Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 10 страница  Просмотрен 40

 

Немецкий психолог, физио-Вильгельм Вундт: лог, философ В. Вундт (1832- "отец" экспери-1920) после окончания медицин-знпталъной ского факультета в Тюбингене ра-психолагии ботал в Берлине у И. Мюллера,

 

защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физио логии в качестве ассистента Гельмгольца. Став про фессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию эксперименталь ной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

 

Занимаясь физиологией, Вундт пришел к про грамме разработки психологии как самостоятель ной науки, независимой от физиологии и филосо фии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувст венного восприятия" (18 62), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и дви жений, Вундт выдвинул идею создания экспери ментальной психологии, план которой был изло жен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экс периментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии на родов", т. е. психологических аспектов культуры - языка, мифов, нравов.

 

Следуя этому замыслу, Вундт первоначально со средоточился на изучении сознания субъекта, оп ределив психологию как науку о "непосредствен ном опыте". Он назвал ее физиологической психо логией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экс периментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятель ности этих органов являются осознаваемые субъ-128

 

 

актом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматри валась в том, чтобы эти (Дразы тщательно анали зировать, выделяя исходные, простейшие элемен ты, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов зна ния: психофизики, изучающей на основе экспери мента и с помощью количественных методов за кономерные отношения между физическими раз дражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы .

 

К тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изу чить, какие ассоциации может вызвать у человека сло во как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и об разными. Это побудило Гальтона заняться класси фикацией реакций, подсчетом их количества, време ни, протекающего от предъявления слова до реак ции на него, и т. д. И в этом случае применялись количественные методы.

 

Объединив все эти направления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полу ченные результаты были им изложены в книге "Ос новы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обу чались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дис циплине - экспериментальной психологии.

 

"Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта.

 

Задача психологии, как и всех других наук, со стоит, по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить харак тер связи между ними и в) найти законы этой свя зи. Анализ означал расчленение непосредственно-5 М. Г. Ярошексий *О

 

 

го опыта субъекта. Это достигается путем интрос пекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция - особая проце дура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества, как модальность и ин тенсивность. К элементам сознания относятся так же чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три изме рения: а) удовольствия - неудовольствия, б) на пряженности - расслабленности, в) возбужденно сти - успокоения. Простые чувства как психиче ские элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть оха рактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были ис пользованы также объективные показатели изме нений физиологических состояний человека при эмоциях.

 

Стремясь отстоять самостоятельность психоло гической науки, Вундт доказыйал, что у нее име ются собственные законы, а изучаемые ею явле ния подчинены особой "психической причинно сти". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии.

Материальное движе ние может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой ис точник, и они, соответственно, требуют других за конов. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отноше ний (зависимость события от внутренних взаимо отношений элементов - например, мелодии от от ношений, в которых находятся между собой отдель ные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности це лей (при совершении поступка могут возникнуть

 

 

 

не предусмотренные первоначальной целью дейст вия, влияющие на его мотив).

 

Теоретические воззрения Вундта стали предме том критики и к концу столетия большинством пси хологов были отвергнуты. Его главный просчет ус матривался в том, что сознание как предмет пси хологии трактовалось им исходя из того постулата, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внут реннему зрению). Тем самым утверждалось всеси лие субъективного метода. Задача науки усматри валась Вундтом в изощрении этого метода путем использования специальных экспериментальных приборов. Попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обер нулась мнением о замкнутом в себе сознании. Вундт справедливо считал, что психология не вправе бы ла бы претендовать на самостоятельное научное значение, если бы она не изучала и не открывала особые причинные факторы, которые, определяют динамику ее процессов. Но его воззрение на пси хическую причинность свелось к той версии, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими. Зави симость сознания от внешних объектов, обуслов ленность психики деятельностью головного мозга, включенность психической жизни индивида в мир социальных связей - все это устранялось из сфе ры научного анализа.

 

К тому же, вслед за философом А. Шопенгауэ ром, Вундт утверждал, что первичной абсолютной силой человеческого бытия является воля, на ко торую возлагалось объединение всех элементов со знания в целостность по закону "творческого син теза". Отводя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, Вундт стал на позиции волюн таризма. Эта философская концепция бессильна дать причинное объяснение динамике психической жизни и поступкам человека, поскольку все, что ни происходит в этой жизни, сводит к особой про извольной силе, для действий которой нет закона.

 

Интроспекционизм в сочетании с волюнтариз мом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее объектом жесткой критики со стороны многих пси-5' 131

 

 

хологов, в том числе тех, кто осваивал экспери ментальные методы в школе Вундта. Широкое при менение этих методов обогатило знание о психи ке, укрепило научную репутацию психологической науки. Но теоретическая линия Вундта оказалась тупиковой.

 

В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт за нялся философией и разработкой задуманной им еще в юности "второй ветви" психологии, посвя щенной психическому аспекту создания культуры различных народов. Он пишет десятитомную "Пси хологию народов", отличающуюся обилием мате риалов по этнографии, истории языка, антропо логии.

 

Отмечая удивительную плодовитость Вундта, ис следователи подсчитали, что за 68 лет он написал 53 735 страниц, т. е. писал приблизительно 2,2 стра ницы в день, или по одному слову каждые две минуты. Вряд ли кто-то прочитал все написанное Вундтом .

 

Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказан ными-прогрессом науки, непригоден. Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в пси хологии. Уже ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, как мышление и воля, так же открыты для экспериментального ана лиза, как и элементарные.

 

От Вундта принято вести родословную психоло гии как самостоятельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Прошед шие эту школу молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали там ла боратории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно преоб-ретшей самостоятельность. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по пово ду его теоретических позиций, перспектив примене ния экспериментальных методов, понимания пред мета психологии и многих других ее проблем стиму-132

 

 

лировали появление концепций и направлений, обо гативших психологию новыми научными представ лениями.

 

Между практикой работ в области эксперименталь ной психологии и заявленной Вундтом теоретической программой возникло существенное рассогласование. Поэтому если научно-организаторская деятельность Вундта сыграла позитивную-роль в оформлении пси хологии как отдельной от других конкретных наук дисциплины, то его программно-теоретическая кон струкция, неоднократно корректируемая автором, не выдержала испытания временем.

 

С внедрением в психологию эксперимента откры вается первая глава ее летописи в качестве самосто ятельной науки. Именно благодаря эксперименту по иск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива ма тематически точной формулировки реальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических за кономерностей.

 

Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявлять ся требования воспроизводимости в условиях, кото рые могут быть вновь созданы любым другим иссле дователем. Объективность, повторяемость, проверя-емость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отне сения в разряд научных.

 

Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал не мецким университетам.

Параллельно интенсивные исследования проводились в России и Соединен ных Штатах Америки, в меньших масштабах-во Франции, Англии, Италии и скандинавских стра нах. В конкретной научно-исследовательской прак тике культивировались направления, объединение которых оснастило полную наступательного духа молодую науку экспериментальным оружием (пси хофизиология органов чувств, психофизика, пси хометрия) .

 

Труд Г. Эббингауза "О памяти" (1885) открыл но вую эпоху в развитии экспериментальной психо логии.

 

 

 

Г.Эббингауз(1850-1909)обу-Герман Эббмгауз: чался в университетах Галле и метод Берлина сначала по специально-бессмысленных сти история и филология, за-слогов тем - философия. Доцент, затем

 

профессор университетов в Бер лине, Бреслау, Галле, где он организовал неболь шую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов "Немецкое общество экспе риментальной психологии" и (совместно с А. Кенигом) "Журнал психологии и физиологии орга нов чувств" (1890), поддержанный как физиолога ми, так и психологами.

 

Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в раз витии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом - интроспек ция, контролируемая с помощью приборов. Эббин-гауз применил взамен субъективного метода объек тивный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что эксперименталь но можно изучать лишь деятельность органов чувств-ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов - таких как память и мыш ление, то их изучение опытными, лабораторными ме тодами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

 

Случайно в Париже Эббингауз нашел в букини стической лавке книгу Т. Фехнера "Основы психофи зики". В ней были сформулированы математические законы, касающиеся отношений между физически ми стимулами и вызываемыми ими ощущениями. Во одушевленный идеей открытия точных законов па мяти, Эббингауз решил приступить к опытам. Он ста вил их на самом себе.

 

В то время в психологии широкой популярностью пользовалось учение об ассоциации (связи) идей. С античных времен считалось, что идеи (представле ния, образы) соединяются друг с другом по опреде ленным правилам. Основными причинами ассоциа ций считались близость между фактами сознания в

 

 

 

пространстве и во времени (например, предмет на поминает об его владельце), сходство и контраст меж ду представлениями.

 

Эббингауз тоже руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспо минают факты, между которыми сложились ассо циации. Но обычно эти факты человек осмыслива ет, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вме шался ум. Эббингауз задался целью установить за коны памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый материал.

 

Единицей такого материала стали не слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а отдельные бес смысленные слоги. Каждый слог состоял из двух со гласных и гласной между ними (например: бов, гис, лоч). По оценке американца Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со вре мен Аристотеля. Столь высокая оценка исходила из открывшейся возможности изучать процессы памя ти независимо от смысловых содержаний, с которы ми неотвратимо связаны нормальные речевые реак ции человека.

 

Составив список бессмысленных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ними на про тяжении пяти лет.

 

Основные итоги этого исследования Эббингауз из ложил в ставшей классической книге "О памяти". Прежде всего он выяснил зависимость числа повто рений, необходимых для заучивания списка бессмыс ленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значи тельно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент за поминания.

 

Особую популярность приобрела вычерченная Эб-бингаузом "кривая забывания". Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наиболь шая часть материала забывается в первые минуты по сле заучивания. Значительно меньше забывается' в ближайшие минуты и еще меньше - в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных

 

 

 

текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запо минался в девять раз быстрее.

Что же касается "кри вой забывания", то она в обоих случаях имела об щую форму, хотя при осмысленном материале паде ние кривой шло медленнее.

 

Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распре деленного во времени заучивания).

 

Хотя Эббингауз и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объективно, не прибегая к субъективному методу, к выяснению того, что происходит в сознании ис пытуемого. Была также показана важность стати стической обработки данных с целью установле ния закодомерностей, которым подчинены - при всей их прихотливости - психические явления. Эб-бингауз разрушил стереотипы прежней эксперимен тальной психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к процессам, вызываемым в сознании субъекта с по мощью специальных приборов. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простей шими элементами сознания, сложных форм пове дения-навыков. "Кривая забывания" приобрела значение образца для построения в дальнейшем гра фиков выработки навыков, решения проблем и т.д. Эббингауз доказал ошибочность прежнего ассоци-анизма, который умозрительно решал вопрос о ха рактере связи между психическими явлениями. Ас социации, избранные Эббингаузом в качестве объ екта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколько и моторными. Они охватывали самый об щий аспект приобретения организмом новых соче таний сенсомоторных реакций в результате специ ально организованного упражнения.

 

Эббингаузу принадлежит также ряд других работ и методик, сохраняющих свое значение поныне. В частности, он создал носящий его имя тест на до полнение фразы пропущенным словом. Этот тест стал

 

 

 

одним из первых в диагностике умственного разви тия и получил широкое применение в детской и пе дагогической психологии.

 

Эббингаузу принадлежит небольшой, блестяще на писанный "Очерк психологии", а также фундамен тальные двухтомные "Основы психологии". Труды Эббингауза существенно изменили общий облик пси хологии, подняв уровень экспериментальной куль туры исследований, утвердив в ней критерии объек тивности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количествен ных методик.

 

Самая высокая <ненка трудов Эббингауза не мо жет быть преувеличенной. Независимо от намере ний самого Эббингауза его метод коренным образом изменил характер деятельности экспериментатора, которого начинают интересовать не столько выска зывания испытуемого (отчет о составе собственного сознания), сколько его реальные действия. В инт-роспекционизме образовалась брешь, быстро расши рявшаяся потоком новых экспериментов.

 

Эббингауз открыл путь экспе-Изучение навыков риментальному изучению навы ков. По существу он сам уже сто ял у его истоков, ибо, как мы говорили, ассоциации, избранные им в качестве объекта заучивания, явля лись столько же сенсорными, сколько и моторными.

 

Опыты американских психологов Брайяна и Хар-тера по выработке навыка приема и посылки теле грамм явились второй после опытов Эббингауза важнейшей вехой на пути экспериментального ис следования процесса научения. С приближением динамичного XX века реальной моделью для пси хологии становится деятельность человека, вклю ченного в коммуникативные системы, в которых скорость передачи информации выступает как су щественный фактор социально-экономического прогресса.

 

Брайян и Хартер получили кривую, которая пока зывала, как формируется навык телеграфиста - сколько единиц телеграфного текста он научается по сылать и принимать в единицу времени. Эти опыты как бы сблизили эксперименты по измерению времени реакции (ВР) с экспериментами Эббингау-137

 

 

за: требовались как срочные двигательные реакции на сенсорные сигналы, так и опыт работы. Но с ре альной деятельностью вошли в эксперимент и новые факторы.

 

Испытуемые Брайана иХартера оперировали со значимыми сигналами, процесс усвоения которых протекал своеобразно. Прогресс достигался не пу тем постепенного нарастания достижений, а скачко образно. Обнаруживались периоды, когда кривая шла горизонтально (так называемое плато). Анализ этих периодов показал, что они служат для испытуемого как бы фазой подготовки к качественно иной систе ме операций, овладение которой и позволяло про двинуться вперед. Если, например, первоначально ис пытуемый оперировал отдельными буквами, то за тем ступень "буквенного" навыка сменялась ступенью "словесного" навыка, когда схватывались слова как целостные единицы. Следующая ступень, ведущая от плато вверх, в свою очередь достигалась при овладе нии еще более сложными структурами - сочетания ми слов и т. д.

 

В этих экспериментах выступала и другая важ ная особенность осознанного поведения, которая ускользала при господствовавшем до того интрос-пекционизме. Оказалось, что успешность выпол нения навыка зависит от умения воспринять отре зок текста, который еще не стал объектом реак ции, но станет им в следующий момент. Сознание как бы забегает вперед, перекрывая сенсорное по ле за пределами непосредственно вызывающего двигательную реакцию сигнала и организуя в соот ветствии с этим поведение.

 

Выводы из опытов Брайяна и Хартера сближались в ряде пунктов с тем, что было установлено затем в классических экспериментах американского психо лога Д.М.К.еттелла (1860-1944), изучавшего в 90-х толах объем внимания и навык чтения.

 

С помощью специального прибора - тахитоско-па-Кеттелл определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объ екты-формы, буквы, слова. Объем внимания ко лебался в пределах пяти объектов. Он оставался та ким же и тогда, когда этими объектами были не разрозненные буквы, а знакомые испытуемому це-138

 

 

лыс слова и даже предложения, т. е. речевые или смысловые единицы, состоящие из значительно большего числа букв или знаков. При эксперимен тах с чтением букв и слов на вращающемся бара бане Кеттелл зафиксировал, как Брайян и Хартер, феномен антиципации - "забегания" восприятия вперед. Новые результаты влияли на статус не толь ко экспериментальной психологии, но и общей пси хологической теории, ибо оба направления всегда нераздельно связаны.

 

Мы видим, таким образом, что работы Эббинга-уза, Кеттелла, Брайяна, Хартера и других легли в основу направления, отличного от физиологической психологии Вундта.

Новое направление открыло собственно психологические феномены и законо мерные связи между ними, специфичность кото рых основана на объективных особенностях дея тельности человека.

 

Экспериментальный метод утверждается в пси хологии на рубеже XX века повсеместно, во всех ее отраслях. Он прилагается к различным объек там и для решения различных задач. Эксперимент начинает определять характер психологической на уки в целом.

 

 2. Дифференциальная психология

 

Опытное исследование психи-Проблема Ческих явлений ориентировалось индивидуальных первоначально на понятия и ме-различий толы наук о физическом мире.

 

Поэтому главным вектором экс периментального поиска являлись общие закономер ности психических процессов. Межу тем с древней ших времен социальная практика заставляла челове ческий ум выделять в психологическом облике окру жающих людей прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью эксперимен тальных и математических методов привел к образо-139

 

 

ванию специальной отрасли знания - дифференци альной психологии. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, объе диненных по какому-либо признаку (либо совокуп ности признаков).

 

Проблема, о которой идет речь, издавна при влекала внимание философов, моралистов, худож ников, врачей, педагогов. В Древней Греции лю бимый ученик Аристотеля, "отец ботаники" Теоф-раст набросал живые и меткие описания различных типов людей в трактате "Этические характеры", пользовавшемся большим успехом в течение мно гих веков. Тонкие наблюдения содержались в высказываниях мыслителей XVI-XVII веков, в особенности Монтеня ("Опыты", 1580), Лабрюйе-ра ("Характеры Теофраста", 1688), Ларошфуко ("Сентенции и максимы о морали", 1665) и др. Однако отнести их произведения к истории науч ной психологии можно лишь с большой долей ус ловности.

 

Попытки перейти от житейской мудрости к на учному знанию, содержавшиеся в учениях о тем пераментах и о способностях, сыграли свою прогрессивную роль. Но только с внедрением в пси хологию эксперимента и с появлением новых кри териев научности ее представлений создаются пред посылки для зарождения соответствующих этим критериям знаний об индивидуальных различиях между людьми.

 

Подчеркнем, что дифференциально-психологиче ское изучение человека вовсе не было простым ло гическим развитием экспериментально-психологиче ского. Оно складывалось под влиянием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем индустриальной. В системе Вундта учение об индивидуальной психологии отсутствовало, поскольку предполагалось, что всякая экспериментальная пси хология и есть индивидуальная (в отличие от "пси хологии народов", в которой экспериментальный ме тод якобы неприменим). Но уже у первых учеников Вундта-Э.Крепелина, Д.М.Кеттелла и других-зарождается установка на переориентацию экспери мента, на его приложение, к индивидуальным раз личиям людей.

 

 

 

Неистощимо изобретательный Френсис Гальтон: ум Ф. Гольтепа породил множе-наследственность ство новаторских идей в различ-геная ных областях - от метеорологии

 

до антропологии. В психологии его заслуга состояла в создании техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрении статистического метода.

 

Мышление Гальтона формировалось в общем русле складывавшихся тогда экспериментально-психологи ческих направлений. Изучая пороги чувствительно сти, ВР, ассоциации и другое, он внес ряд усовер шенствований и новых приемов, среди которых мож но отметить изобретение специального свистка для определения верхнего порога слуховых ощущений (Гальтонов свисток), приспособления для оценки мы шечного чувства и др.

 

Во всех опытах Гальтона интересовал совершен но необычный в то время аспект - генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Именно этот интерес побуж дал его изобретать экспериментальные модели и планы. Он предложил, в частности, так называе мый метод близнецов с целью выяснить соотноше ние между наследственностью и внешними влияни ями. Для изучения воображения Гальтон придумал специальный вопросник. Испытуемому давалось за дание представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений, сопоставить эти представле ния с восприятиями в отношении их яркости, оп ределенности. И здесь Гальтона интересовала преж де всего наследственная обусловленность обнару женных различий: каково, например, сходство образов у братьев и сестер.

 

На индивидуальные различия наталкивались мно гие экспериментаторы (в работах по психофизике, ВР и др.). Они рассматривали их, однако, как вари анты общего закона, которые должны быть нивели рованы, чтобы получить его в "чистом виде". Голь теп же искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены сами индивидуальные вариации. В качестве методическо го орудия он использовал статистику.

 

 

 

Еще в молодости Галь-гон изучил работы одного из создателей современной статистики - бельгий ца Адольфа Котле (1796-1874). В книге "Социаль ная физика" (1835), произведшей глубокое впечат ление на умы современников и вызвавшей острые споры, Котле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность поведения людей некоторым зако номерностям. Анализируя статистический матери ал, он получил постоянные величины, дающие ко личественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др. Эти акты считались произвольными. Теперь же вы яснялась известная регулярность их совершения. Противники концепции свободной воли восприня ли "социальную физику" Котле как свидетельство правоты своих взглядов. Сам Кетле исходил в ин терпретации полученных результатов из идеи "сред него человека". Он предполагал существование из вечной человеческой природы как своего рода иде ала, от которого люди отклоняются соответственно нормальной кривой вероятностей. Именно поэто му средняя величина есть наиболее частая.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 9 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 11 страница
page speed (0.0518 sec, direct)