Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Культура, Искусство

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, УСТРАНЕНИЕ ДИАЛЕКТНЫХ ОШИБОК В РЕЧИ СТУДЕНТОВ, 1 страница  Просмотрен 173

 

13.

Кабан, кабана; мн. ч. — кабаны, кабанов, кабанами. Кладовая, кладовой. Километр, километра, километры, километров. Каталог. Атлас. Кета, кетовая. Кит, кита, киту. Ки­товый ус. Козырь, козыря; мн. ч. — козыри, козырей. Инок, инока. Знахарь, знахарка, знахарство. Коклюш, коклюша. Мизерность, мизерная. Роженица.

 

14.

Клуб, клубы. Мелочный и мелочной, мелочная. Рыкать, рыкаешь, рыкает, рыкание. Рюкзак, рюкзака. Пропасть, пропасти; мн.ч. — пропасти, пропастей, пропастями. Раз­лить, разлила, разлили, разлил. Разморить, разморишь.

 

15.

Дервиш. Декольте. Термос. Термостат. Дебет. Декаданс. Декамерон. Макбет. Мак- дуф. Декорум. Мистер, Дельта. Дегустатор. Дегустация. Регби. Деградация. Каденция. Синтез, синтезированный. Тезис. Атеист, атеизм, атеистический. Дека. Дезинформация. Теза, тезис.

16.

Редукция, редуцированный. Телескоп. Термометр. Прогресс. Регресс. Дезертир. Дез­инфекция. Дегенерат. Девиз. Дефект. Претензия. Резерв. Резервация. Реглан. Декрет, де­кретный. Музей. Декада, подекадный. Декан. Декатировка. Декламация. Декорация, Резе­кция. Резервуар. Резервист.

 

Статуя, род. п. — статуи; мн. ч. — статуи, статуям, статуями. Станковый, станковая. Стена, стены, стену; за стену, на стену; мн. ч. — стены, стенам, стенами; по стенам, за стенами, в стенах. Татуировка, татуированный, татуированная, татуировать. Стекло, род. п. — стекла; мн. ч. — стекла, стекол.

 

18.

Скопировать, скопируешь. Сковорода, род. п. — сковороды; мн. ч. — сковороды, сковород, сковородам. Седина; мн. ч. — седины, сединам; сединами, о сединах. Тень, род. п. — тени; мн. ч. — тени, теней; сижу в тени. Откупщик, откупщица. Отвинтить, отвинтишь. Включить, включу, включишь, включит; включим, включите, включат. Опро­метью. Омоложение. Опека, род. п. — опеки.

 

19.

Первенец. Первенство. Перевитый, перевитая; перевит, перевита, перевито, переви­ты, Переданный, переданная; передал, передала, передали. Переснятый, переснятая; пе­реснял, пересняла, пересняли. Рассекший, рассекшая. Саднить, саднит. Сверлить, свер­лишь.

20.

Слой, слоя; мн. ч. — слои, слоев, слоями. Смотрящий, смотрящая. Снадобье, сна­добья, снадобьем. Современник, современность. Соболезновать, соболезнуешь, соболез­нование. Сени, сеней, в сенях, из сеней. Тетива, тетивой, тетиву. Тигровый, тигровая. Убыстрить, убыстришь.

 

Глава 2

 

УСТРАНЕНИЕ ДИАЛЕКТНЫХ ОШИБОК В РЕЧИ СТУДЕНТОВ

Приведенные правила литературного произношения осваиваются на групповых заня­тиях всеми студентами. На индивидуальных занятиях обращается особое внимание на те ошибки, которые встречаются в речи каждого студента в отдельности.

Среди студентов довольно часто встречаются учащиеся, произношение которых от­мечено чертами того или иного говора. Ведь студенты приезжают учиться из разных ре­гионов страны, где до сих пор существуют локальные разновидности литературного про­изношения. Отступления от норм орфоэпии проявляются и в фонетике, и в интонации (мелодике).

Необходимо знать, в чем именно проявляется влияние регионального говора, на ка­кие произносительные черты надо более всего обратить внимание на индивидуальных за­нятиях с каждым студентом.

Можно выделить четыре основные географические зоны, каждая из которых отли­чается характерными диалектными особенностями, наиболее "проникающими" в произ­ношение жителей каждой из этих зон. Зоны севернорусских областей, южнорусских об­ластей, среднерусских областей. Эти зоны соответствуют делению всех диалектов на се­вернорусское, южнорусское наречия и переходный, среднерусский, говор. И четвертая зона — очень большая, куда входят регионы Сибири, Дальнего Востока.

Зона севернорусских говоров

Итак, первая зона — зона севернорусских областей (Архангельск, Кострома, Волог­да, Кинешма, Иваново, Псков, Великие Луки, Ярославль, города северного Поволжья, северного Урала). В севернорусских говорах звук г звучит как взрывной, что соответст­вует литературному произношению (Пинега, оглянуться). Различается так называемое "оканье" — отсутствие качественной редукции, изменения звука о в безударном положе­нии, В литературном произношении, как известно, звук о произносится как а, если он стоит непосредственно перед ударением (тогда) и как средний звук между а/ы во 2-3-ем слогах перед ударением или в любом заударном слоге (молодо-зелено, постоим, подко- локольный). В речи старшего поколения можно услышать: складнО, говОрю, мдлОдО- зёленО, запОгуливали, что характерно для северных диалектов.

Без редукции произносится здесь и е безударный: принЕсу, насмЕхались. А в лите­ратурной речи он должен звучать как средний звук между ие (несу) или /ь/ (теле­графировать). Глагольные окончания в 3-ем лице в севернорусских говорах звучат твер­до, как и в литературном произношении (захочет, кричат).

Обратите особое внимание на интонационное своеобразие севернорусских говоров. Оно выражено в некотором голосовом повышении в конце фразы, как бывает при запя­той, когда мысль не закончена и продолжает развиваться. Последний слог, независимо от того, ударный он или нет, сопровождается голосовой растяжкой и звучит иногда длиннее ударного слога.

Севернорусские говоры в речи молодежи проявляются не напрямую, а в завуалиро­ванных, стертых формах. В речи их появляется не литературное умеренное аканье, а пе­реходные к нему формы, как бы "стыдливое аканье". Там, где должен звучать а {вода), и где раньше они произнесли бы "вОда", звучит "вЭда", то есть, устраняется лабиализа­ция — вытягивание вперед и округление губ, но сохраняются раствор рта и подъем язы­ка, характерные для о. Поэтому звучит: вЭда, дрЭеа, прЭшу. Иногда переходные формы от оканья к литературному аканью могут иметь и другой характер — может слышаться ы: вЫда, дрЫва, прЫшу. Или средний звук между а/ы: въда, дрьва, пръшу. Возможна да­же полная редукция, до нуля предударного о: говорила, хорошо (вместо: говорила, хо­рошо)'.

В севернорусских областях, граничащих с Белоруссией, может сказываться влияние так называемого диссимилятивного аканья, которое характеризуется э или ы-образным звуком на месте предударных о или а (например: тЭкая или тЫкая — вместо тАкая; трЭва или трЫва — вместо трАва; скЭзал или скЫзал — вместо скАзал).

Таким образом, если мы слышим такое произношение, то "лечить" надо не дикцию студента — здесь не помогут призывы говорить четко, не глотать звуки. Здесь надо уст­ранять диалектные черты произношения, обратить внимание на характер отступления от литературной орфоэпической нормы.

Кроме того, в областях севернорусской зоны встречается так называемая равновели- кость — одинаковое по долготе звучание ударного и безударного слогов, в то время как в литературном произношении ударный слог звучит длиннее безударных. На первый взгляд, равновеликость выглядит скороговоркой. Но и здесь "лечить" надо не дикцию. Равновеликость — следствие отхода от литературного произношения, и здесь надо рабо­тать с актером над освоением произношения, прежде всего ударных гласных, а затем об­ратить внимание на характер изменения произношения безударных гласных, на их коли­чественную и качественную редукцию.

Часто на стыке слов звучит союз и — вИталии, такИвстретились, в то время как литературная норма требует здесь звука ы: вЫталии, такЫвстретились.

Что касается интонации, то и здесь её влияние завуалировано. И все же: в конце фразы часто звучит восходящая мелодика, как при вопросе или запятой: мысль как бы не завершается, не ставится точка. Равновеликость и мелодическое повышение тона (иногда и с растяжкой последнего слога) наиболее определенно выражены в речи сту­дентов, приезжающих из городов, сел северного Урала.

Студентам, в речи которых есть черты говора севернорусской зоны, полезно пред­ложить:

1) Чтобы избавиться от равновеликости, произносить слова, фразы, небольшие тек­сты, вьщеляя ударный слог. Ударный слог выделяется разными способами. Прежде всего, большей напряженностью произносительного аппарата, — силовое или динамическое
ударение. Подчеркните его энергичным взмахом руки на ударном слоге. Кроме того, ударный слог выделяется длительностью, долготой гласного (количественное ударение). Можно дополнительно подчеркнуть длительность ударного слога, сопровождая его плав­ным жестом руки. И есть третий способ выделения ударного слога — музыкальный, при котором он выделяется изменением высоты тона.

Пишется

2) Чтобы избавиться от диссимилятивного аканья, э- или ы-образного звука на месте о и а предударных, произносить в определенном порядке специально подобранные сло­ва. Помнить, что о и а предударные звучат, как [я].

Двусложные слова с ударением на втором слоге

Произносится

 

барак сарай замок пора вокзал доклад ловкач сорняк

 

б/а/рак с/а/рай з/а/мок п/а/ра в/а/кзал д/а/клад л/а/вкач с/а/рняк

 

 

 

 

 

 

 

фонтан

 

ф/а/нтан

 

Коран мороз конец

 

К/а/ран м/а/роз к/а/нёц м/а/мёнт пр/а/стор
момент простор
п/а/жар к/а/ллаж
пожар коллаж

 

 

 

 

 

 

 

Трехсложные слова с ударением на втором слоге

 

(не забудьте: заударные она редуцируются, произносятся как а/ы)

 

 

 

 

 

 

 

Пишется

 

Произносится

 

к/а/робкь с/а/лбмъ п/а/рддь р/а/бдть ф/а/н&мъ к/а/лйнъ с/а/лднкь п/а/лёнь зл/а/дёйкъ к/а/бйнь б/а/ранкъ

 

коробка солома порода работа фонема калина солонка полено злодейка кабина баранка

 

зн/а/комствъ п/а/дранък пл/а/нтатьр бл/а/жёнствъ н/а/стырнъсть

 

знакомство подранок плантатор блаженство настырность

 

Трехсложные слова с ударением на третьем слоге

 

(не забудьте: опав предпредуларном слоге редуцируются, произносятся как а/ы)

Пишется Произносится
каравай кьр/а/вай
палантин пъл/а/нтйн
саквояж ськв/а/яж
договор дьг/а/вор
новосел нъв/а/сел
лоботряс лъб/а/тряс
монолог мьн/а/лдг
толокно тъл/а/кно
барабан бьр/а/бан
садовод съд/а/вод
каланча кьл/а/нча
тарантас тьр/а/нтас
водопой въд/а/пой
скоморох скьм/а/рох
половик пъл/а/вик
гороскоп гър/а/скоп
гастролёр гъстр/а/лёр
баловство бъл/а/вствд
 

 

Многосложные слова, в которых встречаются аа о предударные, предпредударные и заударные, а также безударные о и а в начале слова (не забудьте: о и а безударные в начале слова всегда произносятся как звук а):

Произносится

прътив/а/дёйствъвъть

кьнст/а/т иръвътъ

пръпърци/а/нальньсть

аб/а/лдчкь

зьбьррик/а/дйръвьтъ

мьр/а/дёрстеь

мълък/а/вдз

нъе/а/стройкь

Пишется противодействовать констатировать пропорциональность оболочка забаррикадировать мародёрство молоковоз новостройка амазднка

ам/а/зднкь

 

кьнкист/а/ддр гълъв/а/тяпствъ рът/а/зёйствъ блъгъв/а/спйтьнньсть п/а/слёдъвътельньсть

 

конкистадор головотяпство ротозейство благовоспитанность последовательность

 

3) Произносите и, стоящий на стыке слов между твердыми согласными, как ы:

 

Пишется Произносится
без интереса безЫнтереса
без инициативы безЫнщиативы
с игроками сЫгроками
в институте вЫнституте
без Икара безЫкара
под илом подЫлом
с иглой сЫглой
к Игорю кЫгорю
под ивою подЫвою
с интересом сЫнтересом
без Инны безЫнны
над иллюстрацией надЫллюстрацией
в Индии вЫндии
 

 

Задание: подберите слова к указанным правилам произношения гласных. После каждого слова ставьте точку, т. е. заканчивайте мысль. Это поможет избавиться от мело­дического повышения тона в конце фразы, свойственного говорам севернорусской зоны.

Зона среднерусских говоров

Л на что надо обратить внимание учащихся, живших в областях среднерусской зо­ны? В этой зоне — Владимир, Пенза, бассейн Каспия, среднее и нижнее Поволжье (Самара, Саратов, Астрахань, Армавир, Красноводск и пр.). Здесь, наряду с широким распространением литературного произношения, есть и отступления от него, так как в этой зоне присутствуют среднерусские окающие говоры. В речи старшего поколения можно услышать ярко выраженное оканье, а также произношение без редукции безудар­ных е (сегодня, ведро, не нравится, с песочком)', звука я (ядрены). Есть стяжение глас­ных: выкидывать — вместо: выкидываешь. Прилагательные произносятся с усеченной концовкой (солёны, дубова, крупна — вместо: соленые, дубовая, крупная). Интонация отличается певучестью, конец фразы сопровождается мелодическим понижением тона, что свойственно интонации литературной речи.

На речь молодежи из среднерусской зоны говоры также оказывают влияние, но ина­че, в другой форме, чем в зоне севернорусских областей. Здесь влияние оканья проявля­ется в полной редукции (вплоть до исчезновения, до нуля) гласного о или даже а второ­го предударного слога, в то время как в литературном произношении здесь должен быть
средний звук между а/ы. И тогда вместо говорила, хорошо, горячо, сапоги может звучать: говорила, х'рошд, г'рячб, с'погй. Такой же редукции может подвергаться и первый зау­дарный слог: вместо ниточка, баночка, радость, молодость (где звучит заударный сред­ний звук между а/ы) — можно услышать: нйт'чка, бан'чка, радость, молодость. Здесь, таким образом, изъяны речи — не в дикции, а в присутствии диалектных орфоэпиче­ских черт. Такое произношение производит впечатление речи неинтеллигентной, про­стецкой, даже вульгарной. Здесь также необходимо говорить о литературных орфоэпиче­ских нормах.

Студентам, в речи которых есть черты говора среднерусской зоны, необходимо наи­большее внимание обратить на освоение правила произношения она безударных, под­вергающихся качественной и количественной редукции.

Произносить редуцированный звук о и а в предпредударных слогах, не "проглаты­вая" его до нуля.

Пишется Произносится
сарафан сър/а/фан
голова гъл/а/ва
самолёт съм/а/лёт
Парагвай Пър/а/гвай
карантин кьр/а/нтйн
полевод пълевдд
полиглот пълиглдт
Таганрог Тъг/а/нрог
водопой въд/а/пдй
мастерство мъстерствд
Лафонтён Льф/а/нтён
карамёль кьр/а/мёль
 

 

Произносить редуцированный звук о и а в заударном слоге, также помня, что его редукция не должна доходить до нуля.

Пишется Произносится
скромность скрдмн/ь/сть
важность важн/ъ/стъ
тросточка трост/ь/чкь
веточка вёт/ь/чкь
поросль пдр/ъ/сль
головы гол/ь/вы
холодно хол/ь/днъ
корочка кдр/ь/чкь
 
Задание'. Подберите слова к указанным правилам. Тренируйте верное произношение предударных и заударных гласных.

 

 

 

Зона южнорусских говоров

В зону южнорусских говоров входят Рязанская, Тамбовская, Тульская, Смоленская, Воронежская, Калужская, Орловская, Курская и др. области. В речи старшего поко­ления можно услышать то, что свойственно всем южнорусским диалектам: аканье (то есть произношение она предударных как а (это верно для литературного произноше­ния): Фат (Фома), касить (косить). Правда, аканье здесь чрезмерное, характерное для диалекта. "Акают" иногда даже там, где должен звучать средний звук между а/ы, то есть в заударных и 2-ом предударном слогах: залатой и даже на месте других гласных: жАна, спинастАй, рукодельнАй — вместо жена, спинастый, рукодельный. Звук г произносится не как взрывной (это принято в литературном произношении), а как звук фрикативный (обозначим его условно "у"): уаварю, пауади (говорю, погоди). В конце слов звук г так­же звучит как фрикативный — х: снеХ (снег) — вместо литературного спек, когда про­исходит оглушение звонкого г и переход его в к.

Безударный е в этих диалектах может не редуцироваться, либо он переходит в и или даже в я. Например, весна может произноситься в диалекте весна, внсна, вясна, — то есть слышится "яканье" даже на месте безударного е. Отчетливо, без редукции произ­носится и безударный я: приняла, в зятья, Рязань, ребятишки, плясать и даже я во (его), провала (провела), плявать (плевать), пяку (пеку) и т. д. То есть я звучит на месте е. Глагольные окончания в третьем лице могут прозвучать здесь мягко: глядить (глядит), привязугь (привезут).

В речи многих жителей южнорусских областей — даже в речи молодежи — до сих пор может встретиться фрикативный звук г (снех, уолова, поуоди — вместо: снек, голо­ва, погоди). Это наиболее характерная для зоны произносительная диалектная черта. Встречается и яканье, но в речи городских жителей, интеллигенции я может прозвучать только на месте безударного я (и не встречается вместо безударного е). И потому можно услышать: янтарь, пятак, рябина (в то время, как я безударный здесь должен звучать как средний звук между и/е—ие).

Отмечают языковеды и диссимилятивное аканье в этой зоне (помните? трЫва, вме­сто трАва; скЫзал, вместо: скАзал). Очень распространена и редукция 2-го предударно­го слога на месте она. Там должен звучать, как вы помните, средний звук между а/ы, а звучит — ы: пЫлюбйл, нЫрубйл, зЫпирать (полюбил, нарубил, запирать).

Итак, диалектными чертами, наиболее проникающими в речь жителей этой зоны, являются: диссимилятивное аканье, ы-образное произношение 2-го предударного о и а, иногда произношение фрикативного г, и произношение я безударного без редукции (притЯжёние, поЯвйлся). На эти диалектные черты и надо обратить особое внимание.

В городах, расположенных вблизи Украины (например, в Ростове-на-Дону, Красно­даре и др.), ощущается, кроме того, сильное влияние фонетики и интонации украинско­го языка. Тогда в речи может отсутствовать уподобление согласных по глухости-звонко­сти, они могут произнести, например, певчие — вместо: пефчие. Может отсутствовать и оглушение звонких согласных в конце слов: родственников, коров, уж — вместо: род­ственников, короф, уш. Может звучать "ы" на стыке слов, а должен звучать ы: такЫбу- дет (а не такИбудет), Твердые звуки ш и ж могут неверно смягчаться последующими мягкими согласными — суждение, а должно звучать: суждение. После чащ безударные а иногда произносят как а (надо как и/е).

Осваивая литературные орфоэпические нормы, учащиеся из этой зоны могут трени­ровать произношение о я а предударного и заударного, а также и на стыке слов, исполь­зуя уже приведенные для других зон упражнения.

Кроме этого, должны особенно внимательно отнестись к освоению следующих пра­вил:

— Произносить г как звук взрывной. Помнить, что в конце слов звучит к (закон ог­лушения):

Пишется Произносится
стог сток
порог порок
острог острок
враг врак
полог полок
носорог носорок
диалог диалок
полилог полилок
берег берек
 

 

— Произносить слова, в конце которых пишется звонкий звук. Помнить, что в зву­чащей речи он произносится глухо (закон оглушения звонких в конце слов):

Пишется Произносится
пейзаж пейзаш
рожь poui
диагноз диагнос
врозь врось
Петербург Петербурк
призыв призыф
новь нофь
холод холот
грудь груть
ледоруб ледоруп
Обь Опь
 

 

— Осваивать закон уподобления звуков по глухости-звонкости.

Пишется Произносится
коротка коротка
успевший успефший
редкость реткость
близкий блиский
когти кокти
сторожка сторошка
к городу г городу
 

 

— Произносить слова, в которых встречается безударный а после ч н щ. Помнить, что здесь а звучит как и/е.

Пишется Произносится
запечатлен запеч/ие/тлён
увенчанный увё енч/ь/нный
часовой ч/ь/совой
молчаливый молч/и/лйвый
очарование оч/ь/рование
частота ч/ъ/стота
щавель щ/ие/вёль
площадь плдщ/ь/дь
площадной площ/и'/днбй
 

 

Произносить я и е безударный как и/е. Помнить, что е, я в начале слова, после гласных, после ь, ь произносятся и с йотацией й.

Пишется Произносится
тяжёлый т/ие/жёлый
пятак п/ие/так
посвящёние посв/и'/щёние
клянйсь кл/ие/нйсь
мыслящий мысл/ь/щий
ядовйтый /йь/довйтый
появился по/йие/вйлся
лекарство л/ие/карство
произнесён произн/и'/сён
пересуды п/ь/р/ие/суды
трапезная трап/ь/зная
еловый /йие/ловый
 

 

Произносить слова с ui, ж. Помнить, что эти звуки в русском языке произносятся твердо, даже если стоят перед мягкими согласными.

сегодняшний швея
всегдашний шлея
прежний шлем
прежде жница
вешние жнивьё
внешне штиблеты
суждение шлица
наваждение жди
предупреждение Рождество
 

 

Задание. Подберите слова к указанным правилам. Тренируйте их верное произно­шение.

 

Зона говоров Сибири, Дальнего Востока

 

И, наконец, 4-я зона — зона Сибири, Дальнего Востока. Произношение в этой большой зоне чрезвычайно пестро, неоднородно. В нем сталкиваются признаки северно­русских, южнорусских говоров, здесь сильное влияние оказывает украинский акцент и акценты других языков. Ведь в Сибири и на Дальнем Востоке живут представители мно­гочисленных национальностей. Поэтому языковеды говорят, что современный сибирский город можно сравнить с кузницей, где синтезируются, переплавляются различные произ­носительные нормы.

При всем различии, пестроте произношения русских жителей Сибири и Дальнего Востока выделим наиболее характерные отступления от литературных орфоэпических норм.

Наиболее распространена в речи местных жителей так называемая равновеликость. Помните? Она выражается в относительной равномерности ударного и безударного сло­гов по длительности и силе, в то время как в литературной речи ударный слог звучит длиннее и интенсивнее. Часто встречается ы-образный предударный она: пЫшел (по­шел), скЫзал (сказал), Может отсутствовать уподобление согласных по глухости-звонко­сти, оглушение звонких согласных в конце слов. Может встречаться фрикативный звук на месте г (помох, вместо: помок)', мягкое звучание ш и ж перед мягкими согласными (прежьде — вместо: прежде): ы-образное о и а во 2-м предударном слоге: (зЫлоти- стый — золотистый); либо утрата его до нуля (зУлотистый).

Обратите внимание и на растяжку заударных гласных в открытых конечных слогах. Например: доро-га-а, верзи-ла-а. Так звучит часто конец фразы, требующей завершения мысли, утверждения чего-либо. Здесь сказывается влияние своеобразного интонационно­го оформления фразы, свойственного сибирским говорам.

Задание. Подберите слова, в которых встречаются перечисленные правила произно­шения. Тренируйте верное произношение.

Знакомство с правилами современного литературного произношения — лишь пер­вый шаг в работе над культурой речи. Чтобы говорить правильно, надо затратить много времени и труда, нужна постоянная специальная тренировка. Надо научиться наблюдать в жизни не только за своей речью, но и за речью окружающих, быть внимательным к речи преподавателя, которая является примером для учащихся.

Необходимо систематически прослушивать пластинки или записанные на магнито­фонные пленки выступления актеров, чтецов, речь которых также может служить образ­цом правильного произношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению выступ­ления лингвистов, посвященные вопросам устной речи.

Но только слушать чужую речь мало. Надо самому активно тренироваться, осваи­вать и закреплять на практике правила литературного произношения. Повторяем, в пер­воначальной работе особенно полезно пользоваться магнитофоном: записать свою речь, прослушать, сверить с хорошими образцами и затем повторить запись, исправив заме­ченные отклонения. Слушая себя со стороны, легче заметить ошибки и достижения. Не­даром этот прием широко используется при изучении иностранных языков.

Предыдущая статья:Выходные данные Следующая статья:СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ДИКЦИЯ 2 страница
page speed (0.082 sec, direct)