Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Психология

ИЗОТЕРАПИЯ. Глава вторая 1 страница  Просмотрен 92

ИЗОТЕРАПИЯ

 

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИЗОТЕРАПИИ

 

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в
первую очередь рисованием.

В настоящее время изотерапия используется для пси-
хологической коррекции клиентов с невротическими, психо-
соматическими нарушениями у детей и подростков с труд-
ностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисе-
мейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить
и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чув-
ства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освобо-
диться от негативных переживаний прошлого. Это не только
отражение в сознании клиентов окружающей и социальной
действительности, но и ее моделирование, выражение отно-
шения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную коорди-
нацию, так как требует согласованного участия многих пси-
хических функций. По мнению специалистов, рисование
участвует в согласовании межполушарных взаимоотноше-
ний, поскольку в процессе рисования активизируется конк-
ретно-образное мышление, связанное в основном с работой
правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое от-
ветственно левое полушарие [35].

Режим работы левого полушария — аналитический,
вербальный, вычислительный, последовательный, символи-

 

 


   
   
   
   


 


Левое полушарие


Правое полушарие


 


Вербальный: использование слов
для наименования, описания и опре-
деления.

Аналитический: постижение ве-
щей шаг за шагом, часть за частью.

Символический: использование
символов для обозначения чего бы то
ни было (например, графическая фор-
ма <*> может служить обозначением
глаза, а знак « + » использоваться для
обозначения процесса сложения).

Абстрактный: использование ма-
ленькой частицы информации для
представления всей вещи целиком.

Временной: учет хода времени, по-
следовательного чередования вещей:
выполнение первого действия всегда
первым, второго — вторым и т. д.

Рациональный: вывод умозаключе-
ний, основанных на рассуждении и
фактах.

Цифровой: использование чисел,
как при счете.

Логический: вывод заключений, ос-
нованных на логике, — одна вещь вы-
текает из другой в логическом поряд-
ке (например, математическая теоре-
ма или хорошо обоснованный довод).

Линейный: мышление в рамках вза-
имосвязанных идей, одна мысль не-
посредственно следует за другой, час-
то приводя к общему выводу.

Невербальный: понимание вещей
при минимальной связи со словами.

Синтетический: соединение ве-
щей вместе, формирование целост-
ных картин.

Конкретный: отношение к вещам
как к таковым, какими они являют-
ся в данный момент.

Аналоговый: замечающий сходс-
тво между вещами; понимание мета-
форических связей.

Вневременной: отсутствие чувства
времени.

Нерациональный: не требующий
рассуждений или фактов; готовность
отказаться от суждений.

Пространственный:отмечающий
относительное взаиморасположение
вещей и то, как части формируют
целое.

Интуитивный: совершающий
скачки в понимании, часто основан-
ные на неполной информации, до-
гадках, чувствах или зрительных
образах.

Целостный: сразу видящий все
вещи в целом; выявляющий общие
характеристики и структуры, часто
ведущие к разным выводам.


 

ческий, линейный, объективный. Левое полушарие специа-
лизируется на вербальном, логическом, аналитическом мыш-
лении, оно отлично проявляет себя в символической абс-
тракции, речи, чтении, письме, его система линейна — первые
вопросы решаются первыми, а вторые вторыми.


Режим работы правого полушария — интуитивный,
субъективный, синтетический, целостный, не связанный со
временем. В режиме работы правого полушария можно вос-

принимать вещи и события посредством внутреннего зрения
и воображения. Используя правое полушарие, можно меч-

тать, понимать метафоры, создавать новые комбинации
идей [45].

Будучи напрямую связанным с важнейшими функция-
ми (зрение, двигательная координация, речь, мышление),
рисование не просто способствует развитию каждой из этих
функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений
как способ реализации целей — это не создание произведе-
ния искусства и не часть занятий по изобразительному ис-
кусству. Психокоррекционные занятия с применением изо-
терапии способствуют изучению чувств, идей и событий,

ч

развитию межличностных навыков и отношений, укрепле-
нию самооценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все виды художественных ма-
териалов. Можно проводить упражнения только с помощью
карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор
художественных материалов.

 

 

Материалы дляхудожественного творчества

Художественные материалы оказывают непосредственное
воздействие на художественную работу клиента. Они по-
буждают его видеть и осязать, они порождают эмоциональ-
ный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами
реальности, эти материалы помогают клиенту с ней сопри-
коснуться. Таким образом, между творцом и художествен-
ным материалом происходит динамическое взаимодействие.
Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой матери-

 


ал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем са-
мым свободный выбор материала является важнейшей дви-
жущей силой в процессе художественной работы [21].

Арт-терапевтическая работа предполагает большой на-
бор различных материалов для творческого процесса.

Это могут быть:

- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

- журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цвет-
ная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, от-
крытки, тесьма, веревочки, текстиль;

- природные материалы — кора, листья и семена рас-
тений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

- глина, пластилин, дерево, пластика, специальное
тесто;

- бумага для рисования разных форматов и оттенков,
картон;

- кисти разных размеров, губки для закрашивания
больших пространств, ножницы, нитки, кусочки
шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Материалы для художественного творчества можно
определить как нечто, из чего состоят разные предметы или
из чего они могут быть созданы, вещественная составляю-
щая чего бы то ни было. Материалы, используемые для со-
здания художественной продукции, могут представлять все
что угодно и иметь определенный вес, плотность, текучесть,
пластические свойства, текстуру, форму и цвет.

Арт-терапевты должны понимать свойства различных
изобразительных материалов, а также то, в каких случаях
применение тех или иных материалов наиболее целесооб-
разно, а когда — нежелательно.

Учитывая огромное разнообразие материалов, исполь-
зуемых в художественном творчестве, целесообразно разде-
лить их на три основные группы:


- бесформенные материалы, позволяющие создавать
объемные образы;

- материалы, имеющие определенную форму;

- предметы, имеющие определенную форму, которые
можно использовать в качестве материалов.

Бесформенные материалы, позволяющие создавать
объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформен-
ные материалы могут быть использованы для создания из
них объемных образов. Особенности художественной про-
дукции определяются свойствами материала в той мере, в ко-
торой он влияет на художественный замысел и сам процесс
работы.

Мягкие материалы, такие как краски, принадлежности
для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют
определенной формы и допускают разные виды игровых ма-
нипуляций, а также могут быть использованы для создания
художественных объектов, живописных произведений или
скульптуры.

Твердые материалы, такие как камень, металл и дере-
во, применяются для создания объемных образов, а также
для вырезания на их поверхности различных изображений.
Уровень психического развития клиента и его умений в ис-
пользовании разных материалов определяет особенности со-
здаваемой им художественной продукции. При высоком
уровне художественного мастерства и технических умений
могут быть созданы скульптуры из металла или камня, со-
четающие высокую долговечность со значительной вырази-
тельностью, что позволяет изображать человеческое тело,
ткань и т. д.

Материалы, имеющие определенную форму. Эти мате-
риалы, учитывая их свойства, включаются в изобразитель-
ный процесс в неизменном виде. Качества определенных ма-
териалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться

 


с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те
или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тон-
кая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опил-
ки могут быть включены в изобразительную работу в неиз-
менном виде и вызывать у клиента определенные чувства и
ассоциации, связанные с разными качествами этих матери-
алов: ощущение легкости, нежности, грубости и т. д.

Предметы, имеющие определенную форму и использу-
емые в качестве материалов. В качестве материалов в про-
цессе художественного творчества могут применяться есте-
ственные или созданные человеком предметы или их части.
При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее
содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов
иногда используются при создании композиций из глины
для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для
изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе опре-
деляется их функцией, цветом, особенностями материалов,
из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с
определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, бу-
дучи включенными в художественную работу, они сохраня-
ют некое содержание, определяющееся их прежней функци-
ей, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте за-
конченной работы.

Еще одна классификация материалов, используемых
в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах,
на том, каким образом они обычно применяются, а также на
тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у
человека. Выбор материала имеет большое значение, так
как он указывает на конфликтные ситуации и на степень го-
товности к эмоциональному самовыражению. Если выбор
материалов не очень большой и материал преобразуется та-
ким образом, что он приобретает свойства другого материа-


ла, это указывает на то, что клиентам для выражения своего
душевного состояния требуется иной материал.

Неструктурированные пластические материалы:
- естественные, изготовленные вручную или промыш-
ленным способом;
- двухмерные и трехмерные;

- мягкие, влажные, текучие, либо плотные, сухие и до-
пускающие контроль над изобразительным процес-
сом;

- предполагающие использование инструментов или
непосредственную работу руками;

- различающиеся по степени физических усилий, не-
обходимых для работы с материалом;

- различающиеся по затратам времени;

- различающиеся по символическому содержанию;

- различающиеся по типу образов.

Виды неструктурированных материалов представлены
ниже.

Глина: естественный материал, трехмерный, пластич-
ный, предполагающий непосредственную работу руками
или использование инструментов; требует определенных
физических усилий, разных затрат времени, символизирует
тело, стимулирует создание конкретных образов, связанных
с телом и его органами.

Гуашь: продукт промышленного производства; двух-
мерный; пластичный; предполагает использование кистей и
других инструментов, а также непосредственную работу ру-
ками; требует минимальных усилий и различных затрат
времени, активизирует фантазию; смешивается с водой, поз-
воляет закрашивать поверхности и создавать более плотные
среды.

Акварель: продукт промышленного производства, вклю-
чает естественные и синтетические ингредиенты; двухмер-

 


ный; пластичный; плохо контролируемый; предполагает ис-
пользование кистей и губки; требует минимальных усилий
и различных затрат времени; активизирует фантазию и по-
явление легких, эфемерных образов.

Фломастеры: продукт промышленного производства;
синтетический; двухмерный; пластичный и контролируе-
мый; материал, являющийся в то же время инструментом;
не требует усилий, но требует многочисленных коротких
штриховых движений при раскрашивании поверхностей;
затраты времени различные; стимулирует создание схема-
тичных, шаблонных образов.

Масляная пастель: продукт промышленного произ-
водства; двухмерный; пластичный и контролируемый; пред-
полагает непосредственную работу руками, различную сте-
пень физических усилий и затрат времени; стимулирует по-
явление самых разнообразных образов, начиная с легких
и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с
телом.

Сухая пастель и уголь: натуральный пигмент или обож-
женное дерево; двухмерные; пластичные и контролируе-
мые; предполагают мягкость и точность движений и непо-
средственную работу руками для рисования и раскраши-
вания; не требуют усилий; затраты времени различные;
способствуют появлению самых различных образов, вклю-
чая легкие, фантастические и загадочные.

Пластика: синтетический материал; трехмерный; кон-
тролируемый; предполагает непосредственную работу рука-
ми; не требует усилий; затраты времени различные; может
быть разделен на части и снова соединен в общую массу; спо-
собствует изображению простых образов.

Пластилин: синтетический материал; трехмерный;
контролируемый; предполагает высокую точность изобра-
жения и непосредственную работу руками; может использо-


ваться и для создания двухмерных изображений; требует
определенных усилий; затраты времени различные; способ-
ствует созданию конкретных, иногда схематичных образов;
яркие цвета способствуют активизации фантазии; позволя-
ет изображать любые темы.

Цветные карандаши: материал, сочетающий естест-
венную деревянную оболочку и пигменты, но изготавливае-
мый промышленным способом; двухмерный; контроли-
руемый; предполагает высокую точность изображения; не
позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует не-
посредственной работы руками; затраты сил невелики, но
требуется множество движений рукой при раскрашивании;
позволяет создавать как аккуратные, точные, конкретные,
так и фантастические образы.

Простые карандаши: материал изготавливается из де-
рева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый,
высокоточный, однако его можно использовать для расту-
шевки и стирать с помощью ластика; предполагает непо-
средственную работу руками; затраты сил невелики, но тре-
буется множество движений рукой для раскрашивания; поз-
воляет создавать высокоточные, детализированные образы
и делать исправления путем стирания.

Оформленные материалы. Бумага: изготовленная про-
мышленным способом может использоваться как двухмер-
ный материал, при этом ее можно скреплять с помощью
клея, липкой ленты или скрепок, а также мять или сворачи-
вать, создавая при этом трехмерные формы.

Белая бумага для рисования: должна быть плотной; бе-
лый цвет в качестве основы для рисования является ней-
тральным по отношению к большинству других цветов; мо-
жет иногда восприниматься как метафора света или пусто-
ты; не содержит красителей; все наносимые на нее цвета,
смешиваясь, создают более темные оттенки; неиспользован-


ные участки могут восприниматься как своеобразные «мер-
твые зоны», когда они не интегрированы в общую компо-
зицию.

Туалетная или оберточная бумага: нежная, полупро-
зрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать легкость,
воздушность; имеет различные оттенки.

Цветная бумага: плотная, гибкая; имеет различные от-
тенки, получаемые путем использования синтетических
красителей, которые на свету быстро теряют свою яркость;
хорошо подходит для коллажа и конструирования.

Целлофан: прозрачный, блестящий; создает «экран»
или «границу» между наблюдателем и тем, что находится за
целлофаном; позволяет передавать легкость, воздушность,
загадочность, имеет различные оттенки.

Двумерные подручные материалы и «отходы произ-
водства». Эта подгруппа включает следующие материалы.

Использованные билеты, исписанные тетради и блок-
ноты, газеты, журналы, марки, оберточная бумага, обои.
Подобные материалы могут затрагивать темы личного и ин-
тимного характера.

Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки. Эти предметы
мягкие и пластичные, могут затрагивать темы личного и ин-
тимного характера. Они выступают в качестве метафор раз-
личных качеств самого клиента и крепятся с помощью клея,
скрепок, нити или путем пришивания.

Пуговицы, гвозди, спички, зубочистки и т. д. Все эти
предметы могут пригодиться для создания коллажей, ассам-
бляжей и объемных композиций.

Связующие материалы. Скотч, изолента, скрепки,
клей, проволока, цепочки, нити, веревки. Эти предметы и
материалы могут скрепляться друг с другом и с основной по-
верхностью. Характер их скрепления может быть агрессив-
ным (например, проволока) или мягким (например, клей).


Психологическое влияние
художественных материалов

 

При выборе материалов необходимо не только учитывать их
физические свойства, но и ориентироваться на цели занятия.

Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие.
Некоторые материалы (например, карандаши, мелки и фло-
мастеры) позволяют «усилить» контроль, в то время как
другие (пастель, краска и глина) способствуют более свобод-
ному выражению.

Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет
чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с матери-
алами, которые легче контролировать. Таким же образом,-
при индивидуальной работе с детьми или группами, чье по-
ведение трудно контролировать, стоит начать с «контроли-
руемых» материалов.

Многие не уверены в своих художественных способнос-
тях, и поэтому создание коллажа «уравнивает» участников
и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоеди-
ниться к работе.

Работа с «выразительными» материалами может не
только помочь выразить широкий спектр чувств, но и стать
психокоррекционной для многих клиентов.

«Пальчиковые краски». Краски для рисования пальца-
ми и клейстерные краски особенно хорошо подходят для
борьбы с последствиями слишком строгого приучения к чис-
тоте. Возможность свободно пачкаться позволяет регресси-
ровать и удовлетворить свои скрытые фантазии без страха и
чувства вины.

Во время рисования пальцами (это относится и к работе
с глиной) происходит прямой контакт с материалом, нет ни-
чего опосредующего — ни карандаша, ни кисточки. Краску
смешивают прямо пальцами, от нее остаются следы на коже,

 



поэтому она больше других материалов позволяет эмоциям,
настроениям и образам бессознательного перетекать через
руки прямо в материал и отображаться с минимальным
участием контроля и критики.

Если к краскам добавить клейстер, то он дает элемент
скольжения, который поддерживает эмоциональный поток.
Покрыть бумагу слоем клейстера можно еще до начала рисо-
вания, тогда картина будет непрерывно изменяться, что со-
ответствует протеканию психических процессов. Так стано-
вится возможной простая мазня, и одновременно — худо-
жественный образ, поскольку клейстер надолго препятствует
смешиванию красок в одну серо-коричневую массу.

Акварель и пастель также подходят для выражения те-
кучести и динамичности душевных процессов. Разнообра-
зием цветовой гаммы и пластичностью они позволяют изоб-
ражать оттенки, полярности и амбивалентности конфликта.
Их можно наносить по-разному: они могут быть яркими или
тусклыми, четкими или размытыми, тяжелыми, грубыми
или тонкими, нюансированными.

Возможные вариации цвета и формы соответствуют
эмоциональному богатству внутреннего мира и динамиче-
ской силе бессознательного. Тот, кто опасается этого, будет
очень осторожно пользоваться красками или вообще отка-
жется от них.

Восковые мелки. У восковых мелков очень интенсив-
ный цвет. Своим цветовым богатством они также позволяют
разнообразить процесс самовыражения. Они существенно
тверже, чем все вышеперечисленные материалы, и таким
образом открывают только часть возможностей психической
самореализации. Они позволяют выразить себя в форме и
Цвете тем клиентам, кто пугается текучей, непредсказуемой
стороны бессознательного. Часть защиты берется непо-
средственно из материала, процесс изображения не так силь-



но возбуждает страх. Поэтому восковые мелки хороши там,
где творческий процесс ограничивается или приостанавли-
вается страхом.

Фломастеры допускают во время рисования сильный
контроль. Ими можно провести линии с более четкими кон-
турами и границами. Соответственно, они могут способство-
вать созданию определенной структуры, порядка и четких
границ. Кроме того, использование фломастеров указывает
на то, что клиент опасается более глубокого выражения соб-
ственных переживаний и ощущений.

Простой карандаш является ахроматичным, не содер-
жащим цветного пигмента. Если клиент, несмотря на пред-
ложенные цветные материалы, часто выбирает простой ка-
рандаш, то это, возможно, означает, что нечто препятствует
его эмоциональному выражению. Зачерненные места зачас-
тую указывают на проблематичные области.

Бумага большого формата побуждает к широким сво-
бодным движениям, позволяет отказаться от контроля и
ограничений, которые требуются при работе с мелкими фор-
матами. Это особенно важно при рисовании красками. Кли-
ент должен располагать пространством, по крайней мере,
формата А2.

Для групповых рисунков большого формата чаще всего
используется оберточная или обойная бумага.

 

 

Значение цвета в изотерапии

 

Цвет — это один из признаков видимых нами предметов,
осознанное зрительное ощущение [23]. Каждый человек в
зависимости от восприятия реагирует на определенные цве-
та по-разному, так как цветовая среда особым образом влия-
ет на его функциональные системы, формируя определенное
душевное состояние — настроение.

 


Существуют цвета, которые люди инстинктивно избега-
ют, так как они их раздражают, вызывают чувство диском-
форта и беспокойства; другие цвета являются наиболее пред-
почтительными и используются при выборе одежды, аксес-
суаров, окружающего интерьера.

Восприятие цвета — цветоощущение, или цветовая
чувствительность глаза, — сложный процесс, обусловлен-
ный физическими и психологическим стимулами. Когда че-
ловек видит цвет, он мгновенно его распознает и испытыва-
ет его непосредственное воздействие. Цвет тесно переплетен
со всеми аспектами нашей жизни, он становится важной
частью нашего языка. Люди используют цвета для описания
физических состояний, эмоций, чувств: «это было золотое
время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розо-
вом цвете» [31].

Из внешнего мира человек получает сигналы (раздра-
жители) и в соответствии с реакциями на них строит соб-
ственный мир. Одним из таких раздражителей является
свет, который мы воспринимаем как цвет.

Мозг человека формирует два типа восприятия:

1) сознательного физического ощущения;

2) подсознательного, чувственного проявления.

Мозг является настолько высокоорганизованной мате-
рией, что на каждое порожденное чувствами движение или
эмоцию он реагирует посредством клеточных составных час-
тей, и при этом высвобождается определенное количество
энергии. Эта энергия идет в идеально упорядоченной после-
довательности, в виде мысленного процесса и образует в про-
странстве мыслеграфию — мыслеформу, излучающую свет-
цвет, соответствующий гармоничному или дисгармонично-
му цветосочетанию. Следовательно, свет-цвет — это часть
духовного облика человека, его спектральный калейдоскоп,
и если мы хорошо чувствуем себя, то наша энергоинформа-
ционная оболочка сияет всеми цветами радуги.


Ощущение цвета вызывается волнами определенной
длины. Выбор цвета указывает на ту частоту волновых коле-
баний, которая содержится внутри этих цветов и имеет впол-
не конкретные характеристики.

Свет представляет собой цветовой поток фотонов — час-
тиц, движущихся со скоростью около 300 ООО км/с и воз-
действующих непосредственно на эпифиз или шишковидную
железу, которая выделяет мелотин — вещество, играющее
важную роль в регулировании иммунных и гормональных
процессов.

Психологи, исследовавшие цвета и их контрастные цве-
тосочетания, установили, что потребность к целостности,
прирожденная нашему органу зрения, вызывает гармоничен
скую противоположность, то есть, чтобы увидеть цельность
и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространс-
твом бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.

Все цвета разделяются на две группы:

ахроматические цвета — белый, черный и все серые
(от самого темного до самого светлого);

хроматические цвета — все цвета, кроме черного, бе-
лого и серых, то есть красный, оранжевый, желтый, зеле-
ный, голубой, синий, фиолетовый и другие, включающие
все оттенки спектра.

Семь основных цветов спектра принято изображать в
виде спектров цветового круга, расположенного в радужной
последовательности с идеально сбалансированным контрас-
том теплого и холодного цветов.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цве-
та, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые
цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе
действительно дает тепло.

Холодные цвета: голубые, синие, фиолетовые и цвета,
которые можно получить от смешения с этими цветами. Хо-

 

 


лодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-
то действительно холодным — льдом, снегом, лунным све-
том.

Особое место занимает зеленый цвет. Зеленый цвет со-
стоит из двух цветовых субстанций — желтой и синей, он
дуален. Зеленый цвет уравновешивает радужные цветовые
контрасты, теплые и холодные цвета, в нем существуют
единство и борьба противоположностей.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод,
что «язык цвета», используемый в изотерапии, является на-
дежным инструментом самопознания в восприятии и само-
выражении.

 

Особенности восприятия продуктов творчества
клиентов в изотерапии

В соответстствии с концепцией К. Юнга, область бессозна-
тельного, коллективного или индивидуального может про-
явиться в искусстве через образы и символы. Их содержание
берет свое начало в бессознательном, являющемся источни-
ком творчества.

Материал бессознательного, рождающийся в душе, в
ней же и остается, проявляя себя в виде проблем во внешнем
мире. Эти проблемы и адаптация к ним выражаются симво-
лически в продуктах творчества, в частности, в изопродук-
ции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь
к событиям, «психологически не переработанным» в полной
мере в прошлом.

Психологу необходимо чутко реагировать на движение
энергии, исходящей из области бессознательного. Рисунки,
коллажи и скульптуры — это прямые сообщения бессозна-
тельного, которые не могут быть закамуфлированы с такой
же легкостью, как средства вербальной коммуникации [12].


При восприятии продуктов изобразительного творчест-
ва арт-терапевту необходимо обращать внимание на следую-
щие аспекты:

Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульп-
тура.

Предыдущая статья:КОММЕНТАРИИ, 1 В этой ирландской версии истории используется слово «знание&ra.. Следующая статья:ИЗОТЕРАПИЯ. Глава вторая 2 страница
page speed (0.0243 sec, direct)