Всего на сайте:
166 тыс. 848 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 8 страница  Просмотрен 29

 

Пропагандистами опытного знания, критиками ме тафизики и схоластики были прежде всего Вольтер (1694-1778) и Кондильяк (1715-1780). Последний предложил образ "статуи", которая поначалу не об ладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное (например, обонятельное), как начинает действовать вся психическая механика. Как только один запах сменяется другим, сознание гото во получить все то, что Декарт относил на счет врож денных идей, а Локк-рефлексии. Сильное ощуще ние порождает внимание; сравнение одного ощуще ния с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную рабо ту, и т. д.

 

 

 

В отличие от "статуи" Кондильяка, врач Жюль-ен Ламетри (1709-1751) предложил образ "челове ка-машины". Именно так он озаглавил свой выпу щенный под чужим именем трактат. Из него явст вовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать ее в действиях ма шины. Ламетри считал, что выделение Декартом двух субстанций - не более, чем "стилистическая хитрость", придуманная для обмана теологов. Де карт устранил душу из организма животных. Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и челове ческий организм, с которым сопряжены психиче ские способности; они являются продуктом его машиноподобных действий.

 

Другими лидерами движения за новое мировоззре ние выступили К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и Д.Дидро (1713-1784). Отстаивая прин цип возникновения духовного мира из мира физиче ского, они трактовали наделенного психикой челове ка-машину как продукт внешних воздействий и есте ственной истории.

 

В человеке передовые французские мыслители ви дели венец природы. Столь же оптимистичными бы ли и предположения о заложенных в каждом инди виде неисчерпаемых возможностях совершенствова ния. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства. Че ловек - дитя природы, поэтому существующий со циальный порядок должен быть приведен в соответ ствие с потребностями и правами, которыми челове ка наделила природа.

 

Теория "естественного человека" придала край нюю остроту проблеме соотношения между при рожденными особенностями индивида и внешни ми условиями, в которые включалась наряду с географическими, климатическими и другими ус ловиями также социальная среда. Главная практи ческая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и зако нов в формировании человека. Соответственно обя занности по усовершенствованию общества возла гались на воспитателей и просвещенных законода телей. Яркое и страстное обоснование этой идеи

 

4* 99

 

 

содержалось в сочинениях Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и К. А. Гельвеция.

 

Руссо утверждал, что человек от природы добр, но его чудовищно испортила цивилизация. Свои взгляды на психическую природу ребенка он изло жил в известном произведении "Эмиль, или О вос питании". (Интересно отметить, что считавшийся в XVIH-XIX веках одним из крупнейших теоретиков воспитания, Руссо сам никогда не занимался воспи танием собственных детей, предпочитая отдавать их сразу после рождения в приют.) Заслугой Руссо яви лось то, что он привел в целостную картину все из вестное к этому времени о природе ребенка, о его развитии.

 

Руссо исходил из теории естественного челове ка и, как Я.А.Коменский, писал о природосооб-разном обучении. Однако, в отличие от Коменско-го, Руссо имел в виду не внешнее подражание при роде, а необходимость следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Другими слова ми, Руссо пришел к мысли о необходимости внут ренней гармоничности и естественности в разви тии человека.

 

Таким образом, требование учитывать индивиду альные различия детей, которое у предыдущих поко лений мыслителей оставалось чисто умозрительным, теперь получало научное обоснование, так как зна ние этих различий и помогало взрослому строить обу чение с учетом естественного хода психического раз вития ребенка.

 

Существуют не только индивидуальные, но и об щие для всех детей закономерности психического раз вития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе, - подчеркивал Руссо. Исходя из этого он создал пер вую развернутую периодизацию развития. Однако ос нование, по которому он разделял детство на перио ды, было чисто умозрительным. Его критерии пери-одизациии опирались не на факты и наблюдения, а на теоретические взгляды самого Руссо.

 

Первый период-от рождения до двух лет-с точки зрения Руссо, надо посвятить физическому раз витию ребенка. Он считал, что в это время у детей еще не развивается речь, и был противником ее ран него развития.

 

loo

 

 

Второй период - с двух до двенадцати лет - не обходимо посвятить сенсорному развитию детей. Руссо считал, что развитие ощущений является ос новой будущего развития мышления. Поэтому он выступал против раннего обучения, доказывая, что систематическое обучение должно, начинаться толь ко после двенадцати лет, когда заканчивается "сон разума".

 

Целенаправленное обучение следует осуществ лять в период с двенадцати до пятнадцати лет, когда ребенок может адекватно воспринять и освоить предлагаемые знания. Однако эти знания должны быть связаны только с естественными и точными науками, а не с гуманитарными, так как мораль ное развитие, развитие чувств у детей происходит позднее.

 

В четвертом периоде - от пятнадцати лет до со вершеннолетия - как раз и происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жиз ненного опыта. Это время Руссо называл "периодом бурь и страстей" и считал, что в этот период необхо димо выработать у детей добрые чувства, добрые суж дения и добрую волю.

 

В теориях французских энциклопедистов боль шое значение имели взгляды на природу биологи ческого и социального.

Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие пси хическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей. При этом под способно стями понималась возможность выполнять опре деленную деятельность на высоком уровне, но со вершенно не учитывалась быстрота и легкость обу чения. Естественно, что в результате Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не яв ляются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Такой подход был связан с его концеп цией о всеобщем равенстве людей, индивидуаль ные различия которых являются, по мнению Гельвеция, лишь результатом разного социального положения и воспитания. Но тот же подход при водил, как ни странно, к фатализму, так как чело век воспринимался как игрушка судьбы, которая по своей прихоти может поместить его в ту или

 

 

 

иную среду. Таким образом, защищая принцип естественного равенства всех людей во всех от ношениях, Гельвеций в своих книгах "Об уме" (1758) и "О человеке" (1773) пришел к односто ронним выводам. Воспитательное воздействие он возвел в степень силы, способной лепить из людей что угодно.

 

Иначе решал проблему другой лидер французских материалистов-Д.Дидро. Его возражения Гельве-цию свидетельствуют о стремлении рассматривать психическое развитие индивида с широкой биологи ческой и исторической точки зрения. "Он (Гельве-ций. - М. Я. ) говорит, - замечал Дидро, - воспи тание значит все. Скажите: воспитание значит мно го. Он говорит: организация не значит ничего. Скажите: организация значит меньше, чем это обычно думают".

 

Гельвеций не знал другой детерминанты, кроме внешнего толчка. Отсюда его концепция случая: ге ниями или глупцами-людей делают обстоятельства, в которых они случайно оказываются. Для Дидро же "случай" - лишь условие, эффект которого зависит от возможностей "человеческой машины". Откуда же берется ее конструкция? Она, по Дидро, продукт ес тественной истории.

 

Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом П.Кабанисом (1757-1808). Ему принадлежит фор мула, согласно которой мышление - функция моз га. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдения ми, сделанными в кровавом опыте революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли казнимый на гильотине человек свои страдания (о чем могут сви детельствовать, например, конвульсии). Кабанис от ветил на этот вопрос отрицательно; движения обез главленного тела имеют, по его мнению, рефлек торный характер и не осознаются, ибо сознание - функция мозга. Понятие о функции, выработан ное физиологией применительно к различным ор ганам, распространялось, таким образом, и на ра боту головного мозга.

 

Впрочем, формула Кабаниса была использована для вульгаризации материалистической философии ее противниками. Кабанису приписали мнение, буд-102

 

 

то мозг выделяет мысль, подобно тому как печень - желчь, а почки-мочу. На деле же, говоря о сознании как функции головного мозга, Кабанис имел в виду совершенно иное. К внешним про дуктам мозговой деятельности он относил выра жение мысли словами и жестами; за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт неизвестный нерв ный процесс.

 

В XVIII веке в науке появля-ростки Ются ростки историзма. Жизнь исторического общества начинают осмысливать подхода в виде закономерного, однако

 

уже не механического, а истори ческого процесса. Родовые факторы выступают как первичные по отношению к деятельности индивида. Поиск их сыграл важную роль в прогрессе не только социологической, но и психологической мысли.

 

Итальянский мыслитель Вика (1668-1744) в трак тате "Основания новой науки об общей природе вещей" (1725) выдвинул идею, что каждое обще ство проходит последовательно через три эпохи: бо гов, героев и людей. Несмотря на фантастичность этой картины, подход к социальным явлениям с точки зрения их закономерной эволюции был но ваторским. Считалось, что развитие происходит в силу собственных внутренних причин, а не явля ется игрой случая или предопределения божества. Что касается психических свойств человека, то они, согласно Вика, возникают в ходе истории обще ства. В частности, появление абстрактного мыш ления он связывал с развитием торговли и полити ческой жизни.

 

К Вика восходит представление о надындивиду альной духовной силе, свойственной народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории. На место культа отдельной личности был поставлен культ народного духа.

Утверждая приоритет истори чески развивающихся духовных сил общества по от ношению к деятельности отдельной личности. Вика открыл новый аспект в проблеме детерминации пси хического.

 

Ряд французских и немецких просветителей XVIII века придали этой проблеме первостепенное значение.

 

 

Французский мыслитель Монтескье (1689-1755) выступил с книгой "О духе законов" (1748). В ней, вопреки ученик) о божественном промысле, утвер ждалось, что людьми правят законы, которые в свою очередь зависят от условий жизни общества, прежде всего географических. Важная роль отводилась так же этническим особенностям населения, характе ру народа.

 

Другой французский просветитель - Кондорсе (1743-1794) в "Эскизе исторической картины про гресса человеческого разума" (1794) изобразил ис торическое развитие в биде бесконечного прогрес са, обусловленного как внешней природой, куль турными достижениями (открытия, изобретения), так и взаимодействием людей. Он не отрицал роль внутренних побуждений человека, но в качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы.

 

В Германии философ Иоганн Гердер (1744-1803), отстаивая в четырехтомной работе "Идеи философии истории человечества" (1789-1791) мысль о том, что общественные явления изменяются закономерно, трактовал эти изменения как необходимые ступени в общем становлении народной жизни. При этом в качестве определяющего начала, выдвигалось разви тие не одного только разума, но широко понятой гу манности, достигнутой благодаря взаимному влия нию людей друг на друга.

 

Духовная активность, отличающая человека от жи вотных, проявляется, по Гердеру, прежде всего в язы ке. В сочинении "О происхождении" (1770) он по пытался развить исторический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать его с психологией мышления. Язык не есть нечто готовое; его разви тие - динамический, творческий процесс.

 

Развитие индивидуального сознания в этих кон цепциях ставилось в зависимость от культурно-ис торического формирования народа. Оно перестава ло быть явлением, соотносимым лишь с физически ми телами и со своим физиологическим субстратом - устройством и функциями организма.

 

Материалисты эпохи Просвещения сыграли ог ромную позитивную роль в интеллектуальной жиз ни Европы. Они отстаивали идею целостности че-104

 

 

ловека, нераздельной связи его телесно-духовного бытия с окружающей средой - природной и соци альной, утверждали способность чувственного опы та служить единственным гарантом рационального знания о неисчерпаемом внешнем мире, нераздель ность психических явлений и нервного субстрата, который их производит. Доказывая необходимость перехода от умозрительного изучения этой нераз дельности к ее эмпирическому исследованию, при зывая искать корни явлений, считавшихся порож дением бестелесной души, в доступной для скаль пеля и микроскопа нервной ткани, материалисты XVIII века подготовили почву для движения науч ной мысли следующего столетия в новом направ лении.

 

 

ГЛАВА V

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

 

КАК НАУКИ

 

В начале XIX века стали скла-Естественно-дьгваться новые подходы к пен-научные хике. Отныне не механика, а фи-предпосылка зиология стимулировала рост

 

психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физио логия превратила его в объект экспериментально го изучения. На первых порах руководящим прин ципом физиологии было "анатомическое начало". Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения ор гана, его анатомии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

 

Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигатель ными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прохазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу. Оно позволило объ яснить механизм связи нервов через так называе мую рефлекторную дугу, возбуждение одного пле ча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реак цию. Наряду с научным (для физиологии) и прак тическим (для медицины) это открытие имело важ ное методологическое значение. Оно опытным пу тем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

 

Второе открытие, которое подрывало версию о су ществовании души, было сделано при изучении ор-106

 

 

rahob чувствах нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздейство вать, результатом будет один и тот же специфиче ский для каждого из них эффект. (Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.)

 

На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал "закон специфи ческой энергии органов чувств": никакой иной энер гией, кроме известной физике, нервная ткань не об ладает.

 

Выводы Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чув ственных элементов (ощущений) от объективных ма териальных факторов - внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

 

Наконец, еще одно открытие подтвердило зави симость психики от анатомнии центральной нерв ной системы и легло в основу приобретшей огром ную популярность френологии (от греч. "френ" - ду ша, ум). Австрийский анатом Франц Галль (1758-1829) предложил "карту головного мозга", согласно кото рой различные способности "размещены" в опреде ленных участках мозга. Это, по мнению Галдя, вли яет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, оп ределять по "шишкам", насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции. Френоло гия, при всей ее фантастичности, побудила к экспе риментальному изучению локализации психических функций в головном мозге.

 

Взгляды Галдя подвергались критике с различных позиций. Идеалисты нападали на него за подрыв по стулата о единстве и нематериальности души. Фран цузский физиолог и врач П. Флуранс (1794-1867), не отступая от учения о мозге как органе мысли, пока зал, что френология не выдерживает эксперименталь ной проверки. Используя методику удаления отдель ных участков центральной нервной системы, а в ря де случаев воздействуя на центры наркотиками, Флуранс пришел к выводу, что основные психиче ские процессы - восприятие, интеллект, воля - яв ляются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в про долговатом мозгу находится "жизненный узел", с чет-107

 

 

верохолмием связано зрение, функция спинного моз га состоит в проведении по нервам возбуждения.

Ра боты Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией мифологической картины ра боты мозга.

 

Изучение органов чувств, нер-Развитие вне-мышечной системы, коры ассоцианизма головного мозга имело анатоми ческую направленность (т. е. пси хическое соотносилось со строением различных час тей организма). Однако обращение к этим органам сталкивало с необходимостью осмыслить эффекты их деятельности.

 

Эффекты же относились к области психического (сознания). Поэтому естествоиспытатель вынужден был перейти на почву психологии. Черпать же в пси хологии анатома-физиолог мог только ту информа цию, которую она (психология) к этому времени на работала.

 

Как мы знаем, в психологии в ту эпоху домини ровало учение об ассоциациях. Оно оставалось един ственным направлением, способным не только опи сывать, но и объяснять факты.

 

Идеи ассоцианизма получили наивысшую попу лярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.

 

Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том, что со знание - это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует.

 

Сын Джеймса - Джон Стюарт

 

Джеймс Стюарт Милль (1806-1873) являлся в ту Милль: ментальная эпоху властителем дум не только химия в Англии, но и в континенталь ной Европе, а также в России. Его труды по логике, этике и другим наукам поль зовались большой популярностью. Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии. Он стал говорить о "менталь-108

 

 

ной (психической) химии", т. е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, облада ющих собственными качествами структур этого со знания - подобно тому, как из водорода и кисло рода возникает совершенно новый продукт-во да. Постулат, согласно которому главная задача психологии - изучать законы возникновения и ас социации идей как элементов сознания, на несколь ко десятилетий стал ее основой как самостоятель ной науки. Когда вскоре возникла новая экспери ментальная психология, которая, в отличие от Д. С. Милля, не ограничивалась общими, умозри тельными соображениями о том, что идеи образу ют новые синтезы, она, эта новая психология, сле довала по стопам Милля.

 

"Психическая химия" объясняла, почему многие ощущения, например звук скрипки или вкус апель сина (который является в действительности в значи тельной мере запахом), воспринимаются в виде про стых и единых, хотя они обусловлены сложными сти мулами, подобно тому как вода представляется простой и единой, хотя она состоит из кислорода и водорода. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабора торий. Предполагалось, что путем эксперименталь ного анализа удастся вычленить "атомы" сознания и получить в психологии нечто подобное Менделеев-екай таблице.

 

Принимая за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального со знания, Д. С. Милль основал направление, которое получило имя психологизма. Экономика, политика, мораль, право, воспитание рассматривались в каче стве эффектов действия психологических законов. Ас социация трактовалась как ключ ко всем человече ским феноменам и проблемам.

 

Однако наибольшее влияние на психологию ока зала не идея Милля о "ментальной химии", а его "Логика", первое же издание которой (1843) при несло автору всеевропейскую славу. Это произве дение расценивается как одно из наиболее значи тельных явлений философской мысли XIX века в силу того, что выдвинуло на первый план пробле мы методологии научного исследования. "Если ис-109

 

 

торик науки в девятнадцатоы -столетии должен был бы назвать философский труд, который в середине этого столетия и вскоре после этого имел влияние, он несомненно отдал бы пальму первенства "Ло гике" Милля. Этот труд... был впервые рекомендо ван Либихом немецкому ученому миру, в то время мало-интересовавшемуся философией, и к нему ча сто обращались, когда приходилось обсуждать фи лософские вопросы. Так, работы . Гельмгольца ре шающим образом развивались под знаком миллев-.ской логики".

 

Аргументация Милля сводилась к двум тезисам: а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообра зия, повторяемости, необходимости следования од ного явления за другим; б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюде ния и эксперимента. Ставя вопрос о создании осо бой эмпирической "науки об уме", Д. С. Милль от ражал назревшую историческую потребность.

 

В отличие от Д. С.

Милля Александр Бэн: Александр Бэн в своих двух глав-пробы и ошибки ных трудах, пользовавшихся на

 

протяжении многих лет широкой популярностью,- "Ощущения и интеллект" (1855) и "Эмоции и воля" (1859) последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое место уделял тем уровням психической дея тельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам и инстинктам.

 

Бэн выдвинул представление о "пробах и ошиб ках" как особом принципе организации поведения. Между "чисто" рефлекторным и "чисто" произволь ным имеется обширный спектр действий, благода ря которому постепенно, шаг за шагом, иногда до рогой ценой достигается искомая цель. Концепцию "проб и ошибок" ожидало большое будущее. Это му правилу, предполагал Бэн, подчиняется не толь ко внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность. Так, процесс мышления может рассмат риваться как отбор правильной (соответствующей искомой цели) комбинации слов, который произ водится по тому же приниципу, что и отбор нуж

 

НО

 

 

ных движений при обучении плаванию и другим двигательным навыкам. "Во всех трудных опера циях, которые совершаются ради намерения или цели, правило "проба и ошибка" является главным и конечным прибежищем".

 

Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью организма. Закономерности, прису щие всей органической природе, оказывались так же и закономерностями "внутреннего мира". Та ков объективный, категориальный смысл нововве дений Бэна. Они были симптомами назревавших изменений.

 

Английский философ и психо-Герберт Спенсер: лог Г. Спенсер (1820-1903) был эволюционная одним из основателей филосо-психологая фии позитивизма, в русле кото рого, по его мнению, должна раз виваться психология. Его стремление сделать пси хологию объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее развитии. Основой такой пози тивной психологнии Спенсер делает теорию эво люции. Таким образом, в его теории переплетают ся влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма, который Спенсер и перерабаты вает исходя из своих стремлений к построению но вой психологии.

 

Пересматривая предмет психологии. Спенсер пи сал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром.

 

Исследуя роль психики в эволюции человека, Спенсер говорил, что психика является механизмом адаптации к среде. То есть психика возникает зако номерно на определенном этапе эволюции, в тот мо мент, когда условия жизни живых существ усложня ются настолько, что приспособиться к ним без адек ватного их отражения невозможно.

 

Спенсер выделил этапы развития психики исхо дя из того, что психика человека есть высшая сту пень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения ye

 

ll)

 

 

Ливии жизни и деятельности живых существ. Ис ходная форма психической жизни - ощущение - развилось из раздражимости, а затем из простей ших ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами выжи вания организма, частными формами адаптации к среде. Такими частными формами приспособления являются: рефлекс, инстинкт, Навык, реализуемые в поведении, и ощущения, память, воля, разум, су ществующие в сознании.

 

Говоря о роли каждого этапа. Спенсер подчер кивал: главное значение разума в том, что он ли шен ограничений, которые присущи низшим фор мам психики, и потому обеспечивает наиболее адек ватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.

 

Спенсер распространил законы эволюции не толь ко на психику, но и на социальную жизнь, развивая органическую теорию общества. Он говорил, что че ловеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому его психика развивается в процессе развития чело веческого общества. Одним из первых в психологии Спенсер сравнивал психологию дикаря и современ ного человека, делая вывод, что у современного че ловека более развито мышление, в то время как у первобытных людей было более развито восприятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадици онны и принципиальны. Они позволили ученым раз работать сравнительные методы психических иссле дований, которые получили широкое распростране ние. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени. Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования зна ний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству. Таким обра зом, сознание - не чистый лист, оно полно преду-готованных ассоциаций. Эти врожденные ассоциа ции и определяют разницу между мозгом европейца и мозгом дикаря.

 

 

 

Теория Спенсера получила широкое распростра нение, оказав огромное влияние на эксперименталь ную психологию, психологию поведения, на форми рование генетической (детской) психологии.

 

В теории немецкого психоло-Иоганн-Фрадрих га и педагога И. Ф. Гербарта Гербарт: статика (1776-1841) соединились основ-и динамика ные принципы ассоцианизма с представлений традиционными подходами не мецкой психологии - идеей ап перцепции, активности души, роли бессознатель ного. Гербарт исходил из того, что наш внутрен ний мир весьма относительно связан с миром внеш ним, поэтому говорить об отражении, особенно от ражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Для то го чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса, ко торый служил своего рода водоразделом между раз ными направлениями в теории познания, Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представ ление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 7 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 9 страница
page speed (0.0107 sec, direct)