Всего на сайте:
236 тыс. 713 статей

Главная | Политика

П. 2. Музейные учреждения в переходный период  Просмотрен 78

Бюджетные учреждения культуры — клубы и дома культуры, библиотеки, музеи, зоопарки, парки культуры и отдыха, театры и концертные организации, после утверждения Основных поло­жений нового хозяйственного механизма в отраслях непроиз­водственной сферы в 1988 г. осуществляют экономическую реформу на основе разработки отраслевых положений о перево­де их на новые условия хозяйствования, утвержденных в 1989 г. Они определяли новые принципы функционирования всех уч­реждений культуры и Искусства, деятельность которых базиру­ется на полном или частичном бюджетном финансировании.

Основные положения перевода культурно-просветитель­ных учреждений на новые условия предусматривали внедрение нижеследующих принципиальных положений:

— переход к имущественно территориальному управлению их деятельностью; повышение самостоятельности местных орга­нов власти в использовании имеющихся ресурсов для обеспече­ния комплексного и пропорционального развития культуры,


исходя из региональных культурных традиций, потребностей и спроса населения;

— отказ от сметного постатейного планирования расходов на содержание учреждений культуры от достигнутого уровня и переход к нормативному методу финансирования из фондов развития культуры и искусства;

— расширение прав и самостоятельности трудовых коллек­тивов учреждений в решении основных вопросов творческо-производственной деятельности и социального развития;

— рациональное сочетание бюджетного финансирования учреждений культуры с расширением платных услуг населению и договорных отношений на хозрасчетной основе с предприяти­ями и организациями;

— использование различных форм хозяйствования, таких, как арендное отношения, кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность и др., распространение гибких режимов труда.

В сфере музейного обслуживания внедрению новых условий хозяйствования предшествовала политика развития платных услуг в 80-е годы, подготовившая почву для комплексной реформы.

Конкретная политика внедрения нового хозяйственного механизма в музейном обслуживании исследована на примере деятельности Серпуховского историко-художественного музея.

Как показал анализ финансово-хозяйственной деятельнос­ти СИХМ за 1986—1992 гг. после перевода его на новые условия хозяйствования, сегодня музей не вполне адаптировался к работе в рыночной среде.

Перспективы его дальнейшего развития связаны, во-пер­вых, с активным освоением новых условий хозяйствования, тех новых прав и возможностей, которые они представляют, и требований по перестройке внутренней структуры музея, фор­мированию и использованию его фондов, экономического сти­мулирования, оплаты труда и его организации. Во-вторых, необходимо дальнейшее развитие его организационно-эконо­мического механизма в направлении формирования атрибутов некоммерческой организации, что соответствует статусу госу-


дарственного музея в рыночной экономике, обеспечивающему его выживание и развитие в условиях рынка. В-третьих, новые черты финансово-экономической деятельности музея связаны с новыми принципами культурной политики государства, разви­тием децентрализации управления, разграничением государ­ственной собственности между различными ее уровнями, пере­ходом к экономическим методам управления музейным делом.

Финансирование деятельности музеев более чем на 90% осуществляется из местного бюджета. Однако сегодня около 40% посетителей музеев составляют жители города или района, но финансирование из городского бюджета деятельности музеев практически отсутствует, не говоря уже о материальной и других видах помощи музеям и их работникам. Данное положение не отвечает новым принципам государственной политики в облас­ти культуры, предполагающей многоканальность бюджетного финансирования деятельности музеев за счет как федеральных, региональных, так и муниципальных средств, поскольку музеи в значительной части своей деятельности работают на нужды населения, на удовлетворение духовных потребностей его жите­лей, власти должны оказывать действенную систематическую помощь в их деятельности, что отвечает закону «О местном самоуправлении в РФ», который предоставляет возможности для сотрудничества, партнерства музеев с местной администра­цией на договорной основе.

Следующим принципом нового хозяйственного механизма музеев является их нормативное финансирование из фондов развития культуры и искусства местных органов.

В 1992 г. наблюдается отход от нормативного принципа бюджетного финансирования музеев, и финансирование осу­ществляется по статьям расходов в абсолютном размере ассигно­ваний. Это можно частично оправдать переходом к свободному ценообразованию с 1 января 1992 г., вызвавшему волну повыше­ния цен на все товары и услуги и необходимость компенсации увеличения расходов бюджетных учреждений в условиях дефи­цита государственного бюджета.

14 К-17


Tf

 


Однако принцип стабильности образования фонда заработ­ной платы и фонда развития музеев может и должен быть соблюден и в условиях инфляции. Постатейное финансирование привело к значительному сокращению норматива образования фонда заработной платы по отношению к общему бюджету музеев. Кроме того, отсутствие указанных нормативов делает неясным механизм распределения внебюджетных доходов музе­ев по различным направлениям в целом замораживает дальней­шее развитие автономии музеев, необходимое в условиях рынка. При этом целесообразно установление дифференцированных нормативов образования фонда заработной платы из бюджетных и внебюджетных доходов с повышенным нормативом из последних.

В новых условиях хозяйствования важным источником финансовых ресурсов на различных уровнях управления (феде­ральном, областном, муниципальном) являются государствен­ные программы развития культуры, охраны памятников, целе­вые социальные программы с выделением их участникам соот­ветствующего финансирования. Руководство музеев должно иметь сегодня наиболее полную информацию о разрабатываемых'и вводимых на различных уровнях социально-культурных про­граммах, подавать заявки на участие в них. Ресурсы этих про­грамм могут распределяться на конкурсной основе, и те музеи, которые вовремя не подали заявки на участие в программах, оказываются за бортом дополнительного финансирования. По­этому администрация музеев должна активно изучать все гото­вящиеся на различных уровнях государственные программы.

Еще одним источником дополнительного финансирования деятельности и развития музеев в новых условиях являются социально-творческие заказы государственных органов, госу­дарственных предприятий и организаций на проведение кон­кретных мероприятий праздники, выставки, творческие встречи и др. сверх полученных от главка контрольных цифр деятельнос­ти музея под базовое финансирование. Социально-творческие заказы должны быть обеспечены дополнительным выделением ресурсов музеям и заключением договора на их выполнение.


Кроме того, музеям может выдаваться государственный заказ на ввод в действие новых мощностей и музейных объектов с выделением лимитов государственных капитальных вложений.

Расширение прав и самостоятельности трудовых коллекти­вов музеев в новых условиях означают сегодня, прежде всего, новые возможности зарабатывания и получения внебюджетных доходов, что особенно важно в условиях растущей инфляции и дефицита государственного и местного бюджетов. Последнее обстоятельство не Позволяет в полной мере компенсировать из бюджета музеям удорожание стоимости материальных ресурсов, работ и услуг, входящих в их издержки производства, а также полностью индексировать рост стоимости жизни повышением окладов работникам музеев. Поэтому важнейшим направлением повышения уровня доходов музеев и социальной и экономичес­кой защиты их работников является значительное расширение объема профильных платных услуг, договорных работ по заказам предприятий и организаций, других форм внебюджетных дохо­дов. Как показал анализ, сегодня музеи еще не нашли адекват­ных форм увеличения внебюджетных доходов. Напротив, их доля за последние годы постоянно сокращается.

Анализ показал, что важной причиной потери собственных доходов музеев явился резкий спад посещаемости. В результате этого спада музеи потеряли значительные доходы за год. Это означает прежде всего ослабление связи музеев с жителями и посетителями, число посетителей музеев сократилось в 2 раза. Таким образом, музеи еще не в полной мере перестроились к работе в рыночной среде, когда необходимо серьезно исследо­вать рынок музейных услуг, причины спада посещаемости, искать активные формы привлечения посетителей, новые виды доходов. Это требует прежде всего организации в музеях серьез­ной маркетинговой деятельности с открытием в их структуре нового подразделения отдела маркетинга, с введением в штат музея новой должности заместителя директора по коммерческой деятельности (или зав.отделом маркетинга). В обобщенном зна­чении маркетинг — это система мероприятий по изучению




 


рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и реализации товаров и услуг. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало музеям в достижении стоящих перед ними целей. Попросту говоря, управление маркетингом — это управление спросом. Концепция маркетинга утверждает, что залогом дости­жения целей организации являются определение нужд и потреб­ностей конкретных рынков и удовлетворение их более эффек­тивными, чем у конкурентов, способами. По сути своей концеп­ция маркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание высокой удовлетворенности потреби­телей как основы для достижения целей организации.

По мере развития рыночных отношений, роста издержек и падения спроса все большее число учреждений культуры начи­нают проявлять интерес к маркетингу. Переориентация на нужды потребителя это не только структурные или технологи­ческие перемены, анализ поступающей информации под иным углом зрения. Это прежде всего серьезнейшая психологическая перестройка персонала музеев от руководства до рядовых сотруд­ников.

Важнейшими задачами службы маркетинга являются иссле­дование потребительского спроса на музейные услуги, причины его падения, выявление скрытого спроса и его активизация с помощью разработки программы маркетинга. Она включает анализ музейной аудитории и потенциальных посетителей, рек­ламу музейных услуг, активизацию работы по привлечению новых посетителей, в том числе организованных (путем откры­тия собственного экскурсионного бюро), например, разработку новых эффективных форм обслуживания, платных услуг и со­путствующих товаров, привлекающих посетителей в музей и дающих ему дополнительные доходы. Это могут быть аукционы, выставки-продажи картин современных художников, изделия народных промыслов, развивающихся в области, районе и дру­гих регионах России, работ учащихся художественных школ и


художественно-промышленных училищ, выставки из частных коллекций.

Привлечь новых посетителей в музей возможно путем акти­визации выставочной работы вне его стен. Работа, которая в последнее время имела тенденцию к сокращению, что не спо­собствует расширению рекламы деятельности музея, зондирова­нию рынка и его потенциальных посетителей. Целесообразно развивать связи музея с крупнейшими предприятиями региона, организовывать выставки по истории предпринимательства в России и регионе, отражающие его сегодняшние достижения и проблемы. Необходимо наладить связи с крупными научными центрами РАН путем организации выездных экспозиций из фондов музея, выставок по истории и современности этих научных центров. Необходимо рассматривать деятельность му­зеев совместно с работой туристско-экскурсионных организа­ций, выявлять особенности их взаимодействия, анализировать результаты. Здесь становятся возможными различные типы объединений:

а) взаимодействие учреждений туризма и музеев как самос­тоятельных субъектов рынка, при котором происходит реальный расчет за оказанные услуги;

б) партнерство учреждений туризма и музеев на уровне ассоциации или единого объединения. Его создание происходит путем централизации части имущества и средств учредителей на договорной основе в целях совместного выполнения работ по оказанию услуг.

Для формирования и развития спроса на музейные услуги целесообразно использовать зарубежный опыт организации об­ществ друзей музеев. Так, например, в Англии при каждом музее есть общество его друзей, входящее в Британскую ассоциацию друзей музеев, публикующую ежегодные отчеты. Деятельность этих общественных организаций имеет важное значение в уста­новлении прямых связей музея с населением, в осуществлении контактов с университетской наукой, в реализации культурно-просветительных функций музеев и их социальной защите, поскольку друзья музея, среди которых есть студенты, учителя,

15 К-17


пенсионеры, домохозяйки, являясь также добровольными гида­ми и помощниками, участвуют в организации различных, в том числе детских, программ.

Привлекая новых посетителей в музей, можно решать зада­чу получения дополнительных доходов от продажи буклетов, репродукций картин, наборов открыток, сувенирной продукции, изделий народных промыслов.

Музеи могут получать доходы от сдачи в аренду пустующих помещений коммерческим предприятиям, в том числе путем создания малых предприятий по организации выставок-продаж и аукционов картин современных художников, художественных изделий и предметов народных промыслов.

В соответствии с новыми условиями хозяйствования они могут выполнять работы и оказывать услуги на платной основе по прямым договорам с предприятиями и организациями раз­личных форм собственности, в том числе выставки по истории и современности их деятельности, лекции по историко-художес-твенной тематике, выставки научно-технической продукции, помогать в организации собственных музеев и экспозиций

предприятиям.

Благоприятствует развитию платных услуг музеев государ­ственная политика социальной поддержки путем льготного налогообложения их доходов. При этом органы государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополни­тельные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в бюджеты. Музеям целесообразно добиваться полной отмены налога на прибыль от собственных доходов в том случае, когда они идут на цели их уставной деятельности (реставрацию, ремонт,творческо-производствен-ное развитие и социальную защиту работников).

Еще одно направление получения дополнительных доходов музеями связано с наличием экономии финансовых ресурсов и фондов творческо-производственного и социального развития, которое, согласно новых условий хозяйствования, не взымаются в бюджет и расходуются трудовыми коллективами самостоятель-


но. Часть этих средств может быть использована музеями для покупки ценных бумаг (акций, облигаций и др.), путем вложе­ния в коммерческие банки под высокие проценты, а также долевого участия в организации других коммерческих предпри­ятий.

Музеи таким образом смогут не только сохранить свои свободньиЬ денежные средства в условиях инфляции, но и получать дополнительные доходы в виде дивидендов по акциям, процентов по облигациям и депозитам, доходов от долевого участия в совместных предприятиях.

Музеи имеют такие виды льгот по налогообложению, как освобождение от уплаты земельного налога.

Наконец, важным направлением получения дополнитель­ных средств музеями может являться внешнеэкономическая деятельность с формированием фонда валютных отчислений, согласно новым условиям хозяйствования. Однако это направ­ление их деятельности требует серьезной проработки и форми­рования особой программы, участия других партнеров, имею­щих зарубежные связи. Это могут быть городские власти, име­ющие города-побратимы за рубежом, крупные промышленные предприятия региона, в том числе совместные предприятия или имеющие зарубежных партнеров, НИИ, другие музеи региона, общественные организации. В частности, музей может высту­пить инициатором создания ассоциации музеев и через нее вступать во внешнеэкономические связи. Он может также ис­пользовать зарубежные связи таких общественных организаций, как Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Российский фонд культуры, Российский творческий союз работников культуры, Союз художников РФ.

Музей может также использовать, как источник дополни­тельных доходов разработку и предоставление коммерческим организациям за плату исторической символики города (гербы города), продажу сувенирных изделий и товаров в своем киоске с символикой города, района, области по месту его нахождения. Научно-исследовательские подразделения музея должны разви­вать маркетинговую деятельность по изучению рынка научно-


консультационных услуг, разработок по заказам предприятий, организаций, государственных органов управления и местного самоуправления, общественных организаций и церкви, разви­вать хоздоговорные научные исследования, формировать вре­менные научные и творческие коллективы.

Согласно новым условиям хозяйствования, музеи могут иметь и такой источник финансирования, материальных ресур­сов, как добровольные взносы других предприятий, организа­ций и отдельных граждан. Естественно, в современной кризис­ной ситуации рассчитывать на значительную помощь им не приходится. Однако, если будет образовано общество друзей музеев, установлены их творческие связи с ведущими промышлен­ными предприятиями своего и других городов края, области, с НИИ, сельскохозяйственными предприятиями, коммерческими структурами, банками, ассоциациями и товариществами художни­ков, работников народных промыслов, музеи могут получать средства от потенциальных меценатов и спонсоров, пропаганди­руя их предпринимательскую и творческую деятельность.

Развитию меценатской и спонсорской деятельности пред­приятий и других коммерческих организаций, населения спо­собствует государственная политика льготного налогообложе­ния их доходов, направляемых на указанные цели. Таким обра­зом, музей должен разработать программу привлечения мецена­тов и спонсоров для его материальной и финансовой поддержки, которая в том числе может помочь ему в организации внешне­экономической деятельности.

Важным дополнительным источником развития музея в новых условиях является экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов, поскольку теперь неизрасходованные средства не изымаются в конце года в бюджет, а остаются в распоряжении музея и могут быть использованы на материаль­ное поощрение его работников, на производственное и социаль­ное развитие. Ресурсосберегающая политика должна быть на­правлена прежде всего на рациональное использование ресур­сов, экономию материальных затрат, на долю которых в 1992 г. приходилось более 45% текущих расходов музеев. А с добавлени-


ем материальных затрат, связанных с восстановлением износа основных непроизводственных и музейных фондов (капиталь­ный ремонт и реставрация), их общая величина составляла в 1992 г. около 69% текущих расходов музеев. Экономия фонда оплаты, на долю которого в 1992 г. приходилось 14,2% текущих расходов музеев, является другим направлением ресурсосберегающей по­литики его руководства. Новые условия хозяйствования позво­ляют руководству музея по согласованию с профсоюзной орга­низацией проводить самостоятельную политику в области орга­низации и оплаты труда: проводить реорганизацию структуры, отделов и подразделений музеев, утверждать новое штатное расписание и устанавливать должностные оклады в соответст­вии с действующими схемами в пределах образовательного фонда заработной платы, устанавливать работникам надбавки и доплаты, использовать в организации работы бригадный, арен­дный подряд, коллективную, договорную и контрактную формы организации и оплаты труда, определять порядок и размеры премирования работников музея. В соответствии с рекомендуе­мыми изменениями структуры музеев целесообразно провести реорганизацию и утвердить иное штатное расписание с соответ­ствующим сокращением избыточных штатов и служб. При этом все работники музея выводятся за штат и зачисляются на новые должности по конкурсу. Новых сотрудников целесообразно принимать на работу в музей на контрактной основе на опреде­ленный (испытательный) срок, после окончания которого кон­тракт может быть продлен. Это позволит руководству музея проводить более гибкую и эффективную кадровую политику, при сохранении основного ядра ведущих руководителей и спе­циалистов, иметь возможность в зависимости от меняющихся потребностей музея и финансовой ситуации регулировать об­щую численность работников через контрактную систему найма и увольнения дополнительных работников. Целесообразно так­же для повышения эффективности, инициативы и ответствен­ности действующего персонала проводить ежегодную атгеста-


цию работников с корректировкой их оплаты труда, должнос­тного роста и определения соответствия занимаемой должности.

Согласно новому хозяйственному механизму, отчисления в фонды музея проводятся ежеквартально (могут и ежемесячно), и накопленные средства этих фондов изъятию не подлежат и могут использоваться в последующие периоды. Распределение средств этих фондов на нужды коллектива музея осуществляется им самостоятельно в соответствии со сметами, одобренными трудо­вым коллективом и утвержденными совместным решением ди­ректора и профсоюзной организации. Как показал анализ, в музеях пока еще отсутствуют политика и механизм системати­ческого формирования и использования фонда развития и фонда материального поощрения, адекватные задачам музеев условиях рынка.

Необходимо прежде всего формирование и пополнение этих фондов в музеях на постоянной основе, определение основ­ных направлений использования средств каждого фонда, со­ставление и утверждение смет расходов по ним не реже, чем раз

в квартал.

Ранее фонд материального поощрения, по данным бухгал­терии музеев, формировался в конце года. Однако в условиях либерализации цен на потребительском рынке и высоких темпов инфляции фонд материального поощрения служит не только целям стимулирования и поощрения лучших работников, но и средством защиты их доходов в условиях запаздывания индекса­ции и неполной компенсации роста цен из бюджета. Тем более, что в новых условиях руководство музеев по согласованию с профсоюзной организацией имеет право само определять систе­му, порядок и размеры премирования их работников.

Что касается фонда творческо-производственного и соци­ального развития музеев, то в настоящее время в отдельных из них объединены ресурсы двух фондов: фонда возмещения изно­са основных непроизводственных и музейных фондов (соответ­ствует амортизационному фонду предприятий) и фонда творчес­ко-производственного развития музеев. Фонд социального раз­вития в некоторых музеях не формируется. Основная масса


средств фонда развития по существу представляет собой фонд возмещения износа основных и музейных фондов. В связи с этим необходимо из общей суммы средств, во-первых, выделить собственно ресурсы на творческо-производственное развитие, т.е. на приобретение нового оборудования и инвентаря, новых предметов музейного фонда, музеефикацию новых объектов исторического и художественного наследия. Во-вторых, необхо­димо сформировать на постоянной основе в музее фонд соци­ального развития (социальной защиты) трудового коллектива, который сегодня отсутствует. Для этого нужно руководству музея совместно с профсоюзной организацией разделить сред­ства фонда развития на три части:

а) фонд возмещения износа действующих и музейных фон­дов (реставрация и капитальный ремонт, замена использованно­го и непригодного оборудования и инвентаря);

б) фонд творческо-производственного развития музея (му-зеефикация новых объектов, покупка предметов музейного фон­да, нового оборудования и инвентаря);

в) фонд социального развития музея и социальной защиты его работников.

Необходимо определить основные направления использо­вания средств каждого из фондов, разработать и утвердить по ним сметы расходов. Особое внимание необходимо уделять формированию и использованию фонда социального развития, играющего важную роль в социальной защите работников в условиях рынка. Средства этого фонда могут расходоваться на финансовую помощь сотрудникам музея в условиях инфляции: на компенсационные выплаты в связи с удорожанием питания, плату за содержание детей в ДДУ, стоимости строительства кооперативного жилья, транспортных расходов, оплаты меди­цинских услуг, земли в садовых товариществах, предметов дли­тельного пользования, частичную оплату путевок в санатории, дома отдыха и др. Средства этого фонда могут расходоваться на покупку конкретных товаров народного потребления и распре­деление их на бесплатной или льготной основе сотрудникам музея, для долевого финансирования объектов, учреждений


социальной инфраструктуры (детсадов, садовых товариществ, медицинских учреждений и др.), которыми пользуются сотруд­ники музея, или участия с строительстве указанных объектов (жилищно-строительные кооперативы, базы отдыха и др.). Кон­кретные направления и формы использования данного фонда должен определить сам трудовой коллектив музея. Руководство музея должно использовать средства этого фонда не просто для раздачи «всем сестрам по серьгам», а с учетом трудового вклада работника, для поощрения лучших сотрудников.

Таким образом, администрация музея должна иметь четкое представление о размере имеющихся у него средств на творчес-ко-производственное развитие и социальную защиту работни­ков. Валовый подход к формированию и распределению фонда развития музея фактически превращает дачный фонд в фонд реставрации и капитального ремонта, лишает его средств на дальнейшее развитие, а следовательно, и стимулов у работников к зарабатыванию средств, когда 40% внебюджетных доходов некоторых музеев были направлены под видом производствен­ного и социального развития фактически на возмещение износа фондов.

Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что дальнейшее развитие управления и хозяйствова­ния музея в рыночной среде связано с формированием его статуса как некоммерческой организации с необходимыми ат­рибутами.

Статус музея как некоммерческой организации обусловлен особой социальной значимостью его функций и культурно-просветительских услуг, представляющих собой общественные блага. Организация их на чисто рыночной коммерческой основе, во-первых, ведет к ограничению доступности этих услуг для многих категорий населения (особенно в условиях инфляции), во-вторых, к вытеснению их более прибыльными, рентабельны­ми видами услуг — индустрией развлечений, не стимулирует положительные социальные эффекты культурно-просветитель­ской деятельности музеев. Потому принципы организации фи­нансирования организаций, производящих общественные бла-


га, отличаются от коммерческих организаций прежде всего государственной и общественной поддержкой и защитой, соци­альной направленностью их деятельности.

Статус некоммерческой организации не означает, что музей не имеет права зарабатывать собственные доходы от продажи культурно-просветительских услуг и получать прибыль от этой деятельности. Главное в том, что максимизация прибыли не является определяющим мотивом работы его трудового коллек­тива и администрации. Поэтому прибыль непосредственно не должна распределяться среди его работников, учредителей или собственников, а использоваться на цели уставной деятельности организации, главным образом на ее развитие, на социальную защиту работников, совершенствование материально-техничес­кой базы. Именно поэтому некоммерческие организации полу­чают от государства налоговые льготы по доходам и прибыли от платных услуг, которые являются формой дополнительного финансирования государством развития производства социаль­но-значимых культурно-просветительских услуг. Нарушение при­нципов распределения доходов и прибыли от платных услуг администрацией некоммерческих организаций, заложенных в их услугах, ведет к санкциям по отношению к ним со стороны государства (изъятие полученной прибыли, лишение льгот в области налогообложения, а может быть и ликвидация органи­зации).

Таким образом, перспективы совершенствования хозяй­ственного механизма музеев России, связаны с некоммерциали­зацией их деятельности, полными или смешанными товарищес­твами, арендными предприятиями или другими организацион­ными формами предпринимательской деятельности. Перспек­тивы развития музеев в рыночной экономике связаны с утвер­ждением их статуса как государственных некоммерческих орга­низаций путем формирования соответствующих атрибутов и структур управления. Защита этого статуса будет связана с принятием парламентом РФ законодательства о некоммерчес­ких организациях, которое действует во всех развитых странах.

До его принятия музеи могут сформировать советы попечи­телей, переработать уставы, отразив в них свои важнейшие


характеристики, утвердить и зарегистрировать их государствен­ных органах с принятием соответствующих нормативных актов.

Совет попечителей осуществляет управление музеем на основе устава: определяет общие направления его экономичес­кого и социального развития, использования собственных и привлеченных средств; утверждает структуру и штаты; принима­ет и изменяет правили трудового распорядка, определяет фор­мы, системы и размеры оплаты труда, дополнительные социаль­ные льготы членам трудового коллектива, решает вопросы вхож­дения музея в объединения, ассоциации и выхода из них.

Совет попечителей музея должен включать представителей руководства ведущих промышленных предприятий района, ву­зов, техникумов, ремонтно-строительных организаций, сель­скохозяйственных предприятий района и области и др. Совет попечителей — это не только контролеры и руководители музея, это прежде всего, его защитники, спонсоры и меценаты, кото­рые могут помочь музею в решении его тяжелых проблем.

Устав музея — это важнейший документ, определяющий основы его жизнедеятельности и управления, финансирования, права и обязанности различных сторон и органов управления. Устав содержит наименование организации, ее местонахожде­ние, перечень филиалов, основные цели и задачи, направления деятельности и источники финансирования музея. В уставе определяются органы его управления и контроля, их права и обязанности. В нем отражается порядок образования имущества музея, расходования средств, принципы организации и оплаты труда, полномочия совета попечителей и директора музея, усло­вия реорганизации и прекращения его деятельности, вступления в объединения, союзы и ассоциации, льготы в области налого­обложения, другие вопросы на основе законодательства РФ, входящих в нее республик, нормативные акты местных органов власти. В уставе должны быть предусмотрены обязательства учредителей по отношению к музею, в том числе в области бюджетного финансирования его деятельности, индексации доходов и оплаты труда работников в условиях инфляции, в области социального развития музея и социальной защиты его сотрудников.


ГЛАВА VII

Предыдущая статья:П. L Кинематография на пути к рынку Следующая статья:П. 1. Разгосударствление в сфере социальных услуг
page speed (0.0356 sec, direct)