Всего на сайте:
236 тыс. 713 статей

Главная | Религия

Вопрос общения и сотрудничества  Просмотрен 229

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собранииразвратителей;

но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1).

Библия содержит показательную для наших размышлений историю отступления от истинного пути Иосафата, царя Иудейского (2 Пар. 20.35-37), и указывает причину его падения — общение с царем Израильским (Охозией), «который поступал беззаконно». До определенного момента Бог особенным образом благословлял Иосафата, ибо он ходил пред Господом, «делаяугодное в очах Господних» (2 Пар. 20.32). «И спокойно стало царство Иосафатово; и дал ему Бог его покой со всех сторон» (2 Пар. 20.30). «Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис; и построили они корабли в Ецион-Гавере. И изрек тогда Елиезер, сын Додавы из Мареши, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. — Иразбились корабли...» (1 Пар. 35.37).

Общение и соединение Иосафата с Охозией преследовало благую, созидательную цель — построить корабли для отправления... Более того, эта цель началась успешно реализовываться — «и построили они корабли». Однако в данном случае Господу было неугодно подобное сотрудничество, и Он разрушил планы как одного, так и другого деятеля.

Господь желает, чтобы общение и сотрудничество верующих было согласовано с Ним, чтобы общение было святым и бескомпромиссным. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор. 6.14). Ведь даже древние мудрецы вопрошали: «Какое общение у горшка с котлом? Этот толкнет его, и он разобьется. Какое общениеу волка сягненком? Так и у грешника — с благочестивым» (неканоническая книга, Сирах. 13.3,21).

Господь всегда очень ревниво относился к союзу евреев с язычниками. «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием... Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но — стыд и срам» (Ис. 30.1 -5). «Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израи-лева не взирают и к Господу не прибегают!» (Ис. 31.1).

Итак, какою же силою желают подкрепить себя современные христиане? Политической — или силой Святого Духа? Под какой «крышей» или «тенью» желают укрыться современные верующие? Под человеческой — или Господней? Как выразился один из современных лидеров христианства:«Чем больше политики, тем меньше веры. Ведь само слово «политика» (на иврите «пилуг») означает «разделение»...».

Наконец, современные христианские богословы отмечают, что возможными негативными последствиями вовлечения церквей в активную политическую деятельность могут быть: обмирщение Церкви, симфония с государственной властью, связанность с каким-либо определенным политическим движением, ведущая к лицеприятию, а также превращение Церкви в организацию, т.е., переориентация верующих на решение не столько духовных, сколько социально-экономических задач населения.

Кроме прочего, в силу низкого уровня духовной культуры, христиане последнего времени увлечены «пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира...» (Кол. 2.8). Не имея представления о том, что представляют собой современные мировоззренческие системы типа гуманизма и кос-могуманизма, даже евангельские верующие не устояли перед псевдоинтеллектуальным соблазном совмещения теологии, гуманизма и политики. А ведь, американцы, которые именно в силу мировоззрения гуманизма сползли в пропасть секуля-ризма [Давид Ноубель. Осмысливая современность: Современные мировоззрения и поиск истины. — Издание Центра просветительских программ Международной ассоциации христианских школ и ХО «Библия для всех». — 1998, с.10],наконец-то осознали, что«одухотворенный» светский гуманизм — антипод христианского мировоззрения.

Наконец, размышляя об экологии общения, нельзя не упомянуть о заражении христианства духом эклектизма, т.е., механическим беспринципным соединением разнородных по сути точек зрения (философских, религиозных и т.д.). Для таких ложных духовных движений характерно совмещение несовместимых понятий и категорий.

 

5.5. ДУХОВНОСТЬ И ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

5.5.1. «Глубины» духовности?

Даже беглый анализ некоторых программ христианского образования позволяет выявить в их содержании некоторые спорные утверждения относительно духовных даров и проявлений. В исследуемых программах, при изложении тем о духовности, замечается некоторое смещение акцентов в сторону плотского и душевного, с ударением на «механический» и мистический путь к достижению духовности, что, в сочетании с неопытностью в духовной сфере, может спровоцировать искусственный тип духовности.

Так, например, программа христианского образования, подготовленная одним из западных христианских колледжей [19] предлагает, по мнению многих душепопечителей, сугубо психологический способ «как высвободить дар говорения иными языками», с помощью акта собственной воли:

«В какой-то момент прославления перестаньте произносить понятные вам слова. (Продолжайте говорить, но старайтесь не произносить слов, которые понимает ваш разум.) Пусть ваш язык сам произносит звуки. Это снимет чрезмерный контроль разума над речью. Сначала звуки могут показаться плодом вашихусилий. Первые несколько звуков, вероятно, не будут еще «языками». Это просто звуки, которые вы издаете, когда ваш разум лишен возможности образовывать слова.

Но через несколько минут дух возьмет верх над умом, и вы действительно заговорите иными языками...» [Возможности Святого Духа. Программа христианского образования. Второй курс. — Москва: Mission Possible Foundation, с.49-50].

Если человеку не удалось получить дар иных языков первым способом научения, то в этом случае предлагается альтернативный вариант, учитывающий индивидуальную специфику личности:

«Попробуйте сначала запеть языками. По ряду причин для некоторых это легче (пением управляют другие участки мозга) . Это дает Духу возможность «обойти» блокаду вашего разума...» [Возможности Святого Духа. Программа христианского образования. Второй курс. — Москва: Mission Possible Foundation,с.49-50].

Опасность практического применения подобных советов заключается в том, что это может привести к самовнушению и даже к самообольщению. Кроме прочего. Библия открывает, что возможности Всемогущего Бога-Святого Духа не могут быть «блокированы» ни кем, и ни чем. Если Он «откроет» (Откр. 3.8), то никто не закроет, а если Он «закроет», то это навеки. Недооценка Божественных возможностей — это неверие, грех. Но самая главная опасность заключается в том, что дары Свыше некоторые наставники в вере пытаются «высвободить» путем научения, хотя Библия учит достаточно ясно: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа...» (2 Кор. 3.6). Другими словами, Бог посылает Свои дары, как Ему угодно, по мере веры и ревнования христианина, и только повинующимся Ему, живущим по заповедям Божиим, а не «разблокированным» актом самовнушения христианам...

В программе этого же колледжа содержаться сведения и рекомендации относительно того, «как я могу узнать присутствие Святого Духа в моей жизни?». Оказывается [Возможности Святого Духа. Программа христианского образования. Второй курс. — Москва: Mission Possible Foundation, с.60], что это можно узнать, кроме прочего, и по таким (в основном — чувственным переживаниям) признакам:

— чувство тепла, покалывания или тока в руках (по мнению автора учебного пособия, «это часто бывает признаком помазания на исцеление»);

— теплый покров на ваших плечах (это, обычно, связывают с помазанием на пророчество);

— чувство расслабленности или слабости;

— внезапная потеря сознания (вы можете упасть?!);

— высвобождение эмоций: внезапное побуждение плакать или смеяться;

— изменение дыхания;

— трепет век;

— капельки пота, поблескивающие на лице («Они светятся,

как будто от яркого солнца», — учат педагоги колледжа). Нужно заметить, что в Библии такие признаки для оценки духовности и проверки присутствия Святого Духа в человеке не приводятся. Более того, из практической жизни известно, что все вышеперечисленные проявления души и тела могут быть и при исполнении «иным духом», или же при патологиях души и тела, либо при особых эмоциональных переживаниях [1 ], абсолютно не связанных с христианской духовностью. В этом смысле, акцентируя внимание только на вторичных и плотских критериях для оценки присутствия Духа Святого в своей жизни, некоторые христиане впадают в«духовный материализм». При этом, «...для них — то лишь действительно, что для тела чувствительно» (А. Толстой).

Следующий ряд чисто плотских и душевных рекомендаций учителей колледжа касается ведения духовной брани. Так, если вы ведете духовную брань с искушениями и «духами злобы поднебесных», то в качестве оружия, наряду с библейскими средствами, такими как, например, пост и молитва, курс христианского образования предлагает вам некоторые «экзотические» и нетрадиционные для фундаментального христианства виды оружия в духовной борьбе: музыка, танцы, топанье ногами, рукоплескания, торжественные шествия, шествия, шествия со знаменами, смех, помазание предметов, пророчество на музыкальных инструментах, осмеяние врага, громкое ликование, громкое взывание, громкий крик, восклицания, рыдание и плач [Духовная борьба, ереси и нехристианские религии. Программа христианского образования. Первый курс — Москва: Mission Possible Foundation, с. 12-14; 21, с.46-47].

Все вышеперечисленные рекомендации авторы пособия называют «глубинами» Божьими. И если строго следовать подобным советам, то получается: топай активно ногами, смейся до изнеможения и танцуй (если здоровье позволяет) — и победишь искусителя? Конечно, нет! Сатана не боится ни громких лозунгов, ни эмоциональных фраз, ни музыки и танцев; он не боится человеческих шествий и манифестаций со знаменами и флагами (пусть даже, украшенных золотыми крестами); он не подчиняется поведениям людей, которые не имеют на себе «печати» Божией. По Священному Писанию, сатана боится и убегает от верующих, которые противостоят ему твердою верою во Имя Иисуса Христа. Сатана знает и боится помазанных Духом Святым и облеченных в «оружие света», в «оружие истины». Он знал праведного Иова, он знал и апостола Павла. Но он не боялся тех, кто формально использовал имя Иисуса. «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а ты кто?» (Деян. 19.15).

Тестируемое (в свете слова Божьего) другое пособие по христианскому образованию [Хвала и поклонение. CM — 111. Программа христианского образования. Первый курс. Москва, с. 14], излагая учение о хвале и поклонении, особенно детально «анализирует» древнееврейское слово «аллель» (hallel), что значит веселиться, праздновать. При этом все сводится к тому (и на этом делается особенное ударение!), что свободное физическое выражение хвалы проявляется в хлопании руками, танцах, громких восклицаниях...

Предвидя возможные возражения, автор не скрывает информацию о том, что «многие думают, что в церкви мы должны быть тихими и смиренными...» Он также понимает, что некоторым людям «как-то неудобно видеть людей, танцующих перед Богом». Однако и танцы, и рукоплескания во время богослужения тщательно обосновываются с привлечением, для большей убедительности неопытных учеников, древнееврейского и древнегреческого языков. Следует отметить, что подобные приемы манипулирования и спекуляции древними языками использовали основатели таких известных культов, как адвентисты, иеговисты, мормоны и др.

Удивительно, но даже некоторые достаточно известные и авторитетные учителя Библии учат, что духовная теплота или духовное ослабление христиан заключается в том,— что они «редко поднимают свои руки к Господу или встают со своих мест, чтобы танцевать перед Ним» [Рик Реннер. Похитители мечты. — Латвия: Благая весть, 1993,с.60].

Здравый смысл подсказывает, что если уж практиковать танцы, рукоплескания и театр в церкви, то делать это нужно, по крайней мере, профессионально.

Отсюда следует логический, однако абсурдный вывод: христианам нужно организовывать свои школы танцев и бальные студии, свои театры (ведь если Господу нужно петь стройно, то и танцевать нужно профессионально, и роль играть нужно «до конца»). Хочется верить, что христиане до этого не дойдут, понимая абсурдность такого неевангельского подхода.

Пока, к сожалению, мы наблюдаем лишь некое грубое искажение или пародию на «духовные» танцы и «христианский» театр. Мы наблюдаем, как клоуны с большим крестом на груди, «Роби-ки», «Колобки», «Мигели», «Деды Морозы» и прочие вымышленные персонажи, выступают в роди ведущих на христианских телепередачах и встречах, создавая своими шутками и прибаутками атмосферу всеобщего смеха, веселья и мнимой беззаботности. Остается один вопрос: «Есть ли при этом место Господу и Его святым проявлениям?»

 

5.5.2 «Типичное» поклонение?

Излагая историю ранней Церкви, в главе «Взгляд на жизнь ранней Церкви» [История Церкви. СМ-110. Программа христианского образова ния. Первый курс. Москва, 1993, с.22-23], издатели христианского пособия замечают: «Смотря на сегодняшнюю церковь, в ней можно увидеть большое разнообразие форм Богослужения и организационных структур». И это — факт. Далее описывается (заметим, не цитируются первоисточники или Библия, а вольно «моделируется»») «типичное служение поклонения в ранней церкви»:

«Если бы наш современньш христианин оказался на Богослужении ранней церкви, он был бы очень удивлен... Люди сходятся при закате солнца. Служения проводятся по вечерам... На первый взгляд все происходящее может показаться вам какой-то вечеринкой. Некоторые играют на флейтах, лирах и тимпанах, в то время как другие поют и хлопают в ладоши. Некоторые члены группы встают и, взявшись за руки, танцуют танец, напоминающий еврейский — в кругу... Этот тип прославления кажется странным для нас, а некоторым может показаться соблазном. Но из Библейских исторических данных известно, что именно такой тип прославления был в ранней церкви... Такая форма прославления Бога существовала до четвертого века...» [История Церкви. СМ-110. Программа христианского образова ния. Первый курс. Москва, 1993, с.22-23].

«Лютер лично имел все дары, перечисленные в 12-й главе 1 Коринфянам. В своем гимне «Могущественная крепость» он торжественно провозглашает: «Дух и дары нам даны!» [История Церкви. СМ-110. Программа христианского образова ния. Первый курс. Москва, 1993, с.43]. Утверждение о том, что Мартин Лютер лично имел все духовные дары исторически совершенно безосновательно, поэтому оставляется без комментариев.

Есть такая наука, как историография, которая предъявляет основное требование к историку:«историк не должен говорить ничего ложного и не укрывать ничего истинного». Известно также народное высказывание: «Маленькая ложь, рождает большое недоверие». Проанализируем вышепроцитированные утверждения из учебных пособий с точки зрения историографии.

Первичный и основной недостаток анализируемого учебного пособия по истории Церкви заключается в том, что в нем отсутствуют ссылки на первоисточники и оригинальную историческую литературу. Таким образом, цитируемые выражения и утверждения не могут быть проверены несведущим в истории христианства читателем-учеником. И это притом, что в пособии делаются ссылки на «библейские исторические данные». Интересно, что при этом понимается под библейскими историческими данными?

Если это Евангелие, то легко убедиться, что в нем отсутствует описание «типа прославления», изложенного в анализируемом пособии с ключевыми словами: игра, хлопанье в ладоши, танец. Ключевые слова евангельского служения (а значит и поклонения, и прославления) — это, в первую очередь, молитва, пост, пророчество, чтение и толкование Писания, пение псалмов, Вечеря Господня или Евхаристия, что значит благодарение, святая жизнь. При этом, из истории хорошо известно:

«В некоторых церквях при совершении евхаристии люди стояли, а в некоторых становились на колени. Однако никогда и нигде этот обряд не осуществлялся сидя» [Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996, с. 73].

В «Октавии» апологета, т.е. защитника христианства, Минуция Феликса, подчеркивается, что свою веселость на агапах (вечерях любви) люди «...умеряют строгостью, целомудренной речью и еще более целомудренными движениями тел...» [Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996, с. 76].

Поэтому вполне возможно, что именно первые христиане соблазнились бы от формы поклонения, наподобие «вечеринки»! В первом веке, во времена гонений и притеснений, христианам было «не до танцев» и рукоплесканий. Кроме прочего, для первых христиан, «...трагическая судьба Предтечи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, оказалась тесно связанной с пляской, воспринимавшейся как нечто позорное и постыдное» [Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996, с.62].

Что касается музыкальных инструментов, то первые христиане даже несколько «переревновали», считая, что «мы (христиане) пользуемся только одним инструментом, или даже мирным Словом, которым чтим Господа. Больше нет старого псалтериона, трубы, барабана, цимбалы или свирели» (Климент Александрийский, 190 г. после Р.Х.). А Юстин Мученик (190 г. после Р.Х.) предлагал даже отказываться от «таких инструментов и других пригодных для младенцев вещей, оставляя в церкви простое пение». Это исторические факты...

Итак, что же понимается в анализируемом пособии под библейскими историческими данными? Возможно — свидетельства нехристианских источников? Но тогда возникают существенные для историка противоречия. В достоверном историческом документе — письме наместника Вифинии, Плиния Младшего к императору Траяну, описывается жизнь первых христиан:

«Они имели обычай в определенный день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собою, гимн Христу как Богу... После этого (т.е. утреннего богослужения) они обычно расходились и вновь собирались для принятия пищи, однако обыкновенной и невинной...» [Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990,сЛ95].

Апологет христианства Тертуллиан позднее подтвердил это в своих трудах:

«Они пред рассветом собираются для пения хвалебных гимнов Христу, Богу своему, и соблюдают между собою строгое благочиние» [Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990,с196].

Ни иудейский историк Иосиф Флавий, ни римские историки Корнелий Тацит и Светоний [Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990, с. 195 ], ни более поздние церковные первоисточники, такие как «Дидахе» и «Пастырь» Гермы, а также труды Иеронима, Ипполита, Киприана, Тертуллиана, Августина и др. не содержат описания «типа поклонения», указанного выше!

Касаясь вопроса о танцах, важно отметить, что 53-й канон Лаодикийского Собора регламентирует поведение христиан на свадьбах:

«Христиане, посещающие свадьбы, не должны скакать и танцевать, а почтительно вкушать от завтрака или обеда, как подобает христианам» [Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996,с.198].

Из этого следует, что если даже на свадьбах требовалась почтительность, то, тем более, на богослужении соблюдался принцип не только служения, но и обыденной жизни — «как подобает христианам».

Серьезные историки единогласно утверждают:

«Главной заботой апостолов, христианских проповедников и отцов церкви стало стремление всеми силами уберечь свою паству от тлетворного, разлагающего влияния языческого порока, а вместе с тем и от языческой музыки. Как можно судить по источникам, это влияние было слишком велико, ибо низкопробные песенки оказались очень популярными. Их распространению не могли помешать никакие преграды. Несмотря на всяческие запреты, они проникали даже в христианские общины...» [Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996, с.192].

История повторяется...

Как правило, богослужения первых христиан практически всегда открывались чтением Священного Писания. Затем, участники богослужения молитвенно (в полный голос, шепотом или даже мысленно) обращаются к Богу с мольбой, просьбой, за советом и откровением, поверяют Господу свои сокровенные мысли и чувства. При этом историки отмечают:

«Сохранилось очень мало материалов о литургии первых четырех столетий. Это связано со многими обстоятельствами. В те времена, когда еще не было строго установленных обрядов, в различных местностях литургию совершали по-разному...» [Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996,с192].

Одно из самых ранних свидетельств находится в Евангелии. Апостол Павел рекомендует — прежде всего «...совершать молитвы, прошения, моления, благодарения» (1Тим. 2.1-4).

Имеется также свидетельство Иустина Мученика (II век), дающего краткое описание воскресной утренней службы-евхаристии:

«Насколько позволяет время, читаются творения апостолов и писания пророков. Затем, когда заканчивает чтец, говорит предстоятель, увещевая и проповедуя в подражание тем благородным деяниям. Затем мы все стоим вместе и возносим молитвы и благодарения в соответствии со своим умением...» (Апология, 167, [Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996, с.220]).

Общепринято считать, что после служения диаконы шли к немощным для совершения служения причащения.

Собирались вещи для помощи вдовам, сиротам, больным, заключенным в тюрьму и бездомным, собрание заканчивалось, и люди расходились по домам. Легко заметить, что в вышепроцитированных отрывках из исторических документов даже не упоминается о танцах и рукоплесканиях во время богослужений. Основное время занимало чтение Писания, проповедь (объяснение, толкование прочитанного), молитвы, а также пение псалмов, о чем читаем и в Евангелии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наблюдая за динамикой развития процессов обмирщения и ложной харизматизации христианства, многие верующие задают вопрос: «Что делать?» Нужно заметить, что на протяжении всей истории существования христианства, этот извечный вопрос-воззвание заставлял многих мужей Божьих подвизаться за веру евангельскую, за веру, однажды преданную святым, но деформированную лукавым временем и лжеучителями.

В 391 году после Р.Х., искренний молодой христианин по имени Телемах посетил Рим. Осматривая «вечный город», который в то время был центром христианского мира, Телемах был увлечен многочисленной толпой, которая стекалась в Римский Колизей. Не имея представления о том, что будет происходить в Капитолии Государственной Церкви, молодой юноша разместился вместе со всеми зрителями на скамейках. Вдруг, к его ужасу и изумлению, пары вооруженных гладиаторов вышли маршем на песчаную арену, отдали салют не кому иному, как «христианскому» императору, и начали бессмысленно убивать друг друга, развлекая толпу «христианской» нации...

Возмутившись духом, не размышляя о последствиях и опасности для своей жизни, Телемах вскочил на ноги и громко закричал: «Во имя Бога, остановитесь!». Но его протест потонул в криках кровожадной толпы, жаждущей «хлеба и зрелищ». Тогда юноша быстро сбежал вниз и, выпрыгнув на арену, воскликнул: «Остановитесь, во имя Бога!» Произошло временное замешательство, гладиаторы застыли на месте от изумления, толпа стала освистывать молодого христианина, но он продолжал смело кричать всем и каждому: «Во имя Бога, остановитесь!». Разъяренная толпа хлынула на арену и убила Телемаха...

Внезапно, над ареной воцарилась полная тишина... Пристыженные зрители поднимались, и один за другим старались незаметно ускользнуть из Колизея... Христианин Телемах умер мученической смертью. Однако его смерть не была поражением! Смерть юноши стала победой над безумием людей, а битва гладиаторов, которую он прервал, была последним кровавым «спортивным» зрелищем, которое устраивалось в Колизее по приказу «христианского» императора Онориуса.

И в наше время Господь нуждается в Своих рабах, восстающих духом (но не впадающих в крайности!) при виде современного идолопоклонства, лишенных безразличия, способных «стать в проломе» за народ Божий, имеющих мудрость, мужество и духовную власть провозгласить всем заблуждающимся и духовно обольщенным: «Во имя Бога, остановитесь!». Остановитесь... «и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6.16).

Другими словами, в современных условиях либерализации христианства, с учетом бурных тенденций ложной харизматизации и секуляризации христианской Церкви, сильная и здравая христианская вера просто обязаны ограждать свое духовное здоровье от угрозы болезней и упадка духа, возникающей изнутри, и защищаться от соблазна и искушения современных внешних прельщении.

Церковь, находясь в несовершенном, обманчиво изменяющемся мире в наше лукавое время, должна сохранить свою непорочность, свое достоинство и свою независимость. Церковь призвана беречь и развивать свою христианскую культуру — культуру небес, культуру святости и благочестия. Ни под каким предлогом. Церковь не должна продавать свое первородство ради «хлеба и кушанья» (Быт. 25.34), ради «хлеба и зрелищ», ради преходящих ценностей и привилегий. Ведь пренебрежение духовным первородством — прямой путь в лабиринты духовности, при потере благословения и руководства Свыше.

Истинно верующим надлежит воспрянуть духом и ободриться, ибо в свете библейского учения, истинная христианская вера и учение при содействии благодати Свыше способны духовно «разрушать дела диавола» и «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10.5). Церковь Христова может

«...пережить смерть старых культур и рождение новых цивилизаций, при этом уча моральной ответственности тот мир, где культуры и цивилизации пребывают в нескончаемой схватке не на жизнь, а на смерть» [Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райн-хольда Нибура. — М.: Юрисгь, 1996, с.395].

Но для того, чтобы это было реализовано не на словах, а на деле, народ Божий должен смиренно молиться, духовно «выйти и отделиться» от мирской греховной культуры, отвергнуть «мирские правила игры», не заигрывать с миром, а молиться, чтобы Господь сохранил их от зла этого мира. Другими словами, истинную духовность следует отделить от подделок, ибо что «общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23.28).

Для этого надо «выйти за стан» мира сего, неся «крест свой», и «поношение Христово» почитать великим богатством. Источник своего успешного шествия и своей победы среди строптивого и развращенного мира Церковь должна видеть только во Христе Животворящем, Который Своей крестной смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть, диавола...» (Евр. 2.14). Именно Сын Божий дал нам личный пример практической, жертвенной и благочестивой духовности, не возлюбив души Своей, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2.8). И истинные Его последователи всегда шли по следам Того, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь...

В заключении, хочется призвать всех христиан бодрствовать и трезвиться, и не прельщаться ложной, искусственной атмосферой лабиринтов духовности. Будем жить и служить Богу разумно и духовно! Будем говорить, играть и петь разумно и духовно! Будем стремиться служить Богу и друг другу не только душой и духом, но и практическими делами! Будем упражнять «себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4.7-8).

Будем прославлять Бога не танцами, не рукоплесканиями, не бурной музыкой, а, как учит Библия, добрыми делами, милосердным отношением к ближнему и врагу, «назидая самих себя псалмами и славосповиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах... «(Еф. 5.19). Не будем нерассудительными, но будем познавать, «что есть воля Божия», исполняясь Святым Духом (Еф. 5.18), «познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном. Чтобы поступали достойно Бога...» [Коп. 1.9-10). «Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности...» [Фш. 1.10-П).

Будем жить по духу, ибо живущие по плоти Богу угодить не могут; «...живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные —жизнь и MHp...» (Pw\. 8.5-6). Пусть наши богослужения, являющиеся «служениями духа», будут пропитаны не духом шумной театральности и искусственных духовных подделок, а духом благоговения и святости, благодати и умиления, смирения и кротости, здравости и разумности.

Будем стараться поклоняться Богу «в духе и истине», «благопристойно и чинно», ибо таких поклонников ищет сегодня Бог! И пусть на всех наших богослужениях, на всех наших действиях лежит «печать разумности», исходящая Свыше, от Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа! Только в этом случае мы избежим жалкой участи узника-смертника лабиринтов духовности. При этом нам откроется свободный вход в атмосферу истинной, божественной духовности и святости Неба.

 

Литература

1. Лещук И.И. Экология духа (Книга 1). — Одесса: Христианское просвещение, 1998. — 284 с.

2. Кеннет Е. Хейгин. Планы, цели и их достижение. — [Пер. с англ.], Маранафа, 1998. — 158 с.

3. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. (Сборник). — М.: Сфера,

1997. — 336 с.

4. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. — М.: Мирос, 1994. — 184 с.

5. Тальберг Н. История христианской церкви. — Издательство СП «Интербук» при участии «ASTRA Consulting International inc. USA» (Из цикла: «Религия в жизни общества»), 1991.

6. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). — Киев: Христианская благотворительно-просветительская ассоциация «Путь к истине», 1991. — 614 с.

7. Геннадий Мохненко. Казнить нельзя, помиловать. — Мариуполь,

1998. — 100 с.

8. Антология чешской и словацкой философии / АН СССР, Ин-т философии, Акад. Наук Чехословакии, Ин-т философии и социологии, Акад. Наук Словакии, Ин-т философии и социологии; [Общ. Ред. Е.А. Сафроновой и М.А. Хевеши]. — М.: Мысль, 1982. — 407 с.

9. Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. — М.: Музыка, 1996.

— 288 с.

10. Дж. Норт. История Церкви. — М.: Протестант, 1993. — 416 с.

11. Евсевий Памфил. Церковная история. — М.:Издание Спасо-Преоб-раженского Валаамского монастыря, 1993. — 448 с.

12. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990. — 479 с.

13. Альманах «Богомыслие». Выпуск №8 — Одесса: Одесская Богословская Семинария ЕХБ, «Богомыслие», 1990. — 268 с.

14. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:

Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991. -600с.

15. И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990. — 52 с.

16. История евангельских христиан-баптистов в СССР. — М.:ВСЕХБ, 1989. — 623 с.

17. Джордж О. Вуд. Смеющееся пробуждение. — Ровно: Свгганкова зоря, 1997.

18. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: [Пер. с фр.] / Предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 1988. — 256 с.

19. Возможности Святого Духа. Программа христианского образования. Второй курс. — Москва: Mission Possible Foundation.

20. Духовная борьба, ереси и нехристианские религии. Программа христианского образования. Первый курс — Москва: Mission Possible Foundation. 1993.

21. Глубины Божий. Молитва и ходатайство. Программа христианского образования. Второй курс. — Москва: Mission Possible Foundation.

22. Хвала и поклонение. CM— 111. Программа христианского образования. Первый курс. Москва.

23. Рик Реннер. Похитители мечты. — Латвия: Благая весть, 1993.

24. История Церкви. СМ-110. Программа христианского образова ния. Первый курс. Москва, 1993.

25. Дмитрий Масон. Как проверять пророчества. — Киев: Эдем, 1998.

26. Уитнесс Ли. Практика пророчествования. — Анахайм: Живой поток, 1993. — 56 с.

27. Уитнесс Ли. Быть отчаянными и жить исключительно для Евангелия. — Анахайм: Живой поток, 1993. — 62 с.

28. В.Ф. Марцинковский. В.С.Соловьев и Евангелие.

— «Свет на Востоке».

29. Уитнесс Ли. Ham человеческий дух. Анахайм: Живой поток, 1993, — 87 с

30. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции (в 2-х том.). Том II: Христианство без оккультизма. — Москва: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во «Отчий дом», 1997. — 411 с.

31. Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райн-хольда Нибура. — М.: Юрисгь, 1996. — 575 с.— (Лики культуры).

32. Давид Ноубель. Осмысливая современность: Современные мировоззрения и поиск истины. — Издание Центра просветительских программ Международной ассоциации христианских школ и ХО «Библия для всех». — 1998. — 448 с.

33. Николай Бердяев. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990. — 176 с.

34. КОМПЬЮТЕР-ПРЕСС, №7,1998, стр. 104-110.

35. Джеймс Д.Данн. Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1997. — 533 с.

36. Религии мира. История и современность. Ежегодник, 1988. — М.:Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — 271 с.

37. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. — М.: Фонд «Благовест», 1997. — 240 с.

38. Френк Стагг. Богословие Нового Завета. — Киев: Киевская Богословская семинария, 1999.

39. Чарлз У.Тейлор. Опытный пастор. [Русское издание]. — СПб.: Библия для всех, 1997. — 174 с.

40. Брюс А. Липтл. Христианство в американской культуре. Симферополь: Крымско-Американский колледж, 1996.

41. Р. Такер. От Иерусалима до края Земли. [Пер. с англ.]. — СПб.: Мирт, 1998. — 528 с.

42. Познавайте свои дары. Практикум для организаторов новых церквей. — Киев: Украинский Центр Христианского Сотрудничества, 1993.

43. Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 256 с.

44. Адольф Новак, пастор. Харизматическое движение. — «Свет на Востоке», 1995.

45. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. [Пер. с англ.]. — М.:Наука. 1993. — 432 с.

46. Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. М.:Прогресс, 1994. — 448 с.

47. Техника кино и телевидения. 1995, №11. — с.48-54.

 

 

По книге «ЛАБИРИНТЫ ДУХОВНОСТИ. Экология духа - II»
(с сокращениями)

Предыдущая статья:Третье искушение Следующая статья:ХОРОШО И ПЛОХО
page speed (0.0551 sec, direct)