Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 20 страница  Просмотрен 28

 

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили на учное признание, а многие его положения на сегод няшний день кажутся принадлежащими скорее ис тории, чем современной психологической науке, не возможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой куль туры - не только психологии, но и искусства, меди цины, социологии. Фрейд открыл целый мир, кото рый лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

 

Ни одно течение в истории психологии не вы зывало таких взаимоисключающих суждений и оце нок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свиде тельству многих писателей (Д. Олдриджа, С. Цвей га), настолько проникли в "кровь" западной культуры, что многим ее представителям значитель но легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вме сте с тем во многих странах психоанализ подверга ется резкой критике.

 

Несмотря на существенную модернизацию мно гих положений Фрейда его последователями основ ные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним отно сятся прежде всего следующие положения:

 

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

 

2) представление о развитии как адаптации к сре де; хотя среда и не является всегда и полностью враж дебной, однако она всегда противостоит конкретно му индивиду;

 

 

 

3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

 

4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не пре терпевает.

 

Швейцарский психолог К. Юнг Карл Густив Юнг: (1875-1961) окончил университет в аналитическая Цюрихе. Пройдя стажировку у психология психиатра Л. Жане, он открывает

 

собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказа ло решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что несмотря на бли зость позиций и стремлений между ними сущест вуют и значительные разногласия, примирить ко торые им так и не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анали зу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда ут верждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что сим волы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ явля ется самостоятельной, живой, динамической еди ницей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был про тив символической интерпретации снов или ассо циаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

 

Определенные расхождения у ученых были и по вопросу психокоррекции. Фрейд считал, что зависи мость пациента от психотерапевта постоянна и не

 

 

 

может быть уменьшена, т. е. он придерживался кон цепции директивной терапии. В то же время Юнг полагал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, в последней фазе тера пии, которую он называл трансформацией.

 

Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу "Символы трансформации". Разрыв был болезненным для обе их сторон.

 

Постепенно Юнг пришел к мысли, что его интер претация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусст ва. Он исследовал не только европейскую, но и ин дийскую, китайскую, тибетскую культуры, их симво лику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий - открытию коллективного бессозна тельного.

 

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, инди видуального бессознательного и сознания. Если ин дивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретени ями, то коллективное бессознательное - своего ро да "память поколений", то психологическое наслед ство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: "Содержание коллективного бессознательно го лишь в минимальной степени формируется лич ностью и в своей сущности вообще не является ин дивидуальным приобретением. Это бессознатель ное - как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому".

 

Содержание коллективного бессознательного со стоит из архетипов, которые являются формами, ор ганизующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "пер вичными образами", так как они связаны с мифиче скими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фан тазию, но и коллективную.

Они лежат в основе ми фологии народа, его религии, определяя его само сознание.

 

Основными архетипами индивидуального бессоз нательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в

 

 

 

основном в сознательных пластах психики индиви да, в то время как другие главные архетипы распола гаются в индивидуальном бессознательном.

 

Эго является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные лич ного опыта в единое целое, формируя из них цело стное и осознанное восприятие собственной лично сти. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

 

Персона - та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и не гативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность челове ка, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления сре ды, от любопытных взглядов, стремящихся проник нуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

 

Тень является центром личного бессознательно го. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опы те, так Тень фокусирует, систематизирует те впечат ления, которые были вытеснены из сознания. Со держанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Пер соной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем боль ше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количест во желаний.

 

Фактически расхождения между Юнгам и Фрей дом больше всего относились именно к роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее одной из состав ляющих этой структуры, в то время как Фрейд ста вил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности и чело век без Тени так же неполноценен, как и без других

 

 

 

частей души. Самое вредное, с точки зрения Юн га, - не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что Юнг пазы-. вал "техникой обращения с Тенью", помогает пре одолеть ее негативное влияние.

 

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) - те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать-у мальчика и отец-у девочки). Этот архе тип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проек ций, новых образов в душе человека.

 

Самость, с точки зрения Юнга, является централь ным архетипом всей личности, а не только ее созна тельной или бессознательной части; это "архетип по рядка и целостности личности". Ее главное значе ние в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг дру га. В процессе развития личность обретает все боль шую целостность и, индивидуализируясь, становит ся все более свободной в своем выражении и само познании.

 

Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности Юнг раз вивал уже в 50-е годы. К этому же времени относят ся его положения о роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформация не которых положений психоанализа, принимавшихся Юнгам в начале века, была для него особенно важ на: Юнг постоянно подчеркивал открытость своей концепции для нового в отличие от ортодоксально сти теории .Фрейда.

 

Исходя из структуры души Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа: экстравер ты и интраверты. Интраверты в процессе индиви дуализации обращают больше внимания на внут реннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориен тированы на Персону, на внешнюю часть своей ду ши. Они в отличие от интравертов прекрасно ори ентируются во внешнем мире и в своей деятельно-274

 

 

сти исходят главным образом из его норм и пра вил. Если интраверту угрожает полный разрыв кон тактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью является потеря себя. В сво их крайних проявлениях экстраверты являются дог матиками, а интраверты - фанатиками.

 

Однако Самость, стремление к целостности лич ности, как правило, не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить другую. Поэтому эти две части души как бы делят сферы своего вли яния. Как правило, экстраверты хорошо строят от ношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы; в то же время в узком кругу близких людей они открываются другой стороной своей личности, интравертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мне ния и позиции других людей. Общение с широким кругом мало знакомых людей чрезвычайно затруд нительно для интраверта, который исходит только из своих позиций и не всегда может выстроить ли нию поведения, понять точку зрения собеседника. Интраверт либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теп лым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллю стрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так, он относил Л.

Н. Тол стого к типичным экстравертам, а Ф. М. Достоев ского - к интравертам.

 

Развитие Самости связано не только с типоло гией личности по линии интроверсии - экстравер-сии, но и с развитием четырех основных психиче ских процессов-мышления, чувствования, инту иции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в со четании с интро-или экстраверсией и индивидуа лизирует путь развития личности. Мышление и чув ствование являются альтернативными способами принятия решения. Мышление ориентировано на логические посылки: люди с доминирующим мыш лением превыше всего ценят абстрактные принци пы, идеалы, порядок и системность в поведении.

 

 

 

Чувствующие люди, напротив, принимают реше ния спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпо читая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку. Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют скорее спо собы получения информации, и люди этого типа более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие ти пы, как правило, лучше реагируют на непосредст венную ситуацию, в то время как интуитивные - на прошлую и будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящей. Хотя все эти функции и присутствуют в человеке, домини рующей является какая-то из них, которая частич но дополняется второй.

 

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отри цал возможность их осознания, но и считал этот про цесс одним из важнейших в личностном росте чело века. Один из вариантов такого осознания себя - психотерапия, и врач-психотерапевт является помощ ником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.

 

А. Адлер (1870-1937) окончил

 

Альфред Адлер: медицинский факультет Венско-индивидуальная го университета, начав работу как психология врач-офтальмолог. Однако вско ре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.

 

В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг со здателя нового психологического направления - Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он ста новится первым президентом Венского психоанали тического общества. Однако вскоре Адлер начал раз вивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обост рились, ему было предложено изложить свои взгля ды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое вре мя Адлер официально оборвал свои связи с психо анализом, выйдя из общества вместе со своими сто ронниками и организовав собственную группу, ко-276

 

 

тора> получила название Ассоциации индивидуаль ной психологии.

 

После первой мировой войны Адлер заинтере совался вопросами образования, основав первую воспитательную клинику в рамках венской систе мы школьного образования, а затем и эксперимен тальную школу, где претворялись в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер при давал работе с учителями, которые формируют ум и характер юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консуль тативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

 

В 1935 году Адлер переезжает в США, где продол жает работать в качестве врача-психиатра, одновре менно занимая пост профессора медицинской пси хологии.

 

Адлер стал основателем нового, социально-пси хологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психо анализом и представляет целостную систему разви тия личности.

 

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о до минировании индивидуальных бессознательных ин стинктов в личности и поведении человека, инстин ктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людь ми, стимулирующее социальные контакты и ориен тацию на других людей, - вот та главная сила, кото рая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

 

Однако было и нечто общее, объединявшее кон цепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, прису щую ему одному природу, которая оказывает влия ние на формирование его личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг-первичным типам мышления, а Адлер под черкивал роль общественных интересов. В то же вре мя Адлер был единственным из них, кто считал важ нейшей тенденцией в развитии личности стремле-277

 

 

нив сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвер гал идею уникальности каждой человеческой лично сти, исследуя скорее то общее, что присуще бессоз нательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостно сти и Самости личности, но значительно позже, в 50-х годах.

 

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". В отличие от фрейдовского Эго, служащего врож денным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Ад лера представляет собой индивидуализированную си стему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный-смысл. Более того, Я са мо предпринимает поиски такого опыта, который мо жет облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

 

Теория личности Адлера является хорошо струк турированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочислен ные варианты и пути развития личности. Эти ос новные положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполно ценности и компенсации; 4) общественный инте рес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творче ское Я.

 

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа Ганса Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жиз ни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерми нируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих по ступков определяются в большей степени надежда ми на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне ре альным стимулом, определяющим устремления че ловека.

Здоровый человек в принципе может осво бодиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для

 

 

 

невротиков же это оказывается невыполнимым, и раз рыв между реальностью и фикцией еще больше уси ливает их напряжение.

 

Стиль жизни, по Адлеру, - та детерминанта, ко торая определяет и систематизирует опыт челове ка. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, со ставляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию сти ля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может ос таться неразвитым , что становится основой асоци ального стиля жизни, причиной неврозов и конф ликтов. Развитие чувства общности связано с близ кими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, рас тущих с холодными, отгороженными от них мате рями, чувство общности не развивается. Не разви вается оно и у избалованных детей. Уровень раз вития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует раз витие неврозов.

 

Формируя свой жизненный стиль, человек фак тически сам является творцом своей личности, ко торую он создает из сырого материала наследст венности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является-своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действитель ности и трансформирует их в личность человека, "личность субъективную, динамичную, единую, ин дивидуальную и обладающую уникальным стилем". Творческое Я сообщает жизни человека смысл, оно творит как цель жизни, так и средства для ее до стижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни яв ляются актами творчества, которые придают чело веческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противо вес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди - не пеш ки, но сознательные целостности, самостоятельно нетворчески создающие свою жизнь.

 

 

 

Если чувство общности определяет направление жиз ни, его стиль, то два других врожденных и бессозна тельных чувства-неполноценности и стремления к превосходству-являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для лич-ностногЬ роста, для самосовершенствования. Если чув ство неполноценности воздействует на человека, вы зывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех-не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуаль ное развитие, но и развитие общества в целом. Суще ствует и специальный механизм, помогающий разви тию этих чувств, - компенсация.

 

Адлер выделял четыре основных вида компенса ции: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь.

 

Соединение видов компенсации с жизненным сти лем и уровнем развития чувства общности дало воз можность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей.

 

Он считал, что развитое чувство общности, опреде ляя социальный стиль жизни, дает возможность ре бенку создать достаточно адекватную схему апперцеп ции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут ком пенсироваться при помощи других людей, при помо щи сверстников, от которых они не чувствуют отгоро женности. Это особенно важно при физических де фектах, которые часто не дают возможности полной их комвенсации и тем самым могут послужить причи ной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремле ние к превосходству не превращается в агрессию. При мером такой сверхкомпенсации при социальном жиз ненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодо левший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свой физический недуг.

 

При неразвитом чувстве общности у ребенка на чинают уже в раннем детстве формироваться невро-280

 

 

тические комплексы, которые приводят к отклоне ниям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноцен ности, который делает неадекватной схему апперцеп ции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тре вожным, неуверенным в себе, завистливым, конфор мным и напряженным.

 

Невозможность преодолеть свои дефекты, особен но физические, часто приводит и к мнимой компен сации, при которой ребенок (а позднее взрослый че ловек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочув ствия, которым его окружают. Такой вид компенса ции несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоисти ческую личность.

 

В случае сверхкомпенсации у детей с неразви тым чувством общности стремление к самосовер шенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Та кие люди используют свои знания для приобрете ния власти над людьми, для порабощения их, ду мая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцеп ции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозре вают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для Ад лера примерами такой личности были Нерон, На полеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны - не обязательно в масштабах це лого народа, но и в рамках своей семьи.

 

Таким образом, одним из главных качеств лично сти, которое помогает ей устоять в жизненных не взгодах, преодолеть трудности и достичь совершен ства, является умение сотрудничать с другими. Ад лер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недо статок кооперации является корнем всех невротиче ских и плохо приспособленных стилей жизни.

 

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психоте рапию и психологию личности.

 

 

 

 12. Неофрейдизм

 

К-Хорни (1885-1952) получи-Карен Хори>: Ла образование на медицинском обрел Я факультете Берлинского уни верситета. В 1918 году она посту пила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие из вестные немецкие ученые в связи с приходом к вла сти Гитлера.

Хорни занимает пост заместителя ди ректора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Пси хоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последо ватели Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ас социацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.

 

В отличие от Юнга и Адлера, которые подчер кивали, что разошлись с Фрейдом по принципи альным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые недостатки его те ории. Однако ее стремление раздвинуть рамки ор тодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда. Хорни приходит к выводу о доминирую щем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и раз виваться в течение жизни. Эта возможность опро вергает фатальную обреченность на невроз, о ко торой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть чет кая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невроти-зированных людей.

 

Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрес сии или либидо, а бессознательное чувство беспо койства, которое Хорни называет чувством корен ной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "име ющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему ми-282

 

 

PC". Таким образом, в ее теории сохраняется не толь ко идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

 

Хорни считала, что причинами развития трево ги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмер ная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слиш ком большое восхищение ребенком. Каким же об разом все эти противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот воп рос, Хорни выделяет прежде всего два вида трево ги: физиологическую и психологическую. Физио логическая тревога связана со стремлением ребен ка удовлетворить свои насущные потребности - в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вов ремя не перепеленают, не покормят, и потому ис пытывает такую тревогу постоянно в первые неде ли своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетво ряют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворя ются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физи ологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги - более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Введение понятия "образа Я" - одно из важнейших открытий Хорни. Она счи тала, что этот образ состоит из двух частей - зна ния о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитив ной частью, т. е. со знанием человека о себе са мом, которое должно отражать его реальные спо собности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" - Я реаль ное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В иде але эти три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нор мальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отлича ется от реального, человек не может к себе хорошо

 

 

 

относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неу веренность в себе, т. е. является основой невроти-зации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке луч ше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к раз витию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "обра зом Я".

 

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологи ческая защита помогает разрешать внутренние кон фликты, возникающие между двумя структурами личности-Иди Супер-Это. С точки зрения Хор-ни, психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между обществом и челове ком, так как ее задача-привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружаю щих, т. е. два "образа Я". Хорни выделяет три ос новных вида защиты, в основе которых лежит удов летворение определенных невротических потреб ностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармониче ски сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к раз витию у человека того или иного невротического комплекса.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 19 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 21 страница
page speed (0.0739 sec, direct)