Всего на сайте:
166 тыс. 848 статей

Главная | Психология

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 5 страница  Просмотрен 17

 

Стоики утверждали, что "кто охотно повинует ся приказаниям, тот избегает самой неприятной стороны рабства-делать то, чего не хочешь". Не счастен не тот, кто исполняет чужие приказания, а тот, кто исполняет их против воли; поэтому надо приучить себя желать того, чего требуют обстоя тельства.

 

 

Таким образом, главной опасностью в процессе воспитания для стоиков была стихия чувств, кото рую необходимо обуздать в детях для их же пользы.

 

Достижение полного владения собой, спокойст вия, которое не нарушается никакими житейски ми волнениями, есть признак наивысшего психи ческого здоровья и с точки зрения Марка Аврелия, который говорил: "Считай за признак полного раз вития, если тебя не будет смущать никакой шум, не будут волновать никакие голоса, слышатся ли в них льстивые слова, или угрозы, или просто пус тые звуки".

 

Этика стоиков ни в коем случае не призывала к пассивности. Наоборот, она была преисполнена ве ры в человека, в могущество его разума. С ранних лет детям внушали, что они могут абсолютно все по нять и преодолеть. Марк Аврелий в своем наставле нии юношам писал: "Если тебе недоступно что-то, не думай, что это недоступно всем, но если это до ступно кому-то, то и тебе также, ибо ты - человек". Таким образом, каждый ребенок должен был понять, что несмотря на внешние ограничения (бедность, бо лезнь) в нравственном и интеллектуальном плане он ничем не отличается от более удачливых сверстни ков и потому законы и требования для него те же, что и для них.

 

Стоики подчеркивали, что сильный человек в лю бых условиях, даже в рабстве и в тюрьме, является внутренне свободным.

 

В эллинистический период

 

Александрийская возникли новые центры культу-наука ры, где различные течения вос точной мысли взаимодействова ли с западной. Среди этих центров выделялись со зданные в Египте в HIbeke до н. э. (при царской династии Птоломеев, основанной одним из полко водцев Александра Македонского) библиотека и Му-сей в Александрии. Мусей представлял собой по су ществу исследовательский институт, где проводились исследования в различных областях знания, в том числе по анатомии и физиологии.

 

Так, врачи Герофил и Эразистрат, труды кото рых не сохранились, значительно усовершенство вали технику изучения организма, в частности, го-55

 

 

ловмого мозга. К числу важнейших сделанных ими открытий относится установление различий между чувствительными и двигательными нервами; через две с лишним тысячи лет это открытие легло в ос нову важнейшего для физиологии и психологии уче ния о рефлексах.

 

Другим великим исследовате-Гален лем душевной жизни в ее связи

 

с телесной был древнеримский врач Гале> (а век до н. э.). Им написано свыше 400 трактатов по философии и медицине, из кото рых сохранилось около 100 (преимущественно по медицине). Галей синтезировал достижения антич ной психофизиологии в детально разработанную си стему, служившую основой представлений об ор ганизме человека на протяжении последующих сто летий. В труде "О частях человеческого тела" он, опираясь на множество н*людений и эксперимен тов и обобщив познания медиков Востока и Запа да, в том числе александрийских, описал зависи мость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.

 

В те времена запрещалось анатомирование чело веческих тел, все опыты ставились на животных. Но Голец, оперируя гладиаторов (рабов, которых рим ляне в сущности не считали людьми), смог расши рить медицинские представления о человеке, преж де всего об его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится "высший сорт" пневмы как носительницы разума.

 

Широкой известностью в течение многих столе тий пользовалось развитое Галопом (вслед за Гип пократом) учение о темпераментах как о пропорци ях, в которых смешаны несколько основных "соков". Темперамент с преобладанием "теплого" он называл мужественным и энергичным,* преобладанием "хо лодного" - медлительным и т. д.

 

Большое внимание Галек уделял аффектам. Еще Аристотель писал, что, например, гнев можно объ яснить либо межличностными отношениями (стрем ление отомстить за обиду), либо "кипением крови" в организме. Галоп утверждал, что первичными при аф фектах являются изменения в организме ("повыше ние сердечной теплоты"); стремление же отомстить -

 

 

 

вторично. Много веков спустя между психологами вновь возникнут дискуссии вокруг вопроса атом, что первично - субъективное переживание или телесное потрясение.

 

Бедствия, которые испытыва-Филон: инеями ли в жестоких войнах с Римом и как дыхание под его владычеством народы

 

Востока, способствовали разви тию учений о душе, подготовивших воззрения, кото рые ассимилировала христианская религия.

 

Большую популярность приобрело учение фило софа-мистика из Александрии Филона (1 век н. э.), учившего, что тело - это прах, получающий жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма. Представление о пневме, которое занимало важ ное место в античных учениях о душе, носило, как уже говорилось, сугубо гипотетический характер. Это создавало почву для иррачиональных, недо ступных эмпирическому контролю суждений о за висимости происходящего с человеком от сверх чувственных сил, посредников между земным ми ром и Богом.

 

После Филона пневме приписывали функцию об щения между бренной частью души и бестелесными сущностями, связующими ее с Всевышним. Возник особый раздел религиозной догматики, описываю щий эти "пневматические" сущности и называвшийся пневматологией.

 

Принцип абсолютной немате-Плотин: понятие риальности души утвердил древо рефлексии негреческий философ Плотин

 

(ок. 203 - ок. 269 гг.

н. э.), ос нователь римской школы неоплатонизма. В основе существования всего телесного он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала.

 

Если отвлечься от религиозной метафизики, про никнутой мистикой, то применительно клрогрес-су психологической мысли в представлениях Пло-*яяа 0.ду1ц&сояеряс%лся <овый важный момент. У Плотина психология впервые в ее истории стано вится наукой о сознании, понимаемом как "само сознание". Поворот к исследованию внутренней психической жизни человека наметился в антич ной культуре задолго до Плотина. Однако при за-57

 

 

метко нараставшеД в эллинистический период тен денции к. <ндивидуализации, предпосылки для осоз нания субъектом самого себя в качестве конечного самостоятельного центра психических актов еще не сложились. Эти акты считались производными от пневмы у стоиков, от атомных потоков - у эпику рейцев.

 

Плотин-вслед за Платоном-учил, что инди видуальная душа происходит от мировой души, к ко торой она и устремлена; другой вектор активности индивидуальной души направлен к чувственному ми ру. Сам Плотин выделил еще одно направление, а именно - обращенность души на себя, на собствен ные незримые действия: она как бы следит за своей работой, становится ее "зеркалом".

 

Через много столетий способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить, мыслить, но и обладать внутренним представлением об этих фун кциях получила название рефлексии. Такая способ ность служит неотъемлемым "механизмом" созна тельной деятельности человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в самом себе.

 

Плотин отграничил этот "механизм" от других пси хических процессов, на объяснении которых была со средоточена мысль многих поколений исследовате лей психики. Сколь бы широк ни был спектр этих объяснений, они в конечном счете сводились к по искам зависимости душевных явлений от физических причин, от процессов в организме, от общения с дру гими людьми.

 

Рефлексия, открытая Плотинам, не могла быть объяснена ни одним из этих факторов. Она выгляде ла самодостаточной, ни из чего не выводимой сущ ностью. Таковой она и оставалась на протяжении ве ков, став исходным понятием интроспективной пси хологии сознания (см. ниже).

 

В Новое время, когда сложились реальные со циальные основы для самоутверждения субъекта как независимой свободной личности, претендующей на уникальность своего психического бытия, ре флексия выступила как основание и главный ис точник знаний об этом бытии. Такая трактовка со держалась и в первых программах создания психо-58

 

 

логической науки, имеющей свой собственный предмет, который отличает ее от дру.гих наук. Дей ствительно, ни одна наука не занята изучением спо собности к рефлексии. Конечно, выделяя рефлек сию как одно из направлений деятельности души, Плотин не мог считать индивидуальную душу са модостаточным источником собственных внутрен них образов и действий. Душа для него - эмана ция сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего.

 

Учение Плотина оказало вли-Августин: понятие яние на Августина (354-430 гг. о внутреннем н. э.), творчество которого озна-опыте меновало переход от античной

 

традиции к средневековому хри стианскому мировоззрению. Августин придал трак товке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал осно воположником учения, названного позже волюнта ризмом (от лат. "волюнтас" - воля).

 

По мнению Августина, воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: уп равляет действиями души и обращает ее к себе са мой. Все изменения, происходящие с телом, стано вятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так из "отпечатков", которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминания.

 

Все знание заложено в душе, которая живет и дви жется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внут ренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы по стичь с предельной достоверностью собственную де ятельность и ее незримые продукты.

 

Идея о внутреннем опыте, отличном от внешне го, но обладающем высшей истинностью,, имела у Августина теологический смысл, поскольку предпо лагалось, что эта истинность даруется Богом. В даль нейшем трактовка внутреннего опыта, освобожден ная от религиозной окраски, слилась с представле нием об интроспекции как особом, присущем только психологии, методе исследования сознания.

 

 

 3.

Итоги развития античной психологической мысли

 

В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня на правляют развитие психологических идей. В их объ яснениях генезиса и структуры души обнаруживают ся три направления, по которым шел поиск тех боль ших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивиду альной человеческой души.

 

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материаль ного мира. Здесь главной была идея об определя ющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. (Вопрос о ме сте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих пор остает ся стержневым в психологической теории.)

 

Только после того как были осмыслены производ-ность жизни души от физического мира, их внутрен нее родство, а тем самым - и необходимость изу чать психику исходя из того, что говорят опыт и раз мышления о взаимосвязи материальных явлений, психологическая мысль смогла продвинуться к но вым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

 

Второе направление античной психологии, создан ное Аристотелем, ориентировалось преимуществен но на живую природу; исходной точкой для него слу жило отличие свойств органических тел от неорга нических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой пробле мы было крупным шагом вперед. Оно позволило уви деть в психическом не обитающую в теле душу, име ющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) поки дать организм, с которым она внешне связана, а спо соб организации поведения живых систем.

 

Третье направление ставило душевную деятель ность индивида в зависимость от форм, которые со здаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно - от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действитель но играющие большую роль в структуре и динамике

 

 

 

психических процессов, были, однако, начиная с пи фагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.

 

Это направление придало особую остроту про блеме, которую следует обозначить как психогно-стическую (от греч. "гнозис" - знание). Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которы ми сталкивается исследование психологических факторов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью - при родной и культурной. Эта реальность преобразует ся соответственно устройству психического аппа рата субъекта в воспринимаемую им в форме чув ственных или умственных образов - будь то образы окружающей среды, поведения в ней личности или самой этой личности.

 

Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяс нительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог (какой бы сверхсложной электроникой он ни был вооружен).

 

Мир культуры создал три "органа" постижения че ловека и его души: религию, искусство и науку. Ре лигия строится на мифе, искусство - на художест венном образе, наука-на организуемом и контро лируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи, обогащенные многовековым опытом челове-копознания, из которого черпались как мифические представления о характере и поведении богов, так и образы героев эпоса и трагедий, осваивали этот опыт сквозь "магический кристалл" рационального объ яснения природы вещей - земных и небесных. Из этих семян росло разветвленное древо психологии как науки.

 

О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд, летопись достижений, которыми мо жет гордиться античная психология, немногослов на. Одним из первых стало открытие Алкмеоном того, что органом души является головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста, это вы глядит невеликой мудростью. Однако чтобы по до стоинству оценить нетривиальность алкмеонова вы-61

 

 

вода (который, кстати, был не умозрительной до гадкой, но вытекал из медицинских наблюдений и экспериментов), стоит напомнить, что через две сти лет после этого великий Аристотель считал мозг своего рода "холодильником" для крови, а душу, с ее способностью воспринимать мир и мыслить, по мещал в сердце.

 

Конечно, в те времена возможность эксперимен тировать над человеческим организмом была ни чтожной. Как уже говорилось, сохранились сведе ния, что ставились опыты над приговоренными к казни, над гладиаторами. Нельзя, однако, упускать из виду, что античным медикам приходилось, вра чуя людей, влиять на их психическое состояние и передавать от поколения к поколению сведения об эффективности своих действий, об индивидуаль ных различиях. Неслучайно учение о темперамен тах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галопа.

 

Не меньшее значение, чем опыт медицины, име ли другие формы практики - политическая, юриди ческая, педагогическая. Изучение приемов убежде ния, внушения, ведения словесного поединка, что стало главной заботой софистов, превратило в объ ект экспериментирования логический и грамматиче ский строй речи. В практике общения Сократ от крыл изначальный диалогизм, а его ученик Платон - внутреннюю речь как интериоризированный диалог. Ему же принадлежит столь близкая сердцу современ ного психотерапевта модель личности как динами ческой системы мотивов, разрывающих ее в неиз бывном конфликте. Открытие множества психоло гических феноменов связано с именем Аристотеля (механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим ин теллектом и т. д.).

 

Стало быть, сколь скудной ни была эмпирическая ткань психологической мысли античности, без нее эта мысль не могла "зачать" традицию, приведшую к современной науке.

 

В развитии психологии античность прославлена великими теоретическими успехами. К ним относят ся не только открытие фактов, построение новатор-62

 

 

ских моделей и объяснительных схем. Античные уче ные поставили проблемы, веками направлявшие раз витие наук о человеке. Именно они впервые попы тались ответить на вопросы, как соотносятся в чело веке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и ин теллектуальное, разумное и иррациональное и мно гое иное, присущее человеческому бытию.

Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огром ную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с види мостей здравого смысла и религиозно-мифологиче ских образов.

 

За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа ис следовательской мысли, и только история науки мо жет раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим тер мином "душа", давшим имя нашей науке.

 

 

ГЛАВА Ill

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 I. Арабоязычная наука

 

Древнегреческая цивилизация в условиях нара ставшей социально-экономической деградации об щества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила хри стианская церковь, создававшая атмосферу воин ственной 'нетерпимости ко всему "языческому". В IV веке был уничтожен научный центр в Алексан дрии. В начале VI века император Юстиниан за крыл просуществовавшую около тысячи лет Афин скую школу - последний очаг античной филосо фии. Естественнонаучное исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спе куляции.

 

Переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совер шалась в этот период в недрах другой культуры - арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII-ХП века.

 

После объединения в VII веке-арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологиче ским оплотом новую религию - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение ара бов, завершившееся образованием Халифата, на тер риториях которого жили народы с древними куль турными традициями.

 

Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства воспри няла достижения многих населявших его народов, а также эллинов и народов Индии. В культурные цент-64

 

 

ры Халифата прибывали караваны верблюдов, на вьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках.

 

В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забы ты достижения европейской и александрийской нау ки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения Платона и Аристотеля, других ан тичных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе - от Средней Азии до Пиренейско го полуострова и Африки.

 

Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицин ской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-на учный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для по следующего подъема философской и научной мыс ли на Западе, в том числе и психологической. Сре ди них следует выделить прежде всего среднеази атского ученого Ибн-Сину (Х1 век) (в латинской транскрипции Авиценну).

 

С точки зрения развития естественнонаучных зна ний о душе, особый интерес представляет медицин ская психология Ибн-Сины. В ней важное место от водилось роли аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Созданный Ибн-Синай "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков".

 

Ибн-Сина был также одним из первых исследо вателей в области возрастной психологии. Он изу чал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различ ные возрастные периоды, придавая при этом важ ное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздей ствие психического на устойчивую структуру орга низма. Чувства, изменяющие течение физиологи ческих процессов, возникают у ребенка в резуль тате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрос лые формируют его натуру.

 

3 М. Т. Ярошеассий **

 

 

Физиологическая психология Ибн-Симы включа ла, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаи мосвязи психического и физиологического (не толь ко зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность - при аффектах, психических трав мах, деятельности воображения - глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синай на основе его об ширного медицинского опыта.

 

Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное пи тание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвест но, какое объяснение Ибн-Сипа давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли проти воположных эмоциональных установок в возникно вении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачат ки экспериментальной психофизиологии эмоцио нальных состояний.

 

Особый интерес арабские натуралисты и матема тики, Ибн-Сипа в том числе, проявляли к органу зре ния. Среди исследований в этой области выделяют ся открытия Ибн-аль-Хайсама (Х1 век) (в латинской транскрипции Альгазена). В каждом зрительном ак те он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с дру гой - присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

 

Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.

д. Он указывал, что для полного восприятия объ ектов необходимо движение глаз - перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его дли тельности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты

 

 

 

лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражи телей, но и сохраняющиеся в нервной системе сле ды прежних впечатлений.

 

Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала те ории зрения, доставшисея в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного воспри ятия рассматривалась как производное от законов оп тики, имеющих опытное и математическое основа ние, и от свойств нервной системы.

 

Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствую щей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХИ век) (в латинской транскрипции Аверроэса). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психо логическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал бес смертие индивидуальной души. Он по-своему про комментировал учение Аристотеля, подчеркнув раз деление души и разума.

 

Под душой разумелись функции, которые неотде лимы от организма (прежде всего - чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристоте ля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум явля ется божественным и входит в индивидуальную ду шу изане, подобно тому как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивиду альной души "следы", оставленные божественным ра зумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертно го индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человече скому роду.

 

Признание высшего интеллектального равенства людей (при всем многообразии их индивидуальных различий) и богоподобия человека было несовместимо с идеологией-тогдашнего общества, основанной на строгой социальной иерархии его членов. Апология

 

У 67

 

 

божественного разума оборачивалась у Ибн-Ропща (получившего на Западе почетное имя Комментато ра) защитой земного достоинства человека.

 

 2. Психологические идеи средневековой

 

Европы

 

В период Средневековья в умственной жизни Ев ропы воцарилась схоластика (от греч, "схоласта-кос" - школьный, ученый). Этот особый тип фило софствования ("школьная философия"), господство вавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения.

 

В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. По зитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адапти ровать соответственно своим нуждам. С этой зада чей наиболее тонко справился ФомаАквинский (1225- 1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католиче ская философия (и психология) и получило назва ние томизма (несколько модернизированного в на ши дни под именем неотомизма).

 

Томизм складывался в противовес стихийно-ма териалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной ис тины. У ее истоков стоял опиравшийся на Аристоте ля Ибн-Рошд. Его последователи в европейских уни верситетах (аверроисты) полагали, что несовмести мость с официальной догмой представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемо-сти (а не бессмертии) индивидуальной души позво ляет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот.

 

Фома же отстаивал одну истину-религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен

 

 

 

служить ей так же истово, как и религиозное чувст во. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Анг лии, в Оксфордском университете, концепция двой ственной истины восторжествовала, став идеологи ческой предпосылкой успехов философии и естест венных наук.

 

Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский рас положил различные ее формы в виде своеобразной лестницы - от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены гра ни между всем сущим и однозначно определено, че му где надлежит быть. В ступенчатом ряду располо жены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них - способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

 

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плоти на, превратилось в важнейший источник религиозно го самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора модернизированной теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу души последний предста вил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания - ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвра щается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а са мое себя как уникальную сущность. Перед нами - зам кнутое сознание, из которого нет выхода ни к орга низму, ни к внешнему миру.

Предыдущая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 4 страница Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 6 страница
page speed (0.0095 sec, direct)