Всего на сайте:
123 тыс. 319 статей

Главная | Культура, Искусство

О постановке глаза  Просмотрен 116

Важной частью задачи постановки глаза является воспи-
тание в ученике способности «цельно» видеть натуру, то есть
видеть ее всегда целиком, даже в тех случаях, когда внимание
рисующего направлено на исполнение отдельных деталей.

А. Барщ

Не до конца решенными в искусствоведческой и методиче-
ской литературе остаются вопросы, связанные с... так назы-
ваемой «постановкой глаза» художника, с его профессиональ-
ным «умением видеть».

Г. Беда

Говорят, «поставлен глаз». Постановка глаза — это посте-
пенное осознание, что только способность охватить зрением
большое пространство, видение целого определяют художест-
венное восприятие мастера-живописца.

Б. Иогансон

Живопись в природе не находится в готовом, написанном
состоянии, она полускрыта. Ее нужно проявлять на холсте.
Чтобы ее выявить на холсте, нужно уметь видеть, а чтобы
уметь видеть, нужно поставить глаз. ...Чем опытнее вы будете
становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы
будете искать и сравнивать два тона вместе, потом три, потом
четыре, пять одновременно, в наконец, как дирижер оркестра,
который одновременно слышит и скрипку, и флейту, и контра-

 

бас и т. д., вы разовьете глаз настолько, что будете видеть
все одновременно... тогда вы станете мастером живописи.

 

Б. Иогансон

Всматриваясь в какую-либо деталь, вы получите одно впе-
чатление, но если вы «распустите» глаза — появится несколько
иное. «Распустить» глаза — значит увидеть все сразу.

Б. Иогансон

Художник не должен сосредоточивать глаз на отдельных
деталях лица, а, наоборот,— «распускать» глаз на все лицо.

Б. Иогансон

Растопырьте глаза, чтобы видеть, что нужно. Схватите це-
лое... Берите из натуры только то, что нужно, а не все.

В. Серов

Учиться смотреть не последовательно — одно за другим,
а аккордом, сразу, одновременно охватывая сравниваемые мес-
та, то есть превращая последовательный взгляд в аккордный,
одновременный.

Р. Фальк

В искусстве очень важна проблема постановки глаза.
Так же, как для певиа — постановка голоса.

Поставленный глаз — свойство биологическое, чем в кор-
не отличается от вкуса, который только приобретается. Однако
это свойство можно развить. Поставленный глаз крайне важен.
Вкус может подвести, потому что исходит исключительно от
разума. ...Поставленный же глаз не подводит никогда, так как,
будучи развит в известной степени при помощи разума, входит
в плоть и кровь, становится как бы свойством организма и от
рассудка не зависит. Он просто не дает человеку выпасть
из рамок искусства.

Р.Фальк

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года/'
К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве.— М.: Искусство
1957.—Т. 1.—С. 140—141.

 

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Соч.— 2-е изд.—
Т. 2.— С. 3—230.

3. Ленин В. И. Философские тетради // Поли. собр. соч.—
Т. 29.— 776 с.

4. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм //Там же.—
Т. 18.—384 с.

5. Алпатов М. Александр Иванов.— М., 1956.

6. Алпатов М. Композиция в живописи.— М.; Л., 1940.

7. Барышников А.

П. Перспектива.— М., 1955.

8. Берсенева В. #., Романова Н. В. Вопросы орнаментации
ткани.—М., 1977.

9. Борисовский Г. Б. Наука. Техника. Искусство.— М.,
1969.

 

10. Врунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архи-
тектуры.— М., 1935.

11. Буткевич О. В. Красота.—Л., 1979.

12. Ван Гог. Письма.—Л.; М., 1966.

13. Ванслов В. В. Содержание и форма в искусстве.— М., 1956.

14. Волков И. И. Цвет в живописи.— М., 1965.

15. Волков Н. Н. Композиция в живописи.— М., 1977.

16. Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирова-
ния—К., 1982.

17. Гаврилюк П. И. Проблема эстетического и теория управле-
ния.—К.. 1970.

18. Гильде В. Зеркальный мир.—М., 1982.

19. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве.—
М., 1936.

20. Горький М. Разрушение личности. Статьи 1905—1916 гг.—
Петроград, 1918.

21. Демидов В. Как мы видим то, что видим.— М., 1987.

22. Денисюк Ю. Н. Изобразительная голография // Наука и
человечество: Междунар. ежегод.— М., 1973.

23.

Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты.— Л.; М., 1957.

24. Железное Н. Заметки о Брюллове //Живописное обозре-
ние.—1898.—№ 27.

25. Зайцев А. Исследование о колорите//Искусство.— 1966.—
№ 3.

26. Ивин А. А. По законам логики.— М., 1983.

27. Иогансон Б. В. За мастерство в живописи.— М., 1959.

28. Кандыба В. Поэзия дальневосточных будней // Художник.—
1982.—№ 2.

29. Капланова С. От замысла и натуры к законченному про-
изведению.— М., 1981.

30. Кеплер И. О шестиугольных снежинках.— М., 1982.

31. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в Рос-
сии—М., 1986.

32. Корниенко В. С. О законах красоты.— Харьков, 1970.

33. Короев Ю., Федоров М. Архитектура и особенности зри-
тельного восприятия.— М., 1954.

34. Котова Е. Глаз и законы красоты//Искусство.—1966.—
№ 12.

35. Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусато-
ва—М., 1980.

36. Кравков С- В. Глаз и его работа.—М., 1950.

 

 

 

37. Лаптев А. М. Некоторые вопросы композиции // Вопросы
изобразительного искусства.— М., 1954.

38. Ле Корбюзье. Модулор.— М., 1976.

39. Марутаев М. А. О гармонии как закономерности // Прин-
цип симметрии.— М., 1978.

40. Мастера искусства об искусстве.— М., 1967.

41. Матисс. Сборник статей о творчестве.— М., 1958.

42.

Моор Д. Я — большевик.— М., 1967.

43. Мутер Р. История живописи в XIX веке.— С.-Петербург,
1889.

44. Н. П. Крымов — художник и педагог.— М., 1960.

45. Перельман Л. И. Занимательная физика.— М., 1982.

46. Петрович Д. Теоретики пропорций.— М., 1979.

47. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древ-
него Египта.— М., 1985.

48. Рабкин Е. Б. Атлас цветов.— М., 1956.

49. Ратничин В. Перспектива.— К., 1982.

50. Раушенбах Б. Система перспективы в изобразительном
искусстве.— М., 1986.

51. Рене Пио. Палитра Делакруа.— М.; Л., 1932.

52. Репин И. Е. Далекое — близкое.—М.; Л., 1937.

53. Рефрежье А. На языке, понятном массам//Советская куль-
тура.— 1974.—№ 41.

54. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительно-
го искусства в школе.— М., 1980.

55. Рынин Н. Перспектива.— Петроград, 1918.

56. Сеченов И. Физиологические очерки.— М., Петроград, 1923.

57. Синьяк П. От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму.— М.,
1913.

58. Сонин А. С. Постижение совершенства.— М., 1987.

59. Стахов А. П. Введение в алгоритмическую теорию измере-
ния.—М., 1977.

60. Тимердинг Г. Е. Золотое сечение.— Петербург, 1924.

61.

Узоры симметрии / Под ред. М. Сенешаль, Дж. Флека.
М., 1980.

62. Фаворский В. А. О композиции//Искусство.— 1933.— № 3.

63. Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма.— М.. 1918.

64. Федоров М. Рисунок и перспектива.— М., 1960.

65. Хембидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре.— М.,
1936.

66. Хория Теодору. Перспектива.— Бухарест, 1964.

67. Цеков-Карандаш Ц. О втором золотом сечении.— София,
1983.

68. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания.—
М., 1953.

69. Шафрановский И. И. Симметрия в природе.— Л., 1968.

70. Шевелев И. Принцип пропорции.— М., 1986.

71. Шмелев И. Канон. Ритм, пропорция, гармония //Архитек-
тура СССР.—1979.—№ 2.

72. Шорохов Е. В. Основы композиции.— М., 1979.

73. Шорохов Е. В. Композиция.— М., 1986.

74. Шпара Е. П. Техническая эстетика и основы художествен-
ного конструирования.— К., 1984.

75. Шубников А. В., Коцик В. А. Симметрия в науке и искус-
стве.—М., 1972.

76. Шугаев В. М. Орнамент на ткани.—М., 1969.

77. Янушевский С. К. Техническое рисование.—К-; М., 1957,

Предыдущая статья:О цвете Следующая статья:Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников
page speed (0.0117 sec, direct)