Всего на сайте:
148 тыс. 196 статей

Главная | Строительство

Восемь лекций о профессии 8 страница  Просмотрен 130

В этих условиях приходилось использовать для массового строительства одни и те же типовые проекты. Даже в Москве некоторые типовые дома строились по 30 лет.

Но в это же время распределительная экономика уступала место конкурентным, рыночным отношениям; доля коммерческого жилища становилась преобладающей. Жилье превратилось в товар. Естественно, жесткие технологии домостроительных комбинатов становились тормозом, поскольку были ориентированы на производство 2-3-х блок-секций с однотипными

\098\

фасадами, внутренней планировкой и не могли учитывать требований покупателя к комфорту жилища, его безопасности и оснащенности новейшим инженерным оборудованием.

Чтобы не потерять рынок и соответствовать времени, московский строительный комплекс должен был решить, по крайней мере, пять задач.

Первая - психологическая, самая главная потому, что связана она с человеком. Необходимо было победить инерцию ДСК и проектировщиков, занятых массовым жильем. Их продукция - серии с огромной «бородой» -еще хорошо покупалась, но потеря спроса витала в воздухе и не могла не ощущаться наиболее чуткими профессионалами. И потому девиз: «Зачем новое, когда старое хорошо продается» следовало забыть.

Вторая - производственная. Предстояли огромные затраты на модернизацию производств. Надо было найти такие приемы обновления, чтобы расход средств был минимальным, а эффект максимально возможным.

Третья задача - установочная. В короткие сроки проверить в эксперименте, осмыслить и разработать новые городские нормативы для жилищного строительства.

Четвертая - архитектурно-инженерная. Время требовало повысить привлекательность массового жилища, сделать его конкурентоспособным на рынке сбыта, выполнить требования Госстроя РФ по энергосбережению.

И, наконец, пятая - экономическая. Сохранить, несмотря на улучшение планировки и эксплуатационных характеристик, удельную сметную стоимость на уровне исходных серий.

Перечисленное есть ничто иное как сжатые условия для возможного проникновения индивидуального в типовое, то есть комплексная градостроительная задача наивысшей сложности.

Как примеры решения этой задачи можно привести работы, выполненные в Мое проекте и МНИИТЭП'е.

В конце 70-х годов ДСК-2 осмыслил необходимость обновления продукции комбината. С этих позиций начался поиск нового подхода к проектированию крупнопанельного жилища в Москве. Это был ] 978 год. Отсталое в то время производство - Очаковский завод железобетонных изделий, головное предприятие ДСК №2 - выпускало дом АМ-1605. Его возраст к тому времени превысил 15 лет. То есть, сроки тиражирования превзошли все разумные пределы. Приходящие в антиростовское состояние оснастка и оборудование провоцировали увеличение брака в продукции комбината. В 1980 году только 30 процентов домов сдавались с оценкой «хорошо». ДСК № 2 был на пороге полного экономического и и физического развала.

В то же время в стране проектировщики искали выход из заколдованного круга проблем, порожденных «панелизацией» массового жилищного строительства. Особенно интенсивно велись поиски новых идей в Киеве. И в Москве, вМоспроекте-1, в проектной организации, никогда не занимавшейся разработкой типовой, серийной продукции, стал проявляться интерес к теме.

\099\

Когда окружающий нас эфир пропитывается идеей, то в различных кругах специалистов возникают поля взаимопритяжения. Так был создан творческий коллектив из специалистов Моспроекта-1 и МГОКД (Московского государственного объединения крупнопанельного домостроения). Одним нужно было реализовать свои архитектур но-комбинаторные и инженерные замыслы, другим - возродить ДСК № 2.

Голубая мечта хорошего менеджера - с первых минут возникновения идеи проекта, а я понимаю под проектом весь цикл от зарождения первых образов и схем до завершения строительства и сдачи в эксплуатацию объекта, засадить за одну чертежную доску или рабочий стол архитектора, инженера-конструктора, и строителя. Ну а, если это получается само собой, то успешный итог неизбежен: коллектив специалистов превращается в команду единомышленников.

Обычные сроки разработки и внедрения типового проекта - 5 лет. Здесь же за три года удалось создать гамму проектов, запроектировать, выполнить и установить технологическое оборудование, запустить в серию изделия для новых домов. Таким образом, был осуществлен переход от линейных принципов проектирования к параллельным, блочным или системным.

Первый важный шаг в этом переходе - размельчение первичной планировочной структуры (ППС). Это уже не блок-секция, а компоновочный объемно-планировочный элемент (КОПЭ). Переход без уменьшения первичного конструктивного элемента типизации был выполнен в творческом отношении безупречно. Панель как была панелью, так ею и осталась. Ее геометрические характеристики не изменились. И это уже само по себе было выдающимся актом. Лестнично-лифтовой узел сам стал компоновочным элементом; вокруг которого и вместе с ним соединялись другие КОПЭ, всего их придумано 9, число возможных сочетаний - 20. Соединение КОПЭ в секции (КТЖС) происходит через первичные конструктивные элементы типизации, в работе названные КЭЕами - компоновочными элементами блокировки. Ими служили внутренние перегородки между квартирами, внутренние панели. Превращение КОПЭ в КТЖС - увлекательная игра по особым правилам (здесь и точное место стыковки, и центральное расположение КО-ПЭ-1- лестничной клетки с лифтами), благодаря которым удалось обойтись без специальных угловых секций.

И избавиться от дополнительной номенклатуры в 150-170 изделий. В целом на первом этапе освоения количество марок конструкций составило 296. Затем по мере совершенствования планировочной структуры КОПЭ их количество возросло до 320, что следует считать приемлемым для 22-этажных домов с 3 размаркировками внутренних стен по высоте.

Второй важный «плюс» системы «КОПЭ» состоит в том, что теоретические исследования, а затем и практика, подтвердили, что КОПЭ наилучшим образом соответствует методам автоматизированного проектирования и управления производством. Уже в первые годы выпуска и строительства домов

\100\

был разработан и внедрен комплекс программ для расчета производства Очаковского завода, с включением данных потребности материалов, необходимых для изготовления сборных железобетонных изделий. При этом за расчетную плановую единицу принята не типовая жилая секция, а КОПЭ с полным комплектом изделий, необходимых для еш формирования. Это позволило, с одной стороны, организовать изготовление и поставку изделий на строительную площадку по единому поточному графику, способствовать упорядочению учета, с другой - гарантировать разнообразие жилой застройки.

Автоматизированная система управления производством дала возможность правильно рассчитать парк форм, распределить номенклатуру по технологическим линиям.

В чем же секрет КОПЭ? Что позволило при минимально возможной номенклатуре изделий получить 20 вариаций блок-секций (КТЖС)? Ларчик открывался просто. Сходимость панелей - первичных конструктивных элементов типизации - во всех КОПЭ достигала 80%. Можно сказать без большой натяжки: 9 КОПЭ составлялись из одинаковых панелей - ПКЭТ. А отсутствие угловых секций (они добавляют, как правило, до 200 новых марок изделий) и высокая одинаковость ПКЭТ во всех КОПЭ стали залогом стабильной работы производства.

В целом внедрение системы КОПЭ на ДСК № 2 поставило процесс создания дома на новый более высокий организационный уровень.

Третий — очень важный пункт достоинств КОПЭ. Фундаментальность любой системы заключается в том, что она вбирает в себя то, что было до ее создания и вместе с тем открывает путь новых поисков, т. е. сама находится в постоянном развитии. Нет необходимости подтверждать тезис, что метод КОПЭ вырос из блок-секционной идеологии и стал ее развитием. Теперь он сам дает импульс творчески настроенным архитекторам и инженерам искать его продолжения. Уже сейчас по КОПЭ-системе проектируют в Ростове, Норильске, Барнауле, Кемерове. Изменяются планировочные образы (барнаульская «Сигма»), а в Киеве (архитектор Докукин Е.А.), в Москве, в МНИИТЭПе - уже идут дальше: первичная планировочная структура измельчается и дальше, она не остается одинаковой по высоте, неизменными остаются только лестнично-лифтовой и сантехнический узлы - все остальные планировочные структуры компонуются вокруг этих элементов.

В каждом городе разрабатывается своя серия на основе собственного подхода к объемно-планировочным, архитектурным и демографическим требованиям, но выполненная в Москве система проектирования остается в своей сути неизменной. В этом смысл работы, ее устойчивость во времени

Похвальное слово КОПЭ не может быть просто так оборвано, если не вспомнить, что дома заметны в городе. Почему? В чем феномен этих черт, привлекающих внимание как профессионалов, так и простых москвичей? Я возвращаюсь в то время, когда КОПЭ замышлялась, когда шла над ней работа. Как говорят теперь сами авторы, это было лучшее время их творчес-

\101\

кой жизни. Смею утверждать, что дух творчества не может исчезнуть бесследно, он всегда материализуется в созданных объектах и неизбежно передает состояние авторов тому, для кого предназначаются эти дома. Подобных примеров - тьма. Во всех сферах приложения ума и рук Человека. В этом, пожалуй, главное достоинство работы.

Теперь о ее недостатках, характерных для нашего времени. К сожалению, полный набор КОПЭ и КТЖС осваивался в течение 20 лет, даже больше. И так и не был до конца запущен в дело. ДСК, подгоняемый валовой экономикой, близоруким администрированием, породил то, что мог — 22-х этажное однообразие - да, более комфортное внутри и благообразное снаружи. Но идея типового как индивидуального была скомпрометирована. И только теперь выплывает из забвения задача добиться на этом комбинате производства массового жилья по индивидуальным проектам. к 2005 году.

Другой пример из МНИИТЭПа.

Работа началась в середине 90-х годов с подготовки программ модернизации и реконструкции ДСК, причем технологическое обновление изначально увязывалось с архитектурно-инженерными поисками. Проблески нового появились уже в 1993 году, когда стали строиться первые экспериментальные дома из опытных блок-секций.

За пять-семь лет были подготовлены и утверждены Московские городские строительные нормативы (МГСН) «Жилые здания», «Энергосбережение в зданиях» (1999г.), «Допустимые уровни вибрации и требования к звукоизоляции» (1997г.) Эти документы стали итогом научных исследований МНИИТЭПа и других институтов.

Подготовка производства шумозащитных окон и балконных дверей, а также шумогасящих воздушных клапанов с характеристиками, отвечающими МГСН «Допустимые уровни вибрации и требования к звукоизоляции» позволили решить еще одну московскую проблему - защиту жилых помещений от уличного шума.

Новые нормативы дали возможность обоснованно проектировать, уверенно работать с новой техникой.

Впервые за многие годы московского индустриального домостроения на ДСК-1 и ДСК-3 были освоены блок-секции, необходимые для комплектации разнообразных конфигураций застройки. Расширено наполнение домов различными квартирами (от I до 4-х комнатных).

Серии П44Т и ПЗМ активно стали использоваться как дома, компенсирующие снос пятиэтажного ветхого фонда на территории между Садовым и внешним окружным кольцами.

Эркеры, мансардные этажи, наклонные окна в этих этажах придали индивидуальные черты типовым домам. Подтверждение тому: застройка Рубцовской набережной домами П44Т и П44М.

В конструировании несущих и ограждающих элементов и инженерного оборудования использовано много новшеств, которые опять же сблизили

\102\

типовые дома с индивидуальными. Можно только их перечислить - новые конструкции остекления лоджий, клапаны-глушители для шумозащиты, термостаты, регуляторы давления воды, современные приборы контроля за расходом аоды и электричества, домофоны, подъемники для инвалидов и многое другое.

Усовершенствования и нововведения позволили улучшить потребительские качества типовых домов ПЗМ и П44Т. Однако, удельная сметная стоимость (1м2 обшей площади) осталась на уровне исходных серий П44 и ПЗ. В П44Т она на 5,5% выше, чем в ГТ44. А ПЗМ вообще получилась самой экономичной в московском строительстве.

Недостатки этой работы - в повторении пройденного: поездите по Москве - «толпы» домов ПЗМ и П44Т заполняют жилые кварталы Москвы.

Где ответы ДСК на индивидуальные запросы москвичей? Пока они зреют никому не хочется менять устоявшуюся технологию производства и характер мышления. Остается утешаться словами А.К.Бурова: «Однообразные удобства лучше разнообразных неудобств». Кажется странной вся эта фраза, но она сохранила свою актуальность до сих пор. Проектирование жилища - трудная штука и не всякий архитектор может покорить этот Эверест,

Возвращаясь к началу, зададимся вопросом: совместимы ли стандарт и неповторяемое?. Да одно просто не может жить без другого, потому что индивидуальное - есть сумма стандартных элементов, надо только уметь их складывать.

Есть несколько правил этого неарифметического действия.

Первое: Количество слагаемых должно быть полным для каждой задачи, а качество таковым, чтобы соответствовали они своему предназначению.

Чтобы обеспечить нужное количество необходимого и его качество, нужны средства. На сцену выходит еще одно действующее лицо - инвестор. Отсюда правило второе - сделать держателя денег единомышленником. Убедить его в правильности идей, показать пути возврата денег с прибытком.

Современный жилой дом - это продукт таланта архитектора, гибкой технологии и сосредоточие эффективной техники. Два последних компонента - удел инженеров, поэтому уметь решать свои задачи, понимая требования партнера и его возможности - третье правило.

Есть еще те, для кого инвестор тратит свои деньги, а инженер и архитектор свое умение. Это покупатель жилища. У него свое представление о доме, в котором он будет жить. Не забывать тех, кто будет пользоваться результатами деятельности инвестора, архитектора и инженеров, стремиться учесть их требования - правило четвертое.

Архитектурное творчество - это борьба с ограничениями. Суметь сделать борьбу источником вдохновения и тогда даже стандарт засверкает гранями неповторимого. (Пятое правило).

\103\

Д, Целое и части

Строительство - это физический, материальный процесс становления целого из частей. Не составления, а именно становления, когда части, складываясь по определенному порядку, воплощаются в целом, и это целое «опирается на такое единство, которое не есть единство множественного, а есть единство в себе абсолютно неразличимое, то есть неразделимое» /16/.

Придется поднапрячься, чтобы осознать эту диалектическую формулу и понять, почему необходимо ее знать. Чтобы облегчить восприятие, рассмотрим объединенное понятие - «дом». Что такое дом? Одно из возможных определений: место, где живут люди. Допустим, что оно наиболее близко и предельно кратко определяет смысл этой вещи. Да, дом - это вещь, но большая вещь, потому что все сделанное руками - вещи или артефакты. Но нас сейчас не интересуют размеры, нас интересует становление. Чтобы смысл получил отражение, точнее, проявление в жизни, или, выражаясь словами А.Ф.Лосева, перешел в инобытие, нужны части: фундамент, стены, перекрытия, материалы, из которых они сделаны - бетон, кирпич, арматура, - радиаторы отопления, электророзетки, провода и еще тысяча деталей. Все это - части дома. Отдельный кирпич - это дом? Конечно, нет. А вся тысяча тысяч изделий, деталей, конструкций, сложенных в одну большую кучу -это дом? Нет, это куча строительных изделий, применяемых в строительстве. Значит, сумма частей не обязательно есть то целое, которое нам нужно. Никакая отдельная деталь - не дом, но и все вместе еще не дом. Когда же они становятся домом? И вот тут еще сложнее. Сам дом есть, несомненно, нечто целое, но не только целое, он есть сумма определенных частей, сложенных и соединенных в определенном порядке. Но дом не только одна это сумма. Дом то, что замысливалось до того, как появилась вещь, которая стала домом. Имя «дом» его творцу было известно. Он знал, чтобы жить, нужен дом. Реальный дом - вещь физическая, выражающая смысл вещи. И потому дом - это больше, чем простая сумма мелких частей. Но он, дом, меньше этой суммы, потому что в нем уже нет этой тысячи тысяч более мелких вещей, их обособленных смыслов, выражения этих смыслов. Он - один, и смысл у него один. Он - дом.

В нем можно жить. Таково диалектическое понимание целого и частей.

А теперь следует ответить на каверзный вопрос: если у дома нет крыши - это дом? Отвечая по-обывательски, можно сказать: дом без крыши -недостроенный дом. Но диалектический ответ другой: это не дом - в нем нельзя жить. Остряки могут подметить: ведь живут в таких строениях бомжи. Живут, но у этой категории людей есть имя с ужасным смыслом: без определенного места жительства. И тогда недостроенный дом — вещь, которая не определена как место для жизни.

Другой поворот соотношения целого и частей. Сейчас в ходу и в почете сдача жилых домов без отделки. И тот же вопрос: дом без отделки - это

\104\

дом? Нет - это не дом - это сумма конструкций: стен, перекрытий, крыши, фундаментов. Есть стены и перекрытия, но нет идеи дома. Следовательно, государственным комиссиям сдаются не дома, не жилища, а части, которые не стали целым, одним. В них нельзя жить, их надо достраивать.

Проследим, что стоит городу это отступление от соблюдения философской категории, в которой смысл строительства, архитектуры: целое из частей. Пусть в год в Москве сдается 3,5 млн. кв. метров жилья; по крайней мере, 2,0 из них покупатель получает без отделки. Пусть 1,0 млн. кв. метров купили законопослушные граждане и заключили официальные договора с определенными строительными фирмами, а примерно 13 тысяч квартир (это и есть еще 1 млн. кв. метров) довели свои квартиры до ума с помощью халтурщиков, когда деньги переходят из рук в руки.

Если средневыраженную стоимость этого достроя обозначить в 100 долларов за квадратный метр, а налог - в 13% от дохода, то в городскую казну ежегодно не поступают 13 млн. долларов. И это по самым щадящим прикидкам. Но это не все.

Создается впечатление, что строительные организации, входящие в Комплекс архитектуры и строительства, не очень-то стремятся участвовать в отделке жилья. Андрей Крикунов, генеральный директор компании «Лод-жик», в журнале «Элитдом» восклицает: «Наибольшим спросом в Москве пользуются квартиры без отделки. Наша фирма, - говорит он, - реализуя их, рекомендует оптимальную планировку.» Ну и что хорошего? Не автор, создавший архитектурное произведение, не он работает с потребителем его архитектуры, не он воплощает его запросы в его жилище, а некто. Кто же тогда автор архитектурного объекта? Творец фасадов, архитектор квадратных метров, отдающий на откуп сущность своей работы - планировку и отделку? Вивисекция архитектурного творчества - никак по-другому нельзя назвать этот процесс. А ведь можно работать совсем по-иному.

В начале 70-х в Хельсинском технологическом университете несколько семей были приглашены к участию в проектировании своих жилищ и общественных зон. Оценка этих проектов, сделанная 11 лет спустя, показала, что жители полностью удовлетворены результатами своей деятельности. Значит, такое может быть! Надо лишь, чтобы в организационной структуре у каждого производителя появились проектная группа (мастерская) и риэл-торско-маркетинговый отдел. Обязанности последнего - реклама, сбор средств, изучение спроса, служба технического заказчика, коммерческое обслуживание клиентов. Перечисленное позволит до начала строительства не только собрать средства, но и оформить перечень требований жильцов к будущему приобретению. Проектная группа, обобщая пожелания и учитывая технологические возможности производства, сможет предложить заказчику продукт, в котором будут увязаны Стандарт и Индивидуальное. Как в планировке, так и в отделке. При наилучшем стечении обстоятельств индивидуальные требования могут коснуться и внешнего благоустройства. Причем

\105\

городским законом должна быть вообще запрещена любая самовольная переделка, выходящая за рамки контракта между строителем и покупателем. Уже потому, что она чревата опасными последствиями для окружающих. Убедительная и постоянная реклама новых форм работы привлечет покупателей, а производитель будет вынужден учитывать их индивидуальные требования.

И потому станет часть прибыли обращать на технологическое обновление, которое позволит эти требования удовлетворять, то есть, вынужденно перейти к открытой типизации в массовом строительстве. Сегодня же структурное построение и организация строительства разъединяют покупателя и производителя так сильно, что первому не докричаться и не достучаться до второго. Но он кричит и стучит, комиссия по рассмотрению жалоб населения на строителей работает, а поток претензий не сокращается. Проектные группы или мастерские, работающие с потребителем и находящиеся на производстве, в какой-то степени исправят эту неловкую ситуацию. Они, кроме всего прочего, сохранят городу деньги, уходящие сегодня на сторону.

Может создаться впечатление, что «плач» по отделке, которую не делают строители, не имеет отношения к теме. Вряд ли с таким мнением можно согласиться.

Безусловно только одно: под видом ложной экономии средств, якобы заботы о потребителях, которым «предоставляется» право самим выбирать и осуществить заключительную строительную операцию (часть целого), скрыто неумение и нежелание работать по-новому, выполнять одну из важнейших задач архитектуры: давать людям полноценное жилье, а не только фасады городу.

Подводя итог сказанному, идем за А.Ф.Лосевым:

«Часть есть инобытие (реальная жизнь. Н.Н.) элемента, точно так же как все части, то есть всё есть инобытие всех элементов, то есть инобытие целого. Целое осуществлено во всем и элемент осуществлен в соответствующей части. Целое объемлет части и одухотворяет их, без чего они остались бы самими собой и не имели никакой связи ни между собой, ни с целым» /16/. Перефразируя А.Ф.Лосева, можно сказать: можно собрать все конструкции и материалы вместе, но пока не привнести извне идею (проект) дома, дома никакого не будет. «Итак, целое и все то, что есть элемент и часть, взятые сами по себе, не имеют друг к другу никакого отношения, они взаимно инобытийны. И только вступая в объединение, они начинают осмыслять и оформлять друг друга» /16/. Теперь вдумаемся в прежний смысл слова «строить», ныне утративший свое значение. «Строить» - значит объединять идею, проект и выстроенное здание - в место для жизни людей. «Строить» - это значит дать имя новому, вдохнуть в него жизнь, одухотворить. Так может быть дом домом, если в нем нет отделки? И можно ли его сдавать госкомиссии как законченный продукт? Не теряет ли строительство при этом одухотворенность?

\106\

Е. Количество и Качество или что во что переходит

Две философские категории, может быть, самые важные для понимания производства. А для нас особенно еще и потому, что более полувека трудовая жизнь страны прошла под лозунгом: «догнать и перегнать», - выражающим только количество. Чтобы понять зловредность этого «бессмертного» призыва, нужно понять сущность этих категорий и их взаимосвязь.

В свое время Гегель определил качество «как тождественную с бытием определенность». Это значит, что качество предполагает предмет, у которого есть совокупность важнейших и необходимых свойств, утеря которых или хотя бы одного из них изменяет его предназначенное поведение, то есть предмет утрачивает свое место в жизни или, другими словами, Имя. Поэтому качество - совокупность важнейших, необходимых свойств предмета. Продукта с утерянным качеством быть не может. Качество не может градуироваться, быть плохим или хорошим. Оно и только оно определяет предмет, услугу, оно дает им Имена, и в этом его отличие от сортности.

Сорт продукции - совокупность характеристик, важнейших и второстепенных, которая позволяет устанавливать границы при утере одной или нескольких второстепенных характеристик.

Качество продукции устанавливает соответствие важнейших характеристик государственным нормативам, а сортность регламентируется техническими условиями.

Продукция одного качества, одного имени, может подразделяться на сорта.

Соответствие продукции или услуг тому или иному сорту устанавливают соответствующие организации, входящие в структуру власти.

Так, например, в строительстве было бы правильным, если бы классификацией сортности занялась бы Инспекция архитектурного и строительного надзора, чего пока нет.

Чтобы была полная ясность с терминологией, уточним определения строительной продукции и услуги.

К строительной продукции относится конечный продукт того или иного производства, строительной организации (конструкции, строительные материалы, изделия, готовые постройки, дороги, коммуникации), а также проекты перечисленных выше позиций.

К строительным услугам относится деятельность службы заказчика, нанимаемого авторского надзора, строительных лабораторий, метеорологической службы, инжиниринг.

Услуга - работа для удовлетворения чьих-либо нужд или потребностей, имеющая определенные качественные свойства, а инжиниринг - это совокупность проектных и практических работ, относящихся к области инженерно-технической науки, необходимых для завершения строительства, которая включает в себя:

\107\

- консультационный инжиниринг, связанный, главным образом, с интеллектуальным вкладом (предоставление услуг) в проектирование объектов, с разработкой планов строительства и контролем за проведением работ;

- технологический инжиниринг, состоящий в предоставлении заказчику технологий, необходимых для строительства объекта и его эксплуатации;

- строительный инжиниринг охватывает весь комплекс работ, связанных со строительством объектов, включая поставку, монтаж технологического оборудования и сдачу объекта в эксплуатацию, а впоследствии и реализацию продукции, изготовленной на построенных объектах.

Конкурентоспособность - характеристика продукции, связанная с возможностью ее сбыта.

Для услуг это определение видоизменяется и означает способность производителя выполнить их наилучшим способом.

Конкурентоспособность выявляется при сопоставлении цены, стоимости эксплуатации, удобств обслуживания, представлений о производителе, его способности выполнять договорные сроки и в целом с соответствием продукта нормативным характеристикам.

Безопасность продукции - важнейшая характеристика качества продукции, ее экологическая составляющая.

Выполнение экологических условий при осуществлении проектов, производстве материалов, оборудования, экологическая чистота построенных объектов - важная качественная характеристика строительной продукции. Без экологических разделов, подтверждающих сохранность окружающей среды, выполнение которых окажет благотворное влияние на улучшение основных ее элементов: воздуха, воды и земли - не может приниматься к рассмотрению нн один проект. В этой связи введение в проектную практику экономических расчетов, подтверждающих эффективность экологических мероприятий, в т.ч. учитывающих в итоге снижение количества заболеваний, характерных для территории осуществленных объектов - становится важнейшим разделом проектирования. Очевидно, при разработке или закупке новых технологий следует отдавать предпочтение безотходным и безопасным, а использование вторичных ресурсов, утилизацию отходов, рекуперацию тепла, применение возобновляемых нетрадиционных источников энергии - важнейшей государственной задачей, приоритетом научно-технической политики.

Неотвратимость санкций за выпуск бракованной продукции, выполнение услуг в нарушение договоров, требований к качеству и сортности продукции или услуг - должны постоянно ощущаться производителем и быть девизом работы контрольных служб и руководства предприятий.

Таким образом, качество, как философская категория, под углом зрения инженер а-строите ля прямо н косвенно обеспечивает высокий уровень жизни людей. Производя и пользуясь качественной продукцией, они удовлетворяют свои творческие и утилитарные потребности.

\108\

Качество - сложное, емкое понятие. Оно не может рассматриваться только с экономической или технической точки зрения.

«Качество прежде всего окружает нас, поскольку вещи, предметы - это есть качественное восприятие жизни. Поэтому качество - понятие житейское, обыденное.

Качество - предмет научных разработок, развитой структурной организации. И потому - категория производственная.

Качество - свойство продукта, которое дает производителю уверенно чувствовать себя на рынке сбыта и устанавливать прочные коммерческие связи с потребителем. И потому - категория экономическая.

Качество - производная от профессиональных, психофизических и национальных черт производителя. И потому - категория личностная.

Качество - это нормальные условия труда, высокие технологии, это уверенность производителя в завтрашнем дне, это работа на предприятии рентабельном, поддерживающем естественное стремление инженеров, рабочих и служащих к совершенствованию. И потому - категория социальная.

Качество работы должно стать единственным критерием продвижения по службе». (Ресин В.И.)

Перечисленное - всестороннее отражение категории качества в сегодняшнем его понимании.

Качеству свойственны ступени развития. Из рисунка «Лестница качества)! видно - их семь. Каждому этапу, каждой ступени соответствует свое содержание, свое наименование.

Теперь можно перейти к количеству.

Предыдущая статья:Восемь лекций о профессии 7 страница Следующая статья:Восемь лекций о профессии 9 страница
page speed (0.0275 sec, direct)