Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Спорт

Элементы физической культуры личности 3 страница  Просмотрен 362

Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положительно, а в других — отрицательно сказывается на решении двига­тельных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие ре­зультаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В то же время результаты в метании диска и копья с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плот­ности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одно­временно и уменьшает подъемную силу.

Силы трения при выполнении физических упражнений также прояв­ляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперед. В этом случае сила трения направлена назад. При отталкивании же лыж от снега сила трения удер­живает лыжу на снегу, не дает ей проскользнуть назад. В этом случае сила трения направлена вперед.

Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела. В одних случаях инерционные силы выгодны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела. В других — они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнас­ты при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы зависит эффек­тивность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использо­вание инерционных сил в качестве «добавок» к активным силам — один из важнейших показателей технического мастерства.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновре­менном уменьшении сил тормозящих.

4.7.5.

Ритмическая характеристика

Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентирован­ных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряже­ниями, и слабых, относительно пассивных движений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определен­ное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, эле­ментами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно оп­ределяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольже­ния. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для средних — 3,0, для длинных — 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отличается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дис танции. Ритм движений может быть рациональным, т.е. правильным, способствующим высокому результату, и нерациональным, т.е. снижаю­щим результаты. Так, рывок и подъем штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и однотактном (нерациональном) ритмах. В первом случае движение начинается со старта энергично, затем, на уровне коленей, усилие резко снижается и в подрыве вновь увеличивается; во втором — без акцентирования в фазе подъема штанги со старта и под­рыва. Рациональный ритм, в технически совершенно выполненном кем-либо действии, нельзя рассматривать как некий абстрактный идеальный ритм, одинаково пригодный для всех. У каждого занимающегося в силу его индивидуальных особенностей должен быть свой ритм выполнения дви­жения. Однако индивидуализация ритма не должна выходить за известные границы, определяемые основной объективно рациональной структурой данного действия. Различают также постоянный (стабильный) и перемен­ный (вариативный) ритмы.

На изменение ритма при выполнении физи­ческого упражнения влияют решаемая двигательная задача, внешние ус­ловия, состояние занимающихся. К примеру, ритм передвижения на лыжах в плохих условиях скольжения будет иным, чем ритм при хороших. На­пример, при передвижении попеременным двухшажным ходом происхо­дит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз дви­жений в цикле — уменьшается длительность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная вариативность ритма движений обес­печивает достижение и поддержание хотя пониженной, но оптимальной для плохих условий скорости передвижения.

В циклических упражнениях (в беге, плавании, передвижении на лы­жах и т.д.) правильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает проявление необходимой скорости и достаточно дли­тельное сохранение соответствующей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, метаниях и др.) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и максимальному использо­ванию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражне­ний ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета или вы­стукивания.

4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики

Наряду с характеристиками, имеющими достаточно точную количе­ственную меру, при анализе техники выполнения физических упражнений часто прибегают к не вполне строгим, но полезным качественным харак­теристикам.

При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Они придают дви­жению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразительность.

Совокупность черт, обусловливающих такое своеобразие внешних форм движений, определяет их характер: плавность, волнообразность, пружин-ность или, наоборот, угловатость, жесткость, напряженность; мягкость и легкость или же резкость, тяжеловесность; энергичность или вялость; эко­номичность или неэкономичность, эластичность или неэластичность и т.д.

Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться в той или иной мере без применения сложных инструментальных методов.

Глава 5

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»

Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортив­ной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное зна­чение приобретают способы применения избранных средств, которые по­могут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, разви­тия физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.

Встает вопрос: «Что же следует понимать под методом и какие их раз­новидности применяются в практике?» Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие «метод» определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достига­ется выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. сис­тему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного мате­риала и др. Несмотря на некоторые различия в понимании категории «ме­тод», можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих мно­гим из этих определений:

Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна
целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и
характеризуется плановостью и реализацией определенного способа дея­
тельности.

Способ — это технологическая сторона метода. В практике
засекречивается не способ действий, а технология их освоения.

Достижение намеченной цели осуществляется в процессе дея­
тельности, которая включает в себя определенную совокупность дей­
ствий, порядок и последовательность которых определяется субъектом
деятельности.

Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя ин­
струмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти сред­
ства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (пред­
метные) и др.

Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект,
и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об
объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

5. В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных проце­дур, технологических приемов, способов действий.

'б. Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к дос­тижению цели, т.е. к намеченному результату.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «ме­тод» в самом общем виде можно определить следующим образом:

МЕТОД— это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенап­равленное применение которой позволяет организовать определенным спосо­бом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечиваю­щую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия «метод» используется и термин «методический прием».

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одно­актные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнооб­разные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рас­сматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:

в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих ус­
пешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний,
лазанья, плавания и т.д.);

в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и
форм организации занятий (методики физического воспитания — в дош­
кольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).

В литературе встречаются также понятия «методический подход» и «методическое направление», которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к «методическому подхо­ду» относит то, что в другом именует «методическим направлением».

Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не находит отражения вопрос: «В каких же отношениях между собой находят­ся данные понятия с понятиями «метод», «методический прием»? На ос­нове изучения литературных источников нами предпринята попытка рас­смотреть содержание этих понятий.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

( СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ БЫСТРОТУ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ) МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

 

  ИНТЕГРАЛЬНЫЙ   АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ш _ Стимуляция   Избирательное
as двигательной   воздействие на моторный
  активности   или сенсорный компоненты
1- в условиях   реакции в облегченных
Р с ш < повышенной   условиях выполнения
эмоциональности   действия

 

 

 

■я Срочной   Игровой   Соревно-   Сенсомо-   Повторный
0Д1 информа-       вательный   торный   
•' MET ции         
МЕТОДИЧЕСКИЕ '; ПРИЕМЫ j После каждого старта - ; сообщение участнику ■ времени реакции ;   Эстафеты и игры, преду- : сматривающие реагирование ; на внезапно появляющиеся .' сигналы |   Индивидуальные и групповые j старты на лучший результат j   Выполнение заданий i на точность восприятия | времени :   Многократное выполнение ■ старта с использованием ; тяговых устройств ;
        г Г 'J      

Рис. 5.1. Пример соотношений между категориями «методический подход»,

«методическое направление», «метод», «методический прием» при совершенствовании

быстроты простой реакции

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способое воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен опреде­ленной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ— это один из путей в методики обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориен­тирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в цессе развития силовых способностей вьщеляют следующие методические направления:

преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предель­
ным числом повторений; ',

использование предельных отягощений с непредельным числом по­
вторений;

преодоление сопротивлений с предельной скоростью и др.

Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении техни­ческих приемов или применять физические упражнения при различных со­стояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движен ний (на фоне утомления, эмоционального напряжения, при «выключении^ или ограничении деятельности какого-либо анализатора). Наоборот, npii частичной перестройке двигательных навыков, совершенствовании кине^ матики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегченные ус­ловия выполнения технических действий.

Все рассмотренные выше понятия тесно связаны между собой и до­полняют друг друга. Это можно представить в виде соответствующей схе­мы (рис. 5.1).

5.2. Современные представления о классификации методов.

Общие требования к их выбору I

I

В настоящее время в теории физической культуры имеются нескольку
классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Здес]
рассматривается классификация, в основании которой лежит направлен
ность методов на решение специфических педагогических задач, связан
ных с формированием отдельных сторон физической культуры личности
Пользуясь ею, из общего набора методов можно выбрать те, которые наи
более полно содействуют решению конкретной задачи: образовательной
воспитательной или физического развития. „i.t,4t.< .- «ч

 

В предлагаемой классификации методы подразделяются на три груп­пы (рис. 5.2):

I. Направленные на овладение знаниями.

И. Способствующие овладению двигательными умениями и навы­ками.

III. Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.

В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответ­ствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной ме­тод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации мы исходили из пред­ставлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использо­ваться на базе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения зна­ний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развитие физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.

Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако, несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классифика­ции к той или иной группе методов формирования физической культуры личности.

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

Закономерностями формирования двигательных навыков и разви­
тия физических способностей и вытекающими из них методическими прин­
ципами.

Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и разви­
тия личности занимающихся.

Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

Возможностями занимающихся — их возрастом, состоянием здоро­
вья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физичес­
ким и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опы­
том, уровнем теоретической и практической подготовленности, способ­
ностями в применении определенных методов, средств, стилем работы и
личными качествами. Хорошо говорил по этому поводу П.Ф. Лесгафт:
«Можно сказать: метод — это я».

Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа
требует больше времени, чем описание.

Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития фи­
зической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их ста­
билизация или восстановление).

Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, цик­
лов тренировки.

Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия
(температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

5.2.1. Методы, направленные на приоирепк*

Знания — один из ведущих компонентов содержания физического об­разования личности.

Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процес­се определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.

Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, со­ставляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение ин­формации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия (см. рис 5.2).

Рассказ — это изложение событий в повествовательной форме. В рас­сказе сообщаются истории научных открытий в области физического вос­питания, развития вида спорта, техники движений, методики трениров­ки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учеб­ным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого мето­да — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, со­бытий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, ре­зультатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односто­ронним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых — совместным, коллективным.

Описание — это подробный перечень признаков, особенностей изуча­емого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Характеристика — это обобщенное перечисление наиболее важных при­знаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, мед­ленно, непринужденно и т.д.

Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода — теоретичес­кие доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучае­мыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся в рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: «Зачем это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?».

Разновидностью объяснения являются:

сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимаю

Рис. 5.2. Классификация методов, применяемых при обучении двигательным действиям и развитии физических способностей

щимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подче кнуть те или иные стороны движений;

инструктирование — точное, емкое словесное объяснение техники изуч емых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осу ществляется с помощью указания, команды, подсчета, распоряжения приказа и др.

При передаче, получении и анализе информации в целях оценки i стимулирования результатов учебной деятельности широко применяютс различные формы словесных оценок: оценочные суждения («верно», «хо­рошо»), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотче­ты, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий за­нимающихся.

Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либс отдельных их сторон широко применяется метод «самопроговаривания». Суп его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике ученик преднамеренно мыс^ ленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мыс­ленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя» — во внутренней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках действия.

Мысленное выполнение действий получило название идеомоторнон тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действия­ми, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, бо­лезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способ­ствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательные навыков.

Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий, называют обычно методами словесной саморегу-ляиии. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предпо­лагает произнесение про себя таких слов приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.

Следующая группа методов связана с передачей и усвоением печатной информации путем работы обучаемых с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями и пр. Эти методы приме­няются, главным образом, для стимулирования познавательного интере­са, активности занимающихся, углубления их знаний в области спортив­ной техники, методике технической подготовки. Они позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особенностях судейства в каком-то виде спорта, условиях проведения соревнований, возможностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях.

^ И наконец, следующая группа методов усвоения и использования зна-^ ний построена на основе передачи и восприятия информации посредством^ органов чувств (перцептивные методы). Важную роль здесь играют зрен ние, кинестезический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие; каналы чувственного восприятия изучаемого действия. Ощущения и вос-1 приятия — это первичный образ о действии. Они предшествуют представ-j лениям или вторичным, чувственно-наглядным образам. Представления! могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии непосредственных!

3—1460

раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и на­глядно-образного мышления. По мере освоения двигательных действий формируются специализированные восприятия: «чувство снаряда», «чув­ство мяча», «чувство штанги», повышающие сенсорную культуру двига­тельной деятельности занимающихся.

Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, ин­терес обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способ­ствует созданию более яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники действий, их характеристик, осмыслению и тщательно­му анализу структуры и условий его выполнения.

Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слу­ховые и другие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формиро­ваться в результате воздействия на обучаемого двух групп факторов, разли­чающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.

Одна группа факторов связана с передачей информации, адресован­ной обучаемому извне и относящейся к «чужому» исполнению движения. Такой подход к познанию движения обычно называют «экзогенным», т.е. внешнего происхождения.

Другая группа факторов связана с получением информации о движе­нии самим исполнителем упражнения. Эти факторы называют «эндоген­ными, т.е. это внутренние ощущения, восприятия, представления.

В связи с этим применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы создания чувственного образа изучаемых упражнений.

В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино— и видеомагнитофонных записей, предметных и символи­ческих ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с раз­меткой и т.д.), звуковая и световая демонстрация.

Во втором случае применяются методы направленного «прочувствова­ния» движения, содействующие созданию эндогенной «картины движения». В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры дви­жений и тем самым лучше прочувствовать их.

Обучить тонкому дифференцированию отдельных параметров движе­ния можно, используя методы «срочной информации». Целесообразно также применять специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений: выполнение упражнений с «выключением» зре­ния, использование безнагрузочного напряжения мышц со зрительным кон­тролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экранах векторэлектрокардиоскопов или тактильным контролем «над ощущениями».

Предыдущая статья:Элементы физической культуры личности 2 страница Следующая статья:Элементы физической культуры личности 4 страница
page speed (0.0158 sec, direct)