Всего на сайте:
148 тыс. 196 статей

Главная | Культура, Искусство

О колорите  Просмотрен 164

Когда речь идет о живописи, то нет более обще-
известного, понятного и часто употребляемого тер-
мина чем колорит. Но понятным он кажется только
на первый взгляд. Достаточно познакомиться с
несколькими критическими статьями, где речь идет
о живописи, с выступлениями художников, как
сразу становится ясным, что каждый автор толкует
его по-своему. Размышляя о колорите, народный
художник СССР С. А. Чуйков сетует, что не одни
теоретики толкуют колорит элементарно и непра-
вильно, что это имеет отношение и к художникам.

Характерны в этом отношении слова народного
художника СССР Е. А. Кибрика (1906—1978), где
он говорит о годах учебы: «Как построить коло-
рит?— Я вообще не понимал, что означает этот
термин, и только долгое время спустя наткнулся
у Джеймса Уистлера на идеальное определение
того, что такое колорит: «композиция цвета». Даже
такой большой мастер, как Кузьма Сергеевич Пет-
ров-Водкин, в Ленинградской Академии художеств,
туманно толковал о «цветосиле» и «светосиле», не
сумев объяснить, что это означает»1. И тут же
вспоминается И. Н. Крамской, который говорил:
«Чем дальше, тем больше я вижу, что собственно
о колорите я не имел ни малейшего понятия»2.

Устно и печатно ратовал за настоящую реали-
стическую живопись Н. П. Крымов. Но в своих
статьях он ни разу не употреблял слово «колорит»,
по-видимому, считая его неясным и трудно подда-
ющимся определению.

Нельзя сказать, что вопросам колорита у нас
не уделяется внимания. Достаточно перечислить
такие издания, как «Колорит в живописи» Г. Ше-

1 Кибрик Е. А. Всегда открытие//Новый мир.— 1980.—
№ 1.—С. 199.

2 Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка.— М.; Л.,
1949.—С. 13.


Художник видит природу иначе, чем простые
смертные, потому что его возбужденное
чувство под внешним покровом воспринимает
внутреннюю правду.
Огюст Роден (1840—1917)

галя (1957), исследование теории колорита в кни-
ге Н. Волкова «Цвет в живописи» (1965), «Замет-
ки художника» С. Чуйкова (1967), «О колорите»
С. Алексеева (1974). Следует отдать должное изда-
тельству «Просвещение», которое за последние
годы выпустило в свет ряд учебных пособий по жи-
вописи. Среди них, на наш взгляд, наиболее пол-
ным является пособие «Живопись и ее изобрази-
тельные средства» (1977) автора Г. В. Беды.
Вопросам колорита посвящено и издание «Живо-
пись. Вопросы колорита» (1980) автора А. А. Ун-
ковского. Но во всех этих изданиях теория цвета
и колорита не получила должного завершения.
После прочтения этих книг остается чувство не-
удовлетворенности, как будто в изложении чего-то
недостает и хочется спросить: «Так все же — что
такое колорит?».

Предыдущая статья:Рисовать формой, писать колоритом Следующая статья:Язык живописи — особый язык искусства
page speed (0.1271 sec, direct)