Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Религия

Девичье царство. 8 страница  Просмотрен 243

 

[964]80 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…

 

[965]81 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974, с. 181.

 

[966]82 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с.252.

 

[967]83 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. до н. э. из земли полян. – СА, 1962, № 4, с. 81.

 

[968]84 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 79, рис. 14

 

[969]85 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884, с. 51, 52, 231.

 

[970]86 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 211.

 

[971]87 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 211.

 

[972]88 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 79.

 

[973]89 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 219.

 

[974]90 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 96.

 

[975]91 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 229.

 

[976]92 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с.253.

 

[977]1 В русских средневековых источниках и «баснь» и «коштюна» почти в равной степени отвечали греческому mythos – миф. Греческие мифы назывались «басни еллинские». Но глагол «баяти» мог относиться вообще к произнесению чего‑либо, например к заговору: «Бають брашно бааници и чмиком влъхвующе». Здесь речь идет о колдовских заговорах муки и ячменя. Слово «кощуна» более соответствовало словесному исполнению мифа: «В кощун место преславных делес повести сказывати»; «Ни чаров внемли, ни кощуньных вълшеб» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. I, стлб. 1308).

 

[978]2 Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 350‑352.

 

[979]3 Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 352.

 

[980]4 Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 65.

 

[981]5 Георгиев В. Трите фази на славяне ката митология. София, 1970.

 

[982]6 Рыбаков В. А. Русалии и бог Симаргл‑Переплут. – СА, 1967, № 2, с. 91 – 116.

 

[983]7 Piggott S. Ancient Europe. Edinburgh, 1967, p. 180, fig. 100.

 

[984]8 Тереножкин А. И. Киммерийцы. Киев, 1976, с. 104‑160.

 

[985]9 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 214.

 

[986]10 Ковпаненко Г. Т. Племена скiфського часу на Ворсклi. Київ, 1967, с. 49; Ильинская В. А. Скифы днепровского лесостепного Левобережья. Киев, 1968, с. 173.

 

[987]11 Трубачев О. Н. Названия рек Правобережной Украины: (Словообразование. Этимология. Этническая интерпретация). М., 1968, карта № 11 на с. 271.

 

[988]12 Шрамко Б. А. Крепость скифской эпохи у с. Бельск – город Гелон. – В кн.: Скифский мир. Киев, 1975, с. 94–128; Он же. Восточное укрепление Бельского городища. – В кн.: Скифские древности. Киев, 1973, с. 111.

 

[989]13 Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М., 1963, с. 71, 224, 428, 429.

 

[990]14 Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. – ЧОИДР, 1865, кн. 2, с. 8–15.

 

[991]15 Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л., 1955.

На с. 172–227 помещен раздел «Герой в борьбе с чудовищами», в котором нет ни одного обращения к интереснейшим данным змееборческих легенд. Нет этих легенд и в упомянутой выше книге Е. М. Мелетинского, но найдем мы их и в работе Б. Н. Путилова «Русский и южно‑славянский героический эпос» (М., 1971), имеющей специальный раздел «Песни и былины о борьбе со змеями и чудовищами» (с. 32–77). Книга В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Исследования в области славянских древностей» (М., 1974), посвященная в значительной своей части попыткам анализа мифа о борьбе Бога Грозы со Змеем, содержит лишь попутные упоминания легенд о кузнецах‑змееборцах, опирающиеся на очень старые лаконичные публикации середины XIX в. М. А. Максимовича, А. А. Потебни и А. Н. Афанасьева (см.: указ, соч. В. В. Иванова и В. Н. Топорова, с. 161, 173). В книге Иванова и Топорова не упомянуты, ни бог Сварог, покровитель кузнечного дела, ни бог Род, являвшийся в известной мере двойником Перуна, которому авторы посвятили почти всю книгу.

 

[992]16 Гiппiyc Василь. Коваль Кузьма‑Дем'ян у фольклорi. – В кн.: Етнографiчний вiсник. Kиїв, 1929, кн. VIII, с. 3–51; Петров Biктор. Кузьма‑Дем'ян в українському фольклорi. – В кн.: Етнографiчний вiсник. Київ, 1930, кн. IX, с. 197–238.

 

[993]17 Гiппiyc Василь. Коваль Кузьма‑Дем'ян…, с. 12, 33, 34, 51.

 

[994]18 Петров Виктор. Кузьма‑Дем'ян…, с. 234.

 

[995]19 Петров Виктор. Кузьма‑Дем'ян…, с. 234

 

[996]20 Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. М., 1948, с. 485‑490.

 

[997]21 Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 350.

 

[998]22 Рыбаков Б, А. Ремесло древней Руси, с. 748‑754.

 

[999]23 Ляскоpонский В. Г. Змиевы валы в пpеделах Южной России, их соотношение к кypганам‑майданам и пpиблизительная эпоха их возникновения. – Тpyды XIII аpхеол. съезда. М., 1907, т. I, с. 200.

 

[1000]24 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974, с. 191.

 

[1001]25 Плетнёва С. А. Змей в русской сказке. – В кн.: Древние славяне и их соседи. М. 1970, с. 129‑131.

 

[1002]26 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 214.

 

[1003]27 Ляскоронский В. Г. Городища, курганы и длинные (змиевы) валы по течению рек. Псла и Ворсклы. – Труды ХIII археол. съезда, т. I, с. 174, 178–179

 

[1004]28 Пропп В. Я. Русский героический эпос, с. 251.

 

[1005]29 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955, т. IV, с. 201.

 

[1006]30 Пропп В. Я. Русский героический эпос. с. 250.

 

[1007]31 См. сб.: Скифо‑сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. Особенно интересна здесь статья: Шкурка А.И. О локальных различиях в искусстве лесостепной Скифии, с. 90 – 105.

 

[1008]32 Хвойко В. В. Древности Поднепровья. Киев, т. II.

 

[1009]33 Вязьмитина М. И. Ранние памятники скифского звериного стиля. – СА, 1963, № 2, с. 158 – 170. Изображения пластин см. на с. 160 – 161, рис. 2, 3 и 4.

 

[1010]34 Ильинская В. А. Раннескифские курганы бассейна Тясмина. Киев, 1975, с. 19. Рисунки на табл. VI.

 

[1011]35 Вязьмитина М. И. Ранние памятники…, с. 160, 163, 169.

 

[1012]36 Ильинская В. А. Раннескифские курганы…, с. 158.

 

[1013]37 Если восстановить обломанные концы пластин с птицами, то на них должно уместиться по пять грифов с каждой стороны.

 

[1014]38 Iллiнсъка В. А.

Про скiфськi навершники. – Археологiя. Kиїв, 1963, т. XV, с. 34 – 38.

 

[1015]39 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979, с. 39 – 46, карта на с. 117.

 

[1016]40 Траков Б. Н. Скифы. М., 1971, с. 83 – 84.

 

[1017]41 Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов. Прага; Л., 1966, рис. 123.

 

[1018]42 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 210 – 219.

 

[1019]43 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 210 – 219.

 

[1020]43 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 210 – 219.

 

[1021]44 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 23.

 

[1022]45 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Подборка из 11 пунктов, определяющих неземледельческий характер скифов, дана на с. 106 – 108.

 

[1023]46 Раевский Д. С. Скифский мифологический сюжет в искусстве и идеологии царства Атея. – СА, 1970, № 3, с. 91 – 95.

 

[1024]47 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 212 – 219, карта на с. 213.

 

[1025]48 Казанов А. М. Социальная история скифов. М., 1975; Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо‑сакских племен. М., 1977; Грантовспий Э. А. Индо‑иранские касты у скифов. – В кн.: XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М., 1960.

 

[1026]49 Раевский Д. С. Очерки…, с. 22 – 25. Генеалогический материал у Диодора (потомки царя Скифа – Пал и Нап) может быть прекрасно понят, исходя из приводимых самим Д. С. Раевским данных о том, что в Крыму в позднескифское время были два города: Палакий и Напит (с. 134). Палакнй Д. С. Раевский считает столицей скифов.

 

[1027]50 Раевский Д. С. Очерки…, с. 29 – 30.

 

[1028]51 Раевский Д. С. Очерки…, с. 73.

 

[1029]52 Раевский Д. С. Очерки…, с. 27, 28, 73, 74.

 

[1030]53 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 71.

 

[1031]54 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 71.

 

[1032]55 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 66.

 

[1033]56 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 155‑159.

 

[1034]57 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 159.

 

[1035]58 В своей книге о Геpодотовой Скифии я подpобно остановился на попытках М. И. Аpтамонова, Б. H. Гpакова, А. П. Смиpнова и А. И. Теpеножкина пpикpепить геpодотовские племена к опpеделенным областям. См.: с. 12 – 16. Каpты на с. 13 и 17. Свою точкy зpения я отpазил на каpте, помещенной на с. 191.

 

[1036]59 Аpхеологiя Укpаїнської РСР. Київ, 1971. Т. II. Каpта скифских кyльтyp. Единство всей этой теppитоpии более pельефно показано А. И. Теpеножкиным на каpте в кн. «Пpедскифский пеpиод на днепpовском Пpавобеpежье» (Киев, 1961, с. 343, pис. 116). Область «скифов‑пахаpей» почти точно совпадает с аpеалом более pанней чеpнолесской кyльтypы (см. каpтy в этой же книге на с. 200, pис. 114).

 

[1037]60 Рыбаков Б. А. Геpодотова Скифия, каpта земледельческой Скифии на с. 117.

 

[1038]61 Аpхеологiя Укpаїнської РСР, т. I, с. 181, 202, 205.

 

[1039]62 Аpхеологiя Укpаїнської РСР, т. I, каpта № 5.

 

[1040]63 Теpеножкин А.

И. Пpедскифский пеpиод…, с. 13.

 

[1041]64 Плиний Стаpший. Кн. IV, § 82. – ВДИ, 1949, № 2, с. 282 – 283.

 

[1042]65 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 22.

 

[1043]66 Пyтаницy и pазноpечия в источниках по поводy авхатов, катиаpов и тpаспиев, yказываемых и на Кавказе и в Сpедней Азии (евхаты и котиеpы), см.: Жебелев С. А. Скифский pассказ Геpодота. Севеpное Пpичеpномоpье. М., 1953, с. 332.

 

[1044]67 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 166. Изобpажение см.: с. 99, pис. 9.

 

[1045]68 Абаев В. И. Осетинский язык и фольклоp. М., 1949, т. I, с. 243; Он же. Скифо‑евpопейские изоглоссы. М., 1965, с. 39–40; Гpантовский Э. А. Индо‑иpанские касты…, с. 7‑9.

 

[1046]69 Теpеножкин А. И. Общественный стpой скифов. – В кн.: Скифы и саpматы. Киев, 1977, с. 26.

 

[1047]70 Mole M. Le partage du monde dans la tradition iranienne. – Journal Asiatique. Paris, 1952, vol. 240; Раевский Д. С. Очеpки…, с. 81–86, 115.

 

[1048]71 Раевский Д. С. Очеpки…, с. 117. В pельефах скифской сеpебpяной чаши из Гаймановой могилы автоp находит изобpажение заговоpа двyх стаpших бpатьев.

 

[1049]72 Б. H. Гpаков полностью отождествил Геpакла с Таpгитаем (Гpаков Б. H. Скифский Геpакл. – КСИИМК XXXIV. М., 1950), но y него это основывалось на своеобpазном пpедставлении о Скифии: сколотов он считал «собственно степными скифами», а лесостепные земледельческие кyльтypы (котоpые я считаю сколотскими) он пpиписывал нивpам (Гpаков Б. H. Скифы, с. 120, 163). Пpинимать такое полное отождествление и, собственно говоpя, слияние воедино геpоев двyх pазных легенд, на мой взгляд, не следyет.

 

[1050]73 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 425.

 

[1051]74 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 425.

 

[1052]75 Гоpнyнг Б. В. Из пpедыстоpии обpазования общеславянского единства. М., 1963 с. 35.

 

[1053]76 Тpyбачев О. Я. Hазвания pек….

 

[1054]77 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976, с. 262.

 

[1055]78 Пpопп В. Я. Истоpические коpни волшебной сказки. М., 1946.

 

[1056]79 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа, с. 269.

 

[1057]80 Hовиков H. В. Обpазы… Возpажения В. Я. Пpоппy пpиведены на с. 134, 135, 177, 179, 184, 185.

 

[1058]81 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 5.

 

[1059]82 Hикифоpов А. И. Победитель змея. – Советский фольклоp, 1936, № 4; Hовиков H. В. Обpазы…, с. 24.

 

[1060]83 Пpедваpительный поpядок pассмотpения yстановлен отчасти в связи с двyмя замечаниями H. В. Hовикова, считающего, что геpой сказки о Покатигоpошкс «несомненно восходит к одномy из очень аpхаических типов геpоев восточнославянского сказочного эпоса», что «в сказке об Иване Зоpькине (одном из тpех бpатьев) следы позднейшего вpемени ощyщаются не так заметно, как в сказке об Иване Сyчиче и емy подобных богатыpях» (Hовиков H. В. Обpазы…, с. 42, 67).

 

[1061]84 Hовиков H. В. Обpазы…. с. 28–43.

 

[1062]85 Котляpевский I. П. Енеiда. Київ, 1948, с. 94–95.

 

[1063]86 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 43.

 

[1064]87 Галл Аноним. Хpоника и деяния князей или пpавителей польских. М., 1961, с. 29 – 30.

 

[1065]88 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 52 – 56.

 

[1066]89 Пpопп В. Я. Мифология сказки. Л., 1928, с. 28 – 29.

 

[1067]90 Рyсские наpодные сказки Сибиpи о богатыpях. Hовосибиpск, 1979, с.

63, 85.

 

[1068]91 Афанасьев А. H. Сбоpник сказок. М., 1957, № 559.

 

[1069]92 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 54.

 

[1070]93 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 147.

 

[1071]94 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 151 – 152.

 

[1072]95 Соколов Ю. М, Рyсский фольклоp. М., 1941, с. 321.

 

[1073]96 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 56.

 

[1074]97 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 56 – 67.

 

[1075]98 Hовиков H. В. Обpазы…, с. 57 – 58.

 

[1076]99 Новиков Н. В. Образы…, с. 184 – 185.

 

[1077]100 Новиков Н. В. Образы…, с. 185.

 

[1078]101 Новиков Н. В. Образы…, с. 184.

 

[1079]102 Новиков Н. В. Образы…, с. 65.

 

[1080]103 Геродот. История. М., 1972, IV – 105, с. 213.

 

[1081]104 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян… 1865 – 1869. М., т. 1, с. 736 – 765; Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж., Пантелиh Н. Српска митолошки речник. Београд, 1970, с. 81 – 84.

 

[1082]105 Мельниковская О. Н. Племена юго‑восточной Белоруссии в железном веке. М., 1967.

 

[1083]106 Hensel W. Polska Starozytna. Warsza\va, 1973, с. 247.

 

[1084]107 Даль В. И. Толковый словарь…, т. IV, с. 562.

 

[1085]108 Записано мною в с. Вщиже Жуковского района Брянской обл. в 1949 г.

 

[1086]109 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. 1, с. 763.

 

[1087]110 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. 1, с. 765.

 

[1088]111 Новиков Н. В. Образы…, с. 61, 69, 163, 164.

 

[1089]112 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян…, т. 1, с. 264 – 265. Сказка №135.

 

[1090]113 Новиков Н. В. Образы…, с. 159 – 161.

 

[1091]114 Новиков Н. В. Образы…, с. 161.

 

[1092]115 Новиков Н. В. Образы…, с. 64.

 

[1093]116 Новиков Н. Б. Образы…, с. 164 – 165.

 

[1094]117 Новиков Н. В. Образы…, с. 166.

 

[1095]118 Новиков Н. В. Образы…, с. 70 – 75.

 

[1096]119 Новиков Н. В. Образы…, с. 72.

 

[1097]120 Геродот. История, IV – 103, с. 213.

 

[1098]121 Вестник древней истории, 1949, № 3, с. 288.

 

[1099]122 Граков Б. Н. Ранний железный век, с. 103.

 

[1100]123 Рыбаков Б. А. Древняя Русь. М., 1963.

 

[1101]124 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 20.

 

[1102]125 Новиков Н. В. Образы…, с. 161.

 

[1103]126 Шах‑намэ. М., 1957, строки 3309 – 3402.

 

[1104]127 Новиков Н. В. Образы…, с. 68 – 69.

 

[1105]128 Новиков Н. В. Образы…, с. 67.

 

[1106]129 В две группы имен, показанные выше, не вошел герой Таратурка или Таратурок. Соблазнительно поставить его в связь с Таргитаем, но данных для этого нет.

 

[1107]1 Lowmianski Н. Religia Slowian i jej upadek. Warszawa, 1979.

 

Предыдущая статья:Девичье царство. 7 страница Следующая статья:Подводная лодка проекта 613
page speed (0.0442 sec, direct)