Всего на сайте:
166 тыс. 848 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 7 страница  Просмотрен 22

 

Таким образом, рационализм Спинозы приво дит не к отрицанию эмоций, а к попытке их объяс нения. При этом он связывает эмоции с волей, го воря о том, что поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины своего по ведения, а потому он не свободен. В то же время отказ от эмоций открывает перед человеком гра ницы его возможностей, показывая, что зависит от его воли, а в чем он не свободен, зависит от сло жившихся обстоятельств. Именно это понимание и является истинной свободой, так как освободить ся от действия законов природы человек не может. Противопоставляя свободу принуждению, Спино за дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в пси хологических исследованиях пределов волевой ак тивности человека.

 

 

Спиноза выделял три главные силы, которые пра вят людьми и из которых можно вывести все много образие чувств: влечение (оно есть "не что иное, как самая сущность человека"), радость и печаль. Он до казывал, что из этих фундаментальных аффектов вы водятся любые эмоциональные состояния, причем ра дость увеличивает способность тела к действию, тог да как печаль ее уменьшает.

 

Этот вывод противостоял декартовой идее раз деления чувств на коренящиеся в жизни организ ма и чисто интеллектуальные. В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении - письме шведской королеве Христине - объяснил сущность любви как чувства, имеющего две формы: телес ную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организ ма и биологической механики. Вторую можно толь ко понять и описать.

 

Тем самым Декарт полагал, что наука бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявле ниями психической жизни личности. Эта декарто ва дихотомия (разделение надвое) привела в XX ве ке к концепции "двух психологий" - объяснитель ной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, считающей, что тело мы объясняем, тогда как душу - понима ем. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не сле дует видеть лишь давно утративший актуальность исторический эпизод.

 

К детальному изучению этого спора в XX веке об ратился Л. С. Выготский, доказывая, что будущее за Спинозой. "В учении Спинозы, - писал он, - содер жится, образуя его самое глубокое и внутреннее яд ро, именно то, чего нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная психология эмо ций: единство причинного объяснения и проблема жизненного значения человеческих страстей, един ство описательной и объяснительной психологии чувств. Спиноза поэтому связан с самой насущной, самой острой злобой дня современной психологии эмоций. Проблемы Спинозы ждут своего решения, без которого невозможен завтрашний день нашей психологии".

 

 

Отец Г.-В. Лейбница (1646- Готфрид-1716) был профессором филосо-Вильгельм фии в Лейпцигеком университе-Лейбниц: проблема те. Еще в школе Лейбниц решил, бессознвтелъмго что и его жизнь будет посвящена

 

науке. Лейбниц обладал энцик лопедическими знаниями. Наряду с математически ми исследованиями (он открыл дифференциальное и интегральное исчисление) он участвовал в меро приятиях по улучшению горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, а также историей Брауншвейгской династии. Он ор ганизовал Академию наук в Берлине. Именно к нему обращался Петр 1 с просьбой возглавить Российскую Академию наук. Значительное место в научных ин тересах Лейбница занимали и философские вопро сы, прежде всего теория познания. ,

 

Как и Спиноза, он выступал за целостный подход к человеку. Однако у него было иное мнение об един стве телесного и психического.

 

В основе этого единства, по мнению Лейбница, лежит духовное начало. Мир состоит из бечисленно-го множества монад (от греч. "монос" - единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

 

Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. Согласно Лейбницу, "убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, яв ляется источником величайших заблуждений". В ду ше непрерывно происходит незаметная деятель ность "малых перцепций", или неосознаваемых вос приятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому пси хическому акту-апперцепции, включающей вни мание и память.

 

Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколь ко областей, отличающихся по степени осознанно сти тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного зна ния и область бессознательного. Рациональная ин туиция открывает содержание идей, которые нахо дятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными. Доказывая существование

 

 

 

бессознательных образов, Лейбниц тем не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознан ными идеями. При, этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью.

Лейбниц доказывал, что не существует первичных или вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии позна ния человек не может пассивно воспринимать сиг налы окружающей действительности. Он обязатель но вносит собственные представления, свой опыт в образы новых предметов, а потому невозможно раз граничить те свойства, которые есть в самом пред мете, от тех, которые привнесены субъектом. Одна ко эта субъективность не противоречит познаваемо сти мира, так как все наши представления хотя и отличаются друг от друга, тем не менее принципи ально совпадают между собой, отражая главные свой ства окружающего мира.

 

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил фор мулой, получившей название психофизического па раллелизма: зависимость психики от телесных воз действий - иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свы ше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так-как запущены с величайшей точностью.

 

Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изме нили и расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике, "малых перцепци ях" и апперцепции прочно вошли в содержание пред мета психологии.

 

Другое направление в крити-Томас Гоббс: ке дуализма Декарта связано с ассоциация идей философией английского мысли теля Томаса Гоббса (1588-1679). Он начисто отверг душу как особую сущность. В ми ре нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материаль ных тел, которые движутся по законам механики, от крытым Галилеем. Соответственно и все психические

 

 

 

явления подчиняются этим глобальным законам. Ма териальные вещи, воздействуя на организм, вызыва ют ощущения. По закону инерции из ощущений воз никают представления (в виде их ослабленного сле да), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощу щения.

 

Такая связь получила впоследствии название ас социации. Об ассоциации как факторе, объясняю щем, почему данный психический образ оставляет у человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюблен ного, говорил Платон. Это пример ассоциации по смежности: оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного влекло за собой образ другого. Аристотель добавил два дру гих вида ассоциаций - сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевской закалки, в уст ройстве-человека действовал только один закон-механического сцепления психических элементов по смежности.

 

Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоци ации за один из основных психических феноме нов, однако считали их низшей формой познания в сравнении с высшими, к которым относили мыш ление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Ему без-остаточно подчинены как абстрактное рациональ ное познание, так и произвольное действие. Про извольность - это иллюзия, которая порождена не знанием причин поступка (такого же мнения придерживался Спиноза). Так волчок, запущенный в ход ударом кнута, мог бы считать свои движения самопроизвольными .

 

У Гоббса механический детерминизм получил при менительно к объяснению психики предельно завер шенное выражение. Весьма важной для будущей пси хологии стала и беспощадная критика Гоббсом вер сии Декарта о "врожденных идеях", которыми человеческая душа наделена до всякого опыта и не зависимо от него.

 

До Гоббса в психологических учениях царили идеи рационализма (от лат, "рацио" - разум): се

 

ва

 

 

horioa познания и присущего людям способа пове дения считался разум как высшая форма активно сти души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своиетжточником прямое чув ственное общение органмзма с материальным <яром, т. е. опыт-Рационализму был противопо ставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" -опыт), по ложения которого стали основой эмпирической психологии.

 

В разработке этого направле-Джон Лот: два ния видная роль принадлежала вида опыта соотечественнику Гоббса Джону

 

Локку (1632-1704).

 

Д. Локк родился недалеко от города Бристоля в семье провинциального адвоката. По рекоменда ции друзей отца он был зачислен в Виндзорскую школу, по окончании которой поступил в Оксфорд ский университет. В Оксфорде он занимается фи лософией, естественными науками и медициной, в это же время .он знакомится с сочинениями Декар та. Знакомство с лордом А. Эшли, которое скоро переросло в тесную дружбу, изменило жизнь Лок-ка. В качестве врача и воспитателя сына Эшли он становится членом его семьи и делит с ним все пре вратности его судьбы. Лорд Эшли, который был гла вой вигов - политической оппозиции английского короля Якова 11, дважды занимал высокие места в правительстве, делая Локка своим секретарем. По сле отставки Эшли Локк вынужден был бежать вме сте с ним в Голландию, где оставался и после смерти Эшли. Только когда на престол вступил Вильгельм Оранский, он смог возвратиться на родину. В это время Локк заканчивает свою главную книгу "Опы ты о человеческом разуме", публикует много ста тей и трактатов, в том числе "О правлении" и "О воспитании", не оставляя политическую деятель ность.

 

Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхожде ние всех знаний.

Постулат Локка гласил, что "в созна нии нет ничего, чего бы не было в ощущениях". Исхо дя из этого он доказывал, что психика ребенка форми руется только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказы-89

 

 

вал ошибочность этого положения. Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глуп цу. Однако в этом случае не составляло бы большого труда сформировать у ребенка знание математики, язы ка, моральных норм. Но все воспитатели знают, что научить ребенка писать и считать очень сложно, при чем разные дети усваивают материал с разной скоро стью. Точно так же никто не будет сравнивать рассу док нормального человека и идиота и обучать послед него философии или логике. Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия врож денных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нигде не наблюдается. Более того, писал Локк, мы зна ем, что у разных народов разные языки, разные зако ны, разные понятия о Боге. Разница в вероисповеда нии была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врож денных идей.

 

Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пи шет свои письмена. Таким образом, и знания, и иде алы не даны нам в готовом виде, но являются ре зультатом воспитания, которое формирует из ребен ка сознательного взрослого человека.

 

Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию. Он писал, что в моральном вос питании надо опираться не столько на понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положи тельное отношение к хорошим поступкам и отвраще ние к дурным. В познавательном развитии надо умело использовать природное любопытство детей - оно есть тот ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает стремление к знаниям. Локк отмечал, что непосредственно в задачу воспита теля входит учет индивидуальных особенностей детей. Это важно и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения, что способ ствует более быстрому усвоению знаний.

 

В самом опыте Локк выделил два источника: ощу щение и рефлексию. Наряду с идеями, которые "до-90

 

 

ставляют" органы чувств, возникают идеи,.лорожда-емые рефлексией как "внутренним восприятием де ятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.

 

Считалось, что объектом сознания служат не внеш ние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" на блюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее от четливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии. Отныне на его место стали претендовать явления сознания, по рождаемые внешним опытом, который исходит от ор ганов чувств, и внутренним, накапливаемым собствен ным разумом-индивида. Элементами этого опыта, "ни тями", из которых соткано сознание, считались идеи, которыми правят законы ассоциации.

 

Такое понимание сознания определило формиро вание последующих психологических концепций. Они были пронизаны духом дуализма, за которым стояли реалии социальной жизни, общественной практики. С одной стороны, это научно-технический прогресс, сопряженный с великими теоретическими открыти ями в науках о физической природе и внедрением механических устройств; с другой - самоосознание человека как личности, которая, хотя и сообразуется с промыслом Всевышнего, способна иметь опору в собственном разуме, сознании, понимании.

 

Указанные внепсихологические факторы обуслови ли как появление механодетерминизма, так и обращен ность к внутреннему опыту сознания. Именно эти на правления в их нераздельности определили отличие психологической мысли Нового времени от всех ее предшествующих витков. Как и прежде, объяснение психических явлений зависело от знания о том, как устроен физический мир и какие силы правят живым организмом. Речь идет именно об объяснении, адек ватном нормам научного познания, ибо в практике об щения люди руководствуются житейскими представ лениями о мотивах поведения, умственных качествах, влиянии погоды на расположение духа, зависимости характера от расположения планет и т. л.

 

 

 

XVII рек радикально повысил планку критериев научности. Он преобразовал объяснительные прин ципы, доставшиеся ему от прежних веков. Изначаль но механистические представления о рефлексе, ощу щении, ассоциации, аффекте, мотиве вошли в ос новной фонд научных знаний. Они возникли из детерминистской трактовки организма как "маши ны тела". Чисто умозрительная схема этой машины не могла пройти испытание опытом. Между тем опыт и его рациональное объяснение определили успехи нового естествознания.

 

Для великих ученых XVII века научное познание психики как познание причин ее явлений имело в ка честве непреложной предпосылки обращение к телес ному устройству. Но эмпирические знания о нем бы ли, как показало время, столь фантастичны, что преж ние свидетельства следовало игнорировать.

На этот путь стали приверженцы эмпирической психологии, пони мавшие под опытом обработку субъектом содержания своего сознания. Они использовали понятия об ощу щениях, ассоциациях и т. д. как фактах внутреннего опыта. Генеалогия этих понятий восходила к открыто му свободной мыслью объяснению психической реаль ности, открытому благодаря тому, что было отринуто веками царившее убеждение, будто эта реальность про изводится особой сущностью - душой. Отныне актив ность души выводилась из законов и причин, действу ющих в телесном, земном мире. Знание же законов природы рождалось не из внутреннего опыта наблю дающего за собой сознания, но из общественно-исто рического опыта, обобщенного в научных теориях Но вого времени.

 

 2. Психологические идеи эпохи Просвещения

 

В XVIII веке, как и в предше-Пуосвещение ствующем, в Западной Европе происходило дальнейшее укреп ление капиталистических отношений. Индустриаль ная революция превратила Англию в могуществен ную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Рас-92

 

 

шатывались феодальные устои в Германии. Рас ширялось и крепло движение, названное Просве щением.

 

Как писал Н. В. Гоголь, просвещение означает стремление силой познания просветить насквозь все существующее. Мыслители, представлявшие это те чение, считали главной причиной всех человече ских бед невежество, религиозный фанатизм, тре бовали вернуться к естественной, неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, утвер дить в умах людей взамен ложного знания науч ное, проверенное опытом и разумом. Предполага лось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и повсеместно воцарятся добро и справедливость.

 

Наиболее ярко идеи Просвещения исповедова лись на французской почве в преддверии Великой французской революциии. В Англии, где буржуаз ные отношения утвердились раньше, главным иде ологом Просвещения стал Дж. Локк. Его соотече ственник физик и математик И. Ньютон (1643-1727) создал новую механику, повсеместно воспринятую как образец и идеал точного знания, как великое торжество разума.

 

Д.Гартли (1705-1757) являет-Давид Гарт/т: ся основателем ассоциативной основоположник психологии, которая просущест-ассоцианизма вовала как доминирующее пси хологическое направление до на чала XX века. Получив вначале богословское, а за тем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясня ла бы душу человека, но и давала возможность уп равлять его поведением. Хотя понятие ассоциации было введено еще Аристотелем, а сам термин - ан глийским философом Д.Локком, подход к ассоци ации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые именно Гарт-ли. В основу своей теории Гартли положил идею Локкаоб опытном характере знания, а также прин ципы механики Ньютона. Вообще понимание че ловеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы, по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было

 

 

 

очень характерной приметой психологии XVIII ве ка. Не избежал такого подхода и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов.

 

В книге "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию.

 

Учение об ассоциации Гартли базируется на уче нии о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибра цию органов чувств, мышц и мозга. Анализируя струк туру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга-большой и малый.

 

Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Гартли по сути создает свою теорию рефлекса, которая и объ ясняет, исходя из законов механики, активность че ловека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают ре флекс. Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а та, в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела.

 

Если большой круг регулирует поведение, то ма лый круг вибрации, расположенный в белом вещест ве мозга, является основой психической жизни, ос новой процессов познания и обучения. Гартли счи тал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Ис чезая в большом круге, эта вибрация оставляет сле ды в малом круге. Эти следы, по его мнению, явля ются основой памяти человека. Они могут быть бо лее или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душев ной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую матери алистическую теорию бессознательного. Почти че рез сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с возможностью их осознания будут разработаны пси-94

 

 

холстом Гербартом в его знаменитой теории о дина мике представлений.

 

Исследуя психику, Гартли пришел к выводу, что она состоит из нескольких элементов - ощущений (которые являются вибрацией органов чувств), пред ставлений (вибраций следов в белом веществе в от сутствие реального объекта) и чувств (отражающих силу вибрации).

Он исходил из представления о том, что в основе психических процессов лежат различ ные ассоциации. При этом ассоциации являются вто ричными, отражая реальную связь между двумя оча гами вибраций в малом круге. Таким образом Гартли объяснял самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, считая, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом мышление к процессу образования понятий), а в основе воли - ассоциа ция слова и движения.

 

Исходя из представления о прижизненном фор мировании психики, Гартли считал, что возмож ности воспитания, воздействия на процесс психи ческого развития ребенка поистине безграничны. Его будущее зависит от того, какой материал для ассоциаций ему поставляют окружающие: поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребе нок, как он будет мыслить и поступать. Гартли был одним из первых психологов, заговоривших о не обходимости для педагогов использовать знание за конов психической жизни в своих обучающих ме тодах. При этом он доказывал, что рефлекс, под крепленный положительным чувством, будет более стойким, а отрицательное чувство поможет забы ванию рефлекса. Поэтому возможно формирование социально одобряемых форм поведения, возможно формирование идеального нравственного челове ка - необходимо только вовремя подкреплять нуж ные рефлексы или уничтожать вредные. Таким об разом, теория идеального человека возникла еще в XVIII веке и была связана с механистическим по ниманием его психической жизни.

 

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на раз витие психологии. Достаточно сказать, что теория ас-социанизма просуществовала почти два столетия, и, хотя она неоднократно подвергалась критике, основ-95

 

 

ные ее постулаты, заложенные Гартаи, послужили даль нейшему развитию психологии. Не меньшее значение имели и высказанные им догадки о рефлекторной при роде поведения, а его взгляды на возможности воспи тания и необходимость управлять этим процессом со звучны подходам рефлексологов ибихевиористов, раз рабатываемым в XX веке.

 

По-иному истолковали прин-Джордж Беркли: цип ассоциации два других анг-вещь как лийских мыслителя - Д. Беркли комплекс (1685-1753) и Д. Юм, считавшие ощущении первичным не физическую реаль ность, не жизнедеятельность ор ганизма, а феномены сознания. Они полагали, что источликом знания служит образуемый ассоциация ми чувственный опыт.

 

Согласно Беркли, опыт-это -непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные. В "Опыте новой теории зрения" Беркли детально проанализировал чувст венные эелементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел. Физика предполагает, что это ныо-тоново пространство дано объективно, тогда как оно - продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с дру гими (например, осязательными), и весь этот ком плекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания. В действительности же, согласно Беркли, "быть - значит быть в вос приятии".

 

Этот вывод неотвратимо склонял к солипсизму (от лат. "солус" - единственный и "ипсе" - сам) - отрицанию любого бытия, кроме собственного со знания. Чтобы выбраться из этой ловушки и объ яснить, почему разные субъекты воспринимают од ни и те -же внешние объекты, Беркли апеллировал к особому божественному сознанию, которым на делены -*все люди.

 

В своем конкретно-психологическом анализе зри тельного восприятия Беркли высказал несколько цен ных идей, указав, в частности, на участие осязатель ных ощущений в построении образа трехмерного про странства (при двухмерности образа на сетчатке).

 

 

 

Английский мыслитель Д. Юм Дэвид Юм: ( 1 7 1 1 - 1 776) занял иную позицию. субъект - пучок Вопрос о том, существуют ли фи-ассециаций зические объекты независимо от

 

нас, он полагал теоретически не разрешимым, допуская в то же время, что эти объек ты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей.

 

Учение о пяичинности, по мнению Юма, - не бо лее, чем продукт веры в то, что за одним впечатле нием (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъ екта. Да и сам субъект - это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.

 

Скептицизм Юма пробудил многих мыслителей от "догматического сна", заставил их пересмотреть свои взгляды, касающиеся души, причинности, - ведь многие из них принимались на веру как допущения, без критического анализа.

 

Мнение Юма о том, что понятие о субъекте мо жет быть сведено к пучку ассоциаций, было направ лено своим критическим острием против представ ления о душе как особой, дарованной всевышним сущности, которая порождает и связывает между со бой отдельные психические феномены. Предположе ние о такой спиритуальной субстанции защищал, в частности, Беркли, отвергавший субстанцию мате риальную. Согласно же Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где проходят чередой сцеп ленные между собой сцены.

 

Учения об ассоциациях анг-Ясноряческая ЛИйСких мыслителей XVIII века, судьба учения как в материалистическом, так и об ассоциациях в идеалистическом вариантах, на правляли научные поиски мно гих западных психологов двух последующих веков. Какой бы умозрительной ни была деятельность нервной системы у Гартли, она по существу пред ставала как орган, передающий внешние импуль сы от органов чувств через головной мозг к мыш цам, иначе говоря, как рефлекторный механизм. В этом смысле Гартли стал преемником декартова учения о рефлекторной природе поведения. Прав-4 'm. г. ярююссна qj

 

 

да, Декарт наряду с рефлексом дводил второй объ яснительный принцип - рефлексию, особую актив ность сознания. Гартли же наметил перспективу бескомпромиссного объяснения, исходя из едино го принципа и тех высших проявлений психиче ской жизни, которые дуалист Декарт относил к не материальной субстанции.

 

Эта гартлианская линия вошла в ресурс научного объяснения психики в новую эпоху, когда рефлек торный принцип был воспринят и преобразован И. М. Сеченовым и его последователями.

 

Нашла своих последователей на рубеже XIX-XX веков и линия, намеченная Беркли и Юмом. Ее про должили не только философы-позитивисты, но и пси хологи, сосредоточившие усилия на анализе элемен тов субъективного опыта в качестве особых, ни из чего не выводимых психических реалий.

 

Самыми радикальными крити-Психологические ками любых учений, допускаю-взгляды щих влияние на природу и че-фуанцузских ловека сил, ускользающих от просветителей опыта и разума, выступили фран цузские мыслители. Они объеди нились вокруг 35-томной "Энциклопедии, или Тол кового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780), освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопеди стами. В энциклопедии с материалистических пози ций излагались и вопросы психологии.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 6 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 8 страница
page speed (0.0144 sec, direct)