Всего на сайте:
123 тыс. 319 статей

Главная | Педагогика

База и методы исследования  Просмотрен 222

  1. Задание № 2 «Придумай сюжет по условию».
  2. Уровни развития креативности в экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе экспериментального исследования
  3. Показатели уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования
  4. Проблемы развития креативности как психолого-педагогическая проблема
  5. Определение актуального уровня креативности до и после коррекционных мероприятий
  6. Особенности развития креативности дошкольников в сюжетно – ролевой игре
  7. Показатели уровня креативности детей на этапах экспериментального исследования
  8. Проблема адаптации детей имеющих нарушения в развитии, Актуальность исследования
  9. Новизна исследования.
  10. Показатели уровня креативности в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе экспериментального исследования
  11. Дети с нарушениями в развитии
  12. Создание педагогических условий для развития креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

 

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1) Выявить особенности проявления креативности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

2) Выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.

3) Создать специальные педагогические условия, коррекционные мероприятия, направленные на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии в процессе сюжетно-ролевой игры;

4) Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Для решения этих задач было проведено экспериментальное исследование.

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии дошкольного образовательного учреждения № 46 компенсирующего типа города Красноярска.

Общее число участников составило 40 человек, которые были представлены двумя группами по 20 человек в каждой. Первая группа составила экспериментальную группу, вторая – контрольную группу (см. Приложение 3).

Все дети имели диагноз – Детский церебральный паралич

Экспериментальное исследование состоит из трех этапов:

1. этап – констатирующий.

Цель; провести первичную диагностику уровня развития креативности в экспериментальной и контрольной группах; выяснить условия, используемые педагогом, в работе по развитию креативности в процессе сюжетно-ролевой игры.

2. этап – формирующий.

Цель: при проведении сюжетно-ролевой игры в экспериментальной группе, использовать специальные приемы, коррекционные мероприятия, направленные на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста; проведение целенаправленной работы для организации «творческой среды».

С контрольной группой на формирующем этапе психологического эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети данной группы не включались в сюжетно-ролевую игру.

3. этап – контрольный.

Цель: провести повторную диагностику уровня развития креативности в экспериментальной и контрольной группах, сравнить анализ полученных результатов.

Задача констатирующего этапа – определения уровня развития креативности старших дошкольников в обеих группах. Для подтверждения гипотезы нам необходимо выявить уровень развития игры детей и особенности проявления креативности в ней.

С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость в изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности, разработанные Торренсом и Гилфордом:

1) оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

2) быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

3) гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

4) вариативность, т.

е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития креативности у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант сюжета.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы (см. Приложение 4). В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень.

Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям, составлявшим экспериментальную и контрольную группы, следующие задания:

Предыдущая статья:Особенности развития креативности дошкольников в сюжетно – ролевой игре Следующая статья:Задание № 2 «Придумай сюжет по условию».
page speed (0.0109 sec, direct)