Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Религия

ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНЫХ ЗНАМЕНИЯХ  Просмотрен 134

О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) - пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо, и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНЫХ ЗНАМЕНИЯХ

Крестятся без поклонов:

1. На утрене - в начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…», и в середине шестопсалмия (перед псалмом 87) на "Аллилуиа" – по три раза.

2. На Литургии в начале Символа веры при слове "Верую…".

3. На отпусте Литургии при возглашении "Христос истинный Бог наш…".

4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Примечание: паремии́ (или паримии, от греческого «притча») – отрывки из Библии (преимущественно –Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления; они читаются в навечерие ряда двунадесятых (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении). Паремии читаются после прокимна

. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например, «Бытия чтения». Диакон или иерей возглашает: «Во̀нмем», и чтец начинает чтение паремиѝ.

Крестятся с поясным поклоном:

1. При входе в храм и выходе из него – по три раза снаружи храма и внутри храма (в Великий пост принято совершать земные поклоны).

2. При каждом прошении ектеньи после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи» и «Тебе, Господи».

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице (то есть при возглашении славословия).

4. При возгласах "Приимите, ядите…", "Пиите от нея вси…", "Твоя от твоих…" (и при возгласе "Святая святым…" в праздничные дни и воскресенья).

5.

При пении "Честнейшую херувим…" (Богородичная песнь).

6. При каждом возглашении (пении) слов: "Поклонимся…", "Поклонение…", "Припадем…".

7. Во время чтения или пения: "Аллилуиа…" (Аллилуарий, при поставлении Святых Даров на престол после Великого входа и др.), "Святый Боже…" (Трисвятое) и "Приидите, поклонимся…" (Входное), при возгласе "Слава тебе, Христе Боже…" (перед отпустом Литургии - три раза).

8. Когда священник крестит народ Евангелием, Крестом, образом (иконой) или Святой Чашей.

9. Во время чтения канона на утрени (на 1-й - 9-й песни) при первом взывании к Господу, Божией Матери или Святым.

10. При окончании чтения или пения каждой стихиры на вечерне и утрене (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь). Примечание: стихира — краткое песнопение, которому на службе предшествует стих из псалма. Первая половина последнего возглашается канонархом, а вторую допевает хор. После этого поется стихира соответствующего гласа.

11. На литии после каждого из первых трех прошений ектеньи - по три поклона, после двух остальных - по одному.


 

Крестятся с земным поклоном:

1. В пост при входе в храм и выходе из него - три раза.

2. В пост на утрени после каждого припева к Богородичной песни («Величит душа моя Господа…») после слов «Тя величаем…».

3. На Литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...», то есть в ответ на возглашение священника «Благодарим Господа» в начале Анафоры (на некоторых приходах не совершается в воскресенье или праздник).

4. По окончании пения "Тебе поем…" (в момент пресуществления Святых Даров).

5. Не в воскресенье или праздник - после "Достойно есть…" или Задостойника (средняя часть Анафоры, «Задостойник» поется в некоторых случаях вместо «Достойно есть…»).

6.

Не в воскресенье или праздник - при возгласе: "И сподоби нас, Владыко…" перед пением «Отче наш…» (принято совершать не во всех приходах).

7. При возгласе «Святая святым» (в некоторых приходах не совершается в воскресенье и праздники).

8. При выносе Святых Даров, при словах: "Со страхом Божиим…".

9. При словах: "Всегда, ныне и присно…", когда священник крестит народ Святой Чашей перед перенесением Святой Чаши на жертвенник (принято не во всех приходах).

10. В Великий пост на великом повечерии при пении "Пресвятая Владычице…" - на каждом стихе; при пении "Богородице Дево, радуйся…" и прочего на великопостной вечерне совершаются три поклона. Примечание: повече́рие – общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды – вечери. Повечерие бывает малое и великое. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон св. Андрея Критского, и праздников Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни совершается малое повечерие.

11. В Великий пост при чтении молитвы "Господи и Владыко живота моего…" (молитва Ефрема Сирина).

12. В Великий пост при заключительном пении: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем…" полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения совершается:

При словах священника:

1. "Мир всем…".

2.

"Благословение Господне на вас…".

3. "Благодать Господа нашего Иисуса Христа…".

4. "И да будут милости Великого Бога…".

При словах диакона "И во веки веков", когда он обводит храм и народ орарем (перед пением Трисвятого).

Всегда, когда священник крестит народ рукой или свечами.

При открытии и закрытии завесы и царских врат.

Креститься не положено:

1. При каждении.

2. Во время чтения псалмов.

3. Вообще во время пения.

4. При подходе к священнику за благословением.

5. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы.

Креститься и класть поклоны клиросу нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.


 

 

Принято преклонять голову:

1. Когда чтец выносит, и поднимает Апостол перед его чтением.

2. При виде Евангелия на малом входе на Литургии.

3. Когда священник поднимает Евангелие после его чтения.

4. При всяком проносе Священных книг по храму.

5. При чтении заамвонной молитвы перед отпустом на Литургии.

6. Во время молитвы главопреклонения до окончания возглашения славословия (до слов «… с Нимже благословен еси…»).

Не допускается земных поклонов:

Во дни воскресные, в дни от Рождества до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту).

Поклоны прекращаются от вечернего входа (входа с кадилом) до "Сподоби, Господи…" на вечерне в самый день праздника.

Примечания:

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице, только тогда можно выпрямиться.

 

В Церкви есть следующие общепринятые правила поведения во время соборной молитвы:

- когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом (иконой) или Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову;

- когда же священник осеняет народ свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову.

Священные книги – Евангелие и Апостол – великие святыни. При виде их принято приклонять голову в знак благоговения.


 

Предыдущая статья:Судьба народов России после развала государства Следующая статья:КРАТКИЕ ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНЫХ ЗНАМЕНИЯХ
page speed (0.226 sec, direct)