Всего на сайте:
166 тыс. 848 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 9 страница  Просмотрен 22

 

Говоря об ассоциации представлений, Гербарт при ходил к выводу, что представления не являются пас сивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая опре деляет их положение в сфере психического. Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его понимании является центром, в кото ром хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности. Разви вая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт пи сал, что в ней можно выделить три слоя - аппер цепцию, перцепцию и бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчет ливого сознания, а под перцепцией - область смут ного сознания. Таким образом, и для Гербарта об ласть души была шире, чем область сознания, и боль шое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.

 

Гербарт также вводит понятие "апперцептивной массы", содержанием которой является индивидуаль-1 13

 

 

ный опыт человека. Апперцептивная масса форми руется в процессе жизни, а потому зависит от спосо бов воспитания и обучения, выбранных взрослым. Однако если в начале жизни содержание апперцеп тивной массы определяется внешними воздействия ми, то впоследствии она сама уже определяет осо бенности восприятия окружающего мира, свойствен ные данному человеку. Поэтому разные люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации.

 

Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математи ческих способов обработки полученных данных имела идея Гербарта о динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представ ление обладает определенной силой, зарядом, и та ким образом ввел в психологию еще один пара метр - силу, добавив его к уже существовавшему параметру - времени. Наличие двух параметров - силы и времени - давало возможность применить к исследованию психических процессов математи ческий аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. Не мень шее значение введение этого параметра имело и для исследования порогов ощущений, которое впос ледствии было предпринято Фехнером.

 

С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души - область сознания. Однако объем этой области, как и области апперцепции, небезграничен, и поэтому попасть туда может только представление, облада ющее достаточной интенсивностью, т. е. такой си лой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей ин тенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и по пасть в центр внимания человека, в область отчет ливого сознания.

 

Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имею щееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт делает вывод, что между противополож ными представлениями существуют отношения кон фликта, вытеснения. Однако, подчеркивал он, есть и сходные представления, которые могут соединять-1 14

 

 

ся или даже сливаться -в одно. В тем случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно сли вается со старым и таким образом попадает в со знание. Более того, если в области смутного со знания или бессознательного расположены неко торые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представ ления, сливаясь, они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной ча сти души в сознание.

 

Эта концепция Гербарта, которую он назвал "те орией статики и динамики представлений", сыграла большую роль и в теории обучения. Гербарт выдви нул идею о четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимо сти ясности, ассоциаций, системы И метода. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с дру гими, имеющимися уже у субъекта знаниями. В лю бом случае новое знание сохранится только в том случае, если оно входит в систему с другими, уже имеющимися знаниями. Механизмом такого соеди нения понятий являются классические законы ассо циаций.

 

Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике пред ставлений, их связях и конфликтах, их расположе нии в душе человека, была одной из самых распро страненных и значимых психологических теорий в XIX веке. Она сыграла большую роль и в дальней шем развитии психологии.

 

В середине XIX века в науках Появление о жизни произошли революцией - принципа ные изменения. Влияние механи-биологическога ки, в течение двух веков бывшей детерминизма "царицей наук", стремительно

 

падало. В науках о живой при роде взамен механической утверждается биологиче ская причинность. Важной предпосылкой ее утвер-1 15

 

 

ждения стала победа физико-математической шко лы над витализмом - представлением о том, что ре гулятором биологических процессов служат особые витальные (жизненные) силы, неведомые неоргани ческой природе. Открытие закона сохранения и пре вращения энергии покончило с витализмом и с ви талистической психологией. Средствами точной на уки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую сре ду. Изгнание витализма создало предпосылки для от крытия реальных, а не фиктивных (витальных) при чин, действующих в живом веществе.

Важнейшие из этих причин были открыты англичанином Чарльзом Дарвином и французом Кладом Бернаром.

 

Оба учения исходили из принципа активности организма. Но в отличие от прежней биологии, ис кавшей "жизненную силу" за пределами естествен ных, доступных наблюдению и опыту факторов, они строго руководствовались данными опыта, наблю дения, а там, где это было возможно-и экспери мента. Наряду с активностью, оба указанных уче ния строго, научно объясняли целесообразность жизненных реакций.

 

Согласно Дарвину, естественный отбор безжало стно истребляет живые субстраты, которым не уда ется справиться с трудностями среды. Причем здесь имелась как бы двойная активность. Организм дол жен был пустить в ход все свои ресурсы (стало быть, и психические), чтобы выжить, а среда изменялась, и организм вынужден был, опять-таки пуская в ход свои ресурсы, приспособляться (адаптироваться). По этому среда благодаря своим изменениям оказывалась творческой силой.

 

Согласно Бернару, организм также вынужден ве сти себя активно и целесообразно, используя специ альные механизмы поддержания в теле стабильно сти (постоянства содержания кислорода, определен ного давления в крови и т. д.), чтобы обеспечить активность своего поведения.

 

В итоге сложилась новая "картина организма" как устройства, которое подчиняется законам, неведо мым неорганическим телам. По-новому понимались причинность, системность, развитие. И эта новая кар тина стала основой понимания психических функ-1 16

 

 

НИИ, которые отныне рассматривались под тем же углом зрения, что и все другие функции живых сис тем (а не лишенных жизни машин). На этом фунда менте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей.

 

Ч. Дарвин (1809-1882) создал Чарльз Роберт теорию об эволюции живого на Дарвин: революция Земле, о происхождении видов, в биологии их свойств (включая психиче ские) и форм поведения. Идеи об эволюции жизни высказывались на протяжении ве ков многими мыслителями и натуралистами. Дарвин впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза (исторического формирова ния группы организмов), обосновав учение о проис хождении видов путем естественного отбора. Наслед ственность, изменчивость, отбор-таковы факторы эволюции.

 

В основе естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и выживание приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность организмов, их приспособленность к условиям внеш ней среды, непрерывное совершенствование в про цессе отбора.

 

До Дарвина единственными способами строго научного объяснения явлений считались способы, диктуемые "царицей наук" - механикой. Но меха ническая причинность не могла объяснить реальную, подтверждаемую повседневным опытом целесообраз ность жизненных проявлений. Это укрепляло мне ние о том, что эти проявления зависят от действия изначально заложенных в организме нематериальных целей, управляющих его реакциями и развитием. Та кой взгляд, названный телеологией (от греческого "телес" - цель), был опровергнут учением Дарвина, объяснившим целесообразность функций организма, не прибегая к представлению о бестелесной цели. Средствами точного рационального анализа было до казано, что кроме механической причинности, дей ствующей в мире нерукотворной природы, сущест вует биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития жиз ни, в том числе и психической.

 

 

 

Публикация главного труда Дарвина "Происхож дение видов путем естественного отбора" открыла новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку психика имеет биологические корни и ос нования, революционные события в биологии, вы званные дарвинизмом, изменили весь облик психо логической науки.

 

Психология исходила из определенного понима ния как среды, так и организма, который с ней взаимодействует. Среда до Дарвина мыслилась в ви де совокупности стимулов, которые производят в организме эффект соответственно изначально за данному устройству. Согласно же учению Дарвина среда оказывалась силой, способной не только вы зывать реакции, но и изменять жизнедеятельность (поскольку от организма требовалось приспособить ся к ней). Спонтанная активность, которую было принято считать далее необъяснимым свойством живого, уступила место непрерывному воздействию внешних условий, неумолимо уничтожающих все, что не могло к ним адаптироваться (приспособить ся). При этом среда выступала не только как ис точник воздействия на организм, но и как объект активных действий самого организма. Изменилось и понятие об организме: предшествующая биоло гия считала виды неизменными, а живое тело - своего, рода машиной с раз и навсегда фиксиро ванной физической и психической конструкцией. Рассматривая телесные процессы и функции в ка честве продукта и орудия приспособления к внеш ним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую мо дель анализа поведения в целом и его компонен тов (включая психические) в частности.

 

Столь же важное научное и мировоззренческое зна чение имела книга Дарвина "Происхождение челове ка". Доказательство животного происхождения чело века вызвало ожесточенное противодействие клерикаль ных кругов. Сравнивая человеческий организм с животным, Дарвин не ограничился анатомическими и физиологическими признаками. Он подверг тщатель ному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями человека и высо коорганизованных живых существ - обезьян. Свои на-1 18

 

 

блюдения Дарвин изложил в книге "Выражение эмо ций, у животных и человека".

Основная объяснитель ная идея Дарвина заключалась в том, что выразитель ные движения (оскал зубов, сжатие кулаков) - не что иное как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков. Некогда, в условиях непос редственной борьбы за жизнь, эти движения имели важ ный практический смысл.

 

Учение Дарвина изменило сам сталь психологи ческого мышления. Открылась возможность рассмат ривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный мо мент ситуацию, но и как реакцию, направленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах. Присущая организму преднастрой-ка на будущее, готовность действовать в еще не воз никших условиях (например, при угрозе существо ванию) выступали как эффект естественного отбора, как бы предоставляющего данному индивиду ценой жизни предшествующих поколений больше шансов на выживание.

 

Триумф дарвиновского учения окончательно ут вердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологического исследования - та кие, как дифференциальная психология (импульс ко торой придала идея Дарвина о том, что уже генети ческие факторы - наследственность - определяют различия между людьми), детская психология (Дар вину принадлежит "Биографический очерк одного ре бенка''), зоопсихология (см. работу Дарвина "Инс тинкт") и др.

 

 

ГЛАВА VI

 

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 I. Экспериментальная психология

 

Веками "обителью" психоло-"Сертификат" гни считалась философия. В на независимость середине XIX века психология

 

покидает свой "отчий дом" и на чинает отстаивать право на самостоятельность в семье других позитивных наук. Свои "сертификаты" на не зависимость она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперименте.

 

Что касается математики, то вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет ее применить, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представлений - первоэле ментов души. Когда один видный математик ре шил проверить его аппарат, то к своему удивле нию обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Но, как известно, математика подобна мукомол-ке - результат, который получают "на выходе", за висит от запущенного сырья. Гербарт "запустил" фиктивный материал, и из его трудоемких расче тов наука ничего не извлекла.

 

Другая картина стала вырисовываться, когда фи зиологи, проводя эксперименты над эффектами ра боты органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они име ли дело не с воображаемыми элементами бестелес ной души, а с ее реальными реакциями на физиче ские стимулы. Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной про верке.

 

Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Ее основопо ложником стал немецкий ученый Густав Теодор Фех-120

 

 

пер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств - физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).

 

Бобер задался вопросом, на-Эрнст Вебер: сколько следует изменять силу зарождение раздражения, чтобы субъект уло-психофизики вил едва заметное в ощущении.

 

Таким образом, акцент сместил ся: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого - зави симость между континуумом ощущений и континуу мом вызвающих их физических стимулов. Обнару жилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощуще ние стало уже другим. Для слуховой чувствительно сти, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса-1/30 и т. д.

 

Немецкий физик, психолог, Густав Теодор философ, профессор физики Лей-Фехнер: основы пцигского университета Г. Т. Фе-психофизики хнер из-за болезни и частичной

 

слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений при наблюдениях за Солн цем, занялся философией, уделяя особое внима ние проблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшением здоровья он стал изучать эти отношения экспериментально, применяя математические методы. В центре его ин тересов оказался давно установленный рядом на блюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная вели чина вызывающих их раздражителей. Звон колоко ла в дополнение к уже звучащему колоколу произ ведет иное впечатление, чем присоединение одно го колокола к десяти. Занявшись изучением того, как изменяются ощущения различных модально стей (опыты ставились над ощущениями, которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в их освещенности и т. д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперимен ты проводил за четверть века до него его соотече-121

 

 

ственник Э. Вебер, который ввел понятие об "едва заметном различии между ощущениями". Причем это "едва заметное различие" не является одина ковым для всех видов ощущений. Появилось пред ставление о порогах ощущений, т. е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случа ях, когда минимальный прирост величины раздра жителя сопровождается едва заметным изменени ем ощущения, стали говорить о разностном поро ге.

Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в ариф метической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим об разом: интенсивность ощущения пропорциональ на логарифму стимула (раздражителя). Фехнер тща тельно разработал технику экспериментов для оп ределения порогов ощущений с тем, чтобы можно было установить минимальное (едва заметное) раз личие между ними. Фехнеру принадлежит и ряд дру гих методов измерения ощущений (кожных, зри тельных и др.).

 

Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определя лось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.

 

Книга Фехнера "Основы психофизики" имела клю чевое значение для разработки психологии как са мостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение по рогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали од ной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные от ношения между психическим и физическим.

 

Наряду с психофизикой Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общий экспери ментально-математический подход он применил к сравнению объектов искусства, пытаясь найти фор мулу, которая позволила бы определить, какие именно объекты и благодаря каким свойствам воспринима ются как приятные, а какие не вызывают ощущения

 

 

 

красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг, карт, окон, предметов домашнего обихода, a' также произведений искусства (в частности, изобра жений Мадонны) в надежде найти те количествен ные отношения между линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства.

 

Работы Фехнера стали образцом и для последую щих поколений исследователей, которые, не огра ничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространили методические приемы Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение кри териев принятия решений, эмоциональных состоя ний у отдельных индивидов.

 

Выведенная Фехнером всеобщая форумула, соглас но которой интенсивность ощущения пропорцио нальна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математи ческих мер.

 

Развитие психофизики начиналось с представле ний о, казалось бы, локальных психических феноме нах. Но она имела огромный методологический и ме тодический резонанс во всем корпусе психологиче ского знания. В психологию внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась прило жимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва за метные различия между явлениями.

 

Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил прин ципы причинности и закономерности. Ведь психо физиология была сильна выяснением причинной за висимости субъективного факта (ощущения) от стро ения органа (нервных волокон), как этого требовало "анатомическое начало". Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телес ном субстрате могут быть строго эмпирически от крыты законы, которым подвластны ее явления.

 

Старая психофизиология с ее Франц Дондерс: "анатомическим началом" рас-время реакции шатывалась самими физиологами

 

еще с одной стороны. Голланд ский физиолог Ф.Дондерс (1818-1889) занялся экс периментами по изучению скорости протекания пси хических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольц

 

 

 

открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме. Дон-лоре же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуе мый выполнял задания, требовавшие от него возмож но более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора ответов на разные раздражи тели и т. л. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно изме рить. При этом считалось само собой разумеющим ся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе.

 

Позже И. М. Сеченов, ссылаясь на изучение вре мени реакции как процесса, требующего целостно сти головного мозга, подчеркивал: "Психическая де ятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве".

 

Центральной фигурой в созда-Герман Людвиг НИИ основ психологии как нау-Гелъмголъц: ки, имеющей собственный пред-основоположник мет, был Г. Гельмгольц (1821- психофизиологии 1894). Его разносторонний гений

 

преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психического. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. Мы все дети Солнца, говорил он, ибо живой организм, с позиций физики, - это система, в которой нет ни чего кроме преобразований энергии. Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отличающих поведение органических тел от неорганических.

 

Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц при нял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цвет ного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение ко торых волнами различной длины создает ощуще ние основных цветов: красного, зеленого и фиоле тового.

 

Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про странстве.

Это побудило его ввести два новых фак-124

 

 

тора: а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их "бессознательны ми умозаключениями". Таким образом, экспери ментальная работа столкнула Гельмгольца с необ ходимостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физиче ской энергии, либо зависимость ощущения от уст ройства органа.

 

Теперь к этим двум причинным "сеткам", кото рыми наука улавливает жизненные процессы, при соединялась третья. Источником психического (зри тельного) образа выступал внешний объект, в воз можно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина пси хического эффекта скрыта не в устройстве организ ма, а вне его.

 

В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставились призмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различных приспособительных движений мышц стремился восстановить адекватный образ этого объекта. Получалось, что дви жения мышц выполняют не чисто механическую, а познавательную (даже логическую) работу.

 

В зоне научного анализа появились феномены, свидетельствовавшие об особой форме причинности: не физической, не физиолога-анатомической, а пси хической. Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и со знания.

 

Введение психического факто-Эдуард Пфлюгер: ра как регулятора поведения сенсорные функции организма было связано с ра ботами немецкого физиолога Э. Пфлюгера (1829-1910). Он подверг эксперимен тальной критике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы благодаря связи с цен тробежными производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию.

 

Большие споры вызвали опыты Пфлюгера над ля гушкой, лишенной переднего мозга. Ее помещали в

 

 

 

различные условия, но она вела себя отнюдь не как рефлекторный автомат (как это следовало из тогдаш него представления о рефлекторной душе). Если ее помещали на лабораторный стол, она ползала, если бросали в воду-плыла, т. е. вела себя соответст венно изменившимся условиям.

 

Пфлюгер объяснил это тем, что у лягушки име ется сенсорная функция, которая и позволяет раз личать условия среды и соответственно получен ным извне сигналам менять поведение. Старые фи зиологи насмехались над Пфлюгером, говоря, что он является сторонником учения о "спинномозго вой душе". Но впоследствии выводы Пфлюгера были поддержаны передовыми физиологами (в ча стности И. М. Сеченовым), подчеркивавшими, что Пфлюгер доказал своими опытами различие между примитивной психикой (сенсорной функцией) и со знанием .

 

Дарвин подверг анализу инстинкты как побуди тельные силы поведения, критикуя с фактами в ру ках версию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корни которых уходят в исто рию вида, организм не может выжить.

 

Полагая, что инстинкты связаны с эмоциями, Дарвин подошел к исследованию последних не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями (о чем уже говорилось выше). Тради ционная психология считала чувства элементами со знания. Теперь же эмоции индивида выступили в качестве таких феноменов, которые, хотя и явля ются психическими, первичны по отношению к со знанию.

 

Свою лепту в разграничение Разделение психики и сознания внесли иссле-психики дования гипноза. Поначалу они и сознания приобрели в Европе большую по-в исследованиях пулярность благодаря деятельно-гипнодагов сти австрийского врача Ф. Месме-ра, объяснявшего свои гипно тические сеансы действием магнитных истечений (флюидов). Затем, отвергнув месмеризм, английский хирург Брэд попытался трактовать гипноз физиоло гически (и даже предложил термин "нейрогипноз"),

 

 

 

однако в дальнейшем придал решающую роль пси хологическому фактору.

 

Будучи предметом интереса медиков, использую щих его в своей практике, гипноз не только демон стрировал факты психически регулируемого поведе ния с выключенным сознанием (поддерживая тем са мым представление о бессознательной психике), но требовал создания ситуации взаимодействия между врачом и пациентом ("раппорт''). Обнажаемая гип нозом бессознательная психика является социально-бессознательной, ибо она инициируется и контро лируется другим человеком.

 

Если Дарвин вывел психику за пределы индивида к истории вида, то врачи-гипнотизеры - за пределы индивида к другому индивиду. За всем этим возвы шался "Монблан фактов".

 

На разных направлениях экспериментальной ра боты (Бобер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлю-гер) складывались представления об особых зако номерностях в факторах, отличных как от физио логических, так и от тех, которые относились к психологии в качестве ветви философии (имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом). Наряду с лабораторной ра ботой физиологов по изучению органов чувств и движений новую психологию готовили успехи эво люционной биологии и медицинской практики, применявшей гипноз при лечении неврозов. От крывался целый мир явлений, существующих не зависимо от сознания субъекта, доступных такому же объективному изучению, как любые другие при родные факты.

 

Опираясь на экспериментальные и количествен ные методы, исследователи установили, что в пси хическом мире действуют собственные законы и при чины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

 

Следует различать реальную жизнь науки и ее от ражение в теоретических программах. К семидеся тым годам XIX века появилась потребность в том, чтобы объединить разрозненные знания о психике в отдельную, отличную от других, дисциплину.

 

Когда время созрело, говорил Гете, яблоки пада ют одновременно в разных садах. Теперь "созрело

 

 

 

время" для определения статуса психологии как са мостоятельной науки - сразу почти одновременно сложилось несколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет, методы и задачи психологии, направления ее развития.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 8 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 10 страница
page speed (0.0188 sec, direct)