Всего на сайте:
236 тыс. 713 статей

Главная | Литература

Мой любимый поэт и писатель Б.Пастернак.  Просмотрен 114

 

Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX ве-

ка. Судьба его , так же как и судьба многих поэтов этого поколения,

складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, по-

беды и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало

спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его со-

ветской действительности. Он подчеркивает необходимость непрерывной

напряженной работы сердца и ума для каждого художника:

 

Не спи, не спи, работай,

 

Не прерывай труда,

 

Не спи, борись с дремотой,

 

Как летчик, как звезда.

 

Не спи, не спи, художник,

 

Не предавайся сну.

 

Ты - времени заложник

 

У вечности в плену.

 

В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издатель-

стве "Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечата-

ны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом

открывал свои сборники:

 

Февраль. Достать чернил и плакать!

 

Писать о феврале навзрыд,

 

Пока грохочущая слякоть

 

Весною черною горит.

 

За это лето он написал стихотворения первой своей книги, и к

новому, 1914 году, она вышла в том же издании под названием "Близнец в

тучах".

 

К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пас-

тернака "Поверх барьеров".

 

Узнав о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву.

Написанная революционным летом 1917 года книга лирики "Сестра моя -

жизнь", поставила Пастернака в ряд первых литературных имен своего

времени.

 

Творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность как бы по

инерции написать следующую книгу стихов - "Темы и вариации", но эта

книга, упрочив его имя, однако, внутренне означала для автора душевный

спад, стала для него объектом недовольства собой.

 

Постепенно Пастернак свыкается с мыслью, что в такие времена

лирическая поэзия становится безнравственной и поэт может существо-

вать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой,

временем ради вечного:

 

Мы были людьми. Мы эпохи.

 

Нас сбило, и мчит в караване,

 

Как тундру под тендера вздохи

 

И поршней и шпал порванные.

 

Пастернак обращается к историческим сюжетам революции 1905 го-

да, к легендарной фигуре лейтенанта Шмидта. Появляется поэма "Лейте-

нант Шмидт ".

 

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы тогда касались и трогали

поэта (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), вместе с некоторы-

ми другими, написанными в это десятилетие, Пастернак объединил с ран-

ними сборниками и составил сборник "Поверх барьеров".

Итоговыми рабо-

тами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в

которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и

его значение в истории человеческого общества.

 

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в Сою-

зе писателей и выступил с речью на первом его съезде. В это время о

нем много писали, он надеялся быть общественно полезным. С осени 1936

года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился

 

Поезд ушел. Насыпь черна.

 

Где я дорогу впотьмах раздобуду?

 

Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное об-

новление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но

и в их свете Пастернак начал писать роман "Доктор Живаго", работа над

которым заняла целое десятилетие. Но К.Симонов, редактор "Нового ми-

ра", отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено

более 30 лет.

 

Прошло 30 лет двусмысленного замалчивания романа "Доктор Жива-

го". Он, наконец, издан; печатаются массовыми тиражами, о которых ав-

тор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много гово-

рят и пишут.

 

И все-таки, на мой взгляд, лучшим в творчестве Б. Пастернака

являются стихи и переводы.

 

Предыдущая статья:Поэзия Анны Ахматовой. Следующая статья:Ковского.
page speed (0.0102 sec, direct)