Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 16 страница  Просмотрен 46

 

 

ния совершается по иному типу, чем это представ ляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие за коны научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические ос нования, сводились к биологическому уровню детер минации, и тем самым утрачивалась возможность ис следовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.

 

Торндайк больше чем кто бы то ни было подгото вил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в сво их объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были поня тия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, поня тия об испытываемых организмом состояниях удов летворенности и дискомфорта при образовании свя зей между двигательными реакциями и внешними си туациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, "закон готовности", который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности про водить импульсы). Бихевиористская теория запрети ла исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим фак торам.

 

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в ста новлении отдельного исследователя отражаются вли яния, определившие развитие основных идей направ ления в целом.

 

После защиты диссертации по психологии в уни верситете Чикаго Уотсон стал профессором уни верситета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 го да), где заведовал кафедрой и лабораторией экспе риментальной психологии. В 1913 году он публикует статью "Психология с точки зрения бихевиориста", оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу "Поведение: вве дение в сравнительную психологию", в которой

 

 

 

впервые в истории психологии был решительно оп ровергнут постулат о том, что предметом этой на уки является сознание.

 

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведе нии как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. Л. Павлова и В. М. Бехтерева.Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, позна ваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (ин троспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (созна ние) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реаль ности, замыкалось в кругу собственных явлений (пе реживаний), ставящих его вне реальной связи зем ных вещей и включенности в ход телесных процес сов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский путь изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двига тельных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного ор ганизма со средой и причин, от которых зависит ди намика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом "предсказа ние и управление".

 

Это принципиально новое воззрение отвечало по требностям времени. Старая субъективная психоло гия повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животны ми, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происхо дит в сознании животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что на блюдения за состояниями сознания так же мало нуж ны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психо логия станет точной и объективной наукой.

 

 

 

Общая тенденция перехода от сознания к поведе нию, от субъективного метода анализа психики к объ ективному наблюдалась на различных участках на учного фронта. Прочитав (в немецком и француз ском переводе) книгу Бехтерева "Объективная психология", Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей ана лиза поведения. Знакомство с учением Павлова все лило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аф фективный характер.

 

Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон до казывал, будто реально лишь то, что можно непос редственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействи ями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (ре акциями). Отсюда и главная формула Уотсона, восп ринятая бихевиоризмом: "стимул - реакция" (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые проис ходят между членами этой формулы - будь то физи ологические (нервные), будь то психические, - психология должна устранить из своих гипотез и объ яснений. Поскольку единственно реальными в пове дении признавались различные формы телесных ре акций, Уотсон заменил все традиционные представ ления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

 

Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного вос приятия от движений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышления - от речевого ап парата и т. д.

 

Эти факты Уотсон использовал в качестве доказа тельства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психи ческих актов.

Исходя из такой посылки он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что

 

 

 

человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соеди няют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепен но у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.

 

Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к уче нию, т. е. к любому приобретению знаний, уме ний, навыков - не только специально формируе мых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправ ленно сформированные при обучении знания. Та ким образом, исследования развития психики сво дятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).

 

Исходя из такого взгляда на психику бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от соци ального окружения, от условий жизни, т. е. от сти мулов, поставляемых средой. Поэтому они отвер гали идею возрастной периодизации, так как счи тали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной пе риод. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, когда при це ленаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и, писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и за кономерности развития ребенка.

 

Однако невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости со здания функциональной периодизации, которая по зволила бы установить этапы научения, формирова ния определенного навыка. С этой точки зрения, эта пы развития игры, обучения чтению или плаванью являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной периодизацией являются и эта-217

 

 

пы формирования умственных действий, разработан ные в России П.Я.Гальперинь1м.)

 

Доказательства прижизненного формирования ос новных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций.

 

Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности те лесных изменений, вторичности эмоциональных со стояний должна была устроить Уотсона. Но он ре шительно ее отверг на том основании, что само пред ставление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висце ральных) изменений и внешних выражений. Но глав ное он усматривал в другом - в возможности управ лять по заданной программе эмоциональным пове дением.

 

Уотсон экспериментально доказывал, что мож но сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического то ка. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта не гативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не при ближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкус ная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети пе реставали реагировать плачем на появление кро лика в конце комнаты, экспериментатор придви гал его все ближе и ближе к ребенку, одновремен но добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, ког да он располагался уже около их тарелки, .и даже брали .его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным пове дением можно управлять.

 

 

 

Принцип управления поведением получил в аме риканской психологии после работ Уотсона широ кую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть "психологией без пси хики". Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетель ства самого субъекта о том, что он считает происхо дящим в его сознании при "внутреннем наблюде нии".

Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она вклю чает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него те лесные действия животных и человека. Но он до бился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

 

В бихевиоризме неадекватно отразилась потреб ность в расширении предмета психологических ис следований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод субъек тивной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к "фактам сознания" и полагав шей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальней шем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыбле мую, они полагали, что ее -можно либо принять, ли бо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того что бы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.

 

Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиориз ма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспек-ционизме в призрачные "субъективные явления", то и тогда нельзя объяснить ни структуру реально го действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным ком понентам и была той реальной особенностью по-219

 

 

ведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.

 

Уотсон стал наиболее популярным лидером бихе виористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать науч ное направление.

 

Среди сподвижников Уотсона по крестовому по ходу против сознания выделялись крупные экспери ментаторы У.Хантер (1886-1954) и К. Дошли (1890- 1958). Первый изобрел в 1914 году эксперименталь ную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возмож ность увидеть, в какой из двух ящиков положен ба нан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она ус пешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредст венной реакции на стимул.

 

Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безоста-точно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых ме ханизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяс нить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как це лое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

 

Всех бихевиористов объединяла убежденность в бес плодности понятия о сознании, в необходимости по кончить с "ментализмом". Но единство перед общим противником - интроспективной концепцией - утра чивалось при решении конкретных научных проблем.

 

И в экспериментальной работе, и на уровне тео рии в психологии совершались изменения, привед шие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в ЗО-х годах уже че была более единствен ным вариантом бихевиоризма.

 

Распад первоначальной бихевиористской програм мы говорил о слабости ее категориальнсго "ядра".

 

 

 

Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатывать ся при редукции образа и мотива. Без них само дей ствие утрачивало свою реальную плоть. Образ собы тий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уров ня физических раздражителей. Фактор мотивации ли бо вообще отвергался, либо выступал в виде несколь ких примитивных аффектов (типа страха), к кото рым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условнорефлекторную регуляцию эмоци онального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в ис ходную бихевиористскую программу привели к ее но вому варианту - необихевиоризму.

 

 6. Необихевиоризм

 

Возглавили это движение американские психоло ги Э. Толмен и К. Халд.

 

Эдвард Толмен.0886-1959) свои основные идеи изложил в книге "Целевое поведение у животных и человека" (1932). Как и другие бихевиористы, экспе риментальную работу он вел в основном на живо тных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наибо лее четко и досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях поведения.

 

Подобно своим предшественникам, "классическим бихевиористам", Толмен отстаивал положение, что исследование поведения должно вестись строго объ ективным методом, без всяких произвольных допу щений о недоступном этому методу внутреннем ми ре сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой "стимул - реакция" и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в проме жутке между ними. Эти факторы он назвал "проме жуточными переменными".

 

Раньше считалось, что эти факторы являются чи сто внутренними, открытыми только для индивиду ального субъекта, способного наблюдать за своим со-221

 

 

знанием.

Толмен доказывал, что и внутренние про цессы можно "вывести наружу" и придать их иссле дованию такую же точность, как исследованию лю бых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Такое це лостное поведение Толмен описывал как систему, связанную со своим окружением сетью познаватель ных отношений. Организм ориентируется в ситуа циях, к которым приспосабливается, благодаря то му, что выделяет определенные признаки, позволя ющие различать "что ведет к чему". Он не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя гипотезы и даже про являя изобретательность в поисках оптимального вы хода из проблемной ситуации.

 

В отличие от других бихевиористов, Толмен на стаивал на том, что поведение не сводится к выра ботке двигательных навыков. По его эксперимен тальным данным, организм, постепенна осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитив ную") карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи ис пытуемые животные в опытах Толмена должны бы ли найти выход из лабиринта, чтобы получить под кормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.) Уделяя большое внимание вопросам науче ния, Толмен выделил особый тип научения, кото рое было названо латентным (скрытым). Это скры тое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно спо собно изменять поведение.

 

Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регули руют адаптацию организма к среде. Среди этих фак торов особо следует выделить целевую регуляцию дей ствий живых существ, их способность к активной по знавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

 

После экспериментов Толмена стала очевидна не достаточность прежних воззрений на поведение. По требовался их пересмотр.

 

Кларк Халд (1884-1953) стремился придать психо логической теории стройность и точность, свойст-222

 

 

венные физико-математическим наукам-Исходя из этого он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Эвк-лида или механике Ньютона), подвергнуть их экспе риментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекват ные положения. Такой подход получил название ги-потетико-дедуктивного метода.

 

Халд опирался в основном на учение И. Л. Пав лова об условных рефлексах, считая, что важней шую роль при использовании этого понятия следу ет придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиоло гические потребности. Из всех факторов решаю щее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем боль ше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкрепле ний. Кроме того, сила навыка зависит от интерва ла между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реак цией. Халд разделил первичное и вторичное под крепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у кры сы. Потребность соединена с раздражителями, ре акция на которые, в свою очередь, играет роль под крепления, но уже вторичного.

 

Халд полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным ком понентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования, как потребность. Ес ли в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом - воду, то характер его дви жений однозначно определяется потребностью и больше ничем.

 

Холл первым поставил вопрос о возможности мо делирования условнорефлекторной деятельности. Он высказал предположение, что если бы удалось скон струировать из неорганического материала устрой ство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из та ких устройств системы, можно было бы продемонст-223

 

 

рировать настоящее научение методом "проб и оши бок". Тем самым предвосхищались будущие кибер нетические модели саморегуляции поведения.

 

Халд создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения фи зико-математических методов, использование аппа рата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных спо собах приобретения навыков.

 

Новый импульс развитию этого направления дала теория Б. Ф. Скиннера, разработавшего концепцию "оперантного бихевиоризма".

 

Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) окончил Гарвардский университет, защитив в 1931 году док торскую диссертацию. В течение последующих пяти лет Скиннер работал в Гарвардской медицинской школе, занимаясь исследованием нервной системы животных. Большое влияние на его научные интере сы оказали исследования Уотсона и работы Павлова по формированию и изучению условных рефлексов. После нескольких лет работы в Миннесотском уни верситете и в университете Индианы Скиннер ста новится профессором Гарвардского университета, где оставался до конца жизни. Он становится членом на циональной академии наук, его работы приобретают всемирную известность. Однако первоначальное стремление стать писателем приводит Скиннера к идее связать две его основные потребности - в нау ке и в искусстве, что реализуется в написанном им в 1949 году романе "Уолден-2".

Здесь он описывал уто пическое общество, основанное на разработанных им принципах обучения.

 

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости си стематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из ис следования все фикции, к которым прибегают пси хологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил мно гие понятия психологии личности (автономии, сво боды, творчества). С его точки зрения, невозможно говорить о реальной свободе человека, так как он никогда сам не управляет своим поведением, кото рое детерминировано внешней средой.

 

 

 

Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научить ся им управлять. В этом отношении он полностью разделял разработанные Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу психиче ского развития, т. е. исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешни ми стимулами. От констатации Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как теоретик обучения, разработавший различные программы обучения и коррекции поведения.

 

Исходя из представления о том, что не только уме ния, но и знания представляют собой вариации по ведения, Скиннер разрабатывает его особый вид - оперантное поведение. В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к формированию рефлексов с подходом Павлова, Скиннер подчеркивал сущест венные различия между ними. Условный рефлекс, формируемый в экспериментах Павлова, он называл стимульным поведением, так как его формирование связано с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Так, собаке по звонку всегда дается мясо независимо от того, что она в этот момент делает. Таким образом происходит ассоциация между мясом и звонком, > ответ на который наблюдается слюноотделение. Од нако, подчеркивал Скиннер, 'такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепле ния: она не может быть основой постоянного пове дения субъекта.

 

В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только поведение, опера ции, которые совершает субъект в данный момент. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции - выходу из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь того, что в конце

 

8 М. Г. Ярошевакий *g

 

 

концов он безошибочно выполнял эту сложную опе рацию. Такой подход к формированию нужной ре акции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего, это поведение бы ло намного устойчивее, .оно очень медленно угаса ло даже при отсутствии подкрепления. Скиняер об ратил внимание на то, что даже одноразовое под крепление может иметь значительный эффект, так как устанавливается хотя бы случайная связь меж ду реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться по вторить реакцию, которая принесла ему успех. Та кое поведение Скиннер называл "суеверным", ука зывая на его большую распространенность.

 

Не меньшее значение имеет и тот факт, что обу чение при оперантном обусловливании идет быст рее и проще. Это связано с тем, что эксперимента тор имеет возможность наблюдать не только за ко нечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на со ставляющие, реализуемые в заданной последова тельности). Фактически происходит экстериориза-ция, "вынесение вовне" не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Что осо бенно важно, такой подход возможен при обуче нии не только определенным навыкам, но и зна ниям.

 

Разработанный Скиннером метод программиро ванного обучения давал возможность оптимизиро вать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эти программы имели огромные преимуще ства перед традиционными программами обучения, так как давали возможность учителю проконтроли ровать и, в случае необходимости, исправить про цесс решения задачи, мгновенно замечая ошибку уча щегося. Кроме того, эффективность и безошибоч ность выполнения повышали мотивацию учения, активность учащихся. Появлялась и возможность ин дивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения знаний.

 

Однако у этих программ был и существенный недо статок, так как экстериоризация, играющая положи тельную роль при начале обучения, тормозит развитие

 

 

 

свернутых, умственных действий, так как не дает воз можности интериоризовать действие и свернуть раз вернутую педагогом схему решения задачи.

 

Если программы обучения детей, разработанные Скиннером, были встречены с энтузиазмом и по лучили повсеместное распространение, то его под ход к программированию поведения и так называ емые программы, которые были разработаны с целью коррекции отклоняющегося поведения (у ма лолетних преступников, психически больных лю дей), подверглись обоснованной критике. Прежде всего речь шла о недопустимости тотального конт роля за поведением (без которого невозможно при менение этих программ), так как речь идет о по стоянном положительном подкреплении желатель ного поведения и отрицательном подкреплении нежелательного. Кроме того, возникал вопрос и о правомерности награды за определенное количе ство набранных жетонов, и о наказании за их не достаточное количество, ибо при этом не должны быть нарушены основные права детей.

 

Несмотря на эти недостатки подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения' Он оказал огромное влияние на психологию. В современной американской науке Скиннер является одним из наиболее влиятельных авторитетов, превзойдя по количеству цитирования и сторонников даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, дав возможность пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы к обучению и новые программы.

 

 7. Социальный бихевиоризм

 

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социаль ного опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

 

Американский ученый Джордж МИД (1863-1931), работавший в Чикагском университете, попытался

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 15 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 17 страница
page speed (0.0412 sec, direct)