Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Педагогика

Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 34 страница  Просмотрен 1028

  1. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 32 страница
  2. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 33 страница
  3. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 35 страница
  4. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 36 страница
  5. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 37 страница
  6. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 38 страница
  7. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 39 страница
  8. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 40 страница
  9. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 41 страница
  10. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 42 страница
  11. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 43 страница
  12. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 44 страница

2. За эстетические художественные компоненты воплощения идеи. Эксперименталь­ные исследования показали, что художественно одаренные дети включают эстетические и художественные элементы в выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:

а) эмоциональная выразительность воплощения (экспрессия);

б) целостность композиции при высоком уровне разработанности.

Эти проявления творческих способностей стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные характеристики личности; поэтому оценка в баллах - прерогатива экспериментатора совместно с экспертной группой - специалистов в области эстетического воспитания и художественного образования.

Общие оценки модификации теста П. Торренса

  л G Q Е а Ш Л £ г ю I L. Оригиналь­ ность * т Р _п а н f § & т а. Л § л ii £3. С о? Cl С У «■3 $ X с X £
Задание 1.        
Задание 2        
Задание 3        
Общая оценка        
Стандартная оценка        
 

 


 


Методика «Эскизы» (вариант 1)[64]

Невербальный тест на дивергентную продукцию образно-символической системы.

Цель: определение уровня развития творческих способностей, воображения, вариа­тивности мышления, способности к ассоциированию.

Показатели:

• беглость (подвижность) - количественная характеристика;

• оригинальность;

• гибкость;

• разработанность;

• степень отдаленности идеи от стимула;

• эмоциональная экспрессия;

• художественно-эстетические элементы;

• выход за пределы задания (полезависимость - независимость).

Материал для тестирования: цветные карандаши; тестовый бланк - альбомный лист, где изображено сорок одинаковых кругов. Все круги одного размера. Круги расположены так, чтобы было место для небольшого рисунка.

Бланк теста может быть изменен. Круги заменяются другими графическими изображе­ниями. Это могут быть простые геометрические формы (треугольники, квадраты) или более сложные символы (зигзаги, капли и др.).

В отличие от «классического» варианта теста Торренса, где графические стимулы не повторяются, данная модификация предоставляет возможность зафиксировать такой каче­ственный показатель творческого мышления, как вариативность, способность к преобразо­ваниям однозначного стимула.

Рис. 1 Инструкция. Нарисуйте, используя эти круги, все, что придумаете. Круг должен вхо­дить в ваш рисунок обязательным элементом. Круги можно заштриховать, пририсовать к ним любые детали. Задание выполняйте быстро. Время для работы ограничено (от трех до двадцати минут в зависимости от возраста, задач исследования и общего уровня развития детей). Приго­товьте карандаши. Начинаем и заканчиваем выполнение задания по сигналу.

 

Обработка результатов

Беглость. Подсчитывают количество неповторяющихся рисунков-образов (но не коли­чество использованных кругов!). Например, ребенок нарисовал три яблока, использовав три круга, - он получает 1 балл. Если нарисовал очки, использовав два круга, - оценка 1 балл. Суммируется общий результат, затем проводится стандартизация по пятибалльной шкале.

Оригинальность - подсчитывается количество оригинальных рисунков. Оригиналь­ным считается рисунок, не повторяющийся в данной группе.

Гибкость - подсчитывается число использованных классов (категорий).

Примерный перечень классов (категорий): 1 - растения; 2 - животные; 3 - машины, механизмы; 4 - лица, люди; 5 - посуда; 6 - украшения; 7 - игрушки, игры; 8 - природ­ные явления; 9 - космические явления; 10 - еда; 11 - войны, конфликты; 12 - географиче­ские объекты; 13 - знаки (буквы, цифры, символы); 14 - предметы домашнего обихода; 15 - орнамент, узоры; 16 - спортивные снаряды; 17 - фантастические образы; 18 - абстрактные рисунки и др.

Разработанность - количество существенных и дополняющих элементов и деталей. Оригинальные и существенные детали оцениваются не одним, а тремя баллами. Баллы сум­мируются и стандартизируются по пятибалльной шкале.

Степень отдаленности ассоциации от стимула - фиксируются образы, противопо­ложные по стимулу. Например, круг (стимул) «трансформируется» ребенком в квадратный или зигзагообразный по форме образ. Степень преобразований оценивается в баллах - чем ближе и очевидней ассоциация, тем меньше балл. Стандартизация результатов осуществля­ется на основе экспертных оценок.

Эмоциональная экспрессия - оценивается по количеству и качеству эмоциональной выразительности образов. Учитывается цвет, линии и эмоционально выразительные детали и их сочетания.

Художественно-эстетические компоненты - оценка осуществляется на основе экс­пертных оценок специалистов-искусствоведов. Предмет анализа - композиция, вырази­тельные средства.

Выход за пределы задания (полезависимость и поленезависимость) - этот показатель проявляется в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур в единый образ в реализации скрытых возможностей, стимулов.

Этот показатель проявляется особенно редко в случае более определенного тестового бланка (вариант теста, модифицированный Е. Е. Туник), где каждый круг помещен в квадрат.


 


Методика «Эскизы» (вариант 2)[65]

«Художественный вариант» методики графических символов. Вместо абстрактных и простых графических моделей (круг, квадрат, треугольник, зигзаг) предъявляются эмоцио­нально-содержательные стимулы, которые зафиксированы как графические универсальные «архетипы» (рис. 1).

Рис. 1 В качестве стимула могут быть использованы также фрагменты графических и живо­писных произведений художников-профессионалов. Такие эмоционально-экспрессивные художественно выразительные стимулы в боль­шей степени стимулируют творческую активность детей. Показатели креативности и способы обработки данных можно проводить аналогично варианту 1 методики «Эскизы». Основные показатели уровня развития способности к преобразованиям Разнообразие (легкость) преобразований - количественная характеристика. Этот показатель определяется подсчетом различных вариантов (образов, понятий в зависимости от характера теста) и подсчетом способов преобразований (средства, элементы и комплексы языка и т. д.) и количеством существенных (смысловых) и дополнительных деталей, с помо­щью которых осуществляются преобразования. Индекс по данному показателю высчитывается следующим образом:

 


 

где QP - индекс преобразований; x - количество вариантов; xa - количество использо­ванных способов преобразований; xb - количество существенных деталей; у - количество заданий.

Степень преобразований - данный показатель определяет качество преобразований и оценивается по пятибалльной шкале.

• 1 балл - нет преобразований;

• 2 балла - элементарная комбинаторика, механическая «перетасовка» элементов без изменения смысла, «вариации» по типу элементарного дополнения («дополняющий повтор»);

• 3 балла - смысловая комбинаторика (вариативность), комбинирование элементов, переформулирование с несущественным изменением смысла;

• 4 балла - трансформация на уровне элементов, структурные преобразования;

• 5 баллов - инверсивность, необратимость преобразований, принципиально новая структура - высшая степень преобразований, преобразования на уровне и элементов, и целого.


Экспресс-метод Д. Джонсона

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Г илфорда.

Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности примене­ния опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10-30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (в классе, на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассни­ками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка - 8, максимальная - 40 баллов).

Распределение суммарных оценок по уровням креативности

Уровни креативности Шкала общи* оценок опросники
Очень высокий 40-34
Высокий 33-27
Средний 26-20
Низкий 19-15
Очень низкий 14-0
 

 

Характеристики креативности

1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.

2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.

3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.

4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершен­ствовать идею-образ.

5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результа­тов деятельности, индивидуальный стиль.

6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобре­тательность, способность структурировать.

7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.

8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

Опросник креативности (лист ответов)

Дата__________ Школа___ Класс_________

Урок/вид деятельности_________

Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету)_______

В таблице, приведенной ниже, под номерами 1-8 отмечены характеристики творче­ских проявлений (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 5 - постоянно, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.

Творческие характеристики

N9 Ф. И. О. а Сумма
          
          
          
ит. д.           
 

 


Эстетическая шкала (Barron, Welsh, 1952)[66]

Этот тест широко применяется в экспериментальной практике и в качестве индикатора различных личностных факторов, в том числе креативности.

Тестовый материал - сорок черно-белых фигур.

Параметры диагностики:

1) эстетические вкусы (предпочтения) как средство оценки личностного стиля;

2) креативность (исследования показали, что эстетическая шкала коррелирует с уров­нем креативности не только в искусстве, но и в других областях деятельности (F. Ваггоп, 1965). Было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпо­чтение более сложным, динамичным и асимметричным фигурам (в тестовых заданиях такие рисунки имеют нечетные номера);

3) личностные особенности (получена связь шкалы с личностными переменными, в частности высокие показатели в результатах данного теста (выбор сложных, динамичных, асимметричных фигур связан с независимостью, лидерством, импульсивностью)).

Процедура тестирования. Испытуемым предъявляются поочередно карточки с двумя фигурами, одна из которых симметрично структурирована и статична, другая - представляет собой эскиз асимметричной абстрактной графики.

Задание. Какой из двух эскизов вам нравится больше? Аргументируйте свой выбор.

Оценка результатов. Подсчитывается количество выборов испытуемым рисунков с четными и нечетными номерами.

Большое количество выборов асимметричных, динамичных, неоднозначно структу­рированных фигур свидетельствует о высоком уровне творческого потенциала личности в сфере художественной деятельности.

Примеры тестовых стимулов - рис. 1-8.


 

Рис. 1


 

 


   
 
Рис. 2
  
 
Рис. 3

 

 


   
 
Рис. 5
  
 
Рис. 6

 

 

Рис. 7

  
 

Рис. 8


Тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность)[67]

Как показано З. Зиверт (Тестирование личности, М., 1997), этот тест обладает широ­кой информативностью и позволяет определить уровень развития способности к ассоции­рованию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, в частности гипоте­тичность и вариативность мышления.

Инструкция. Перед вами несколько рисунков, которые можно истолковать неодно­значно. Вы должны непосредственно, без долгих размышлений, дать рисунку несколько интепретаций. Запишите свои толкования рядом с рисунком (рисунки А. Н. Фанталова, 1-15).


 

Рис. 1


 

Рис. 2


 

Рис. 3


 

 


   
 
Рис. 4
  
 
Рис. 5
  
 
Рис. 6
  
 
Рис. 7

 

 


       
 
Рис. 8
  
 
Рис. 9
  
 
Рис. 10
  
 
Рис. 11

 

 


     
 
Рис. 12
  
 
Рис. 13
  
 
Рис. 14
  
 
Рис. 15 Оценка результатов осуществляется по следующим показателям: 1. Количество вариантов (ассоциаций). 2. Оригинальность (уникальность). 3. Разнообразие стратегий (ассоциативные зоны). 4. Степень отдаленности ассоциаций.

 


Тест отдаленных ассоциаций С.

Медника (вербальная креативность)[68]

Тест адаптирован Т В. Галкиной, Л. Г. Алексеевой, Л. Г. Хуснутдиновой.

В качестве стимульного материала в тесте используется сорок словесных триад. Эле­менты каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.

Перед основными заданиями проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия проводится через 3-5 дней после первой. Тест проводится индивидуально или в груп­пах по 5-7 человек. Тестовое задание предъявляется на отдельных листах, на которых запи­сываются и ответы.

Инструкция. Сейчас я предложу вам небольшое словесное задание. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть задания и предста­вили ход решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно соче­талось с каждым предложенным, т. е. могло бы составить с ним словосочетание.

Испытуемым предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последова­тельно решают, записывая ответы на тех же карточках.

Задания разминки. Фирменные, рекордные; детская, чернильница; изящная, шахмат­ная; бумажный, осенний; вкусный, английский.

Во время разминки экспериментатор постоянно обсуждает с детьми возможность - невозможность употребления определенных выражений. Необходимо подвести к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.

Серия 1

Инструкция. Итак, переходим к основной серии заданий. Суть каждого примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагается не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому из трех слов, т. е. могло бы составить словосочетание с каждым из трех слов-стимулов. Например, быстрый, зеленый, полный. Ответом может быть «поезд». Вы можете также изменять слова грамма­тически, использовать предлоги. Например: часы, скрипка, единство. Ответом может быть слово «мастер» (часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер или вариант с предлогом - мастер по часам).

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциа­ций, напишите все. Ответы пишите на этих же листочках. Если вы изменяете слова-стимулы грамматически, то словосочетания пишите целиком, если не изменяете, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограни­чены. Так как здесь важны ваши сугубо личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально.

Слова-стимулы Громкая, правда, медленно Холодная, зелень, мутная Прошлое, море, друзья Зоркий, ресница, стеклянный Светлая, английская, новости Кино, экзамен, проездной Комната, положение, река

Трудное, истекло, золото Мундир, городок, билет Неожиданно, человек, улица Холодная, дым. жестокая Умная, холодная, светлая Прошлый, время, трудный Дедушка, очки, добрая Долго, вечер, друзья Плохо, глаза, море Слон, дом, великан Снег, хлеб, медведь Навсегда, домой, назад Стереотипы ответов Говорить Вода

Вспомнить

Глаз

Газета

Билет

Войти

Время

Военный

Встреча

Война

Гол

Бабушка

Ждать

Видеть

Большой

Белый

Вернуться

Серия 2

Инструкция. Сегодня я предлагаю вам задания, подобные прошлым, но цель ставится более интересная, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоци­ации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно более оригинальными и яркими, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, кото­рые в повседневной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же - вы можете менять грамматическую форму, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстриро­вать оригинальность и самобытность своего мышления.

Стимульный материал Случайная, горы, долгожданная Вечерняя, бумага, стенная Обратно, родина, путь Далеко, слепой, будущее Народная, страх, мировая

Деньги, билет, свободное

Дверь, доверие, быстро

Друг, город, круг

Поезд, купить, бумажный

Цвет, заяц, сахар

Ласковая, морщины, сказка

Детство, случай, хорошее

Воздух, быстрая, свежая

Певец, Америка, тонкий

Тяжелый, рождение, урожайный

Много, чепуха, прямо

Кривой, очки, острый

Садовая, мозг, пустая

Гость, случайно, вокзал

Человек, погоны, завод

Типичные ответы

Встреча

Газета

Вернуться

Смотреть

Война

Время

Войти

Родной

Билет

Белый

Бабушка

Настроение

Струя

Голос

Год

Говорит

Глаз

Голова

Встреча

Военный

Таким образом, вторая серия по стимульному материалу практически не отличается от первой, различия состоят лишь в установке.

Все результаты, полученные в группе, фиксируются и сводятся в таблицу, где по вер­тикали заносятся фамилии, по горизонтали - ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критерии оценок

1. Количество ассоциаций


 

где X- общее количество ответов; Y - общее количество заданий.

Например, если испытуемый предложил 28 ответов, его индекс будет 28/20 = 1,4.

2. Индекс оригинальности

Сначала считается индекс оригинальности каждого ответа, затем индекс оригинально­сти всех ответов испытуемого.

Подсчет производится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенных всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов - г). Индекс оригинальности (2^) каждого ответа равен еди­нице, деленной на количество таких ответов в группе.


 

где Zi - индекс оригинальности каждого ответа; i - номер задания; r - частота встре­чаемости каждого ответа.

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются:

Zi + Z2 - Z, - ,..-н Zm 20 '

где Nor - индекс оригинальности работы испытуемого.

Например, на стимул «быстрый, зеленый, полный» из 50 испытуемых 46 дали ответ «поезд», индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Если данный испытуе­мый дал такой же ответ, то ему засчитывается этот индекс (Zi = 1/46). Так подсчитыва­ются индексы всех ответов данного испытуемого и вычисляется их сумма. Затем эта сумма делится на количество ответов, равное числу слов-стимулов.

3. Индекс уникальности ответов

Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi = 1. Индекс уни­кальности высчитывается по формуле:


 

где Nym - индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); I- количество уникальных ответов у данного испытуемого.

Испытуемые ранжируются по показателю оригинальности, затем - по показателю уни­кальности.


Методика «Предложения»69

Методика направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с сим­волическим материалом (вербальная креативность).

Предыдущая статья:Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 33 страница Следующая статья:Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 35 страница
page speed (0.1524 sec, direct)