Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 22 страница  Просмотрен 47

 

Сохранение индивидуальных особенностей воз можно благодаря тому, что механизмом психическо-298

 

 

го развития является интроцепция, т. е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Потенциальные возможно сти ребенка при рождении достаточно неопределен ны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает осознать себя, организует его внут ренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все, что соответствует его потенци альным склонностям, ставя барьер на пути тех влия ний, которые противоречат его внутренним наклон ностям. Конфликт между внешним (давлением сре ды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение, ибо именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у де тей, и служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ре бенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вы* зывает у него отрицательное отношение. Таким об разом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оцен кой окружающего, помогают процессу социализации и развитию рефлексии.

 

Целостность развития прояйляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между со бой, но и в том, что направление развития всех пси хических процессов идет одинаково - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается со зерцание (восприятие), потом представление (па мять), а затем мышление.

 

Штерн считал, что в развитии речи ребенок (при-медно в полтора года) делает одно значительное от крытие - он открывает значение, слова, открывает то, что каждый предмет имеет свое название. Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой в исследованиях речи прак тически для всех ученых, занимавшихся этой про блемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей,. Штерн не только детально описал их, но и выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главной из которых является переход от пассивной речи к активной и от слова к предло жению.

 

 

 

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложно сти и вторичности по отношению к реалистическо му, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаруже ние роли схемы, помогающей детям перейти от пред ставлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла от крытию новой формы мышления - наглядно-схема тического, или модельного.

 

Таким образом, можно без преувеличения ска зать, что В. Штерн повлиял практически на все об ласти детской психологии (от изучения когнитив ных процессов до личности, эмоций, периодиза ции детского развития), как и на взгляды многих психологов, занимавшихся проблемами психики ре бенка.

 

 14. Гуманистическая психология

 

Большое влияние оказал персонализм и на воз никшую в середине XX века гуманистическую пси хологию.

 

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психо анализу, сформировала собственную концепцию лич ности и ее развития.

 

Центром этого направления стали США, а лиди рующими фигурами - К. Роджерс, Р. МЭИ, А. Мае-лоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных тео рий. Но она сослужила большую службу тем, что спо собствовала распространению и уточнению тех на учных вкладов, которые были сделаны Павловым, Ви не, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отноше нии Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

 

Влияние экзистенциалистской философии на но вое направление в психологии не означает, что по следнее явилось лишь ее, психологическим дублика том. В качестве конкретно-научной дисциплины пси хология решает собственные теоретические и

 

 

 

практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой пси хологической школы.

 

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установ кам уже утвердившихся школ. В данном случае гума нистическая психология усматривала неполноцен ность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результа те картина личности предстает фрагментарной и кон струируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов ти па Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей ха рактеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, си лами "поля", бессознательными стремлениями, ро левыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внут реннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскиров ка "грохотов бессознательного".

 

Гуманистическая психология выступила с призы вом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая бы ла создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его суще ствования, исчез и мир, каким он дан в переживани ях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода мани пуляции, касающиеся обучения и устранения ано малий в поведении (психотерапия).

 

 

 

Основные положения -нового направления - гу манистической школы психологии личности, кото рая и-является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулиро вал Гордон Олпорт.

 

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную меха ницизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здоро вого человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от вра чебной практики, сосредоточившись на эксперимен тальных исследованиях здоровых людей. Олпорт счи тал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихе виоризме, но систематизировать и объяснять их.

"Со бирание "голых фактов" делает психологию всадни ком без головы", - писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования лично сти, но в создании .новых объяснительных принци пов личностного развития.

 

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социаль ное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсю да неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверж дал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но вза-имообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособ ление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

 

Олпорт одним из первых заговорил об уникаль ности каждого человека. Каждый человек непов торим и индивидуален, 'так как является носите лем своеобразного сочетания качеств, потребно стей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти

 

 

 

потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и 'формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

 

Важным для Олпорта является и положение об ав тономности этих черт, которая развивается со вре менем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сфор мированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зави сят ни от биологических потребностей, ни от давле ния общества. Эта автономность черт человека, яв ляясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для об щества, сохранять свою индивидуальность. Таким об разом Олпорт решает проблему индентификации-от-чуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

 

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую из вестность приобрел опросник Миннесотского уни верситета (МММ), который используется в настоя щее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т. д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше *формации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы ме нять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объектив ных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы ис следования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

 

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психо логических наук в 1934 году. Его собственная тео рия, которую ученый выработал к 50-м годам XX ве ка, появилась на основе детального знакомства с

 

 

 

основными-психологическими концепциями, суще ствовавшими в тот период (как и сама идея о необ ходимости формирования третьего пути, третьего пси хологического направления, альтернативного психо анализу и бихевиоризму).

 

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя пси хологического отделения почти до самой смерти. По следние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

 

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или анти-психоаналитиком, но является антидоктринером, т. е. выступает против абсолютизации . их опыта.

 

Одним из самых больших недостатков психо анализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тен-' денция рассматривать психическое развитие с точ ки зрения адаптации организма к окружающей сре де, стремления к равновесию со средой. Как и Ол-порт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека лич ностью.

 

Не менее активно Маслоу выступал и против све дения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психи ке - ее самость, ее стремление к саморазвитию - не может быть описано и понято с позиций поведенче ской психологии, а потому психология поведения дол жна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы "Я-концепцию" личности.

 

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихе виоризма. Его небольшие, пилотажные исследова ния не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоре тических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию "самоактуализации" - одного из

 

 

 

централмых понятий своей концепции гуманисти ческой психологии.

 

В отличие от психоаналитиков, которых интере совало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы мо жем понять границы человеческих возможностей, ис тинную природу человека, недостаточно полно и чет ко представленную в других, менее одаренных лю дях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять - историческими личностями (А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джеймс, Б.

Спиноза и др.).

 

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей че ловека, которая выглядит слудующим образом:

 

физиологические потребности - пища, вода, сон и т. п.;

 

потребность в безопасности - стабильность, по рядок;

 

потребность в любви и принадлежности - семья, дружба;

 

потребность в уважении - самоуважение, призна ние;

 

потребность в самоактуализации - развитие спо собностей.

 

Одно из слабых мест теории Маслоу заключа лось в том, что он утверждал: эти потребности на ходятся в раз и навсегда заданной жесткой иерар хии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу пока зали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирую щей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удов летворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объ единив все потребности в два класса: потребности

 

 

 

нужд.ы (дефицитами потребности развития (самоактуализации) .

 

В то же время большинство представителей гума нистической психологии приняло термин "самоак-туализация", введенный Маслоу, как и его описание "самоактуализирующейся личности".

 

Самоактуализация связана с умением понять се бя, свою внутреннюю природу и научиться "сонаст-раиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ "проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение". Маслоу выделял в этом про цессе наиболее значимые моменты, которые изме няют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгно венное переживание - "пик-переживание" или дли тельное - "плато-переживание".

 

Описывая самоактуализирующуюся личность, Мае-лоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно восприни мающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окру жающей среды и культуры.

 

Так в теорию Маслоу входят понятия идентифи кации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между лич ностью и обществом.

 

Ученый считал, что именно осознанные стрем ления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики-'это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не про

 

 

ЗОЙ

 

 

пятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

 

В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности са-моактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механиз мами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Мае-лоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эф фективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сдела ла его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной груп пы на взаимосвязь между личностью и обществом.

 

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратив шим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, .раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования лю бого человека.

 

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священ ника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему инте ресный материал, который он обобщил в своей пер вой книге "Клиническая работа с проблемными детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса при гласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятель ность. В 1945 году Чикагский университет предо ставил ему возможность открыть консультацион ный центр, в котором Роджерс разрабатывал осно вы своей индирективной "терапии, центрированной на клиенте". В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу "Свобода учиться",

 

 

 

в которой отстаивает право студентов на самосто ятельность в их учебной деятельности. Однако кон фликт с администрацией, считавшей, что профес сор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из го сударственных университетов и организовал Центр для изучения личности - свободное объединение представителей терапевтических профессий, в ко тором и работал до конца жизни.

 

В своей теории личности Роджерс развернул оп ределенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о се бе, о своих близких. В этой же системе разверты вается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для дру гих представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой лич ности является центральной для Роджерса. Он счи тает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называл "феноме нальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее*, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в проис ходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту на пряженности, тревожности и в конечном счете к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, счи тал одной из важнейших потребностей личности.

Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

 

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

 

Роджерс настаивал на том, что самооценка долж на быть не только адекватной, но и гибкой, меняю щейся в зависимости от ситуации. Это постоянное

 

 

 

изменение, избирательность по отношению к окру жающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, до казывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй по ловины XX века. При этом Роджерс не только гово рил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций лично сти, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчер кивал значение настоящего. Люди должны научить ся жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

 

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуж дениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "оза рение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать гештальт", как го ворит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и да ет возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия про исходит как встреча терапевта с клиентом или - в групповой терапии - как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "энка-унтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее вре мя технологий психокоррекции и обучения.

 

 

ГЛАВА VIII

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ'

 

 I. Социокультурные корни

 

Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культу ры. Вместе с тем она отражала своеобразие соци ального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной науки. Шестидесятые годы XIX ве ка - один из самых знаменательных этапов в рус ской истории и русской науке. Ослабление цен зурного гнета, открытие многих либеральных из даний, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды про грессивной части общества на то, что и в России наконец произойдет реформирование уклада, про свещение.

 

Шестидесятые-семидесятые годы XIX века ос тались в эмоциональной памяти поколений как годы освобождения, причем имелась в виду не только отмена крепостного права, но и общее ду ховное раскрепощение человеческой личности. Ре формы давно ожидались и требовались мыслящей частью общества, как вполне созревшая народная потребность, как историческая необходимость. Трудность преобразователей была в том, что они не находили и не могли найти готовых историче ских указаний, на которые могли бы опереться в своей деятельности. Оказавшись на перепутье реформа-Россия должна была решить, как ей дви гаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру.

 

Изменение социальной ситуации в России в ше стидесятые годы привело к определенности, осоз-' При участии Т-Д. Марцинковской.

 

 

 

нанности смутного до того переживания своей са мобытности. Процесс реформирования затрагивал практически все общественные группы, стремле ние к самопознанию, описанию своих националь ных психологических качеств существовало во всех слоях общества, т. е. это был тот редкий момент, когда национальная идея становится идеей всего общества, хотя и не всеми в достаточной степени осознается. Таким образом, резкое изменение со циальной ситуации, связанное с коренными рефор мами жизни народа, кардинальное изменение его уклада, быта с необходимостью заставило образо ванную часть общества задуматься и осмыслить свою историю, понять истоки традиций, былин и мифов, понять происхождение своих положитель ных и отрицательных качеств. Эти проблемы и ста ли центральными не только для социологии, фи лософии и юриспруденции, но и для психологии того времени.

 

Так как просвещение, т. е. распространение зна ний, происходило в России главным образом при по мощи журналов, то становится ясной их исключи тельная роль в развитии отечественной науки и куль туры. Центром либеральной интеллигенции стал журнал "Вестник Европы", с которым сотрудничали ведущие ученые и писатели того времени - И. С. Тур генев, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, И.

М. Сеченов, К. Д. Кавелин, А. Н. Пыпин, Н. И. Костомаров и дру гие. Под руководством ученого и публициста М. М. Стасюлевича этот журнал превратился в лите ратурно-политический сборник и являлся одним из центров культурной жизни, по редакционным стать ям и хроникам которого можно судить о развитии общественного сознания в России во второй поло вине XIX века.

 

Для психологии это было связано с тем, что па раллельно возникло и стремление к осознанию рус ского менталитета, к выделению и описанию психо логических особенностей русского народа, или, по терминологии того времени, к изучению "националь ного характера", "народной души", под которыми подразумевались главным образом установки, цен ности, верования, общие для всех членов общества. В понятие "народной души" часто включали и язык,

 

* 311

 

 

являющийся родным для представителей данной на ции, а также наиболее распространенные мифы, ле генды, пословицы, традиции.

 

Первая попытка осмыслить национальный ха рактер русских людей не умозрительно, но опира ясь на конкретные сведения о нем, принадлежала философу Н. И. Надеждину. В ЗО-х годах XIX века он издавал журнал "Телескоп", где опубликовал взбудоражившее общество "Философическое пись мо" Л. Я. Чаадаева. Полное негодования против на ционального самодовольства и духовного застоя, оно имело и для издателя журнала,, и для автора письма печальные последствия. Чаадаева объяви ли сумасшедшим, Надеждина выслали.

 

Работая в Русском географическом обществе, На-дождин предложил программу широкомасштабно го описания силами самих русских людей "наблюденных и замеченных" особенностей народа всю ду, "где только чуется Русь". При этом имелись в виду "разбор и оценка удельного достоинства ума и народной нравственности, как оно проявляется в составляющих народ личностях". Программа бы ла разослана по различным губерниям, и добро вольные собиратели сведений из числа учителей, лекарей, чиновников, священников направляли в Общество сотни рукописей, описывающих умствен ные и нравственные особенности жителей великой империи. В числе материалов были характеристи ки языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых осели сведения о психиче ском складе русского человека, о его "идолах и идеалах".

 

 2. Отечественная психологическая наука

 

во второй половине XIX века

 

В середине XIX века, в пери-Сеуедина-века од, связанный сформированием I собственных взглядов на челове ка и его роль в обществе, а главное-с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и пси хических особенностей, начала формироваться и са-312 *

 

 

мобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и рамичий с европейской психологией.

 

Это были годы расцвета естественных наук в Рос сии, на которых сосредоточился главный интерес общества и где происходили основные научные до стижения. Это наложило естественнонаучный, ма териалистический отпечаток и на развитие психо логии. В то же время как естественные, так и гу манитарные науки того времени имели тенденцию к созданию универсальных теорий, каждая из ко торых претендовала на открытие основных зако номерностей развития человека и общества. Этот подход виден в концепциях А. В. Веселовского, А. А. Потебни, И. М. Сеченова, К. Д. Кавелина и других ученых того времени. Однако дело не толь ко в том, что ученые этого периода занимались ши роким кругом вопросов, так как широта охвата воз можна и при систематизации изучаемого материа ла. Но бывают эпохи, когда научное мышление проявляет широту в открывании новых перспек тив, в создании новых точек зрения, не только объединяющих и систематизирующих уже откры тые, известные факты, но и проливающих на них новый свет, ставящих новые задачи не только пе ред данными исследователями, но и перед учены ми следующих поколений. Именно такими и были 60-80-е годы XIX века, таким ученым был Сеченов, такими были и Кавелин, и Веселовский, и Потебня.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 21 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 23 страница
page speed (0.0536 sec, direct)