? Он молится: «О Радхика, позволь мне снова увидеть то, что я созерцал в своём трансе. Пожалуйста, позволь услышать Твой смех. Почему Ты смеялась? Кришна рисует узоры на Твоих лотосных стопах, а Ты говоришь Ему: „Кришна, Ты не годишься для этого, Ты просто неопытный новичок“. Потом Ты взглянешь на меня и велишь: „Туласи, сделай это служение“. Ты скажешь Кришне с улыбкой: „Отдай кисточку ей, она украсит Мои стопы“. Это то, что я хочу. Приказывая Кришне, Ты улыбнёшься, но Он не желает расстаться с кисточкой. Я попытаюсь силой забрать её у Него: „Моя Свамини приказала Тебе отдать кисточку мне, а Ты что не собираешься отдавать её?“ Кришна снова будет отказываться вернуть кисточку, а я снова попытаюсь забрать её. Я хочу получить именно такой взгляд. Если Ты бросишь на меня Свой взгляд, я буду спасён. Иначе я просто умру, обязательно умру».

Вот очень краткое объяснение этого стиха. Он действительно испытывает эти чувства, и по его милости, милости нашего гуру, нашей парампары, в один прекрасный день мы тоже осознаем это. Таковы наши истинные молитвы. Наиболее удачливые могут скорбеть, рыдать и осознавать это.

Рагхунатха дас молился: «О Шримати Радхика, я хочу предложить цветы Твоим лотосным стопам». Эти цветы – это песни об играх, которые он осознал сам и о которых услышал от Рупы Госвами и от других. «Вилапа-кусуманджали» – это назидание всем садхакам, она была написана под влиянием бхавы. Смысл чтения и повторения молитв Шрилы Рагхунатхи даса Госвами состоит в развитии самскар, впечатлений в сердце. Несомненно, Шрила Рагхунатха дас Госвами наш самый дорогой друг. Если бы он не пришёл в этот мир, мы не смогли бы следовать Шриле Рупе Госвами. Очень сложно следовать учению Шрилы Рупы Госвами, изложенному в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», и особенно в «Шри Уджджвала-ниламани». Однако на примере своей жизни, а также через свои произведения, такие как «Вилапа-кусуманджали», Шрила Рагхунатха дас показал, как на практике следовать Шриле Рупе Госвами. В «Вилапа-кусуманджали» и других молитвах он изложил для нас свой бесценный опыт, и мы в неоплатном долгу перед ним. Старайтесь помнить об этом и поклоняйтесь его лотосным стопам и лотосным стопам вашего гурудева

Предыдущая статья:Ади-кешава дас Следующая статья:Шрипад Маханидхи Свами
page speed (0.0243 sec, direct)