Всего на сайте:
148 тыс. 196 статей

Главная | Философия

Хазрат Инайят Хан  Просмотрен 237

ГАЙЯН

Перевод с английского: И.Лебедева, К.Коробова, А.Михалкович, С.Москалёв.

Печатается с любезного разрешения «Inter­national Headquarters of the Sufi Movement» (Hauge, Netherlands).

Хазрат Инайят Хан Гайян.— Пер. с англ. — М.: «Сфера», 2002. — 160 с.

Хазрат Инайят Хан — виднейший суфийский мастер и музыкант начала XX столетия, широко из­вестный во всём мире.

Афоризмы, собранные в данной книге, представ­ляют собой отражения тех вдохновенных состояний, которые посещали Инайят Хана в минуты медита­ций. Формы этих откровений почти всегда были связаны с традициями индийской музыки.

 

Хазрат Инайят Хан родился в городе Барода индийской провинции Гуджарат 5 июля 1882 года, его дед и отец были при­дворными музыкантами, основавшими там музыкальную Академию, в которой и по сию пору обучают индийской классической музыке.

Помимо музыки Инайят Хан с детства обучался стихосложению у известного ин­дийского поэта Кави Ратнакара. Так про­должалось до его восемнадцатилетия, ког­да он начал путешествовать по Индии с концертами. Во время этих путешествий к нему как к музыканту и певцу приходит головокружительная слава. При дворе Низама Хайдарабадского он удостаивается титула «Новый Тансен» — от имени жив­шего несколько веков назад в Индии ве­ликого мистика и певца.

Помимо музыки, путешествуя, он ищет знакомств и бесед с мудрецами и филосо­фами, которых в Индии того времени до­статочно; это люди разных религий: му­сульмане, сикхи, индуисты, буддисты. Из тысяч религиозных направлений, суще­ствующих в Индии, более всего его привлекает суфизм.

Ему нравится кротость су­фиев, с одной стороны, и прямота — с дру­гой. Суфии используют музыку во время своих встреч. Она у них является способом приведения себя в состояние божественно­го восторга, отказом от двойственности, приближением к Богу, прикосновением к нему через утрату ложного «Я». Состояние это называется «Ваджад» или «Халь».

В этот период он находит своего учите­ля — известного мистика, потомка Проро­ка, шейха Мухаммада Мадани. После не­скольких лет обучения и дружбы однажды шейх призывает его к себе и в уединенной беседе произносит такие слова:

— Ступай, дитя мое, в мир, соедини Восток и Запад гармонией своей музыки, распространяй мудрость суфизма, ибо ты одарен Богом Всемилостивейшим, Мило­сердным».

Выполняя волю своего учителя, Инайят Хан несет «Суфийское послание» — «По­слание Любви, Гармонии и Красоты», как он его называл — в западный мир. Он пу­тешествует с лекциями и концертами по Европе и Америке с 1910 по 1926 год.

В этих странствиях Инайят Хан осенью 1913 года с тремя своими братьями-музы­кантами приезжает в Россию. Он живет в Москве около семи месяцев, давая концер­ты индийской музыки, здесь же он сходит­ся с композитором и музыкантом, графом

Сергеем Львовичем Толстым. При поддер­жке Сергея Толстого и композитора Вла­димира Поля он издает нотный альбом с шестнадцатью хиндустанскими мелодиями в переложении для фортепиано. В России также издается его первая книга о суфиз­ме «Суфийское послание о свободе духа».

В конце концов, в 1927 году он возвра­щается в Индию и в Дели покидает этот «плотный» мир.

Величайшая заслуга Инайят Хана состо­ит в том, что он смог принести в западный мир ту философскую систему, которая прежде была доступна лишь избранному кругу мусульман. Он также нашел способ трансформации суфийских идей в форму, доступную для западного человека.

Учениками и последователями собраны и объединены в тринадцать томов его фи­лософские тексты, стихи, пьесы, в которых и теперь можно найти ответ на многие во­просы, неизменно волнующие человека.

 


Бог, который понятен человеку,

создан самим человеком;

но то, что за пределами его понимания,

и есть реальность.

АЛАПА

 

Когда отблеск Нашего образа замечен в человеке,

когда небеса и земля видимы в человеке,

тогда что же есть такого в мире, чего бы не было в человеке?

Если бы только изучить его, такое множество в человеке.

 

Если ты пойдёшь вперёд, дабы найти Нас,

Мы выступим вперёд, дабы принять тебя.

 

Дай Нам всё, что ты имеешь,

и Мы дадим тебе всё, чем владеем сами.

 

В мужчине Мы задумали Наш образ.

В женщине Мы его завершили.

 

В мужчине Мы показали

Наше естественное великодушие.

В женщине Мы выразили

Наше божественное искусство.

 

Бог — ответ на любой вопрос.

Сделай Бога реальностью, и Бог сделает тебя истиной.

 

Бог сотворил человека,

а человек сотворил добро и зло.

 

Если Всемогущий Бог избирает,

то у Него есть достаточно силы,

чтобы превратить твой щит в отравленный меч

и даже твою собственную руку в руку твоего врага.

 

Отдай всё, что есть у тебя,

и прими всё, что даётся тебе.

 

Твои великие враги, — те, кто дорог тебе и близок,

но твой ещё более великий враг — это ты сам.

 

Какой бы путь ты ни избрал, верный или нет,

знай, что всегда позади

есть могущественная рука, чтобы помочь тебе.

 

О миротворец,

прежде чем пытаться установить мир во всём мире,

сначала установи мир в самом себе.

 

Человек!

Ты есть хозяин жизни здесь и в грядущем.

 

Из пространства возник свет

и этим светом озарено пространство.

 

Если твой ближний не отдаёт тебе долга, — стойко терпи.

Однажды каждый медяк будет выплачен тебе с прибытком.

 

Обопрись на доверие к Богу

и зри Его скрытую руку, действующую сквозь все источники.

 

 

Предыдущая статья:Шейх Саад аш-Шасри: Абу Мухаммад Аль-Макдиси и его книги Следующая статья:АЛАНКАРА
page speed (0.0114 sec, direct)