Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Культура, Искусство

Программа семестра, музыка  Просмотрен 86

 

II курс 4 семестр

 

Учебный год

 

Темы Теоретические требования Музыкальные требования Учебная литература Контроль успеваемости
И. Брамс Творческий путь композитора. Связь с народно-бытовой культурой (австро-немецкой, венгерской, цыганской, славянской), взаимодействие классических и романтических традиций в творчестве Брамса, особенности драматургии и композиции. Фортепианная музыка - преобладание лирических образов в различных жанрах, особенности музыкального языка на примере «интермеццо» и «рапсодий». Симфония №4 ми минор - содержание и особенности строения цикла; характер тем и приемы тематического развития. Песни. Связь песен композитора с традициями немецкой романтической вокальной лирикой (Шуберт, Шуман). Круг образов, соотношение текста и музыки, народные песенно - танцевальные истоки. Интермеццо ор.117 №1 (осн. тема и тема середины), №2 (основная тема и тема середины), №3 ор.118 №2, №6 Рапсодия си минор ор.79 №1: главная и побочная темы, тема эпизода, кода Симфония №4 ми минор: Iч. Главная, связка и побочная темы, начало репризы (проведение ГТ в увеличении). IIч. Вступление, главная и побочная темы IIIч. главная и побочная темы IVч. Тема (в основном виде и проведение в репризе), 12 –я вариация (соло флейты) Песни «Глубже все моя дремота», «В зеленых ивах дом стоит», «Напрасная серенада», «Колыбельная песня» (в каждой – основную тему). Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2006. Глава «И. Брамс» с.417-494 По графику
Дж. Верди Великий итальянский оперный композитор-реформатор. Ранний период творчества - становление композитора, кристаллизация жанровой системы. 40-е годы: знание опер периода, формирование собственного стиля на основе традиций итальянской оперы. Творчество 50-х годов – расцвет, знание опер периода. «Риголетто» - первая зрелая опера Верди. Усиление психологического начала в опере (образ Риголетто), стремление к сквозному развитию в отдельных сценах (дуэт Джильды и Риголетто из 2-ой картины 1 д., квартет и заключительная сцена из 3 д.); контраст как яркое драматургическое средство, роль оркестра. «Травиата» - лирико - психологическая опера. Опора на бытовые жанры (прежде всего, вальс) как важнейшее средство характеристики героев оперы. «Аида» - новый этап оперного творчества Верди: история создания, особенности драматургии, совмещение черт большой опера и лирико - психологической драмы; окончательное преодоление номерной структуры итальянской оперы, опора на сцены сквозного развития и, в то же время, сохранение стройности и ясности композиции; полное равновесие между оркестровой и вокальной сторонами оперы. характеристика образов Аиды, Амнерис и Радамеса; ориентальная сфера оперы; особенности построения финалов II и IV действий. Продолжение и развитие драматургических принципов «Аиды» в опере «Отелло» (1886) - вершине позднего творчества Верди. Во всех изучаемых операх: сюжет, литературный источник, жанровое наклонение, количество действий.   «Риголетто»: Прелюдия (л/м проклятия Монтероне и тема страдания Риголетто). I д. Баллада Герцога «Та иль эта – я не разбираю». Сцена и хор: тема Риголетто. Сцена и дуэт Джильды и Риголетто: темы «Джильда!- Отец мой!..», «Не говори о ней со мной», «Ах, его печаль, его тоска невольно сердце тревожат и томят». Ария Джильды: «Сердце радости полно». Хор «Тише, тише, уж близок час мщенья». IIд. сцена и ария Риголетто (песенка Риголетто «Ля ра, ля ра…», темы арии «Куртизаны, исчадье порока», «О, синьоры, сжальтесь вы надо мною»). III д. песенка Герцога «Сердце красавиц...». Квартет (вступление и основная тема - «О, красотка молодая»). «Травиата»: Прелюдия (тема умирающей Виолетты и тема любви). Iд. Застольная песня «Высоко поднимем». Сцена и ария Виолетты: первый раздел (куплет «Не ты ли мне…» и мажорный припев), второй раздел «Быть свободной, быть беспечной». IIд. Сцена и дуэт Виолетты и Жермона: темы «Чистую, с сердцем ангельским дочь», «Вы поймете ль силу страсти», «Минует увлеченье…», «Умру, но памяти моей». IIIд. Ария Виолетты «Простите вы навеки…», сцена смерти Виолетты «Аида»: Прелюдия (л/м Аиды и л/м Жрецов) Iд. Романс Радамеса «Милая Аида». Дуэт и трио: 2 лейтмотива Амнерис «необычною радостью..», «Тайну подозревает». Хор «К берегам священным Нила». Сцена Аиды: «Вернись с победой к нам», «Безумное слово…», «И я не смею открыто, свободно», «Боги мои». Пение Жрицы и Священный танец жриц. IIд. Дуэт Аиды и Амнерис: «О чем другом грустить ты стала…», «Прости и сжалься». Финал: хор «Слава Египту», марш Радамеса с соло трубы. IIIд. Оркестровое вступление. Романс Аиды: инструментальное вступление, темы «О край родимый мой», «Небо лазурное». Дуэт Аиды и Радамеса: «Опять с тобой, дорогая Аида», «Там, в темной роще пальмовой» IVд. Сцена суда: тема жрецов и реплика Амнерис «Боги, сжальтесь, дайте спасенье…». Заключительная сцена и дуэт Аиды и Радамеса: «Видишь, открылись небеса», «Прости, земля, где мы так долго страдали» «Отелло»: Iд. Застольная песня Яго «Наполнен кубок». Любовный дуэт Дездемоны и Отелло (тема любви). IIд. Монолог Яго (Credo) IVд. Антракт (Песня об иве) Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2006. Глава «Дж. Верди» с.495-671 По графику
Ж. Бизе Жизненный и творческий путь композитора. Музыка к драме Альфонса Доде «Арлезианка»: особенность раскрытия главной героини и сценическая судьба произведения; названия пьес, входящих в сюиты; использование 2-х подлинных провансальских мелодий; выразительная роль оркестра. Опера «Кармен»: новелла Проспера Мериме «Кармен и особенности преломленния ее в опере; совмещение черт различных жанров в опере; особенности строения; использование средств выразительности для создания испанского колорита оперы; Трактовка образов Кармен и Хозе.   «Арлезианка»1 сюита: Прелюдия (марш трех королей, тема Жанно, тема Фредери). Менуэт. Перезвон (обе темы). 2 сюита: Пастораль (обе темы). Фарандола (проведение марша трех королей и «танца резвых лошадей»). Опера «Кармен»: Вступление (1-я тема, тема Тореадора, тема роковой страсти Кармен) I д. Хор молодых людей «Колокол пробил», Хор работниц. Выход Кармен. Хабанера (куплет и припев). Сцена с цветком (л/м любви Хозе). Хор ссоры на фабрике. Песня Кармен. Сегидилья. II д. Цыганская песня: орк. тема, «Ты слышишь струнный перебор» (Кармен). Куплеты Тореадора (куплет и припев). Квинтет контрабандистов (начало). Дуэт Кармен и Хозе (танец Кармен с кастаньетами, «Ты не права, Кармен», ариозо Хозе с цветком «Видишь, как свято сохраняю», «Туда, туда, в родные горы»). песенка Кармен «Мой капитан» IIIд. Антракт. Секстет и хор: орк. тема (марш контрабандистов) Терцет (темы «Открыть должны нам карты», «Напрасно я от них другого жду») IVд. Антракт. Дуэт Кармен и Хозе (темы «Кармен, но еще есть время», «Но я, как прежде, обожаю») Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.5./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2006. Глава «Ж. Бизе» с.74-226 По графику
Чешская музыкальная культура. А. Дворжак. Краткий обзор чешской музыкальной культуры XIX века. Жизненный и творческий путь А. Дворжака. Симфония №9: круг образов и название произведения, строение цикла; претворение в темах симфонии мелодических, ритмических и ладовых особенностей чешских, индейских и негритянских напевов; прием переосмысления важнейших тематических элементов симфонии, их драматизация в финале. Симфония №9 «Из Нового Света» 1. Iч.: вступление, главная, побочная и заключительная темы 2. IIч. основная тема, три темы средней части 3. IIIч. основная тема, тема трио 4. IVч. главная и побочная темы   Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.5./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2007. Глава «Б. Сметана» с.238-250 Глава «А. Дворжак» с.290-334 По графику
Э. Григ Краткий обзор норвежской культуры. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига, краткие биографические сведения. Особенности стиля композитора: круг образов, связь с народной норвежской музыкой. «Лирические пьесы». Особенности преломление композитором жанра романтической фортепианной миниатюры. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Лирическая трактовка концерта. Образный строй и национальный норвежский колорит, определяющий своеобразие этого произведения. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Сюжет. Соотношение музыки и драмы. Характеристика отдельных номеров.   «Лирические пьесы»: «Ариетта» ор.12, «Халинг» ор 47, «Шествие гномов» ор.54, «Ноктюрн», «Свадебный день в Трольхаугене», «На родине» ор.57. «Пер Гюнт»: Утро, Смерть Озе (оба раздела), Танец Анитры, В пещере горного короля из 1 сюиты. Песня Сольвейг из 2 сюиты (вступление, куплет и припев). Концерт для фортепиано с оркестром: Iч: вступление, главная, побочная темы. II ч.: основная тема, тема средней части. IIIч.: главная тема, эпизод, кода (оба раздела)   Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.5./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2007. Глава «Э. Григ» с.335-354 По графику
К. Дебюсси Импрессионизм: появления нового направления в изобразительном искусстве и его преломление в музыке. Жизненный и творческий путь Дебюсси. Произведения для фортепиано. Прелюдии. Образное содержание, специфика музыкального языка, особенности фортепианного стиля. Произведения для оркестра. Типичные сюжеты, особенности художественного метода и стиля композитора, трактовка оркестра на примере Прелюда «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрнов».   Прелюдии для фортепиано: «Дельфийские танцовщицы», «Паруса» (основная тема и тема середины), «Холмы Анакапри» (вступление, две темы первого раздела и тема середины), «Прерванная серенада» (основная тема и тема D-dur), «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор» (начало, тема поднимающегося собора, тема хорала), «Менестрели», «Ворота Альгамбры», «Шаги на снегу», «Фейерверк»   Прелюд «Послеполуденный отдых фавна»(основная тема и тема середины) «Ноктюрны» «Облака»: осн. тема, тема средней части «Празднества»: 1 тема (тарантелла), тема средней части (марш) «Сирены»: осн. тема Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.5./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2007. Глава «К. Дебюсси» с.445-556   По графику
М. Равель Жизненный и творческий путь Равеля. Образное содержание, специфика музыкального языка, особенности стиля на примере «Испанской рапсодии» и «Болеро».     «Павана усопшей инфанте»: осн. тема «Испанская рапсодия» «Прелюдия ночи»: 1 тема (л/м) «Малагенья»: основная тема «Хабанера»: основная тема «Ферия»: вст. + 1тема, тема хоты, тема средней части «Болеро»: основная тема, производная тема Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.5./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2007. Глава «М. Равель» с.557-634   По графику
Обзор развития западноевропейской музыкальной культуры на рубеже XIX-XX веков и в первой половине XX века Искусство и социально - исторические процессы ХХ века. Разнообразие художественных направлений. Национальные композиторские школы. Обновление музыкально-выразительных средств.   Музыкальная литературазарубежных стран, выпуск VI, М.,1994. стр.5-28. По графику
Г. Малер Жизненный и творческий путь. Песня и симфония – ведущие жанры творчества. Их взаимодействие. Песенный симфонизм. Общая характеристика симфонического творчества. Симфония №1 (идея, связь симфонии с вокальным циклом «Песни странствующего подмастерья», особенности тематизма, развития, принцип трагического гротеска). Симфония №1 1 ч.: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я темы вступления, т.г.п., т.п.п. 2 ч.: основная тема, т. трио. 3 ч.: основная тема, т. «Голубые глазки» 4ч. вступление, т.г.п., т.п.п.   Музыкальная литература зарубежных стран, выпуск VI, М.,1994. стр.32-78. По графику
Р. Штраус Творческий облик. Жанр симфонической поэмы в творчестве композитора. Поэма «Тиль Уленшпигель» (композиции, специфика программности, оркестр) «Тиль Уленшпигель»: Вступление, две темы Тиля, тема спора с учеными-схоластами, «полька».     По графику
Нововенская школа. А. Шёнберг. Представители нововенской школы. Экспрессионизм в живописи и в музыке. А. Шёнберг — основатель нововенской композиторской школы. Творческий облик. Обновление музыкального языка. Принципы серийной музыке в творчестве нововенцев. Создание додекафонии. «Лунный Пьеро»— сочинение атонального периода творчества (поэтический источник, образный мир, состав исполнителей, новый вокальный стиль: Sprechstimme). «Лунный Пьеро» («Вальс Шопена», «Ночь», «Серенада», «О, аромат далеких лет») Там же, стр.79-99 По графику
А. Берг Творческий облик. Жанры. Соединение новаторского и традиционного в творчестве. Скрипичный концерт (своеобразие композиции, принципы додекафонии, цитаты). Скрипичный концерт: вступление, серия, скерцо (основная тема), хорал.   Там же, стр.99-133 По графику
А. Веберн Творческий облик. Характеристика творчества. Особый мир музыки Веберна. Черты стиля на примере Пассакальи и Пяти пьес для оркестра op.10. Пассакалья(тема). Там же,стр.133-146 По графику
Французская «Шестёрка» Музыкальная культура Франции в ХХ веке. Возникновение Французской "Шестёрки" (композиторы, эстетические взгляды, роль Жана Кокто, произведения разных жанров).     По графику
А. Онеггер Творческий облик. Жанры и тематика произведений. Черты стиля. Книга Онеггера «Я – композитор». «Пасифик 231» (дань эстетике урбанизма). Симфония №3 «Литургическая» (программа, цикл, названия частей, тематизм, принципы объединения) «Пасифик 231» (Начало, кульминация – тема трубы)   Там же, стр.332-395 По графику
Ф. Пуленк Творческий облик. Основные жанры и произведения. Жанр монооперы в XX веке. Опера «Человеческий голос» (литературный источник, композиция, лейтмотивы, специфика вокальной и оркестровой партий). «Человеческий голос»: вступление, тема женщины (ц.1) тема «любви» (ц.20), тема «воспоминаний» (ц.26), заключение (ц.107).   Там же, стр. 418-444 По графику
П. Хиндемит Творческий облик. Ведущие жанры. Неоклассицистская направленность творчества. «Ludus tonalis» — цикл, где воедино соединились композиторские и теоретические принципы творчества композитора (строение цикла, тональные закономерности, характер тематизма интерлюдий и фуг, полифоническое мастерство Хиндемита) Симфония «Художник Матис»(идея, драматургия цикла, стилистика) «Ludus tonalis» Fuga in G, Interludium, Fuga in F, Fuga in E, Interludium in E, Fuga in Es.   Там же, стр.192-222 По графику
К. Орф Творческий облик. Орф — создатель особой системы детского музыкального воспитания. Ведущие жанры. Театр Орфа. Сюжеты. Сценическая кантата «Кармина бурана» (литературный источник, композиция, музыкально-жанровая основа кантаты, музыкально-выразительные средства, трактовка хора) «Кармина бурана» Пролог. Iч.: «Раннею весной»: №3, 10 2ч.: «В таверне»: № 11, № 12 3ч.: «Суд любви»: № 15, 24.   Там же, стр.223-261 По графику
Б. Барток Творческий облик. Ведущие жанры и произведения. Роль фольклора в творчестве. «Музыка для струнных, ударных и челесты» (своеобразие инструментального состава, специфика цикла, тематизм, факторы объединения). Музыка для струнных, ударных и челесты: 1ч.: основная тема 2ч.: основная тема 4ч.: основная тема     По графику
    

 

Предыдущая статья:ЧАСТЬ II, 1. Документ из Киева — разбор послания митр. Сергия, (сент. 1927 г.) /.. Следующая статья:О нитках подробнее.
page speed (0.0111 sec, direct)