Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Литература

Человек и идея в романе А.М.Горького "Мать".  Просмотрен 111

 

Роман "Мать" - произведение, созданное на рубеже двух веков, в

нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее

жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали

умами и сердцами.

 

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернув-

шийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между

новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями,

возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могла не найти отраже-

ния в литературных произведениях этой эпохи. Творчество Горького не

является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени,

когда менялось само понятие героического, когда протест против сущест-

вующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершенно

другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать,

что разночинский период освободительного движения в России сменился в

это время пролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействием

теории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенные из-

держки.

 

Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по

отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто па-

фосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало по-

вод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии.

За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали

/или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями,

страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духов-

ный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведе-

ния которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний под-

ход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией,

несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным

знатоком и ценителем литературы.

 

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произве-

дение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие

в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта

идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в

душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей.

 

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в

образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как

безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего

"одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее

разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в

фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как

сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи, го-

ворит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее

перед демонстрацией.

 

Образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по зло-

му умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог.

Особенно это видно из

истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между

идеей и живой душой. И он выбирает идею... Поэтому образ Павла Власова

трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубоки-

ми, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им са-

мим.

 

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие

человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее

материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатичес-

кое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились ве-

ра в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, не-

обходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что

всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека,

его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет

Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в

ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, ве-

роятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка.

Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека.

Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в ду-

ховном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его

отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор

показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней,

когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

 

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно

мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним

образом.

 

Предыдущая статья:Ранний романтизм Горького. Следующая статья:"Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".
page speed (0.0097 sec, direct)