Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Педагогика

Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 39 страница  Просмотрен 527

  1. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 32 страница
  2. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 33 страница
  3. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 34 страница
  4. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 35 страница
  5. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 36 страница
  6. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 37 страница
  7. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 38 страница
  8. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 40 страница
  9. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 41 страница
  10. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 42 страница
  11. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 43 страница
  12. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 44 страница

Экспертная оценка общей детской одаренности (Д. Хаан и М. Кафф в модификации Савенкова А. И.)89

Назначение. Методика адресована родителям и педагогам. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка родителями или учителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплексу методик для спе­циалистов (психологов и педагогов).

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рас­считана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженно­сти у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Инструкция. Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характе­ристик, обычно оцениваемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, поль­зуясь следующей шкалой:

• 5 баллов - оцениваемое свойство хорошо развито, четко выражено, проявляется часто в поведении и в различных видах деятельности;

• 4 балла - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом проти­воположное ему свойство проявляется очень редко;

• 3 балла - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявле­ниях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

• 2 балла - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оце­ниваемому;

• 1 балл - четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оценивае­мому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

• 0 баллов - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Лист ответов

■I в
       
       
       
       
       
       
       
 

 

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными поняти­ями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, которому необходимо много дви­гаться.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к систематизации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит впечатляющую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, исполь­зует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т. е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, кол­лажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несуще­ственное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо пони­мает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слу­шать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстни­ков на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настро­ение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событии, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испы­танных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рас­сказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные пережи­вания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функ­ции предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирова­ние и т. д.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания, детские энциклопе­дии и справочники) больше, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроение.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокра­щаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку развития у ребенка следующих видов одаренности:

1) интеллектуальной;

2) творческой;

3) академической (научной);

4) художественно-изобразительной;

5) музыкальной;

6) литературной;

7) артистической;

8) технической;

9) лидерской; 10) спортивной.

Список литературы

Абовский Н. П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М., 1998.

Абрамян Д. Н., Мадатян М. Р. Кризисы развития и некоторые психологические харак­теристики творческой личности: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Личность в системе общественных отно­шений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Ч. 1. М., 1983. С. 5-6.

Аверина И. С., Шебланова Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренно­сти // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 134-139.

Агабабян А. Р., Арутюнян Н. Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конферен­ции. СПб., 2007. С. 598-599.

Аганисьян В. М. Изучение креативности у взрослых // Новые исследования в психоло­гии. 1978. № 1. С. 9-14.

АдамарЖ. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.,

1970.

Азарян А. Г. Экспериментальное исследование принятия оригинального решения в условиях неопределенности: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Все­союзному съезду Общества психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Ч. 3. М., 1983. С. 489-490.

Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972.

Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта - битва за разум. М., 2002.

Алдер Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта. М., 2004.

Александров А. А. Психогенетика. СПб., 2004.

Александров А. Д. Выступление на сессии АН СССР // Вестник АН СССР. 1981. № 6.

С. 44-46.

АлексеевН. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества: Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. С. 151-203.

Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития: Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С. 7-17.

Аллахвердов В. М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001.

Альтшуллер Г. С. Алгоритм решения изобретательских задач: Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму. М., 1967.

Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. Тамбов, 1961.

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.

Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. Минск, 1994.

Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобразительного творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6.

Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера: Доклады на сове­щании по вопросам психологии личности. М., 1956. С. 96.

Ананьев Б. Г. Формирование одаренности. Склонности и способности. Л., 1962. С. 15­37.

Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск, 1999.

Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 2. Гл. 13.


Андреева Т. В. Способы реализации творческого потенциала личности в досуге (на примере архитекторов). Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитиии современной пси­хологии: Тезисы докладов научно-практической конференции. СПб., 1995.

Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления лич­ности // Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету психологии СПбГУ). Вып. 2.

Ч. 2. СПб., 1996.

Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия: Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. С. 203-215.

Анисимова А. Ю. Особенности соотношения интеллектуальных и творческих способ­ностей // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 431-432.

Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии. Художественное твор­чество: вопросы комплексного изучения. М., 1983. С. 259-262.

Апраксина О. К вопросу о диагностике музыкальных способностей // Музыкальное воспитание в школе. М., 1976. Вып. 2.

АрановскийМ. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. К постановке проблемы: Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. С. 140-156.

АрнаудовМ. Психология литературного творчества. М., 1970.

Артемов В. А. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958.

Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. Аршавский Г. А., Ротенберг В. С. Поисковая активность и ее влияние на эксперимен­тальную и клиническую патологию // Журнал высшей нервной деятельности. 1976. № 2. С. 424-428.

Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.

Асратенкова И. В., Комкова А.И., Корнева И. А., Лебединский В. М. Выявление генотипических особенностей у спортсменов в разных видах спорта // Сборник трудов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры: Итого­вая научная конференция. 2004. 14-15 декабря. СПб., 2004. С. 92-94.

Асратенкова И. В., Ахметов И. И., Дружевская А. М. и др. Разработка и примене­ние молекулярно-генетических методов для отбора учащихся в детско-юношеские спортив­ные школы: Сборник научных трудов Санкт-Петербургского НИИ физкультуры. СПб., 2005. С. 113-117.

Ассовская А. В., Цветкова Л. А., Яничева Т. Г. Изучение креативности младших школь­ников // Ананьевские чтения, 97: Тезисы научно-практической конфренции. СПб., 1997. С.56-58.

Астауров Б. Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности // Новый мир. 1971. № 10.

Афанасьева О. В. Творчество: свобода и необходимость: сущность творчества. Пути повышения творческой активности. М., 1995.

Бабаева Ю. Д. Динамический подход к идентификации одаренности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1.

Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина Т. М. Психология детской одаренности. М.,

2000.

Баженов Н. Н. Психиатрические беседы на литературные и общественные темы. М.,

Баженов Н. Н. Символисты и декаденты. Психиатрический этюд. М., 1899. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.


Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психо­логии. 1990. № 6. С. 25-34.

Банзелюк Е. И. Диагностические показатели креативности и их динамика: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 80-81.

Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 55-60.

Банюхова А. Е. Проявление креативности в зависимости от статуса в группе и типа профессии. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб., 2008. С. 220.

Барабошкина А. В., Ляховицкая С. С., Фирсов Л. А. О методике приемных испытаний в детские музыкальные школы. К проблеме музыкальных способностей: Проблемы способ­ностей. М., 1962.

Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002.

Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креатив­ности. СПб., 2006.

Басин Е. Я. Творческая личность художника. М., 1988.

Басин Е. Я. Двуликий Янус: о природе творческой личности. М., 1996.

Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.

Батюшков Ф. Д. Творчество: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1901. Башич Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества: Музыкальное воспи­тание. М., 1975. С. 226-231.

Башмаков А. И., Владимиров А. И., Грачев В. А. и др. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов. М., 2002. Белова Е. С. Одаренность малыша: рас­крыть, понять, поддержать. М., 1998.

Белова Е. С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 1. С. 21-40.

Белова Е. С., Ищенко И. П. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологи­ческих исследований // Дошкольное воспитание. 1994. № 9. С. 54-57.

Белова Е. С., Ищенко И. П. Исследование особенностей развития творческого мышле­ния у детей 5-6 лет // Школа здоровья. 1995. Т. 2. № 3. С. 21-30.

Белова С. С. Когнитивное моделирование и феномены творчества: Материалы IV Все­российского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 137-138.

Белова С. С. Творчество: психологические и компьютерные модели // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 4. С. 112-119.

БеляевД. К. Социальное и биологическое в человеке // Политическое самообразование. 1982. № 2. С. 33-41.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1900.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 2006.

Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 94-100. Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб., 2006.

Беркенблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968.

Бернштейн С. М. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопросы философии. 1966. № 6.

Бернштейн С. М. Психология научного творчества // Вопросы психологии. 1965. № 3.

Берхин Н. Б. Особенности литературно-творческой деятельности старших школьни­ков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. № 1. С. 113-116.

Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произве­дений // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 155-160.

Бехтерев В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: С. О. Грузенберг. Гений и творчество. Л., 1924.

Библер В. С. Научная интуиция и ее логический подтекст: Проблемы научного и тех­нического творчества: Материалы симпозиума. М., 1967. Библер В. С. Мышление как твор­чество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. Бинсвангер Л. Бытие - в - мире. М., 1999.

Бирюков С. Д. Традиционные маркеры одаренности: дифференциально-психологиче­ский анализ структуры показателей: Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М., 2000. С. 12-29.

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной дея­тельности. Л., 1974. БлохМ. А. Творчество в науке и технике. Пг., 1920.

Богданов Н. Н. «.. .И меж детей ничтожных мира...» (психопатология и творчество) // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 115-121.

Богоявленская Д. Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творче­ства // Новые исследования в психологии. 1978. № 1. С. 3-7.

Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов- на-Дону, 1983 а.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изуче­ния творчества: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983б. С. 182-195.

Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

Богоявленская Д. Б. Парадоксы современной психологии творчества: Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства. Пермь. 2005. 1-3 июня. М., 2005. С. 50-52.

Богоявленская Д. Б. Измерение креативности - описание индивидуальности: Психоло­гия индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции. М., 2006. С. 87-90.

Богоявленская Д. Б. Как можно посмотреть на предмет с разных сторон: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 106.

Богоявленская Д. Б. Этапы диагностики творческих способностей детей: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 107.

БогоявленскаяД. Б., БогоявленскаяМ. Е. Психология одаренности: понятие, виды, про­блемы. М., 2005.

Богоявленская Д. Б., Тюрин П. Т. Опыт построения методики исследования активности в изобразительной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 156-159.

Богпомочева О. А. Жизненная перспектива у одаренных подростков: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 107.

Бодалев А. А. О направлении и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 119-124.

Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003.

Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1999.

Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. М., 1976.

Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1990.

Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.

БорисоваМ. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2003. № 2.

Бородай Ю. М. Воображение и теория познания: критический очерк кантовского уче­ния о продуктивной способности воображения. М., 1966.

Бочкарев Л. Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии (обзор литературы) // Психологический журнал. 1986. № 4. С. 138-148.

Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

Бочкарев Л. Л., Дженков В. А. Диагностика и формирование пригодности к музы­кально-исполнительской деятельности: Вопросы методики отбора на исполнительские отде­ления музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.

Брунер Дж. Процесс познания. М., 1977.

Брушлинский А. В. Воображение и познание // Вопросы философии. 1967. № 11. Бру- шлинский А. В. Воображение и творчество: Научное творчество. М., 1969. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъ­екта. М., 1994.

Букреев И. С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуаль­ности студента-дирижера: Автореф. дис.... канд. наук. М., 1983.

Булка Н. И. Вербальная креативность: адаптация теста П. Торренса: Психология XXI века: Тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2002. С. 8-9.

Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.

Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М., 2005.

Буторина О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потен­циале руководителя: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практиче­ской конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003. С. 276-278.

Буш Г. О. Основы эвристики для изобретателей. Рига, 1977. Вайнцвайг П. Десять запо­ведей творческой личности. М., 1990.

Валуева Е. А. Характеристики задач в экспериментальных исследованиях творческого мышления: Психология - наука будущего: Материалы Международной конференции моло­дых ученых. М., 2007. С. 77-80.

Вальден П. И. О техническом творчестве // Производительные силы России. 1916. № 2.

ВарламоваЕ. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М., 1998.

Васильев И. А. Теоретическое и экспериментальное изучение интеллектуальных эмо­ций: Автореф. дис. канд. наук. М., 1976. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973. Верт­геймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972.

Виданова Ю. И. Психическое выгорание в процессе профессионализации администра­тивных работников // Вестник СПбГУ Серия 6: Философия. Политология. Социология. Пси­хология. Право. Международные отношения. 2007. Вып. 4. C. 364-369.

ВильчекВ. М. Алгоритмы истории. М., 1989.

Виноградов Е. С. О физических факторах интеллекта // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 108-114. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познаватель­ных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63-71. Вишнякова Н. В. Креативная психопедагогика. Минск, 1995.

Водопьянова Н. Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1997. Вып. 2 (№ 13). С. 84-90.

Воробьев В. В. Общество невропатологов и психиатров: Отчеты за 1901-1902 гг. М.,

1902.

Воронин А. Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Тор­ренса) // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 31-33, 75-87.

Воскобойников В. М. (сост.) Как определить и развить способности ребенка. СПб.,

1996.

Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера. В кн.: Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. М., 1936. С. 197-211.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1950.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Высотская Н. Е. Индивидуальные особенности фиксированной установки в связи с подвижностью нервных процессов: Психофизиологические особенности спортивной дея­тельности. Л., 1975. С. 116-120.

Высотская Н. Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овла­дения профессией артиста балета: Автореф. дис. канд. наук. Л., 1976.

Высотская Н. Е., Ильин Е. П., Ильина М. Н., Леппик Э. А., Фетискин Н. П. Психофи­зиологические предпосылки высокой двигательной активности человека: Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974. С. 108-112.

Высотская Н. Е., Сухарева А. М. Психофизиологические особенности учащихся хорео­графического училища: Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974. С. 159.

Предыдущая статья:Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 38 страница Следующая статья:Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 40 страница
page speed (0.031 sec, direct)