Всего на сайте:
148 тыс. 196 статей

Главная | Психология

ФИЗИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРА  Просмотрен 170

PHISICAL

DYNAMICS

OF CHARACTER

STRUCTURE

 

Александр Лоуэн

ФИЗИЧЕСКАЯ

ДИНАМИКА

СТРУКТУРЫ

ХАРАКТЕРА

 

_______________

 

 

Перевод с английского Е.В.Поле под ред.А.М.Боковикова,

М.: Издательская фирма “Компания Пани”, 1996. -320с., илл.

 

__________________

 

К ЧИТАТЕЛЮ

 

Жанр книги «Физическая динамика структуры характера» ее автор, известный американский психиатр, практикующий аналитик и телесно-ориентированный психотерапевт Александр Лоуэн определяет как биоэнергетический анализ. Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда, в частности на его положение, что «Я есть прежде всего выражение телесного Я», и вегетотерапию Вильгельма Райха, Лоуэн формулирует основные биоэнергетические принципы аналитической терапии, устанавливает связи и их закономерности между строением тела и особенностями личностных проявлений. Данные связи и определяют так называемую структуру характера. Вводя данное понятие, Вильгельм Райх рассматривал последнюю как своеобразную кристаллизацию (материализацию, воплощение) основных проблем и личностных особенностей человека. Энергетический аспект как особого рода реальность является основным в биоэнергетике, на что, собственно, и указывает само название - биоэнергетика. Та или иная структура характера в виде так называемого панциря характера (термин В. Райха специфицирует энергетические потоки внутри человеческого тела. В результате образуются паттерны поведения, характера, «мышечный панцирь» -места возникновения энергетических и мышечных блоков и зажимов. Таким образом, вся терапевтическая и энергетическая работа в биоэнергетике состоит из выяснения причин, приводящих к формированию конкретной структуры характера, и из body-work, работы с телом. Следует отметить, что выделенные Лоуэном характеры - крайние типы. Бессмысленно, ошибочно, а для ряда психотерапевтических ситуаций и опасно «втискивать» в эти прокрустовы ложа представления о себе и других. Гораздо более верным и продуктивным будет, уяснив логику, лежащую в основе образования данных структур (этой цели служат первые главы данной книги), и располагая достаточной и достоверной информацией о себе или другом, попытаться описать собственный характер или характер другого, то есть построить своеобразный «смешанный тип».

 

Говоря о работе с телом, необходимо иметь в виду, что биоэнергетический анализ Лоуэна-это законченная, в течение ряда лет тщательно отработанная и проверенная система. Описываемые в книге принципы и приемы работы с телом еще не есть практическое руководство по биоэнергетике. Следует учесть и очень специфичное в нашей культуре отношение к телу.

 

Биоэнергетическая работа столь же эффективна, сколь и жестка. Часто возникающая ошибка в группах биоэнергетики, которые проводились у нас в стране под руководством опытных иностранных специалистов, - это старание участников выстрадать и вытерпеть эту работу. Главная же задача в действительности состоит в обратном: максимально приблизиться к себе, своим возможностям и проблемам, отказаться от «российского паттерна» терпения и страдания и, оставаясь в контакте с самим собой, преодолеть себя (ср. гурджиевское «сверхусилие»). Только в этом можно найти объяснение и оправдание той кажущейся жесткости, расцениваемой подчас как жестокость, которая содержится в биоэнергетической работе.

 

На мой взгляд, благодаря книге Александра Лоуэна «Физическая динамика структуры характера» открывается наиболее эффективный и короткий путь в область биоэнергетического анализа и всей телесно-ориентированной терапии, тем более что сам термин «биоэнергетика» уже имеет особое звучание в нашей стране, не связанное с лоуэновским. Напомним, что биоэнергетика, по Лоуэну, - это «путь познания своей личности через язык тела и его энергетических процессов».

 

В.

Баскаков,

 

координатор Международной программы

«Культура тела»

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Экспрессивные движения лица и тела... прежде

всего служат коммуникации между матерью и ее

дитем... Экспрессивные движения придают живость

и энергию нашим словам. Они выдают мысли и на-

мерения других гораздо правдивее, чем это делают

слова, которые бывают лживы... Свободная экспрес-

сия внешних проявлений эмоции усиливает ее. С

другой стороны, подавление, насколько это возмож-

но, всех внешних проявлений ослабляет наши эмо-

ции, Кто дает дорогу проявлениям ярости, усилива-

ет свой гнев; кто не контролирует проявления стра-

ха, испытывает еще больший страх; а кто остается

пассивным, когда переполнен горем, упускает свой

лучший шанс вновь обрести эластичность ума.

 

Чарльз Дарвин, 1872

Выражение эмоций у человека и животных

 

Сегодня мы являемся свидетелями атаки на психоанализ со стороны

психиатров и других специалистов, не отрицающих его основные прин-

ципы. Критицизм проистекает скорее из разочарования результатами пси-

хоаналитической терапии. Даже если оставить в стороне серьезные про-

блемы, связанные со стоимостью, временем и доставляемыми неудобства-

ми, желанные изменения личности, чувств и поведения больного зачастую

не достигаются. Многим пациентам, правда, помогли; некоторым стало

лучше. Однако число пациентов, годами подвергающихся анализу или ко-

чующих от одного аналитика к другому без каких-либо заметных изме-

нений в своем недуге, своей неудовлетворенности или в своих реальных

проблемах, внушает тревогу.

 

Буквально на днях я консультировал молодую женщину, которая в

течение четырех лет посещала аналитика и более года подвергалась дру-

гой форме терапии. Ее комментарий по поводу полученного опыта явля-

ется типичным: «То, с чем я пришла, фактически не изменилось. Мне

всегда казалось, что я могу чувствовать гораздо больше, чем чувствовала

на самом деле. Хотя анализ помог мне понять многие вещи, я не стала

чувствовать больше. Этим я была разочарована».

 

Реакция психиатров-аналитиков на эту ситуацию неоднозначна. Одни

предлагают усовершенствованные формулировки, тогда как другие про-

сто полагаются на здравый смысл. К сожалению, ни один из этих подходов

не дает решения проблемы. Никто не вправе обвинить Фрейда, что

великие открытия, которые он дал миру, оказались относительно неэф-

фективными для преодоления тяжелых эмоциональных расстройств, от

которых страдают многие люди. Сам Фрейд таких обещаний не давал.

Он знал ограничения своей техники.

 

Ситуация, в которой находится сегодня психоанализ, ничем не отли-

чается от ситуации, в которой оказывается любая другая молодая меди-

цинская дисциплина. Можно ли сравнивать результаты, достигнутые в

кабинете врача теперь, с теми, что были сто лет назад? Прогресс есть

результат изменения техник, лучшего понимания проблем и лучших на-

выков. Если современный психоанализ обвиняют в нынешней ситуации,

то только за его нежелание менять свои традиционные процедуры,

 

В истории психоанализа были экспериментаторы и теоретики.

Если

большинство посвятило себя развитию теории, то некоторые, прежде всего

Шандор Ференци и Вильгельм Райх, внесли существенные изменения в

технические процедуры. Своей «активной техникой» или «анализом сни-

зу» Ференци пытался подступиться к сложным проблемам характера,

которые в то время не поддавались психоаналитическому методу. Вклад

Райха более полно мы обсудим в дальнейшем.

 

Проблема, с которой сталкивается психоанализ, проистекает из того

факта, что аналитик имеет дело с телесными ощущениями и чувствами на

вербальном и психическом уровне; что касается предмета анализа, то им

являются чувства и поведение индивида. Его мысли, фантазии и мечты

исследуются исключительно с целью понять чувства и изменить поведение.

Разве мы не можем представить себе, что существуют и другие способы и

средства повлиять на чувства и поступки? В 1899 году в письме Флиссу Фрейд

проявил свой неизменный интерес к этому вопросу: «Время от времени я

отчетливо представляю себе вторую часть лечебного метода-провокацию

чувств и мыслей пациента, как будто это совершенно необходимо».

 

Фрейду не удалось изобрести метод лечения, который бы воплотил его

идею. Эту неудачу можно приписать сложности взаимоотношений меж-

ду душой и телом. До тех пор пока концепция дуализма души и тела

оказывает влияние на мышление, эта трудность непреодолима. Можно

предположить, что Фрейд всю свою жизнь бился над этой проблемой. В

этой борьбе возникли четкие формулировки, составляющие психологию

Я. Но та же проблема стоит перед нынешними аналитиками столь же

остро, как она стояла перед Фрейдом.

 

Я не намереваюсь в этом кратком предисловии предложить ответ на

этот громадный вопрос. Скорее я бы хотел пояснить тезис, который ле-

жит в основе данного исследования и указывает путь для решения этой

проблемы. Аналитики сознают идентичность многих соматических про-

цессов с психологическими феноменами. В области психосоматической

медицины полно таких примеров. В результате возникла идея, что живой

организм выражает себя в движении гораздо яснее, чем в словах. Но не

только в движении! В позе, осанке, мимике и жестах организм говорит

языком, который предвосхищает и превосходит его вербальное выраже-

ние. Более того, имеется множество специальных исследований, в кото-

рых показана связь между структурой тела и эмоциональными установ-

ками. Тело может быть столь же ценным объектом аналитической тех-

ники, как сновидения, обмолвки и свободные ассоциации.

 

Если структура тела и темперамент взаимосвязаны, как это может

установить всякий, кто изучает человеческую природу, вопрос тогда явля-

ется следующим; можно ли изменить характер индивида, не изменяя

структуру тела и его функциональную подвижность? Или наоборот: если

можно изменить структуру тела и улучшить его подвижность, нельзя ли

этим добиться необходимых для пациента изменений темперамента?

 

В своей эмоциональной экспрессии индивид представляет собой еди-

ное целое. Не разум злится, и не тело борется. Это индивид выражает

себя. Поэтому мы изучаем, как конкретный индивид выражает себя, каков

спектр его эмоций и в чем его ограничения. Это исследование подвиж-

ности организма вследствие эмоционального переживания основано на

способности «выдвигаться».

 

Здесь находится ключ к пониманию относительной неудачи психоана-

лиза.

Он сравнительно мало помогает понять, почему человек ведет себя.

именно так, а не иначе. Человек, который боится войти в воду, может

прекрасно знать, что с ним ничего не случится. Мы должны понять и

научить преодолевать страх движения.

 

Если детерминанты личности и характера структурированы физичес-

ки, не должны ли терапевтические устремления равным образом быть

ориентированы и на тело? Знание есть прелюдия действия. Чтобы быть

более эффективной, аналитическая терапия должна способствовать как

осознанию, так и действию в терапевтической ситуации. Принципы тео-

рии и техники, используемые в рамках этого нового подхода, образуют

то, что мы называем биоэнергетическим анализом и терапией.

 

Одним из тех, кому принадлежит особая заслуга в расширении рамок

аналитической техники, был Вильгельм Райх, который ввел в анализ изуче-

ние физической экспрессии и активности пациента. Многие, возможно, не

согласны с поздними работами Райха, но его разработки являются важным

вкладом в психиатрию. Многочисленными ссылками на его идеи в этой книге

я выражаю свою признательность Вильгельму Райху, который был моим учи-

телем. С другой стороны, биоэнергетическая терапия появилась независимо

от Райха и его последователей и отличается от теорий и техник Райха во

многих важных аспектах - некоторые из них изложены в этой книге.

 

Пожалуй, будет интересно указать различия между биоэнергетической

терапией и традиционными психоаналитическими техниками. Во-первых

и прежде всего, исследование пациента является целостным. В биоэнер-

гетической терапии врач анализирует не только психологическую проблему

пациента, как и каждый аналитик, но и физическое выражение этой

проблемы в том виде, как она проявляется в структуре тела и движении

пациента. Во-вторых, все техники ориентированы на высвобождение

физического напряжения, которое проявляется в хронически контракти-

рованных и спастичных мышцах. В-третьих, отношения между терапев-

том и пациентом в сравнении с психоанализом имеют еще одно измере-

ние. Поскольку помимо анализа на вербальном уровне проводится рабо-

та и на физическом, возникающая в результате активность вовлекает

аналитика гораздо глубже, чем это делают традиционные техники.

 

Чем же являются в такой ситуации перенос и контрперенос? Они

являются мостом, по которому мысли и чувства от одного человека пере-

ходят к другому. В биоэнергетической терапии благодаря физическому

контакту перенос и контрперенос сфокусированы более строго. Это, од-

нако, требует от аналитика умения справляться с возникающим эмоцио-

нальным напряжением. Если эта способность отсутствует, аналитик не

готов к выполнению своей задачи. Только будучи скромным и честным,

можно осмелиться встретиться лицом к лицу с великими источниками

чувства, которые находятся в сердце человека.

 

Данная книга не претендует на полное изложение теорий и техник

биоэнергетического анализа и терапии. Эта область столь же обширна,

как и сам субъект жизни. В качестве введения в тему необходимо устра-

нить разрыв между психоанализом и концепцией физического подхода к

эмоциональным расстройствам. Дальнейшие исследования ведутся как в

теоретическом, так и в практическом аспекте этой работы.

 

Мне бы хотелось выразить признательность моему ассистенту доктору

Джону Пиерракосу, помощь которого в формулировке идей, представлен-

ных в этой книге, трудно переоценить, и доктору Джоэлу Шору за его

терпеливое и критическое изучение рукописи. Кроме того, я хотел бы по-

благодарить членов семинара по динамике структуры характера за советы

и критические замечания, которые сделали мои идеи более отточенными.

Благодарю также мисс Дору Акчим, любезно согласившуюся напечатать

рукопись этой книги.

 

Александр Лоуэн

Нью-Йорк

 

 

Предыдущая статья:Самореализация Следующая статья:I. Развитие аналитических техник
page speed (0.1792 sec, direct)