Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Социология

Макс Вебер  Просмотрен 31

(1864-1920)

Типы господства[xxviii]

$ 1. „Господство", согласно определения, означает вероятность того, что специфические (или все) приказания встретят повиновение у определенной группы людей; стало быть, не всякий вид вероятности1 использовать „власть" и „влияние" над другими людьми. Господство („авторитет") в этом смысле может в каждом отдельном случае покоиться

на самых различных мотивах повиновения: начиная с тупой привычки и кончая чисто целе-рациоиальными соображениями. Для каждого настоящего отношения господства необходим определенный минимум воли к повиновению, иначе говоря: интереса (внешнего или внутреннего)к повиновению.

Не всякое повиновение пользуется хозяйственными средствами. И еще, в гораздо меньшей степени, всякое господство преследует хозяйственные цели. Но всякое господство над некоторым количеством людей нормально (не абсолютно всегда) нуждается в соответствующем человеческом аппарате, обеспечивающем с полной вероятностью такое поведение известного числа повинующихся людей, которое собственно направлено на исполнение его общих предписаний и конкретных приказов. Этот административный аппарат может быть связан повиновением по отношению к своему господину или своим господам либо только в силу обычая, либо чисто-аффектуально, либо вследствие материальной заинтересованности, либо в силу идеальных мотивов (рациональная оценка). Характер этих мотивов весьма широко определяет тип господства. Чисто-материальные и целе-рациональные мотивы связанности между господином и его аппаратом указывают здесь, как и вообще, на относительную неустойчивость ее. Обычно, к этим мотивам присоединяются другие—аффектуальные или оценочно-рациональные. В случаях не повседневных последние могут быть исключительно решающими. В повседневной жизни эти отношения господства, как и другие человеческие отношения, определяются обычаем и рядом с ним материальным, целе-рациональным интересом. Но обычай или заинтересованность так же мало могли бы составить надежную основу для господства, как и чисто-аффектуальные или чисто оценочно-рациональные мотивы связанности. К ним обычно присоединяется дальнейший момент: вера в законность власти.

Весь прошлый опыт показывает, что ни одно господство не удовлетворяется, по доброй воле, только материальными или только аффектуальными или только оценочно-рациональными мотивами подчинения, обусловливающими вероятность его дальнейшего существования. Но всякая власть стремится пробудить и воспитать веру в свою „законность". В зависимости же от рода законности, на которую заявляется притязание, коренным образом различается и тип повиновения административного аппарата, предназначенного обеспечить подчинение власти, и характер самого господства, а тем самым, и его результат. Поэтому является целесообразным различать роды господства в зависимости от типичных для них притязаний на законность. При этом мы, целесообразности ради, будем исходить из современных и, таким образом, известных отношений.

1. Только результат может оправдать выбор данного, а не какого-либо иного исходного пункта для различения. Не является серьезным неудобством то, что при этом известные другие типические признаки различения пока отступают на задний план и могут быть включены лишь позднее. .Законность" господства имеет отнюдь не только „идеальное" значение; хотя бы потому, что она имеет весьма определенное отношение к законности владения.

2. Не всякое условное или обеспеченное правопорядком „притязание" означает отношение господства. Иначе рабочий, в области своего притязания на заработную плату, был бы „господином" своего работодателя, ибо, по требованию рабочего, в его распоряжение должен бы быть предоставлен судебный исполнитель. В действительности, формально он является одной из „управомоченных" сторон в обмене услугами. Конечно, понятие отношения господства не исключает того, что это господство возникло путем формально свободного договора: таково господство работодателя над рабочими, проявляющееся в трудовых распорядках, сюверена над добровольно подчинившимися лэнным отношениям вассалами. То обстоятельство, что повиновение с помощью военной дисциплины формально „недобровольно", а с помощью фабричной дисциплины формально „добро вольно", ничего не меняет в том факте, что и фабричная дисциплина есть подчинение господству. И чиновники поступают на службу по соглашению и могут свободно уйти, и даже отношение „подданства" может возникнуть добро вольно и быть (в известных границах) расторгнуто. Абсолютная недобровольность существует лишь у рабов. Но, конечно, с другой стороны, обусловленная монопольным положением экономическая „власть", т. е. в данном случае возможность „диктовать" другой стороне условия обмена, сама по себе так же мало может означать „господство", как и всякая иная возможность: напр., , обусловленное превосходством в области эротики или спорта, или полемики, или в любой иной области „влияние". Когда крупный банк в Состоянии навязать другим банкам „кондиционный картель", то это до тех пор не означает „господства", пока не устанавливается

• между ними непосредственного отношения зависимости одного от другого, в результате которого предписания правления крупного банка делаются с притязанием на вероятность безоговорочного исполнения этих предписаний в качестве таковых, при чем это исполнение может быть проконтролировано. Конечно, и здесь, как везде, имеются переходы: между долговым обязательством и долговым порабощением находятся всякие промежуточные ступени. И положение какого-нибудь „салона" может дойти вплоть до самой границы авторитарного положения власти, не будучи непременно „гос-

подством." В действительности, резкое разграничение тут часто невозможно, но поэтому тем более необходимы ясные понятия.

3. И „законная власть" должна, конечно, рассматриваться не как нечто абсолютное, а лишь как вероятность быть принятой за власть, имеющую в большой мере практическое значение. Далеко не всякая покорность перед господством первоначально сообразовалась с этим убеждением. Отдельные или даже большие группы могут лицемерно изображать покорность из чисто-оппортунистических оснований, практически повиноваться в силу материальной заинтересованности, либо неизбежно втягиваться в эту сферу вследствие индивидуальной слабости и беспомощности. Но это не есть мерило для классификации господства. Но мерилом служит то, что собственное притязание власти на законность, по своему характеру, дает реальный результат, укрепляет ее положение, и, таким образом, является одним из факторов, определяющих характер средств господства, которыми пользуется власть для своих целей.

Господство может, далее—и это на практике частый случай—быть так абсолютно прочно вследствие очевидной общности интересов господина и его штаба (лейб-гвардия, преторианцы) по отношению к находящимся в подчинении и их беспомощности, что оно совершенно пренебрегает притязанием на „законность". И все-таки характер отношений законности между господином и его штабом складывается весьма различно в зависимости, от того, на чем основан авторитет власти для штаба, и является в высокой степени определяющим для структуры господства.

4. „Повиновение" означает, что поведение повинующегося протекает в существенных чертах так, как если бы он сделал содержание приказа максимой своего поведения ради самого повиновения и только ради него, независимо от собственных взглядов на положительное или отрицательное значение приказа, как такового.

 

5. Чисто психологически причинная цель может иметь различный вид, в частности, быть „внушением" или „вчувствованием". Но здесь для образования типов господства этого различения не требуется.

6. Область социальных отношений и культурных явлений, окрашенных принципом господства, значительно шире, чем это кажется с первого взгляда. Таково, напр., господство, которым пользуется школа, навязывающая нам определенные формы речи и письма, в качестве единственно правильных. Диалекты, функционирующие в качестве официального языка политически самостоятельных союзов, превратились в эти общепризнанные формы речи и письма и даже приводили иногда к „национальным" отграничениям (напр., Голландии

 

от Германии). Но господство родителей и господство школы далеко превосходит влияние тех (впрочем, лишь кажущихся) формальных культурных благ, в смысле формирования юношества, а тем самым и людей.

7. То обстоятельство, что руководитель и административный аппарат союза по форме выступают в качестве „слуг", находящихся в подчинении, конечно, еще ничего не доказывает против характера „господства". Но какой-нибудь минимум руководящей власти приказывать, а постольку „господства'', должен быть им предоставлен почти во всех мыслимых случаях.

§ 2. Существуют три чистых типа законного господства. Законность его может иметь:

1) рациональный характер: покоиться на убеждении в законности установленных порядков и в праве органов, призванных к власти, на господство (легальное господство), либо

2) традиционный характер: покоиться на повседневном убеждении в святости издревле принятых традиций и в законности предоставленных ими органам власти прерогатив (традиционное господство), или, наконец,

3) харизматический характер: основываться на сверх обычной преданности к одному лицу в силу его святости или героизма, или превосходства, делающего его образцом для других, и любовном подчинении созданным им порядкам (харизматическое господство).

В случае рационального господства, повиновение легально установленному материальному безличному порядку и определенному им начальнику имеет место в силу формальной легальности его распоряжений и в пределах таковых. В случае традиционного господства, повиновение личности господина, призванного благодаря традиции и связанного традицией) (в предусмотренных ею границах), происходит в силу пиетета в сфере привычного. В случае харизматического господства, повиновение харизматически-квалифицированному вождю, как таковому, происходит в силу личной веры в откровение, в силу доверия к героизму и другим выдающимся качествам этого лица, в сфере отношений, предуказанных этой верой.

 

 

[i] Ср. мой этюд о “Начатках социологии” в книге, посвященной памяти Макса Вебера. 1922.

 

 

2 Перепечатано из “Социологии”, т. I: “Догматическая часть социальной философии Иена 1907”. Впервые появилась в 1839 г. в 4-м томе “Cours da philosophic positive”. Paris. 1830-1842.

 

3 Перепечатано из “Ideen zur Psychologic der Gesellschaft”, Wien, 1871, стр. 203—214.

 

4 Со времени Клопштока до отца Арндта национальное самосознание немцев находило обильную пищу по „французоедстве".

 

5 В Штирии есть крестьянские общины, где имеется налицо своеобразная аналогия с конструированием Великого Совета по конституции Венеции: мы имеем в виду замыкание в себе местных уроженцев, которое проводится путем молчаливого соглашения, делающего невозможным приобретение не движимости пришлыми людьми. Когда продается какой-нибудь участок земли, он непременно должен быть куплен .местным уроженцем". Тут обычай сильнее законов.

 

[ii] Перепечатано из “Die Prinzipien der Sociologie", einzige vom Vertasser autorisierte deutsche Ausgabe, II Bd, Stuttgart, 1887. Ср. стр. 5—21. Первое английское издание появилось в 1874-1877 гг.

 

[iii] ') Перепечатано из „Bau und Leben des socialen Korpers’’ 2 Aufl. 1 Bd. Allgemeine Sociologie, Tubingen. 1896. Verlag der H. Laupp'schen Buchhandlung, cp. стр. 124-137. Первое издание п 1875-1878 гг.

 

[iv] *) Перепечатано из: F. Tonnies—„Gemeinschaft und Gesellschaft". 4 u 5 Aufl.

Berlin, K. Curtius, 1922, S. 157—165. Первое издание в 1887 г.

 

[v] ') Перепечатано из .Psychologische Grundgesetze in der Volkerentwicklung". Berechtigte Ubertragung aus dem Franzosischen (nach der 14 Aufl. 1919) von Artur Seiffhart. S. Hirzel, Leipzig, 1922. S. 139—142. Книга появилась впервые на французском языке в 1894 г. под заглавием: „Les lois psychol. de revolution des peuples".

 

[vi] >) Перепечатано из ''Psychologic der Massen". Autorisierte Ubersetzung von Rudolf Eisler. Zweite verbesserte Auflage. Leipzig, 1912. Dr. W. Klinkhardt (jetzt Alfr. Kroner) Philos.-soziol Bucherei, Bd. II, S. 10-19. По-французски ноявилось впервые в 1895 году.

 

[vii] Французское ''tout le monde" правильнее было бы перевести не “весь мир” („die ganze Welt"), но „все". (Прим. пер.).

 

[viii] Перепечатано из „Wirtschaft und Recht nach der materialistischen Geschichtsauffassung" 4 Aufl. Berlin u. Leipzig, 1921. Vereinigung wissenschaftl. Verleger. Ср. стр. 80—93. Первое издание появилось в 1896 г.

 

[ix] Перепечатано из „Die sozialen Gesetze", einzige autorisierte Ubersetzung von H. Hammer. Leipzig, 1908. Первое франц. издание появилось в 1898 г.

 

[x] Перепечатано из “Das Wesen der menschlichen Verbande”. Leipzig. Duncker u.

Humblot. 1902, стр. 25-33.

 

[xi] ') Перепечатано из „Reinc Sociologie" Aus dein Englischen ubersetzt von J. v. Unger, Innsbruck 1907. Jetzt Universitats-Verlag Wagner G.m.b. H., cp. стр. 211-242, 25т и 276. Впервые появилось под заглавием .Pure Sociology'. New-York, 1903.

 

[xii]Частично я перечислил социологов, стоящих на этой точке зрения в моей работе “La Mecanique sociale", которую я прочел в Париже в 1900г. на конгрессе Международного Социологического Института. См. Annales de l’Institut. Vol VI, p. 182.

 

[xiii] Перепечатано из „Der Stufenbau der Gesetze der Weltgeschichte” Berlin, Qeorg Bondi, 1905. ср., стр. 107—123.

 

[xiv] Более подробное обоснование этих наблюдений дает статья о единичности и повторяемости исторических фактов (SchmolIer's Jahrbuch fur Gesetzgeb., Volkswirtsch., Verwaltung, 1904, Iuli). Название не является странным: в содержательной книге Габеленца “Die Sprachwissenschaft”. 1901, S. 256 ff я нахожу дополнительно для весьма сходного процесса в истории человеческого языка еще более,на мой взгляд, удачное выражение: спиральное движение.

 

[xv] Перепечатано из „Logik der Geisteswissenschaften" Logik (III Band). Ferdinand Enke, Stuttgart, 1908. См. стр. 648-659.

 

[xvi] О формулировке этого закона у Мальтуса, а равно о судьбе его в позднейшей политической экономии см, Н. Soetber. Die Stellung der Sozialisten zur Malthusschen Bevolkerungslehre, 1886. F. Fetter, Versuch einer Bevolkerungslehre, ausgehend von einer Kritik des Malthusschen Bevolkerungsprinzips, 1894.

 

[xvii] K. Marx, Das Kapital, 4 Aufl. I, 1890, S. 109, 276 ff VI. 1894. S. 15 ff.

 

[xviii] Ср. Н. Herkner, Art. Krisen im Handworterbuch der Staatswissenschaften, IV, S. 891.

 

[xix] L.

Brentano. Uber die Ursachen der heutigen sozialen Not, 1889, S. 19.

 

[xx] 3) Ср., напр.. Schaffle, Bau und Leben des sozialen K6rpers. S. 431 Й. Brentano, a. a. o.

 

[xxi] Перепечатано из „Sociologie". Leipzig, Duncker u Humblot, 1908. S. 556-563:

 

[xxii] Перепечатано из “Soziologie” Leipzig Duncke & Humblot, 1908, см. стр. 647—660.

 

[xxiii] Перепечатано из О. Spann— „Gesellschaftslehre”. 2 Aufl., Leipzig, 1923. Quelle and Meyer. I Buch, II Hauplstuck, IV Absclmitt. Первое издание появилось в 1914 г.

 

[xxiv] Das Verhaltniss vom Ganzen und Teil in der Gesellschaftslehre. Betrachtung. zu einer gesellschaftswissenschaftlichen Kategorienlehre. Neue Folge Jahrg I. Wien, 1921. S. 477 ff. (Основные идеи см. вкратце в моей .Gesellschaftslehre", 1914, S. 12—17.

 

[xxv] 2) Ср. также “Fundament der Volkswirtscliaftslehre", 2 Aufl. 1921.

 

[xxvi] 3) Об этом факте двоякого рода науки о народном хозяйстве ср. мою вступительную речь „Vom Geist der Volkswirtschaftslehre". Jena, 1919.

 

[xxvii] Политика, I 1. § I I h, Ausg. Susemihl, 1879.

 

[xxviii] *) Перепечатано из „Die Wirtschaft und die geselischaftlichen Ordnungen und Machte" в „Grundriss der Sozialokonornik", IIIz Abteil.; Wirtschaft und Ge-sellschaft, I. J. С. В. Mohr (Paul Sicbeck). Tubingen, 1921., J. 122-124.

 

Предыдущая статья:Систематическая и методологическая природа учения об обществе Следующая статья:ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. 1 страница
page speed (0.0175 sec, direct)