Всего на сайте:
236 тыс. 713 статей

Главная | Военное дело

Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности.  Просмотрен 322

  1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров, Введение
  2. Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 1 страница
  3. Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 2 страница
  4. Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 3 страница
  5. Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 4 страница
  6. Основные пути управления системой побудительных мотивов.
  7. Почему Общероссийское Движение?
  8. СВОЙСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ ПОРАЖАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ
  9. У-... - установки
  10. БОЙОВИЙ НАКАЗ КОМАНДИРА ВЗВОДУ НА МАРШ
  11. Часть первая. Письма с фронта 3 страница
  12. Н... - нормализованные патроны

На основе проведенного теоретического исследования содержания мотивационной сферы воинской деятельности можно приступить к анализу ее состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе побудительных мотивов деятельности военных кадров.

Повседневная деятельность военнослужащих, на сегодняшних день окрашена достаточно писимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие служебного жилья для младших офицеров и туманные перспективы на получение личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно – смысловой сферы деятельности военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные средства(социально-экономические, идеологические, психологические, политические, собственно социальные и др.).

В зависимости от того, как и насколько эффективно этот меха­низм действует а обществе (и не только по отношению к военнослу­жащим) а военнослужащие идентифицируют себя с тени или иными социальными слоями и группами в обществе, в том числе с экономичес­кими и политическими элитами, с их интересами и готовы выполнить и выполняют свой воинский долг, настолько они и патриотичны.

Как часть общества, государственный институт, армия также должна быть проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству, своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это, скорее, теоре­тическая модель, должное. На практике всё происходит много слож­нее, противоречивее.

Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать не­доверие ему. Так, по данным Всероссийского мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований РАН, в мае 1997 года только 3% опрошенных (выборка составила 1612 человек), считали, что власти заботятся о жизни простых людей, 64% полага­ли, что власти нет никакого дела до них, только 11% считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане равны перед зако­ном, а 8% - что у них есть социальные гарантии. У 41%, опрошенных денег хватало только на приобретение продуктов питания, а 21% залезали постоянно в долги, чтобы их купить, и только у 3% опро­шенных денег было вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отка­зывать. Недоверие выразили: Президенту и правительству - 65% оп­рошенных, Совету Федерации – 59%, Государственной Думе - 61%, ар­мии – 49%.[7,2]

Аналогичным, как известно, является экономическое и социаль­ное положение армии, военнослужащих. Не случайно поэтому коли­чество молодых людей, отрицающих вообще какие-либо ценности воен­ной службы, составило в начале 1996 г. 17% от всего числа опрошенных, а среди различных категорий военнослужащих - от 11 до 31%.[7,3]

Разумеется, такое положение больших масс людей, в том числе военнослужащих, размывает чувство патриотизма даже в таком деле, как военная защита Отечества, Родины. Без социально-экономической поддержки патриотические идеи не действуют.

Особую остроту приобрела проблема самоубийства среди раз­личных категорий. военнослужащих. По данным Министерства обороны, в 1996 г. число военнослужащих, покончивших жизнь самоубийством, составило 520 человек.[13,3] Многие социологи отмечает, что это своеобразный протест военнослужащих сложным социально-экономическим реальностям, отчаянная попытка заявить о проблемах армии и флота.

Представляется, что такое состояние сознания, мировоззрений, духовных качеств людей, которым общество доверило оружие, защиту страны, представляется крайне опасным для них самих и всего общества в целом. Духовный мир военнослужащих не может длительно пребывать в ситуации постоянного и сложного духовного выбора, не определенности ценностных ориентаций и идеалов. Отсюда вполне очевидна необходимость в комплексной общегосударственной программе, определяющей чёткие и конкретные пути, способы и методы формирования высокой мотивационной активности военнослужащих.

Данные идеи подтверждаются анализом материалов и публикаций на армейскую тематику, а также результатами социологических исследований и опросов. Никогда еще в нашем обществе воин и армия не подвергались такому моральному унижению, такой сознательно очернительной критике со стороны отдельных средств массовой информации. Часто мотивом такого очернительства выступает якобы борьба против наиболее консервативной части высшего эшелона руководства Вооруженных Сил Рос­сии, выступающей против демократических преобразований в армии и на флоте.

Многие чиновники, некоторые писатели и ученые во всех "бедах" государства пытаются обвинить армию. Она и "консервативна”, и "съедает" весь бюджет страны, и "против демократических преобразова­ний" и т.п. Под предлогом защиты общечеловеческих ценностей отдель­ные экстремисты и неформалы разжигают антиармейские страсти в стра­не, формируют предубежденную позицию к армейской службе среди мо­лодежи. В этих условиях духовный престиж воинской службы падает, моральный дискомфорт ощущают вес воины. В результате растет процент уклонения от военной службы допризывников, которых, например, только в 1996 г. в стране насчитывалось более 31 тысячи человек[33,2]. Причем по Москве число отказников достигло цифры в 9000 человек[33,2]. Уменьшается количество молодых людей, поступающих в военные училища. Матери­альная необеспеченность и социальная незащищенность делают службу 6 армии далеко не привлекательной. Все это вызывает пассивность солдат и офицеров, нежелание честно и добросовестно выполнять воинский долг. Только в 1994 г. изъявили желание уйти из Вооруженных Сил более 14 тысяч офицеров и с каждым годом это количество увеличивается. Из них зна­чительная часть молодых офицеров звена командир взвода, роты.[33,4] Патриотизм, желание служить и защищать Отечество занимают далеко не самое главное место в структуре ценностей. Патриотические мотивы занимают 4-5 позицию; даже при поступлении в военные училища эти ценности на 4-ом месте. Порой и кадровые военные все меньше склонны рассматривать военную службу, как служение Родине в качестве её защитника. Еще в 1990 г. данную ценность считали значимой для себя две трети офицеров, сейчас считает только каждый четвертый из них[33,6].

Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина оказывает духовная жизнь общества. На различных этапах разви­тия нашего общества данный фактор играл первостепенное значение в формировании морально-боевых качеств воинов, духов­ного состояния армии и флота. В конечном итоге духовный фактор, высо­кий моральный дух народа и армии явились одним из важнейших ис­точников массового героизма советских и российских воинов в тяжелые годины испытаний, служили и служат основой добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителей старшего и нынешнего поколений. Одним из ключевых компонентов духовного фактора как раз и являются мотивы поведения военнослужащих. От их сформированности и развитости в сознании и мировоззрении воина в значительной степени зависит успешное выполнение стоящих перед воином задач, ибо побудительные мотитвы детерминируют в конечном итоге всю деятельность военнослу­жащего.

Вместе с тем нельзя не видеть, что негативные процессы, определяв­шие духовную жизнь общества, постепенно проявлялись и в Вооруженных Силах, сковывали их духовное развитие, а в ряде сфер армейской жизне­деятельности вели к деградации и нарастанию аномальных явлений. С се­редины 80-х годов, когда в общественной жизни начали утверждаться гласность, открытость, плюрализм мнений, армия оказалась в фокусе об­щественного сознания, идеологической борьбы.

Началась массированная атака на Вооруженные Силы, некоторые заинтересованные политические круги стремились идейно и морально разоружить военнослужащих. И сегодня кое-кто пытается разрушить, деформировать мотивационную сферу деятельности воинов, пытаясь поставить под сомнение их преданность Конституции и народу. Под флагом "свободной критики" проповедуется шовинизм, история Вооруженных Сил представляется как сплошные "черные пятна".

На сегодняшний день отсутствует какая-либо государственная программа духовного возрождения и развития нации. Этот процесс пущен на самотек, является уделом прогрессивных и патриотически настроенных одиночек. Данная проблема в прямой постановке до сих пор не поднима­лась в Государственной Думе, на правительственном уровне. Как фрагмент решения данного вопроса, а точнее, обращения внимания на него, яви­лась встреча Президента России с творческой интеллигенцией в ноябре 1994 года.

В таких условиях, которые проецируются на духовное развитие Вооруженных Сил России, происходит формирование мотивационной системы воинской деятельности. Нередко у военнослужащих под воздействием вышеуказанных причин складываются искаженные духовно-мировоззренческие установки: будто бы реальной, героической истории у армии нет, а будущее туманно и неопределенно, традиции и духовные ценности Советского Союза и его Вооруженных Сил устарели и не приемлемы в нынешних условиях. Мож­но констатировать ситуацию стихийного духовного состояния и неопреде­ленности у части военнослужащих. Отсутствие же высоких целей и идеа­лов, веры в них, разрыв между должным в морали и аморальностью на практике, частая смена исходных мировоззренческих позиций, оценок ведут в конечном итоге к социальной пассивности, в целом отрицательно влияя на процесс формирования мотивов поведения воинов.

Негативное воздействие на духовность воина оказывают деформация в общественном сознании идей и представлений о действительном функ­циональном предназначении армии, падение престижа военной службы. Особенно болезненно переживают процесс изменения прежней системы ду­ховных ценностей военнослужащие старшего поколения - офицеры, пра­порщики, мичманы, сформировавшие мотивы своего поведения на основе приверженности идеологии марксизма-ленинизма, социалистическим цен­ностям.

Отсюда - массовый отток офицеров (особенно молодых) из армии, равно­душие значительной части воинов к военной службе, пассивность и скептицизм, разрушение и коррозия таких исконных духовных ценностей, как воинский долг, честь, достоинство, гордость, патриотизм, боевое то­варищество и др.

При рассмотрении побудительно - смысловой сферы военной деятельности не мало важно духовное состояние пер­вичных воинских коллективов. Ныне ни для кого уже не секрет, что оно весьма сложно и неоднозначно. Сказы­вается отсутствие общности мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов, целей деятельности, духовных ценностей, выработанных в процессе совместной деятельности по реализации стоящих перед кол­лективами задач, мажорного эмоционально-нравственного настроя, что всегда являлось главным, определяющим в их сплочённости. Для подтверждения данного положения приведём некоторые аргу­менты. Если в 1989 г. проблема сплочённости была актуальна для 55% воинских коллективов, то в 1993 г. она достигла отметки в 80%. Данные за 1995-1996 г. свидетельствуют о дальнейшем росте социальной напряженности в войсках.[41,3] Такая ситуация характеризу­ется как весьма болезненная и оказывает негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, приводит к росту числа отказников и уклонистов от воинской службы, неблагоприятно сказывается на общем уровне гражданственности в обществе. В этих условиях закономерно появляются вопросы: когда воз­никли эти проблемы и детерминированы ли они перестроенными про­цессами или имеют исторические корни?

Результаты исследований убеждают в том, что эта проблема злободневна не только для силовых структур нынешней России, но и для вооруженных сил практически всех цивилизованных государств. Причем ее возникновение связано уже было с процессом образования регулярного войска а государстве, а различного рода негативные явления, отклонения от социально-нравственных норм в воинских коллективах имеют глубинную социальную обусловленность.

Исследование воинского коллектива показало, что он относится к социальным группам "закрытого" типа (в НТК, закрытых учебных заведениях, экипажах морских судов, различного рода экспедициях и т.п. проходят однородные процессы), имеющих специфические условия своего возникновения и функционирования. Особенности режима жиз­недеятельности, таких как замкнутость, изолированность, насильственность попечения и пребывания, полная регламентация социальных норм, управление всеми общественными средствами контроля, принуж­дения и подавления, ограничение в удовлетворении потребностей (физиологических, социальных, духовных), пребывание в однополых группах на уравнительных началах и непосредственном окружении се­бе подобных, обусловливает перерастание коллектива в корпорации.

Причём степень "дрейфа" в сторону корпорации во многом определя­ется объективно-субъективными условиями коллективной жизнедея­тельности - характером профессионального труда, составом коллек­тива, уровнем его руководства и т.д. Все это порождает аномалии духовной жизни военнослужащих, представляющих собой их специфи­ческое духовное состояние в условиях "изменённых" военно-социаль­ных отношений между различными группами военнослужащих—характеризующееся, прежде всего, доминированием корпоративных интересов и ценностных установок.

Какие же внутренние и внешние причины воспроизводят аномалии мотивационной сферы в современных воинских коллективах? Выделим некоторые внутренние и внешние причины.

Объективные: замкнутость, закрытость (ограниченность в обще­нии); прерванность прежних социальных связей; невозможность смены социального окружения; полная регламентация социальных норм; уп­равление всеми средствами общественного контроля, принуждения и подавления; однополость групп; возрастное равенство (18-20 лет), низкая социальная зрелость; формальное равенство при реальных различиях; ограничения в удовлетворении потребностей; низкое ма­териальное и бытовое обеспечение; отсутствие подготовленного сер­жантского состава, паралич формальных структур.

Субъективные: подмена боевой подготовки обеспечением само выживаемости воинского коллектива; смещение ценностных ориентации в сторону бесполезности воинской службы, деградация духовных инте­ресов личного состава, снижение его заинтересованности в качест­венной боевой подготовке; отсутствие опыта коллективного поведе­ния; недостаточное наличие у офицерского состава знаний, навыков и умений по преодолению аномальных мотивационных явлений; слабая организация досуга военнослужащих срочной службы, их деперсонификация, низкий уровень воспитательной работы.

К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере воинской деятельности можно отнести следующие.

Объективные: несовершенство государственного законодательст­ва по военный вопросам; низкая материально-техническая обеспечен­ность войск и сил флота; снижение роли официальных институтов со­циализации, преобладание неформальных структур в обществе, госу­дарстве; маргинализация части населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к культурным ценностям общества.

Субъективные: деформация духовных ценностей в общественном сознании; отсутствие иммунитета к восприятию субкультуры мотивационных аномалий; доминирование в системе взаимоотношений яр­ко выраженных корыстных интересов; массовидные формы девиантного поведения молодежи, военнослужащих; "охаивание" силовых структур в средствах массовой информации, резкое снижение уровня воен­но-патриотического воспитания молодёжи; отсутствие объективных знаний о мотивационных аномалиях в воинских коллективах и боязнь этого, неа­декватность требований командования по их искоренению.

Анализ формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности военнослужащих пред­полагает выявление тенденции данного процесса на основе исследования социальной среды, в которой он осуществляется, в реальных конкретно-исторических условиях.

В научной литературе тенденция определяется как “направ­ление развития какого-либо явления или процесса”. Тенденция служит формой проявления одного или нескольких законов, реализующихся в обществе через сознательную деятельность людей и поэтому они весьма многозначны, вариативны.

Разделяя точку зрения отдельных ученых на закономерность как улов­ленную тенденцию, есть смысл поговорить о тенденциях формирования мотивов деятельности военнослужащих в условиях строи­тельства современной российской армии. Главным среди них является то обстоятельство, что процесс ре­формирования российской армии в силу различных, как объективных, так и субъективных причин, далеко не полностью еще реализовал свои потенции и проявил свое качество, а также прошел по историческим меркам относительно короткий временной отрезок, что еще не позволяет говорить об устойчивости, повторяемости, стабильности и прочности ус­танавливающихся в ходе данного процесса связей и отношений.

В ходе строительства современной российской армии находят свое проявление тенденции различного направления, как негативного, так и позитивного характера. Тенденции формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности военнослужащих могут быть объединены в три группа:

1) тенденции, отражающие связь армии с обществом;

2) тенденции, отражающие связь Вооруженных Сил и личности вои­на;

3) тенденции, отражающие взаимосвязь потребностей и интересов воина как личности и защитника Отечества.

Кратко рассмотрим основное содержание некоторых из них. Одной из первых следует выделить тенденцию преемственности мотивов деятельности в процессе их формирования, выражающую единство двух сторон в ходе их развития: отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего ценного, прогрессивного, что содержалось в мотивах деятельности прошлого.

Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, мотивов деятельности его субъектов можно, лишь изучая историю его становления и воспитывая уважительное отношение к ней. В мотивах и смысле деятельности воинов должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества, его Вооруженных Сил. Процесс развития Российского государства оказался трудным, что было связано со многими причинами, как внутренними, так и внешними. Поэтому и необходимы постоянное осмысление этого процесса, а также формирование мотивов деятельности воинов с учетом того позитивного, что накоплено в мировой и отечественной практике.

В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории, традициям Российской армии, ее духовным и мотивационно - смысловым ценностям. Именно сейчас эти богатые воинские традиции, должны по­служить основой духовного возрождения Вооруженных Сил России, укрепления морального духа военнослужащих, заполнить тот духовный вакуум, образовавшийся в сознании многих воинов после рас­пада СССР. История Русской армии, ее духовная сторона богата и разно­образна героическими примерами самоотверженного выполнения воин­ского долга, соблюдения воинской чести и достоинства, любви к Отечест­ву.

Преемственность есть общая закономерность исторического разви­тия, благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим. Несущей конструкцией мотивационно-смысловой сферы деятельности российского военнослужащего были и, несомненно, останутся в будущем наша отечественная история, богатейшая культура России, российс­кие воинские традиции. Усиление внимания к проблемам воспитания военнослужащих на воинских традициях России - важная задача, ко­торую необходимо сегодня решать.

В 1996 г. было проведено социологическое исследование с целью выявления от­ношения военнослужащих Военного университета к воинским традициям российс­кой армии. В ходе исследования было опрошено 256 слушателей и курсантов, 60 офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации, 40 офицеров отделов (направлений) вос­питательной работы различных видов российских Вооруженных Сил и родов войск.

Как показало исследование, у каждого второго из числа опро­шенных слушателей и каждого третьего курсанта имеется устойчивый интерес к воинским традициям России. У остальных он либо слабо выражен, либо отсутствует. Для тех, кто проявляет устойчивый ин­терес к воинским традициям России, наиболее значимыми ценностями являются: воинская честь и достоинство (50%), ратные подвиги наших предков (45%), воинские ритуалы (44%), верность Отечеству (35%), войсковое товарищество (26%), мужество и отвага (25%), во­енная геральдика и символика (26%.), форма одежды (13%). Менее значимой ценностью по сравнению с перечисленными оказалась вер­ность воинской присяге. Лишь каждый десятый выделил её в качестве мотива поведения современного военного профессионала. При­чём мнения по этому вопросу практически не отличаются у курсантов и слушателей. Ни одни из числа опрошенных офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации, не назвал верность военной присяге в качестве важнейшей воинской традиции.[33,1]

Таким образом, достаточно рельефно прослеживаются две взаи­мосвязанные тенденции, одна из которых характеризует высокий и устойчивый интерес военнослужащих, и курсантов военных учебных заведений в частности, к воинским традициям, патриотический идеям и ценностям, другая - неудовлетворенность организацией и содержанием работы по патриотическому воспитанию на воинских традициях в подразделениях, частях, воен­но-учебных заведениях.

Следует отметить и то, что нет в настоящее время какой-либо государственной программы, в рамках которой решались бы вопро­сы воспитания у воинов российской армии необходимых мотивационно-смысловых и духовных ка­честв, таких, как патриотизм, воинский долг, честь, достоинство, дисцип­линированность и др. Налицо противоречие между общественной по­требностью в изучении духовных аспектов российской военной истории и реальным состоянием научной проработки этой проблемы.

Сейчас, как никогда в прошлом, российская армия нуждается в поддержке со стороны творческой интеллигенции, ждет от нее правдивых, честных произведений о прошлом и настоящем, героическом и трагическом, возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном на всех этапах военной истории, которые способствовали бы формированию у воинов социально значимых мотивационных ценностей, необходимых им для успешного выполнения воинского долга.

Таким образом, учет данной тенденции, особенностей проявления преемственности духовных и смысловых ценностей в процессе формирования является неотъемлемым звеном воспитательного процесса в воинских коллективах.

Важной тенденцией формирования мотивации поведения военнослу­жащих российской армии в современных условиях является своевремен­ный отбор и классификация необходимых для духовного развития лично­сти воина средств, как со стороны государства (народа), так и самого военнослужащего.

Сложные процессы становления молодого Российского государства породили у большей части населения неуверенность в завтрашнем дне, ) пессимизм, и что самое опасное, духовно опустошили человека вследствие ломки прежней системы духовных ценностей и отсутствия новых ценностей, которые заполнили бы духовный мир личности.

Это привело к образованию своеобразного духовного вакуума в сознании людей, отсут­ствию мировоззренческих ориентиров, так необходимых для экономического и духовного возрождения России.

Все это, так или иначе, проявилось в Вооруженных Силах, что подтверждается и выражается в ряде негативных моментов. В частности: обо­стрилась проблема нравственного выбора личности воина; понизился порог духовно-нравственной сопротивляемости аморальным явлениям; продолжается девальвация традиционных духовных ценностей. Данная ситуация, сложившаяся в духовном развитии личности воина российской армии в начале 90-х годов, нашла свое подтверждение ив результатах со­циологических исследований, опросов, контент-анализе материалов пе­риодической печати.

Но в то же время современные реалии преобразований общества, в конечном итоге, разбудили людей, заставили их думать, создают благо­творные условия для масштабной творческой деятельности личности. Со­временная духовная жизнь развивается в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, фи­лософскими и религиозными поисками в художественной литературе и ли­тературной критике. Принципиальные ее черты - видение жизненных про­цессов, чувствование общественной температуры, умение смотреть в лицо реальности.

Не могла остаться в стороне обновления и духовная жизнь в Воору­женных Силах России. Формирование духовных ценностей военнослу­жащих происходит сегодня в условиях отсутствия государственной про­граммы духовного развития общества, но необходимо отметить, что в отдельных решениях и постановлениях предпринимаются определенные шаги по отбору и выявлению "базовых духовных ценностей", необходимых для всестороннего развития личности воина.

Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испы­таниям, необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в на­следство бесценное достояние во всех сферах жизни: философских, полити­ческих, правовых, религиозных, научных, морально-этических, художест­венных и иных ценностей. Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты общественной жизнедеятельности, которые по­могут становлению и совершенствованию Вооруженных Сил новой Рос­сии, гармонично развитой личности воина российской армии.

И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззрен­ческие и духовные ценности. Одна из них - общественно-государственный патриотизм, не имеющий ничего общего с шовинизмом и национализмом, основывающийся на тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические устремления должны концентрироваться на том, что­бы сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей дер­жавой. На формирование патриотизма как духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры: разработка и внедрение на госу­дарственном уровне комплексной программы "Патриотическое воспита­ние молодежи", созданной на базе Министерства обороны совместно со всеми ведомствами и министерствами России; создание в Вооруженных Силах символики, олицетворяющей историю русской армии; деятель­ность ветеранских организаций и др.

Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие, как дос­тоинство воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в на­метившемся сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического воспитания воинов, формировании духовно развитой личности защитника Отечества. Данное сотрудничество актуально в этом плаке, потоку что, во-первых, по результатам социологических исследова­ний до 25% военнослужащих относят себя к числу верующих и около 60% опрошенных выступают за сотрудничество с церковью. Во-вторых, ре­лигия, как правило, всегда выступала носителем высокой духовности и нравственности (достаточно вспомнить о библейских моральных запове­дях и фактах подвижничества священнослужителей и верующих во все трудные времена для России), простых норм морали - блага, добра, чести. совести, милосердия, и использование этого опыта в воспитательной рабо­те с личным составом армии и флота принесет немало положительного. Хотя надо подчеркнуть, что практические шаги в этом плане должны быть взвешенными, за что выступают и армия, и церковь. Кроме того, религиозная вера является важнейшим регулятором поведения людей, в том числе и воинов.

В последнее время усиливается работа со стороны управленческих органов по более полному использованию духовного заряда воинских ри­туалов; формированию у воинов уважительного отношения к боевой славе подразделения, части, соединения» истории русской армии, государства Российского; возрождению боевого братства, полкового духа и др.

Наряду с государственными органами личность воина тоже осуще­ствляет отбор и классификацию духовных ценностей, необходимых дм удовлетворения своих духовных потребностей и интересов. Сегодня на первый план выдвинулись и совершенствуются военнослужащими такие духовные ценности, как достоинство воина, свобода совести, честь, долг, демократизация, гуманизм и др. Показательно в этом плане отноше­ние офицеров к демократизации сферы воинской деятельности. Среди оп­рошенных офицеров оптимистически относятся к процессу демократизации в армии около 76% и лишь 5% считают, что доля ее осуществления в Воо­руженных Силах нет достаточных условий.[13,4]

В сегодняшних условиях характерной особенностью данной тенден­ции является и то, что главный упор военнослужащие в своей жизнедея­тельности делают на формирование и совершенствование профессиональной направленности, то есть на военно-профессиональные ценности. Многочисленные опросы среди воен­нослужащих различных категорий показывают, что более 38% опрошен­ных корреспондентов подчеркивают необходимость и важность военно-профессиональных ценностей воинской службы, считают их главным фак­тором повышения своего мастерства, и, как следствие, способствуют фор­мированию духовного мира личности воина.[13,4]

Вместе с рассмотренными тенденциями формирования духовных ценностей военнослужащих российской армии имеют место и ряд других, в том числе и негативных. Степень же их реализации или устранения бу­дет определяться тем, насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная реформа, как быстро удается поднять престиж и авторитет российских Вооруженных Сил, решить все проблемы обеспече­ния механизма социальной и правовой защити военнослужащих.

Воин, начиная службу и в ходе ее, способен глубоко переосмыслить личные мотивационные ориентации. К этому побуждает его не только возраст, когда особенно активно происходит социальное созревание личности, но и характер воинской деятельности, те взаимоотношения, в которые он включен. На первый план выступает значимость духовных цен­ностей, активно способствующих воину в осознании себя личностью и защитником Отечества. Они помогают ему усвоить главное, сущностное - чем живут наше общество, Вооруженные Силы, перспективы их развития, признать себя непосредственным созидателем материальных и духовных ценностей общества, их защитником.

Таким образом, мотивы поведения военнослужащих по-настоящему учтены только тогда, когда следование им подтверждается и голосом разума, и голосом совести, и потому их самосовершенствование - необходимое условие становления активной жизненной позиции личности воина в современных условиях.

Предыдущая статья:Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 4 страница Следующая статья:Основные пути управления системой побудительных мотивов.
page speed (0.0124 sec, direct)