Всего на сайте:
282 тыс. 988 статей

Главная | Философия

В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН).  Просмотрен 247

  1. В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН).
  2. В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН).
  3. Формирование современной системы философского знания. Место социальной философии в этой системе
  4. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний
  5. Роль философии в развитии социального и естественнонаучного знания
  6. Генезис философии и науки. Особенности восточной философии. Восточная преднаука
  7. Роль философии в становлении античного идеала науки
  8. Философия и наука в период средневековья. Идейные предпосылки коперниканской научной революции и Реформации
  9. Роль философии XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза) в формировании классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания
  10. Почему методология познания в области математики и обществознания отличается от методологии в области естествознания
  11. Почему в области этики и политики истина так же доказуема, как и в области математики
  12. Роль немецкой классической философии в формировании культуро-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма

Фи­лософ - не мудрец и не пророк: он — не знаток истины, а ее друг, ищущий путь к ней в процессе познания и диалога между участвующими в этом познании людьми.

По сути, и великий мыслитель, создающий гранди­озную философскую систему, и «простой» человек, задумывающийся о смысле собственной жизни, ставят и решают одни и те же вопросы. Отличие между ними заключается лишь в том, что великий мыслитель, ставя перед собой эти вопросы, не удовлетворяется расхожими ответами на них, которые содержатся в культуре его времени. Он, находясь в состоянии мучительного поиска ответов на фундаментальные вопросы о смысле бытия, начинает критику оснований доминирующей культурной традиции, в результате которой происходит изме­нение смыслов универсалий культуры, проясняются альтернативные пути раз­вития человеческого общества. Вот почему острая потребность в философии возникает всякий раз в переломные периоды истории, когда перед обществом открываются неизведанные пути его дальнейшего развития.

3б. В современном глобализирующемся мире, в котором существует и долгое время еще будет сохраняться культурное многообразие различных народов и регионов земного шара, актуальной стано­вится задача диалога культур, культурного взаимопонимания между народами. Попытки Запада осуществить культурный империализм в так называемых стра­нах «третьего мира» путем насаждения стереотипов (не всегда самых лучших) западной культуры вызывают обратную реакцию в виде экстремизма и религи­озного фундаментализма. Это ведет к росту международной напряженности, терроризму и прочим бедствиям современного мира. Поэтому для преодоления культурных и социальных кризисов современности требуется диалог культур­ных традиций. В этом диалоге решающую роль должна сыграть философия как рефлексия над универсалиями культуры. В процессе этой рефлексии будет осуществлен возможный синтез культурных традиций различных регионов и народов земного шара.

Философия в современной культуре. Дискуссия ведущих российских философов // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 17-32.

1.

Как ведущие современные философы определяют понятие философии?

В.А. Лекторский(член-корреспондент РАН, главный редактор «Вопросов философии»). Философия всегда была высшей формой авторефлексии культуры, т.е. анализом предельных оснований познания, деятельности и оценки. это всегда был весьма своеобразный сплав исследования и проектирования. Поэтому любая значимая философская концепция всегда имела две ипостаси. С одной стороны, это была критика существующего положения дел: в познании, в моральной жизни, в политическом и социальном устройстве и т.д. С другой стороны, это было построение определенного идеала знания, моральной жизни, политического устройства. В свете построенного идеала формулировались нормы деятельности, направленной на его достижение. Критика была направлена на изменение сущес­твующих форм культуры — в этом смысле философию можно понять как самокритику культуры. В свете идеала и на основе предписываемых норм проектировались новые культурные формы. во многих случаях спроектированные идеалы оказывали реальное влияние на практику познания и социальной деятельности: если они и не были реализованы или не были реализованы в полной мере, они в любом случае по-новому нормировали деятельность и давали новые способы ее оценки. философия, таким образом, всегда играла роль бродильного элемента в культуре, роль силы, которая динамизировала культурное развитие. Наука и техника, которые определили развитие современной цивили­зации (недаром она нередко называется технологической), не смогли бы сыграть своей роли без сотрудничества с философией, ибо именно последняя была способом их вписывания в культуру — их своеобразной культурной легитимизации — и вместе с тем способом их критического анализа и трансформации их оснований.

Вместе с тем философия всегда играла роль интеграции разных форм культуры, ибо не только выявляла их основания, но и связи между ними.

Сегодня перед философией остро стоит задача не только по выяв­лению оснований разных форм деятельности и формулированию способов их возможных изменений, но и по сохранению и спасению тех ценностей, без которых ни человек, ни культура невозможны (ценности свободы, личности, рациональности). Философия больше не может претендовать на нахождение «вечных истин», зато она получила возможность постоянного развития вместе с беспрерывным обновлением человека и культуры. Поэтому «конец философии» невозможен в двух смыслах: и потому, что ни одна философская концепция не может сегодня дать «окончательного» реше­ния философских проблем, и потому, что потребность в философском осмыслении разных форм культурной деятельности не только не исчезла, а стала более острой, чем раньше.

В свое время М.К. Мамардашвили охарактеризовал философию как /рефлексию над предельными основаниями культуры. ^

Степин определяет философию как рефлексию над основаниями культуры. Она выступает рефлексией над мировоззренческими универсалиями, базисными цен­ностями культуры. То, что здравому смыслу эпохи представляется само собой разумеющимся, философия проблематизирует. Она выявляет универсалии культуры, выясняет их смыслы, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы) 4

И такой анализ необходим не для того, чтобы сохранить прежние основания социальной жизни, а для того чтобы способствовать соци­альным переменам'.

А. Гусейнов (академик РАН, зам. директора Института философии АН).

Иногда говорят, что философия учит правильно мыслить. Мора­листы добавляют, что она еще учит достойно жить. И то, и другое в каком То смысле верно, но не специфично. Правильно мыслить и достойно ЖИть Учит не только философия (кстати, заметить это особенно очевидно Настоящее время, когда логика стала математической, а этика - при-адной). Философия (и это делает только она!) устанавливает связь между тем и другим.

Она показывает, как мысль связана со смыслом, переходит в смысл и сама зависит от него. Может ли практическая жиз­недеятельность в разуме и через разум обрести полноту человеческого смысла—вот вопрос, который, на мой взгляд, лежит в основе философии. Для нее это — вопрос вопросов. Ради него она возникает и ради него су­ществует. Философия в этом смысле есть своего рода утопия культуры. Она говорит о том, куда идти и притом идти с открытыми глазами, для чего человеку вообще сама эта способность идти с открытыми глазами, т.е. знать, куда он идетц ^

Словом «утопия» я лишь хочу акцентировать тот момент, что возможные миры философии конструируются в этической перспективе.

В.В. Миронов(доктор философских наук, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

Философия есть по сути некое семиотическое, смысловое пространство, которое носит вневременной характер и внутри которого все философы являются равноправными дискурсивными партнерами. В этом смысле философия - к бы находится вне временилвне пространства. Это некое аккумулированное и сконцентрированное мышление культуры. Отсюда и известные определения философии как души культуры. Философия существует как форма сознания, как форма отношения к миру.

И.Т. Касавин(член-корр. РАН, Институт философии РАН).

Я бы хотел привлечь внимание как раз к тому, что философия, на мой взгляд, немыслима без понимания ее как своеобразной игры в бисер, как элитарной интеллектуальной забавы, если хотите, которой человек может предаваться на определенном уровне интеллектуального и общего развития, до которой надо дорасти, которую надо иметь возможность себе позволить.

Предыдущая статья:Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение Следующая статья:В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН).
page speed (0.0499 sec, direct)