Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | География

Как бы Вы прокомментировали нынешнюю ситуацию с вепсами и вепсской культурой?  Просмотрен 98

Кажется, мы сделали немало. Издается вепсская литература, введено обучение вепсскому языку в школах, активно работают ученые – лингвисты, этнографы, фольклористы. Сформировалась вепсская художественная литература, изданы несколько словарей вепсского языка, ежемесячно выходит вепсская газета «Kodima». Начало всей этой большой работы было положено старшим поколением исследователей. Это ученые Н. И. Богданов, М. И. Зайцева, М. И. Муллонен, писатель и основатель Шелтозерского вепсского народного музея Р. П. Лонин. Сегодня их дело продолжают председатель Общества вепсской культуры З. И. Строгальщикова, директор Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН И. И. Муллонен, заведующая сектором языкознания Института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН Н. Г. Зайцева, вепсский поэт Н. В. Абрамов, ученый и государственный деятель Е. Е. Харитонова, преподаватель вепсского языка Петрозаводского государственного университета О. Ю. Глушкова, преподаватель вепсского языка, поэтесса Г. Н. Поливанова, редактор вепсской газеты «Кодима» М. Б. Гениатулина, а также многие другие энтузиасты возрождения и сохранения вепсской культуры.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1145 вепсы Вологодской области включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Вроде бы уделяется внимание социальным проблемам вепсов, но численность вепсов продолжает падать. Если в 1989 году их было более 12000, то перепись 2011 года зарегистрировала всего 5936 человек. По-прежнему самой большой проблемой вепсских территорий является бездорожье. Когда в начале 1990-х годов в Шимозере разрешили фермерство – давали в вечное пользование с правом наследования надел земли, – Администрация Вытегорского района провела пробный опрос: готовы ли вепсы и их потомки вернуться на места исконного проживания? И многие отвечали: да, оставим городские квартиры и вернемся восстанавливать свою малую родину. Приехали более 20 человек – потомки вепсов, покинувших Шимозерье почти полвека назад, – начали заново устраиваться на земле. Но если нет дороги, если поля и луга заросли лесом, а техники для их освоения нет, если нет пригодных для жизни домов, ближайшие медпункт и магазин находятся в 30 с лишним километрах – как жить в таких условиях, да еще и семьям с детьми? И люди снова стали уезжать…

Но землю нельзя оставлять без присмотра – начинается ее разорение. А ведь Шимозеро – это уникальный памятник природы, гидрологический заказник: вода из озера вместе с рыбой периодически уходит под землю через карстовую воронку, а через несколько лет возвращается. Когда Информационный центр финно-угорских народов проводил конкурс «Семь чудес финно-угорского мира», по моему предложению было выдвинуто Шимозеро – и оно попало в этот список. Хочется надеяться, что это как-то поможет сохранить Шимозерье – и землю, и озеро.

 

Предыдущая статья:Но эти проблемы Вы рассматриваете в других своих книгах и публицистических работах. Следующая статья:ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРИСВОЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ ТРЕНЕРАМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО СПОРТУ И ИНЫМ КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
page speed (0.0201 sec, direct)