Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Культура, Искусство

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, 6 страница  Просмотрен 112

Следите за дыханием и не стремитесь сразу делать сложные упражнения. Звуки р и р' имеют самую сложную артикуляцию, и для произнесения этих звуков требуется трени­рованное дыхание и время.

Рекомендуем в сложных упражнениях после второй или третьей пары сделать доби­рание дыхания. Выполняя последние три ряда упражнений на слоги, произносите снача­ла одну группу слогов на одном дыхании, затем две группы на одном дыхании, затем три группы. Больше трёх групп [три-рири-ри-ри-ри-ри-риррь, тре-ре-ре-ре-ре-ре-реррь, тря- ря-ря-ря-ря-ряррь) на одном дыхании делать не рекомендуем. После третьей группы на­до сделать паузу и на паузе незаметно добрать дыхание.

Слова для тренировки мягкого р'

риск корица вихрь

рикша царица хорь

ринг перина корь

ритм соринка слесарь

резкость наречие пекарь

рекрут тарелка утварь
решка горение вепрь

ряженка варяги царь

рябчик корявый нетопырь

рёв варёный хмарь

Напоминаем: губы при произнесении слога принимают форму гласного: ри — глас­ного и, ре — гласного э, ря — гласного а, рё — гласного о, рю — гласного у.

Слова для тренировки мягкого р' в сочетании с другими согласными


 

 


пресный

капризный

брюзга

брёвна

бренный

обрядность прихоть

вредный

врезать

фрикадельки

фрезеровщик

время грёзы грести грибы кресло кристалл

шрифт гребень

требование

тренькать

дремать

кадриль

фрески


 

 


Пословицы и поговорки для тренировки твердого и мягкого р

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Иная простота хуже воровства.

Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.

Мёртвого не вылечишь, дурака не выучишь.

Не ран больной и золотой кровати.

Кто в радости живет, того и кручина не берет.

Человек не орех: сразу не раскусишь.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен.

Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.

После грозы — вёдро, после горя — радость.

С добрым дружись, а лукавых берегись.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Трудолюбию учатся три года, лени — три дня.

Старый ворон не каркнет даром.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ НА СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Задание. Проанализируйте тексты, выполняя методические указания главы "Работа над текстом". Соблюдайте ритмические паузы в конце стихотворных строк.

Прочтите каждый текст вслух. При этом помните, что фраза — это единое смысло­вое и интонационное целое. Каждая фраза имеет начало, развитие и завершение. Пока мысль не кончена, мелодия фразы развивается. Интонация точки (понижение голоса) звучит в конце фразы, когда мысль завершена.

Следите за четким выделением ударного слога и за правильным произношением без­ударных гласных, за точной артикуляцией согласных звуков и правильным их произно­шением.


Примеры подобраны по определенным звукам. При тренировке артикуляции того или иного звука не забывайте и об остальных согласных.

П — П'; Б — Б'

1. Живет Балда г поповом доме. Спит себе на соломе,

Ест за четверых. Работает за семерых; До светла всё у него пляшет: Лошадь запряжет, полосу вспашет. Печь затопит, все заготовит, закупит. Яичко испечет да сам и облупит. Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится. Попенок зовет его тятей; Кашу сварит, нянчится с дитятей.

(А. Пушнин. "Сказка о попе и работнике его Балде")

2. Природы радостный причастник, На облака молюся я,

На мне иноческий подрясник И монастырская скуфья.

Обету строгому неверен. Ушел я в поле к лознякам, Чтоб поглядеть, как мир безмерен. Как луч скользит по облакам, Как пробудившиеся речки Бурлят на талых валунах, И невидимка теплит свечки В нагих, дымящихся кустах.

(И. A. Kjuoee. "Набух, оттаял лед на речке...")

3. Мы этот май проводим как в бреду, Безумствует шиповник, море сине, И Эллинор прекрасней, чем всегда! Прости, мой друг, но если бы ты видел. Как поутру она в цветник выходит

В голубовато-серой амазонке, — Ты понял бы, что страсть — сильнее воли, — Так вот она — зеленая страна! — Кто выдумал, что мирные пейзажи Не могут быть ареной катастроф?

(М. Кузмин. "Форель разбивает лед")

4. Питер парится. Пора парочкам пускаться в поиск

по проспектам полуночным за прохладой.

Может быть, им пора поторопиться в петергофский первый поезд, пекло потное покинуть, на перроне позабыть. Петухи проголосили, песни поздние погасли. Прямо перед паровозом проплывают и паряг Павловска перрон пустынный,


Петергофа плен прекрасный. Плеть Петра, причуды Павла, Пушкина пресветлый взгляд.

(Б. Окуджава. "Зной")

К — К'; Г — Г; X — X'

1. Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...

(Ф. И. Тютчев. "Нам не дано предугадать... "J

2. О арфа скальда! Долго ты слала В тени, в пыли забытого угла:

Но лишь луны, очаровавшей мглу. Лазурный свет блеснул в твоем углу, Вдруг чудный звон затрепетал в струне, Как бред души, встревоженной во сне.

(Ф. И. Тютчев. "Арфа скальда")

3. Как живые, в нашей книжке Слон,

слониха

и слокишки. Двух- и трехэтажный рост, с блюдо уха оба, впереди на морде хвост под названьем "хобот".

(В, Маяковский. "Что ни страница — то слон, то львица")

4. Померк багряный свет заката, Громада туч росла вдали, Когда воздушные фрегаты Над самым городом прошли.

(Л. Мартынов. "Воздушные фрегаты")

5. Не хочу коммуны без лежанки. Без хрустальной песенки углей!

В стихотворной тягостной вязанке Думный хворост, буреломник дней. Не свалить и в Красную Газету Слов щеку, опилки запятых, Ненавистен мудрому поэту Подворотный, тявкающий стих.

(Н. Клюев. "Не хочу коммуны без лежанки...")

6. О лес!

Он был густ. Ловил ты птиц в сетку. Ветвей любил хруст, И ты нашел куст! Не вырезал хлыст


п сделал не слетку, А, внемля рассудку, Ты вырезал дудку.

(Л. Мартынов. "О лес ,..")

Т — Г; Д — Д'

1. Так, верен я, друзья! Напрасно я учусь Себя обуздывать: все тщетно! Тяжких уз

Мой дух чуждается... Когда на взор мой томный Улыбку вижу я в устах у девы скромной — Я сам не свой! Прости, Сенека, Локк и Кант. И пыльных кодексов старинный фолиант, Лицей блистательный и портик величавый, И знаменитый ряд имен, венчанных славой!

(А. Майков. "Исповедь")

2. Темен жребий русского поэта; Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну. Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, — Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь.

(М. Волошин. "На дне преисподней")

3. Вот мчится тройка удалая

В Казань дорогой столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудёт уныло под дугой.

Ямщик лихой — он встал с полночи — Ему взгрусгнулося в тиши; И он запел про ясны очи, Про очи девицы души...

(Ф. Глинка. "Тройка")

4. Когда тебе предется туга. Найдешь и сто рублей, и друга. Себя найти куда трудней,

Чем друга или сто рублей.

(Аре. Тарковский, "Стань самим собой")

5. Други! Сядьте и внемлите Музы ласковой совет.

Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети!

(К. Батюшков. "Веселый час")

в — В'; Ф — Ф'

I. Вербы — это весенняя таль,

И чего-то нам светлого жаль, Значит — теплится где-то свеча, И молитва моя горяча, И целую тебя я в плеча.

(А. Блок. "Кармен")

2. О да, любовь вольна, как птица.

Да, все равно — я твой! Да, все равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой!

(А. Блок. "Кармен")

3. Пала царственная Троя,

Сокрушен Приамов фал, И ахеяне, устроя Свой на родину возврат. На судах своих сидели. Вдоль эгейских берегов, И пэан хвалебный пели, Громко славя всех богов...

"Раздавайся, глас победный! Вы к брегам родной земли Окрыляйтесь, корабли, В путь возвратный, В путь безбедный!"

(Ф, И. Тютчев. "Поминки")

4. С осторожностью птицелова

Я ловлю крылатое слово, А потом отпускаю на волю И его покупать не неволю. Да его продавать ведь никто и не волен, Чем я очень и очень доволен,

(Л. Мартынов. "С осторожностью птицелова")

С — С ; 3 — 3'

1. Завязалась, закипела.

Всё идет живей, живей. Обуяла тарантелла Всех отвагою своей... Эй, простору! шибче, скрипки! Юность мчится! с ней цветы. Беззаботные улыбки. Беззаботные мечты!

(А. Майков. "Тарантелла")

2. Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах. Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови.


Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений ■— Возникнет праведная Русь.

(М. Волошин, "Заклинание")

3. С головы зелена,

Стволом краска. Высока, стройна Растет сосна.

(А. Яшин. "С головы зелена,,.")

4. Если взвесить все и учесть —

Есть на свете Надежда, и Вера, и Мудрость и есть Месть, и Гордость, и Ревность, и Верность, и Страсть... А с тоской этой, с грустью — ни в рай и ни в ад не попасть. (Л. Мартынов. "Тоска")

5. И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляке. Печальной мглой окружена. В сугроба* снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой...

(А. Пушкин. "Евгении Онегин")

6. Зори в тучах, овраги косые,

В шапке синего снега леса. Вот она — наша слава, Россия, Наша молодость, наша краса.

(77, Антокольский. "От пункта Эн на запад")

7. Вели сказка в дверь стучится.

Ты скорей её впусти. Потому что сказка — птица: Чуть вспугнешь — и не найти.

(С. Островой. "Чудо-мастер")

ш — ж, ч, щ

1. Желанье счастия в меня вдохнули боги:

Я требовал его от неба и земли И вслед за призраком, маняшим издали.

Жизнь перешёл до полдороги. Но прихотям судьбы я боле не служу: Счастливый отдыхом, на счастие похожим, Отныне с рубежа на поприще гляжу — И скромно кланяюсь прохожим.

(Е. Баратынский. "Безнадежность")

Скошена горошина, Брошена и взвешена. Ситом распорошена, В колобок замешана.

(М. Дудин. "Скошена горошина...")

Кувшинкам трудно до вершин. Кувшинкам хочется в кувшин, Хотя бы очень небольшой. Но с человеческой душой.

(Л. Мартынов. "Кувшинка")

Ты, Гамлет, спишь!.. Ты, мальчик, видишь сон, Где в отчем доме бродит призрак отчий. Блудница-мать, вернувшись с похорон, Убийцу нежит с наступленьем ночи. Друзья шпионят, и спешит корабль — Твой гроб летит под парусом холщовым.

(Ю. Мориц. "Ты, Гамлет, спишь!..")

У слепых я учился и зрячих, Я учился всегда и везде. На чужих я учился удачах. На своей я учился беде.

(А'. Кулиев, "Стихи, сказанные после чтения своей книги")

Как надо петь, меня сначала Учила мать, когда она Ночами колыбель качала И льнула к облаку луна.

(Р. Гамзатов. "Поздней, когда у перевала...")

Кто следующий?

Ты — следующий!

Во многом еще не сведущий,

Но ясную цель преследующий.

Моим оружьем орудующий, —

Откликнись,

Товарищ

Будущий!

"Троллейбус рванулся из мрака.,,")

(Л. Мартынов. "Кто следующий")

И пусть не забудет живущий На этой летящей во мгле, Гудящей, свистящей, ревущей. Крутящейся в бездне земле: Копь будут увечить, калечить. Но только своею рукой Удастся тебе обеспечить Желательный мир и покой!

(Л. Мартынов.

1. Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна. Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!".

(А. Пушкин "Сказка о золотом петушке")

2. Вдруг раздался легкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел

И царю на темя сел...

(А. Пушкин. "Сказка о золотом петушке")

3. Если б Зевсова десница Мне вручила ночь и день, — Поздно б юная денница Прогоняла черну тень! Поздно б солнце выходило На восточное крыльцо; Чуть блеснуло б и сокрыло Задень рдяное лицо...

(К. Батюшков. "Ложный страх")

4. Я цветок назвала — и цветок заалел. Венчик вспыхнул, и брызжет пыльца. Птицу я названа — голос птицы запел, Птенчик выпорхнул в свет из яйца.

(Ю. Мориц. "Я цветок назвала...")

5. Надежда, белою рукою сыграй мне что-нибудь такое, чтоб краска схлынула с лица, как будто кони от крыльца.

(Б. Окуджава. "Надежда, белою рукою.,.")

М — М'; Н — Н'

1. Если

Гаванну

окинуть мигом —

Рай-страна,

страна, что надо. Под пальмой

на ножке стоят

фламинго.

Цветет

колларио

по всей

Ведадо.

(В. Маяковский. "Блэк энд уайт")

2. До утра юная княжна

Лежала, тягостным забвеньем, Как будто страшным сновиденьем, Объята, — наконец она Очнулась, пламенным волненьем И смутным ужасом полна.

(А, Пушкин. "Руслан и Людмила")

3. Не часто к нам слетает вдохновенье, И краткий миг в душе оно горит; Но этот миг любимец муз ценит. Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье, И яд во всем, чем сердце дорожит. Забыты им: восторженный пнит Уж прочитал свое предназначенье.

(А. Дельвиг. "Вдохновение")

4, Этой Ночью,

Ночью летней.

Вьется хмель тысячелетний

По железу.

По бетону,

По карнизу,

По балкону.

(Л. Мартынов. "Ночью")

5. Я шел ко дну.

Дошел до дна, Пошел по дну — И не страшна Мне никакая глубина.

(Л. Мартынов. "Морское дно")

6. Все, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках.

(А. Блок, "Равенна")

7. Мы — ржаные, толоконные,

Пестрядинные, запечные. Вы — чугунные, бетонные, Электрические, млечные.

Мы — огонь, вода, и пажити Озимь, солнца пеклеванные,


Вы же тайн не расскажете Про сады благоуханные.

(И. А. Клюев. "Мы ржаные, толоконные...")

Л — Л'

1. И царевна к ним сошла. Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.

(А. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне...")

2. Там, где море вечно плещет На пустынные скалы.

Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы, Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь. Мне вручила талисман.

(А, Пушкин. "Талисман")

3. Вот сын её, — он — тайна Иеговы — Лелеем девы чистыми руками.

У ног её земля под облаками, На воздухе нетленные покровы.

(А. Фет. "К Сикстинской мадонне")

4. Жизни баловень счастливый. Два венка ты заслужил; Знать, Суворов справедливо Грудь тебе перекрестил;

Не ошибся он а дитяти; Вырос ты — и полетел. Полон всякой благодати. Под знамёна русской рати, Горд, и радостен, и смел.

(И. Языков, "Денису Васильевичу Давыдову")

5. В лесу заметней стала ёлка, Он прибран засветло и пуст. И, оголенный, как метелка. Обдутый изморозью золкой, Дрожит, свистит лозовый куст.

(А. Твардовский. "Ноябрь")

Р — Р'

1, Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.


Прокатилось над рощей немою. Засветилось на том берегу.

(А. Фет. "Вечер")

2. Стою в бору. Сосновый это бор, Густой и не подвластный ураганам. Как действующий высится собор. Который знаменит своим органом.

(К. Ваншенкин, "В бору")

3. Я за счастьем все время в погоне. За дорогой дорога подряд. Телевнденья быстрые кони Бубенцами в эфире звенят.

(М. Светлое. "Голоса")

4. На реке на Свири Рыба, как в Сибири, Окуни, лини Средней долины.

(И. Некрасов. "Современники")

5. Дробясь о мрачные скалы. Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орды,

И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал

Загородил, И Терека могущий вал остановил.

(А. Пушкин. "Обвал")

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки занимают в работе над дикцией особое место. Цель работы над ни­ми — научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности, сложные зву­косочетания, имеющиеся в них.

В русском фольклоре "соль" скороговорки в том, что сочетания некоторых звуков трудно произносятся, да еще при многократном повторении их в быстрой речи ошибоч­ная замена одного звука другим создает комический эффект. Особенно часто происходит это со звуками р—л, с—ш, з—ж, ч—ц. При работе над скороговоркой прежде всего надо твердо помнить, что ты говоришь, т. е. не терять логики в скороговорке.

В сочетаниях глухих согласных часто наблюдается исчезновение первого звука со­четания, и мы слышим: "Кёт кач кани на плаки Тани" вместо "Ткёт ткач ткани на плат­ки Тане".


Скороговорки интересны, как мы уже говорили, прежде всего как материал для ра­боты над дикцией. С их помощью мы добиваемся чистоты и точности произношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе.

Скороговорки — это всегда забава, и работать над скороговоркой надо весело. В ней нет глубоких мыслей, как в пословице или поговорке, но в ней всегда есть материал для шутки. Поэтому мы рассматриваем скороговорку не только как техническое упраж­нение, но и как материал, помогающий развитию фантазии актера, умению оценивать забавные ситуации и передавать их партнеру выразительно и ярко. В скороговорке ска­зывается любовь русского народа к чистой, четкой речи.

К текстам скороговорок прибавлены специально составленные для работы над дик­цией фразы, в которых встречаются слова с трудно произносимыми сочетаниями соглас­ных.

* * &

Активность дикции актера в большой степени зависит от точного знания, ради чего говорит он тот или иной текст. Совершенно недопустимо механическое, бес­смысленное пробалтывание текста.

Многолетнее наблюдение показало, что скороговорки запоминаются скорее и про­износятся чище в любом темпе и при многочисленном повторении их тогда, когда уча­щийся, актер во время тренировки помнит и "видит" то, о чем он говорит и точно знает, зачем и кому направлен текст скороговорки.

Начинать работу над скороговорками надо в медленном темпе, точно определив в каждой скороговорке её смысловую направленность, нафантазировав очень простые и конкретные жизненные обстоятельства, при которых возможно повторение текста.

1. Короткие скороговорки можно повторять целиком несколько раз подряд, напри­мер: Либретто "Риголетто" (с действенной задачей продать либретто).

2. В других скороговорках удобнее и вернее логически будет повторять только два- три слова скороговорки: Шел деготник, а мне не до деготника, не до деготника, не до деготника, не до деготниковой жены (с действенной задачей отказаться от разговора о деготнике).

3. В некоторых скороговорках для уточнения мысли можно переставлять порядок слов: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши; из-под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше; дала сыворотку из-под простокваши мамаша Ромаше (на­пример, с действенной задачей успокоить партнера: Ромаша сыт! Его накормила мама­ша!).

4. В отдельных случаях при тренировке можно соединять близкие по смыслу скоро­говорки: Инцидент с интендантом, инцидент с интендантом, четверть гороха без червоточинки, без червоточинки четверть четверика гороха (с действенной задачей уличить интенданта: выбрал самый хороший горох!).

Совершенно необходимо при работе над скороговоркой избегать однотонного про­изнесения текста.

Выразительности и разнообразию интонаций помогает, как мы уже говорили выше, способность актера оценивать факты, уметь увлекать партнера. Поэтому любые паузы (не пустые, а заполненные внутренней речью), прием противопоставления и сравне-

ния — дают возможность даже в таких маленьких текстах, как скороговорки, использо­вать выразительные средства голоса: силу и легкость, повышение и понижение голоса, смену темпа, диапазона голоса, — словом, все богатство человеческой речи.

Как и при любой работе над текстом, категорически запрещается "пробалтывать" скороговорки в пространство, В жизни у человека всегда есть товарищ для обмена мыс­лями, есть цель, задача, отношение и к тому, о чем говоришь, и к тому, кому и зачем го­воришь. Так и в скороговорке всегда есть "материал" для диалога с партнером.

Вся работа по технике речи должна проверяться словом, текстом, а все, что выра­жено словами, должно быть осмысленным, ярким, убедительным. Это надо не забывать и в работе над скороговоркой.

Когда учащийся уточнил интересные для него обстоятельства этих маленьких тек­стов и освоил артикуляцию трудных сочетаний согласных, можно постепенно убыстрять темп речи, но опять-таки не механически, а точно определив, при каких жизненных об­стоятельствах необходима быстрая речь. В некоторых случаях можно начинать произно­сить скороговорку медленно, постепенно убыстряя темп, оправдывая это в процессе по­вторения.

Иногда, коща позволяет смысл текста, можно резко менять при повторении темп, можно использовать силу и легкость звука. Только не надо забывать, что одновременное использование силы и быстроты вредит четкой дикции. Мы разделили тексты скорого­ворок на три группы, подобрав их для тренировки по группам согласных.

К работе над скороговоркой можно приступить после того, как артикуляция каждо­го звука и звукосочетания проверена и закреплена в его верном произнесении.

Если скороговорка все же осваивается с трудом, её полезно тренировать сначала беззвучно и очень медленно, и только затем в более быстром темпе.

Занятия скороговорками следует начать с легких, постепенно прибавляя более труд­ные и сложные. Если в речи есть дефектные звуки, то нельзя начинать работать над ско­роговорками, имеющими эти звуки. Сначала надо избавиться от недостатков речи.

6, п, е, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да н Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

8. Около кола колокола, около ворот коловорот.

9. Шакал шагал, шакал скакал.

10. Купи кипу пик.

11. Купи кипу пуха.

12. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

13. Ткет ткач ткани на платки Тане.

14. Водовоз вез воду из-под водопровода.

J5, Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.

16. В один, Клим, клин колоти.


17. Стоит копна с подприкопёночком.

18. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

20. У ёлки иголки колки.

21. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

22. Все бобры для своих бобрят добры.

23. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

24. На меду медовик, а мне не до медовика.

25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

29. У нас гость унёс трость,

30. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

31. Бомбардир бомбардировал Бравденбург.

32. Рододёнлроны из дендрария.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Шел деготнйк, а мне не до деготникй, не до деготниковой жены.

35. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

36. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

37. Хвалю халву.

р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.

2. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпору- чицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапор- щицу промолчал.

6. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

7. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вщоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

9. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

10. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

11. Рыла свинья белорыгта, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. Карп у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

16. Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.

17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь,

18. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

19. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колокол о век и. Надо колпак перекол паковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, пе- ревыколоколовать.

20. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

21. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

22. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

23. Король — орёл.

24. Курьера курьер обгоняет в карьер.

25. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

26. Регулировщик лигурнец регулировал в Лигурии.

27. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

28. Гонец с галер сгорел.

29. Талер тарелка стоит.

30. Идти на рать, так бердыш брать.

31. Интервьюер интервента интервьюировал.

32. Либретто "Риголетто".

33. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

34. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

35. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

36. Во мраке раки шумят в драке.

37. Жри во ржи, да не ржи.

38. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

39. Город Нерль на Нерли-реке.

40. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

41. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

42. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

43. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

44. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

45. А мне не до недомогания.

С, 3, ш, ж, ч, щ, ц

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Предыдущая статья:СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, 5 страница Следующая статья:СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, 7 страница
page speed (0.1074 sec, direct)