Всего на сайте:
166 тыс. 848 статей

Главная | Литература

Есть ли герой в лирическом стихотворении? 1 страница  Просмотрен 129

<Название раздела помещаем на шмуце>

 

 


Герой в лирическом произведении

 

 

А

Перед чтением текста назовите главные особенности лирики как рода литературы.

 

 

Термин лирический герой употребляется для обозначения героя в лирическом произведении, как правило, в лирическом стихотворении. В отличие от героя эпического произведения или персонажа (действующего лица) драмы, лирический герой является художественным образом, с помощью которого автор передает исключительно чувства, переживания, отношение к миру, его оценку. Термин «лирический герой» предложен русским литературоведом и писателем Ю.Н.Тыняновым и часто применяется для анализа лирики, однако объем этого термина чрезвычайно широк, поскольку лирика столько же многообразна, сколь неисчерпаем внутренний мир человека и его чувства.

Было бы ошибочно видеть в лирическом герое внутреннего двойника автора, хотя их мироощущение может быть близко и даже совпадать. Например, Пушкин пишет в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» (1825):

Душе настало пробужденье.

И вот опять явилась ты.

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Конечно, в этих строках отражается биографический эпизод (встреча Пушкина с А.П.Керн), однако целью стихотворения является не рассказ о нем – поэтическая мысль стихотворения такова: когда душа человека открывается для любви, его жизнь обретает смысл. И она выражается в преображении лирического героя:

И для него воскресли вновь

И Божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Таким образом, если для героя эпического или драматургического произведения важна биографическая определенностьего образа, то при создании образа лирического героя она переходит на задний план, поскольку в лирическом произведении задача поэта – передача чувстваили его оттенка, общих для всех. Так, несмотря на лиризм образа Аси в повести Тургенева «Ася» (1858), для понимания этой героини необходимо знать обстоятельства ее рождения, воспитания, ее характер. Для понимания же лирического героя стихотворения Лермонтова «Родина» (1841) важно почувствовать силу его любви к родной земле.

В эпическом и драматургическом произведениях поступки и действия героев обусловлены сюжетом. Например, сложность внутренней жизни Гамлета, его протест объясняются бурными перипетиями его жизни, изображенными в сюжете трагедии «Гамлет» Шекспира. В лирическом стихотворении сюжета в обычном понимании этого термина нет, даже если в нем повествуется о каком-нибудь событии, как в стихотворении Некрасова «Школьник» (1856), в котором изображен мальчик, едущий в город учиться. Поэтому в лирическом стихотворении вместо термина сюжетследует пользоваться термином лирическая ситуация.Примером лирической ситуации может служить стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831), в которой показан ангел, несущий «младую душу <…> для мира печали и слез» или стихотворение Маяковского, в котором лирический герой становится свидетелем, казалось бы, будничного уличного происшествия, – падения лошади на скользкой мостовой.

 

 

Б

1. Чем лирический герой отличается от героя эпического и драматургического произведения?

2.

Что означает термин «лирическая ситуация»? Проиллюстрируйте свой ответ примерами стихотворений.


Александр Сергеевич Пушкин

портрет

(1799-1837)

АI. Исследователь творчества Пушкина утверждает: «Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в разных качествах и проявлениях, в падениях и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться – никогда». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Как соотносятся реальные биографические факты и лирические ситуации представленных в этом разделе стихотворений? Можно ли понять и прочувствовать эти стихотворения, не зная предыстории их создания? Обоснуйте свою точку зрения.

· Каков лирический герой стихотворений Пушкина, представленных в этом разделе? Отметьте особенности лирического героя в каждом стихотворении.

· Какими поэтическими средствами создается предельная искренность в выражении чувств и переживаний лирического героя? Свои мысли подтвердите анализом текста.

· Есть ли в данных стихотворениях мотивы «взлета» и «падения» лирического героя? Обоснуйте свою точку зрения.

---------------------

Любовная лирика занимает важное место в поэзии Пушкина. Первые стихотворения о любви Пушкин сочиняет в Лицейский период своего творчества (1913-1917), в них юноша-поэт пытается отразить в лирике свои ощущения и чувства, выразить свой восторг перед девичьей прелестью, разобраться в борьбе рассудка и любви. Таковы стихотворения «Рассудок и любовь» (1814), «Наташе» (1815).

После окончания Царскосельского Лицея в 1817 году Пушкин живет три года в Петербурге. Новые встречи, юношеские впечатления получают выражение в лирических любовных посланиях. Эти послания посвящены талантливым актрисам театра, особенно любимого Пушкиным в петербургские годы, обаятельным светским дамам. Часто эти послания-посвящения появлялись в форме коротких стихотворений, записанных в альбомы знакомых дам. О своих чувствах этого периода Пушкин вспоминает в начале Южной ссылки в стихотворении «Погасло дневное светило» (1820):

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Среди любовной лирики первой половины 1820-х годов выделяются элегии, «Я пережил свои желанья» (1821), «Ненастный день потух» (1824), «Сожженое письмо» (1825), в которых запечатлены любовные чувства поэта времени Южной ссылки. В стихотворении «Я пережил свои желанья» передаются настроения разочарованности в любви и жизни, характерные для романтической поэзии. Таким предстает лирический герой Пушкина романтического периода его поэзии:

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

В стихотворении «Ненастный день потух» описываются чувства грусти и тоски, вызванные разлукой с любимой, любви к ней и постоянной душевной связи:

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна…

А в элегии «Сожженое письмо» с большой силой изображено прощание лирического героя со своей любимой, сжигающего ее письмо к нему и тем самым обрывающего по ее приказанию последнюю связь между ними:

Соне: сюда портрет Воронцовой

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Итак, в любовной лирике первой половины творчества (1813-1825) Пушкин выражал свой восторг перед прекрасным чувством любви, пытался понять его место во внутреннем мире человека, изображал различные оттенки своих любовных переживаний.

 

Б

1. Перечислите основные жанры любовной лирики первой половины творчества А.С. Пушкина? Приведите примеры стихотворений о любви этого периода.

2. Найдите в тексте ответ на вопрос: каковы основные чувства и переживания лирического героя любовной поэзии Пушкина первой половины его творчества?

 

Любовная лирика А.С.Пушкина периода 1825-1830 годов

В ссылке в Михайловском (1824-1826) начинается новый период в творчестве Пушкина. Картины гор Кавказа, Крыма, степей Молдавии, морские пейзажи, изображавшие бурное, неукротимое и величественно-спокойное море, сменяются в лирике поэта снежными просторами, густыми лесами, тишиной и глубиной русской природы. Вот как писал поэт об этой смене в жизни после переезда в Михайловское в стихотворении «К морю» (1824):

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Новый этап начался и в теме любви в поэзии Пушкина: от изображения конкретной истории любви поэт обращается к постижению сути любви, стремится осознать ее природу и проявление в жизни. Главным в любовной лирике Пушкина является стихотворение «Я помню чудное мгновенье», написанное в Михайловском в 1825 году. Биографическим поводом к его написанию послужила встреча поэта в ссыльном уединении поэта со знакомой юности, поразившей его своей красотой и обаянием, – Анной Петровной Керн. Это стихотворение явилось высочайшим шедевром русской лирики, стало образцом совершенства пушкинской поэзии. Оно вошло в музыкальную и певческую культуру благодаря многочисленным переложениям его на музыку и исполнениям в виде романса.

Соне: сюда рядом поместить фотографию Михайловского и портрет А.П.Керн

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено постижению сущности любви, передает ее идеальный образ. Следующие свои лирические шедевры о любви Пушкин создает в 1829 году. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» написано во время путешествия Пушкина в закавказский город Арзрум и вызвано печалью поэта из-за разлуки с любимой, будущей женой поэта – Натальей Николаевной Гончаровой. В нем Пушкин воспевает любовь как неиссякаемый источник света, озаряющий мир. Иное настроение передает стихотворении «Я вас любил»: его лирический герой прощается с любимой, никогда не отвечавшей ему взаимностью. Он прощается с любимой, но не с любовью, потому что, прощаясь, он желает ей счастья взаимной любви.

Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» имело первоначальное название «Легенда». При жизни поэта оно не печаталось по запрету цензуры, поскольку в его содержании усматривалось нарушение церковной морали: рыцарь провозгласил дамой своего сердца Деву Марию вместо традиционного выбора из числа светских дам. Однако у Пушкина этот лирический сюжет означал не смешение Божественного и земного в жизни человека, а утверждал идею, что на сердце человека и его земной любви лежит отблеск Божества. Эта мысль развивается Пушкиным в сонете «Мадонна», написанного в июле 1830-го года и посвященного женитьбе поэта на Н.Н.Гончаровой. Сонет «Мадонна» выражает счастье и безмерный восторг лирического героя, обретшего любовь и семью. Духовной основой произведения были изображения Мадонны с младенцем и Святого Семейства, освящавшие союз мужа и жены. (картинки Гончаровой, Мадонны с младенцем и Святого Семейства.

 

Б

1. Как изменились принципы воплощения темы любви в лирике Пушкина 1825 – 1830-х годов? С чем, по-вашему, связаны эти изменения?

2. О каких стихотворениях Пушкина рассказывается в прочитанном вами тексте? Раскройте биографическую основу этих произведений.

-------------------

А.

Читая стихотворения, обратите внимание на повторяющиеся строки. С какой целью поэт привлекает внимание читателя именно к этим поэтическим фрагментам?

 

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

1825 год

 

------------------

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» прослеживается биографическая канва: оно посвящено Анне Петровне Керн, с которой Пушкин впервые встретился в 1819 году. Известно, что Анна Петровна произвела на поэта сильное впечатление, затем произошли перемены в жизни Пушкина, он был сослан сначала на Юг России, а впоследствии место изгнания было изменено на родовое имение отца – Михайловское. Там, «в глуши, во мраке заточенья» в 1825 году он вторично встретил Керн, приехавшую навестить живших по соседству родственников. Эти биографические факты легли в основу лирической ситуации стихотворения.

Две встречи в жизни стали основой для выражения мысли Пушкина о природе любви: в стихотворении перед лирическим героем дважды происходит чудное явление возлюбленной, «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Эти встречи образуют кольцевую композицию стихотворения: между ними расположен поэтический рассказ о постепенном, неуклонном забвении «чудного мгновенья» и погружения души лирического героя во «мрак заточенья», в котором его оставляет все составляющее смысл бытия для человека, его существование проходит «без Божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».

Перед вторым явлением возлюбленной (это не обязательно материальный, плотский образ, а скорее – «мимолетное виденье» идеальной любви) следует поэтическая строка, выражающая главную мысль стихотворения о природе, происхождении любви в человеке: «душе настало пробужденье…». Пушкин показывает, как рождается любовь: герой забывает прекрасный образ первой встречи и погружается в душевную тьму, он словно бы не узнает любовь. Поэтому пробуждение души перед вторым явлением любви является единственным условием ее рождения и узнавания в герое, а следовательно и в любом человеке. Пробуждение души к любви возрождает весь мир, и стихотворение завершается воскресением чувств лирического героя, вместо опустошающего предлога «без» появляется жизнеутверждающий союз «и»:

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь

объединяющий строки, в которых ценности бытия помещены между словами «Божество» и «любовь», как в круг вечной жизни.

В этом стихотворении большую роль играют эпитеты, они не только его украшают, выполняют характеризующую функцию, но и определяют его смысл. Так, «чудное мгновенье» указывает на появление чудесного в повседневной жизни, «мимолетное виденье» – на то, что чудесное в нашей жизни имеет мимолетный характер, и его нужно уметь увидеть, выражение «чистая красота» говорит о том, что истинная красота состоит не только в совершенстве форм – она невозможна без совершенства души. Выразительно охарактеризована жизнь героя без любви: посреди «шумной суеты», в состоянии «грусти безнадежной», ему лишь звучит «голос нежный» и лишь снятся «милые черты». И только пробуждение души способно пробудить лирического героя к жизни.

 

Б

1. Как меняется душевное состояние лирического героя на протяжении стихотворения? На сколько частей, контрастных по своему настроению, можно разделить стихотворение? Дайте развернутый ответ на вопрос.

2. Пронаблюдайте, какими поэтическими средствами создается музыкальность этого стихотворения: определите стихотворный размер, которым оно написано, охарактеризуйте особенность рифмы, обратите внимание на повторяющиеся звуки.

3. Перечислите жизненные ценности, «воскресшие» в душе лирического героя. Можно ли утверждать, что это стихотворение только о любви? Обоснуйте свою точку зрения.

-------------------------

А. Прочитайте два стихотворения Пушкина. Близкими или противоположными по своему настроению они вам показались? Раскройте свою точку зрения.* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною.Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою,Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.1829 год

 

* * * Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.

1829 год

------------------------

Если в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин стремится постичь сущность любви, ее природу, то в стихотворениях 1829 года «На холмах Грузии…» и «Я вас любил» он показывает проявления любви в жизни человека и высказывает ключевые идеи о роли человека в утверждении любви. Оба стихотворения повествуют о разных лирических ситуациях, но их связывает некая общая лирическая история. Обратите внимание на подхват рифм и ритмический рисунок, объединяющие конец одного и начало другого стихотворения:

<…>…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

и

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит

В стихотворении «На холмах Грузии…» описывается ситуация безответной любви: любимая далеко, лирический герой не знает, думает ли о нем она, он словно шлет ей в течение волн Арагвы лирическое послание:

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…

Любовь героя освещает мир, лирическое послание располагается между выражениями «ночная мгла» и «сердце вновь горит». Поэтический текст льется, подобно реке, мягкому бегу и шелесту волн. Такой эффект достигается тем, что в тексте сменяются строки разной длины, мысли и чувство стихотворения оттеняются паузами, обильно применяется звукопись, аллитерации и ассонансы. Двухсложный размер стихотворения ямбобогащается тем, что в некоторых стопах отсутствует или ослаблено ударение, например в строе «шумит Арагва предо мною» ослаблено ударение в третьей стопе, для того чтобы выделить слова «Арагва» и «мною». Такой прием в поэзии называется пиррихием. Пиррихий также применен в предпоследней строке стихотворения:

И сердце вновь горит и любит – оттого…

Отсутствие ударения в четвертой стопе подчеркивает значение слова «оттого», вводящего главную мысль стихотворения: человек сам есть источник любви, озаряющей мир.

Лирическая ситуация стихотворения «Я вас любил» является развитием ситуации безответной любви. Поэт также прибегает к двухсложному размеру – ямбу, но ритм стихотворения, в отличие от «На холмах Грузии», размеренный и строгий и передает сдержанность, глубокую грусть лирического героя, расстающегося с возлюбленной. Это не признание в любви, а исповедь сердца о чувстве, уходящем в прошлое. В стихотворении нет пауз, возвращения поэтических строк назад – послание развивается последовательно и мысль высказывается определенно, без колебаний, сомнений, надежд или тревоги. Уникальность стихотворения состоит в том, что в нем отсутствуют эпитеты, как будто из мира исчезают звуки и цвета, потому что угасает чувство.

Однако ситуация безответной любви не приводит лирического героя к отчаянию, к безнадежности жизни – она приводит его к высокому, светлому решению и переходит в ситуацию самоотреченной любви. Лирический герой желает возлюбленной, казалось бы, невозможного:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Смысл поэтического итога стихотворения заключается не в том, что герой отрекается от себя и своей любви. Он осознает обреченность своего чувства, то есть невозможность его воплощения, поскольку она его не любит. Однако сама любовь из мира не уходит, поэтому он желает, чтобы она сохранилась в возлюбленной. Пожелание лирического героя выражают главную идею стихотворения: чувства человека преходящи, но любовь существует всегда. Эта мысль подтверждается структурой стихотворения: в нем трижды приводится утверждение «я вас любил», в первый раз оно относится к настоящему героя, во втором – к прошлому времени, в третьем – к будущему, в котором сохранится любовь.

 

Б

1. Можно ли эти два стихотворения Пушкина отнести к жанру элегии (стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутое настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др.)? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст стихотворений.

2. Каким предстает лирический герой первого стихотворения? Второго? Отметьте черты сходства и различия лирических героев этих стихотворений.

3. Выделите повторы в каждом стихотворении. Объясните их роль в тексте.

4. Как обращается лирический герой к возлюбленной в первом стихотворении? Во втором? Сделайте выводы из своих наблюдений.

5. Выделите эпитеты в стихотворении «На холмах Грузии…». Какова их роль в тексте? В чем особенность использования эпитетов в стихотворении «Я вас любил…»? Как вы можете объяснить эту особенность?

6. С какой целью поэт создает образ бурной реки в начале стихотворения «На холмах Грузии…»?

 

Е

Подумайте, какой дополнительный подтекст имеет эта фраза «Дай вам бог…»? Присутствует ли этот подтекст в стихотворении?

-----------------------------

А.

Прочитайте два стихотворения Пушкина. На какие схожие образы и мотивы этих стихотворений вы обратили внимание при чтении?

* * *Жил на свете рыцарь бедный,Молчаливый и простой,С виду сумрачный и бледный,Духом смелый и прямой. Он имел одно виденье,Непостижное уму,И глубоко впечатленьеВ сердце врезалось ему. Путешествуя в Женеву,На дороге у крестаВидел он Марию деву,Матерь господа Христа. С той поры, сгорев душою,Он на женщин не смотрел,И до гроба ни с одноюМолвить слова не хотел. С той поры стальной решеткиОн с лица не подымалИ себе на шею четкиВместо шарфа привязал. Несть мольбы Отцу, ни Сыну,Ни святому Духу ввекНе случилось паладину,Странный был он человек. Проводил он целы ночиПеред ликом пресвятой,Устремив к ней скорбны очи,Тихо слезы лья рекой. Полон верой и любовью,Верен набожной мечте,Ave, Mater Dei кровьюНаписал он на щите. Между тем как паладиныВвстречу трепетным врагамПо равнинам ПалестиныМчались, именуя дам, «Lumen coelum, sancta Rosa!»[1] – Восклицал в восторге он,И гнала его угрозаМусульман со всех сторон. Возвратясь в свой замок дальный,Жил он строго заключен,Всё безмолвный, всё печальный,Без причастья умер он. Между тем как он кончался,Дух лукавый подоспел,Душу рыцаря сбиралсяБес тащить уж в свой предел: Он-де богу не молился,Он не ведал-де поста,Не путем-де волочилсяОн за матушкой Христа. Но пречистая, конечно, Заступилась за негоИ впустила в царство вечноПаладина своего.

1829 год

 

 

МадоннаСонет Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах –Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.

1830 год

----------------------

В основу лирического сюжета стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный» положена необычная ситуация, Пушкин отнес ее к историческим временам войн крестоносцев первых столетий прошло тысячелетия, назвав само стихотворение легендою. Рыцарь-крестоносец навечно был потрясен видением Девы Марии и избрал поклонение Ей, забыв о земной любви, других радостях и молитвах. Казалось бы, он даже совершает святотатство, начертав имя Матери Божьей на своем щите вместо имени дамы сердца. Однако Пушкин, повествуя о странном рыцаре и его поступках, отмечает святость в поведении героя:

Полон верой и любовью,

Верен набожной мечте…

Быстро в сражениях, уединении и преклонении пролетела жизнь рыцаря. Пушкин выбирает для передачи стремительности жизни, подчиненной лишь одной мечте, двухсложный размер – четырехстопный хорей, к которому он прибегал в таких случаях. Вспомните стихотворение Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») или «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…»). Умер рыцарь без причастия, как и жил без молитвы и поста, и за свои грехи должен был быть наказан. Однако

Но пречистая, конечно,

Заступилась за него

И впустила в царство вечно

Паладина своего.

В этом стихотворении утверждается мысль, что на земной любви человека лежит отблеск Божественной любви, что не столько возвышает земную любовь, сколько возводит ее сферу чудесного и небесного.

---------

Стихотворение «Мадонна» написано как выражение высокого восторга и благодарности Творцу за ниспослание ему возлюбленной и счастья в год бракосочетания поэта с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал…

Стихотворение написано в форме итальянского сонета, в котором сначала создаются два четверостишия (катрена), а за ними следует, замыкая сонет два трехстишия терцета). Избрав строгую форму сонета, стихотворения четкой структуры и определенного порядка следования рифм, Пушкин стремится к точному изложению своих поэтических идей.

Стихотворение разделено на два плана: земной и Божественный. В нем говорится о желании украсить свою земную обитель не «множеством картин старинных мастеров», как это делалось во многих богатых домах, а в «простом углу моем» вечно созерцать лишь одну картину – изображение Мадонны с младенцем, освящающее его «медленные труды» и счастье:

<…> чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах…

Так вводится в стихотворение Божественная тема и образы. Свою любимую и жену лирический герой называет «моя мадонна», указывая тем самым на небесный характер истинной любви. В стихотворении также прослеживается идеал семьи героя – Святое Семейство.

Стихотворение «Мадонна» вбирает в себя все предшествующие мотивы любовной лирики поэта. В нем поглощаются и «чудное мгновенье» явления любви, и любовь человеческого сердца как источник любви в мире, безропотность и самоотреченность чувства и Божественная сущность земной любви.

 

В

1. Что общего в поэтическом воплощении темы любви вы отметили в стихотворениях «Жил на свете рыцарь бедный…» и «Мадонна»?

2. Вспомните стихотворение Пушкина, в основу которого тоже положена легенда. С какой целью Пушкин в своем творчестве использует этот фольклорный жанр?

3. Стихотворение «Мадонна» построено по законам сонета. С какой целью Пушкин обращается к этой стихотворной форме?

4. Как различается ритмический рисунок первого и второго стихотворения? Как ритм стихотворений связан с их содержанием и настроением?

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Создайте сборник любовной лирики А.С. Пушкина.

  • Какие стихотворения и почему вы включите в сборник?
  • Какой принцип расположения стихотворений в сборнике вы изберете: хронологический или иной (какой именно)? Обоснуйте свой выбор.
  • Как назовете сборник?
  • Какие иллюстрации поместите (укажите название картины и имя художника)?
  • Напишите вступительную статью к сборнику, включите фрагменты исследовательских и критических статей (обоснуйте свой выбор).
  • Как оформите сборник? Каков будет его формат, объем? Как вы оформите обложку (почему именно так?)
  • К какому событию вы приурочите создание этого сборника? Продумайте сценарий его презентации.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

(1814-1841)

А

I. Исследователь творчества Лермонтова писал: «Грусть стала звучать в песне Лермонтова, как только он начал петь…Она проходит непрерывающимся мотивом по всей его поэзии. Грусть лишена счастья, не ждет, даже не ищет его и не жалуется». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос.

II. Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Охарактеризуйте ведущее настроение известных вам стихотворений Лермонтова. Какое место в этом ряду занимает поэтическое выражение грусти? Сделайте вывод из своих наблюдений.

· Грусть – это состояние, сопровождающее чаще активного или бездеятельного человека? Охарактеризуйте в этой связи лирического героя Лермонтова. Сделайте вывод.

· Проанализируйте, как в лирике Лермонтова раскрывается мотив счастья. Можно ли, по-вашему, утверждать, что лирический герой не ждет и не ищет счастья? Обоснуйте свою точку зрения.

Предыдущая статья:Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе Следующая статья:Есть ли герой в лирическом стихотворении? 2 страница
page speed (0.0389 sec, direct)