Всего на сайте:
166 тыс. 848 статей

Главная | Педагогика

Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 33 страница  Просмотрен 390

  1. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 30 страница
  2. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 34 страница
  3. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 23 страница
  4. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 38 страница
  5. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 24 страница
  6. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 36 страница
  7. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 28 страница
  8. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 3 страница
  9. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 2 страница
  10. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 41 страница
  11. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 10 страница
  12. Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 5 страница

Тем самым в условиях применения психолого-диагностических тренингов снимается важная проблема этического характера, связанная с опасностью нанести психологическую травму ребенку в процессе диагностического обследования, направленного на оценку его одаренности.

Бабаева Ю. Д., 2007, с. 73.

Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим под­ходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов). Его цель - усвоение учени­ками предметного материала путем решения специальных познавательных задач - проблем и моделирования проблемных ситуаций. Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Зан- ков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и лич­ность ученика. Педагогическая инженерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получе­ния авторизованной учебной продукции. Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отли­чие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъек­том и конструктором своего образования, организатором своих знаний. Креативная педаго­гика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития.

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традиционным и креативным типами обучения (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования

Линии анализа Традиционный тип Креативный тип
Ориентации На стандарты На вариативность
Вектор времени Рено негру кция прошлого Созидание будущего
Мотивация Приобретение знаний Самореализация
Характер информации Непротиворечивая, предлага­ется в к готовом» виде. Мани­пуляции чужими идеями Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуциро­вание своих идей
Процесс познания Усвоение стандартов, чужого опыта Преобразование, открытие
Тип мышления Конвергентное (логическое) Конвергентное и дивергент­ное (творческое)
Результаты Запланированы, известны Вероятностны, неизвестны
Субъект-объектн ыс отношения Человек — объект обучен ия Человек — субъект познания и творчества
Технологии Имитационные репродуктив­ные Проблемные, когнитивно­эвристические, креативные, арт-тсхнолот и
Функции педагога Воздействие Взаимодействие, сопровож­дение
Последействие Тезаурус академических знаний, алгоритмы Рефлексия актуальных до­стижений и мотивация пер­спективы
 

 

Развитию воображения у детей посвящено большое количество публикаций. Исполь­зуются различные способы: игры, чтение сказок, рассматривание картин (Хорошун М. Э., 2001), прослушивание и интерпретация музыкальных произведений (Логинова М. В., 2001). Т. Н. Тихомирова (2008) предложила для развития креативности «обогащение образователь­ного пространства», или, что то же, - использование инновационных технологий по эколо­гии и музейной педагогике, а еще проще - культурно-досуговую деятельность школьников, которая воздействует на эмоциональную сферу и опыт социального взаимодействия. А. Н.

Мукина (2008) отмечает роль свободного общения детей в процессе внеурочной деятель­ности. Однако, читая об этих способах улучшения креативности, возникает естественный вопрос: это результат развития дивергентного мышления и других креативных способностей или «раскрепощение» креативного потенциала за счет увеличения социальной смелости в общении, устранение боязни высказать ту или иную мысль? В пользу последнего предпо­ложения могут свидетельствовать данные А. Е. Банюховой (2008), которая нашла, что кре­ативность зависит от социального статуса человека в группе: у лидеров креативность была выше, чем у имеющих низкий статус.

По данным Майера (Мауег, 1983), применение различных способов развития креатив­ности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении.

Конкретные методы развития креативности в узком (как способность) и широком (как креативная личность) смысле подробно описаны в книге Т А. Барышевой и Ю. А. Жигалова (2006), а также в книге «Креативный ребенок...» (2004).


 


Словарь научных терминов

Беглость - один из показателей дивергентного мышления: количество идей, возника­ющих в единицу времени.

Вдохновение - состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом твор­ческих сил.

Воображение - способность фантазировать; домысел, плод фантазии; психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений.

Восприимчивость - один из показателей дивергентного мышления: чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую.

Вундеркинд («чудо-ребенок») - ребенок, опережающий своих одногодок в проявлении какой-либо способности; раннее проявление таланта.

Гениальность - высшая степень проявления таланта; благодаря гениальности рожда­ются идеи, на многие десятилетия опережающие имеющийся в данный момент уровень раз­вития науки и искусства.

Дивергентное мышление - порождение множества решений на основе однозначных данных.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловли­вающие высокий уровень проявления психических и психомоторных функций.

Инсайт - внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не под­дававшееся человеку.

Интеллект - система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию человека к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач; общая способность к познанию и решению проблем.

Интуиция - процесс мышления, при котором принятие решения происходит без дли­тельных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.

Конвергентное мышление - нахождение единственно правильного решения задачи при наличии многих условий.

Коэффициент интеллекта (IQ) - количественная мера интеллекта; определяется отно­шением умственного возраста к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.

Креатив - творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Креативность - способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.

Метафоричность - один из показателей креативности: готовность работать в фан­тастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциа­тивные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое.

Мечта - предмет желаний, созданный путем представления или воображения.

Одаренность - то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способно­стей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой- либо деятельности.

Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.

Озарение - см. инсайт.

Оригинальность - один из показателей дивергентного мышления: способность произ­водить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов.

Склонность - предрасположенность, постоянное влечение к чему- или кому-нибудь.

Способность - ярко выраженное проявление какой-либо познавательной или психо­моторной функции, обусловленное врожденными задатками.

Талант - выдающиеся врожденные (природные) качества, особые природные данные (С. И. Ожегов).

Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей (С. И. Ожегов).

Фантазия - способность к творческому воображению, измышлению; также - нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

Эвристика - быстрые, упрощенные по сравнению с рациональным обдумыванием способы (или правила) принятия решения.


 


Приложение

Методики изучения креативности
Тест творческого мышления П. Торренса[63]

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 1720 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, - получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербаль­ную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая - образное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творческое мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных вари­антов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импрови­зации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тре­вожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирова­ние проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обстановке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

3. Оптимальный размер группы - 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование.

4. Время выполнения фигурной формы теста - 30 минут. Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях - количества ответов.

Вербальное творческое мышление

Вербальный буклет «А»

Задания 1-7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени - сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?


 

Рис. 1

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изо­браженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки - слона (рис. 2). Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.


 

Рис. 2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки) Инструкция.

Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и при­влекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.


 

Рис. 3

Изобразительное творческое мышление

Построение образа на основе графического стимула

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные каран­даши.


 

Рис. 4

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую кар­тину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Допол­няйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).


 

Рис. 5

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь приду­мать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий - где угодно.

1_____ г_______ з..

4________ 5____ 6.

Рис. 6

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.

Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, про­водимых при помощи магнитофонной записи.

В первом тесте - «Звук и образы» - используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естественные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест - «Звукоподражание и образы» - содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естествен­ные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные ком­плексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Легкость (беглость) - количественный показатель, отражающий способность к поро­ждению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.

2. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

Измеряется числом категорий. Категории:

• мир природы;

• животный мир;

• человек;

• механическое;

• символическое;

• декоративные элементы;

• видовое (город, дом, шоссе, двор);

• искусство;

• динамические явления.

3. Оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от оче­видных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей.

4. Разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несу­щественных деталей при разработке основной идеи.

При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высокой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору могут сви­детельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие показатели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информирован­ности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «негативный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффици­ент оригинальности иногда наблюдается при психических и невротических расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только коли­чественный результат (баллы), но и причины этого результата.

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула. Адаптация теста осуще­ствлена сотрудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шума­ковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»

Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5 % и более слу­чаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99 %, оцениваются 1 баллом, в 3,00-3,99 % - 2 бал­лами, в 2,00-2,99 % - 3 баллами, в 1,00-1,99 % - 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положе­ния: первое включает понятие простейшего ответа - минимального и первичного. Во втором - придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (существенную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее кон­тура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается):

• цвет, если он дополняет основную идею;

• штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

• украшение, если оно имеет смысл;

• каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу;

• каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозна­чает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.

Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Мак­симальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что ино­гда не совпадает).

Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке задания субтеста 1.

Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линия»

Производится аналогично первым двум технологиям.

Дополнительные премиальные баллы за оригинальность идеи. Такие баллы даются:

1. За нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявля­ется в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих спо­собностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.

В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух пар линий - 2 балла; трех - пяти пар - 5 баллов, шести

- десяти пар - 10 баллов, одиннадцати - пятнадцати пар - 15 баллов, более пятнадцати пар

- 20 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему третьему заданию.

Индивидуальный лист оценок

(по тесту П. Торренса. Фигурная форма А:

Построение образа на основе графического стимула)


 


Ф. И. О._____ Дата проведения.................... Возраст_________ Класс___________ Школа________ Пол_
№ рис. Задание 1 Задание 2 Задание 3
Л Б ■Э Е о Л Б о £ X к- Л Б £ Л X X к_ X л о X X в о ЧЭ а м Я? CL Л о Е а Л Б о £ X к_ Л Б Л X X к_ X % разработанность Л Б О Е о щ Л Б о £ X к- Л Б Л § X X к_ X £ разработанность
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
В                        
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

 

Предыдущая статья:Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 32 страница Следующая статья:Психология творчества, креативности, одаренности, Евгений Павлович Ильин 34 страница
page speed (0.0344 sec, direct)