Всего на сайте:
303 тыс. 117 статей

Главная | Философия

Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 29 страница  Просмотрен 423

  1. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 19 страница
  2. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 20 страница
  3. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 21 страница
  4. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 22 страница
  5. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 23 страница
  6. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 24 страница
  7. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 25 страница
  8. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 26 страница
  9. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 27 страница
  10. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 28 страница
  11. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 30 страница
  12. Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 31 страница

В своем интересе к войне Леонардо был не одинок; многочисленная группа чрезвычайно изобретательных умов Италии, Франции и Германии посвятившая себя военному инженерному делу. Непосредственными услугами этих ученых мужей — пусть и не целиком их изобретательскими дарованиями — пользовался целый ряд абсолютных монархов, которые воспроизводили в миниатюре могущество и честолюбие более древних властителей-единодержцев. Эти талантливые инженеры сооружали каналы со шлюзами и различные укрепления; они изобрели суда на гребных колесах, водолазный колокол, ветряную турбину. Еще до Леонардо Фонтана изобрел велосипед и военный танк (1420), а Конрад Кайезер фон Эйхштедт — водолазный костюм (1405) и адскую машину.

Не стоит удивляться, что спрос на подобные изобретения определяли отнюдь не сельское хозяйство и ремесленная промышленность; стимулом к изобретениям, а то и прямой практической поддержкой, послужил социо-технический комплекс власти, породивший и предыдущие мегамашины: абсолютизм и война.

Кроме того, Леонардо был знаком со старинным немецким способом приготовления отравляющего газа (из перьев, реальгара107 и серы) для удушения вражеских гарнизонов: это мрачное изобретение XV века — предшественник первого массового применения отравляющих газов уже в XX веке все теми же немцами. Подобно другим военным инженерам своей эпохи, Леонардо вынашивал идею броненосных танков, передвигавшихся с помощью ручных рычагов, а также — идею вращающихся кос, которые двигались впереди запряженной лошадьми колесницы и скашивали врагов, словно траву.

Мы начинаем понимать, сколь глубоко стал вновь укореняться в современном мышлении давний миф о неограниченной власти, когда наблюдаем, как Леонардо — этот великодушный и гуманный мыслитель, нежный душою, покупавший на рыночной площади птиц в клетках, чтобы выпустить их на волю, — оставил живопись и отдал столько умственной энергии военным изобретениям и разрушительным фантазиям. Сосредоточив свои великолепные технические таланты на сельском хозяйстве, он смог бы совершить в этой области механический переворот, сравнимый с тем, что действительно начался с его изобретением челнока для автоматического ткацкого станка.

Вопреки чрезмерно оптимистичным пророкам XIX века, приравнивавшим механические изобретения к усовершенствованию человечества, мечты Леонардо омрачались осознанием чудовищной человеческой жестокости и предвидением коварных злодеяний, для совершения которых и предназначались некоторые из придуманных им самим военных орудий. В его снах эти ужасы смешивались с ожидаемыми чудесами, как, например, в следующем пророчестве: «Людям будет казаться, что небеса грозят им новой погибелью, и пламя, нисходящее сверху, словно обратит в бегство, в ужасе спасаясь; они услышат, как существа различного рода разговаривают на человеческом языке; они разбегутся по разным сторонам света, не двигаясь с места; и посреди тьмы узрят сверкающий свет. О дивное человечество! Что за безумие обуяло тебя!»

От туманных и двусмысленных прорицаний современника Леонардо, Нострадамуса, можно легко отмахнуться, но сам Леонардо доверил бумаге куда более удивительные предсказания касательно того мира, который в конце концов породят наука и механизация. В своих записях о некромантии он беспощадно критиковал людей, в ту пору всерьез рассуждавших о каких-то «незримых существах», якобы наделенных фантастической могучей способностью преобразовывать современный мир. Многие из этих фантазий представляли собой всего лишь ранние бессознательные проекции природных сил, которые позднее обрели конкретную форму; и никто не описывал последствия таковых сил более резко, чем Леонардо, хотя он и вовсе отрицал их существование.

Если верить утверждениям некромантов, писал Леонардо, то «...нет на земле ничего, что обладало бы такой способностью навредить или сделать добро человеку... Будь это правдой... можно было бы возмутить безмятежную ясность воздуха и окрасить ее в сумрачные цвета ночи, вызвать разгул стихий и сотворить бури ужасающими раскатами грома и вспышками молний, прорывающихся сквозь тьму, яростным ураганом обрушить высокие дома и выкорчевать леса, сбросить их на войска и опрокинуть врагов, и — даже страшнее — учинить разрушительные бури, чтобы тем самым лишить земледельца награды за его труды. Ибо какой иной способ ведения войны может навлечь на врага больший вред, как не тот, что отнимет у него весь урожай? Какая морская битва сравнится с яростной схваткой повелителя ветров, вызывающего губительные бури, которые способны потопить любой флот? Поистине, властелин таких непобедимых сил, сделается повелителем всех народов, и ни одно человеческое умение не сумеет противостоять его разрушительной мощи. Недоступные сокровища, драгоценности, сокрытые во чреве земли, откроются ему; и ни один затвор, ни одна крепость, сколь бы прочными они ни казались, не спасут никого от воли такого некроманта. Он велит перенести себя по воздуху с Востока на Запад, а затем по всем дальним концам вселенной. Но к чему я говорю все это, добавляя пример за примером? Разве есть еще хоть что-то, невозможное для такого сведущего в механике искусника? Почти ничего — кроме избавления от смерти.»

Что же сегодня, в свете истории, более поразительно: сами эти чистейшие фантазии, выплеснувшиеся из глубин бессознательного без всяких подсказок со стороны истории или тогдашнего опыта, или Леонардово истолкование тех последствий для человечества, которые вытекают из уверений некромантов, если в них есть хоть доля правды? Этот первый отклик ясно предвосхитил в обличье сна то, что спустя века стало чудовищной действительностью: столь мощный контроль над силами природы, что его достаточно для полного уничтожения всего живого на земле. Надо отдать должное Леонардо, он предчувствовал — почти за пять столетий! — смысл этих страшных видений. Он предвидел, чем может обернуться безграничная власть, окажись она в руках непрозревших и неперерожденных людей, предвидел так же явственно, как уже в реальности наблюдал Генри Адаме накануне ее достижения.

Выражая отношение к такой некромантской мечте, Леонардо допустил только одну ошибку: он счел, что эта мечта беспочвенна, «... ибо не существует тех бестелесных сущностей, о которых твердит некромантия». Он не мог предположить даже теоретическую вероятность подобного — слишком уж далека от возможного была на его взгляд, некромантская мечта, чтобы предвидеть, что спустя века наука обнаружит эти «бестелесные сущности» в сердцевине столь же невидимого атома. Когда же роковое открытие было сделано, все остальные звенья в цепочке рассуждений Леонардо оказались здравыми обоснованиями.

Я отнюдь не одинок в таком истолковании зловещих предсказаний Леонардо: да и сам Леонардо не был одинок, как указал сэр Кеннет Кларк108. Кларк видит в рисунках Леонардо, изображающих потоп, предвестие космической катастрофы, которую он связывает с другими апокалиптическими размышлениями, появившимися около 1500 года и навеявшими Дюреру сон о сходном космическом бедствии, который тот изобразил на рисунке, датированном 1525 годом. Эти сновидения оказались даже более важными, чем деформированные образы и лопнувшая пустота многих произведений современной живописи: ведь последние, не являясь пророческими предчувствиями, едва ли многим ценнее непосредственно запечатленных наблюдений физических руин и нарушенных умственных состояний. И замыслы Леонардо, и его тревоги проливают свет на то, что произошло много позднее.

В течение четырех следующих столетий видения ужаса, о которых писал Леонардо в своих личных дневниках, по-видимому, не давали о себе знать: их заслонял заметный и очевидный рост упорядоченных научных толкований и конструктивных технических достижений. Люди — по крайней мере, наиболее благополучные сословия промышленников, численность и влияние которых продолжали расти, набирая силу в противовес прежним феодальным и клерикальным владениям, — поверили в то, что выгода от науки и механизации перевесит их собственные недостатки. И, разумеется, тысячи новых изобретений и ощутимых улучшений подтверждали многие из этих надежд.

Однако при ближайшем рассмотрении общественные результаты были куда тревожнее, чем хотели бы признать пророки механического прогресса. Уже с начала XV века изуродованные пейзажи, оскверненные реки, загрязненный воздух, перенаселенные грязные трущобы, эпидемии заразных болезней, беспощадное искоренение старинных ремесел, разрушение ценных памятников архитектуры и истории, — все эти потери уравновешивали приобретения. Многие из появившихся зол оправдывались уже в трактате Агриколы о горном деле — «De re metallica».109 В пору промышленного расцвета XIX века Джон Стюарт Милль, отнюдь не враг механического прогресса, в своем сочинении «Начала экономики» еще мог усомниться, облегчил ли весь доступный тогда арсенал машин хотя бы один трудовой день хотя бы одному-единственному человеку. И все же, многие из достижений были действительно полезными; некоторым из них предстояло заслуженно стать частью стойкого наследия человечества.

Если блага, которые сулили механические изобретения и капиталистический строй, было, естественно, легче предвидеть, чем пороки, то одно зло — куда более огромное, чем все прочие, вместе взятые, — ввиду отсутствия каких-либо исторических сведений в ту пору, было невозможно предугадать заранее или предотвратить. Я имею в виду воскрешение мегамашины. Коалиция всех установлений и сил, обзор которых мы только что завершили, расчистила место для создания мегамашины в столь колоссальном масштабе, о каком не могли бы и помыслить даже Хеопс или Хефрен, Нарамсин, Ашшурбани-пал или Александр Македонский. Накопленное множество механических приспособлений наконец позволило невероятно увеличить размах мегамашины, последовательно заменяя непокорные или неуверенные человеческие компоненты специализированными точными механизмами из металла, стекла или пластика, задуманных так, как не задуман ни один человеческий организм, для выполнения своих особых функций с неколебимой верностью и точностью.

Наконец-то сделалась возможной такая мегамашина, которой после сборки требовался лишь минимальный объем человеческого участия и согласования. Начиная с XVI века, тайну мегамашины стали понемногу открывать заново. После ряда эмпирических поисков наугад и импровизаций (причем в них едва ли проглядывалась конечная цель, к которой движется общество), этот громадный механический Левиафан наконец был выужен из глубин истории. Экспансия мегамашины — ее царство, ее сила, ее слава, — постепенно становилось главной целью или, по меньшей мере, навязчивой идеей западного человека.

Как начали утверждать «передовые» мыслители, машина не только служила идеальной моделью для объяснения, а впоследствии и подчинения, всех органических процессов, и к тому же, само ее создание и непрерывное усовершенствование являлось единственным, что придает смысл человеческому существованию. За век или два идеологическая постройка, на которую опиралась древняя мегамашина, была реконструирована и поставлена на обновленный и более прочный фундамент. Мощь, скорость, движение, стандартизация, массовое производство, количественное измерение, регламентация, точность, единообразие, астрономическая правильность, контроль, прежде всего контроль, — все эти понятия стали ключевыми паролями современного общества, живущего по законам нового западного стиля.

Теперь, чтобы собрать и поляризовать все новые составляющие мегамашины, недоставало лишь одного: рождения Бога-Солнца. И в XVI веке, при участии Кеплера, Тихо Браге и Коперника в роли акушеров, родился новый Бог-Солнце.


 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Игра слов: «валянье дурака» или «обезьяннечанье». (Прим. пер. Т. Азаркович).

2 Речь идет о найденных в начале XX века в Англии, около Пилтдауна, фрагментах человеческого черепа и сильно недоразвитой нижней челюсти. По этим останкам ученые поспешили сделать вывод о существовании ок. 500 тысяч лет назад некоего «пилтдаунского человека», или «эоантропа». Однако проведенные в середине века исследования показали, что это фальшивка: челюсть принадлежала обезьяне, а череп — человеку, жившему всего 750 лет назад. (Прим. пер.)

3 Фрэзер Дж. (1854-1941) — англ, религиовед и этнолог. Наиболее известная работа — «Золотая ветвь». (Прим. ред. Е.О. Пучковой)

4 Жезл повелителя (франц.).

5 Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека». Перевод Л. Брагиной. — В кн.: Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., «Искусство», 1981, с. 249.

6 Платон, Государство, IX, 571c-d, 572 b. Перевод А.Н. Егунова.

7 Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (1884-1942) — англ, этнограф и социолог, основатель функциональной школы в этнографии. Работа, о которой идет речь, — «Аргонавты Западного океана». (Прим. ред.)

8 «Привычку он зовет своею няней» (нем.).

9 Мировоззрение (нем.).

10 До тошноты (лат.).

11 Ось мира (лат.).

12 Инанна — центральная богиня шумеро-аккадскои (а не египетской) мифологии. Побеждает она бога Ана (Ану), а не Атум. (Прим. пер.)

13 «Бесхлебные искусства» (нем.).

«Каждодневное перемалывание»; слово «grind» в английском обозначает и размалывание, оттачивание, и, в переносном смысле, — рутинную, однообразную работу. (Прим. пер.)

15 Эммер [нем. Emmer] — разновидность пшеницы, иначе — двузернянка культурная. (Прим. пер.)

16 Энкиду — сотворенный богами дикий человек, мирно живущий среди зверей — один из героев шумеро-вавилонского эпоса о «Гильгамеше». (Прим.

ред.)

17 Имеется в виду комедия Аристофана (род. ок. 445 до н.э. — ум. ок. 386 в Афинах) «Птицы» (414), повествующая о птичьем государстве. (Прим. ред.)

18 Имеется в виду вавилонская поэма о сотворении мира «Энума Элищ». (Прим. ред.)

19 Праматерью (нем.).

20 Мульчирование (от англ, mulch — обкладывать корни растений соломой, навозом и т.п.) — в агротехнике — сплошное или междурядное покрытие почвы мульчбумагой, торфяной крошкой, навозом, перегноем и др.; ослабляет испарение влаги с поверхности почвы, предупреждает образование почвенной корки, угнетает прорастание сорняков.

21 Мирча Элиаде (1907-1986) — румынский философ и писатель, долгое время живший во Франции и США, обрел мировую славу благодаря своим исследованиям по истории религии и магии. (Прим. ред.)

22 Осирис — египетский бог мертвых и плодородия; Таммуз — месопотамский бог плодородия; Дионис — греч. бог виноградарства и виноделия. (Прим. ред.)

23 Нармер — египетский фараон, один из объединителей Верхнего и Нижнего Египта (нач. 3-го тыс. до н.э.), предшественник основателя I династии Мены, с которым его отождествляют ученые. (Прим. ред.)

24 Имеется в виду памятник древней шумерской литературы — эпос о Гильгамеше, который по преданию был царем Урука. (Прим. ред.)

25 Иготы («горные жители») — один из филиппинских горных народов бон-ток-игот. (Прим. ред.)

26 Чатал-Хююк (Catal Hiiyiik) — неолитическое поселение в Южной Турции (7-6-е тыс. до н. э.) (Прим. ред.)

Бугорок Венеры (лат).

28 Тробриан — острова в Папуа-Новой Гвинее. (Прим. ред.)

29 Толстой Л.Н, Анна Каренина. — М., 1985, с. 273.

30 Чайлд (Childe) Гордон Вир (1892-1957) — англ, археолог, оставивший труды по археологии и истории древних Европы, Ближнего Востока и др. (Прим. ред.)

31 Мелвилл Герман (1819-1891) — американский писатель. Отдавал превосходство нравам туземных племен над обычаями цивилизованного общества («Ому», 1847). (Прим. ред.)

32 Хараппа — руины одного из гл. центров хараппской цивилизации в Пенджабе (Пакистан) (сер. 3-го — 1-я пол. 2-го тыс. до н.э.); Мохенджо-Даро — остатки города 3-2-го тыс. до н.э. в пров. Синд в Пакистане, также одного из центров Хараппской цивилизации. Предметы, о которых идет речь — керамика, печати и пр. (Прим. ред.)

33 В 20-е годы нашего столетия англ, археолог Леонард Вулли обнаружил и исследовал усыпальницу шумерских правителей — городскую стену вокруг Ура, в которой было замуровано более 1800 захоронений. Стена с погребениями была покрыта слоем гипса. (Прим. ред.)

34 Атум (Ра-Атум) — египетское верховное божество в космогонии Древнего Царства, создавшее Шу (Воздух) и Тефнут (Влагу), которые в свою очередь произвели на свет Геба (Землю) и Нут (Небо). Энлиль — шумерский бог воздуха. Мардук — бог-покровитель г. Вавилона, верховное божество вавилонского пантеона; отождествлялся с шумерским Эмлилем. Зевс — верховное божество в греч. мифологии. (Прим. ред.)

35 В других вариантах вавилонской поэмы о сотворении мира «Энума Элиш» Мардук убивает Тиамат стрелой. (Прим. ред.)

36 Хаджилар — остатки поселения эпохи неолита и энеолита у г. Бурдур (Турция). В 8-7-м тыс. до н.э. поселение охотников и собирателей, переходящих к земледелию; в 6 — нач. 5-го тыс. до н.э. — укрепленное поселение земледельцев и скотоводов. (Прим. ред.)

37 Манефон (2-я пол. IV — нач III вв. до н.э.) — египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Автор истории Египта на греч. яз. Ему принадлежит принятое в основном в науке разделение истории Египта на 30 династий фараонов и на периоды Древнего, Среднего и Нового Царств. (Прим. ред.)

38 Быт.

41.

39 Jacobsen Т. Mesopotamian Religions: An Overview, in ER 9, 447-66. (Прим.ред.)

40 Лагаш — древнее государство в Шумере (на терр. совр. Ирана) с одноименной столицей (совр. Эль-Хиба). Первые поселения в кон. 5-го тыс. до н.э., расцвет в 26-24 вв. и в 22 в. (Прим. ред.)

41 Маат — египетская богиня закона, порядка, регулярности и т.п. (Прим. ред.)

42 Атум — египетский бог заходящего солнца. (Прим. ред.)

43 Адольф Эйхман (1906-1962) — чиновник в нацистской Германии, заведовавший центральным агентством, которое занималось охотой на евреев в оккупированных странах и их пересылкой в лагеря смерти в Восточной Европе. Был схвачен, приговорен к смерти и повешен в Израиле в 1962 г. (Прим. пер.)

44 Речь идет о Камбисе II, царе персов с 529 по 522 до н.э., чья жестокость и деспотичность не раз фигурируют в греческих преданиях. (Прим. ред.)

45 Хаммурапи — царь Вавилонии в 1792-1750 до н.э. Сохранившиеся законы — ценный памятник др.-восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права. (Прим. ред.)

46 Рело Франц (1829-1905) — немецкий ученый в области теории механизмов и машин. Впервые (1875) четко сформулировал и изложил основные вопросы структуры и кинематики механизмов; разрабатывал проблему эстетичности технических объектов. (Прим. ред.)

47 Эрман Адольф (1854-1937) — немецкий египтолог, чьи работы по грамматике др.-егип. языка, истории египетской культуры и религии сегодня считаются классическими. Издал самый полный словарь др.-егип. языка. (Прим. ред.)

48 Пирамида-усыпальница Хеопса (927 в до н.э.) в Гизе — крупнейшая в Египте (вые. 146,6 м). (Прим. ред.)

49 Речь идет о ступенчатой пирамиде и заупокойном храме фараона Джосера, построенных Имхотепом (ок. XXVIII в. до н.э.) Шесть ступеней пирамиды возвышаются на 60 м, в основании прямоугольник размером 107x123 м. (Прим. ред.)

50 По другому чтению, Ипусера. (Прим. ред.)

51 Кенотаф — могила, не содержащая погребений. (Прим. ред.)

52 И. Нав. 6; Евр. 11,30.

53 Быт. 19,24-25.

54 Ататюрк (Atatürk, букв. — отец турок) Мустафа Кемаль-паша (1881-1938) — руководитель нац.-освободительной революции в Турции 1918-1923, а также 1-й президент (1923-1938) Турецкой республики. (Прим. ред.)

55 Герман Кан (1922-1983) — американский военный аналитик и писатель, оказывавший влияние на формирование военной стратегии США с 50-х по 70-е гг. (Прим. пер.)

56 Хаф-Ра (Хефрен) — сын Хеопса, царствовал после него (кон. 27 — нач. 26 вв. до н.э.). Пирамида Хефрена в Гизе (вые. 143,5 м) — вторая по величине после пирамиды Хеопса. (Прим. ред.)

57 Король-Солнце (франц.).

58 Ужасным таинством (лат.).

59 Массово (франц.)

60 Быт. 22, 1-14.

61 Вариант названия Урука. (Прим. ред.)

62 Шиллуки — народ группы луо в Судане, живущий на левом берегу Белого Нила и в окрестностях г. Малакаль. (Прим. ред.)

63 Ростовцев Михаил Иванович (1870-1952) — русский историк античности и археолог, эмигрировавший после окт. революции. (Прим. ред.)

64 «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратимся в землю, из которой ты взят... И выслал его Господь из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он был взят». Ср. Быт. 3; 19, 23.

65 Боас (Boas) Франц (1858-1942) — американский лингвист, этнограф и антрополог пришел к данному заключению на основе наблюдений за индейцами и эскимосами. (Прим. ред.)

66 Аккад — древний город в Месопотамии, столица централизованной семитской империи при царе Шаррукине (Саргон).

Аккадские таблички — месопотамский эпос, написанный (выдавленный) на глиняных табличках. (Прим. ред.)

67 Тибулл. Элегии, I, X, 1-4. Перевод Л. Остроумова. (Прим. пер.)

68 Тибулл Альбий (ок. 50-19 до н.э.) — римский поэт, поведавший в любовных элегиях о своей мечте об идиллической жизни в деревне. (Прим. ред.)

69 Уитни — американский изобретатель и промышленник, создатель первой хлопкоочистительной машины (1793). (Прим. ред.)

70 Персонажи комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». (Прим. пер.)

71 Помимо указанных насосов, Ктесибий (ок. 2-1 вв. до н.э.), древнегреческий механик из Александрии, изобрел также водяные поплавковые часы и водяной орган (гидравлос). (Прим. ред.)

72 Архит Тарентский (ок. 428-365 до н.э.) — др.-греч. ученый, представитель пифагореизма. (Прим. ред.)

73 Герон Александрийский — греческий ученый по прозвищу Механик, датировка жизни колеблется между 100 г. до н.э. и 200 г. н.э. Работал в Александрии во времена Цезаря или Нерона в качестве инженера, математика и топографа, известны его работы «Pneumatica» и «Automata». (Прим. ред.)

74 Намек на эллинистическую династию Сотеров («Сотер» по-гречески значит «спаситель»). (Прим. пер.)

75 Anthologia Palatina, IX.418. Перевод Л.В. Блуменау. (Прим. пер.)

76 Гебридские острова (гебриды) — архипелаг в Антлантическом океане в составе Великобритании. (Прим. ред.)

77 Диоклетиан Гай Аврелий Валерий (ок. 245-03.12.316) — римский император с 17.11.284 по 01.05.305. Константин Флавий Валерий — Константин I Великий (27.2. 272 [?] — 22.5.337) — римский император с 25.07.306. (Прим. ред.)

78 Скрипторий (от лат. scriptorius — писчий) — мастерская рукописной книги в зап.-европ. монастырях 6-12 вв. (Прим. ред.)

79 Зиккурат — культовая башня в архитектуре Древней Месопотамии. Зиккураты имели 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. (Прим. ред.)

80 Зевообразовательный механизм ткацкого станка для выработки крупноузорчатых тканей (декоративной ткани, ковры, скатерти и т.п.) Дает возможность раздельно управлять каждой нитью основы или небольшой их группой. Станок назван по имени создателя — Жозефа Мари Жаккара (Jacquard) (1752-1834). Это изобретение датируется 1804-1808 гг. (Прим. ред.)

81 Англо-американский ученый Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) был не только философом-неореалистом, но также и выдающимся математиком и логиком, создателем (совместно с Б. Расселом) основополагающего труда по математической логике «основания математики». (Прим. ред.) "Еккл. 1,1.

83 Екл. 7, 29.

84 Слово axial («осевой») происходит от латинского слова axis — «ось», а в слове axiology («аксиология») присутствует греческий корень: a^ia — «ценность», af;io<;-«ценный». (Прим. пер.)

85 Дан. 5, 25.

86 Дан 5, 27.

87 Гесиод. Труды и дни, 311, 314. Перевод В.В. Вересаева. (Прим. пер.)

88 Ашока — правитель из династии Маурье др.-инд. Магадхской империи в 268-232 до н.э. Государство Ашоки охватило территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. (Прим. ред.)

89 Бенедиктинский труд (франц.).

90 Эмерсон Ралф Уолдо (1803-1882) — амер. философ-идеалист и писатель, чьим жизненным идеалом была простая и мудрая жизнь в единении с природой. (Прим. ред.)

91 Цистерианцы — члены католического монашеского ордена, осн.

в 1098 г. 1-й монастырь ордена Цистерциум. (ок. Дижона, Франция). С XII в. после реорганизации ордена Бернаром Клервоским, стали называться и бернардинцами. В 12-13 вв. орден имел в Европе ок. 700 монастырей. (Прим. ред.)

92 Минь (Migne), Жак-Поль (1800-1875) — франц. аббат, знаменитый издатель творений отцов церкви (Patrologiae cursus completus». Series latina, 1844-1856, 220 тт. Series graeca, 1857-1866, 161 тт.)

93 Гомер. Илиада, XVIII, 376. Перевод Н. Гнедича.

94 Аристотель, Политика. Книга первая, II, 5. Перевод С.А. Жебелева.

95 См. его «Протестантская этика и дух капитализма». (Прим. ред.)

96 Маммона (Маммон) — у древних сирийцев божество, олицетворявшее богатство, земные блага. (Прим. ред.)

97 Вальдо Пьер — зачинатель движения приверженцев ср.-век. ереси (вальден-сов), зародившейся в конце 12 в. в Лионе. Вальденсы призывали к «евангельской бедности», к аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства как особой категории.

98 Уиклифиты — последователи Джона Уиклифа (между 1320 и 1330-1084), англ, реформатора, идеолога бюргерской ереси. Предшествовали Реформации. Лолларды — народные проповедники, участники антикатолического крестьянско-плебейского движения в Англии и др. странах Западной Европы (впервые появились в Антверпене в нач. 14 в.) Анабаптисты (от греч., ana-baptizo — вновь нагружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы) — участники народно-радикального сектантского движения эпох Реформации и 16 в., гл. образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах.

99 Мидас — царь Фригии в 738-696 до н.э. Согласно греч. мифу Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался. (Прим. ред.)

100 Герой одноименной пьесы «Ион Габриэль Боркман» (1896 г.) норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906) (Прим. ред.)

101 Сэр Джайлз Оверрич — персонаж пьесы английского драматурга Филиппа Мессинджера (1583-1640) «Новый способ платить старые долги», старый ростовщик и скряга. (Прим. пер.)

102 Майер (Mayer) Юлиус Роберт (1814-1878) — нем. естествоиспытатель и врач, первым сформулировал закон сохранения энергии (эквивалентности механической работы и теплоты) и теоретически рассчитал механический эквивалент теплоты (1842). (Прим. ред.)

103 Торндайк Эдуард (1874-1949) — амер. психолог, разработавший методику исследования поведения животных при помощи «проблемных клеток» (клеток с сектором, механизм которого должно «открыть» само животное), а также сформулировавший закон «проб и ошибок». (Прим. ред.)

104 Перевод Ф.А. Петровского.

105 В это время Миланским герцогством правил герцог Сфорца. (Прим. ред.)

106 Винер (Wiener) Норберт (1894-1964) — американский ученый, сформулировавший осн. положение кибернетики. Силард (Сцилард) (Szilard) Лео (1898-1964) — венгерский физик, работавший в Германии, Великобритании и США. Выступали за запрещение ядерных испытаний, хотя, например Сцилард имел прямое отношение к созданию первого ядерного реактора и определению критической массы 235 U. (Прим. ред.)

107 Реальгар [франц. realgar] — минерал, сернистый мышьяк, хрупкий, оранжево-красного цвета, часто пылевидный; ядовитый; применяется для получения мышьяка и его соединений. (Прим. ред.)

108 Кларк Кент (1903-1983) — известный англ, историк искусства, директор лондонской Национальной галереи, снискавший широкую известность благодаря циклу телевизионных лекций «Цивилизации». Его книга «Готическое Возрождение» выдержала около 10 переизданий. (Прим. ред.)

109 Агрикола (Agricola) (наст. фам. Бауэр) (1494-1555) — нем. ученый, впервые обобщивший опыт горно-металлургического производства. Трактат «О горном деле...» (1550, 12 книг, изд. 1556) до 18 в. служил основным пособием по геологии, горному делу и металлургии. (Прим. ред.)

110 Нарамсин (Нарам-Суэм) — царь Аккада ок 2236-2200 до н.э. В Лувре хранится памятник аккадского искусства — стела в честь похода Нарамсина против племени луллубеев. Ашшурбанипал — царь Ассирии 1669 — ок 633 до н.э. (Прим. ред.)


 

ПОДПИСИ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ

В оформлении форзаца, титула и шмуцов частично использованы фотографии из вклейки оригинала, подписи к которым по главам приводятся ниже.

 

0. Форзац, контртитул, титул - Представления жизни.

Предыдущая статья:Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 28 страница Следующая статья:Миф машины. Техника и развитие человечества. Льюис Мамфорд 30 страница
page speed (0.1127 sec, direct)