Всего на сайте:
119 тыс. 927 статей

Главная | Естествознание

ЭТАПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ  Просмотрен 132

  1. МИРЕ ОТ НЬЮТОНА ДО СОВРЕМЕННОСТИ
  2. СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
  3. ЗАДАНИЕ N 14.. Закон действующих масс в химической кинетике выражает... ВАРИАНТЫ ОТВ..
  4. ЗАДАНИЕ N 1.. Выберите пять фундаментальных естественных наук: ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: ..
  5. ЗАДАНИЕ N 17.. Укажите верные утверждения, касающиеся состава первичной атмосферы Зем..
  6. ЗАДАНИЕ N 21.. Современная концепция общения с Природой - это ... ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: ..
  7. ЗАДАНИЕ N 22.. Новое состояние биосферы, когда человеческая мысль и деятельность стан..
  8. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
  9. Подготовительные тесты по КСЕ.
  10. Кодон(триплет) — единица генетического кода; состоит из трех последо­вательных нуклеотидов в молекуле ДНКили РНК.
  11. ЗАДАНИЕ N 11.. Укажите последовательность, в которой исторически развивалось химическ..
  12. Происхождение Вселенной 2 страница

ГЛАВА 1.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ЭТАПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

1. История естествознания.

2. Естественнонаучные представления с древних времен до формирования

научного метода.

3. Научные картины мира и их суть.

 

 

1.1. История естествознания

Главное назначение научной деятельности – получение знаний о реальности. Человечество накапливает их очень давно. Научные знания начали формироваться уже в VI веке до н.э. Формирование методов научного познания происходило почти 25 веков, однако большая часть современных знаний получена за последние два столетия. Такая неравномерность обусловлена тем, что именно в этот период были раскрыты многочисленные возможности науки, установлена диалектическая взаимосвязь методов познания. В данном вопросе в рамках исторического подхода рассматривается зарождение и формирование современного научного метода познания.

Понимание мироздания на Древнем Востоке

Наука в современном понимании этого слова появилась лишь в XVIII веке, когда был введен в употребление научный метод. Однако некоторые из фундаментальных представлений, лежащих в основе научной картины мира, имеют гораздо более древние корни. Идея естественной обусловленности и естественного порядка в природе зародилась несколько тысячелетий назад в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия, Вавилон, Египет). Однако в этих цивилизациях не нашлось место идеям рационализма.

В VI веке до нашей эры Заратуштра, уроженец восточно-иранского города Бальх, придерживался точки зрения, утверждавшей, что дело не в том, из чего состоит мир; дело в разнице между светом, который олицетворяет огненный Ормузд, и мраком – темным Ариманом. Все, что происходит на свете, есть проявление битвы между двумя этими началами – абсолютным добром и абсолютным злом.

В Индии, VII – VI века до н.э., во время жизни Сиддхарты, Шакья, Будды, основное внимание уделяли не устройству мира, так как он считался обманом чувств. Буддизм учил, что человеку следует заботиться только о спасении своей души. Единственный же способ спасти душу, погрузить ее в вечный покой (Нирвану).

Китай VII – V веков до н.э. представлял собой арену непрерывных и беспощадных войн. Ощущалась нужда в решении проблем мирового порядка. Мыслитель той эпохи Кун Цзы (Конфуций) понял, что для решения проблем войны и мира следует ввести просвещение и научить людей чувству долга. Созданное им учение решало этические проблемы. Лао Цзы, современник Конфуция (впрочем, сейчас склоняются к тому, что жил он лет на двести позже), пошел по другому пути. Он считал, что человек несовершенен. Поэтому лучше жить в природе, подражая птицам и животным и внимательно наблюдать ее особенности. Таким образом, Лао Цзы обращал внимание учеников на устройство мира, и это принесло свои плоды: считают, что благодаря именно этой идеологии в Китае были изобретены бумага, фарфор, порох. Однако его система содержала очень сильное ограничение: он учил, что причиной и сущностью мира является таинственное начало – дао, которое присутствует во всем вместе, но не проявляется ни в каком отдельном явлении, то есть оно принципиально не познаваемо. Получалось, что изучать природу можно и нужно, но самого главного, того, что объединяет разрозненные факты, все равно не найти и не понять.

В культурах Востока, синхронных древнегреческой цивилизации, не нашлось достойного места идее естественного порядка, постижимого человеческим разумом. Именно поэтому основы научного мировоззрения были заложены греками, хотя и в Китае, и в Вавилоне, и в Египте математика и астрономия были достаточно развиты и были подмечены некоторые общие естественнонаучные законы: повторяемость, регулярность в небесных и других природных явлениях.

Ионийцы ( VI век до н.э.)

Эволюция естественнонаучной картины мира берет свое начало из древней Греции, хотя сформулированные концепции не могут быть названы вполне научными. Развитию представлений о мире способствовал целый ряд исторических условий:

-во-первых, греки, основывавшие колонии почти по всему побережью Средиземного, Эгейского и Черного морей, были знакомы с восточной, прежде всего, вавилонской, математикой и астрономией;

-во-вторых, в богатых, быстро развивавшихся греческих городах, особенно в колониях на побережье Малой Азии, получивших общее название «ионийские», создались благоприятные условия для свободного прежде всего от заботы о «хлебе насущном» поиска истины;

-в-третьих, в Греции не было особой замкнутой жреческой касты, монополизировавшей знания и охранявшей их от непосвященных, не было и устойчивых религиозных догматов, что облегчало отделение науки, философии от религии.

Начало представлению о мире как о едином целом, в котором все явления – астрономические, физико-химические и биологические – вытекают из единого начала, положила ионийская философия в лице трех мыслителей из Милета, живших в VI веке до н.э.: Фалеса (ок. 625 – ок. 547), Анаксимандра (ок. 611 – после 547) и Анаксимена (ок. 566 – ок. 499).

Фалес был первым известным нам человеком, который от решения конкретных вычислительных задач перешел к доказыванию общих утверждений – геометрических теорем. В частности, Фалес доказывал, что углы при основании всякого равнобедренного треугольника равны, открыл равенство вертикальных углов и, наконец, доказал теорему о равенстве треугольников по двум углам и стороне. Именно в стремлении найти доказательство вроде бы очевидных геометрических фактов, например о том, что всякий круг делится диаметром на равные части, заключался переход от практической и вычислительной математики древнего Востока к теоретической науке.

Философское значение учения Фалеса состояло, прежде всего, в том, что он впервые в истории человечества поставил вопрос, ставший в дальнейшем основным вопросом всей греческой философии: «Что есть всё?». Ответ мыслителей ионийской школы заключался в том, что первоосновой, из которой состоят все тела на свете, является некая непрерывная, единая, бесформенная субстанция – материя.

У самого Фалеса роль единой субстанции играет вода. У Анаксимандра исходным понятием служит не какое-то определенное вещество, а апейрон («беспредельное») – нечто, способное не только к перемещению, но и к качественным переменам. Анаксимен же основой мироздания считал воздух. Разреженный воздух – это огонь, уплотненный – это облака, плотный - вода, земля, камни.

К этому же времени (VI – V века до н.э.) относится появление элементов диалектики.

Диалектика– философское учение о развитии, согласно которому развитие есть способ существования мира, а источником развития является борьба противоположных начал и тенденций.

Ярче всего диалектический подход проявился в учении Гераклита (ок. 530 – ок. 470) из Эфеса, располагавшегося, как и Милет, на побережье Малой Азии, но несколько южнее. Сущность учения Гераклита выразил в одной короткой фразе историк Диоген Лаэртий: «Всё возникает в силу противоположности, и всё течет подобно реке».

Важнейшая идея Гераклита – это идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Все течет, все меняется; невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Первоосновой всего сущего, единой субстанцией, по Гераклиту является огонь, как образ вечного движения и изменения.

 

Пифагорейская школа.

Интеллектуальными противниками мыслителей ионийской школы был легендарный Пифагор (ок. 570 – ок. 495). Именно к спору Гераклита с Пифагором относят начало многовекового противоборства материалистического и идеалистического направлений в философии.

Пифагорейцы разработали: метод математической дедукции (то есть правила логического выведения следствий из исходных положений – аксиомы), получили ряд ценных результатов в теории чисел. Они первыми в Греции научились распознавать пять планет (Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн) и предложили свою систему мира, в которой вокруг «центрального огня» по круговым орбитам обращаются планеты, Солнце, Луна и шарообразная Земля. Они также положили начало математической теории музыкальной гармонии.

Помимо упомянутых областей знания пифагорейцы занимались медициной. Кротон был центром знаменитой в то время медицинской школы. Особенно прославился среди них Алкмеон, живший в VI – V веках до н.э. Основы научного подхода к познанию живого были заложены уже знакомыми нам философами ионийской школы. Они отвергали сверхъестественное, а вместе с ним – отношение к человеку и другим существам как к чему-то непостижимому, функционирующему по божественной воле и потому не поддающемуся человеческому познанию. Однако физиология и анатомия, возникшие в Греции во время Алкмеона, могли лишь частично удовлетворить стремление врачей к рациональному объяснению причин болезни. Считается, что он был первым, кто дерзнул анатомировать не только животных, но и человека. Он описал глазной нерв, подошел к верному объяснению ощущения звуков. Основываясь на своих исследованиях, он пришел к убеждению, что не сердце, как считалось тогда, а именно мозг является центром сознательной и чувственной жизни человека. Основная идея его медико-биологической концепции состояла в том, что состояние организма определяется балансом пар противоположных сил или качеств, таких, как сладкое и горькое, сухое и влажное, горячее и холодное. Эти взгляды Алкмеона стали идейной основой для медицинской школы «отца медицины» Гиппократа. Гиппократ (ок.. 460 – 377) родился и жил на острове Кос близ малоазийского побережья Эгейского моря. Будучи наиболее известным представителем рационализма в античной биологии, Гиппократ считал, что боги не оказывают никакого влияния на медицину. Он писал: «Мне представляется необходимым, чтобы всякий врач понимал природу болезни, если хочет стоять на высоте своей задачи...» К сожалению, для того, чтобы научно обосновать происхождение болезней Гиппократу и его ученикам не хватало конкретных знаний.

Внеся большой вклад в математику и астрономию, пифагорейцы пришли к обожествлению чисел, которые, по их убеждению, управляют миром. «Всё есть число», – утверждал Пифагор.

Логическое доказательство греки ценили выше наглядной очевидности.

Четыре стихии Эмпедокла

Эмпедокл ввел одно из популярнейших в мировой культуре представлений о четырех стихиях – огне, воздухе, воде, и земле, – которые, как он считал, являются корнями всех вещей, вечны и неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни превращаться друг в друга. Все качественные изменения объясняются сочетанием стихий в различных пропорциях при их перемещениях. Концепция Эмпедокла – первоначальная механистическая концепция, основана на идее пространственного перемещения как основного вида изменений в природе. Это закономерно приводит, к тому, что стихии в картине мира Эмпедокла оказываются лишенными внутренней активности, способности к самодвижению. Поэтому ему пришлось для объяснения причин изменений, то есть движения стихий, дополнительно постулировать существование двух сил – Любви и Вражды.

Для осуществления поворота к картине мира, в которой качественные различия между элементами (стихиями) были заменены различием между бытием (атомами) и небытием (пустотой). Левкиппом и Демокритом были сформулированы основы атомистического учения. Они просуществовали без существенных изменений до начала XX века.

 

1.2. Естественнонаучные представления с древних времен до формирования научного метода

Аристотель родился в 384 году до н.э. в Стагире – городе на северном побережье Эгейского моря – и умер в 322 году на острове Эвбея.

Помимо энциклопедических знаний Аристотель прославился непревзойденной глубиной логического анализа и пытливым отношением к окружающему миру. Он считается отцом зоологии. Начальные познания о живом он, видимо, получил, помогая отцу в его медицинской практике. Главной же его заслугой следует считать попытку сформировать первые всеобщие представления об окружающем мире в виде набора представлений.

Аристотелева картина мира.

 

1) Представление о материи. Основа вещей - единая бесконечно делимая материя, пассивная и неизменная. Форма является причиной и сущностью вещей. Форма определяет свойства материи, придавая ей признаки одной из стихий – земли, воды, воздуха, огня и эфира (из которого состоят небесные сферы). Отсюда следует возможность качественных изменений окружающих нас вещей.

2) Представления о движении. Движение понимается широко – как возникновение или уничтожение определенных тел, их рост или уменьшение, как изменение качества и, наконец, как перемена места, перемещение. Отсутствовало понятие об инерции.

3) Представления о пространстве и времени. Учение Аристотеля о пространстве и времени исходит из понятия непрерывности. Непрерывное, по Аристотелю, устроено таким образом, что любой сколь угодно малый его элемент пересекается с соседними элементами. Это делает немыслимым разбиение отрезка конечной длины на непротяженные точки и снимает многие из противоречий непрерывности. Непрерывная по протяженности величина – это пространство. Время – величина, непрерывная по последовательности: «теперь» пересекается с прошлым и с будущим одновременно.

Пространство не однородно и не изотропно: Вселенная Аристотеля имеет центр и периферию, верх (направление от центра) и низ (к центру). Вселенная заполнена материей плотно.

4) Представления о взаимодействии. Взаимодействие понимается Аристотелем как действие движущегося на недвижимое, но не наоборот.

5) Представления о причинности и закономерности. Чрезвычайно важное место в картине мира Аристотеля играет понятие конечной причины и постулат целесообразности, согласно которому ход любого процесса определяется его результатом. Так, дождь идет для того – и потому, – чтобы рос хлеб.

6) Космологические представления. В центре мира находится неподвижная шарообразная Земля. Вокруг нее вращаются сферы, к которым прикреплены небесные светила. Самая удаленная – сфера неподвижных звезд, которая является границей космоса. Ближайшая к Земле – сфера Луны, отделяющая надлунный мир совершенных круговых движений от несовершенного подлунного мира.

Кроме учения о мире, Аристотель создал формальную логику – систематизированную науку о мышлении и его законах, которую рассматривал как главный инструмент познания мира. Впоследствии свод шести аристотелевых трудов по логике и был назван «Органоном», то есть «орудием». Он формулирует два закона мышления классической логики (закон запрещения противоречия и закон запрещенного третьего) и намечает два других (тождества и достаточного основания). Он определил доказательство как цепочку рассуждений отражающих существенные и постоянные связи в реальности.

Аристотель в своих трудах почти не применял математики. Его физика подчинена его метафизике (философии), телеологии (учению о целесообразности) и теологии (учение о боге). Все это привело к тому, что, когда с наступлением христианской эры учение Аристотеля было принято и освящено церковью, из него оказалось возможным выбросить главные элементы, определяющие ценность учения – представления о вечности и несотворенности материи, о движении мира.

 

Развитие представлений о природе в эпоху эллинизма

 

Смерть Александра Македонского в 323 году до н.э. и распад созданной им империи ознаменовали переход от эпохи классической Греции городов-полисов к эпохе эллинизма, когда культурная жизнь переместилась в столицы новых царств. Крупнейшим центром наук и искусств стала Александрия Египетская с ее знаменитым Мусейоном и библиотекой, а во II веке до н.э. – сирийский Пергам. В это же время греки соприкоснулись с миром римской цивилизации.

Основные достижения античной математики связаны с именами Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского и др.

Евклид, живший в Александрии в конце IV – начале III веков до н.э., обессмертил свое имя тринадцатью книгами «Начал» – творения, которое после Библии было чаще всего издаваемым и более всего изучавшимся в истории человеческой культуры. На две с лишним тысячи лет «Начала» стали образцом аксиоматически-дедуктивного подхода, строго логических выводов теорем из системы определений, постулатов и аксиом. Помимо геометрии на плоскости и в пространстве, «Начала» содержат изложение важных вопросов теории чисел: делимость и свойства простых чисел, суммирование геометрических прогрессий, теория несоизмеримых величии (по современной терминологии – иррациональных чисел) и т.д.

Архимед (287 – 212), живший и Сиракузах на Сицилии, работал в той области математики, которую мы теперь называем интегральным исчислением. Он доказывал теоремы о площадях плоских фигур и объемах тел, нашел приближенное значение числа p отношения длины окружности к диаметру – с точностью около 0,01 %, вычислил площадь поверхности и объем сферы и некоторых более сложных тел. В большей мере известны, однако, его достижения в физике. Архимед открыл основной закон гидростатики, причем изложил его в форме, которая и сейчас фигурирует во многих учебниках: тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Он установил закон равновесия рычага, ввел понятие центра тяжести тела, исследовал законы преломления световых лучей. В отличие от большинства античных ученых, Архимед широко применял свои знания для решения практических задач. Он изобрел водоподъемный винт, полиспаст – сложный блок для поднятия больших тяжестей, множество военных устройств.

Математика в древнем мире, да и в дальнейшем, неразрывно была связана с астрономией. В эллинистический период астрономия превратилась в строгую количественную дисциплину, утратив при этом натурфилософский, космологический характер. Уже упоминавшийся Аристарх Самосский (кон. IV – 1-я пол. III в. до н.э.), автор гелиоцентрической системы, пытался определить размеры небесных тел и расстояния до них. Гиппарх Родосский (ок. 180 – 123) впервые использовал для описания сложных неравномерных движений небесных светил метод сложения нескольких равномерных круговых движении, предложенный математиком Аполлонием Пергамским. С помощью своей модели он впервые смог составить таблицы для вычисления моментов солнечных и лунных затмений. Появление в 134 году до н.э. новой звезды в созвездии Скорпиона навело Гиппарха на мысль, что изменения происходят и в мире звезд. Чтобы эти изменения легче было замечать, он составил каталог положений на небесной сфере 850 самых ярких звезд, с помощью которого обнаружил так называемое предварение равноденствий и весьма точно определил его величину. Это явление связано с медленным изменением направления земной оси и объяснено было лишь Ньютоном.

Математическое описание астрономических явлений достигло своей вершины в системе александрийского астронома и географа Клавдия Птолемея. Он дополнил каталог Гиппарха, изобрел новый, широко применявшийся впоследствии астрономами инструмент – стенной круг, усовершенствовал основной математический аппарат тогдашней астрономии – тригонометрию, вычислил таблицы синусов. Но мы знаем его прежде всего как создателя первой математической теории сложного видимого движения планет. В основу геоцентрической теории Птолемея были положены аристотелевы представления: в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг нее вращаются планеты и Солнце. Правда, в отличие от Аристотеля, полагавшего движение планет совершенным, то есть равномерным и круговым, Птолемей для согласования теории с результатами наблюдений вынужден был считать, что каждая планета принимает участие одновременно в нескольких таких движениях, так что суммарное движение оказывается не слишком «совершенным». Подобрав параметры их вспомогательных движений, Птолемей смог составить таблицы, предсказывавшие движение планет с неслыханной по тем временам точностью.

Биологические представления античности

Раздвижение границ Ойкумены (так греки именовали известную им часть Земли) в эпоху эллинизма способствовало накоплению географических и биологических знаний. Если Аристотель считался отцом зоологии, то его преемник любимый ученик и друг Теофраст (372 – 287 до н.э.), описавший около 500 видов растений – отцом ботаники. Гален Пергамский, живший уже в нашу эру (130-200), известен прежде всего введением в практику биологического познания физиологического эксперимента на живых подопытных животных (вивисекции). Он впервые экспериментально доказал роль нервов как проводников двигательных и рецепторных сигналов; экспериментально же установил основную функцию спинного и головного мозгов, роль артерий как кровеносных сосудов (до Галена считалось, что они проводят воздух, так как при вскрытии трупов неизменно оказывались пустыми). Таким образом, благодаря Галену экспериментальный метод в биологии имеет гораздо более давнюю историю, чем в физике.

Основные натурфилософские представления, сложившиеся на античном этапе развития биологии, заключаются в следующем. Все тела, как живые, так и неживые, построены, в общем, из одних и тех же элементов. Гиппократ, например, считал первичными строительными материалами человека и животных четыре сока: кровь, слизь, желтую и черную желчь, аналогичные четырем стихиям. Однако живое отличается от неживого целесообразностью своего устройства, гармонией работы всех органов. Жизнеспособность (то есть способность двигаться, питаться, ощущать и мыслить) телу сообщает либо нематериальная душа, либо особая материальная субстанция, материальный первоисточник жизни.

Период христианства

В последний период античности – эпоху упадка Римской империи – естественнонаучные исследования практически прекращаются. В это время развиваются: алхимия, астрология, магия. Однако, и этот период не прошел даром,- в это время был накоплен богатый экспериментальный материал, который был использован в дальнейшем, при развитии наук стоящих на позициях рационализма.

 

1.3. Научные картины мира и их суть

Основы научной методологии познания

Основы научной методологии познания были описаны еще в XIII веке монахом-францисканцем Роджером Бэконом (ок. 1214 ~ 1292), который писал: «Есть три источника знания:

1) авторитет;

2) разум, то есть силлогистическое знание;

3) опыт.

Познанию лучше всякого силлогизма служит опыт... Математика – корень и завершение, ключ всех наук».

Становление научного метода познания обязано универсальному гению Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519), который провозгласил: «Знание – дочь опыта... Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, то есть науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств...». «Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения... Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если, но не прошло через математические доказательства».

В биологиистановление научного методапротекало в некотором смысле легче, чем в физике или астрономии, что в значительной степени объясняется отсутствием необходимости противостояния Аристотелю.

Леонардо да Винчи оказался одним из первых палеонтологов. Он высказал мысль об изменчивости лица Земли под действием геологических процессов. «То, что некогда было морским дном, стало вершиной гор... Горы создаются и разрушаются течением рек».

Начало первой научной революции обычно отсчитывают от 1543 когда вышла книга Николая Коперника (1473 – 1543) «Об обращениях небесных сфер». Коперник отверг один из элементов аристотелевой картины мира – геоцентризм – и предложил вернуться к гелиоцентрической системе Аристарха Самосского. Главным аргументом при этом была логическая стройность и простота гелиоцентрической системы. Это чисто эстетическое соображение имело очень большое значение для Коперника, получившего

классическое образование (он двадцать лет проучился в университетах Италии).

Теория Коперника была не столько первой теорией Нового времени, сколько последней теорией античности. Основное ее значение заключалось в том, что она бросила вызов официально принятой космологии, показав возможность других точек зрения. Она воскресила идеи древних о подвижности Земли и ее ординарности среди других планет. Однако доказательная сила работы Коперника с точки зрения научной методологии, требующей широкой опытной проверки, была невелика. Отчасти тому способствовала специфика самой астрономии, которую и в наши дни затруднительно назвать экспериментальной наукой. Сам Коперник, в предисловии к своей великой книге писал: «Да не обратится никто к астрономии, если желает узнать что-либо достоверное» (имеется в виду – о действительном устройстве Вселенной).

Таким образом, уже к середине ХVI века было в общих чертах понятно, что окружающий мир можно изучать с позиций двух подходов – чувственного и рационального. Рациональное познание подразумевает осознание существующего и происходящего через логику, через эксперименты и представление понимания об окружающем мире в виде картин мира – набора представлений о важнейших свойствах материи. Первой достаточно полной картиной мира считается аристотелевская. С развитием знаний об окружающем мире постепенно накапливается все больше фактов, которые невозможно объяснить с позиций существующей научной картины мира. И тогда создается новый набор представлений, новая картина мира, которая существенно более точно описывает наблюдаемую природу. Таким образом, и осуществляется переход от одной к другой картине мира. Одним из примеров такого перехода является научная революция Коперника и создание научного метода, что в конечном итоге привело к формированию механической или ньютоновской картины мира.

Создание научного метода

Родоначальниками современной наукисчитаются английский государственный деятель и философ Френсис Бэкон (1561 – 1626), итальянский физик Галилео Галилей (1564-1642) и английский врач Уильям Гарвей (1578 – 1657), которые осозналинеобходимость органического единства опыта и теории.

Френсис Бэкон, не будучи специалистом в какой-то конкретной области естествознания, с 16 лет посвятил себя разработке новой методологии научного познания. В своем главном сочинении «Новый органон» (1620) он провозгласил принципы экспериментально-теоретических исследований природы. «Наш путь и наш метод – пишет Бэкон, – состоит в следующем: мы извлекаем не опыты из опытов, а причины и аксиомы из практики и опытов, а из причин и аксиом снова практику и опыты, как верные истолкователи природы... Лучше же всего продвигается вперед естественное исследование, когда физическое завершается в математическом».

Галилео Галилей реализовал экспериментальный метод на практике, придав ему такие современные черты, как создание идеализированной модели реального процесса, абстрагирование от несущественных факторов, многократное повторение опыта и т.д. Он возродил математический подход Архимеда к исследованию явлений природы, провозгласив, вслед за Леонардо, что великая книга природы написана на языке математики. Он указал, что шар, катящийся по идеально гладкой горизонтальной плоскости, будет продолжать свое движение, пока не кончится плоскость (подход к закону инерции). С помощью открытого им свойства тел сохранять свою скорость объяснил, почему на вращающейся Земле груз падает вертикально, ветер не дует все время с востока, птиц не сносит против вращения Земли (это были распространенные аргументы сторонников неподвижной Земли). Изобрел телескоп, используя который открыл горы на Луче, пятна на Солнце, продемонстрировав этим, что небесные тела отнюдь не являются совершенными, каковыми их представляла традиция.

Обнаружив спутники Юпитера, которые образуют как бы гелиоцентрическую систему в миниатюре, Галилей окончательно похоронил аристотелеву космологию.

Уильям Гарвей. Эпоха научной биологии отсчитывается с 1628 года, когда вышла книга Уильяма Гарвея «Исследование о движении сердца и крови у животных». До этого в медицине господствовали взгляды Галена, ставшие почти священными. Гален считал, по вены и артерии – это две независимые системы, два «дерева» кровеносных сосудов, по каждой из которых кровь движется, в основном, от сердца и поглощается в органах. Сердце у Галена играло роль смесителя светлой артериальной крови и темной венозной.

Гарвей представил экспериментальные доказательства того, что артерии и вены являются частями замкнутого круга кровообращения, по которому кровь циркулирует под воздействием мощного насоса – сердца, и подкрепил их убедительной теорией.

Он был первым человеком, серьезно применившим математику в науке о живом. Именно, он вычислил количество крови, проходящей через сердце за час (получилась величина, сравнимая с весом человека) и показал, что этот результат несовместим со старыми представлениями о кровообращении.

После работ Гарвея, Галилея и Бэконапрактически сформировалась методология получения научных знаний, в которой теория и эксперимент диалектически неразделимы.

 

Таким образом, в §1 рассмотрены этапы зарождения рационального познания как методологии изучения мира. Оно происходило в результате диалектической борьбы различных научных и религиозных, направлений. В результате накопления экспериментального материала, разработки основ логики и математических методов, в XVI веке произошло формирование основ методики получения научных знаний. Следовательно, в этом разделе систематизированы основы научных знаний об этапах научной рациональности, выделены главные естественнонаучные представления с древних времен до формирования научного метода. Изложены основные сведения о научных картинах мира и их сути. Результатом развития методов научного познания стала диалектическая неразрывность экспериментальных и теоретических исследований.

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1. Главное назначение научной деятельности.

*2. Понимание мироздания на Древнем Востоке.

*3. Предпосылки научных достижений ионийцев и суть этих достижений.

*4. Научные достижения пифагорейской школы.

5. Учение Левкиппа и Демокрита и его связь с современностью.

6. Аристотелева картина мира и ее представления.

*7. Успехи в естественных науках (математике и физике) в Элладе.

8. Естественнонаучные представления в эпоху христианства.

9. Основоположники научного метода.

*10. Предыстория возникновения научного метода.

11. Суть научного метода.

12. Примеры применения научного метода.

13. Суть научной революции Коперника.

14. Определение картин мира и их сути.

 

 

Предыдущая статья:в естественных науках Следующая статья:МИРЕ ОТ НЬЮТОНА ДО СОВРЕМЕННОСТИ
page speed (0.0082 sec, direct)