Всего на сайте:
148 тыс. 196 статей

Главная | Философия

Елена Ивановна Рерих. Письма Том II (1934 г.) 1 страница  Просмотрен 33

Елена Ивановна Рерих

ПИСЬМА

ТОМ II

 

 

 

Москва, 2000

Елена Ивановна Рерих.Письма Том II (1934 г.)

М.: Международный Центр Рерихов, 2000, 576 с., с илл. *

 

Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов.

Во второй том вошли письма 1934 г., адресованные преимущественно Н.К. и Ю.Н. Рерихам, сотрудникам Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и членам Латвийского общества им. Н.К. Рериха. Большинство писем публикуется впервые.

_______

Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину

13 января 1934 г.

Родной наш Феликс Денисович, получила Ваше письмо, – такоеонозадушевное, содержательное и строительное. Приветствую от всего сердца все Ваши благие начинания. Мила мне очень Ваша пекарня. В понятии хлеба есть нечто священное, и не забудем, что и столь почитаемый нами Преподобный Сергий всегда сам пек просфоры и хлеб. И работа под чтение Учения имеет в себе столько возвышающего! Самый хлеб, испеченный при таких условиях, увеличит свою питательность, пропитается целительными эманациями духовной атмосферы.

Также шлю Вам, родной Феликс Денисович, и сотрудникам Вашим, помогавшим изданию книжечки о Преподобном Сергии[1], мою самую горячую благодарность. Книжечка эта вышла очень удачной. Все, что Вы пишете о трудностях, с которыми Вам пришлось столкнуться при ее печатании, так понятно. В наш черный век каждое благое начинание встречает отпор со стороны темных. Но при настойчивости мы всегда являемся победителями.

Также счастливы были получить работы по Учению, статью о Красоте и первые главы труда г-на Клизовского[2]. Такие работы чрезвычайно полезны, и, если бы явилась возможность их напечатать, следовало бы это сделать. Со следующей почтой отошлю их Вам. Хотелось бы больше знать биографических данных об авторах этих прекрасных и полезных работ. Прилагаю несколько строк, сказанных по получении этих работ и Вашего письма. «Письменные размышления об Учении полезны. Одобряю труды, которые присланы на просмотр. Можно предложить и другим сотрудникам приучаться к таким же работам. Они могут избирать части Учения, им близкие, и сопоставлять с прочими заветами. При этом можно заметить печать времени на тех же Истинах. Задание проследить эту эволюцию уже само по себе будет очень нужным трудом. Мы против осуждения, но сопоставление будет как бы шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных прикасаний. Такие размышления, как цветы на лугу... И мысль о пекарне хлеба хороша. Каждое усовершенствование уже будет трудом человеколюбивым. Можно думать о здоровой пище, можно упрочить ее полезными ингредиентами. Можно не забыть об Учении, которое стремится ко благу всей жизни. Когда же при печении хлеба читают Учение, что же может быть полезнее такого сотрудничества? Огонь хлеба насущного пусть напомнит об Огне зерна»[3].

Надеюсь, что Ваше огненное напряжение утихаети Вы чувствуете себя легче. При всех огненных напряжениях мне очень помогает мускус и частые приемы двууглекислой соды. Конечно, нужно быть очень осторожным при таком напряжении, ибо всегда есть опасность пожара, или, иначе говоря, возгорания, многих центров одновременно. Такой пожар я уже испытала дважды. Особенно силен был первый, и я осталась жива чудом Владыки. Но страдания при этом испытывала немалые. При каждом напряжении нужна бережность и относительно простуды. Но при всем этом следует благословлять каждое напряжение, ибо оно дает нам следующую ступень утончения. Потому я радостно встречаю все эти болезненные проявления. При лучах Владыки ничто не страшно.

Берегите себя, родной Феликс Денисович, такие люди, как Вы, незаменимы, ибо, где можно найти врача, вмещающего в себе две основы лечения – духовную и физическую?!

Как протекают Ваши наблюдения над одержимыми? Ведь медиумы в большинстве случаев имеют разноцветные глаза. А, может быть, те коричневые точки, которые Вы подметили у одержимых, встречаются и у медиумов, ибо медиумы тоже могут...[4]

Третьего дня приехала к нам мисс Лихтман, и сейчас у нас длиннейшие беседы о великом времени и испытаниях, через которые они прошли в Америке. Во всем было проявлено столько чудесной помощи, такое мудрое Водительство. И последнее событие – Конвенция в Вашингтоне[5] – дала также много замечательного. Через десять дней уезжают Н.К. и Юрий[6]. Несмотря на разлуку, радость живет в наших сердцах. Шлю Вам самые сердечные пожелания всего лучшего, радуемся каждой Вашей весточке. Надеюсь, что получили последние страницы «Мира Огненного». Скоро начну посылать Вам вторую часть.

Духом и сердцем с Вами.

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – американским сотрудникам

31 января 1934 г. «Урусвати»

Родные наши и любимые, не писала Вам не по лености, но из-за сборов к отъезду Н.К. и Юрия, из-за приезда нашего человечка и вследствие моего недомогания. Страшное, незапамятное землетрясение в Индии сказалось на мне сильным напряжением и воспалением зубов.

Очень мучилась трое суток, и только два дня тому назад обилие вышедшей крови из десны прекратило воспаление. Вот уже третья неделя, что с нами Иентусь, который приехал и привез с собою целый департамент сторс[7].

Прямо диву даешься, как смогла она все это привезти без пошлины! Конечно, это было возможно лишь благодаря тому, что оффишиалсы[8] гораздо больше интересовались ее перепиской, которую она везла, и потому пропустили без внимания все эти куски материй, бесконечные свитера, туфли, сапоги, галоши, шляпы, перчатки, кашне, костюмы и другие принадлежности. Очень и очень благодарю Вас, родные, за все это баловство, но, должна признаться, мне ужасно стыдно, что в столь трудное время мы вовлекли Вас в такие расходы! Ведь мы предполагали, что просимые нами вещи будут куплены из нашей суммы. Никак не ожидали, что Порума и Логван примут это на себя. Все вещи превосходны, но повторяю, что мне стыдно, тем более что не могу сейчас отдарить. Спасибо и Зиночке, и Франсис, и Софье Михайловне за все прелестные вещи. Также Катрин прислала целый магазин! Поцелуйте ее от меня. У меня столько вещей, что носить не переносить. Прошу передать сердечную благодарность и Флейшерам за чудесные платки и шляпу. Также и теплая лизез[9] от г-жи Зейдель очень пригодилась, и во время моего последнего недомогания я с ней не расставалась. Также и теплые туфли от Джесси, а ее маленький брэкфест сет[10] очарователен, каждый вечер пью из него горячее молоко с содой. Поцелуйте обеих от меня. Кози[11] от мисс Кеттунен уже покрывает чайник с валериановым чаем и своим цветом очень подходит к моей спальне. Передайте ей мою признательность за внимание. Тронута была очень браслетом со знаком Знамени работы Ферг., шлю ему маленькую фигурку Тары и лучшие мысли. Пусть эта Тара несет ему счастье. Горюю, что в нашем медвежьем углу сейчас ничего не достать. Стоит зима, и никто ничего не несет. Н.К. из-за моей болезни перенес отъезд на следующий пароход, но задержки не будет, ибо этот пароход идет скорее, и они наверстают три дня в пути и останутся меньше в Париже, чтобы поспеть к первой половине марта в Америку.

Теперь хочу сказать, Модрочка, родная, очень важно укреплять Галахада в его эксперименте. Конечно, это есть желание Владыки. Истинно, эта мысль ему была внушена, и Владыка желает[12], чтобы он ее осуществил. Потому пусть эта мысль живет, и проводится, и охраняется им, прежде всего. Ведь это мост, и нужно понять все значение моста! Снова и снова повторяются Указания об опасности со стороны Райерсона. Он должен предупредить Шаткого и сам быть на усиленном дозоре, ибо тип этот опасен и ему, и всему. Сейчас нужны крайняя осмотрительность и осторожность. Но осторожность эту не следует понимать как осторожность без действия или сумрачность боязни. Наоборот, осторожность должна быть усилением действия, зоркости и мужества. Можно всему противостать напряжением магнита Иерархии. Пусть все огненно напрягут сердца свои к Иерархии, ведь проходим грозное, небывалое время, и события спешат. Итак, осторожность, самая великая осторожность! Письмо это придет меньше чем за месяц, до приезда Н.К. Помните, родные, приезд будет краток, и столько должно быть налажено и начертано для будущего. Иентусь привез интереснейшие подробности всей Вашей славной и тяжкой борьбы за великое право и охрану культурных ценностей. Наши родные воины, продолжайте так же неуклонно отстаивать свои права и продвигать идеи Света. Чудо у дверей! Все наши помыслы летят в будущее, также и Вы, родные, устремитесь огненно всем духом в будущее, и Н.К. будет говорить лишь о будущем, ибо нет времени ни для чего другого. Когда мы стоим у преддверия чудес, неприлично думать о прошлом! Модрочка, родная, если Галахад проведет то, что нужно, он встанет в ряды ближайших сотрудников и жизнь его осветится радостью и красотою Великого Служения. И страна ко времени поймет, кому она была обязана, и кто удержал ее от пути ужасного. Если он удержится, многое может быть ему доверено. Конечно, Модрочка передаст ему это. Шлю ему всю силу духа моего. Ежедневно посылаются ему самые благие стрелы, также и Шаткому, но последний как дырявый мешок! Лишь здоровье удалось ему укрепить, он ведь проходил через очень опасный для себя период. Много интересного рассказала Ояна и о Конвенции. Оглядываясь назад, можно видеть, что не худо было бы начать Конвенцию с оповещения о посещении Президента выборными делегатами Организационного Комитета и сообщить о сочувствии и интересе, выраженных Президентом Пакту и Знамени, не говоря ничего о представленной резолюции. Этим самым он был бы прикреплен. Ведь при свидетелях было выражено им полное сочувствие и дано обещание, которое не было выполнено. Н.К. полагает, что при издании Просидингс Конвеншн[13] хорошо бы вставить об этом посещении, конечно, предварительно посоветовавшись с почетным председателем Постоянного Комитета и прочими членами. Превосходна речь Скотта, ценнейший сотрудник!

Пришла почта. Правильно, что Порумочка примет меры, чтобы не делать врага из Рунеса. Многое можно изменить и пресечь тактичным подходом. Полагаюсь всецело на умение моей Порумочки. Очень одобряем приглашение лекторов противоположных и консервативных взглядов, это обезоружит многих недоброжелателей. Теперь обратите внимание, что совершенно невозможно было посылать письмо зятя Ад. Вообще ради экономии в почтовых расходах лучше сократить рассылку копий писем. Также очень просим оставить в покое «Тайме» и понять, что они нам враждебны, и ничего им не давать, и ни о чем не просить, разве не достаточно других органов? Н.К. указывал, чтобы миновали «Тайме», проверьте это по минутсам[14]. Зачем напрашиваться на предательство? Также Иентусь на одной из фотографий показала мне Формана, и мой градусник доверия, который стал опускаться после прочтения его книги «Впечат.

Ит.», быстро опустился на точку замерзания, а когда услышала, что он уехал до окончания сессий по Конвенции, то ртуть показала значительный мороз. Так примите это во внимание, не делайте врага, но доверия он не заслуживает. Конечно, не следует показать ему резкую перемену в отношениях, просто лишь не допускайте его за известную границу. Надеюсь, что наш Постоянный Комитет по Пакту явит полное сотрудничество и сумеет пойти на обоюдные уступки. Не видим причины, почему нельзя, чтобы перед «Знаменем» стояла столь «любимая» Н.К. частичка «the»? Пакт носит имя Рериха, и Знамя – его неотъемлемое следствие, и потому изъятие или вставка частички «the» перед «Знаменем» не меняет сущности. Не должно быть разъединения по этому вопросу среди членов Комитета. Теперь должна еще раз передать Указание о величайшей осторожности. «Самая великая осторожность! Безумцы не понимают, какие силы затронуты! Безумие неосторожности есть самое опасное предательство. Слышали Мое суждение. Нужно собрать все силы, чтобы противиться злу. Самая великая осторожность, внешняя и внутренняя, необходима». Нужно оставить всякое легкомыслие и во всем, при всех случаях, прежде всего, думать о бережности. Не было времени грознее, а мы все еще не можем усвоить, что враги не спят и из всего ищут извлечь себе пользу. Каждое слово должно быть продумано, каждый поступок взвешен, каждая посылка проверена. Поймите, поймите, поймите, не осложните и не обремените, молю!

Давно не получаю корректуры «Сердца». Также отчеты по «Агни Йога Публикейшэн» замерзли. Радночка, посланы ли были, как я просила, Муромцевой русская «Иерархия» и английские «Основы Буддизма»[15]? Также Модра может сказать Галахаду и дать ему «Основы Буддизма». Но «Криптограммы Востока»[16] всецело из того же источника, что и книги Учения.

Относительно особы, интересовавшейся картинами, мы полагаем, что давать ей на выставку в ее галерею не следует, но можно показать ей предназначенные к продаже в помещении Корпорации. Конечно, условия следует точно оговорить. Может быть, можно дать ей определенную цену, она же, со своей стороны, может продавать их за свою, более высокую цену, оставляя себе излишек, или же, если хочет, можно предложить ей известный процент, но тогда, конечно, цена должна быть соответственно повышена.

Посылаю Указание о соде, это можете прочесть Амридочке. «Правильно, что не забываете значение соды. Не без причины ее называли пеплом божественного Огня. Она принадлежит к тем широко даваемым лекарствам, посланным на потребу всего человечества. Следует помнить о соде не только в болезни, но и среди благополучия. Как связь с огненными действиями, она щит от тьмы разрушения, но следует приучать тело к ней длительно. Каждый день нужно принимать ее с водою или молоком; принимая ее, нужно как бы направлять ее в нервные центры – так можно постепенно вводить иммунитет»[17]. Также сообщите ей о величайшей осторожности во всем, во всех случаях жизни, это всегда полезно. О всех наших лекарствах следует сказать и Другу[18]. Сода есть предохранитель от многих заболеваний. Хорошо и деткам давать соду в горячем молоке.

Иентусь рассказал нам много трогательных черточек и характерных особенностей деток. Шлю им всю мою нежность. Также радуюсь, что Мари так предана моей Порумочке и деткам, так важно иметь в доме человека, которому можно доверить. Прошу Порумочку поцеловать ее от меня. Надеюсь еще увидеть ее когда-нибудь. Через три дня уезжают мои сокровища, сердце щемит от разлуки, но в духе ощущаю великую торжественность. Так и Вы, родные, чуйте внутри великую торжественность, ибо это будет отвечать действительности. Шлю Вам всю мою любовь и надежду на осознание величия и грозности времени, лишь устремление в будущее поможет миновать все недостойное и несоизмеримое с великою действительностью.

Е.Р.

Идею Святослава, изложенную в письме Амридочке, пока оставьте для себя, до приезда Н.К.

 

Е.И.Рерих – В.А.Дукшта-Дукшинской

3 февраля 1934 г.

Многоуважаемая Вера Александровна, глубоко тронута была получить от Общества имени Рериха[19] и Миссии Женщин Адрес-приветствие. Со следующей почтой перешлем его Н.К. в Америку. Именно в наше время особенно ценно каждое слово, каждое действие, утверждающее прекрасную мысль Знамени Мира.

Имеется ли у Вас это Знамя? Если нет, я напишу в Америку, чтобы они Вам прислали. Пусть оно развевается на Ваших собраниях. Пусть люди привыкают видеть это Знамя там, где произносятся слова строительства, слова о знании и культуре и о всем самом Прекрасном. Знамя Мира должно явиться первым символом духовного объединения человечества. И не это ли сознание так неотложно должно быть пробуждаемо в человечестве, утерявшем все высшие ценности? Потому мне так дорого любовное отношение, выказанное к – этому Великому Знаку.

Пожалуйста, примите и передайте мою сердечную благодарность всем членам, принимавшим участие в выполнении прекрасного Адреса.

Духом с Вами.

 

Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам

6 февраля 1934 г. «Урусвати»

Любимые мои, сокровища мои, шлю Вам всю любовь, всю нежность и устремление мое. Долго следили мы за Вашими огоньками, пока не скрылись они за наггарским замком. Потом поднялась в свою комнату и прилегла, но по прошествии получаса встала посмотреть, не видно ли еще фонарей мотора Вашего? Подошла к окну своей рабочей комнаты, как раз когда Вы переходили мост, взобралась с ногами на письменный стол, завернулась в теплый халатик и следила за Вашими огоньками, пока не отъехал мотор и последний свет не скрылся за деревьями. Родные мои, очень люблю я Вас, берегите друг друга! Первый день был тяжким, но второй был полон торжественности и твердого сознания великой победы Вашей. В этом направлении идут все великие Утверждения.

Вчера пришла американская почта, особых новостей не принесла, привожу выписку из письма Радны: «Из полученного Указания недавно видим, что признание заставило быть настороже страну выставки. Этот нежелательный союз заставляет коситься на представителей культуры и великих идей – не знают, какую сторону из признанных творец одобряет». Это, конечно, весьма вероятно, но, видимо, кто-то не сумел в свое время достойно многое осветить. Впрочем, в мире творится такая чепуха, что можно справедливо сказать: своя своих не познаша! Также состоялся первый вечер Сибирского Общества имени Рериха[20], и, как пишет Зина, выступал Георгий Дмитриевич и на сей раз чудесно говорил о Н.К., сильно и широко указал собравшимся все величие имени его и еще малом ими понимании его... Также Радна пишет, что было решено задержать уплату учителям, но потом было получено Указание обратное, и решение это было отменено. Статья «Привет Всемирной Лиге Культуры» появилась в газете «Свет», читается очень хорошо.

Модра пишет, что Галахад послал сильный ответ на письмо помощника кислого X., в котором тот настаивает на совершенном изъятии имени. «Я удивлен Вашему отношению к имени Пакта. Лично мне кажется совершенно естественным, чтобы этот Пакт был отождествлен с именем его создателя, который работал в этом направлении с 1904 года. Так же как и в Келлог и Бриан Пактах[21] и прочих законах, имя является обозначением его, и в данном случае, будучи связано с фигурой великого международного художника, имя это может лишь украсить значение этого акта». 20 января с экспериментом было все благополучно. Галахад держится прекрасно и очень ждет. Модрочка в отчаянии, что всякая помощь отнята у нее и механическая работа берет все ее время, так что она принуждена отказываться от лекций, нужных посещений, урезывать необходимую переписку и писание статей. Конечно, это очень прискорбно, и сейчас трудно помочь этому ущербу, особенно при создавшихся отношениях среди сотрудников. Относительно вставки слова «финикийский» она утверждает, что оно было включено в перевод, данный ей. Разве мы посылали эту статью переведенной? В эту путаницу лучше не погружаться.

Получено письмо от Жоржа, пишет, что глазная операция прошла удачно, но Гавриил Григорьевич очень еще слаб. Также сообщил очень грустную весть о скоропостижной смерти отца Спасского. Знаю, как огорчит Вас эта весть. Конечно, Жорж сообщит тебе все подробности ее. Чем будет жить теперь его семья? Княгиня Четвертинская тоже хворает бронхитом.

Логван и Порума были на «Князе Игоре», даваемом как образец советского искусства. Декорации были твои и выглядели очень и очень изношенными, но все же носили следы большой красоты. Интересно было бы узнать, действительно ли это были твои декорации, может быть, они были сборными?

Кислый также писал другу, что Япония была единственной мажор-нэшен[22] на Конвенции, которая подняла Знамя!!! Тем большая их заслуга. Пришел из Калифорнии еще один заказ на «Тибетский Словарь»[23]. Яруя сообщит об этом Юханчику.

Пришли еще журналы, в «Сколаре» твоя статья, в «Модерн Ревью» помещена статья Протектора Пакта[24] целиком. Зина очень огорчена письмом д-ра Орлова после всего, что она им писала, но напрасно слишком возмущается им. Пишет, что ответила ему по всем пунктам. Правильно обвиняет В.К., который ничего не воспринял.

Логван предложил Правительству устроить выставку безработных художников!!! Пишет, что это встретило большой интерес. Также пишет, что резолюция, вынесенная в Монтевидео[25], очень сильна и будет выслана всем Правительствам. О деятельности постоянного Комитета ничего не пишет. Ваш отъезд вызвал большой переполох, наш эстет осаждается допросами, когда, в котором часу и куда Вы уехали. Базарные толки забавно нелепы. Шлю Вам, родные, лучи сердца и осознание великой удачи во всем.

Пришло письмо от Таубе – пишет, что не без труда удалось ему получить добавочные занятия в М., и, к сожалению, он должен будет остаться там до Пасхи; письмо коротенькое, и ничего другого достойного внимания в нем нет. Также пришли иллюстрированный «Уикли» с двумя статьями о тебе. Написано недурно, и мне нравится оглавление статьи, и репродукции очень интересны. Мы выписали 25 копий, десять пошлем в Нью-Йорк, две в Париж, одну в Латвию и одну в Бельгию. Остальные пока сохраним, может быть, ты укажешь, кому их послать. Также пришла адвансэд[26] копия статьи Тампи в 20 страниц, видно, что он тщательно просмотрел всю имеющуюся литературу о тебе. Написана статья с большим подъемом и сердечностью. Можно сказать, умаления нет. Конечно, вкрались ошибки, как, например, что ты был избран Председателем Гаагского Трибунала: мы дали ему телеграмму, чтобы он изъял эти две строки. Также некоторые имена пострадали, особенно не повезло Леониду Андрееву, есть и забавные выражения, местами он употребляет «слэнг». Приведены многие лучшие квотэшенсы[27] и читается с большим интересом. Озаглавлена статья «Мессия Культуры (Н. Рерих) и разделена на шесть глав – биографический очерк, Рерих – артист[28], Рерих – писатель, Рерих – лидер Мировой Культуры, Рерих – эдюкешионист[29] и заключительная глава. Мы выписали 100 копий, как только получим их, думаем послать 50 в Америку. Хочу послать иллюстрированный «Уикли» и эту статью В. К., может быть, пригодится.

Родные мои, все помыслы мои с Вами. Победа Ваша обеспечена. Шлю Вам, сокровища мои, всю нежность, всю любовь мою. Берегите друг друга. Сердцем и духом с Вами.

Е.Р.

Сегодня 8-е. Вы отъезжаете, и мое первое письмо отсылается по воздушной почте. «Дам напутствие ученику. Да будет молитва твоя: «Тебе, Владыка, служу всем, всегда, везде. Пусть путь мой будет весь в подвиге самоотвержения». Когда ученик познает в сердце радость пути, где терний нет, ибо все претворяется в радости Служения, тогда можно приоткрыть Врата Великие. Среди понятий высших ученик должен помнить сердцем о рекордах[30] Света. Среди ужасающих явлений ученик должен помнить о рекордах тьмы. И начертано на Щите Света: «Владыка, дойду один, дойду в подвиге явленном, дойду, дойду!» И завещано на Щите Света: «честь, преданность и самоотверженность». Но страшны рекорды тьмы. Да воздержится рука ученика от начертаний на этих несмываемых скрижалях: «ложь, лицемерие, предательство и самость». Срочное действие – очистить сознания в Америке».

Иеровоам и Рамо снова закинулись, придется их немного обуздать. Владыкаими не доволен. «Победа великая впереди!»

Светик очень мил.

Из третьей части «Мира Огненного»: «Среди явлений, которые особенно губительны для восхождения, нужно отметить половинчатое Служение. Невозможно продвинуться, не отвергнув страшную половинчатость. Надо помнить, что, раз избрав Учителя, ученик должен всегда действовать, понимая все губительные следствия половинчатости. Не только явное предательство опасно, ведь против явного можно бороться мечом, но те скрытые подкопы половинчатости так губительны. Нужно направить сознание людей на путь честности. Нужно людям понять, что самое главное состоит в честности Служения. Чем утвердить рост духа, чем доказать преданность Иерархии, чем очистить сознание? Только единым законом честности Служения. Так запомним навсегда о губительности половинчатости. Рекорды тьмы содержат все половинчатые решения и действия, потому на пути огненном нужно помнить о следствиях половинчатости. Если бы можно было выявить все рекорды Тонкого Мира, человечество ужаснулось бы, увидев серые тени вокруг разрушения, вокруг половинчатости, вокруг предательства, вокруг подстрекательства, вокруг кощунства, непримиримости и самости. Так запомним на пути огненном об опасности половинчатости и подкопов»[31]

 

Е.И.Рерих – В.А.Дукшта-Дукшинской

8 февраля 1934 г. «Urusvati» NAGGAR, Kulu, Punjab, British India

Многоуважаемая Вера Александровна,

Благодарю Вас и членов Женской Миссии за оказанное доверие и с радостью принимаю избрание меня почетной Председательницей Вашего Женского Объединения, которое под Вашим просвещенным и деятельным руководством, несомненно, должно процветать. Конечно, всегда буду рада помочь советом и ответить на могущие, возникнуть у Вас вопросы по Учению.

Программа, присланная Вами, прекрасна. Правильно ли я понимаю, что пункт первый – изучение Священных Писаний – включает в себя и сравнительное ознакомление с Писаниями разных религий? Приглашение Вами отца Владислава Неклюдова на Ваши собрания прекрасно, ибо не врагами должны они быть нам, но истинно союзниками. Много преуспеется при таком сотрудничестве, но, конечно, столько тактичности и терпимости должно быть взаимно проявлено. Потому радуемся, что отец Владислав оказался таким высоко просвещенным пастырем.

Также мне очень хотелось бы знать некоторые биографические подробности о ближайших членах Женского Объединения, конечно, касающиеся, прежде всего их устремлений и занятий – кто к чему имеет подготовку и призвание, и как удавалось и удается прилагать силы свои в жизни.

Признательна буду, за каждое ознакомление меня с Вашей разносторонней деятельностью. Сейчас все мы должны произвести смотр своим возможностям, напрячь все свои способности, и привести их в боевой порядок, ибо время уже не за горами, но за плечами. И много рук и сил понадобится для внесения радости широкого познания в страждущие и близкие нам сердца. Малейшие годы остались, найдем в этом утверждении силу несломимую.

Н.К. на пути в Америку, из Франции пошлет Вам письмо.

Шлю Вам и сотрудникам Вашим мои сердечные пожелания устремления, успеха и радости на великом пути Служения осиротевшему человечеству.

Духом сВами.

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

8 февраля 1934 г. «Урусвати»

К сожалению, не знаю Вашего имени и отчества, и потому обращаюсь к Вам, как к уважаемому Сотруднику; буду рада узнать их. Прежде всего, должна сказать, что Ваш превосходный труд очень порадовал нас. Это именно то, что сейчас так неотложно нужно, ибо следует всеми способами будить сознание, погрязшее в затхлых предрассудках и подавленное ужасами грозного времени. Ведь заря Новой Эры уже брезжит и нужно суметь встретить ее пробужденным духом. Жду с нетерпением продолжения Вашего труда, который следовало бы напечатать и широко распространить. (Должна извиниться, что столь долго задержала первую часть, но я слегка занемогла, и к тому же готовился отъезд Н.К. в Америку, все это вместе, конечно, отняло некоторое время.)

Вероятно, Феликс Денисович уже сообщил Вам мнение Учителя о Вашем труде, но, может быть, Вам будет приятно еще раз услышать подтверждение, потому и пересылаю Вам эти слова[32]: «Письменные размышления об Учении полезны. Одобряю труд, который прислан на просмотр. Можно предложить и другим сотрудникам приучаться к таким же работам. Они могут избирать части Учения, им близкие, и сопоставлять с прочими Заветами. При этом можно заметить печать времени на тех же истинах. Задание проследить эту эволюцию уже само по себе будет очень сложным трудом. Мы против осуждения, но сопоставление будет как бы шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных прикасаний. Такие размышления, как цветы на лугу».

Как мне сообщил Владимир Анатольевич, Вы хотели бы иметь наше мнение (и некоторые указания от Учителя), потому я исполняю Ваше желание и (с одобрения Учителя) вставляю некоторые замечания на полях в конце страниц, другие же, более пространные, добавляю к письму. Так, в главе 5-й Вы пишете, что «нет ничего удивительного, что Христос не нашел возможным сообщить эту истину (закон перевоплощения) неподготовленным человеческим умам прямо и открыто...». Но мне кажется, что правильнее предположить, что Христу не приходилось утверждать закон перевоплощения, ибо закон этот был краеугольным в каждой религии Востока и, конечно, религия евреев не являлась исключением. В Евангелии мы имеем достаточно доказательств тому и свидетельств самого Христа. Так, в Евангелии от Матфея, глава 17, стих

10–13: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю Вам, что Илия уже пришел и не узнали его и поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил, им об Иоанне Крестителе».

Евангелие от Иоанна, глава 9, стих 1–3: «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Раввин!Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божий...» Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за свои грехи, если бы не существовал закон перевоплощения?

На странице 67 Вы пишете, что «знание закона перевоплощения породило в восточном человеке неторопливость, неподвижность, инертность, спокойную созерцательность, что в окончательном результате дало медленный темп жизни, ее застой и мертвенность». Это не совсем так. Много иных причин способствовало этому застою. Конечно, суровая природа, суровые климатические условия, борьба с ними за существование, которые главным образом закаляют и развивают силы человека, почти совершенно отсутствуют на Востоке. Именно климат и все условия природы благоприятствовали развитию спокойной, созерцательной жизни Востока. Не забудем, что, например, в Индии есть местности, где урожай снимается от трех до четырех раз в год, не говоря уже об изобилии всевозможных злаков и плодов, растущих в диком состоянии. Поистине, здесь «под каждым листком готов и стол и дом». Даже в наших северных местах меньше трех урожаев не бывает. Но главное зло Индии, приведшее ее к застою и вырождению, заключается не в знании закона перевоплощения, но в застывшей системе каст, которая с падением нравственности и утратою истинного знания среди правящих каст превратилась в железные тиски, удушающие способнейший многомиллионный народ. Кто не жил в Индии, тот не может представить себе всего ужаса этого рабства! Сейчас в Индии кроме четырех основных каст существует столько же подразделений их, сколько вообще имеется занятий или профессий. Каждая каста ограничена всевозможными нелепейшими запрещениями, и чем выше каста, тем больше этих запрещений, отсюда и наблюдаемое вырождение среди высших каст. Зная всю непревзойденную высоту их основных духовных учений и принимая в соображение всю корыстность и невежество большинства современной священнической касты, все же трудно понять, как могла установиться такая нелепость, такая вопиющая жестокость, такая преступность чудовищных форм жизни? Но такова печальная действительность. Кроме системы каст вырождению способствуют и ранние детские браки. Нередко можно видеть девятилетнюю девочку женою шестидесятилетнего старика и уже матерью-калекою мертворожденного ребенка. Да, много чудес в Индии, но и много ужасов! Но все же редко где вы можете встретить такую духовность и утонченность чувств, как здесь, и если бы прекрасной стране этой удалось удалить эти разлагающие ее язвы, то расцвет ее изумил бы весь мир.

Предыдущая статья:Елена Ивановна Рерих. Письма Том I (1919-1933), Послание 19 страница Следующая статья:Елена Ивановна Рерих. Письма Том II (1934 г.) 2 страница
page speed (0.0991 sec, direct)