Всего на сайте:
282 тыс. 988 статей

Главная | История

Русская культура в XVII веке  Просмотрен 975

В XVII веке начинает складываться всероссийский рынок. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщения культуры» (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII века, стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение. Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651 год) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648 год) и таблица умножения (1682 год). В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили всему — «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

В XVII веке, как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, объемы сыпучих тел и т. п.), в наблюдении за природой. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 году экспедиция Семёна Дежнёва (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой.

Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаровым в 1649 году были основаны русские поселения на Амуре. В самом конце XVII века сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература. В XVII веке созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем подтверждались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII века. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, «Повесть о Ерше Ершовиче» стала сатирой на судебную волокиту и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII века «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр. В 1672 году был создан придворный театр в Москве, просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII века отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство.

Здания XVII века многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII веке получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем».

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII века, в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII века можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от станции метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI веке итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В ХVII столетии переживает расцвет и деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины ХVIII века, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е.

писали на досках яичными красками. В конце XVII века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства XVIII века.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные тенденции социально-экономического, политического и культурного развития России.

2. Расскажите о внешнеполитической деятельности России в первой половине XVII века.

3. О выборе какого царя историк В. О. Ключевский сказал, что выбрали «не способнейшего, а удобнейшего»? Кто же был этот «удобнейший»?

4. Кого из русских царей называли «тишайшим». Расскажите о его деятельности.

5. Какой документ окончательно юридически оформил закрепощение крестьян. Расскажите о нем.

6. Что такое Земский собор и какова его роль в XVII веке?

7. Расскажите о воссоединении Украины с Россией. Почему украинские казаки предпочли воссоединиться с Россией, чем остаться в составе Польши?

8. Определите основные этапы колонизации Сибири русскими и охарактеризуйте их.

9. Когда в XVII веке прошли религиозные реформы? Каковы причины их проведения? Расскажите о патриархе Никоне.

10. Объясните, почему современники называли XVII век «бунташным». Какие социальные движения этого времени вы знаете?

11. Расскажите о памятниках материальной и духовной культуры XVII века. В чем заключаются их особенности?

 

ГЛАВА VI
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII ВЕКЕ

 

В XVIII веке в стране не только сохранились, но и укрепились и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствующими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В период правления Петра I в России начался период утверждения абсолютизма. Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

В 20–50-х годах XVIII века началась ожесточенная борьба придворных аристократических группировок за власть. Она сопровождалась дворцовыми переворотами, чему в немалой степени способствовало то, что после Петра I не осталось прямых наследников по мужской линии.

Это открыло путь на престол огромной России различным авантюристам. Решающей силой всех дворцовых переворотов была дворянская гвардия, сажавшая на трон очередного претендента и с такой же легкостью свергавшая его. Возврат к политике Петра I произошел в период правления Елизаветы Петровны. Время правления Екатерины II явилось новым шагом в развитии российского абсолютизма. В целом итоги правления соответствовали тем задачам, которые Екатерина II наметила в момент ее восшествия на престол: сосредоточение в руках монарха законодательной власти; переход от коллегиальных форм управления к единоначалию; усиление роли дворян и укрепление сословной структуры общества. Враждебно относившийся к матери, Павел I демонстративно ломал и перекраивал установленные Екатериной учреждения, губернии, прощал осужденных ею, ссылал ее приближенных. Одновременно с этим усиливался реакционный курс внутренней политики царизма. Когда Павел I довел культ самодержавия до абсурда и ограничил права дворян, произошел дворцовый переворот, во время которого он был убит.

В течение XVIII века в экономике России, ее производительных силах, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в сословной структуре населения, в культуре страны и быта народа произошли огромные изменения. Все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще отнюдь не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволило решать ему давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превратились в главный тормоз для прогресса страны.

Коренным образом изменилось место России и ее роль на международной арене. В первой четверти XVIII века была решена одна из главных внешнеполитических задач — овладение выходом к Балтийскому морю. Но оставались две другие внешнеполитические проблемы, решение которых всё более настоятельно требовали и интересы экономического развития страны, и общенациональные интересы. Первая из этих проблем была связана с необходимостью освоения огромных земельных просторов, лежавших между засечными чертами и побережьем Черного и Азовского морей. Ее решение растянулось на весь XVIII век. Второй не менее важной проблемой было объединение в едином государстве русских, белорусов и украинцев. Эта работа занимала важнейшее место во внешней политике России второй половины XVIII века. Были и другие внешнеполитические проблемы. К их числу относятся борьба с агрессивной политикой Пруссии, урегулирование отношений и границ с соседними государствами на востоке, отношения с государствами Средней Азии, начало вхождения Казахстана в состав России, отношения с государствами и государственными образованьями Кавказа и Закавказья. Внешняя политика России самодержавием осуществлялась в первую очередь в интересах укрепления существующего строя. Более того, успехи в области внешней политики, освоение новых плодородных земель открывали для самодержавно-крепостнического строя возможность маневра, ослабления остроты классовых и социальных противоречий и позволили ему на много десятилетий задержать кризис и крах крепостничества.

В XVIII веке качественно новые черты, принципиально отличающие ее от древнерусской и средневековой, приобрела русская культура. На характер культуры большое влияние оказали изменения в жизни народа, в социально-экономическом развитии, реформы в области культуры и быта, появление капиталистического уклада в экономике страны. В XVIII веке пришла к концу духовная диктатура церкви. Это, конечно, не означало окончательного исчезновения клерикального направления в культуре и прекращение борьбы церкви против материалистического направления в науке, философского, политического и религиозного свободомыслия. Однако определяющим в русской культуре становится светское направление: создается система светского образования, знания превращаются в науку, появляется национальная русская литература, формируется русская просветительская мысль и т. д.

Предыдущая статья:Внутренняя и внешняя политика династии Романовых в XVII веке Следующая статья:Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха Петра I
page speed (0.0164 sec, direct)