Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Литература

"На дне").  Просмотрен 92

 

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из

основных, может быть, главных целей искусства - в раскрытии этой тай-

ны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в

той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это

свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философс-

кими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались

разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе -

Пушкин, Толстой, Достоевский.

 

Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых

произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант

рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И поз-

же опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

 

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит лю-

дей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно

для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него.

Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной

силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел -

житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве

недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании

Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле

дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий со-

бой ради других, сильнее Ларры.

 

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно

сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов,

ответ на который не дает вся мировая литература.

Позиция Горького

здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не вы-

держивает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горь-

кий усложняет вопрос: одиночество среди людей -следствие ли это силы

или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда

среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает

Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся

в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обя-

занность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действитель-

но, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии -

не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы

можем следить за его развитием по ходу пьесы.

 

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед

нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни пос-

ле многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый

замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая

никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издеватель-

ства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фанта-

зии. Клещ презирает всех: он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки,

он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав

все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает

их как товарищей по несчастью.

 

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.

Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение

после смерти.

Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его

все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни буду-

щего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука по-

пытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна

за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой сте-

пени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо

пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, спосо-

бен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в

своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзго-

дам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой

и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон

издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в

начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в

ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на

него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначе-

ние сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это

- одно из самых твердых убеждений Горького.

 

Для Горького - сила - в стремлении вперед "к свободе, к све-

ту". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти

этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради

других, как звезды - искры сердца Данко, будут освещать дорогу идущим

следом.

 

Предыдущая статья:Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне". Следующая статья:Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать".
page speed (0.0606 sec, direct)