Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Литература

Синтаксические средства организации стиха.  Просмотрен 758

АНАФОРА – единоначатие, две или более строчки стиха начинаются одинаково.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

(Тютчев)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - построение двух или более строчек по одной синтаксической схеме.

В синем небе звезды блещут, (прил-сущ-сущ-глагол)

В синем море волны хлещут, (прил-сущ-сущ-глагол)

(Пушкин)

РЕФРЕН – повтор одного или нескольких слов или строк. В «Людмиле» Жуковского рефреном звучат строки:

Светит месяц, дол сребрится.

Мёртвый с девицею мчится...

ОБРАМЛЕНИЕ – повтор одних и тех же слов или строк в начале и в конце стиха или строфы.

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветов благовония слышны,

\ \ Кудри твои так обильны и пышны,

Свеж и душист твой роскошный венок.

СТРОФАстихотворный абзац, несколько строк, объединённых общей темой, образом.

РИФМА звуковое совпадение слогов, слов и их сочетаний в конце двух или боле стихотворных строк. Рифма бывает женская, мужская, дактилическая; точная и неточная.

Способы рифмовки: смежная (1+2, 3+4), перекрёстная (1+3, 2+4), кольцевая (1+4, 2+3)

СТОПА– основная ритмическая единица, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. От количества слогов в стопе зависит метр(см. с. 90–93 Э.И. Абуталиева. Литература.

Учебное пособие. - М., 2010 г.).

Ямб –двусложный метр с ударным чётным слогом.

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…

Хорей –двусложный метр с ударным нечётным слогом.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

Дактиль –трёхсложный метр с ударным первым слогом в стопе.

Вы́рыта даќтилем я́ма глубо́кая

Анапест –трёхсложный метр с ударным третьим слогом в стопе.

Не броди́л с кистенём я в дремучем лесу́,


я ана́пест с собо́ю носи́л.

Амфибрахий –трёхсложный метр с ударным вторым слогом в стопе.

Ана́пест, ана́пест, ана́пест -

Вот та́к амфибра́хий звучи́т.

 

 

БЛОК 3.

Драма –один из трёх родов литературы, характеризующийся сюжетностью, конфликтностью действия и его делением на сценические эпизоды. Взаимоотношения раскрываются через поступки, мысли, речь героев, выраженную в монолого‑диалогической форме. Основные жанры: трагедия, комедия, драма, мистерия, мелодрама, фарс, водевиль, трагикомедия.

Драма (трагикомедия, мелодрама) – драматический жанр, в основе которого лежит драматический конфликт, ставящий персонаж в экстремальную ситуацию, угрожающую его жизни или счастью. Конфликт обычен, разрешим. Как правило, без трагического финала (А.Н. Островский «Гроза»).

Трагедия– драматический жанр, в основе которого лежит конфликт, вызванный трагическим (изначально неразрешимым противоречием), опирающимся на «трагическую вину» самого героя (У. Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта»).

Комедия– драматический жанр, основанный на комическом конфликте (Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Ревизор»).

Монолог– речь одного из литературных героев, обращённая либо к себе, либо к окружающим, имеющая самостоятельное значение.

Диалог– обмен репликами, сообщениями двух или более действующих лиц.

Конфликт– столкновение, спор личностных или политических, социальных устремлений. Конфликт придаёт остроту сюжету и определяет глубину содержания произведения.

Экспозиция– дополнительная часть повествования, предваряющая завязку: знакомит читателя с местом, временем и обстоятельствами действия, подготавливает возникновение основного конфликта.

Завязка– момент, эпизод возникновения конфликта.

Развитие действия– постепенное оформление, нарастание противоречий.

Кульминация– момент, когда конфликт не может развиваться дальше, требует решения; наивысшая точка напряжения конфликта.

Развязка– разрешение основного конфликта.

Афиша– список действующих лиц драматического произведения.

Ремарка– замечания автора по ходу сюжета.

Персонаж– нейтральное название, указывающее только на одного из действующих лиц в произведении.

Протагонист– основной персонаж, на чьей стороне авторские симпатии.

Антагонист– персонаж, противостоящий положительному герою, вызывающий неприятие автора.

Резонёр– герой, выражающий авторскую позицию

Предыдущая статья:Приложение 1.. Словарь-минимум по теории литературы. БЛОК 1. Литература –вид искусс.. Следующая статья:Как анализировать повествовательное эпическое и драматическое произведение.
page speed (0.0773 sec, direct)