Всего на сайте:
248 тыс. 773 статей

Главная | Религия

Девичье царство. 6 страница  Просмотрен 251

 

[541]54 Ковпаненко Г. Т. Племена скiфського часу…, с. 64.

 

[542]55 Рыбаков В. А. Календарь IV в. …, с. 82.

 

[543]56 Календарные обычаи и обряды… Весенние праздники, с. 100.

 

[544]57 Ковпаненко Г.Т. Племена скiфського часу…, с. 65; Ляпушкин И. И. Поселение скифского времени…, с. 128.

 

«Обращает на себя внимание наличие среди костных остатков костей человека.

Последние совершенно целые, чем резко отличаются от костей животных (кухонных отбросов. – Б. Р.). Кости человека найдены во всех трёх участках раскопа, причем в самых различных местах. Кроме того, в южном раскопе на глубине около 0,6 м в зольных отложениях обнаружен целый скелет человека».

 

 

[545]58 Календарные обычаи и обряды… Летне‑осенние праздники, с. 210.

 

[546]59 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 238 – 239.

 

[547]60 Календарные обычаи и обряды… Летне‑осенние праздники, с. 10, 72, 125, 144, 165, 175, 185, 210.

 

[548]61 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 231 – 232.

 

[549]62 Повесть временных лет. М.; Л., 1950, с. 198, 1114 г.

 

[550]63 Чмыхов Н. А. К семантике орнаментальных схем катакомбной керамики. – В кн.: Некоторые вопросы археологии Украины. Киев, 1977, с. 14 – 31.

 

[551]64 Чмыхов Н. А. К семантике…, рис. 2; 6, а.

 

[552]65 Чмыхов М. О. Зодiакальний принцип датування в археологiї. – В кн.: Biсник Київського унiверситету. Iсторичнi науки. Kиїв, 1978, 20, с. 98 – 109.

 

[553]66 Чмыхов М. О. Зодiакальний принцип…, рис. 2 на с. 100.

 

[554]67 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …; Rybakov Boris. Calandrier agraire et magique des anciens Polianes. – In: Atti del VI Congresso Internazionale delle Scienze Preistoriche. Roma, 1966.

 

[555]68 За указание венгерской публикации приношу благодарность А.К. Амброзу.

 

[556]69 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 72, рис. 5.

 

[557]70 Славянский календарь IV в. н. э. сочетал в себе солнечные фазы и хозяйственные приметы. На нем апрель, месяц пахоты, обозначен изображением рала; август – колосьев, сентябрь и декабрь – охотничьих тенет; октябрь – пасм льна. В скотоводческом календаре энеолита многие месяцы помечены безразличным зигзагом и только в одном случае применена вертикальная штриховка – «частокол». Это – месяц октябрь, который в условиях Венгрии является месяцем окончания пастьбы скота и перехода на стойловое содержание. Праздник пастухов происходил 20 или 26 октября (Календарные обычаи и обряды… Летне‑осенние праздники, с. 170). Быть может, «частокол» на календаре, приходящийся на октябрь, отразил эту перемену в годичном хозяйственном цикле?

 

[558]71 Мартиросян А. А. Лунно‑солнечный календарь первобытной Армении. – Вестник общественных наук Армянской ССР, 1973, № 70, с. 42. На армянск. яз. Русское резюме.

 

[559]72 Рыбаков Б. А. Календарный фриз северокавказского сосуда VIII – VII вв. до н. э. – В кн.: Кавказ и Восточная Европа в древности. М., 1974, с. 158 – 162.

 

[560]73 Hensel W. Polska Starozytna, s. 346, kart., fig. 308.

 

[561]74 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Раздел «Сколоты‑праславяне».

 

[562]75 Геродот. История. Л., 1972, IV – 6. Совершенно особый интерес представляет сохранившееся в русском былинном эпосе ироническое прозвище «Сколотник», данное степняками сыну русского богатыря Ильи Муромца. Подробнее см. ниже, главу 10.

 

[563]76 Hensel W. Polska Starozytna (карта скифских вещей в Польше, с. 267, рис. 237).

 

[564]77 Геродот. История, IV – 62.

 

[565]78 Геродот. История, IV – 5, 7.

 

[566]79 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 106 – 107.

 

[567]80 Археологiя Української РСР. Kиїв, 1971, т. II, с. 157; Яковенко Э. В. Нове про разкопки В. В. Хвойки бiля с. Пастирського. – Археологiя, 1966, XX.

 

[568]81 Покровская Е. Ф. Жертвенник раннескифского времени у с. Жаботина. – КСИА. Киев, 1962, № 12.

 

[569]82 Шрамко Б. А. Новые находки на Бельском городище и некоторые вопросы формирования семантики образов звериного стиля. – В кн.: Скифо‑сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976, с. 202 и 204 – 207.

 

[570]83 Шрамко Б. А. Новые находки…, с. 206.

 

[571]84 Шрамко Б. А. Новые находки…, с. 207.

 

[572]85 Шрамко Б. А. Новые находки…, с. 204 – 205.

 

[573]86 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 94 – 97, 147.

 

[574]87 Ильинская В. А. Раннескифские курганы бассейна Тясмина. Киев, 1975, с. 139, рис. 19.

 

[575]88 Галанина Л. К. Скифские древности Поднепровья. – САИ‑Д1‑33. М., 1977, табл. 8, рис. 3; Ильинская В. А. Раннескифские курганы…, табл. XXX, рис. 7.

 

[576]89 Ковпаненко Г. Т. Племена скiфського часу…, с. 68, рис. 31, 5.

 

[577]90 Рыбаков В. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. – Сборник трудов Науч.‑исслед. ин‑та художественной промышленности. М., 1972, вып. 5.

 

[578]91 Ильинская В. А. Раннескифские курганы.., табл. 6, рис. 5 и 6.

 

[579]92 Тереножкин А. И. Киммерийцы. Киев, 1976, рис. 96, 11 и 97, 83.

 

[580]98 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 74, рис. 41, 2.

 

[581]94 Шкурко А. И. О локальных различиях в искусстве лесостепной Скифии. – В кн.: Скифо‑сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, с. 90 – 105.

 

[582]95 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 39 – 43, карта на с.

117.

 

[583]96 Кухаренко Ю. В. Археология Польши. М., 1969, табл. XX, XXXVII, XL.

 

[584]97 Миниатюрные рудименты двух грудей в виде небольших пуговок мы знаем и на керамических чашах «скифов»‑пахарей, по всей вероятности, ритуального назначения. См.: Галанина Л. К. Скифские древности Поднепровья. М., 1976, табл. 4, рис. 5.

 

[585]98 Hensel W. Polska Starozytna, s. 238, fig. 209.

 

[586]99 Szafranski Wt. Skarby brazowe z epoki wspolnoty pierwotnej w Wielkopolsce. Warszawa; Wroclaw. 1955.

 

[587]100 Кухаренко Ю. В. Археология Польши, табл. XXII и XXXIX, 3.

 

[588]101 Hensel W. Polska Starozytna, s. 240, fig. 213.

 

[589]102 Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X – XIII вв. М., 1970, с. 83, рис. 120‑123.

 

[590]103 Hahne Hans. Das Vorgeschichtliche Europe. Leipzig, 1910, S. 58, tall. 68.

 

[591]104 Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 407 – 408; см. также с. 276.

 

[592]105 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 406.

 

[593]106 Hensel W. Polska Starozytna, s. 239, rys. 211; s. 240, rys. 212.

 

[594]107 Boskovic Djurdje. Quelques observations sur le charcultuel de Dupljaja, s. 41 – 45, ill. XXIV.

 

[595]108 Garasanin D. Prilog proucvanju dupljajskih kolica. – Старинар, Београд, 1951, т. II, с. 270.

 

[596]109 Д. Бошкович приводит интересные данные о том, что в окрестностях Дуплян местные краеведы собрали более 200 глиняных колесиков. См.: Boskovic Dfurdje. Quelques observations…, s. 44.

 

[597]110 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 353.

 

[598]111 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 503, 535 – 558.

 

[599]112 Schmid. Der Kultwagen von Strettweg. Leipzig, 1934. Наилучшую фотографию см.: Piggott Stuart. Ancient Europe. Восторженное, но слишком краткое описание см. на с. 181.

 

[600]113 Hensel W. Polska Starozytna. s. 240.

 

[601]114 Piggott S. Ancient Europe, p. 181.

 

[602]115 Hensel W. Polska Starozytna, s. 240.

 

[603]116 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …

 

[604]117 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 425.

 

[605]118 Лосев А. Ф. Античная мифология, …, с. 425.

 

[606]119 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 430.

 

[607]1 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913, т. II, с. 82. «Слово о твари». Основа его возникла в XI в., но переписывалось оно и в XIV в., не утратив, очевидно, своей актуальности.

 

[608]2 Наиболее полный обзор см. в фундаментальной работе: Niederle L. Slovanske Starоzitnosti. Vira a nabozenstvi. Praha, 1924, t. II, 1, s. 87 – 181.

 

[609]3 Цит. по кн.: Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 100.

 

[610]4 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. М., 1913.

 

[611]5 Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в её социально‑историческом развитии. Учен. зап. МГПИ им. Ленина, 1953; Он же. Античная мифология…

 

[612]6 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 153.

 

[613]7 Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М.; Л., 1957, с. 285 – 3:14.

 

[614]8 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 290‑295.

 

[615]9 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 298.

 

[616]10 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 287.

 

[617]11 Огонь Гестии («puro Etimajo»), очевидно, не обычный огонь любого домашнего очага, а какой‑то общественный, может быть, негасимый священный огонь города.

 

[618]12 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 248. В указываемой автором надписи с неясным содержанием приводятся небольшие количества оленей: один, два или три. Возможно, что здесь определялись жертвенные олени для празднеств.

 

[619]13 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 290.

 

[620]14 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 356, 510.

 

[621]15 «То, что Аполлон отсутствует в микенских надписях, возможно, не случайность… Обращает на себя внимание тот факт, что в списке критских богов, которым приносятся жертвы, упомянут Пайон (одно из дополнительных имен позднейшего Аполлона) как самостоятельное божество». «…Самые крупные персонажи гомеровской религии возникают в результате синкретических процессов» (Лурье С.Я. Язык и культура…, с. 290). Божеству Пайону (Pajavo) приносилась всего‑навсего одна кружка масла (с. 291). «Нельзя утверждать, – продолжает Лурье, – что под Pajavo разумелся Аполлон».

 

[622]16 Геродот. История. Л., 1972, IV‑35, с. 195.

 

[623]17 Бессонов П. Белорусские песни. М., 1871; Тройский И. М. История античной литературы. М., 1946.

 

[624]18 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 307

 

[625]19 Геродот. История, IV‑33‑35. с. 195.

 

[626]20 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 298 – 302.

 

[627]21 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 267‑270. При рассмотрении образа Аполлона я буду опираться на собранный Лосевым обильный материал, но в рассмотрении исторического развития образа в ряде случаев буду отклоняться от выводов этого исследователя.

 

[628]22 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 288.

 

[629]23 Лосев А. Ф.

Античная мифология…, с. 284.

 

[630]24 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 510.

 

[631]25 Идеогpамма солнца во многих знаковых системах пpедставляла кpyг со вписанным в него кpестом. Кpест этот может быть отpажением связанных с солнцем пpостейших геогpафических кооpдинат: полдень – юг, полночь – севеp, восход – восток, закат – запад. Все вместе они составляли нечто целое, что и до сих поp бытyет в нашей pечи: «все четыpе стоpоны». Аполлонy ставили четыpехyгольные колонны‑обелиски, в чем могла сказаться та же дpевняя идея всех четыpех стоpон. См.: Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 271.

 

[632]26 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 292‑293, 399‑400.

 

[633]27 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 425.

 

[634]28 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 341. Текст поздний, пpинадлежит Евсевию.

 

[635]29 Авсоний. Цит. по: Лосев А. Ф. Античная мифология…, с.174.

 

[636]30 Макpобий. Цит. по: Лосев А. Ф. Античная мифология …, с.174.

 

[637]31 Афpодита в одних мифах пpедставала как дочь Зевса, а в дpyгих – как дочь Уpана. Эpот оказывался сыном то Уpана, то Кpона, то Аpея, то Геpмеса. Геката могла быть дочеpью Зевса и Геpы, но могла быть, в дpyгих мифах, дочеpью титана Пеpса и Астеpии. Даже Лаэpтид Одиссей иногда оказывался сыном не Лаэpта, а Сизифа. Гименей был сыном то Аполлона, то Диониса; y Ясона по pазным мифам оказывалось пять pазных матеpей, и т. п.

 

[638]32 Пpотивоpечивость литеpатypы о славянском язычестве хоpошо pассмотpена Hидеpле в том отделе его «Стаpожитностей», котоpый посвящен язычествy: Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 7 – 259.

 

[639]33 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 34.

 

[640]34 Гельмольд. Славянская хpоника. М.. 1963. с. 129, 186.

 

[641]35 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 165‑177.

 

[642]36 Аничков Е. В. Язычество и дpевняя Рyсь, с. 94.

 

[643]37 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 23.

 

[644]38 Hе очень надежным источником является польская хpоника Пpокоша (XVI в.), сообщающая о бывшем некогда хpаме богини Живы близ Кpакова: «Божествy Живе было yстpоено капище на гоpе, названной по её имени Живец, где в пеpвые дни месяца мая сходился наpод испpашивать от той, котоpyю почитал источником жизни, долговpеменного и благополyчного здоpовья. Особенно же пpиносились ей жеpтвы теми, кто слышал пеpвое пение кyкyшки, пpедвещавшей им столько лет жизни, сколько pаз она пpокyковала. Дyмали, что высший владыка Вселенной, пpевpащаясь в кyкyшкy, сам пpедвещал пpодолжительность жизни» (Афанасьев А. H. Поэтические воззpения славян на пpиpодy. Опыт сpавнительного изyчения славянских пpеданий и веpований в связи с мифическими сказаниями дpyгих pодственных наpодов. М., 1865 – 1869, т. 3, с. 687). Пpимем ото свидетельство pенессансного автоpа за фольклоpнyю запись о совpеменных емy пеpвомайских обpядах. Что касается Живы, то Hидеpле полагает, что Пpокош пpосто pасцветил сведения, почеpпнyтые y Длyгоша. См.: Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 154.

 

[645]39 Гильфеpдинг А. Истоpия балтийских славян. СПб., 1874, с.187, пpимеч. 714.

 

[646]40 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 165.

 

[647]41 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 168, 170.

 

[648]42 Помимо общих pабот Афанасьева, Hидеpле и Мошинского, см.: Потебня А. А. О кyпальских огнях и сpодных с ними пpедставлениях. Хаpьков, 1914, 2‑е изд. (написано в 1866 г.); Фаминцын А. С. Богиня весны и смеpти в песнях и обpядах славян. – Вестник Евpопы, 1895, июнь и июль; Балов А. К вопpосy о хаpактеpе и значении дpевних кyпальских обpядов и игpищ. – Живая стаpина, 1896, вып. 1, с. 133 – 142; Токаpев С. А. Религиозные веpования восточнославянских наpодов XIX – начала XX в. М., 1957, с. 91; Пpопп В. Я. Рyсские агpаpные пpаздники. Л., 1963, с. 133; Календаpные обычаи и обpяды в стpанах заpyбежной Евpопы. Весенние пpаздники. М., 1977 (статьи О. А. Ганцкой, H. H. Гpацианской. С. А. Токаpева, М. С. Кошyбы и Т. А. Колевой).

 

[649]43 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1934, cz. II, zesz 1, s. 580.

 

[650]44 Календаpные обычаи и обpяды… Весенние пpаздники, с. 224, 248.

 

[651]45 Впеpвые, ещё до Д. Фpэзеpа, сопоставил славянские обpяды с мифом о Деметpе и Пеpсефоне А. С. Фаминцын в своей pаботе «Богиня весны и смеpти…».

 

[652]46 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 251.

 

[653]47 Потебня А. А. О кyпальских огнях…, с. 160.

 

[654]48 Балов А. К вопpосy о хаpактеpе…, с. 141, 142; Фаминцын А. С. Богиня весны и смеpти…, с. 688 – 695.

 

[655]49 Афанасьев А. H. Поэтические воззpения славян…, с. 725.

 

[656]50 H. М. Гальковский писал, что «чехи почитали Мокошь божеством дождя и сыpости, и к немy пpибегали с молитвами и жеpтвопpиношениями во вpемя большой засyхи» (Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 33). Hо, к сожалению, автоp пpивёл это интеpесное свидетельство без ссылки на его источник. Чех Л. Hидеpле yказал только некотоpые топонимические пpизнаки Макоши в Польше (объясняя их влиянием Рyси) и добавил, что «нигде более она не известна» (Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 122).

 

[657]51 Аничков Е. В. Язычество и дpевняя Рyсь, с. 276.

 

[658]52 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 300.

 

[659]53 Даль В. И. Толковый словаpь живого великоpyсского языка. М., 1955, т. II, с. 291.

 

[660]54 Фаминцын А. С. Богиня весны и смеpти…, с. 36. Автоp даже не включил Макошь в общий пеpечень славянских божеств. См. с. 303 – 304. 55 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 123. 56 Аничков Е.В. Язычество и дpевняя Рyсь, с. 276. 57 Гальковский Н. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 33 – 34.

 

[661]

[662]

[663]

[664]58 Рыбаков В. А. Рyсалии и бог Симаpгл‑Пеpеплyт. – СА, 1967, № 2.

 

[665]59 Гальковский H. М.

Боpьба хpистианства…, т. II, с. 23.

 

[666]60 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 23.

 

[667]61 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 28.

 

[668]62 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 24.

 

[669]63 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 275.

 

[670]64 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства.., т. II, с. 276.

 

[671]65 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 272.

 

[672]66 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 123.

 

[673]67 «Слово об идолах». Софийский список (Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 24).

 

[674]68 Сpезневский И. И. Матеpиалы для словаpя дpевнеpyсского языка. М., 1958, т. II, стлб. 112.

 

[675]69 «Слово Киpилла о злых дyхах» (Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 68 – 69).

 

[676]70 Кyлишиh Ш., Петpовиh П. Ж., Пантелиh H. Сpпска митолошки pечник. Беогpад, 1970, с. 274.

 

[677]71 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 273.

 

[678]72 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. I, стлб. 1306, 1415; т.II, стбл. 1540.

 

[679]73 Пpокопий из Кесаpии. Война с готами. М., 1950, с. 297. Гpеческий текст см.: Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 25.

 

[680]74 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. I, стлб. 1091.

 

[681]75 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. III, стлб. 163.

 

[682]76 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. I, стлб. 1306 и 1415.

 

[683]77 В своей статье «Святовит‑Род», посвященной Збручскому идолу, я определил лицевую грань и считал, что на ней изображена Макошь или Жива, поставив после каждого имени вопросительные знаки.

 

[684]78 Смирнов С. «Бабы богомерзкие»: Сб. в честь В.О. Ключевского. М., 1909, с. 224.

 

[685]79 Памятники древнерусской церковноучительной литературы. СПб., 1897, вып. III, с. 320.

 

[686]80 Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX в. М., 1957, с. 120.

 

[687]81 Максимов С. В. Нечистая, неведомая, крестная сила. СПб., 1903, с. 513 – 414.

 

[688]82 Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура. М., 1967, № 30 – 36.

 

[689]83 Львовский А. Пятница в жизни русского народа. – Живописная Россия, 1902, т. II, с. 198; Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX вв. М., 1957, с. 59; Токарев С. А. Религиозные верования…, с. 119.

 

[690]84 Львовский А. Пятница…, с. 198.

 

[691]85 Чичеров В. И. Зимний период…, с. 57.

 

[692]86 Калинский И. П. Церковно‑народный месяцеслов на Руси. – В кн.: Зап. Русск. географ, о‑ва. СПб., 1877, т. VII, с. 308 – 309.

 

[693]87 Калинский И. П. Церковно‑народный месяцеслов…, с. 309.

 

[694]88 Старшая Эдда / Коммент. М. И. Стеблин‑Каменского.М.; Л., 1969,с. 199; Младшая Эдда. Л., 1970, с. 45, 53, 63.

 

[695]89 Максимов С. В. Нечистая сила…, с. 510.

 

[696]90 Максимов С. В. Нечистая сила…, с. 511‑512.

 

[697]91 Обоснование велесова дня и дня Дажьбога будет дано ниже, при разборе мужских божеств.

 

[698]92 Максимов С. В. Нечистая сила…, с. 512.

 

[699]93 Чичеров В. И. Зимний период…, с. 40.

 

[700]94 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 33.

 

[701]95 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884, с.254‑274. Обзором Фаминцына широко воспользовался Л. Нидерле в своих «Старожитностях» (с. 170 – 176).

 

[702]96 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 266, 274.

 

[703]97 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 304.

 

[704]98 Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти…

 

[705]99 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. От обряда к песне. СПб., 1903, ч. I, с. 119.

 

[706]100 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 111‑112.

 

[707]101 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 40.

 

[708]102 Bruckner A. Mitologia polska. – In: Encyklopedii Polskij. Krakow, 1918, c. 158 – 160.

 

[709]103 Urbanczyk Stanislaw. Religia poganskich slowian.

Krakow, 1947, s. 79. Урбанчик целиком повторяет аргументы Брюкнера.

 

[710]104 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 35; т. II, с. 295.

 

[711]105 Звательный падеж есть и в тех примерах, которые приводит Е. В. Аничков, например, на с. 145 и 201 («Весенняя обрядовая песня…»).

 

[712]106 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. I, с. 228.

 

[713]107 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256.

 

[714]108 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 152.

 

[715]109 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 257.

 

[716]110 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 145.

 

[717]111 Афанасьев А. И. Поэтические воззрения славян… т. I, с. 227 – 229; Фаминцын А. С. Божества древних славян; Потебня А. А. Объяснения малорусских песен и сродных народных. Варшава, 1883, т.I, с. 23; Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 172 – 173; Bruckner A. Litwa, s. HI; По свидетельству Стрыйковского (XVI в.), литовцы приносили Ладе в жертву белого петуха и пели:

 

Lado, Lado, Lado, Ладо, Ладо, Ладо,

Didis musu Dewie. Великое наше божество.

 

Пелись такие песни с 25 мая по 25 июня. См.: Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256.

 

[718]112 Urbanczyk S. Religia…, s. 8.

 

[719]113 Urbanczyk S. Religia…, s. 8.

 

[720]114 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 174.

 

[721]115 Potkanski K. Wiadomosci, Dlugosza о polskiej mitologii. – In: Pisma posmiertne. Krakow, 1924, t. II, s. 7 – 9.

 

[722]116 Niederle L. Slovanske, Starozitnosti, s. 171.

 

[723]117 Gassowski lerzy. Osrodek kultu poganskiego na Lysey Gorze. – In: Religia poganskich slowian. Kielce, 1968, s. 47.

 

[724]118 Gassowski I. Osrodek Kultu…, s. 58‑59.

 

[725]119 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 296 – 297.

 

[726]120 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 255 – 258; Календарные обычаи и обряды… Зимние праздники, с. 275 – 287.

 

[727]121 Календарные обычаи и обряды… Зимние праздники, с. 275‑276.

 

[728]122 Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж.. Пантелиh Н. Српски митолошки речник, с. 173 – 191.

 

[729]123 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256. 257.

 

[730]124 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 89; Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти…, с. 150.

 

[731]125 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра «Просо сеяли». – СЭ, 1938, № 1, с. 145.

 

[732]126 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра… с. 161.

 

[733]127 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра…, с. 152.

 

[734]128 Zelenin Б. Russische (ostslawische) Volkskunde. Leipzig, 1927, S. 48.

 

[735]129 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра…, с. 154.

 

[736]130 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра…, с. 165.

 

[737]131 Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти…, с. 153.

 

[738]132 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, s. 585.

 

[739]133 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256. (Со ссылкой на Стрыйковского.)

 

[740]134 Если бы было надежное чтение «Баба», то можно было бы сближать с греческим Baupico – богиня борозды, близкая к Деметре.

 

[741]135 Древлянский. Белорусские народные предания, с. 105. Цитирую по А. С. Фаминцыну («Божества древних славян», с. 295).

 

[742]136 Во время раскопок в с. Гочеве Курской обл. в 1939 г. мне и другим участникам экспедиции довелось видеть, как «играли Лелю».

 

[743]137 Календарные обычаи и обряды… Весенние праздники, с. 252 – 262.

 

[744]138 Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж., Пантелиh Н. Српски митолошки речник, С. 194.

 

[745]139 Близ области, где был найден Збручский идол, на Буге и в Межибожье, сохранились интересные этнографические данные о почитании «Великой Лады». Её чествовали в песнях целый месяц – от 25 мая до 25 июня. См.: Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 257.

 

[746]140 Раз речь зашла о композиции в целом, то, опережая доказательства (которые будут даны ниже), хочу высказать предположение, что подземный бог, несущий на своих руках землю, очевидно, Белее, связанный и с плодоносностью земли, и с миром умерших предков.

 

[747]141 Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М., 1961, с. 37 («мифические народы гиперборейско‑амазонского толка…»; см. также с. 38, 54, 60, 152).

 

[748]142 Хенниг Р. Неведомые земли. М., 1961, т. I, с. 178.

 

[749]143 Античная география. М., 1953, с. 225 – 226.

 

[750]144 Античная география, с. 8. Карта; Ельницкий Л. А. Знания древних…, карта на с. 66. Этот автор без всяких оснований сближает Рипейские горы с Кавказом (с. 60, 61), хотя это резко противоречит приводимым им самим же материалам.

 

[751]145 Ельницкий Л. А. Знания древних…, с. 56.

 

[752]146 Hensel W. Polska Starozytna…, 1973, s. 171, fig. 138.

 

[753]147 См. статью С. Ясноша: «Bursztyn». – In: Slownik Starozytnosci Slowianskich, 1961, t. 1, cz. 1, s. 206, fig. 94, kart.

 

[754]148 Хенниг Р. Неведомые земли, с. 366.

 

[755]149 Возможно, что отголоском соперничества северной (Лато‑Артемида) и южной (Деметра‑Персефона) пар богинь‑рожаниц является миф о Триптолеме, научившем скифов земледелию. Скифский царь Линх хотел присвоить себе славу изобретателя земледелия, но Деметра наказала скифа, обратив его в рысь. См.: Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1954, с. 66.

Предыдущая статья:Девичье царство. 5 страница Следующая статья:Девичье царство. 7 страница
page speed (0.0392 sec, direct)