Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 6 страница  Просмотрен 37

 

Томизм, таким образом, превратил великого древ негреческого философа в столпа богословия, в "Ари стотеля с тонзурой" (тонзура - выбритое место на макушке - знак принадлежности к католическому ду ховенству).

 

В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" - имя). Он воз ник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий. Суть спора состояла в том, суще ствуют ли эти общие понятия сами по себе, самосто ятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же по знаются лишь конкретные явления.

 

Энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Ок-69

 

 

IMM (ок. 1285-1349). Отвергая томизм и отстаивая уче ние о "двойственной истине" (из которого явствова ло, что религиозные догматы не могут быть основа ны на разуме), он призывал опираться на чувствен ный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.

 

Номинализм способствовал развитию естествен нонаучных взглядов на познавательные возможно сти человека. К знакам как главным регуляторам ду шевной активности неоднократно обращались мно гие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием "брит вы Оккама''), согласно которому "не следует умно жать сущности без надобности". Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обой тись их меньшим числом: "Бесполезно делать посред ством многого то, что можно сделать посредством меньшего". Эта "бритва" стала основой своего рода "закона экономии" в психологии, проиллюстриро вать который можно таким, примером: изучая пове дение животных, не надо наделять их умом челове ка, если есть более простой способ объяснения.

 

Итак, в раннем Средневековье под пластом чи сто рассудочных построений, чуждых реальным осо бенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным позна нием души и ее проявлений. В противовес приня тым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кро ме воли божьей, складывалась методология, осно ванная на опытном, детерминистском подходе. Сво его расцвета этот подход достиг в следующую эпо ху-эпоху Возрождения.

 

 3. Духовная жизнь эпохи Возрождения

 

Главной особенностью этого периода стало воз рождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латинс КО

 

 

язычная культура (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).

 

Мыслители Возрождения полагали, что они очи щают античную картину мира от воззрений "сред невековых варваров". Восстановление античных па мятников культуры в их подлинном виде действи тельно стало признаком нового идейного климата. Однако воспринималось в них прежде всего созвуч ное новому образу жизни и обусловленной им ин теллектуальной ориентации. Возникновение ману фактурного производства, усложнение и совершен ствование орудий труда. Великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточен ной политической борьбе, - все эти процессы из менили положение человека в мире и обществе, а следовательно - и его представления о мире и о самом себе*

 

Новые философы вновь обращаются к Аристо телю, который теперь из идола скованной церков ными догмами схоластики превращается в символ свободомыслия. В главном очаге Возрождения - Италии - разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверро-истами) и еще более радикально настроенными александристами.

 

Последний термин происходит от имени жив шего в Афинах в конце а века н. э. древнегрече ского философа Александра Афродисийского, ко торый прокомментировал трактат Аристотеля "О душе" иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие касалось бессмертия души - главного вопроса в церковном вероучении. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души, бессмертным, то Александр настаивал на це лостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.

 

Оба направления, александристы и аверроисты, сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи. Их творчество пронизывала ве-71

 

 

ра во всемогущество опыта, в-преимущество на блюдений, прямых контактов с реальностью, в не-заляеимость подлянного вмания от схоластической мудрости.

 

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи *1452-1515). Он представлял новую науку, ко торая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобра зователями мира, их опыт радикально менял культу ру и строй мышления. Высшей ценностью становил ся не божественный разум, а, говоря языком Лео нардо, - "божественная наука живописи". При этом под живописью понималось не только искусство-от ражения мира в художественных образах. "Живо пись, - писал Леонардо, - распрострадяется на фи лософию природы".

 

Изменения в реальном бытии личности корен ным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне (в про тивовес августино-томистской интроспекции) ду ховных сил, которые воплощаются в реальные, чув ственные (в противовес христианской чистой ду ховности) ценности, он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практи ческими деяниями.

 

Наряду с Италией возрождение новых гума нистических взглядов на индивидуальную психи ческую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономи ческих отношений. В Испании возникли направ ленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей знамени той книге "О душе и жизни" доказывал, что при рода человека познается путем наблюдения и опы та, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка.

 

Другой врач Хуан Уарте (ок.

1530-1592), также от вергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод "исследования способностей к наукам" (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась

 

 

 

задача изучить индивидуальные различия между людь ми для определения их пригодности к различным про фессиям.

 

 4. Психологические аспекты обучения и развития детей в эпохи Средневековья

 

и Возрождения

 

В средние века обучение было по преимуществу схоластическим, причем на протяжении долгого вре мени (до XII века) образованными людьми были глав ным образом лица духовного звания, так как свет ских школ и тем более высших учебных заведений фактически не существовало.

 

Светское образование (по преимуществу рыцар ское) давалось знатным юношам в основном при дво ре монархов или феодалов. (Зачатки такого воспита ния появились уже в римский период, при дворах императоров.) Это было гларным образом физиче ское развитие. Юношам преподавали и основы во енного искусства. Однако большинство даже знат ных рыцарей не умело читать и писать. Первые свет ские университеты появились только в XII веке - сначала в Италии, а затем и во Франции, в Париже. Таким образом, можно сказать, что только церкви и монастыри являлись в тот период главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накоплен ные предыдущими поколениями знания. При них и существовали школы.

 

Схоластика, которая при своем появлении явля лась до какой-то степени прогрессивным явлением, так как развивала умение логически мыслить, дока зывать и строить свою речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор сил логизмов. В церковных школах обучение основыва лось в основном на памяти. Ученики заучивали тек сты наизусть, писали только под диктовку препода вателя. Обучались они и ораторскому искусству, в котором главным было умение вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным вы сокими авторитетами. Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей.

 

 

 

Несмотря на то что и в церковных и в возникших впоследствии светских школах уделялось большое внимание этике, формированию социально адапти рованной личности, нравственное воспитание пони малось прежде всего как усвоение суммы привычек и манер и никак не влияло на развитие самостоя тельности суждений.

 

Против такого подхода к воспитанию выступили в эпоху Возрождения ученые-гуманисты, которые стремились восстановить основы классического об разования, развить у воспитателей интерес к лично сти ребенка. Большое внимание уделялось и разра ботке новых принципов обучения, ведущими из ко торых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.

 

Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые применялись как средства сти мулирования обучения, вредны для нравственного развития. Поддерживая идею сочетания наглядно сти с положительными эмоциями, испытываемы ми детьми во время занятий, он заменил буквы из слоновой кости на "печеные буквы", то есть на бук вы, которые выпекались из муки и в процессе обу чения съедались детьми. Таким образом, эмоцио нальные проявления стали связываться с более не посредственными и, с точки зрения Эразма, моральными и управляемыми эмоциями. Эта сис тема, стремившаяся увеличить у учеников усердие и любознательность путем поощрения со стороны преподавателей, особенно последовательно была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 года требовал "доставлять ребенку лю бовь и радость" и учить в соответствии с индиви дуальными особенностями детей.

 

Однако, как справедливо отмечала немецкий пси холог Шарлотта Бюлер, все, что в это время пред принималось для улучшения процесса преподавания, делалось в интересах преподавания в узком смысле слова. Психическое развитие ребенка изучали лишь постольку, поскольку это служило целям оптимиза ции обучения. Такой подход характерен не только для Эразма Роттердамского, но и для X. Вивеса, Р. Бэ кона, Я. А. Коменского. Справедливо выступая про тив схоластики и зубрежки, которые не только отуп-74

 

 

ляли детей, тормозили развитие их творческой и по знавательной активности, но и снижали мотивацию к учению, эти ученые стремились кюответствиюс естественными методами, к учету психических .цоз-можностей детей. Недостатком их подхода было то, что, призывая подражать природе, они понимали под природой прежде всего не внутренний мир детей, их психические особенности, но окружающий мир, в ко тором происходит переход от простой, низкоорганизованной материи к сложным высокоорганизован ным существам. Этим переходам от простого к слож ному и стремились подражать педагоги того времени, разрабатывая свои методы обучения. Однако и в та ком механистическом подходе была та ценность, что, анализируя этапы развития природы, ученые прихо дили к выводу о наличии соответствующих этапов в психическом развитии детей. Таким образом были заложены основы периодизации развития, но первая научная периодизация детства была разработана, толь ко Руссо (см, ниже).

 

 

rmbafv

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

 

НаВОГО ВРЕМЕНИ

 

 I. Принципы психологической мысли XVII века

 

XVII век стал эпохой коренных изменений в со циальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения.

 

Его провозвестником был Галилео Галилей (1564- 1642), учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме гео метрических и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять только этими материальны ми свойствами, только законами механики. Господ ствовавшее веками убеждение в том, что движения ми природных тел правят бестелесные души, было ниспровергнуто.

Этот новый взгляд на мироздание произвел полный переворот в объяснении причин по ведения живых существ.

 

Первый набросок психологи-Рене Декарт: ческой теории, использовавшей рефлексы достижения геометрии и новой и "страсти души" механики, принадлежал француз скому математику, естествоиспы тателю и философу Гене Декарту (1596-1650). Он про исходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, ко торая являлась одним из лучших религиозных обра зовательных центров, он изучал греческий и латин ский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея кото рого об интроспекции была им впоследствии пере работана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направ ленную на познание объективных истин.

 

По окончании коллегии Декарт изучает право, затем поступает на военную службу. За время служ-76

 

 

бы в войсках ему удалось побывать во многих го родах Голландии, Германии и других стран и уста новить личные связи с выдающимися европейски ми учеными того времени. В это же время он при ходит к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во Фран ции, а в Нидерландах, куда он и переезжает в 1629 году. Именно в этой стране он создает свои знаме нитые сочинения.

 

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей сис темы. Тем самым живое тело, которое во всей преж ней истории знаний рассматривалось как одушевлен ное, т. е. одаренное и управляемое душой, освобож далось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности по следних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в об щественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.

 

Первым большим достижением в этом плане ста ло открытие Уильямом Гарвеем (1578-1657) крово обращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось.

 

Другое достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), став шее фундаментальным для физиологии и психоло гии. Если Гарвей устранил душу из круга регулято ров внутренних органов, то Декарт отважился по кончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Три сто летия спустя И. Л. Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.

 

Здесь мы снова сталкиваемся с принципиальным для понимания прогресса научного знания вопро сом о соотношении теории и опыта (эмпирии). До стоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Де карту эта система виделась в форме "трубок", по

 

 

 

которым проносятся легкие воздухообразные час тицы (он называл их "животными духами"). По де картовой схеме внешний импульс приводит эти "ду хи" в движение и заносит в мозг, откуда они авто матически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отраже нию светового луча от поверхности. Термин "ре флекс" и означал отражение.

 

Реакция мышц - неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на &e умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную приро ду поведения без обращения к душе как движущей телом силе.

 

Декарт надеялся, что со временем не только про стые движения (такие, как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные удастся объяснить открытой им физиологической ме ханикой. "Когда собака видит куропатку, она, есте ственно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но тем не менее, легавых собак обыкновенно при учают к тому, что вид куропатки заставляет их оста новиться, а звук выстрела подбегать к куропатке". Такую перестройку поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма, ко торый, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система.

 

Она действует по своим законам и "механиче ским" причинам; их знание позволяет людям вла ствовать над собой. "Так как при некотором стара нии можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограни ченную власть над своими страстями", - писал Де карт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспе чит человеку власть над собственной природой, по добно тому как эти законы могут сделать его вла стелином природы внешней.

 

Одно из важных для психологии сочинений Де карта называлось "Страсти души". Это название

 

 

 

следует пояснить, так как и слово "страсть", и слово "душа" наделены у Декарта особым смыслом.

Под "страстями" подразумевались не сильные и дли тельные чувства, а "страдательные состояния души" - все, что она испытывает, когда мозг со трясают "животные духи" (прообраз нервных им пульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только мышечные ре акции (рефлексы), но и различные психические со стояния производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект "машины тела", к функциям ко торой относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремле ния..." "Я желаю, - писал он, - чтобы вы рассуж дали так, что эти функции происходят в этой ма шине в силу расположения ее органов: они совер шаются не более и не менее как движения часов или другого автомата".

 

Веками, до Декарта, вся деятельность по воспри ятию и обработке психического "материала" счита лась производимой душой, особым агентом, черпа ющим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Декарт доказывал, что телесное устройство и без души способно успешно справляться с этой за дачей. Не становилась ли душа в таком случае "без работной "?

 

Декарт не только не лишает ее прежней царст венной роли во Вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего другого), равноправной с великой субстанцией природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъек та, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она определяется единст венным признаком - непосредственной осознава-емостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяжен ности .

 

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения пред мета психологии. Отныне этим предметом становит ся сознание.

 

Сознание, по Декарту, является началом всех на чал в философии и науке. Следует сомневаться во

 

 

 

всем - естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: "Я мыс лю". А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения - мыслящий субъект. От сюда знаменитый декартов афоризм "Cogito, ergo sum" ("Мыслю-следовательно, существую"). По скольку же мышление - единственный атрибут ду ши, она мыслит всегда, всегда знает о своем психи ческом содержании, зримом изнутри; бессознатель ной психики не существует.

 

Позже это "внутреннее зрение" стали называть ин троспекцией (видением внутрипсихических объек тов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания - интро спективной. Впрочем, как и представления о душе, претерпевшие сложнейшую эволюцию, понятие о со знании, как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было появиться.

 

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретен ных и идей врожденных. Идеи, порожденные че ловеком, связаны с его чувственным опытом, яв ляясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объек тивных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они явля ются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных зако нах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.

 

Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, - рациональной интуицией. Декарт писал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свиде тельство чувств, но понятие ясного и вниматель ного ума, настолько простое и отчетливое, что он

 

 

 

не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим".

 

Признав, что машина тела и занятое собствен ными мыслями (идеями) и "желаниями" сознание - это независимые друг от друга сущности (субстан ции), Декарт столкнулся с необходимостью объяс нить, как же они сосуществуют в целостном чело веке. Решение, которое он предложил, было на звано психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней "страдательные состояния" (страсти) в виде чувственных восприя тий, эмоций л т. п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту "маши ну" работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несов местимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из же лез внутренней секреции - шишковидную (эпи физ). Это эмпирическое "открытие" никто всерьез не принял. Однако решение теоретического воп роса о взаимодействии души и тела в декартовой постановке поглотило энергию множества умов.

 

Понимание предмета психологии зависит, как го ворилось, от объяснительных принципов - таких, как причинность (детерминизм), системность, закономер ность. С античных bpfrmeh все они претерпели ко-.ренные изменения. Решающую роль в этом сыграло внедрение в психологическое мышление образа ма шины-конструкции, созданной руками человека. Все прежние попытки освоить объяснительные прин ципы были связаны с наблюдением и изучением не рукотворной природы, включая человеческий орга низм. Теперь посредником между природой и позна ющим ее субъектом выступила независимая от этого субъекта, внешняя по отношению к нему и природ ным телам искусственная конструкция.

Очевидно, что она является, во-первых, системным устройством, во-вторых, работает неотвратимо (закономерно) по за ложенной в ней жесткой схеме, в-третьих, эффект ее работы-это конечное звено цепи, компоненты которой сменяют друг друга с железной последова тельностью.

 

Создание искусственных объектов, деятельность которых причинно объяснима из их собственной

 

 

 

организации, внедряло в теоретическое мышление особую форму детерминизма - механическую (по типу автомата) схему причинности, или механоде-терминизм. Освобождение живого тела от души бы ло поворотным событием в научных поисках ре альных причин всего, что совершается в живых си стемах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявле ниях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа-только мыслить. Прин цип работы тела - рефлекс. Принцип работы ду ши - рефлексия (от лат, "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором - сознание отражает собственные мысли, идеи.

 

Через всю историю психологии проходит конт роверза души и тела. Декарт, подобно множеству своих предшественников (от древних анимистов, Пифагора, Платона), противопоставил их. Но он создал и новую форму дуализма. И тело, и душа приобрели содержание, неведомое прежним ис следователям.

 

Попытки опровергнуть дуа-Бенедикт лизм Декарта предприняла когор-Спиноза: Бог - та великих мыслителей XVII ве-Природа ка. Их поиски были направлены

 

на то, чтобы утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и ду ховного, природы и сознания. Одним из первых оп понентов Декарта выступил голландский мыслитель Барух (Венедикт) Спиноза (1632-1677).

 

Спиноза родился в Амстердаме, получив бого словское образование. Родители готовили его в рав вины, но уже в школе у него сформировалось кри тическое отношение к догматическому толкованию Библии и Талмуда. По окончании школы Спиноза обратился к изучению точных наук, медицины и философии. Большое влияние на него оказали со чинения Декарта. Критика религиозных постула тов, а также несоблюдение многих религиозных об рядов привели к разрыву с еврейской общиной Ам стердама: совет раввинов применил к Спинозе

 

 

 

крайнюю меру - проклятие и отлучение от общи ны. После этого Спиноза некоторое время препо давал в латинской школе, а затем поселился в де ревушке близ Лейдена, добывая себе средства к су ществованию изготовлением оптических стекол. В эти годы им были написаны "Принципы филосо фии Декарта" (1663), разработано основное содер жание его главного труда "Этика", которая была издана после его смерти, в 1677 году.

 

Спиноза учил, что имеется единая, вечная суб станция - Природа - с бесконечным множеством ат рибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ог раниченному разуму открыты только два-протя женность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и ду ховной субстанций, как это делал Декарт. Человек - целостное телесно-духовное существо. Убеждение, что тело движется или покоится по воле души, сло жилось из-за незнания того, к чему оно способно само по себе, "в силу одних только законов приро ды, рассматриваемой исключительно в качестве те лесной".

 

Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности, но и является ос новой познания окружающего мира - доказывал Спиноза. Как и Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание является ведущим, ибо интуиция дает возможность проникать в сущность вещей, познавать не отдельные свойства предме тов или ситуаций, но общие понятия. Интуиция открывает безграничные возможности самопозна ния. Однако, познавая себя, человек познает и ок ружающий мир, так как законы души и тела одни и те же. Доказывая познаваемость мира, Спиноза подчеркивал, что порядок и связь идей таковы же, каковы порядок и связь вещей, так как и идея, и вещь являются разными сторонами одной и той же субстанции - Природы.

 

Никто из мыслителей не осознал с такой остро той, как Спиноза, что дуализм Декарта коренится не столько в сосредоточенности на приоритете ду ши (это веками служило основанием бесчисленных религиозно-философских доктрин), сколько во взгляде на организм как машинообразное устрой-83

 

 

ство. Тем самым механический детерминизм, оп ределивший вскоре крупные успехи психологии, оборачивался принципом, который ограничивает возможности тела в причинном объяснении пси хических явлений.

 

Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой версии о сознании как суб станции, которая является причиной самой себя ("кауза суй"), о тождестве психики и сознания. Из исканий Спинозы явствовало, что пересматривать следует и версию о теле (организме) с тем, что бы придать ему достойную роль в человеческом бытии.

 

Попытку построить психологическое учение о че ловеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы "Этика". В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффек тов) как побудительных сил человеческого поведе ния, притом объяснить "геометрическим способом", т. е. с такой же неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои выводы о линиях и поверхностях. Надо, писал он, не смеяться и пла кать (именно так реагируют люди на свои пережива ния), а понимать. Ведь геометр в своих рассуждени ях совершенно бесстрастен; так же следует относиться и к человеческим страстям, объясняя, как они воз никают и исчезают.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 5 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 7 страница
page speed (0.014 sec, direct)